Что нужно знать родителям при постановке звуков [р] [рь] у детей поэтапно

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким

Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево

Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Разновидности нарушений

Нарушение произношения звуков Р и Р` называют ротацизмом и параротацизмом.

Существует несколько их вариантов:

  • Отсутствие звука в речи − ребенок вместо него не использует другой звук (например, «кова» вместо «корова»).
  • Велярный − происходит, если задняя часть спинки языка поднимается слишком сильно и соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука. Это нарушение называют картавостью.
  • Увулярный − происходит вибрация только маленького язычка. Такой ротацизм называют горловым.
  • Боковой − вибрирует боковой край. При произнесении происходит совмещение звуков Р и Л`.
  • Билабиальный − такой вид нарушения встречается редко. Ребенок создает вибрацию губами и получается звук похожий на «пррр».
  • Лабиодентальный − звук получается между верхней губой и нижними зубами, и наоборот.
  • Одноударный или проторный звук − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  • Щечный − воздушная струя проходит через щеку и боковые края языка, что вызывает вибрацию щек.
  • Межзубный − язык расположен между зубами.
  • Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на его мягкий вариант, либо заменяют Л, который проще по артикуляции.

Также этот звук заменяют следующими звуками:

  • В – «паваход» вместо «параход»;
  • Д – «дука» вместо «рука»;
  • Г – «пагавоз» вместо «паравоз»;
  • Й – «йиба» вместо «рыба».

Ротацизм может быть отражением простой дислалии, когда нарушено произношение одного звука. Или это вариант сложной дислалии, когда нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков. Ротацизм и параротацизм могут свидетельствовать о более сложных речевых нарушениях − дизартрии, алалии, ринолалии.

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.

Этиология возникновения и характерные признаки

Причины появления отклонения отличаются в зависимости от его видов. Наиболее часто дефект возникает под влиянием одного из следующих факторов:

  • на фоне длительной хронической инфекции, что приводит к физическому или нервному истощению;
  • в результате недосмотра в детском возрасте, ребенка не научили говорить правильно;
  • в случае смешанных браков, когда мама и папа общаются на разных языках;
  • как подражание близкому человеку;
  • неправильной артикуляции;
  • недоразвития фонематического слуха.

Отдельно рассматриваются причины органической картавости: нарушения прикуса, роста зубов, аномалии языка. Их классифицируют на наследственные и приобретенные.

Классификация причин ротацизма:

  • механические (неправильный прикус, твердое небо, гипердонтия);
  • акустические (ребенок путает созвучные «р» и «л»);
  • подражательные;
  • наследственные;
  • неврологические (связаны с патологическими процессами в головном мозге);
  • функциональные: недоразвитость мышц аппарата речи и короткая уздечка языка.

Каждый из видов дислалии характеризуется конкретными симптомами. Так, патология может заключаться в трудности произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм и парасигматизм. Это могут быть фонемы , , , . Если трудности только с постановкой звука , — это ротацизм и параротацизм. Для патологии заднеязычных звуков , , , , , существует определение гаммацизм, каппацизм, хитизм и т. д. Одновременно с этими главными признаками человек может заменять звонкие звуки на глухие или смещать их. Аналогичным образом происходит замещение мягкого на твердый или перестановка.

Ротацизм – это отдельный вид картавости, который заключается в нарушении произношения звуков «р» и «рь». Он сложен для воспроизведения, потому что в процессе задействованы разные части языка. Ему не свойственно быть врожденным, поэтому избавление от патологии проводится с помощью регулярных занятий с логопедом.

Ротацизм бывает велярным и сопровождается вибрацией края мягкого неба; увулярным с колебаниями язычка неба. К причинам его появления относятся патологии слухового аппарата, частичный паралич мышц языка, слишком короткая уздечка языка и его слабые мышцы. При таком расстройстве фонема может быть полностью исключена из речевого оборота или искажена горловым («французским»), боковым произношением. Возможна ее замена на звуки л, й, ы, г, в.

Терапия подбирается в соответствии с жалобами пациента. Отличие горлового произношения от нормы можно услышать, попросив ребенка долго произносить этот звук с открытым ртом. Лечение ротацизма направлено на увеличение подвижности органа с помощью комплекса упражнений, укрепление мышц, ответственных за его амплитуду. Как быстро человек будет переставать неправильно произносить звуки, зависит не только от типа нарушения, но и добросовестного выполнения упражнений, подобранных специалистом.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

«Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
«Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
«Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
«Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
«Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
«Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки

Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
«Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе

Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Похожие и рекомендуемые вопросы

Буква р произносится горлом Букву Р произносит горлом, как можно это исправить

Ребенку 5 лет согласные буквы не говорит Моему ребенку 5 лет говорит только мама….

Ребенок не говорит буквы р, л ! спасибо за то что отвечаете на наши вопросы, моему…

Не произносит поставленный звук в речи Обращаюсь к вам стакой проблемой. Дочке 5 лет…

Ребёнок не говорит Моему сыну 2.10, он говорит только мама, баба, папа, дядя Вова,…

Как поставить правильную речь ребенку? Подскажите как правильно начать ставить звуки…

Ребенок не говорит букву л и р У моего ребенка такая проблема, ему 5 лет, а он не…

Я занимаюсь с ребенком звуком р Занимаюсь с сестрой буквой р но не могу понять как…

Ребенок невнятно говорит Мальчику 4 года 3 месяца. В садик ходим с 2-х лет, но часто…

Правильно ли говорит ребенок Ребенку 1 год и 2 месяца. Говорит мама, папа, титя, тетя,…

Писклявый голос Я не совсем уверенна, что обращаюсь правильно. Дело в том, что у моего…

Ребенок начинает слова с буквы «А» Моей дочери 2 года и 1 месяц. Первые слова начала…

Ребеноку 3 года, невнятная речь Моему ребенку уже 3 года. И вот уже год у него нет…

Булькающие звуки в горле у ребенка Ребенку 7 месяцев, в положении лежа на животе в…

Ребенок в 2.4 не говорит слоав только звуки Сыну 2.4, а он не говорит слов только…

Ребенок говорит мало слов Возможно, мой вопрос покажется смешным, но все же меня это…

Ребенок не говорит Мы родились весом в 4500 и 60 см, родовая травма (кефалогематома),…

Ребенок 2,8 лет не разговаривает Мой сын в 2.8 лет говорит несколько слов и то не…

Ребенок 2,9 г. Говорит слогами У нас такая ситуация. Дочка, 2 г. 9 мес. Говорит слогами….

Ребенок не говорит в 2,5 года Моему внуку 2,5 года но кроме слов мама, папа, баба,…

Способ постановки звука при искажении фонемы

Постановка фонемы при искажении. Эта форма нарушения наиболее сложна при коррекции. Здесь родителям не обойтись без помощи учителя-логопеда. Индивидуальные занятия по постановке звука проводятся один или два раза в неделю. Частотность занятий определяется логопедом. Выделяются основные виды искажения:

  1. Горловое, при котором звук произносится как во французском языке. Образуется звук вследствие вибрации мягкого нёба, а не кончика языка.
  2. Носовое искажение образуется за счет выхода воздушной струи через нос, вибрация языка отсутствует. На слух искажение звучит как сочетание «нг».
  3. Боковое искажение происходит из-за вибрации боковой части языка, при этом слышится сочетание «рл».
  4. Губное искажение («кучерское») образуется за счёт вибрации губ ребёнка, язык пассивен, не участвует в произношении.
  5. Одноударное искажение характеризуется недостаточной вибрацией языка. Звук становится похожим на английское «р».
  6. Щёчное искажение формируется за счёт вибрации щёк, язык пассивен, как и при губной форме.
  7. Увулярное искажение происходит при вибрации увулы (мягкого язычка).

На первом этапе проводится полное логопедическое обследование артикуляционной системы. Частой причиной формирования искажений является укороченная подъязычная связка. Многие специалисты советуют при этом провести подрезание связки с целью улучшения двигательной функции. Но хирургическое вмешательство будет болезненным для ребёнка и повлечёт долгий период заживания. Растянуть подъязычную уздечку возможно средствами артикуляционной гимнастики.

Упражнение «Гармошка». Проводится при успешном освоении упражнения «грибок». Попросите ребёнка «присосать» язычок к твердому нёбу, затем постепенно открывать и закрывать рот, оставляя язык наверху. В первые разы ребёнок будет чувствовать дискомфорт или боль от натяжения связки. Упражнение проводится постепенно, без резких растягиваний. Уздечка будет растягиваться, и язык станет подвижнее. В случаях слишком короткой и плотной уздечки период растягивания может занять не один месяц. Упражнения следует выполнять по 10-15 минут в день.

Надо ли исправлять горловое Р?

Итак, исправлять горловое Р или не исправлять — решать вам! Но обратите внимание, что наличие горлового Р может указывать на вышеописанные нарушения и не стоит их игнорировать. Если вы хотите обсудить это проблему с логопедом — записывайтесь на консультацию

В клинике «Диал-Дент» есть все необходимые специалисты, работающие комплексно — детские стоматологи, детский ЛОР, детский ортодонт. Пусть горловое Р не встанет на пути у вашего ребенка!

Про постановку и автоматизацию звука «Р» читайте тут.

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

Похожие и рекомендуемые вопросы

Проблемы с произношением звуков З и С У меня проблема с дикцией буквы З и С не так…

При разговоре слишится буква «с» как этого избежать В начале я не замечала проблему…

Картавость С детства не умел выговаривать р. В 20 лет решил заняться этой проблемой,…

Есть вибрация, но нет звука Р Меня зовут Данил. Проблема следующая: кончик языка вибрирует…

Произнесение Р Моя дочь 9-ти лет неправильно произносит звук Р, в словах где Р мягкая,…

Готическое нёбо Мне 18 лет. У меня горловое произношение звука Р, ходила к логопеду,…

Проблемы слог с буквы С Моей дочке 3.5 года. Дома говорим по русски. Ходит в Америк….

Уздечка языка Сыну пять лет. Неправильно говорит ж, ш, щ, р, иногда нечетко слова…

Очень хочу научится не картавить Я не выговариваю букву р, ну как многие говорят что…

Проблемные слоги со звуком Р Я всегда неправильно произносила звук Р — не языком,…

Мягкий ррр Как правильно произносить мягкий звук р. Он у меня вроде не горловой, как…

Сильно шипелявлю Я шипелявлю, не выговариваю букву ш, порой даже, когда я говорю происходит…

Произношение звука «С» и прикус Мне 19 лет. С детства имею дефект речи- шепелявость….

Дочка плохо разговаривает Доктор. Моей дочке исполнится 8 лет. Она плохо говорит не…

Не выговариваю цифру «3» У меня проблема. Когда я хочу сказать три то получается тэри….

Картавость матери Я с детства неправильно произношу букву р (горловое произношение)….

Вредная привычка связанная с языком Уважаемая(ый) ! Суть проблемы заключается в следующем:…

Картавость Мне 17 лет. Я никак не могу на учиться говорить букву р. Подскажите пожалуйста…

Как откорректировать речь? Говорить внятно Проблема с речью, буквы проглатываю, слова…

Картавость Мне 17 лет и я картавлю. Скажите, пожалуйста, можно ли самому избавиться…

Причины неправильного произношения

Причины появления нарушений

Основные причины возникновения ротацизмов – это неподготовленность артикуляционного аппарата и неправильно сформированное речевое дыхание. Если воздушная струя – слабая, то создать вибрацию не получится. Язык должен иметь хороший мышечный тонус, чтобы принять правильное положение для произношения Р.

Причиной искажения данной фонемы могут быть анатомические особенности органов артикуляции:

  • неправильный прикус;
  • укороченная подъязычная уздечка;
  • особенности строения верхнего неба.

Влияет и социальный фактор: если в детском окружении есть взрослый или ребенок, который «картавит», подражая ему, малыш может произносить звук неправильно.

Причина появления параротацизмов – это несформированность фонетико-фонематических процессов. Ребенок не различает нужную фонему среди других и не может сформировать правильный звуковой образ. В результате он выбирает звук наиболее похожий по акустическим или артикуляционным признакам.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата

Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык)

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие)

Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.

Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.

  1. «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
  2. «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
  4. «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
  5. «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
  6. «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
  7. «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.

Лечение картавости в домашних условиях

Чем раньше вы начнете заниматься этой проблемой, тем лучше. В некоторых случаях приходится обращаться к стоматологу, хирургу и логопеду. Надеяться, что с возрастом картавость пройдет, не следует.

Эти упражнения помогут если не исправить картавость в домашних условиях, то улучшить произношение. Рекомендуется проделывать их каждый день.

  • широко улыбнитесь и водите языком в стороны по внутренней поверхности верхних зубов. Не закрывая рот, двигайте языком вперед-назад по небу, возвращаясь каждый раз к зубам;
  • высуньте язык на нижнюю губу и быстро облизывайте ее, при этом старайтесь издавать гортанные звуки;
  • поочередно раскатисто произносите: «р-р-р-р-р-р», «рь-рь-рь-рь-рь», «ри-рэ-ра-ро-ру-ры», «лра-лро-лру-лрэ-лры»;
  • отрабатывайте ударные слоги в начале слов р: «рот», «рама», «руль», в середине слов: «нора», «конура», «пари», безударные в начале слов: «пара», «карусель», «мера»;
  • так же проговаривайте скороговорки с проблемным звуком, например: «рыла свинья белорыла, тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то Хавронье и рыло, чтобы она рыла», «скороговорун скроговорил, выскороговаривал, что все скроговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговрок не перескороговорить, не перевыскороговорить»;
  • логопед должен подобрать несколько упражнений, благодаря которым вы научитесь правильно выговаривать проблемные звуки. Это долгая работа, за один вечер вы ничего не исправите. Но 15-ти минутные занятия помогут избавиться от картавости в домашних условиях уже через несколько месяцев

Конечно, домашние занятия не принесут такого результата, как занятия с профессиональными логопедами, но при старании самостоятельно можно исправить картавость у взрослого человека. Вот пример нескольких упражнений для тренировки:

  • медленно произносите звуки «тэ», «лэ», «дэ». Проговаривайте их одним словом «тэлэдэ», пытайтесь четко выговаривать эти звуки, наращивайте скорость произношения, не теряя четкости;
  • потом начинайте проговаривать «дэтэдэ». Первое «дэ» будет произноситься, как обычно, без напряжения, а второе — так, чтобы кончик языка касался бугорка десны над верхними зубами. Делайте это упражнение медленно, не торопясь, в течение 7 минут;
  • ускорьтесь, пока не почувствуете, что у вас получается произносить звук «р»;
  • после первых успехов можно приступать к произношению слов с буквой «р»: «дробь, дротик, дроссель, дрофа, дрожь, дрова, трос, троллейбус, тромб, ведро, бедро, мудро, метро, хитро»;
  • после успехов с предыдущими словами, начните тренироваться с более сложными: «смрад, трамвай, стрижка, страх, разряженный, тархун, разбойник, борозда, трешка».

Для большей результативности эту тренировку стоит повторять три раза в день.

Как лечат картавость у ребенка?

  • массаж языка;
  • логопедический массаж;
  • механические вибрации передней части языка;
  • регулярные упражнения;
  • артикуляционная гимнастика;
  • соблюдение тактильного контроля.

Подведем итоги

Все вышеперечисленные упражнения нужно делать регулярно, иначе никакого результата добиться вы не сможете. Фиксируйте успехи выразительным чтением и пением. Будьте здоровы и читайте полезную информацию на нашем сайте о том, как научить ребенка разговаривать.

Диагностика нарушения речи

С подобными проблемами обращаются к врачу-логопеду, который после визуального осмотра и оценки моторики, развития речи оценит слух, зрение пациента. Обязательным является исследование подвижности органов. Для этого специалист подберет упражнения подражающего характера.

Логопедическое обследование при картавости выявляет с помощью дидактического материала дефектные звуки, их отсутствие, замещение и искажение. Обязательно проверяют слуховой аппарат при осмотре у отоларинголога. При необходимости может потребоваться консультация смежных специалистов: стоматолога, ортодонта, хирурга. В случае функционального отклонения консультирует детский невролог.

Категории

АллергологАнестезиолог-реаниматологВенерологГастроэнтерологГематологГенетикГепатологГинекологГомеопатДерматологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский инфекционистДетский кардиологДетский лорДетский неврологДетский нефрологДетский офтальмологДетский психологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский хирургДетский эндокринологДиетологИммунологИнфекционистКардиологКлинический психологКосметологЛогопедЛорМаммологМедицинский юристНаркологНевропатологНейрохирургНефрологНутрициологОнкологОнкоурологОртопед-травматологОфтальмологПаразитологПедиатрПластический хирургПроктологПсихиатрПсихологПульмонологРевматологРентгенологРепродуктологСексолог-АндрологСтоматологТерапевтТрихологУрологФармацевтФизиотерапевтФитотерапевтФлебологФтизиатрХирургЭндокринолог

Новости

21 декабря

Компания Panasonic предоставила пациентам «Диал-Дент» возможность приобрести наиболее популярные модели ирригаторов полости рта по специальным минимальным ценам! Подробности тут.

16 декабря

Подача кислорода улучшает состояние пациентов с дыхательной недостаточностью, позволяя проводить комфортное и безопасное лечение или гигиену зубов. Центр «Диал-Дент» оснащен всем необходимым оборудованием для проведения кислородотерапии, при необходимости обеспечено присутствие врача-анестезиолога. Подробнее про кислородотерапию читайте тут.

11 декабря

В работе «Выпал передний зуб при пародонтите — экстренная помощь» пациенту проведена полная диагностика и составлен план комплексного лечения, но из-за финансовых трудностей план лечения пришлось сократить. Пациенту оказана экстренная помощь, которая поможет дождаться более благоприятной ситуации и продолжить лечение.

7 декабря

В работе «Когда ремонт скола металлокерамики невозможен — замена старой коронки на керамическую» показана ситуация, в которой целесообразнее замена коронки, а не ремонт старой.

3 декабря

Препарат Скульптра — инъекционный имплантат на основе полимолочной кислоты. Обеспечивает длительный лифтинг-эффект, стимулирует выработку собственного коллагена. Подробнее тут.

все новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector