Методики развития детей раннего возраста

Содержание:

Вальдорфская методика

Подобная система считается педагогикой равных возможностей. В ее основе находится антропософия. Это довольно сложное философское направление, в котором упор делается на развитии не интеллектуальных способностей, а практических и эстетических навыков, а также познаний об окружающем мире.

Авторы подобной системы убеждены в том, что дети должны как можно чаще и дольше находиться в своем сказочно-образном мире. Это позволит развить у малыша его творческий потенциал. Обучаться письму и чтению ребенок должен быть готов эмоционально. А произойдет это, по мнению авторов Вальдорфской методики, после смены всех молочных зубов на коренные. Это возраст примерно 12 лет. До этого момента авторы методики предлагают развивать у ребенка только творческие способности и делать акцент на его духовном и физическом воспитании. Все занятия в этом случае должны быть направлены только на развитие личности. Педагог же при этом не должен принуждать детей к чему-либо. Обучение по Вальдорфской методике проводят в мини-группах, в которые входят дети разного возраста. Любой из воспитанников имеет право отказаться выполнять предложенные учителем задания, и за это его никто не накажет.

Судя по отзывам родителей и педагогов, это одна из самых эффективных методик развития и воспитания детей, имеющих гуманитарный склад ума. Ведь в этом случае у ребенка происходит активное развитие творческого мышления, которому в большинстве систем уделяется намного меньше внимания.

При применении рассматриваемой методики оценки педагогом не выставляются. Это позволяет ребенку не бояться допустить ошибку и делает все обучение достаточно гармоничным. Из положительных сторон методики родители отмечают также и большое разнообразие применяемых игровых форм и игрушек, выполненных только из натуральных материалов.

Не стоит применять эту методику для математического развития детей. Малышам с таким складом ума она будет неинтересна. Среди отрицательных моментов такой методики можно выделить также и позднее обучение детей письму и чтению. Это не позволяет подготовить ребенка к школе.

Стоит отметить, что сторонники этой методики запрещают детям смотреть кино, телевизор и слушать радио. Они считают, что современные СМИ разрушительно воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка.

Что такое методика Монтессори?

Метод Домана

Система представляет мир в виде карточек, с которыми можно знакомить ребенка, начиная с 1 месяца от роду. На черно-белом рисунке изображены картинки окружающего человека мира: животные, птицы, растения, слова, числа, пейзажи и природные явления. Карточки следует показывать тематическими сериями по 10 секунд каждую, сопровождая изображение словесным названием. Количество картинок, показанных за 1 раз, не рекомендуется больше 10 штук.


Изображение с сайта www.planeta-d.com

Метод развития умственных способностей маленького человека основан на внешнем раздражении головного мозга, способствующему  улучшению его работы. На подсознательном уровне младенец, даже возрастом меньше 1 года, запоминает большой объем информации, увеличивающийся с каждым днем.

Недостатком служит полученное теоретическое знание без практического применения. Крошка  не получает творческого, эмоционального восприятия окружающего. Большая нагрузка многим деткам не нравится, они отказываются от обучения вообще.

Основные виды уроков в монтессори-классах

Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

В своей системе автор выделяет три основных типа занятий:

  1. Индивидуальные. Первый тип характеризуется тем, что воспитатель взаимодействует лишь с одним ребёнком, обучая его работать с дидактическим материалом. Как только малыш проявит интерес к пособию, поймёт смысл его устройства, необходимо переходить к самостоятельной деятельности.

  2. Групповые. Воспитатели занимаются с детьми, которые находятся примерно на одном уровне развития. Другие же ребятишки не мешают группе, работая в индивидуальном порядке. Цель занятия остаётся прежней – обучение работе с пособиями.
  3. Общие. Воспитатель занимается сразу со всей группой. Занятий достаточно короткие. Как только дети получат информацию, они либо переходят к самостоятельной работе с дидактическим материалом по данной теме, либо занимаются другими делами.

Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

О пользе раннего развития

В чем же преимущество раннего развития малыша? Прежде всего, он общается со своими родителями, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное и психическое становление.

Кроме того, отмечены такие полезные эффекты:

  • развитие речи;
  • улучшение мыслительной деятельности, логики, памяти;
  • развитие творческого начала;
  • постижение мира всеми органами чувств;
  • улучшение пространственного мышления;
  • развитие умения анализировать, обобщать, находить общее и отличия;
  • появление новых интересов.

Если не делать из РР преждевременного, то есть не пытаться обучить ребенка тому, что он пока понять не в состоянии, то такое развитие, несомненно, принесет огромную пользу. Нельзя ставить знак равенства между «развитием» и «обучением» – РР отнюдь не предполагает, что с рождения ребенок будет получать теоретическую информацию. Нет, он будет именно развиваться, познавать мир, попутно получая знания и формируя навыки.

Методики

Есть множество методик раннего развития детей, в основе каждой из них лежат определенные взгляды и принципы.

Методика Домана

Наиболее известна система Гленна Домана – американского медика, который долгие годы работал с тяжелобольными детьми, а после часть своих идей перенес в методику работы со здоровыми ребятами.

Методика Домана строится на использовании карточек, которые необходимо демонстрировать ребенку, попутно делая устные пояснения. Темп показа необходимо выбрать достаточно быстрый, а сами показанные карточки записывать, чтобы через 30 повторов навсегда их убрать.

Система подверглась критике, как и сами взгляды Домана. Так, современные исследователи полагают, что научить ребенка читать, используя только карточный материал, нельзя – малыш со временем просто запомнит и воспроизведет, а увидев знакомое слово, написанное, например, другим шрифтом, прочесть его не сможет. Также доказано, что год – это еще слишком ранний возраст, развивать математические способности крохи еще рано.

Однако современные родители используют отдельные элементы системы – например, знакомят детей с многообразием животных и растений при помощи карточек с их изображением.

Методика Марии Монтессори

Итальянский специалист Мария Монтессори исходит из того, что к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход, а сами занятия должны быть ему интересны. Она была уверена в том, что малыш в 2-3 года уже готов изучать мир, надо только дать ему такую возможность. Родителям отводится пассивная роль – они не должны помогать крохам выполнить то или иное действие. Максимум, что допустимо, – это ненавязчивый совет. Ребенок все делает сам, но чтобы помочь ему, необходимо подобрать удобное для творчества и изучения мира оборудование: вкладыши и рамки, шнуровки, емкости с крупами.

Очень важна также и совместная работа с другими детьми, которая учит работе в команде и общению.

Методика Никитиных

Методика Никитиных также по-своему интересна, современные исследователи рекомендуют использовать отдельные ее элементы, но ни в коем случае не перегружать ребенка информацией и не лишать его детства. Педагоги воспитали семерых родных детей, каждый из которых, конечно, мировой известности не добился, но сумел найти свое место и стал успешным.

Суть методики такова:

важно уделять внимание как физическому, так и умственному развитию ребенка;
малыш сам выбирает, чем он будет заниматься, поэтому родителям нужно заранее подготовить для него большое количество пособий и развивающих игрушек;
игры-головоломки помогут ребенку совершенствовать логику и пространственное мышление.

И если сама методика считается очень сложной, то «никитинские игры» с использованием блоков, кубиков, картонных фигурок пользуются популярностью.

Методика Браи-Лупан

Согласно концепции РР Сесиль Браи-Лупан, лучшими педагогами для малышей являются именно родители, ведь только они способны на искреннюю радость их успехам. А «интеллектуальную составляющую» в методике представляют карточки Домана. Главная идея состоит в том, что через такое развитие и родительскую любовь удастся вырастить гармонично развитую личность. С. Браи-Лупан советует родителям общаться с малышами с первых дней их жизни, даже если кажется, что они ничего не понимают.

Обучение проходит несколько этапов.

  1. Сначала кроха просто слушает речь мамы, не понимая ее содержания.
  2. Постепенно набор звуков обрастает определенным смыслом.
  3. Когда ребенок научится произносить первые слова, можно приступать к обучению чтению.
  4. Каждое слово пишется крупными буквами и помещается на соответствующий предмет (например, карточка «Стол» — на стол).

Школа С. Лупан

Сесиль Лупан можно смело назвать ученицей Г. Домана, ведь именно он, а вернее, его методика раннего развития вдохновила бельгийскую актрису усовершенствовать его систему раннего обучения. Сесиль, как мать, ориентировалась не на науку, а на свой практический опыт и разработала комплекс специальных занятий для детей с учетом индивидуальности характера, интересов и способностей каждого ребенка.

Лично мне импонирует ее видение развития малыша, где он и мама должны находиться в постоянном контакте с самого рождения крохи. Разговаривать с ребенком как с взрослым, считает Сесиль, необходимо с самого его рождения. Именно разговаривать, а не сюсюкать. И объяснять ему все окружающее его так, словно он уже понимает все, о чем ему говорят. Со временем рассказанное будет принято ребенком на естественном уровне. Так же, как и чтение, которому нужно начинать учить буквально с года.

Слова по системе С. Лупан пишутся большими яркими буквами и крепятся на тех предметах, которые они означают. Кроме того, мама должна быть всегда рядом с ребенком и постоянно объяснять ему все, что его заинтересует, а также развивать его физически, как это и советует Г. Доман.

Опять же, эта система, которая требует самоотдачи от мамы, не всем подходит. Но мама всегда может найти себе помощников в лице других членов семьи: бабушки, дедушки, мужа и старших детей, которые помогут и в изготовлении необходимого развивающего материала, и в обучении малыша.

Методика Сесиль Лупан адаптирована под каждого малыша индивидуально, но в школах раннего развития ее охотно используют и для коллективных занятий, определяя таким образом, что интересует малыша больше и куда можно направить его потенциал.

Методика раннего развития Никитиных

В свое время методика семьи Никитиных стала весьма популярной в Советском Союзе. Оно и понятно, развитие интеллектуально и физически развитых детей приветствуется во все времена и эпохи. А метод, разработанный этой супружеской парой, совершил прорыв в тогдашней системе воспитания.

Сегодня школа развития Никитиных стала, в общем-то, малозаметна на фоне всеобщего свободного воспитания детей и лидирующих различных американских и западных методик развития. Но многие принципы, заложенные этой семьей, используются и сегодня. Например:

  • детей нельзя ограничивать в самостоятельности;
  • дети сами должны выбирать себе дело по душе, и задача взрослых не контролировать деятельность, а наблюдать и помогать;
  • дети развиваются в игре и соответственно своему возрасту, постепенно совершенствуют мышление, логику, творческие способности и воображение;
  • система физического воспитания и развития должна включать в себя закаливание и использование спортивных снарядов.

Некоторые из родителей ставят под сомнение пользу закаливающих процедур. Но, опять же, это чисто индивидуальное решение. Если ребенок не имеет противопоказаний к такому роду оздоровительных методов, то почему бы и нет?

Школа Николая Зайцева

Вернее, это не школа, а метод легкого обучения детей чтению, письму и математике. Методика довольно узконаправленная и не включает в себя активное физическое и творческое развитие или обучение навыкам. Но она вполне самодостаточна, чтобы разжечь в детях эмоциональный интерес к книгам, к изучению иностранных языков, письму и логике.
Из плюсов метода отмечают возможность:

  • начать обучение в любом возрасте;
  • проводить занятия дома и индивидуально, в группе, в центре;
  • в игровой форме быстро и без особых усилий научится читать, грамотно писать и производить математические действия.

Но отмечаются и минусы. Ребенок приходит в первый класс и ему приходится заново учиться правильно соотносить цвета гласных и согласных букв, делить слова на слоги, а не читать по складам, как это было при обучении чтению по зайцевской методике.

Сегодня, конечно же, существует и множество других узконаправленных методик, и даже просто развивающих материалов для раннего развития ребенка. Но обо всех в одной статье не расскажешь, поэтому я выбрала для обзора только самые популярные

Родителям же рекомендую при выборе методики всегда обращать внимание на индивидуальные особенности малыша, на его предпочтения и, конечно же, на его тип восприятия окружающего мира

Принципы системы

Как говорила сама автор методики, ребёнка не нужно ничему специально учить, достаточно лишь увидеть в нём человека. Малыши сами реализуют свои способности и возможности, для этого нужно поместить их в подготовленную среду.

Исходя из вышесказанного, Мария Монтессори выделила три главных «участника» развивающего процесса:

  • в центре расположен ребёнок;
  • вокруг него имеется среда;
  • рядом (а не сверху) находится педагог.

Чтобы развитие детей проходило в оптимальном режиме, Монтессори также сформулировала основные принципы обучения.

Индивидуальность

Самое важное правило построения образовательного процесса – индивидуальное развитие всех малышей. От педагога требуется помочь ребёнку максимально реализовать его потенциал.

Самокоррекция

Индивидуальное развитие предполагает и самостоятельную коррекцию, когда дети сами должны заметить собственные ошибки и по возможности исправить их.

Личностное пространство. Этот принцип подразумевает не только осознание собственного положения в группе, но и понимание того, что у всякого предмета имеется своё место. Это позволяет ненавязчиво передать ребёнку знания о порядке.

Социальное взаимодействие. Автор методики предложила комплектовать разновозрастные группы, в которых младший получает помощь от старших детей. Это позволяет прививать малышам заботу о близких.

Жизненный опыт. Развивать ребёнка можно с помощью настоящих предметов обихода. Взаимодействуя с ними, дети учатся застёгивать пуговки, сервировать стол, вытирать пыль и т.д. То есть малыш получает жизненный опыт с ранних лет.

Нельзя не отметить и ещё один важный принцип – контроль над ошибками. Это правило действует автоматически, когда ребёнок взаимодействует с предметами. Например, пролив воду на пол, малыш понимает собственную неловкость и стремится её исправить своими силами.

Сенситивные периоды развития

Под сенситивными периодами понимаются этапы развития, когда ребёнок сможет овладеть определёнными навыками без лишних усилий, с удовольствием и включённостью.

К большому сожалению, такие сенситивные периоды длятся не очень долго и проходят безвозвратно, невзирая на то, получилось ли у малыша воспользоваться возможностью для максимальной реализации своих способностей или нет.

Если же родители будут знать о наступлении «восприимчивого» этапа в жизни ребёнка, то смогут создать условия и насытить окружающую среду необходимыми материалами или средствами.

Основные сенситивные этапы от 0 до 6 лет

Что развивается Возрастные рамки Краткая характеристика
Двигательная сфера От 0 до 18 месяцев Прежде хаотичные движения становится осознанными и координированными. Ребёнок учится хватать, ползать, ходить, совершать действия с предметами.
Чувство порядка От 18 месяцев до 4 лет Ребёнок стремится к постоянству и упорядоченности. Беспорядок ему неприятен. Взрослым нужно упорядочить окружающую среду, обозначив для каждого предмета своё место и установив чёткие правила.
Интерес к небольшим предметам Дети живо интересуются небольшими предметами: пуговицами, деталями конструктора, кнопками на телефоне и т.д.
Этикет, социальные умения От 2,5 до 6 лет Малыш берёт пример с родителей, здороваясь, произнося вежливые слова. Сначала это подражание, затем – личностная черта.
Утончение чувств Ребёнка притягивают различные ощущения: вкусовые, тактильные, слуховые и т.д.
Письменные навыки От 3,5 до 4,5 лет Ребёнок с удовольствием воспроизводит символы на бумаге.
Чтение От 3 до 5,5 лет Малыши интересуют буквами и пытаются самостоятельно читать слова.
Речевые умения От 0 до 6 лет Ребёнок проходит через этапы языкового развития: лепетная речь, короткие слова и фразы, предложения.
Музыкальные умения От 18 месяцев до 6 лет Дети живо интересуются музыкой, это благоприятный период для развития музыкального слуха и чувства ритма.
Пространственно-временные отношения От 4 до 6 лет У ребёнка формируется представления о пространстве: он узнаёт места, умеет искать дорогу, ориентируется в пространстве альбомного листа.
Математические навыки Малыш получает представление о количестве, цифрах, математических действиях.

Раннее развитие против развития естественного

Любое живое существо с самого рождения только и делает, что развивается. Знакомится с окружающим миром, пробует разные стратегии поведения, запоминая удачные и отсеивая неудачные. Между тем у родителей может создаться ощущение, что альтернатива раннему развитию – это его полное отсутствие, чуть ли не деградация. Но это не так! Разумеется, ребенок будет развиваться, даже если его мама и папа понятия не имеют ни об одной из прогрессивных педагогических методик. И будет делать это быстро и… гармонично!

Мир вещей и ощущений

Перед любым маленьким человеком стоит колоссальная познавательная задача. Только представьте, как много ему нужно изучить! Все вокруг, от собственных пальчиков на ногах до содержимого маминой сумочки, надо потрогать или попробовать на вкус. И это гораздо важнее государственных флагов, неправильных английских глаголов и игры в шахматы.

Если лишить ребенка возможности пройти через все это, заняв его чем-то более, на ваш взгляд, полезным, может получиться весьма печально. Встречаются уже довольно взрослые дети, которые легко ориентируются в карте мира, знают названия экзотических растений и животных, но при этом не обладают элементарными бытовыми навыками: не догадываются подуть на ложку с горячей едой.

Все мы знаем, что «делу время — потехе час». Но для детей игры — это и есть самое главное дело. Оно должно быть на первом месте. И лишь потом, по остаточному принципу, следует все остальное.

Мир человеческих эмоций

Маленькие дети обычно самой природой настроены на восприятие эмоций. Это хорошо видно по тому, как они реагируют на замечания и запреты. Логическое обоснование, почему зимой надо надевать шапочку, чадо легко пропустит мимо ушей. А вот аргумент «если ты ее не будешь носить, мама расстроится» оказывается зачастую удивительно действенным.

Но можно искусственно переключить мозг подрастающего человека на решение других задач, читая ему вслух энциклопедии, а не «бесполезные» выдуманные истории. Как это выглядит, очень хорошо видно на примере вундеркиндов, которые могут к шести годам решать довольно сложные математические примеры, но искренне не понимают, как и зачем выражать сочувствие, и почему сверстники обижаются, если их называть «глупыми».

Способность ориентироваться в эмоциональной сфере закладывается в первые годы жизни. Потом разобраться в этой непростой области бывает очень и очень трудно. А вот способность к логическим построениям можно успешно развивать и в более позднем возрасте. Поэтому — сначала сказки и мультики, и лишь потом — энциклопедия и учебники.

Свой внутренний мир

Способность осознавать себя и свои желания тоже дается человеку не от рождения. Это то, что формируется в процессе развития. И самый эффективный учитель в этом вопросе — одиночество. На занятиях за ребенка часто решает педагог. Дома родители вручают игрушку по своему вкусу. Даже в кругу сверстников детям легко пойти на поводу у чужих фантазий, так и не задумавшись ни разу, а чего хотят они?

Можно отдать малыша на курсы английского для самых маленьких, занятия по лепке или на танцы. Но только не в ущерб другим, более важным вещам, таким, как постижение реальности через игры, чтение сказок, веселое и бестолковое безделье в одиночестве.

В чем важность раннего развития?

Все без исключения системы раннего развития следует внедрять с появления на свет, так как чем меньше будет кроха, тем лучше он усвоит материал. Ученые давно доказали, что именно в первые три года после рождения происходит самое активное формирование мозга, по этой причине специалисты рекомендуют в этот временной промежуток закладывать базу, которая положительно скажется на личностных качествах карапуза в будущем.

Кроме того, это время является определяющим в том, насколько будет ребенок адаптирован к социуму. Если в этот период ребенок не получит необходимых навыков, то во взрослой жизни ему будет сложно общаться с людьми, разрешать возникающие проблемы, отличать реактивность от энтузиазма и реалии от вымышленного мира.

Правила занятия с ребенком

Приступая к занятиям с карапузом по той или иной методике, нужно учитывать следующие правила:

  • Малыша следует знакомить со всем новым и интересным с рождения. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы сделать досуг карапуза максимально разнообразным. Его можно обучать игре на музыкальных инструментам, заниматься с ним спортом, рисованием, читать интересные книги, слушать классическую музыку и прочее. Пусть все это поначалу не будет интересно карапузу, но через некоторое время ребенок начнет проявлять интерес ко всему, что предлагают ему родители и выберет то, что нравится ему больше всего. Опыт, который карапуз получит в первые годы своей жизни, станет крепким фундаментом для дальнейшего развития его как личности.
  • Малыша нужно уметь правильно стимулировать и начинать это следует с окружающей обстановки. Если комната крохи будет тусклой, скучной, серой, не выразительной с однотипными игрушками, то карапуз вырастит замкнутым и угрюмым. Комната, где растет ребенок должна напоминать яркую сказку, полную интересных деталей. В этом случае малыш будет расти и развиваться счастливой и гармоничной личностью и без воздействия на него взрослых.
  • Вне зависимости от возраста ребенка, он должен иметь свободу передвижения и личное пространство.
  • Чтобы развить у карапуза коммуникативные навыки, родители должны сделать все для того, чтобы он общался с различными людьми, среди которых обязательно будут и дети.

Не нужно забывать о том, что поведение взрослых является основной ролевой моделью для крохи. Поэтому прежде чем заниматься воспитанием и развитием своего чада, нужно проанализировать свой характер и отношения со второй половиной.

Какие варианты развивающих программ существуют?

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори, которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.
 

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.
 

Единственный недостаток данной программы, это посещение специальных семейных центров и стоимость курсов далеко не всем придётся по карману, да и деток начинают обучать только с трёх лет. 

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша, который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.
 
Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов, которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.
К данной группе можно отнести и развивающие игрушки, которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.
 

Темпы овладения речью

Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.

В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:

  1. Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
  2. Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
  3. Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
  4. «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
  5. Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого

Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.

При всех плюсах есть достаточно много минусов

  1. Допустим, вы научили ребёнка читать в 3-4 года. А что дальше? Читать книги ребёнок вряд ли будет самостоятельно. До поступления в школу ещё куча времени, а любой навык для того, чтобы им полностью овладеть, должен быть проработан и доведён до автоматизма. Проведём понятную для большинства взрослых аналогию. Возможно, среди ваших знакомых есть люди, которые получили права задолго до того, как приобрели автомобиль. Большинству из них приходится учиться водить транспортное средство заново, для “освежения” навыков вождения. Представьте, что ребёнку перед школой не только необходимо учиться читать заново, а переучиваться.
  2. Школьная программа ориентирована на традиционный метод обучения чтению.  Поэтому существенный недостаток методики – отличие, и весьма значимое, от общепринятого способа обучения. Ребёнок, освоивший чтение по складам,  не понимает принципов слого- и словообразования – как из букв, звучащих определённым образом, получают слоги, звучащие по-другому. Ему тяжело раскладывать склады на буквы. Возникают проблемы с морфемным разбором слов.
  3. Ещё один минус –  проглатывание окончаний и неправильное произнесение слов многими детьми, обученными чтению по этому методу. Это отмечают многие логопеды и психологи. Обычно первой фразой опытного специалиста, к которому обращаются родители с такими проблемами, является вопрос: “А вы по Зайцеву читать учились?”.

Подводя небольшой итог, можно констатировать следующее: метод не идеален, обладает существенными недостатками, влияющими на дальнейшее изучение русского языка. То, чего малыш избежит на начальной стадии (навык соединять буквы и слоги), всё равно придётся освоить позже, при этом переучиваясь! А знаете ли вы, что это гораздо тяжелее, чем учиться с нуля?

Согласно постулатам этого способа, дети осваивают принципы складывания из букв слога, а из слогов слова.

Проблема данного метода состоит в том, что нет пошаговой инструкции, учитывающей основные механизмы обучения ребёнка. Стандартно родитель берёт один из многочисленных букварей и пытается обучить ребёнка читать, зачастую не зная и не понимая принципов обучения детей.

В каком возрасте “гранит науки” ребёнку по зубам?

Мамы и папы, а также бабушки и дедушки не задаются вопросом: а готов ли мой ребёнок к таким умственным, а порой и физическим нагрузкам.

Усидеть на одном месте, сконцентрироваться на поставленной задаче, выполнить упражнение, запомнить учебный материал – это задание тяжело не только для малыша, но и для многих школьников.

Почему-то ни один здравомыслящий родитель не начинает заниматься с трёхгодовалым ребёнком рукопашным боем или вышиванием гладью, руководствуясь правилом “Чем раньше, тем лучше”.

Важнейший фактор внимания – состояние здоровья, физической подготовленности и, конечно, безопасности малыша. Теми же вводными следует руководствоваться в образовательной сфере.

Необходимо понимать, что не каждый родитель – специалист в области обучения. Умение учить дано далеко не всем.

Однако не каждый, имеющий диплом специалиста, может подтвердить свои знания и умения на практике. Поэтому нужно опираться на здравый смысл и реальную оценку возможностей ребёнка. Иными словами, действовать под девизом: “Не навреди!”.

Модель Жана Пиаже

Изначально нужно понять, готов ли мозг ребёнка к сложным интеллектуальным процессам, таким как, например, чтение.

Для этого обратимся к психологическим исследованиям. Одна из ведущих и при этом научно доказанных моделей стадий развития ребёнка – это модель Жана Пиаже.

Психолог выделил три стадии: неудача, частичный успех, успех.

Учёный рассматривал развитие как движение по спирали. Доказал, что различные формы и содержание мышления, характерные для предыдущего этапа, переосмысливаются, реструктурируются и интегрируются, или объединяются, на следующем этапе.

Новизна и спонтанность остаётся базовым вопросом теории Пиаже. Как же из когнитивной структуры, в которой вообще отсутствовало какое-либо знание, возникает именно новое знание? Каким же образом становится понятным, что возникшее новое знание тесно связано с другим знанием?

1 стадия – сенсомоторная (от 0 до 2 лет). В таком возрасте ребёнок учится отделять себя от предметов. Осознаёт себя носителем действительности и действует произвольно. Например, чтобы машинка поехала, нужно дёрнуть за верёвочку.

2 стадия – предоперационная (от 3 до 5 лет). Малыш учится пользоваться речью и представлять предметы словами в образах. Мышление всё ещё эгоцентрично – с трудом принимает точку зрения других. Классифицирует объекты по одному признаку, например, группирует по форме или цвету. Основная деятельность ребёнка – символическая игра. Манипулируя игрушками, ребёнок выражает своё отношение к миру более через образы, чем через слова.

3 стадия – конкретизации (с 6 до 11 лет). В мышлении присутствует логика, осмысленнее воспринимаются объекты и события. Ребёнок классифицирует предметы и упорядочивает их.

Понятно, что все градации условны. Есть детки, которые в свои 4 года по готовности к “поглощению” знаний намного опережают сверстников.

Но! Вероятность того, что 2-3 летнему малышу ещё рано учиться читать, очень высока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector