Дислалия у детей и методы ее устранения

Виды дислалии

Выделяют несколько форм дислалии, для каждой из которых характерны факторы, провоцирующие развитие патологии.

К примеру, привести к нарушениям звукопроизношения могут аномалии строения речевого аппарата. Также к числу причин относят такие факторы, как применение неверных методов вербального воспитания.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая форма патологии развивается вследствие влияния физиологических причин, в числе которых анатомические нарушения строения речевого аппарата.

К распространенным формам ее возникновения относят такие патологии, как короткая подъязычная уздечка, затрудняющая свободные движения, языка, диспропорциональные размеры указанного органа. Кроме того, привести к развитию патологии могут нарушения зубочелюстного аппарата.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Для функциональной формы патологии называют характерными следующие варианты факторов:

  1. Педагогическая запущенность. В данном случае подразумевается, что родители в процессе воспитания не уделяют внимания тому факту, что малыш неверно воспроизводит звуки.
  2. Ограничение подвижности речевого аппарата на фоне отсутствия методов коррекции, способствующих ее устранению.
  3. В семье принято разговаривать в быту на двух и более языках. В ряде случаев ребенок может переносить способы произношения одного из языков на другой.
  4. Нарушения правил речевого воспитания. В подобной ситуации ребенок копирует звуки, неверно произносимые взрослыми.
  5. К числу провоцирующих факторов также относят различные формы умственной отсталости, когда ввиду отклонений ребенок искажает звуки.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю

Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес

Диагностика дислалии

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Общие сведения о механической дислалии

Механическая дислалия возникает на фоне анатомических аномалий строения речевого аппарата: отсутствие рубцов, неправильный прикус, серьезные патологии зубочелюстной системы, недоразвитость языка, губ или нижней челюсти и другие.

Впервые феномен дислалии был описан в начале XIX века в Европе, но со временем описание и определение менялось. Самое обширное описание речевой особенности встречается в работах отечественных специалистов второй половины XX столетия.

Механическая дислалия может возникнуть в любом возрасте. Обычно ее наличие не мешает человеку нормально жить и общаться, но в некоторых случаях произношение доставляет психологический дискомфорт и трудности в общении с людьми, поэтому коррекция необходимо в любом случае. В ней принимает участие хирург, ортодонт и логопед.

Диагностика картавости

Дислалию следует отличать от других речевых дефектов. В основном родителей беспокоит, что над ребенком будут смеяться из-за его плохой речи. И поэтому обращаются к логопедам.

Но причины могут быть различными.

Самостоятельно установить проблему речи у ребенка невозможно. Необходимо обратиться к специалисту.

Логопед проводит следующие этапы диагностики:

  1. Специалист проверяет фонематический слух и проводит функциональные пробы. Для этого ребенок повторяет слова за логопедом или называет их по картинкам. Слова и картинки подбираются так, чтобы все звуки были охвачены – в начале, середине и конце слов.
  2. Проводит уточняющие тесты, чтобы исключить другие дефекты речи.
  3. При необходимости просит предоставить историю заболеваний ребенка и заключения других врачей: психолога, отоларинголога или невролога.
  4. Ребенка мотивирует на занятия, объясняет правила поведения на уроках.

После проведения всех необходимых тестов, специалист составляет план индивидуальных занятий с ребенком. Также определяет, в какой последовательности будет исправлять произношение звуков.

Особенности течения сложной дислалии

Чем сложнее комбинация нарушений, тем сложнее с ней справляться. Соответственно это влияет на общий фон протекания заболевания. При сложных формах могут наблюдаться задержки психического и общего развития. Необходимо заниматься углубленным исследованием ребенка в аспекте его психики, интеллектуального развития, слуха, зрения. Сложная дислалия может быть сигналом что есть проблемы с ними. Слабослышащие часто искажают или меняют звук «Т».

Ребенок, имеющий вторую или третью степень тугоухости не имеет в своем голосе металлический тон. Голос имеет мягкость или другими словами вязкость. Дети с проблемами со зрением могут иметь дефекты дислалии, соответствующие ее сложными типам. Это вызвано низким зрительным контролем. У таких пациентов сигматизм наблюдается в 4 раза чаще, чем у здоровых детей.

Виды дислалии

Термин «дислалия» переводится с латинского как «нарушение речи». Ребенок с дислалией либо вообще не произносит определенный звук и пропускает его в словах, либо искажает его или же вовсе заменяет другим звуком. Как же это выглядит на деле?

Пропускание звука может проявляться в его выпадении в самом начале слова (к примеру, вместо «рисунок» малыш говорит «исунок»), в середине слова («воона» вместо «ворона») и в конце («пова» вместо «повар»). Искажение звука проявляется тем, что малыш вместо правильного произносит непривычный звук, которого вообще нет в русском языке.

А иногда малыш во время разговора попросту заменяет «неудобный» звук на «удобный» и получается вместо «я пошел» — «я посел» или «фумочка» вместо «сумочка».

Логопеды различают простую и сложную дислалию. Для простой дислалии присуще нарушение произношения какого-либо одного звука либо группы однородных звуков (к примеру, группа свистящих звуков С, З, Ц). Когда же у малыша нарушено произношение звуков разных групп, к примеру, свистящих и шипящих, врачи говорят о сложной дислалии. Вообще различают такие виды фонетических групп:

  • Соноры (Р, Л, М, Н, Й);
  • Свистящие (С, З);
  • Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).

Обратите внимание

Чаще всего детками неправильно произносятся шипящие звуки — Ш, Ж, Ч, Ц, свистящие — С, З, Ц, а также соноры Р, Л. Реже отмечаются нарушения произношения таких звуков как К, Х, Г, Д, Т, Й, В, Ф.

Формы дислалии

В зависимости от количества дефектных звуков у ребенка выделяют простую и сложную дислалию.

Простая дислалия характеризуется наличием в произносительной речи не более чем четырех дефектных звуков. При сложной дислалии – таких звуков пять и более.

В зависимости от характера дефекта произношения звука выделяют следующие формы дислалии:

  • Ротацизм. Характеризуется неправильным произношением твердого и мягкого «р»;
  • Сигматизм. Проявляется недостатком произношения свистящих и шипящих (эта форма дислалии считается одной из самых распространенных);
  • Ламбдацизм. Выражающийся неправильным произношением твердого и мягкого «л»;
  • Нарушения произношения небных звуков. Каппацизм (дефекты выговаривания твердого и мягкого «к»), гаммацизм (недостатки произнесения твердого и мягкого «г»), хитизм (расстройства произношения твердого и мягкого «х»), йотацизм (нарушения выговаривания звука «й»);
  • Дефекты озвончения и оглушения. Первые выражаются в виде замены звонких согласных звуков парными глухими, вторые – наоборот;
  • Дефекты смягчения и твердости. В первом случае ребенок заменяет мягкие согласные звуки парными твердыми, во втором – наоборот.

Профилактика

На речь своего ребёнка нужно обращать внимание как можно раньше — чтобы позднее он не оказался «белой» вороной среди своих ровесников и не имел проблем с общением, чтением и письмом. Даже если у малыша вызывает затруднение произнесение только одного звука, следует обратиться к логопеду

Вероятно, вам предложат курс занятий с логопедическими упражнениями, артикуляционной гимнастикой, массажем. В случае выявления анатомических дефектов, будьте готовы к оперативному вмешательству.

От родителей зависит очень многое. С самого рождения малыша необходимо с ним общаться — но избегая искажения слов. Ласковый тон — это хорошо и даже нужно. А вот подражание детскому лепету («Это фто у нас за малыф такой хаёшенький») к добру не приведёт. Говорите правильно, грамотно сами и поправляйте ребёнка.

Кроме того, важную роль для развития речи играет чтение. Прививайте малышу любовь к книгам — чем раньше, тем лучше!

Диагноз «дислалия» нельзя назвать чем-то пугающим. Однако лечение такого речевого нарушения в любом случае потребует немалого терпения от ребёнка и от его родителей (опекунов). Не стоит забывать и о тратах: денежных, временных.

Так что проблему лучше предупредить, чем потом дитя лечить.

https://youtube.com/watch?v=lqVwSTNTm0g

Алалия у детей – симптомы, прогнозы

Признаки алалии у детей индивидуальны. В каждом случае, педиатр выделяет ряд типичных симптомов и проводит диагностические процедуры. На начальном этапе обследования специалист обязательно проверяет реакции ребенка. Он анализирует реакцию малыша на обращение к нему, реакцию на жестикуляцию и попытки завести диалог. Если в какой-то момент у ребенка происходит задержка ответа, то врач ставит диагноз алалия, у детей при этом назначается индивидуальное лечение.

Симптоматика зависит от вида заболевания и степени отклонений, но существуют общие симптомы:

  • проблемы с мелкой моторикой;
  • нарушения вестибулярного аппарата;
  • сложности с координацией движений;
  • заикание.

Моторная алалия у детей – признаки

Моторная алалия у детей (экспрессивная) – это неспособность складывать буквы в слова из-за двигательных нарушений. Ребенок просто не может овладевать языковыми операциями из-за недоразвитости речевых органов. Такие дети умеют шевелить языком и облизывать мороженное, но выполнить просьбу родителей и поднять язык наверх к небу, малыш не может. Дети с моторной алалией речь взрослых понимают, но из-за проблем с речевым аппаратом не могут выражать свои мысли словами. На фоне заболевания развивается отставание в интеллектуальном развитии.

Моторная алалия делится на 2 типа:

  1. Эфферентная. Здесь болезнь проявляется из-за заторможенности развития центра Брока (задней нижней части в лобной доле).
  2. Афферентная. В этом случае имеет место дисфункция нижнего теменного сегмента, располагающегося в левом полушарии.

Чем отличается речь ребенка с моторной алалией и каковы симптомы заболевания:

  • ребенок поздно начинает произносить первые слова (примерно в возрасте 4 лет);
  • словарный запас очень мал;
  • заметна плохая координация движений;
  • у малыша не получается построить предложение правильно и склонять слова по падежам;
  • наблюдаются отклонения в поведении (гиперактивность, малоподвижность или невнимательность);
  • ребенок становится замкнутым и агрессивно реагирует на проявление внимания.

Сенсорная алалия у детей – признаки

Сенсорная алалия у детей – это заболевание, лечить которое необходимо при первых признаках. Сенсорный тип расстройства характеризуется поражением коры головного мозга в той части, которая отвечает за анализ речи. Ребенок не может ассоциировать звуковое обозначение с образом, представленным визуально перед ним. Говоря проще, малыш просто не понимает речь, хотя прекрасно ее слышит.

Чем отличается речь ребенка с сенсорной алалией, и как выглядят ее симптомы:

  • ребенок постоянно говорит, но из-за несвязной речи никто не может его понять;
  • малыш плохо воспринимает речь;
  • постепенно прогрессирует интеллектуальная недоразвитость;
  • ребенок меняет местами буквы в самых простых словах;
  • соединяет несколько слов в одно;
  • проявляются противоречивые стороны характера – импульсивность граничит с подавленностью, а замкнутость с активностью;
  • у малыша не получается мысленно подбирать названия предметам окружающим его.

Сенсомоторная алалия у детей – признаки

Сенсомоторная алалия у детей – это смешанный тип заболевания, считающийся самым серьезным и опасным. При такой форме патологии малыш не только не понимает, что говорят ему родители или сверстники, но также не может разговаривать сам. Алалия у детей в этом виде характеризуется поражением сенсомоторной области коры головного мозга. Патология поддается лечению, но здесь необходим комплексный подход, и чем раньше родители заметят отклонения от нормы, тем более эффективным окажется лечение.

Признаки сенсомоторной алалии у детей:

  • ребенок до 3-х лет не говорит ни слова;
  • наблюдаются нарушения в области социальной адаптации;
  • малыш боится громких звуков;
  • имеются трудности в формировании речи, в том числе подмена букв в простых словах;
  • скудный словарный запас;
  • сложное понимание обращенной к ребенку речи.

Степени тяжести алалии

Степени недоразвития речи подразделяются на 2 вида:

  1. Легкая. При такой степени тяжести необходимо пригласить логопеда и выполнять все домашние задания. Отклонения быстро корректируются, и ребенок научится ухаживать за собой и говорить.
  2. Тяжелая. Эта степень характеризуется грубыми поражениями центров речи в мозге. Лечение включает в себя медикаментозную терапию, но даже при комплексном подходе улучшения наступают крайне редко.

Профилактика функциональной дислалии

Характеристика функциональной дислалии, ее причин и видов доказывает, что практически с самого рождения можно проводить профилактическую работу, чтобы избежать развития нарушения. Для этого необходимо бережно относиться к здоровью ребенка, укреплять его иммунитет. Во время болезни все силы малыша направлены на борьбу с ней, а значит развитие речевой, интеллектуальной и других сфер приостанавливается.

Важно обеспечивать правильное питание, не только в соотношении белков, жиров, углеводом и витаминов, но и по форме. С появления первых зубов необходимо предлагать малышу твердые кусочки пищи, чтобы мышцы речевого аппарата становились более подвижными и послушными

Что касается речевого взаимодействия со взрослым, им рекомендуется с самого рождения малыша следить за правильностью произношения звуков в своей речи, много разговаривать, читать, обращать внимание на произношение ребенка. При необходимости, следует обратиться к логопеду за консультацией

Даже если по вашему мнению малышу не требуется дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии, специалист может научить как правильно взаимодействовать с малышом, чтобы ускорить процесс развития речи.

Превентивные мероприятия

У ребенка должен быть образец для подражания. Родители, сверстники должны произносить звуки правильно. Посещение логопеда, стоматолога, ортопеда, хирурга является необходимой мерой профилактики.

Одной из причин возникновения патологии является психологическая травма. Стоит оградить ребенка от возможности получить такие повреждения

Это значит, что детям требуется спокойная обстановка, а самое главное отсутствие ссор в семье и должное внимание обоих родителей

Профилактикой также служит и домашнее развитие. Можно решать задачи для соответствующего возраста, заниматься письмом, развивать память с помощью карточек с изображениями.

Лечение дислалии

Прежде, чем перейти к методам устранения дислалии необходимо определить причины, которые привели к расстройству речи у пациента.

Коррекция дислалии механического происхождения проходит в несколько этапов. Вначале пациенту делают операцию, в ходе которой устраняют анатомические дефекты, которые мешали нормальной речи.

Чаще всего такая операция необходима взрослым после получения тяжелых травм челюстей и других органов, входящих в состав речевого аппарата.

Если органическая форма заболевания не может быть вылечена путем оперативного вмешательства, то необходимо логопедическое воздействие при дислалии.

Коррекция дислалии

В этом случае пациент работает с логопедом, выполняя специальные корректирующие упражнения для нормализации речи. Труднее всего терапии поддается сложная дислалия у детей, при которой ребенок не может правильно произносить 4 и более группы звуков.

При данной форме заболевания у ребенка обычно нарушен фонематический слух, поэтому лечение в первую очередь направлено на улучшение способности различать и воспринимать звуки. После того, как эта цель будет достигнута, приступают к коррекции речи.

Очень важно, чтобы с ребенком занимался не только логопед, но и родители. В доме должна звучать правильная речь

Не нужно повторять за ребенком его неправильное произношение

Наоборот, следует обращать его внимание на ошибки в речи и учить малыша выговаривать слова правильно

Так как дислалия включает в себя множество различных дефектов речи, то и упражнения для коррекции будут разными.

Упражнения при лечении дислалии направлены на развитие речевого аппарата. С этой целью могут применяться следующие методики:

  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • логопедический массаж;
  • повышение чувствительности слуха;
  • обучение ребенка основам правильного дыхания.

Когда ребенок овладеет определенными общими навыками речи, логопед начинает точечную коррекцию, направленную на обучение ребенка правильному произношению определенных звуков, с которыми у него имеются определенные проблемы.

Для достижения этих целей разработаны различные логопедические методики. Желательно строить занятия в игровой форме, чтобы малыш не потерял к ним интерес. Доктор с ребенком играют, разговаривают, читают книги, поют песни, учат стихи и так далее.

Очень важно, чтобы занятия по коррекции дислалии проводились на регулярной основе (не реже 2-3 раз в неделю). Кроме этого, ребенок обязательно должен заниматься дома, выполняя задания, которые ему дал специалист

Продолжительность терапии зависит от степени тяжести дислалии и продолжается в среднем от одного месяца до полугода. У взрослых этот срок может быть существенно меньше, так как им намного легче выполнять все рекомендации логопеда.

Этапы логопедического воздействия при дислалии

Лечение

Лечебные мероприятия подбираются с учетом этиологии патологического процесса. Первоначально выявляется разновидность отклонения. В дальнейшем выбирается один из возможных способов исправления звукопроизношения:

  1. При функциональной дислалии проводятся специальные тренировки, направленные на улучшение памяти и повышение концентрации внимания. Ребенку подбирают комплекс упражнений, развивающий способность различать звуки.
  2. Хирургический способ лечения практикуют при механической дислалии, например, в случае укороченной уздечки языка. Операцию рекомендуется проводить в возрасте 5 лет.
  3. Моторную разновидность отклонения устраняют с помощью логопедического массажа или артикуляционной гимнастики.

Логопед подводит ребенка к самостоятельному обнаружению ошибок в произношении

В такой ситуации важно его понимание механизма воспроизведения звука

Врач акцентирует внимание на произношении изолированных звуков. Он проводит специальные упражнения

С помощью игр производится укрепление мышц речевого аппарата. В некоторых случаях используют стерильные зонды. Они принудительным образом располагают язык в нужном положении, что облегчает задачу ребенку.

Виды функциональной дислалии

В медицине существует две основные формы дислалии. Они разделяются по причине возникновения и по месту заболевания.

  1. Функциональная – без особо грубых нарушений. Данный вид не связан с врожденными нарушениями. Проблема происходят из-за социальной жизни ребенка.
  2. Механическая – с повреждениями органов, которые участвуют в формировании речи.

Также функциональная дислалия разделяется на несколько основных форм:

  1. Акустико-фонематическая. Это неправильное произношение отдельных звуков из-за недостаточного развития. Т.е. людям трудно распознавать, что они говорят. Например, слово «кости» произносится как «гости».
  2. Артикулярно-фонематическая. В этом случае физиологический слух находится в норме. Дефекты звукопроизношения проявляются из-за недостаточного развития фонематического слуха. Чаще всего происходит неправильное употребление мягких и твердых согласных.
  3. Артикулярно-фонетическая. Нарушение речи вызвано неправильным использованием артикуляционным аппаратом. Бывают случаи, когда неправильный звук близок к правильному по акустическому эффекту, но иногда наблюдается другой тип искажения. В следствии этого окружающие не правильно воспринимают звук.

Также функциональный вид нарушения разделяется на два типа:

  1. Моторная функциональная дислалия. Это когда при разговоре искажаются движения речевого органа.
  2. Сенсорная функциональная дислалия дислалия. В этом случае ребенок заменяет и смешивание буквы.

Особенности устранения различных форм дислалии

Тренировка правильного понимания устной и письменной речи происходит поочередно: вначале детей учат осознанному анализу фонем, затем контролю собственного произношения.

При тяжелых нарушениях фонематического восприятия, дефектологами рекомендуется устранять речевые дефекты во время приобретения навыков артикуляции.

Успешность устранения патологии зависит от нескольких факторов:

  • сложности — сочетания двух или нескольких речевых нарушений;
  • индивидуальных особенностей детской психики, способности воспринимать и обрабатывать новую информацию;
  • регулярность и правильность подобранных способов коррекции;
  • осознанное желание ребенка сотрудничать с логопедом, адекватная поддержка родителей, основанная на рекомендациях врача.

Зависимо от формы нарушения, коррекционная работа при дислалии бывает поэтапной и параллельной. Неправильное произношение, сочетанное с проблемами восприятия на слух можно исправлять одновременно.

В сложном случае с множественными симптомами, формировка рецептивных умений начинается с создания артикуляторной базы.

Профилактика дислалии

Если родители не хотят в будущем искать материалы на тему «Дислалия у детей и методы ее устранения», то им надо заранее узнать, как предотвратить развитие такого нарушения.

Профилактикой развития механической формы заболевания будет регулярный осмотр профильными врачами, которые смогут вовремя выявить анатомические нарушения развития речевых органов.

Важно также окружить ребенка людьми с правильной речью. Взрослые не должны «сюсюкать» с малышом, ведь это формирует у него стереотипы общения

У ребенка должно быть несколько примеров для подражания. Если у одного из родственников есть речевые проблемы, то его роль в воспитании чада не должна быть ведущей.

Причины функциональной дислалии

Соматические
Физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
Социальные
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).
  2. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).
  3. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию).
Неправильная артикуляция
Выбор неправильной артикуляции
Недоразвитие фонематического слуха
Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector