Постановка звука [т]

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть  “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки  “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Автоматизация в словах и слогах

Процесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания.

Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т».

Ниже представлены примеры для автоматизации:

  1. Даша и Даня идут в детский сад.
  2. Дети делят дыню.
  3. Давай в гости ходить друг к другу: сперва ты меня позовешь, а потом я к тебе приду.
  4. Дело заделано, надо доделывать.
  5. Не буди медведя – обидит.
  6. Не делю, Люда, неделю.
  7. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
  8. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить.
  9. Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
  10. У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе.

Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т».

А именно:

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жителем страны звуков и букв.Но сначала давайте поиграем: я называю слово «торт», а маленький будет тортик, кот – (котик, стол – (столик, тарелка – (тарелочка, терем – (теремок, стул – (стулик, тетрадь – (тетрадочка, топор – (топорик, ботинки – (ботиночки). Молодцы!

Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (бегемотик). Этого бегемотика зовут Тотошка. Какой звук слышится в начале слова Тотошка? (звук ). Сегодня мы вместе с Тотошкой будем слушать и произносить звук .

Ребята, произнесите звук . Что делает наш язычок, когда мы произносим звук ? (стучит по бугоркам) Звук поётся? (нет); значит, он какой? (согласный). В доме какого цвета он будет жить? (в синем).

А теперь положите ладошку на горлышко, ещё раз произнесите звук и определите звонкий или глухой этот звук? (глухой). Вместе скажем, звук — согласный, глухой.

Поиграем в одну игру: вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите звук : ТА, ДА, ТО, ДУ, ТУ, КО, СУ, ТА, НО, ПО, ТУ.

Ребята, нашего бегемотика Тотошку позвал к себе в гости пёсик Тимошка.

А на чём же он сможет добраться к Тимошке?Давайте поможем Тотошке: посмотрите, на чём можно поехать в гости? (на такси, на трамвае, на троллейбусе, на теплоходе). Как это называется одним словом? (транспорт).

Игра «Назови слово со звуком и брось мяч другому» (творог, сторож, телевизор, тайфун, открытка, стрела, тушёнка, библиотека, треугольник, термос, молоток, принтер, ток, конфета, газета).

Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Т? (ответы детей).

Давайте напишем букву Т пальчиками в воздухе,

а)загадка: По небесам оравою бегут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков бежит вода.

Спрячемся получше от дырявой…

б) выделение звука “т” из слова “туча”;

в) произношение и характеристика звука “т”.

Развитие фонематического восприятия:

а)повторить цепочку: ат-ат-та,

та-та-ат, ат-ат-та и т. д.

б) повторить имена со звуком “т”: Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля,

Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;

в) заменить первый звук в словах на “т”:

банк –

раз –

санки –

куча –

лапки –

ком –

почка –

пачка –

сорт –

4.Физкультминутка с мячом: единственное число существительных.

банты – бант,

бинты – бинт,

букеты –букет,

винты – винт,

листы –лист,

билеты – билет,

кусты – куст,

болты – болт,

жакеты – жакет,

мосты – мост,

торты – торт,

халаты – халат,

посты – пост,

зонты – зонт,

аисты – аист.

Логопед: Мы уже познакомились с двумя звуками Т,ТЬ

Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ:

Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.

Введение в тему занятия. Логопед: с какими звуками мы называли слова?- Т и ТЬ.

— Сегодня мы сравним эти звуки.

Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»)

Координация речи с движением

Руки вверх мы поднимаем –

Раз примерно целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

Так – направо, так – налево.

Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?

Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).

Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ: лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .

Логопед: Подскажите, какой мы слышим звук,мягкий или твердый в словах: курТка, перчаТки, колгоТки, плаТок?

Пальчиковая гимнастика:

Точильщики.

Точим нож!Дети имитируют движения точильщика: проводят

Будет очень он хорош. ладонью то одной, то другой руки с переворотом.

Будет резать он припасы: Имит-ют движ-я нарезки овощей (пав. рукой по лев.)

Масло, сало, хлеб, колбасы, Имит-ют движ-ия намазывания масла (лев. рук по пр)

Помидоры, огурцы… Четыре хлопка

Угощайтесь, молодцы! Пять хлопков

Дети.: Звук , твердый, согласный, глухой. Ребята, давайте отхлопаем и определим, сколько слогов “поселилось” в каждом слове?

Дети.: Курт-ка 2 слога; пер-чат-ки 3 слога; кол-гот-ки 3 слога; пла-ток 2 слога.

Логопед:- А где же живет этот звук в словах, вначале, в середине или в конце?

Дети: Во всех словах в середине.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка)

Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам. Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Как поставить звук

Поставить правильный звук вы можете самостоятельно дома, в логопедии имеются разные способы постановки. Но прежде чем вы или логопед начнете работу над коррекцией, ребенок должен правильно произносить С и Т. Если один из этих звуков малыш говорит неправильно, то необходимо исправить их произношение, а потом приступать к постановке Ц.

Упражнения:

  • По звукоподражанию. Ребенок произносит сочетание ТС, постепенно ускоряя темп, получается Ц.
  • Использование опорного звука. Вы можете выбрать для постановки С или Т. Во время произнесения Т или С, взрослый просит отодвинуть язык немного подальше от зубов. Постепенно ребенок сможет произносить правильный звук.
  • Механический подход. Для этого понадобится шпатель или зонд. Если опора будет на Т, то инструментом кончик язык заведите за нижние зубы. Если опора на С, кончик языка вдавите вглубь рта. У вас должен получиться Ц.
  • От обратного слога − АТС. Ребенок должен произносить его на одном выдохе. Получается четкий Ц.
  • Если у ребенка межзубный сигматизм, попросите его прикусить ватную палочку, а ее кончиком аккуратно продвигайте язык дальше вглубь, несильно нажимая на спинку. Попросите его произнести ТС, и у вас получится нечеткий Ц. Постепенно при произношении он научится говорить его без механической помощи.

Если вы используете способ постановки от опорного звука, то у Ц может быть небольшой призвук Ч. Когда ребенок выучит артикуляцию, то свистящий будет четким. Если нет больших отклонений в работе артикуляционного аппарата, то с помощью звукоподражания и обратного слога вы сможете быстро поставить нужный звук. Сколько вам понадобится занятий по постановке, будет зависеть от речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка. Переходить на этап автоматизации звука вы сможете после того как малыш станет произносить изолированный звук четко.

Ход занятия:

I. Орг.Момент:

— Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

(Приветствие учителей и родителей).

Слайд 1

— Какое сейчас время года?

Психогимнастика:

— Как светит солнышко осенью? (Слабо)

— Подставьте солнышку лицо, руки и погрейтесь.

— Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь. Мы замерзли, съежились. Покажите.

— А теперь дождь закончился. Из-за тучи выглянуло солнышко, улыбнитесь ему. Мы согрелись и расслабились.

— Покажите, как светит солнышко, улыбнитесь ему.

— Садитесь на свои места.

II.Введение в тему:

Ввод героя — собачка Тошка.

Гер: — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тошка! А чем вы тут занимаетесь?

ЛОГ: — Мы с ребятами изучаем грамоту.

Гер: — Ой, я такого не знаю! Что это и с чем едят?

ЛОГ: — Ребята, что мы изучаем на грамоте? (Звуки и буквы)

Гер: — Звуки? Буквы? Это что?

ЛОГ: — Ребята, кто ответит Тошке, что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим)

ЛОГ: — Что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем)

ЛОГ: — Какие бывают речевые звуки? (Гласные и согласные).

ЛОГ: — Какие звуки называют гласными? (нет преграды во рту).

Гер: — Почему их так называют? (их можно пропеть)

Гер: — Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, И)

ЛОГ: — Ребята, поднимите руку те, у кого полное имя начинается на гласный звук. Докажите мне, что он гласный. (Ангелина, Иван, Анастасия, Александр).

ЛОГ: — Какие звуки называют согласными? (есть преграда – губы, зубы, язык).

ЛОГ: — Согласные звуки бывают разными. Ребята какими? (тв. и мягк., зв. и глух.)

Гер: — Ой, как интересно.

ЛОГ: — Ребята, назовите мне первый звук в имени Тоша? Расскажите мне об этом звуке?

(Т — согл., тв., глухой)

— Молодцы. А каким кружочком мы его обозначим? (синим закрашенным кругом)

III. «Где звук живет?» Слайд 2

Гер: — Ребята, я принес для вас картинки, посмотрите на доску.

ЛОГ: — Ребята, давайте с вами определим где живет звук Т в словах.

Танк, стол, кит.

Гер: — Ребята, что мы сейчас с вами делали?

IV. Диф-ия .

Гер: — Друзья, у меня есть брат Тишка, но сегодня не смог прийти к вам. А какой звук в его имени первый?

(Т’ — согл., мягкий, глухой)

ЛОГ: — Ребята, каким кружком мы будем обозначать звук Т’? (зеленым, закрашенным кружком).

Слайд 3

Гер: — Друзья, я приготовил так много подарков для Тишки. Помогите мне собрать ему посылку. Давайте в нее положим только те предметы, в которых есть звук Ть. А со звуком Т оставим у меня на полке.

(Т — Тапки, Тыква, самолеТ; Ть — Телефон, телевизор,боТинки)

ЛОГ: — Ребята, вы собрали посылку для Тишки с каким звуком? (Т’)

ЛОГ: — А на полке у Тошки оставили слова с каким звуком? (Т)

Гер: — А почему на посылке был зеленый закрашенный кружок?

V. Физ. Минутка.

ЛОГ: — Молодцы ребята, давайте отдохнем. Встаем со своих мест и выходим на ковер.

(Дети выходят на ковер, физ. мин. С интер. Доски «Фиксики»)

ЛОГ: — Отдохнули, садитесь на свои места.

ЛОГ: — С какими звуками мы познакомились? (Т и Т’)

VI. Знакомство с буквой: (Слайд 3)

ЛОГ: — Ребята, звуки Т и Т’ живут в одном домике, который мы назовем буквой Т. Вот портретик звуков Т и Т’. На что он похож?

(ответы детей)

ЛОГ: — Послушайте про букву Т стихотворение:

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

А. Шибаев

ЛОГ: — А теперь давайте напишем букву Т в воздухе.

ЛОГ: — Ребята сделайте букву Т на планшете. (Помощь детям)

ЛОГ: — Покажите друг другу. Отодвиньте планшеты.

Гер: — Ребята, какую вы букву сделали? (Букву Т)

ЛОГ: — Ребята, у вас на столах есть листочки с буквами. Обведите в кружок только буквы Т.

Т У П

П Т

Т И

А Т

О Т П

— А теперь посмотрите, сколько Т вы нашли? (5). Молодцы!

VII. Чтение и звуковойанализ простых слогов:

ЛОГ: — Тошка, наши ребята уже умеют читать слоги. Давайте прочитаем для Тошки. (вместе)

ТА ТУ ТИ ТО

ЛОГ: — Ребята, какой слог можно назвать лишним? Почему? (Слог ТИ лишний, потому что там согласный мягкий, а во всех остальных согласный твердый)

VIII. Итог занятия:

ЛОГ: — Ребята, расскажите мне, что мы узнали о звуке Т?

— А что мы узнали о звуке Т’?

— В какой букве живут оба этих звука?

— На что она похожа?

До свидания!

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Автоматизация и дифференциация звука [Т]

После того как ребенок смог верно произнести , необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.

Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.

Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.

В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука считается законченной, если ребенок всегда произносит безошибочно, в том числе в спонтанной речи.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Причины неправильного произношения

Комплекс арт-упражнений.

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Автоматизация буквы «Р».

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Тренируем артикуляцию

Оглавление

Артикуляция звука Т. В исходной позиции губы должны быть приоткрыты, щель между рядами зубов 5 мм. Язык кончиком прижимается к верхним альвеолам (углублениям в челюстях, где находятся зубные корни), смыкаясь с ними, при этом произносятся гласные А, О, У, Ы. При выполнении упражнения мягкое нёбо приподнимается, размыкаются гортанные складки, а поток воздуха имеет толчкообразный характер.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука ТЬ. Упражнение выполняется молча, не должно быть вибраций и подрагивания связок. Кончиком языка нужно дотронуться до нижнего ряда зубов. Верхняя его часть в этом положении должна быть выпуклой, прислонённой спереди к бугоркам за верхним зубным рядом. При выдохе воздушный поток должен отрывать язык от бугорков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector