Логопедические игры для детей 6-7 лет

Содержание:

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным

Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы

Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • выделение начального и последнего звука в слове;
  • подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
  • задания на различение твердости−мягкости;
  • закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

 «Живые звуки»

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

«Подели на группы»

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

«Звуковое лото»

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Виды занятий для развития речи

Чтобы стимулировать развитие речи, рекомендуется:

  • выполнять специальную гимнастику для мышц лица, называемую артикуляционной;
  • использовать пальчиковые игры;
  • устраивать игры, в которых малыш будет подражать звукам;
  • учить стихи и пополнять словарный запас другими способами.

Он проведет диагностику, определив параметры развития крохи, а также учтет интересы малютки. Так как главным видом деятельности детей раннего возраста являются игры, игровой формат подходит для логопедических упражнений как нельзя лучше.

Если занятия проходят с логопедом, они могут быть как индивидуальными, так и в группах из нескольких деток. Для групповых занятий детей распределяют по возрасту, например, 2-3 года и 4-5 лет. Индивидуально логопед может заниматься с неговорящим ребенком в детском саду или в домашних условиях.

Логопеды подтверждают, что участие родителей в становлении речи сильно влияет на итоговый результат занятий. Если мама и папа активно включаются в работу, делают домашние упражнения и слушают рекомендации специалистов, ребенок гораздо быстрее осваивает правильную речь

Важно лишь помнить, что это длительный процесс, но терпение обязательно будет вознаграждено хорошими успехами малыша

Компьютеры — детям!

Бытует мнение, что от компьютера малышам только один сплошной вред. И кто бы спорил, что куда полезнее для глаз и мелкой моторики складывать оригами или склеивать модели кораблей, чем кликать мышкой в монитор! Но детей словно тянет ко всему новому и цифровому. Как можно самому проводить за компьютером время, но не пускать к нему малыша? Это практически невозможно, да и, на самом деле, не нужно.

Возможный вред компьютера для детского здоровья сильно преувеличен: если время, которое малыш проводит перед монитором, не превышает установленных врачами норм, то ничего плохого не случится

А вот с малых лет научиться обращаться со сложной цифровой техникой — это в современном мире очень важно!

Возможные речевые дефекты

Бывают ситуации, когда дети, не имея каких-либо проблем, просто ленятся произносить слова вслух, уверенные, что их и так поймут

Родителям следует обратить особое внимание на малыша, если он мало говорит, путает слоги и слова, не понимает смысла сказанного – чаще всего это связано с различными дефектами речи, которые придется исправлять на логопедических занятиях

Возможно несколько видов нарушения речи:

  • заикание;
  • дислалия – ети с нормальным слухом и речевым аппаратом путают согласные фонемы и , и .
  • гнусавость – произнесение слов «в нос», отчего понять ребенка становится весьма проблематично;
  • ребенок не понимает речь родителей и не говорит сам;
  • неправильно произносит звуки – трудности с артикуляцией.

При любом из них следует приступить к логопедическим занятиям – с профессиональным дефектологом и дома, в противном случае ребенок останется с отставанием речевого развития и его могут не взять в общеобразовательную школу, предложить посещать специализированное учреждение. А ведь ситуацию можно исправить благодаря логопедии.

Как правильно проводить занятия дома

Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки

Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:

Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
Обязательно проводить уроки в игровом виде

Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания

Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.

Качественная разминка для губ и языка

Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.

Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания. Занятия в качестве разминки :

Занятия в качестве разминки :

  1. Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
  2. Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
  3. По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
  4. Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
  5. Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
  6. Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
  7. Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
  8. «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.

Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз

Виды и особенности логопедических занятий

Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми

С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно

Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.

Индивидуальные занятия

Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.

Групповые (фронтальные) занятия

Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.

Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.

Выбираем только лучшее!

В советское время с этим было как-то попроще. В книжном магазине была всего одна книжка с головоломками, и именно её и надо было брать. Даже не только потому что выбора то особо и не было, но и потому что содержание книги было просто идеальным: список подходящих для развития и воспитания детей игр формировался с участием лучших педагогов Союза!

Сейчас же выбор различных “умных игрушек” стал куда больше, но и процент некачественного товара заметно возрос. Как отличить хорошую игру от плохой, как выбрать лучшее развлечение для своего ребёнка?

Во-первых, обязательно обращайте внимание на цветовое решение. Конечно же, развивающие игры для детей должны быть яркими, иначе они просто не будут привлекательными для малыша и будут ему в тягость

Но и слишком много цвета быть не должно: излишне яркая пестрота не только утомляет глаза, но и, как уверяют врачи, может негативно сказаться на психике ребёнка.

Во-вторых, обучение будет куда эффективнее, если в игре в роли наставника или приятеля по учебному классу окажется кто-то из любимых мультяшных героев вашего ребёнка. Даже трудным делом заниматься куда веселее, если видишь перед собой позитивный пример в виде своего любимца! “Смотри, как хорошо Пятачок знает цифры!” “Все девочки из Винкс ходят в школу и учатся вместе с тобой!” — если хочешь быть похожим на своего кумира, придётся потрудиться!

В-третьих, разумеется, игры не должны содержать ошибок — на грамматических, ни фактических. К сожалению, нередки случаи, когда создатели игр относятся небрежно к своим обязанностям и плохо проверяют содержание своих игр, допуская как опечатки, так и откровенные ошибки. Вам непросто будет объяснить своему ребёнку, почему именно сейчас для перехода на новый уровень нужно дать неправильный ответ! Поэтому лучше заранее самостоятельно проходить все игры, которые вы собираетесь предложить своему ребёнку, чтобы отфильтровать те, что сделаны спустя рукава.

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Когда есть проблема

К сожалению, не все дети могут похвастаться таким уровнем развития речи. Особенно сложно тем, чьи родители не уделяют этому аспекту должного внимания: мало общаются с ребенком, мало читают, не учат с ним стихов, мотивируя это своей бесконечной занятостью.

Однако ребенок, который к этому возрасту еще не говорит или говорит очень плохо, должен обязательно вызвать беспокойство родителей. В логопедии считается, что это максимально допустимый возраст для коррекции речи, когда время, отведенное на нее, безнадежно уходит

Важно максимально использовать его, чтобы помочь дошкольнику разговориться. Ведь речь – это не только средство коммуникации, но и залог успешного обучения маленького человека в школе, его дальнейшей социализации

Что должно вызвать тревогу родителей в этом возрасте?

  • Если ребенок говорит очень неразборчиво, меняя, пропуская или путая местами буквы и слоги, не выговаривает много звуков, окружающим его сложно понять.
  • Отвечает односложно, не умеет построить распространенное предложение.
  • Затрудняется с описанием картинки, игрушки, не может закончить предложение, начатое взрослым.
  • Имеет очень скудный запас часто используемых в быту слов.
  • С трудом подбирает и может перепутать слова, особенно если они близки по звучанию, но имеют разное значение.
  • «Съедает» окончания слов, «глотает» слоги.
  • Постоянно путается в числах, падежах, предлогах, союзах, не реагируя на поправки взрослых.
  • Произносит звуки неуместно мягко (сюсюкает) или нарочито твердо (словно с акцентом).

Причины такой задержки могут быть самыми разными: аномалии развития языка, нёба, губ, органов слуха; неврологические нарушения, умственная отсталость, родовая травма или патологии беременности, психические расстройства, сильный испуг или психологическая травма, социальная запущенность (недостаточное внимание к ребенку, отсутствие общения и заботы, асоциальная семья)

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Очень важно научить ребенка раздельному произношению «свистящих» звуков З-С-Ц. Конечно, перед играми следует размяться, иначе результаты не будут сильно впечатляющими:

  • нужно широко улыбнуться, постаравшись показать все зубы, а после свернуть губы трубочкой;
  • напрячь губы и постепенно их расслабить;
  • поочередно легко покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу;
  • в конце надо изобразить языком цокот копыт.

После того, как ребенок несколько раз повторил эти упражнения, можно приступать к играм.

Нужно заранее подобрать картинку любимого мультипликационного героя, девочки, котика, кого угодно. Вырезаем заготовки в виде конфет, а на них наклеивай изображение предметов, в названии которых есть проблемная буква. Говорим ребенку, что наш герой очень любит сладости и нужно его покормить

При правильном произношении слов, конфетка попадает к персонажу, в противном случае ее забирает учитель.
В этой игре задачей ребенка будет опознавание первого звука в словах.
Змея, солнце, цапля, сила, зонт, слон, цыпленок, злой, цокот, смех и пр.
В игре с повторениями звуков ребенок должен проговаривать все слоги четко, не проглатывая проблемные буквы.
Стих на звук С.
Муха села на слона,
Муха удивляется:
Где же слон? Одна спина
По лесу слоняется!
Для тренировки произношения звука Ц.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву «Ц»:
— Подойди, цыпленоу Цып!
Повторяйка: цып-цып-цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок!
Для проговаривания звука З.
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.
Теперь важно усложнить задачу и попросить ребенка закончить слово слогом СА, ЦА или ЗА.
Ли.., лин.., птица.., колба.., ко.., ло.., куни.., кра..

Кому нужны логопедические занятия?

Все дети развиваются в своем темпе по индивидуальному графику, однако существуют определенные усредненные показатели, по которым мама может сориентироваться, нужна ли крохе помощь логопеда.

  • В 12-18 месяцев дети обычно хорошо имитируют разные звуки, пробуют повторять слова, знают свое имя и отзываются на него. В их словарном запасе имеется до 20-40 простых слов. Такие малыши внимательно рассматривают картинки в книгах и показывают объекты, которые их заинтересовали.
  • В 2-3-летнем возрасте ребенок хорошо знает собственное имя, может показать части тела, узнать на фотографии близкого человека. Он способен выполнить простое задание, например, поставить яблоко на стол. Словарный запас ребенка 2-3 лет составляет 200-1000 слов, кроха может задавать простые вопросы и разговаривать простыми предложениями. Произношение улучшается, но некоторые звуки могут отсутствовать.
  • В 3-4 года ребенок способен классифицировать объекты, понимать простые вопросы, слышать разницу между звуками. Его словарный запас расширяется до 1500 слов, а речь состоит из сложных предложений и многочисленных вопросов. У таких деток активно развивается воображение и абстрактное мышление, они могут рассказывать сказки по картинкам, разучивать песни и стихи.
  • В 5 лет и старше ребенок может свободно общаться на интересную тему, придумывать истории. Он должен произносить все звуки, но некоторые малыши все еще шепелявят. Ребенок озвучивает увиденное и сделанное, задает разные вопросы, говорит с интонацией и выражением. Многие дети в этом возрасте уже знают буквы и начинают читать.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить употреблять обобщающие понятия, укреплять мелкие мышцы кистей рук.

Проведение игры.

Проговаривая первую строчку стишка, педагог вместе с детьми  загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке – сжимают и разжимают все пальцы. Проговаривая третью и четвертую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов – пять пальчиков).

         После того как дети назвали пять предметов, можно предложить им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибай и предметы называй». Можно спросить детей: «Что у нас в кулачке?» (фрукты…)

Фрукты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты называть:

Груша, яблоко, гранат,

Апельсин и виноград.

  Овощи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно овощи назвать:

Лук, капуста, кабачок,

Сладкий перец и чеснок.

   Мебель.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мебель вспоминать:

Полка, тумбочка, буфет,

Книжный шкаф и табурет.

   Посуда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам посуду надо знать:

Чашка, сахарница, ложка,

Сковородка, поварешка.

   Птицы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем птиц мы называть:

Утка, галка, соловей,

Попугай и воробей.

   Домашние животные.

Раз, два, три, четыре, пять.

Домашних животных начнем называть:

Лошадь, кошка и осел,

Поросенок и козел.

   Дикие животные.

Раз, два, три, четыре, пять.

Диких животных нам надо назвать:

Волк, лисица, лось, барсук,

Полосатый бурундук.

  Насекомые.

Раз, два, три, четыре, пять.

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, паук,

Стрекоза и майский жук.

   Цветы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно нам цветы назвать:

Мак, ромашка, василек,

Колокольчик и вьюнок.

   Деревья.

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам деревья знать:

Дуб, береза, клен, осина

И кудрявая рябина.

   Инструменты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Инструменты надо знать:

Молоток, пила, топор,

Плоскогубцы, гвоздодер.

   Обувь.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем обувь вспоминать:

Туфли, тапочки, сапожки,

Башмаки и босоножки.

   Одежда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам одежду надо знать:

Шарф, футболка, галстук,

Полушубок, фартук.

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.

Артикуляционная гимнастика должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь

Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему

Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

В каких случаях следует посетить специалиста?

Есть несколько признаков, показывающих, что речь ребенка нуждается в профессиональной помощи:

  • очень бедный словарный запас;
  • неспособность правильно произносить большое число звуков;
  • неверный выбор слова, отсутствие соотнесения слова и предмета, к которому оно относится;
  • постоянные пропуски части слогов в словах;
  • медленная или, напротив, очень быстрая речь, произнесение большей части слов по слогам;
  • неразборчивая речь, заикание;
  • постоянные запинки и паузы.

В этих случаях необходимо как можно быстрее показать ребенка логопеду, возможно – неврологу, это поможет выявить причины нарушений и устранить их.

Многообразие форм и игр

Чтобы дошкольнику не было скучно по несколько раз повторять одно и тоже, следует продумать необычный игровой сценарий, давать ему разные задания:

  • не просто произносить слова, а делать в такт им ритмичные движения ногами или руками;
  • «учить» игрушку чистоговорке или стишку, показывать, как правильно произносить текст;
  • проговаривать текст, вообразив себя лисой или зайчиком, делать соответствующую мимику и жесты.

Стишки, чистоговорки можно не только произносить, но и петь, придумывая для них подходящий мотив.

Стимулировать развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речевым центром, можно при помощи выполнения пальчиковой гимнастики – надев на пальцы специальные куклы, создавать инсценировки, одновременно произнося стихи и фразы с отрабатываемым звуком. Например, при проработке фонемы можно предложить дошкольнику пальчиковую куклу-свинью и попросить похрюкать.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Построение домашнего занятия

Выполнять логопедические упражнения и заниматься речевой гимнастикой следует дома, это поможет закрепить полученные у дефектолога умения и навыки, сделает речь более четкой и понятной. Проводить их лучше всего в игровой форме, чтобы не утомлять малыша, – это поможет ему не утратить интерес, не устать, получать удовольствие от полезного времяпрепровождения.

Первый этап любого занятия (если логопед не предложил иного) – артикуляционная гимнастика, которая подготовит речевой аппарат к дальнейшей работе, поможет размять язык и связки. Выполняя упражнения, малыши одновременно тренируют те мышцы, которые активно участвуют в процесс произнесения звуков.

Все упражнения делаются сидя, желательно перед зеркалом, чтобы малыш мог контролировать себя. Каждое повторяется по несколько раз, в зависимости от индивидуальной подготовки ребенка.

Родители могут выполнять большое число упражнений с детьми 5-6 лет, помогая им справиться с речевыми проблемами.

  • Произносить чистоговорки, в которых присутствует и проблемный звук, и похожие на него звуки. Например, при постановке звука можно использовать такую: «Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу». В данной чистоговорке много слов именно с этим звуком.
  • Проговаривание стишков с проблемными звуками.

Для улучшения произнесения звука подойдет такое стихотворение:

Ра-ра-ра – резвится детвора!

Ро-ро-ро – раздаем добро!

Ру-ру-ру – мы рисуем кенгуру!

Ры-ры-ры – пес вылез из норы!

В логопедических энциклопедиях можно познакомиться с большим количеством всевозможных стишков для постановки каждого звука и выбрать те, которые подходят конкретному ребенку. Такова общая структура занятия.

Для развития внимательности

Корректурные пробы

Данное упражнение отлично помогает справиться с развитием внимательности у вашего малыша. Суть его состоит в том, что крохе предлагается лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Его задача – зачеркнуть какую-то одну, задуманную взрослым букву.

Это же задание можно сделать еще сложнее, попросив в каждой определенной фигуре поставить определенный символ.

Шпионы

Поиграйте с малышом в шпионов. Для этого придумайте к каждой букве или цифре определенный шифр – ключ к разгадке. А затем отправьте ему тайное послание, которое он должен расшифровать.

Поиски пропавших

В этом упражнении ребенку на листе бумаги предлагается набор букв, среди которых он должен найти слова на определенную тематику. Например, иодолуквралошкрроалморковьчориавоылолдвоамроаркапустадшвжфпомидорылдыроам. Среди этих букв малыш должен найти названия овощей и вычеркнуть их.

Театралы

Для этого задания вам необходимо будет подобрать какое-то простое стихотворение с одним или несколькими часто повторяющимися словами. Для начала попросите ребенка выразительно его прочитать. После этого малыш должен будет прочитать его еще раз, но уже с добавлением какого-либо условия, например, одно из часто повторяющихся слов нужно будет говорить очень громко.

Рисунки ладошками

Помимо того, что рисование ладонями и пальчиками отлично стимулирует развитие воображения и фантазии, оно также помогает в развитии мелкой моторики руки и вырабатывает усидчивость у малыша. Для этого предложите крохе раскрасить ладошку в любой понравившийся ему цвет и сделать отпечаток на листе бумаги.

Можно сделать отпечатки двух ладошек рядом. А теперь пусть ребенок пофантазирует и дорисует свой рисунок. Может быть, у него это будет дерево или сказочная птица, а может человечек с большой бородой. Фантазия детей очень богатая. Она обязательно подскажет ему интересный вариант.

Веселые кляксы

Попросите ребенка набрать на кисточку как можно больше краски и капнуть на середину листа большую кляксу. Сложите лист пополам и прижмите. Далее необходимо расправить лист и попросить малыша посмотреть, на что эти кляксы получились похожи. Пусть он дорисует свой рисунок.

Волшебная ниточка

Нитку длиной 30-40 см необходимо обмакнуть в гуашь и положить на лист бумаги, свернуть ее можно как угодно. Сверху накрываем вторым листом и прижимаем. Далее необходимо вытащить нить, придерживая оба листа

Рассмотрите с ребенком получившиеся рисунки и попросите его рассказать, на что они похожи, предложите ему дорисовать необходимые детали.

Злой маг и добрая фея

Вам будет нужно положить перед малышом лист бумаги с двумя абсолютно одинаковыми фигурами. Ему необходимо превратить одну фигуру в злого мага, а вторую – в добрую фею пользуясь цветными карандашами. Пусть кроха пофантазирует и расскажет вам, что мог натворить злой маг, и как над ним одержала победу добрая фея.

Рассказы музыки

Включите ребенку для прослушивания классическую музыку и попросите его закрыть глаза. Он должен рассказать вам, о чем, по его мнению, эта музыка рассказывает, какие чувства передает.

Танцевальная разминка

Танцуя под определенную музыку, ребенок должен рассказать о задуманном им образе, а остальные участники – догадаться, что за образ он загадал

Это может быть смешная обезьянка, грозный лев, важно то, что ребенок сам продумывает свой образ и как он его должен раскрыть

Очень хорошим приобретением станет энциклопедия, посвященная интересующей ребенка теме. Стремясь узнать как можно больше нового, дети с большим интересом начинают ее читать.

Также в семилетнем возрасте нужно работать над развитием мелкой моторики руки. Замечательную помощь в этом окажут прописи с интересными заданиями в дополнение, раскраски, пластилин, карандаши и краски.

Хорошую помощь также оказывают различные конструкторы, мозаики. Выучите с малышом несколько стишков для самостоятельного выполнения пальчиковой гимнастики.

О развивающих играх для детей 6-7 лет смотрите в следующем видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector