Постановка звуков [с], [з] и [ц]
Содержание:
- Основные способы постановки звука [C]
- Родителям на заметку
- Правильные образцы
- Комплекс упражнений на свистящие звуки
- Ставим звук [З]
- Особенности постановки звуков
- Причины плохой артикуляции
- Постановка звука С от звука СЬ
- Дыхательная гимнастика
- Мимическая гимнастика
- До автоматизма
- Автоматизация звука «З»
- Комплекс артикуляционных упражнений
- Правильная артикуляция при произнесении звука С
- Причины
- Артикуляционные упражнения
- Упражнение. Произнесение длительного звука с.
- Автоматизация С в начале слова
- Ставим звуки [Л], [Л’]
- Постановка звука [С]
- При артикуляции звука [ с ]
Основные способы постановки звука [C]
1 способ. По подражанию.
Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С
2. способ. По подражанию с введением игровых приемов:
– насосом накачиваем колесо (с-с-с);
— дует холодный ветер (с-с-с);
— сдувается шарик (с-с-с);
— подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).
3 способ. От опорных звуков.
Для звука «С» это звуки «И» и «Ф
Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.
Игры и упражнения для отработки артикуляции звука .
Ребенок произносит звук (следите за правильностью артикуляции!), взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.
Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок — мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.
Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук . Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга
Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.
После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.
«Давай вспомним упражнение ««Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик»
При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук
Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.
4 способ.
Используют колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах.
5 способ.
Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг – звук С
Самая большая сложность — обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С
Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.
6 способ.
Постановка звука при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук .
7 способ
При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.
8 способ
Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов. При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т.д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).
9-й способ.
При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.
Родителям на заметку
Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:
- Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
- Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
- Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
- Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
- Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
- При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.
Правильные образцы
С дошкольником обязательно разбирают артикуляцию звука. Он должен понимать, как и что делать, чтобы начать правильно свистеть или шипеть. Если у него нарушено ощущение от движений органов артикуляции, то ему нужно вводить тактильный и зрительный анализатор.
Поэтому занятия проводятся перед большим, освещенным зеркалом. Дополнительно можно просить ребенка касаться пальцем частей рта (например, альвеол за верхними зубами). Так у него будет складываться полная картина.
Артикуляция звука достаточно простая — губы круглые, зубы немного разомкнуты, язык принимает форму «чашечки», а его боковые края прижимаются к небу. Голосовые складки разомкнуты и воздух сильной струей проходит через щель неба и задней части языка, после через кончик языка и альвеолы. Появляется характерный шум.
Артикуляция звука точно такая же, как и при , но с добавлением голоса. Струя воздуха чуть слабее, щель меньше и это позволяет добиться «жужжания».
В русском языке звук можно считать утрированной мягкой версией . Губы круглые, вытянутые, зубы разомкнуты, кончик языка чуть ниже альвеол, средняя часть органа чуть поднимается к твердому небу, задняя продвинута вперед и опущена. На выходе получается высокий шум.
У звука сложная артикуляция. Губы в той же позиции, что и в остальной группе звуков. Кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть упирается в верхние зубы, орган чуть продвигается вперед и получается характерный шум – резкий и отрывистый. Звук относят и к щелевым, и к смычным звукам, но на слух это не замечается.
Среди вариантов дефектного звучания выделяют «щечное» произношение. В таком случае струя воздуха уходит в щеки и это искажает звучание. В другом варианте образуется нижнее произношение – такое часто бывает из-за короткой уздечки или гипертонуса языка. Орган не поднимается полностью и больше получается свист, чем шипение.
Шипящие могут заменяться на свистящие, так как эта группа проще в артикуляции. Не стоит затягивать с устранением дефекта, так как чем старше ребенок, тем сложнее устранить проблему. От шипящих потом специалисту легче поставить сонорные звуки.
Комплекс упражнений на свистящие звуки
Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким послушным.
Заборчик
Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.
Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.
Месим тесто
Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.
Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.
Блинчики
Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.
Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.
Трубочка
Цель: расслабить мышцы лица, губ.
Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.
Почистим зубы
Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.
Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.
Маляр
Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.
Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.
Качели
Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.
Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.
Маятник
Цель: развиваем умение контролировать язычок.
Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.
Хомяк
Цель: расслабление мышц щек.
Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.
Вкусное варенье
Цель: отработка движений язычком по кругу.
Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.
Горка
Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.
Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.
Ветерок дует с горки
Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.
Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.
Ставим звук [З]
Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».
Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок
Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука
По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.
Особенности постановки звуков
Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.
Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.
Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):
- чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
- чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.
Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.
Постановку звуков производят такими методами:
- По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
- По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке — В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
- От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию — Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
- Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).
Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:
- Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
- Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
- Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
- Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
- Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
- Предупреждение дисграфий.
С теорией немного разобрались, приступим к практике.
Причины плохой артикуляции
Развитие речи – одна из главных фаз формирования человека в социуме. Нормы — //rechudetey.ru/category/normy-rechi
Проблемы неправильной артикуляции как у взрослых, так и у детей возникают по нескольким причинам. Это могут быть и аномалии прикуса, и короткая уздечка языка.
Также существуют и другие особенности нарушения из-за механики ротовой полости.
Если с речевым аппаратом все в порядке, то врачи говорят о функциональном нарушении. У детей подобные специфические расстройства возникают из-за генетики, перинатальных патологий и органических поражений зоны речи.
Причинами могут стать плохое социальное окружение, двуязычие и проблемы с речью у близких родственников.
Также в логопедии утверждается, что малыши неправильно выговаривают звуки до пяти лет.
Такие проблемы требуют правильного лечения и кропотливой работы. Если ребенок не начнет вовремя заниматься логопедическими упражнениями, то дефекты останутся на всю жизнь
Со стороны докторов немаловажно определение правильного диагноза
Очень часто проблема заключается в языке и дефектах, связанных с ним. Поэтому необходимо провести обследование его строения и подвижности. Это поможет установить причину неправильной артикуляции.
Постановка звука С от звука СЬ
Постановка звука от мягкого состоит в выработке правильной артикуляционной позы:
- губы в широкой улыбке;
- язычок упирается в нижние зубы и формирует горку;
- сильно направленная струя воздуха.
То есть ребёнок должен вдохнуть и выдохнуть на язык с этой артикуляционной позой. При этом ощущается холодная струя воздуха (проверить можно поставив перед лицом ладошку).
Автоматизация звука происходит изолированно в:
- слогах — лучше начинать с обратных слогов , , , и потом переходить к прямым , , ;
- коротких словах;
- словосочетаниях;
- предложениях и связной речи.
Упражнение «Заборчик»
Зубки нужно поставить ровно друг над дружкой и улыбнуться. Проверить правильно ли поставлены зубы можно пальчиком.
Теперь уточняем месторасположение языка. Язык должен лежать за нижними зубами, лежать плоско и никуда не подниматься.
Нужно попросить ребёнка приоткрыть рот и показать язычок, удостовериться, что он расположен правильно. Часто бывает, что у детей повышен тонус языка. И язык вылезает за передние зубы, не может успокоится и лечь ровно. В этом случае делается массаж специальным шпателем или массаж зубками или губами (просто помять язык). Второй вариант предпочтительнее, так как эффект разминки тот же, но ребёнок не ощущает страха и дискомфорта от посторонних предметов.
Дыхательная гимнастика
Выполняется после артикуляционной гимнастики. Рекомендуются следующие игровые логопедические упражнения для постановки звука Ш:
- «Футбол». Логопед кладет на горизонтальную поверхность ватный шарик, предлагает пациенту забить гол в импровизированные ворота струей воздуха. Но щеки раздувать нельзя, воздух выдувается только при участии сложенных трубой губ. Желательно, чтобы логопед держал ладонями щеки ребенка во время упражнения. Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел цельный ровный воздушный поток.
- «Бабочка» на цветке. Из цветного картона вырезаются бабочка и цветок, соединяются. Логопед просит пациента сдуть бабочку с цветка способом, аналогичным вышеприведенному.
Мимическая гимнастика
Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.
Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:
- Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
- Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
- Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
- Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
- Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
- Изображение любых смешных рожиц.
До автоматизма
Чтобы закрепить результат после постановки звука, нужно постоянно, ежедневно выполнять с ребенком упражнения на отработку произношения.
- Повторение цепочки слогов, где после стоят гласные. Сначала это будут цепочки одинаковых слогов («ва-ва-ва», «во-во-во» – и так со всеми гласными), затем можно строить цепочки из разных слогов («вы-ва-ву», «ве-ва-во»).
- Проговаривание слов, содержащих в начале слова (Ваня, вы, вода, воз, вата, вожак, ванна, высота, вахта, вагон, волк, вуаль).
- То же самое, только фонема должна находиться внутри слова (Иван, корова, сова, диван, халва, кровать, забава, вывозить, сорвать, выводок).
- Слоги со стечением других согласных рядом с (вку, впа, тва, зву, вкла, вра, вклю).
- Слова с такими слогами (впадать, листва, включение, вкусно, внучка, вложение, звуковой, вкладыш, звучание, вклад, звание, власть, вкус, влага, звать, звук).
- Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, загадки на отработку фонемы .
Чтобы такие упражнения не были слишком скучными и «учебными», превратите их в игру: добавьте к занятиям музыку, сопровождайте занятия веселыми пояснениями, особенно к скороговоркам. Можно добавить движения и проигрывать их (так вы поможете ребенку развивать и логоритмику). Можно устроить «экзамен» для родителей: малыш называет сложный слог (тва), а мама называет слово, в котором он присутствует (отвар, отваливать). Слова, значение которых ребенку неизвестно, тут же объясняем. А если еще и рассказать ему интересные истории о происхождении и значении поговорок или пословиц, получатся познавательные игровые занятия по развитию речи, которые ребенку наверняка придутся по душе.
Можно использовать картинки и карточки, которые помогут и маме и ребенку.
Важно играть с ребенком в логопедические игры, когда он к этому готов, и столько, сколько он может играть, не уставая и не отвлекаясь. Против его воли получить результат будет невозможно
Это может вызвать только ответный протест, малыш замкнется в себе. Поэтому «дозировать» занятия нужно в соответствии с возрастом: до 4 лет достаточно 2 раз в день по 5-7 минут, после 4 лет – 2 раз по 10-12 минут. Но если ребенок – непоседа, такое расписание придется корректировать, разбивая на большее число «подходов», дробя время занятий.
Автоматизация звука «З»
Недостаточно только выговаривать звук, надо научиться использовать его в своей речи. На следующем после постановки этапе усвоенный навык закрепляется. Сначала изолированно, затем — в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Для автоматизации звука «З» можно практиковать проговаривание его в стихах, чистоговорках, скороговорках, загадках, фразеологизмах.
Например,
стихи со звуком «З»
чистоговорки на «З»
скороговорки на «З»
А вот еще интересные загадки и фразеологизмы на букву «З» на этапе автоматизации.
Загадки:
Фразеологизмы:
зарубить на носу, закидать шапками, заживет как на собаке, заморить червячка.
Логопедическое занятие по автоматизации проблемного звука пройдет успешнее, если организовать его в игровой форме с использованием цветных картинок, игрушек, кубиков, лото и других предметов.
Вот несколько идей для автоматизации «З»:
- Попросите ребенка назвать цвета кубиков. Какой цвет начинается на «З»? Правильно, зеленый. Давай зеленые кубики сложим отдельно. Какие игрушки содержат букву «З» в своем названии? Зайка, змейка, собачка Зина. Оказывается, ураган разрушил их домики, и они решили построить один общий дом из зеленых кубиков. Как-то во время прогулки в зеленом лесу пошел дождь. «Где наши зонтики?» — закричали зверушки. Они бросились домой, но там их поджидал злой волк Заза. Зверушки не испугались, они пригласили волка в гости переждать дождь за чашкой ароматного чая с земляничным вареньем.
- Разложите цветные картинки в ряд, пусть малыш выберет из них те, на которых изображены предметы с буквой «З».
- Вы называете слово, а ребенок повторяет его во множественном числе (зуб-зубы, зверь-звери).
Комплекс артикуляционных упражнений
Дифференциация свистящих основывается на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных выделяют такие:
Необходимо широко открыть рот в улыбке, не смыкая зубы. Через несколько секунд можно расслабить мышцы губ. Упражнение повторяется 5-6 раз.
Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Требуется провести кончиком языка по деснам, имитируя чистку
Сначала уделяется внимание верхним зубам, затем – нижним.
Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно коснуться кончиком языка уголков губ. Подбородок в этот момент должен быть неподвижным.
Язык максимально высовывается
Сначала его необходимо тянуть к кончику носа, а затем – к подбородку. После этого следует поочередно коснуться широкой стороной языка губ.
При полностью сомкнутых зубах следует максимально вытянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.
Правильная артикуляция при произнесении звука С
Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.
После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С
Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал
Причины
Выделяют социальные и индивидуальные причины отклонения от норм произношения. Особенности социальных:
отсутствие артикуляционных упражнений
Для развития воспроизведения любого звука важно уделять внимание специальным упражнениям для правильной артикуляции. Каждому звуку характерна своя постановка речевых органов; недостаток обучения
С ребенком не проводятся регулярные занятия для устранения произношения без ошибок; невнимательное отношение родителей, двуязычие в семье
Характеристика индивидуальных причин
- неправильное дыхание во время речи. Возникает из-за плохой развитости дыхательной системы (заикание, ринит);
- проблемы с фонематическим слухом.
- дефекты тонуса мышц. Проблема характерна при дизартрии. Устранением занимается логопед, проводя поэтапные индивидуальные занятия;
- дефекты со строением речевых органов.
Артикуляционные упражнения
- улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
- (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик»
улыбнуться;
приоткрыть рот;
положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Чистим зубы»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
- нижняя челюсть при этом не двигается.
«Часики»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Киска
сердится»
- губы в улыбке, рот открыт;
- широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
- на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами, на счет «два» язык убирается вглубь рта;
- кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за нижними зубами рот не закрывается.
«Загнать мяч в ворота»
- положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
- щеки не должны надуваться.
- рот закрыт;
- кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
- на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
«Трубочка»
- открыть рот;
- высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
- подуть в «трубочку».
Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы
поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением
свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца)
будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более
тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата,
нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.
Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.
Упражнение. Произнесение длительного звука с.
1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдуваем воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с—. Повторяем упражнение.
Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, несвистящим.
2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
Проделываем несколько раз упражнение без использования палочки.
Автоматизация С в начале слова
Взрослый произносит, а ребенок повторяет такие слова:
- Савва, садик, сага, сарай, сап, сажа, сайра, сало, сантиметр, сазан, сатин, санитар, сачок, самолет, сарафан, самый, Саша.
- Сыт, сын, сыпать, сынок, сыпь, сыр, сырок.
- Совет, сок, сочинение, сосед, сон, соты, сорт, сова, солист, София, соль, солдат.
- Сустав, суп, суша, суд, султан, судья, сухость, сукно, сухарик, сурок, сумма, сувенир, сумка, супермеркет, суббота.
- Сесть, сестра, серый, семь, секунда, Сева, село, седло, Сережа.
- Символ, сито, синяк, сирень, сироп, сила.
Усложняются слова (рядом со звуком «С» есть другие согласные): свожу, сварю, свои, страна, стоп, скакать, спуститься, следить, скалка, старший, скучный, смекалка, срочный, спинка, спят, средний, снегирь, сливки, снег, слезы, спеть, Света, спуск, свисток, свинка, смех, сметана, смелый, смена, след, слюна, смыть, смято, спор, спокойный, скат, стрелок, сколько, сбыть, слог, слойка, слух.
Ставим звуки [Л], [Л’]
Для постановки звуков , используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».
Если в речи ребенка звук отсутствует, его ставят в 2 этапа:
- Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
- Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».
Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка
Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.
Если ребенок звук заменяет звуком , ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее
Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки
Постановка звука [С]
Артикуляция «С» такая:
- губы нужно растянуть в слабой улыбке;
- зубы приблизить, но не смыкать;
- прислонить кончик языка к передним зубкам нижнего ряда, выгнуть язык, уперев его бока в коренные зубы;
- создать сильную и узкую воздушную струю.
Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.
Звук «С» ставят несколькими способами:
- По подражанию. Сидя с ребенком перед зеркалом, покажите, как нужно произносить звук «С».
- По подражанию с игровыми моментами. Для этого способа используют наглядность и яркие предметы, с помощью которых можно имитировать звук «С». Например, шарик сдувается – «СССС».
- По опорным звукам. Чтобы научиться произносить звук «С», ребенок должен уметь выговаривать звуки «И» и «Ф», которые являются для него опорными.
- Механическая постановка. Шпателем логопед устанавливает язычок ребенка в нужное положение, просит плавно, но достаточно сильно выдуть воздух.
Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.
При артикуляции звука [ с ]
- Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
- Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
- Зубы сближены или сомкнуты
- Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
- Голосовые складки разомкнуты.
- Звук с глухой.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для развития напора воздуха.
1) Набираем в лёгкие воздух, с силой начинаем дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Ощущаем резко бьющуюся холодную струю, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторяем упражнение.
2) Высовываем язык, чтобы он спокойно, не напрягая лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и слегка нажимаем для образования канавки. Губы округляем, но не напрягаем. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдуваем воздух, раздувая щёки. Контролируем ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторяем упражнение.
3) Проделываем предыдущее упражнение без использования палочки.
Упражнение для губ. Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.