Постановка звука [л] у детей с помощью логопедических упражнений

Как предупредить недостатки речи

Родители должны помнить, что их поведение тоже может сказаться на развитии речи малыша. Как же должны вести себя родители, если хотят, чтобы речь их ребенка формировалась без лишних сложностей?

  • В первую очередь, с малышом необходимо разговаривать медленно, спокойно. Это связано с тем, что вследствие недостаточно развитого слухового восприятия, ребенок не успеет услышать и распознать речь взрослого.
  • Необходимо подсказывать ребенку как правильно произнести слово, которое он затрудняется сказать. Обычно малыши с удовольствием повторяют за взрослыми. Только не надо забывать, что излишняя требовательность может обидеть ребенка, и он может совсем замкнуться.
  • Не желательно перегружать ребенка ранним изучением букв и чтению, особенно если это делается без его желания, так как ожидаемый результат может быть обратным.
  • Ошибочно принуждать ребенка раннего возраста к рассказыванию стихов перед гостями. Это большой стресс для малыша, у которого речь еще не до конца сформировалась. Впоследствии такие ошибки взрослых .
  • При позднем развитии речи не следует паниковать, необходимо просто больше уделять внимания речевым играм с ребенком для того, чтобы пополнять его пассивный словарный запас.
  • Кроме того, предупреждению недостатков речевого развития способствует нормальное функционирование других речевых органов (слухового, голосового, дыхательного аппарата, зрения, обоняния, осязания), слаженная работа которых способствует формированию правильной речи.

Не забудьте, работа по развитию речи не заканчивается быстро. Это длительный процесс. Необходимо постоянно расширять словарный запас малыша, читать ему книги, составлять рассказы по картинам, по впечатлениям, которые у него возникли. Всячески побуждать ребенка к общению, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки, давая ему при этом образец правильной речи.

Вашему вниманию предлагаем следующее видео, в котором можно подробно рассмотреть постановку звука «Л» в домашних условиях.

Постановка мягкого звука «Ль» рассмотрена в следующем видео.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:

«Метели, метели, что вы напели?»

В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»

«Говори громко! Говори тихо!»

Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.

«Отгадай, кто говорит!»

Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).

Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.

«Не пропусти!»

Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.

  • лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
  • Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
  • «Слушай внимательно и выбирай».

Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:

  • лук, люк, угол, уголь;
  • лист – флис, кис-кис.
  • «Что это?»

Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук :

  • фрукты: апельсины, ананасы;
  • животные – лиса, лось;
  • обувь – туфли;
  • деревья – слива.

Чтобы осуществить поэтапную постановку звука нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.

Оформление статьи: Владимир Великий

Упражнения для звука Л в домашних условиях

Классические упражнения:

Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя

Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий

Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps

Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро

Ход занятия

— К нам сегодня на занятие пожаловал гость, а что бы узнать кто это,отгадай загадку:

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся. (Клоун)

— Правильно, это клоун. Его зовут Лучик. Он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком . Будем стараться произносить его правильно и красиво.

Артикуляционная гимнастика

— Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать,что есть в нашем цирке:

1. Клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. (Упражнение «Улыбка»)

2. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. (Упражнение «Вкусное варенье»)

3. После варенья надо почистить зубки. (Упражнение «Чистим зубки»)

4. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. (Упражнение «Качели»)

5. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй (Упражнение «Змейка»)

Дыхательная гимнастика

— Клоун пришёл к нам с подарком, знаешь что это?Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри?Давай по пробуем.Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.

— Давай произнесем звук Л и вспомним, что делает язычок и губы. Губы приоткрыты. Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад.

— Этот звук согласный, потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.

— Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.

Игра «Самолет»

— Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие?

(Ребенок предлагает варианты: поезд, машина, самолет и т. д)

— Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает? (Громко)

А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо.

Игра «Возьми нужные вещи» («Третий лишний»)

— Лучик собирает чемодан в поездку. С собой он берет только те вещи, в названиях которых есть звук «Л». Давай проверим, правильно ли он все сделал. Одежду в названии которой нет звука «Л» мы убираем из чемодана.

Туфли — брюки — платье Футболка — шорты — галстук

Блуза — носки — плащ Халат — перчатки — платок

-Молодец, ты помог взять только нужные вещи.

Игра «Помоги клоуну»

— Лучик готовился к выступлению, торопясь он уронил коробки в которых хранил картинки с разными звуками и все они смешались. Давай поможем их сложить. Картинки, в названиях которых есть звук «Л» мы складываем в зеленую коробку, а в которых нет этого звука — в красную.

В зеленую: лампочка, мыло, ложка, желудь, лак

В красную: зонт, мяч, стакан, часы, карандаш

— Молодец, все правильно разложил. За помощь Лучик предлагает нам выступить вместе с ним.

Физминутка

Вышел клоун на арену, (шаги на месте, руки на поясе)

Поклонился всем со сцены, (наклон вперед, руки за спиной)

Вправо, влево и вперед. (наклон вправо, влево, вперед руки на поясе)

Поклонился всем как мог. (наклон вниз с опущенными руками)

Игра «Поймай шары»

— Посмотри, нашему клоуну прислали посылку. Интересно, что там лежит. Лучик открыл коробку и из нее вылетели воздушные шары на которых написаны звуки, давай поможем поймать все шары на которых написан звук «Л».

Логопед называет звуки: п р л к н л г л д т л и тд. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук «л»

Игра «Фотография друга»

— Молодец, ты поймал все шары. Лучик рассказал что у него есть друг, давай узнаем кто это. Для этого собери пазл из фотографии

Игра «Волшебная шляпа»

— Еще у нашего друга Лучика есть волшебная шляпа в которой он хранит разные атрибуты для выступления. Давай посмотрим что там. Я буду называть начало слова, а ты в конце добавлять последний звук «л».

(Логопед выкладывает перед ребенком картинки и называет их без последнего звука)

Кора. (л)

Криста. (л)

Кинжа. (л)

Анге. (л)

Ме. (л)

Журна. (л)

— Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. Молодец! Лучику пора уходить давай с ним прощаться.

Итог занятия:

— Скажи, над каким звукам мы сегодня работали?

— Кто приходил к нам в гости?

— Какое задание было для тебя трудным?

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

«Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
Улыбка

Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Подготовка

Прежде чем приступать к упражнениям, подопечному нужно продемонстрировать, как же правильно следует произносить трудную фонему. Покажите ребенку, как вы это делаете: отчетливо произнесите несколько слов. Попросите его следить за движениями ваших губ и языка. Приоткройте рот, чтобы малышу было понятно, куда направляется язык при произношении. После этого попросите ребенка тоже произнести эту букву, а затем найти ее в разных словах. Произносите их и просите указать, в какой части слова «спрятана» нужная фонема.

Логопедическое занятие со звуком «л» начинают с гимнастики, которая помогает развитию артикуляционного аппарата, укрепляет мышцы языка и мимическую мускулатуру. Специалист может порекомендовать упражнения, которые следует показать ребенку и разъяснить технику их выполнения.

  • Гамак. Кончик язычка нужно упереть в бугорки сразу за передними зубками. Сам язычок следует выгнуть вниз, чтобы он стал похожим на гамак. В этом положении язык удерживают несколько секунд.
  • Лошадка. Простое упражнение, нравится детям. Попросите ребенка «поцокать» язычком — широкой «лопаткой» прикасаться к небу, издавая цокающий звук, как будто скачет лошадка. Рот при этом должен оставаться приоткрытым, а нижняя челюсть — неподвижной.
  • Качели. Пусть малыш приоткроет ротик и широко улыбнется. А затем крепко прижмет кончик напряженного языка к задней стороне сначала верхних зубов, после чего — нижних. Это движение нужно повторить до 10 раз.
  • Грибочек. Это упражнение противоположно «гамаку»: спинку языка нужно выгнуть вверх и задержаться на 5-10 счетов. При этом подъязычная уздечка окажется натянутой.

Комплекс упражнений можно менять, добавляя в него движения для общего укрепления и развития артикуляционного аппарата. Полезно сворачивать язычок в трубочку, «перекатывать» его во рту, касаясь то одной, то другой щеки. Укрепляет мышцы импровизированная чистка зубов языком с закрытым или приоткрытым ротиком.

Важно выполнять эти упражнения ежедневно в течение двух недель. Обычно логопед отводит подготовительный этап на «домашнюю работу», поручая его родителям

От дисциплины и ответственности взрослых зависит результат коррекции речи ребенка, поэтому забывать об упражнениях или не воспринимать их всерьез не стоит.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Л (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало лампы, не стало стола и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Л, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, лампа, лапа, рак, лук. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука Л).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, лапа — много лап, белка — много белок, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЛОЖКА, к маленькому — ЛОЖЕЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — ложкА, но две, три, четыре -ложкИ, пять — ложЕК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для Игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. А можно распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Автоматизация шипящих звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Логопедические упражнения для детей: ставим звук „л”

Недостатки произношения этого звука называют специальным термином ламбдацизм.
Он имеет несколько видов. Это общее пропускание звука («имон» вместо «лимон»), замена
его другими, носовое произношение.

При всех видах ламбдацизма нужно выполнять такие артикуляционные упражнения:

Разговор индючка. В быстром темпе при открытом рту язык двигается в стороны.
При этом произносится звук, характерный рассерженному животному: „бл-бл”.

Гамак. Это растяжка языка. Его кончик должен упираться в верхние зубки, а затем
в нижние. Нужно, чтобы период упора был как можно более долгим. Язычок при этом
напоминает гамак.

Лошадка. Пощёлкивание широким языком верхнего неба дети выполняют с удовольствием.

Грибок. Язычок малыша всей поверхностью упирается в верхнее небо, а нижняя челюсть
при этом опускается вниз до максимума. Уздечка натягивается сильно.

Самолет гудит. Нужно длительно изображать гудение самолета низким тоном. При
этом надо следить, чтобы кончик языка упирался именно в верхние зубы, а не находился
между нижними и верхними зубчиками.

Пароход. Взрослый произносит звук «ыы», имитирующий гудение парохода, затем перемещает
язык межу зубами — и получается межзубный звук „л”. Два положения языка нужно чередовать.

Исправление нарушений произношения звука /Л/.

Комплекс упражнений: «Маляр», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Индюк», «Шоколадка», «Конфетка».

Постановка звука /Л/ от звука /А/

На первом этапе работы ребенку предлагается улыбнуться и слегка прикусывать кончик
широкого языка, произнося при этом протяжный звук /А/. Получится «ал-ал-ал».

Фиксировать внимание детей на том, что получается звук / Л/ не нужно. Следует
далее произносить звук /Л/ в закрытом слоге «ал», затем между гласными – «ала» и,
наконец, в открытом слоге – «ла»

На втором этапе язык убирается за верхние зубы и начинается автоматизация звука.

Исправление параламбдацизма

Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляю сразу по нескольким
направлениям: учу различать на слух звук /Л/ и его заменитель, осознавать разницу
в их артикуляции, четко выполнять языком движения, необходимые для правильного произношения
звука /Л/. Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности:

— при замене /Л/ на /Й/ ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко
прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать.
Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними
зубами и сказать протяжное /Ы/.

— при замене /Л/ на /У/ нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы
не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы
при неоднократном произнесении слога «ла»

Затем взрослый сам произносит этот слог
и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время
виден – он опускается сверху вниз. Далее ребенка учат переключаться с одного движения
на другое в быстром темпе (язык за верхними зубами, потом опускается; губы при этом
находятся в положении улыбки)

Логопед следит, чтобы ребенок не загибал кончик языка
внутрь и не произносил звук /Л/ с помощью губ. Первое время можно придерживать движение
губ пальцами.

— при замене /Л/ на /В/ необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого
ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под
счет от трех до пяти, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют много
раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают
нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее..

Если при ламбдацизмах исправление звука /Л/ заканчивается этапом автоматизации,
то при параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию этого звука и
его заменителя.

Постановка звука /Л ’/

После автоматизации /Л/ мягкий звук легко ставится по подражанию

Показывая артикуляцию
перед зеркалом, логопед произносит слоги «ли», «ли» и обращает внимание ребенка
на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит по
бугоркам за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога «ли», последовательно
переходим к сочетаниям /Л/ с /Е, Ё ,Ю, Я/

Когда нужна постановка звука «л»

Нарушение звукопроизношения при отсутствии каких-либо дефектов со слухом и проблем речевого аппарата называют дислалией. Это диагноз, который может поставить логопед ребенку, не произносящему одну или несколько фонем. Часто его впервые слышат родители, которые проходят с малышом медосмотр в четыре или пять лет, а нередко и при подготовке к школе.

Дислалия — термин общий, а в профессиональной среде ее принято подразделять на формы. Если логопед замечает неправильное произношение или полное выпадение из речи звука «л», он констатирует развитие ламбдацизма. Этим узкоспециализированным термином характеризуют отсутствие как мягкой, так и твердой фонем.

Специалист отмечает, что часто букву «л» дети просто выбрасывают и стараются вовсе не произносить слов, в которых она есть. Или идут на другие «хитрости», заменяя сложный звук на более простые для них. По мнению малышей, нет ничего страшного, если подменить непроизносимую согласную удобной «в» и получить слово «вук» вместо «лук». Или заменить ее на «д» — в результате кроха будет произносить не «ложка», а «дожка». Еще чаще дети «йотируют» звуки, то есть меняют сложную для них букву на не требующий усилий звук «й» и произносят умилительные словечки «йампа», «йапа», «йадошка».

Но умиляться произношению крохи стоит максимум до четырех лет. Если до этого возраста верные фонемы так и не появились, нужно разбираться в причинах происходящего.

Артикуляционная гимнастика со словами

Попросите сына/дочь повторить следом за вами или самому вслух прочесть определенные слова, содержащие проблемную букву. Конечно, дошкольнику нелегко будет высидеть, читая или повторяя большее количество слов. Поэтому постарайтесь проявить креативность. Нарисуйте (если не умеете или ленитесь рисовать, распечатайте в Интернете) картинки с изображением каждого из нижеприведенных слов. Существительные нарисовать будет легче. Если же это глаголы что-то вроде «скакала, водила», то изобразите на листе бумаги девочку/мальчика в данном действии (скачущего или водящего хороводы). Можно объединить несколько слов, таких как существительные и глаголы (или прилагательные). Например, унылый Лука уснул.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учат делать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка – «Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

Упражнения для разминки

  1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
  2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.

Упражнения постановки от звука

В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных , , .

Упражнения постановки от звука

произносить легче, чем твердый . Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

Упражнения постановки от звука

Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал»

Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

Упражнения постановки от звука от

Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

Логопедические упражнения на звук «Л»

После овладения артикуляционной гимнастикой можно переходить непосредственно к постановке звука «л». Упражнения используются следующие:

1. Метод подражания: ученику показывают, как правильно артикулировать звук «л». Улыбнувшись, приоткрыв рот, разомкнуть зубы так, чтобы между верхними и нижними зубами можно было поместить палец. Широкий кончик языка поднимается и прижимается к бугоркам, воздух при выдохе идет вдоль боков, щеки вибрируют. Ребенок произносит «л» вслед за взрослым. Звук должен получаться, когда язык оторван от бугорков.

2. Постановка от межзубного звука (этот метод не применяется, если дефект из-за межзубного ламбдацизма). Взрослый рассказывает сказку «О пароходике, который учился гудеть».

«Давным-давно по морю наравне с большими пароходами плавал совсем крошечный. Он делал все то же самое, что и взрослые, но никто не обращал на него внимания. Всё потому, что он не умел говорить – гудеть по-пароходному. Вместо красивого «Л» он издавал какие-то непонятные и очень робкие звуки. Однажды пароходик решил все-таки научиться разговаривать и гудеть как большой. Он учился, произнося: «У!О! Все не то». Никто ему не отвечал и гудка не получалось. Пароходик так расстроился, что прикусил свой язычок и сказал: «Ы». Тогда случилась удивительная вещь: над морем пронеслось четкое и ясное «Л». Это сказал пароходик. Он подумал: «Наверное, показалось» и попробовал еще раз. Опять прикусил язычок и сказал: «Ы». Получилось красивое «Л». И вдруг ему со всех сторон стали отвечать большие пароходы: «Л!» «Л!». Так о крохе-пароходе узнали все большие корабли, и его стало слышно на всё море».

Прослушав эту сказку, ребенок, выполняет все действия за пароходиком. У него, как и у сказочного персонажа, может, и не сразу, но должен получиться звук «Л». После того, как это случилось, его нужно соединять с гласными. Разрешается в обратном порядке ИЛ, ЫЛ, ОЛ и т.п.

3. Метод при двугубном ламбдацизме.

В этом упражнении главное – научиться подчинять себе непослушные губы. Часто именно они виноваты в плохом произношении – вытягиваются в трубочку, заворачиваются и дают на выходе звук «в». Логопеды связывают неумение правильно ставить губы с долгим отлучением от соски. Рекомендуются упражнения «Улыбка» и «Заборчик»: губы специально максимально растянуты в улыбке, передние зубы обнажены и сжаты. Такое положение нужно зафиксировать и держать на счет как можно дольше. Без помощи взрослого поначалу здесь не обойтись – нужно придерживать губы, разводя их в улыбку.

4. Постановка «Л» от мягкого «Ль»

На первых порах обучение возможно произношением мягкого звука взамен правильного «Л». Потом его следует «прибирать», обучая ребенка произносить слоги ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛА, дотрагиваясь концом языка до верхней губы. И постепенно убирая его за верхние зубы. Рекомендуется массаж мышц вокруг рта и их легкие пошлепывания пальцами.

Три упражнения для расслабления мышц:

  • «Лошадь фыркает» – сильно дуть на губы, подражая лошади.
  • «Рыба» – шлепать губами друг о друга, подражая рыбке.
  • «Устал» – сильно дуть на приоткрытые губы.

Парус

После того, как межзубное Л закрепится, произношение станет стабильным, надо поднимать Я за З и переходить к способу постановки от “паруса”. При межзубном произношении Л язык надо сразу поднимать вверх.

Способ тоже простой, но подходит только если язык широкий и удерживается в верхней позиции. Я поднять вверх за З и гудеть Л или ЛЬ. Совершенно не подходит, если замена Л на Г или НГ. Чтоб “парус” был менее выпуклый, можно слегка подталкивать его ватной палочкой или зондом. Лучше всего сочетать парус и пароход. Погудеть, затем сказать:”А теперь сделай тоже самое, но с парусом”, помочь палочкой и следить, чтобы рот не закрывался, можно держать зонд ”саночки” между боковых зубов.

С помощью механической поддержки

Если парус не получается никак, но нет замены заднеязычный Г , и получается пароход, то просим малыша поднять Я за верхние З и гудеть как пароход. Можно использовать зонд, ватную или хлебную палочку, ручку чайной ложки или зубной щетки, все должно быть чистым, стерилизованным. Этот способ хорош при дизартрии, когда Я плохо управляем из-за нарушения иннервации, плохо удерживается или уходит в сторону.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях  родителей – основная причина неэффективности занятий. В  первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук .  Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв.  Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector