Как научить ребенка скорочтению: полное руководство для родителей

Содержание:

Навык за 21 день

Как научить ребенка скорочтению, особенно, если само чтение дается ему с трудом и неохотой? Самый простой способ — игра, особенно онлайн. Когда ребенок вовлечен в процесс и видит сразу же какие-то результаты, ему становится интересно, а это повышает мотивацию. Мы создали онлайн-курс на скорочтение, который подходит и детям, и взрослым. Для самых любознательных в нем описана теория скорочтения, но самое интересное и полезное — это игровые тренажеры, разработанные специально для этого курса. У них понятный и простой интерфейс, а основаны они на научных методиках. Тренажеры направлены на увеличение скорости чтения и понимания текста, расширения поля зрения и укрепление памяти. Также в курсе представлены упражнения для отработки навыков — например, чтения смысловыми единицами или управления артикуляцией. Программа курса рассчитана на 21 день — это всего 3 недели, а навык останется на всю жизнь! Заложите фундамент успешного обучения уже сейчас вместе с Викиум.

Как научить запоминать прочитанное?

Умение запоминать прочитанное – это важный аспект в обучении ребенка чтению. Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет очень быстро читать. Однако, когда ему задашь вопрос по прочитанному, он не может на него ответить. Это объясняется механическим чтением, ребенок не вдумывается в прочитанный текст. Такое чтение доставит ребенку много проблем в будущем, ведь в школе необходимо не просто читать, а пересказывать тексты и отвечать на вопросы по ним. Необходимо понимать, о чем ты читаешь.

Как же можно научить запоминать прочитанное? Постараемся ответить на этот вопрос.

Во время чтения не должно быть никаких отвлекающих моментов. Читать лучше в тишине и спокойной обстановке.

Необходимо, чтобы ребенок понимал то, что он читает. Для этого каждое прочитанное предложение необходимо проанализировать. Можно прочитать предложение несколько раз. Если в тексте есть непонятные для ребенка слова, следует объяснить ему их значение.

На начальном этапе обучения чтению и запоминанию прочитанного можно предложить нарисовать иллюстрацию к каждому прочитанному абзацу. Глядя на такую иллюстрацию, ребенок сможет вспомнить о том, что он прочитал.

Если у ребенка возникают проблемы с запоминанием прочитанного, то можно предложить делить текст на части. Сначала прочитаем первый абзац, проанализируем его, поймем смысл прочитанного, нарисуем иллюстрацию. Дальше сделайте перерыв, хотя бы небольшой, чтобы ребенок смог отвлечься. После перерыва приступаем к чтению второго абзаца. Также разъясняем смысл прочитанного, анализируем, рассказываем, рисуем иллюстрацию. После просим ребенка рассказать первую и вторую части, которые он прочитал. В качестве подсказки можно использовать иллюстрации. Снова делаем перерыв. И так читаем до конца текста. Короткие тексты легче для прочтения и запоминания прочитанного.

Читать лучше всего утром. К вечеру мозг ребенка уже перегружен информацией и не способен запоминать ее

Поэтому вечером ребенку будет намного тяжелее запомнить прочитанное.

Самое важное – понимать прочитанное! Не надо заставлять ребенка рассказывать весь текст из предложения в предложение. Самое главное, чтобы ребенок смог пересказать основную мысль прочитанного абзаца, понял, о чем там говорится.

Во время рассказа ребенком прочитанного ни в коем случае его не перебивайте

Ребенок может очень легко сбиться с мысли и забыть о том, что он прочитал.

В этом видео Шамиль Ахмадуллин рассказывает, почему ребенок плохо понимает и запоминает прочитанные тексты, и как с этим бороться:

  1. Хорошо помогает избежать механического чтения упражнения с заполнением пропущенных слов. Чтобы подобрать подходящее по смыслу слово, ребенку необходимо вдумчиво прочитать текст. Например, Коля купил … конфет (здесь ребенок подбирает слова самостоятельно, это может быть сладких, вкусных, шоколадных, сосательных…). Сегодня был … день. (подходящие слова подбираются из контекста: дождливый, солнечный, прекрасный, веселый, теплый …).
  2. Еще одним эффективным упражнением будет использование смысловых несуразиц в тексте. Здесь ребенку вместе с правильными предложениями предлагаются предложения со смысловыми ошибками, делающие его смысл нелепым.

Пример:

В одной деревне жил у хозяев верный пес Барбос. Хозяева его очень любили и баловали. Они угощали его парным молотком и свежими дровами . Однажды Барбос пошел гулять – подышать свежим ветром и погреться на сковороде.

Следует итать текст, закрывая несколько первых и последних букв каждой строчки. Ребенку необходимо догадаться по смыслу о спрятанных буквах.

Тренируем концентрацию

Отработанная концентрация внимания даёт возможность среди «воды» найти главную мысль.

Включаем оба полушария

Для этого берём несложный для ребёнка текст и начинаем его читать по несколько предложений либо по одному абзацу. Только делать это нужно одним глазом: то правым, то левым. Этот нехитрый приёмчик включает в работу оба полушария головного мозга.

Отмечаем главное

Эта техника часто используется учёными, да и другими знаменитыми личностями тоже. Они посредством простого карандаша, а лучше маркера, выделяют для себя самое главное в тексте – по 2-3 мысли, по которым можно судить обо всём тексте на странице. Да ещё и не просто выделяют, а ставят свои пометки в виде «!», «+» либо «-», тем самым соглашаясь либо сомневаясь.

Называем цвета

Очень интересное упражнение, с которым не всегда справляются сразу даже взрослые. Вот вам слова.

При переходе к каждому следующему надо называть цвет, которым записано слово, а не читать то, что написано!

Ищем слова

Простое упражнение, но достаточно эффективно развивает внимание. Нужно на заданную букву найти все слова в тексте

Возможен другой вариант: найти на странице определённое слово или даже фразу. Лучше это делать на время.

Загадки

Для детей это наиболее простой способ оттренировать концентрацию. Хороши для скорочтения так называемые загадки-обманки и вопросики с подвохом. Ну, например,

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями

У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память)

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна

Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания

Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Что важно для того, чтобы дома обучить ребенка быстрому чтению?

Совместное чтение. Первое и самое главное условие — чтение ребенку еще до того, как он сам овладеет искусством читать. Если это условие соблюдается, то заинтересованность ребенка в том, чтобы научиться читать, будет обеспечена.

Подбор литературы. Литературу следует выбирать соответствующую возрасту

Важно, чтобы было интересно и по возможности понятно то, о чем вы читаете. Затем, когда ребенок сам будет учиться читать, ему тем более не нужно лишних трудностей в виде множества сложных труднопроизносимых малопонятных слов

В дошкольном возрасте гораздо интереснее, когда понимаешь то, что ты в состоянии сам прочитать.

Подогревать интерес к чтению. Когда первые навыки уже освоены, помимо ежедневного досуга за художественной литературой, нужно создавать условия для необходимости чтения. Например, писать ребенку различные записки с поручениями, пожеланиями или ребусами и загадками.

Не стоит сразу после того, как ребёнок научился читать самостоятельно, бросать совместное чтение. Совместное времяпровождение в таком увлекательном процессе помогает не угаснуть интересу, а также укрепляет отношения между родителями и детьми.

Общие рекомендации по обучению скорочтению

Чтобы обучение скорочтению проходило успешно, родителям нужно учитывать некоторые нюансы:

  1. Заниматься регулярно, но не делать тренировки слишком длинными.
  2. Преподносить задания в увлекательной игровой форме, периодически их менять.
  3. Обязательно хвалить ребёнка уже за самое небольшое достижение.
  4. Обучение скорочтению тесно связано с развитием интереса к книгам: следует предлагать школьнику интересные издания, детские журналы. В этом плане большое значение имеет личный пример взрослых: пусть малыш чаще видит в руках мамы книгу, нежели планшет.

Если решили заниматься с дошкольником

Некоторые родители решают обучать скорочтению своего ребёнка-дошкольника (пяти-шести лет), если он рано начал читать и делает это довольно хорошо. Здесь нужно использовать более щадящий режим тренировок: в процессе занятия давать малышу отдых, использовать больше наглядности.

Занятия с дошкольниками проводятся в щадящем режиме

Скорочтение — очень полезное умение, которое необходимо ребёнку для успешного обучения в школе и будущей жизни. Ведь оно даёт возможность усваивать гораздо больше информации и получать новые знания.

Сравнение методик

Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.

Метод

Преимущества для домашнего использования Недостатки для домашнего обучения
Карточки Домана Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания.
Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей.
Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом.
Кубики Зайцева Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть.
Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха.
Методика более эффективна при занятиях в группе.
Чтение по слогам Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома.
Чтение по складам Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное.
Методика Жуковой Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно.
Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный.
Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом.

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
С раннего детства учите с малышом стихи.

Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.

Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.

Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы

Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника

Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Причины медленного чтения

Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.. Если у малыша возникли трудности при обучении скорочтению и соблюдении техники чтения, родителям и педагогам стоит определить их причины

Борьба с корнем проблемы даст больший результат, нежели ликвидация ее последствий.

Если у малыша возникли трудности при обучении скорочтению и соблюдении техники чтения, родителям и педагогам стоит определить их причины. Борьба с корнем проблемы даст больший результат, нежели ликвидация ее последствий.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

Зрение

Также, чтобы быстро читать, необходимо развивать периферическое зрение. Ведь если мы не можем охватить взглядом целую строку, то и быстро прочесть ее не получится. Нас будут тормозить скачки глазами по строчкам. Расширение поля зрения увеличивает концентрацию внимания, за счет большего охвата текста одним взглядом мы лучше сосредотачиваемся и меньше переключаемся. А неустойчивость внимания провоцирует неусидчивость. Во время обучения дети и подростки получают большую нагрузку на глаза — огромные объемы текстовой и графической информации, влияние синего экрана гаджетов, неправильная осанка и освещение. Все это утомляет мышцы глаз, что может привести к ухудшению зрения. Разминка глаз является обязательным условием их здоровья, а также освоения техники скорочтения.

С какого возраста вообще нужно начинать обучение чтению

Иногда родители считают, что обучать ребенка чтению необходимо как можно раньше. Чуть ли не с года, а то и с 6 месяцев, они показывают своим детям напечатанные на бумаге крупными буквами различные слова и проговаривают их вслух. Родители считают, что у ребенка сработает комбинация зрительной слуховой памяти, и он запомнит «выученные» слова. Однако большинство специалистов доказывают, что оптимальный период для начала обучения приходится на 5-6 лет. До этого времени и нервная система ребенка и другие мозговые структуры, которые будут участвовать в процессе чтения, еще недостаточно сформированы и готовы к пониманию и овладению грамотой.

Раннее обучение чтению, к сожалению, не означает, что ребенок станет вундеркиндом или 100% будет отличником в школе. Другими словами, положительного эффекта на дальнейшую успеваемость ребенка он не даст, и даже может навредить. Времени на обучение, как и усилий, будет затрачено больше, а результат будет таким, каким он должен быть, не зависимо от того, как рано ребенок освоил азбуку.

Когда малыш готов к обучению, он сам начинает интересоваться буквами, что является одним из основных показателей зрелости его мозговых структур.

Немаловажным фактором является и состояние звукового анализа, звукового восприятия. Ребенок должен уметь выделать звуки речи на слух. С самого начала обучения родители должны делать акцент на то, что при чтении мы пользуемся звуками (а не буквами), что они бывают разными, и ребенок должен чувствовать разницу между ними. Следует учить его делить слово на слоги. Все это необходимо для того, чтобы грамотно овладеть чтением и потом учиться читать быстро и правильно.

Учим читать по слогам

Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.

Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.

Начните с алфавита. Использовать можно разные пособия
Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот
После чего используются символы без картинок. Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а . Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы

Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
Лучшим решением будет выполнять упражнения играя

Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью. Начинайте складывать уже выученные буквы!
Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги. Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению. Начинать лучше с простых слов.
Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию.

Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.

Как правильно научить ребенка читать по слогам в 5-6 лет в домашних условиях

Несмотря на прогресс и желание родителей научить малыша всему практически с пеленок, педагоги твердят о том, что читать необходимо учить по достижению 5 лет, такой возраст лучше всего подходит для этого занятия. Но не надо паниковать, если вашему ребенку уже 6 лет, а он еще не читает энциклопедию: это нормально, и у вас еще есть время научить его всему необходимому.

Выбор букваря и методики

При выборе книги родителям следует обратить внимание не только на наличие ярких картинок, но также и на содержание. Типичная азбука, где к каждой букве подходит картинка-слово признана неэффективной многими педагогами, поскольку она путает ребенка и его восприятие букв

Лучше всего выбирать специальные книги, содержащие методическое развитие навыков чтения, произношения, с умеренным количеством картинок, которые позволят детям не заскучать в процессе, но и не будут их слишком отвлекать.


Лучшими вариантами можно назвать буквари Н.С.Жуковой, Н.В.Нищева, Е.Бахтиной.

Самыми популярными на сегодня являются три методики:

  1. Глена Домана, основана на запоминании слов, которые написаны на специально изготовленных для этой цели карточках. Доман утверждает, что ребенок способен навсегда запомнить слова и в дальнейшем сможет самостоятельно интуитивно выводить правила чтения.

  2. Николая Зайцева, использует обучение слогам и их составление в слова. Данная методика применяется в основном с использованием кубиков, которые были разработаны автором и дают возможность учить малыша во время игры с ними.

  3. Николая Буракова, она подобна методике Зайцева и основана на обучении слогам и их составлении, но имеет свои технологии, которые состоят из маленьких шагов, делающих процесс обучения легким и доступным.

Родители должны сами определить, какой вариант подходит для их малыша и, выбрав методику, строго следовать ей, не отвлекаясь на прочие варианты.

В каком порядке нужно учить буквы

На начальном этапе обучения важно не делать глобальной ошибки и не начинать объяснять малышу разницу между буквами и звуками, ведь таким образом он запутается и не будет знать, что и когда правильно использовать. Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Важно!Самых маленьких детей не надо учить привычным названиям букв «эм», «пе», им необходима их звуковая идентификация, соответственно, начинается обучение исключительно со звуков.

Педагоги рекомендуют придерживаться следующей последовательности при изучении:

  • твердые гласные, с выучиванием их звучания и возможности протягивать звуки: А, О, У, Э, Ы;
  • согласные, твердые звонкие, их легче выговаривать: М, Л;
  • глухие и шипящие: Ж, Ш, К, Д, Т;
  • остальные буквы в произвольном порядке.

Очень важно соблюдать правило «одна буква – одно занятие» плюс повторение ранее пройденного материала, таким образом малыш не будет перегружен информацией и сможет эффективно ее усвоить

Правила произношения

Важно учить детей качественно и помогать им произносить звуки, слоги и слова правильно сразу. Не стоит допускать типичную ошибку, позволяя выговаривать так, как у них получается и надеяться, что в будущем они сами исправят свое произношение – чуда не произойдет

Прислушивайтесь к ребенку и помогайте ему, очень важно четко и верно произносить первые слоги слов, не глотая их. Также следует сразу приучать делать паузы между словами во время чтения, что в дальнейшем поможет им работать с предложениями

Сколько времени нужно, чтобы научить детей чтению по слогам?

Для того, чтобы успешно пройти путь от букв к слогам, потребуется совсем немного времени, но главное – это правильно организовать занятия и придерживаться четкой схемы образовательного процесса:

  • изучение гласных;
  • добавление одной согласной и формирование слогов с ней;
  • использование слогов для построения коротких и понятных слов, лучше в игровой форме и на ассоциации с применением картинок, таблиц;
  • повторение и закрепление пройденного материала.

Обратите внимание!Важна систематичность в подходе и работе с ребенком, достаточно проводить 3-4 занятия в неделю длительностью по 10-15 минут и за 1,5-2 месяца он освоит чтение по слогам без проблем.

Выбор методики

Обучение скорочтению предполагает длительные тренировки. Оно включает в себя целый ряд упражнений, которые призваны повысить скорость работы с текстом, улучшить фокусировку зрения, уменьшить время, которое требуется на прочтение страницы целиком. Поэтому заниматься нужно регулярно и с соблюдением всех рекомендаций специалистов, чтобы получить видимые результаты.

Самостоятельно изучать технику быстрого чтения не всегда удается. Сложности связаны с поиском необходимого методического материала и отсутствием понимания того, как должны проходить занятия. Поэтому большинство родителей отдают предпочтение занятиям в детских центрах дополнительного развития.

Чтобы оценить все плюсы обучения скорочтению, нужно заниматься по проверенной временем методике под руководством опытного тренера. Тогда удастся вывести навыки работы с текстом на новый уровень и научиться читать целую страницу книги всего за несколько мгновений. Подобные способности сыграют важную роль не только в детстве, но и во взрослой жизни, ведь они сохранятся навсегда.

Упражнения для освоения навыков скорочтения

Манипуляции с артикуляцией

Ребенок подавляет внешнюю артикуляцию, чтобы научиться читать про себя

Для правильного быстрого чтения вслух артикуляционный аппарат необходимо тренировать. Разучивание скороговорок, чистоговорок, пословиц на разных тонах и с разной скоростью — хороший способ тренировки.

Чтобы скорость чтения повышалась, нужно от чтения вслух уходить к чтению про себя. Когда читаешь без проговаривания и анализа услышанного, скорость увеличивается. У детей на первых порах различия в скорости чтения «про себя» и в слух нет, поскольку они проговаривают все прочитанное «в голове».

Поэтому первое упражнение, которому следует уделить внимание, — подавление внешней артикуляции. Для этого во время чтения можно попросить ребенка зажать между зубами карандаш либо прижимать палец к губам, чтобы не было возможности задействовать артикуляционный аппарат

Здесь можно упомянуть про подавление внутренней артикуляции, но такого рода упражнения подходят для детей более старшего возраста, чем 8 — 9 лет. Они рассчитаны на то, чтобы чтение происходило без проговаривания слов «про себя».

Оперативное поле зрения

Для повышения скорости чтения необходимо увеличить объем оперативного поля зрения. То есть ребенок взглядом должен охватывать не две-три буквы, а два или лучше сразу несколько слов.

Для развития данной функции используют таблицы Шульте. Это квадрат, разбитый на равные по размеру ячейки, в которые в разнобой вписываются числа. Обучаемый должен смотреть строго в центр квадрата и указывать все цифры строго по порядку, ничего не произнося вслух. Количество ячеек зависит от того, на каком уровне на данный момент находится оперативное поле зрение. Начать лучше с 10.

Усложненный вариант — квадрат с буквами алфавита, которые нужно указать по порядку. Также можно в таблицах зашифровать слова, которые нужно сложить из букв, расположенных в ячейках. Чем выше скорость нахождения необходимых цифр или букв, тем больше поле оперативного зрения.

Таблицы Шульте предназначены для динамического развития внимания и памяти ребенка в процессе чтения

Борьба с регрессией

Регрессия — возвратные движения глаз, вынуждающие читать одно и то же слово несколько раз. У детей она может быть сильно выражена, поскольку навык чтения еще не натренирован, нет уверенности в том, что слово было прочитано правильно, а также из-за низкого уровня концентрации внимания

Наличие регрессии сильно снижает скорость чтения, поэтому ее устранению уделяется внимание

Для того чтобы избежать регрессии, можно взять закладку и закрывать только что прочитанное слово

При регулярных тренировках такого рода привычка возвращаться к прочитанному уйдет, а внимание автоматически повысится, и ребенок будет хорошо и быстро читать

Чтение хором

Родитель выбирает текст, который ребенок будет в состоянии прочитать, и предлагает читать его вслух, одновременно. При этом со временем темп наращивается. Главное следить, чтобы ребенок сильно не отставал, не путался, произносил слова четко и правильно.

Поиск необходимой информации в тексте

Нахождение в тексте какого-нибудь слова на скорость хорошо тренирует быстроту восприятия. Выделение в тексте определённой буквы во всех словах за заданное время — тоже хорошее занятие для тренировки

Такие упражнения учат концентрировать внимание на конкретном действии, при этом наращивая скорость нахождения нужной информации

Игра с предложениями и звуками

Требуется составить предложения, поменяв в них слова местами, и попросить ребенка прочитать их как можно быстрее. Например: мы пошли гулять и зашли в парк – правильное предложение, нужно записать его вот так: зашли парк в гулять мы и пошли. Предложения составляются исходя из того, каким словарным запасом обладает обучаемый, чтобы он мог понять суть неправильного предложения.

Также можно выписать несколько согласных, а затем попросить прочесть их подряд на выдохе. Чаще всего дети запинаются на прочтении нескольких согласных подряд. Каждый раз можно писать новые комбинации согласных

Тренировка внимания

Заранее оговорив с ребенком правила данного упражнения, во время чтения внезапно произносится «стоп», после чего читающий должен остановиться и замолчать на несколько секунд с закрытыми глазами. Затем произносится «начинай», после этого следует продолжить чтение с того места, на котором была остановка.

Все упражнения, представленные выше, можно делать дома и менять, подстраивая под возможности конкретного ребенка

Самое важное правило, касающееся овладения скорочтением, — систематичность и регулярность выполнения упражнений, а также просто чтение как досуг. И тогда навык быстрого чтения будет освоен очень легко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector