Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст

Рассмотрите иллюстрации

О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.

Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.

Спросите ребенка: “Понравился ли ему ваш совместный пересказ?”. Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать. А вы наверняка что-то упустите. Если не понравился, спросите: “Чем?”, “Что было не так?”. И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся! В следующий раз у нас обязательно всё получится!

Занятия с маленькими детьми

Чтобы научить маленьких детей пересказывать прочитанное руководствуйтесь следующими правилами:

Выбирать истории с предсказуемым окончанием и запоминающимися героями. Задумайтесь, почему все сказки так легко запоминать, и они надолго остаются в нашей памяти? Дети любят тексты с несколькими героями и повторяющимися действиями, например, сказка «Репка»;

Прочитать рассказ самостоятельно до того, как зачитывать ребёнку. Выбрать слова, которые ранее ребёнок ещё не встречал. Можно подготовить фото таких животных и предметов или мест. Таким образом, дети легче воспринимают информацию и запоминают новые слова;

Перед тем, как начать чтение, показать обложку книги и предложить угадать про что будет книга, кто будет главными героями. Возможно, ребёнок даже сможет предугадать сюжет. Затем скажите её название и повторите вопросы;

Зачитать вслух одну и ту же историю несколько раз. Как вариант, каждый день на ночь перед сном. Используйте разную интонацию и меняйте голос, что ещё больше увлекает и погружает ребёнка в повествование. После того, как закончится сказка, можете переходить к следующему этапу – вопросы.

Спросите, о чём сказка, что происходило в начале, в середине и в конце. Потом можно задавать самые интересные и любимые вопросы «почемучек»: почему дедка позвал бабку или любые другие, начинающиеся с этого вопросительного слова. Такие вопросы развивают логику и помогают развитию воображение, а помощь родителей обогатит знания детей и научат ценностям и традициям страны и общества, в котором они живут;

Умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

16.02.2014

Умеет ли Ваш ребенок-школьник пересказывать?  Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет.  Ведь  он еще с самого детства все сказки рассказывает,  чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает.  

Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и  иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?

Все очень просто. Пересказы бывают разные.  Подробные и краткие пересказы очень различны между собой. И если в первом классе подробный пересказ считается хорошим, то в 3-4 классах – это уже плохо.

Давайте сначала сравним тексты в 1 классе и в 3 классе. Сколько строк или даже слов в текстах у первоклассников? Примерно треть страницы занимает большой текст. Можно ли пересказать такой текст дословно? Легко!

В 3 классе тексты уже очень большие. В учебниках по чтению некоторые произведения занимают более 2-3 страниц. Представляете, сколько времени займет пересказ такого произведения, даже если ребенок его и запомнит? А ведь он в классе не один и остальные  ученики тоже должны участвовать в работе.  Кроме  того, что подробный пересказ в этом возрасте уже практически не используется, ребенок большое произведение пересказать просто не сможет по разным причинам. Да это и не нужно.

«Да зачем он вообще, этот пересказ, нужен! Прочитал и ладно», — думают многие родители.  Нужен, еще как нужен! Только не подробный и дословный, а краткий пересказ.  Причем, нужен он не только на чтении.

Что нужно, чтобы ребенок хорошо знал материал по  Природоведению? Слушать на уроке – этого мало. Прочитать дома параграф в учебнике и даже ответить на вопросы – этого тоже недостаточно

Вот здесь и проявляется умение ребенка пересказывать текст, вынимать из него самое важное, самое интересное.  И таких предметов в школе очень много, только появляются они уже в 5 классе и дальше. А в начальной школе идет подготовка к введению новых предметов

Как же научить ребенка пересказывать текст правильно?

Могу предложить вам простую систему действий, которая  научит вашего ребенка легко и правильно пересказывать любой текст.

  6  шагов к хорошему пересказу.

1.Поставьте цель

Мы читаем текст и выбираем в нем самое важное и интересное

2.Идем по этапам. Читаем не весь текст сразу, а по частям. Это может быть абзац  или даже часть абзаца, если они длинные.  Первое время примерно 4-6 строк достаточно.

3.Отмечаем главное.  После чтения каждой части задаете ребенку вопрос: «О чем прочитал? Что здесь самое интересное или самое важное?» При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении

4.Делаем план. Сразу можно составить план текста, придумав  заголовок  к каждой части.  В качестве заголовка можно использовать то главное, что выделил ребенок.

5.Скажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому».  Для этого ребенок  или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами

 Это очень важно!  Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли.  С помощью этой игры вы избегаете таких проблем

6.Склейка частей

А теперь, когда все прочитали, самое главное выделили, план составили, в игру «Скажи по-другому» поиграли, перескажи текст очень коротко, только самое важное.  Можно давать план, чтобы ребенок на него смотрел и вспоминал  последовательность событий

Уверена, что после такой работы, ваш ребенок перескажет намного лучше и легче. А чтобы он справился с этой работой и в школе, не забыл все, что он готовил, повторите пересказ через  1-2 часа. Только пересказ. Это займет времени немного, а польза для ребенка и его памяти будет огромная.

Эта универсальная схема подойдет для любого устного предмета. Попробуйте. Ребенок быстро усвоит алгоритм действий и проблем с подготовкой устных предметов у вас будет намного меньше. 

А чтобы ребенок  быстрее читал  и лучше запоминал и понимал прочитанное, возьмите специальные  игры и упражнения. Результат будет заметен на всех школьных предметах.

Школа чтения О. Андреева

Существует уже отработанная и зарекомендовавшая себя техника чтения Олега Андреева. В его школе быстрого чтения уже не одно десятилетие занимаются дети различного возраста, стремящиеся развить свою речь, поле зрения, образное мышление и научиться «легко учиться» в школе. По работе с любым текстом О. Андреев рекомендует такую схему выделения главного из прочитанного материала: название, автор, факты (фамилии, географические данные, различные количественные данные), действие (какие действия совершают герои прочитанных произведений, и какие события там происходят), основное содержание прочитанного (это краткий пересказ своими словами смысла, содержание текста).
Занимаясь с ребенком чтением или обсуждением прочитанного, доведите до автоматизма работу по этой схеме. Она поможет грамотно работать с текстом и не увязнуть во второстепенных деталях произведения.
Хорошая разговорная речь гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умению найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все хотим видеть своих детей в центре внимания, окруженными друзьями и подругами. Так давайте же им поможем стать такими.

Слишком рано или слишком поздно?

Слишком рано не бывает. Вышеприведенные советы нужно применять с раннего возраста. Когда ребенок пойдет в первый класс, нагрузка увеличится.

Понятно, что лучше заниматься развитием малыша сразу, не пуская все на самотек. Если, по каким-то причинам, родители опоздали и не смогли до школы научить малыша связно пересказывать тексты, то в первые школьные годы еще можно успеть все исправить. Обучение потребует больше сил и внимания, а также хорошей организации времени и целенаправленных занятий. В противном случае ребенок безнадежно отстанет от школьной программы, и будет слишком поздно что-либо предпринимать.

Как научить ребенка пересказывать прочитанное?

Педагоги и психологи, занимающиеся данной проблемой в контексте когнитивных способностей и становления личности, отмечают одну важную закономерность. Проблемы с пересказом встречаются весьма редко у тех малышей, с которыми много говорят родители, причем, буквально с рождения. Такие дети и говорить начинают несколько раньше, и скорость пополнения личного словаря у них выше. Эта закономерность не является таким уж «прорывным» открытием – наши предки тоже интуитивно понимали, что к чему, и пели детям колыбельные, «тетешкали» и баюкали несложными сказочками. Простые сюжеты легко усваиваются малышом, он может в них «вживаться» и запоминать.


Если все это было ребенком в той или иной степени недополучено, то проблема с пересказом в школе буквально запрограммирована. Но отчаиваться не стоит, можно это скорректировать с помощью совместного чтения и заучивания заданных стихотворений с родителями. Побуждать малыша самостоятельно читать – пусть это будут формально несложные произведения с обилием картинок и простым сюжетом. Если «начинающий школьник» имеет проблемы с концентрацией, а у современных детей это обычное явление, лучше пусть эти истории будут короткими и захватывающими. Чтение познавательной и полезной энциклопедии может быть объективно в тягость в этом возрасте.

В советской педагогике была принята методика с пересказом по картинке, зачастую с додумыванием и фантазиями. В современных коррекционных центрах этот прием усовершенствуют путем группового общения, интерактивных технологий и т.п. В домашних условиях же вполне можно обойтись книжкой или обычным планшетом. Пусть малыш пересказывает все что видит, прогнозирует развитие событий, описывает причины поступков героев и т.п. Чем старше ребенок, тем, естественно, сложней должны быть иллюстрации и фабула, а начиная с 2-3 класса можно вместе разбирать комиксы – это действительно захватывает.


Когда малыш переходит из младшей школы к основной программе, проблема с изложением смысла становится более «выпуклой» и решение ее нельзя откладывать ни в коем случае. Ученика 3-4-5 классов можно попросить посмотреть на ситуацию, описанную в произведении, с другого ракурса, нежели задумывал автор. Пусть он перескажет сюжет от имени главного (а может и второстепенного) героя – что он чувствовал, как изменился после ситуации, какие совершил ошибки и сделал выводы. Данное упражнение психологи относят к разряду «прорывных», то есть малыш, освоивший методику смены ракурса в пересказе, буквально совершает смысловой скачок и нагоняет сверстников.

С чего начать?

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать произведение полностью.
Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по памяти

Если школьник освоил пересказ по плану, можно переходить к самому сложному заданию — пересказу по памяти. Для начала можно отказаться от записей, но разрешить ребёнку подглядывать в книгу. Затем, когда у него будет хорошо получаться, предложите закрыть книгу и пересказать своими словами. Обязательно подбадривайте ребёнка, можете поправить, если он сбился, но не рассказывайте за него.

И продолжайте оттачивать навык в обычной жизни, пересказывая друг другу происшествия дня, темы уроков, сюжеты фильмов и книг. Ведь ненавязчивое обучение, когда никто никого не заставляет, крайне эффективно!

Для самых маленьких

Начать обучение пересказу детей 3-4 лет можно попросив малыша рассказать о своей любимой игрушке. Ребенку можно и нужно помогать, задавая наводящие вопросы: «Кто это такой? Кто его тебе подарил? Какого он цвета? и т. д.».

При этом постарайтесь добиться от него полных, развернутых ответов. Если у малыша с этим трудности, то помогите ему, сформулировав ответ самостоятельно и предложив повторить его.

Когда с описанием игрушек кроха уже освоится, можно переходить к небольшому, легкому тексту, который малышу уже хорошо знаком. Выразительно прочитав его, предложите ребенку пересказать услышанное. Здесь тоже не нужно оставлять его один на один с пересказом: помогайте правильно выстраивать фразы, задавайте вопросы, которые помогут вспомнить содержание текста, поощряйте развернутые фразы. Для облегчения задачи можно рассматривать и обсуждать картинки, связанные с сюжетом текста.

Также можно использовать кубики с нарисованными на гранях сюжетами из различных сказок, которые нужно разложить в соответствии с правильной последовательностью событий.

Почему дети не умеют пересказывать текст?

У родителей бытует мнение, что неумение изложить прочитанную историю связано с недостаточной концентрацией на прочитанном. То есть, ребенок номинально читает, даже зачастую прилежно и усидчиво, но если текст ему неинтересен, то он просто не вникает в его смысл. Отчасти это справедливое наблюдение, однако, педагоги и детские психологи связывают недостаточный навык пересказа прежде всего с «недосформировавшейся» речью. В бытовом смысле ребенок хорошо социализирован, ориентируется и свободно общается в семье, но его словарный запас крайне ограничен. Ярким симптомом такой проблемы является активная жестикуляция при разговоре, если попросить малыша объяснить причины того или иного поступка. Ему не хватает лексики для выражения эмоций и сложных причин, именно это он и заменяет жестами и мимикой, тогда как простые объяснения он может дать без особого труда.

Ограниченный словарный запас связан с определенной закрытостью внутри семьи, когда малыш большинство разговоров проводит с родными людьми, соседями или гостями. Нехватка естественного общения с друзьями своего возраста в дошкольный период как бы «консервирует» неразвитость речи. Родные люди и так поймут малыша, а надобности что-то доказывать или убеждать в своей правоте, попросту нет.


Вторая по значимости причина затруднений с пересказом текста, даже просто услышанного, заключается в неумении читать. Современные дети с малых лет «юзают» интернет, играют, смотрят ролики и так далее, в этом они часто превосходят родителей. Однако собственно чтения как практики, когда малыш увлекся историей и прочитал ее целиком, пусть медленно и с трудом, катастрофически не хватает. Недостаток печатного слова значительно обедняет «стартовый» словарный запас, затрудняет понимание информации, которая выходит за бытовые и семейно-социальные рамки.

И лишь на третьем по значимости месте стоит проблема детской расконцентрации. Она тоже оказывает мощное негативное воздействие, но в подавляющем большинстве случаев в комплексе с остальными двумя проблемами

Значит, и решать их нужно системно, уделяя должное внимание каждому аспекту, чтобы развитие «пересказывательных способностей» было гармоничным. К слову, в российской образовательной системе есть строгие стандарты, согласно которым ученик 1-3 классов должен связно пересказывать минимум 50% смысла текста, а пятиклашка уже все 100%

Основные правила

Готовясь к пересказу, малышу необходимо научиться выделять основные моменты прочитанного, запомнить последовательность основных действий и событий и поведать об этом своими словами. При этом рассказ будет зависеть от того, насколько у ребенка развита речь и богат словарный запас. Об этом родители обязаны проявить заботу еще до начала школьного периода. С будущим школьником необходимо говорить, петь песни, читать вслух, разучивать стихотворения. Возможность общаться с родителями хорошо помогает ребенку в развитии речи.

Чтобы процесс воспроизведения текста своими словами не представлял для ребенка особых затруднений, следует применять некоторые методы:

  •  необходимо после прочитанного провести анализ, составить план пересказа, устно обсудить услышанный сюжет, перечислить главных персонажей, основную последовательность событий. Можно задавать наводящие вопросы, на которые ребенок будет давать ответы, одновременно лучше запоминая информацию. После этого пусть малыш попытается пересказать текст самостоятельно;
  •  пересказывать можно по своим зарисовкам. Для этого малыш с помощью взрослых рисует иллюстрации к тексту, по которым он будет воспроизводить услышанное. В таком методе удобным считается текст, имеющий цветные картинки. По ним малыш довольно быстро способен восстановить в памяти всю услышанную только что информацию. Такой пересказ можно проводить в игровых формах, чтобы еще больше увлечь ребенка.

Как не допускать ошибок взрослыми, при обучении ребенка

Более взрослым детям больше подойдет способ, который подразумевает составление письменного плана для пересказа. Для этого необходимо прочитать какой-нибудь рассказ, наводящими вопросами помочь определить главные мысли и записать их в определенной плановой последовательности. Здесь необходимо следить, чтобы пункты плана были не особо длинными, то есть не перегружались информацией.

Не советуем добиваться от ребенка положительного результата с первого раза. Приготовьтесь к тому, что после каждого пересказывания придется перечитывать текст повторно, чтобы ребенок имел возможность сравнить свой рассказ с оригиналом, выделяя при этом допущенные ошибки. Иногда случается, что чтение проводится более трех раз, прежде чем малыш уловит всю суть и будет способен воссоздать услышанное своими словами.
При этом не стоит злиться, чтобы ребенок не испугался и не замкнулся в себе с мыслью, что не в силах справиться с заданием. Ведь вполне может так случиться, что определенные слова малыш не смог понять и постеснялся уточнить, что они означают. И только в ходе доверительной беседы с вами он вполне может уточнить все неясные моменты.

В процессе чтения постарайтесь интонацией выделить основные образы, поступки и прочие факты. Для первого раза можно предложить малышу выполнить пересказ вместе. При этом можно слукавить, сделав вид, что забыли некоторые детали. И если ребенок отреагирует быстро и правильно – похвалите его за сообразительность и память.
Для пересказов необходимо подбирать тексты легкие, хорошо знакомые, со временем переходя на более сложные рассказы. Если такие упражнения будете выполнять ежедневно, очень скоро ваша помощь малышу в подобных заданиях станет не нужна.

Занятия с детьми постарше

С детьми старшего дошкольного возраста следует использовать другую методику: с каждым следующим прочтением останавливайтесь время от времени и просите рассказать, что герой сказал дальше или просто, чтобы ребёнок досказал предложение или фразу. Возможны варианты в зависимости от возраста детей, уровня развития речи в данный момент и увлечённости историей. Чем интереснее рассказ, тем охотнее дети будут слушать и разговаривать о нём.

Разыграть сценку: выбрать кто кем будет и устроить домашний театр. Это – не только прекрасный способ вовлечь как можно больше членов семьи и провести время с пользой и удовольствием, но и отличный способ задействовать движения тела и мимику, ведь именно с их помощью дети ещё лучше запоминают информацию. Конечно, также можно использовать разные подручные предметы, игрушки и кукол — всё, на что хватит фантазии! Кто-то из детей, может быть, выберет нарисовать сказку, а не разыгрывать её. Здесь также стоит вопрос личных предпочтений.

Детям с богатым воображение предложите придумать продолжение истории, что было дальше и, возможно даже, дети придумают новых героев и концовка превратиться в совершенно непредсказуемую.

Помните, что если на первом этапе дети не могут пересказать прочитанное, то это не значит, что текст не понят, возможно, они просто не поняли вопрос и нужно его переформулировать. Поэтому стоит начинать обучение тому, как научить ребёнка пересказывать текст или те сказки, которые уже знакомы.

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

Польза пересказа. Зачем учиться пересказывать текст?

Пересказ текста несет в себе массу необходимых умений и навыков, которые пригодятся в жизни:

  • развивает память;
  • увеличивает словарный запас;
  • развивает умение четко высказать свое мнение по любому вопросу;
  • развивает умение легко передавать чужие мысли;
  • развивает умение комментировать;
  • развивает умение анализировать различные события и ситуации;
  • развивает умение обрабатывать и излагать любую информацию;
  • развивает умение вычленять главное из повествования и четко излагать основную мысль;
  • развивает умение формулировать правильные выводы;
  • развивает умение оценивать факты и сопоставлять их с событиями;
  • развивает умение проводить ассоциативные связи между событиями, их причинами и следствиями, сравнивать их друг с другом;
  • вырабатывает грамотность в целом.

Поэтому чаще общайтесь друг с другом, пересказывайте ежедневные события, делитесь впечатлениями, и тогда не возникнет никаких проблем с изложением прочитанного в школьной жизни вашего ребенка.

Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

В завершении предлагаю посмотреть видео о том, как научить пересказывать младших школьников:

Способность грамотно пересказывать складывается из умения быстро читать и улавливать в произведении главную суть. И это важнейшая часть образования.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Словесные игры в помощь

Для того чтобы улучшить навыки пересказа, используйте развивающие словесные игры. Они помогут улучшить память, словарный запас и красноречие, воображение и мышление.

  • «О чем письмо?». Напишите или напечатайте на листе текст письма, положите его в конверт и покажите ребенку. Скажите, что от бабули пришло письмо, и затем прочитайте его вместе с ребенком. Спросите его: «О чем оно?». Потом попросите рассказать о содержании письма папе. Помогайте ему наводящими вопросами.
  • «Где ошибка?». Прочитайте вместе какую-нибудь сказку или посмотрите мультфильм, а затем задавайте ребенку вопросы с ошибкой. Например, в сказке мальчик победил злого дракона и спас принцессу, а вы скажите ребенку: «Как жаль, что мальчик не смог справиться с чудовищем и спасти красавицу-принцессу, так ведь было?» Скорее всего, малыш вас исправит.
  • «Как ты думаешь, о чем?». Покупайте книги с иллюстрациями, и прежде чем начать читать, спрашивайте у ребенка, о чем, по его мнению, будет история? Таким образом вы будете развивать творческое мышление и воображение. А если его предположения оправдаются по ходу сюжета, он еще и будет рад, что догадался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector