Автоматизация произношения звуков «р», «рь»

Содержание:

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — рукА, но две, три, четыре -рукИ, пять — рук). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Р при помощи картинок станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.

Вам также будет интересно:

  1. Занятия по автоматизации звука Р
  2. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Полезные советы:

РА

1 Жираф у озера бродил, А крокодил его дразнил: — Жара, не правда ли, жираф? А мне — прохладно!.. Я не прав?.. — Вам, крокодил, узнать пора: Жирафам не страшна жара!

2 Рада, рада детвора: В небе радуга с утра! Всеми красками играет! Здравствуй, радуга! Ура!

3 У бобра —не нора, Не берлога, не дыра! Он — работник, он — творец! У бобра в реке — дворец!

4 С утра до вечера играл, Потом в кровать ракету взял!.. Теперь продолжится игра От вечера и до утра!

5 Утром радио играло И прогноз передавало: — У окраин Петрограда Ждите ветра, грома, града, И бурана ждите!.. Впрочем, Наш прогноз ещё не точен!..

6 Рая — старшая сестра Карачарова Петра! Для программ эстрадных Рая Подбирает номера!

7 Рая раму протирала, Рая тряпку разорвала… Рая, раму тебе — рано! На руке у Раи — рана!

Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):

Егор, Егор! Покажи свой дворВот мой двор, зеленый забор.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Тарара-тарара — поднимайся, детвора!Тарара-тарара – в детский сад идти пора!Туруру-туруру – поднимаем детвору.Тырыры-тырыры – нету дома детворы!

Дал Макар Роману карамельку,А Роман Макару – карандаш

Рома Маше нарвал ромашек.

Брат продал брату паркет из граба.

Красной краскою ЕгорКрасит крышу и забор.

Три сороки–тараторкиТараторили на горке.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Макару в карман комар попал.Комар у Макара в кармане пропал.Про это сорока в бору рассказала:«В кармане Макара корова пропала».

Ворон Карлсону оторвал карман,Карлсон завёл моторчик и пропал.

На ярмарке Торговый ЯрПродавал товар Макар.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

У КондратаКуртка коротковата.

Дали карапузу кукурузу,А карапуз просит арбуз.

На горе АраратРвет Варвара виноград.

Кавалеры королевы плылиК ней на каравелле.

У корнета нет кларнета.Подари кларнет корнету.

У корнета – кларнет,У нас – контрабас.

На сцене корнет играл на кларнете,В партере сидела дама с лорнетом,Следя за дуэтом корнета с кларнетом.

Карл играл на черном кларнете,А на рояле Лара играла.

У Марфы – нет арфы,У Глафиры – кефира.

Хранитель храма хазар храпел.

У вдовы ВарварыДва вора дрова воровали.Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.

Открывай, Варвара, ворота,От Варвариных ворот – поворот.

Открывай, Варвара, ворота,У двора на траве коли дрова.

Открывай, Увар, ворота,Дров несём невпроворот мы.

Карп КарпычУ Карпа КарпычаКарпа купил.

На завтрак у ВарварыКрабы и омары.

Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет.Если бы Карл у Клары не крал кораллы,То Клара у Карла не крала б кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Карл у Клары украл доллары,А Клара у Карла – квартальный отчет.

Матрос на корме кормит морских рыбок.На корме, кроме Ромы,Егор и Артем.На корме кроме Марка,Рая и Тамарка.

На горе АраратКараулила Варвара воронят.

На горе АраратКарл с Кларой рвали виноград.

В огороде у Федоры – помидоры.За забором у Федоры – мухоморы.

Автоматизация звука Р в стихах.

Стихи заучиваются с ребенком наизусть. При этом надо следить, чтобы он правильно произносил в тексте стихотворения звук Р. Если ребенок ошибается, то следует попросить повторить эту строчку правильно. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка и повторять за ним его ошибки. Взрослый дает только правильный образец речи для малыша!!! Заучивая с ребенком стихи, насыщенные звуком Р, мы закрепляем правильное произношение звука Р в словах и фразах.

Здесь я даю небольшую коллекцию стихов. Все стихи заучивать не надо – выберите те из них, которые понравятся Вашему ребенку.

Стихи со звуком Р для заучивания наизусть.

Как способствовать развитию речи у детей

С первых месяцев регулярно воспроизводите ребёнку звуки животных и не забывайте о детских песенках. Это отлично развивает фонематический слух. Полноценное речевое развитие невозможно без грамотной и правильной речи его родителей. Каждый малыш всегда повторяет, в первую очередь, за папой и мамой. И это важнейший повод не допускать умышленно искажённой речи в виде сюсюканья. Методом подражания дети осваивают не только конкретные звуки, но и определённую стилистику речи.

Ни при каких обстоятельствах не начинайте ребёнка дразнить, даже если он не выговаривает половину алфавита. Он может замкнуться в себе, и даже самый опытный логопед столкнется с немалыми трудностями. Во время домашних занятий не допускайте никакого террора. Или увлекательная игра, или оставьте эту работу для специалиста. Звук Р особенно сложный в произношении для маленького человека, и будьте готовы к тому, что на его постановку может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев.

Сочиняйте интересные истории и диалоги между игрушками с самого раннего возраста, и ребёнок научится без труда правильно строить предложения. Регулярно читайте вслух детские книжки. Малыш усвоит не только новые для него слова и правильное звукопроизношение, но и научится понимать общую речевую структуру. И в любом случае никогда не забывайте о том, что он самый лучший, и всё у него обязательно получится. alt: Упражнения для речевого слуха

Причины

Чтобы знать, почему у малыша не получается

выговаривать звук,как ис чего начать коррекционную работу нужно иметь представление о возможных причинах:

  1. Неправильное речевое дыхание.

    Отклонение происходит из-за заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, аденоидов, запущенной формы ринита. Отрегулировать дыхательный ритм во время речи способен логопед.

  2. Слух. Недостаточно хороший слух оказывает прямое влияние на развитие связной речи. Если дефекты произношения присутствуют до 5 лет, то это свидетельствует о проблемах с фонематическим слухом. Кроха не распознает звуки, поэтому плохо их воспроизводит.
  3. Слабое развитие артикуляционного аппарата. Чтобы звук произносился правильно необходимо разрабатывать органы речи. Для этого существуют специальные упражнения (артикуляционная гимнастика ). Они помогают ребенку понять вкак расположены органы во время произношения фонемы.
  4. При короткой уздечке. Дефект ограничивает движения и положение языка , когда ребенок разговаривает. Для устранения отклонения используютпоэтапный комплекс упражнений или убирают проблему операционнымметодом .
  5. При горловом произношении. Такое воспроизведение фонемы «Р» принято называть картавостью. Дефект отличается сложным процессом постановки правильного воспроизведения буквы. Длякоррекции горлового произношения применяют артикуляционную гимнастику и учат кроху заново выговаривать звук совершенно по другому способу.
  6. Нарушения тонуса мышц. Дефект называется дизартрия тут. Для подготовки к воспроизведению звука используют логопедический массаж . Упражнения проводит только специалист с помощью специальных инструментов. Чтобы не навредить ребенку сначала определяют в каком состоянии пребывают мышцы (тонус или слабая подвижность). После проводят индивидуальный курс терапии.

Совет: среди причин важную роль играет желание подражать близким. Малыш может повторять за взрослыми неправильно произнесенные звуки, слоги, слова

Поэтому важно, чтобы окружающие люди высказывались при ребенке безошибочно, тогда и он(она) начнет стараться говорить без дефектов

Скороговорки на сочетание звуков ТР, ДР (в стечении согласных):

Тропка на травке, травка на тропке.

По травке тропа протоптана.

Трое трубачей трубят в трубы.

Два дровосека,Два дроворуба,Два дровокола.

Два дровосека, два дроворуба,Два дровокола отточили топоры.Топоры остры-то до поры,До поры остры топоры.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Крот-проныра запросто проник в парник.

Шустрая норка юркнула в норку.

В поле Фрося полет просо,Сорняки выносит Фрося.

Скороговорка о сковородкеИ скороварке.

Круг за кругом, круг за кругомМаршируем друг за другом.

Скороход покупал скороварки –Друзьям-скороходам подарки.Скороходы скоро ходят,Скороварки им подходят.

Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек станут веселым занятием взрослого с малышом.

Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как выразительно разговаривает ваш малыш. А также имеет четкую дикцию и правильное речевое дыхание.

Вам также будет интересно:

  1. Занятия по автоматизации звука Р
  2. Звук Р в словах
  3. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Для чего нужны скороговорки

Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?

Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:

  • слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
  • беспрерывная «болтовня»;
  • недоразвитая дикция;
  • чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
  • громкий или тихий голос.

Почти все недостатки речи исправимы.

Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.

Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.

Крохам и дошколятам

Маленьким деткам любимого Корнеем Чуковским возраста (от 2 до 5 лет) подойдут такие же маленькие стихотворения – в две-пять строчек. Конечно, все зависит от подготовленности ребенка. Ведь некоторые дети уже в 2 года могут «заболтать» взрослого.

ТИГР
Стишок-рычалка развивает звук

Грозный и огромный тигр –
Мастер он звериных игр.
На траву вдруг резко прыг –
И издал свирепый рык.
Но я тигру пригрожу, 
Громче тигра зарычу.
Ррррррррр!

ТРАКТОР ТРИЖДЫ ЗАТРЕЩАЛ
Скороговорка для развития произношения дифтонга

Трактор трижды затрещал —
И прицеп затрепетал.
Громко тарахтел мотор,
Словно ротор-метеор.

ПРИГЛАШУ Я ЛУЧШЕ ГЛАШУ
Стишок-шипелка развивает произношение звука

Приглашу я лучше Глашу,
чтобы вместе скушать кашу.
Наша каша будет краше
со стаканом простокваши.

Автоматизация звука [Х] в середине слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:   

Уха          муха            папаха              эпоха 

ольха      пряха           помеха              рубаха 

засуха     мачеха         неряха              стряпуха             черепаха

хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта

Проговаривать слова по 2-3 раза.  При затруднениях —  произносить слова по слогам.

веха           бу-хан-ка            ахать            охапка

муха           махать                папаха         охота

уха             макуха                утеха           о-хот-ник

Михей        отдыхать             помеха         ма-хо-вик

Всегда объясняем все непонятные слова!

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» — счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха

Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух 

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:   

охать             сахар               махал               знахарь 

лихач             пахнет             ухабы               буханка                 шахматы 

ухо                уход                 сухо             охота 

поход            хохот                пехота         тихоня 

охотник        ледоход            вездеход       тихоход 

яхта          бухта              вахта         пихта 

тахта         шахта             кухня         вихрь 

Проговаривать слова по 2-3 раза:

махнуть            бухта           пухнуть         от-дох-нуть

тахта                вахта           пыхтеть         хвоя

пихта               хохма           яхта              хвост

Р, РЬ

24 Картонную квартиру Раскрашивала Ира: Серебряные двери, Коричневый паркет… А Ирин брат Тарасик Весь коридор раскрасил… Прекрасней той квартиры В картонном мире нет!

25 Раку рак на день рожденья Подарил стихотворенье, Приготовил рак сюрприз — Перламутровый сервиз!

26 Пирамидки и матрёшки, Погремушки, поварёшки, И конструктор, и зверюшки… Зря разбросаны игрушки!

27 Крыса в норке Грызла корки! В парке Мурка Грела шкурку!

28 Пригорюнилась прекрасная принцесса: Трубадур пришёлся сразу ей по сердцу! Но король мечты принцессы разрушает, С трубадуром ей дружить не разрешает!..

29 Раз Егор к Петру пришёл, Разговор произошёл: Рассказал Егору Пётр Про ритмичный рок-н-ролл!

30 У Ромы — кавалерия, У Гриши — артиллерия! Патроны — из гороха, Снаряды — из репья! Здесь барабанный грохот, Преграды из тряпья!.. Гремят, гремят снаряды!.. Героев ждут награды!..

31 Грузовик развозит фрукты, Сыр и прочие продукты, А фургон для зоопарков Возит тигров и гепардов!

32 Мурзик в погреб пробирался… Мурзик-Мурзик! Зря старался! Мурка первая прокралась, С простоквашей разобралась…

33 В театре вечером премьера Про перламутровый ларец… Висят пурпурные портьеры, Чарует роскошью дворец!..

34 Разрешает тренер Гришке Первый круг бежать вприпрыжку… Тренируйся, друг Григорий! — Вратарём ты станешь вскоре!

35 По первой программе — Концерт юмористов! По третьей программе — Рассказ про артистов!

36 Разговаривал с Барбосом Раз эрдельтерьер Трезор. Заводил Трезор с Барбосом Пресерьёзный разговор. Он спросил о том, что завтра Будет грызть Барбос на завтрак. Прорычал Барбос: «Ирррис, Карррамель и «Барррбаррис»!

Рекомендации по автоматизации звука «Р»

При проведении занятий важно придерживаться следующих правил:

  • приступать к закреплению необходимо после того, как ребенок научится произносить автоматизируемый звук изолированно;
  • перед занятиями следует подготовить мышцы речевого аппарата, выполняя артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения;
  • нельзя одновременно закреплять звуки, которые фонематически или фонетически  близки, и ребенок плохо их различает, например «Р» и «Л»;
  • занятие строится по принципу от «простого к сложному», т. е. вначале автоматизируется звук в слогах, затем в словах, потом в предложениях и текстах (речевой материал для автоматизации можно скачать на нашем сайте);
  • систематически подходить к коррекции дефекта, оптимальным вариантом будет одна тренировка длительностью в 20 минут ежедневно;
  • использовать дидактические игры на автоматизацию и элементы театрализации на занятиях.

Примером использования игрового приема может быть следующее упражнение. Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Затем мысленно вместе с персонажем подниматься по ступенькам на горку, произнося при этом слоги. После чего назвать картинки, помещенные на вершине горы, и медленно «спуститься» называя слоги.

Комплекс упражнений для органов речи

Артикуляционная гимнастика здесь нужна для подготовительного этапа

перед постановкой звука. Она проводится вигровой форме , чтобы как можно больше заинтересовать ребенка.

Не пропустите: Нормы речи у детей старше 3 лет

Задания для улучшения подвижности губ

  • Улыбочка. Растянуть губы в улыбке, чтобы был виден верхний и нижний ряд зубов. Выдерживать положение 5 секунд.
  • Труба. Вытянуть губы вперед, сделав их колечком.
  • Двери. Широко открыть рот. При этом губы растянуть в улыбке.

Задания для подвижности языка

  • Чистим зубы. Имитируя зубную щетку очищать по очереди верхний и нижний ряд зубов.

  • Лошадка. Цокать кончиком языка по небу.
  • Пулемет. Широко открыть рот. Кончиком языка постукивать за верхними зубами. При этом вслух произносить звук «Д» постепенно ускоряя темп.

Упражнения помогают при слабом языке

, делая его более подвижным.

Здесь представлен далеко не весь комплекс заданий на подвижность речевых органов. Лучшие способы

подбирают наиндивидуальных занятияхдля дошкольников логопеды и выдаютдомашние задания для работы в непринужденной обстановке с близкими.

Логопедические песенки со звуками Р и Л

Детям —

Логопедические стихи и песенки

Бурундук и фундук
Полосатый бурундук
Разгрызал орех фундук.
В норке у бурундука
Килограммы фундука.Черный кротик
Чёрный кротик вырыл норку,
Проглотил от булки корку,
Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку.Рита и дождь
Барабанил мелкий дождь —
Пробирала Риту дрожь.
Рита долго не дрожала:
Быстро-быстро побежала.
И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождьПромокший ветер
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошёл до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.Чебурашкины мурашки
По спине у Чебурашки
Так и бегают мурашки:
Знать, старуха Шапокляк
Пошутила страшно так —
И за шиворот рубашки
Сыпанула три мурашки.
Ах, как чешется она,
Чебурашкина спина.
И мурашку за мурашкой
Ловит бедный Чебурашка.Подарок слона
Купил слонихе платье слон
И выбрал розовое он.
Была слониха в нём легка,
Как луч зари на облаках.Жалоба поросенка
Поросёнок говорит:
«У меня живот болит.
Я отбросов съел с утра
Три корыта, три ведра.
Там морковка, и картошка,
И редисочки немножко,
Рис, перловка и горох —
У кишок переполох!
Заурчали, заворчали!
Я в расстройстве, я в печали.
Видно, вредно есть с утра,
Повторю-ка с вечера!»Четыре рака
Собрались четыре рака.
Значит, скоро будет драка,
Потому что каждый рак —
Царь и бог среди коряг.
Чёрных, серых, красных рыбок
Рак за жабры схватит живо.
Все враги, проникнув в пруд,
Быстро смерть свою найдут.
Но вот родственника-рака
Усмиряет лишь атака,
И, с клешнёй наперевес,
Рак на рака драться лез.
Хорошо ли, братцы раки,
Жить от драки и до драки?
Может, лучше вам дружить,
Раку с раком в мире жить?Карл и Клара
Клара играла на белом рояле,
Карлу отправили чёрный рояль.
У Клары цветы на рояли стояли,
У Карла лежала огромная шаль.
Пианист Бемоль
Пианист Бемоль
В музыке король.
Говорить Бемоль
Ноты как пароль:
«До-ре-ми-фа-соль,
Принесите соль,
Соль-соль-ре-ми-соль,
Посолить фасоль».Ласточка в Париже
Как-то быстрый юный стриж
Ласточку засватал,
Пригласил её в Париж
Он к родному брату.
Вот во Францию летят,
Вот уже в Париже,
Вот стрижа встречает брат,
Подлетает ближе.
Чёрный фрак на нём влитой,
Щебет по-французски,
Дарит розы молодой
Он невесте русской.
Над пространствами парит
Что за стриж — не наш ли?
Песня ласточки звучит
С Эйфелевой башни.Веселый аквариум
Вот в аквариуме рыбки:
Шаловливые улыбки,
Рыбки в крапинку, в горошек,
С плавниками, но без ножек.
Есть в полоску, есть цветные,
Черно-белые, любые.Оркестр на пруду
К раку каракатица
На карете катится.
Только вечер наступает —
На гитаре рак играет.
У рояля стрекоза —
Изумрудные глаза.
Водомерка — первой скрипкой,
Дирижирует улитка,
А солируют лягушки —
Три зелёные подружки.Портрет коровы
Нарисую я корову
Круторогу, черноброву.
Я рога закрашу серым,
Бурым — бок, а ноги — белым.
Пусть гуляет на пригорке,
Ест траву из рук Егорки.
Много дарит молока,
Сыра, масла, творога.Находчивый воробей
Он не вор и не злодей —
Серогрудый воробей.
Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.Сорока-болтунья
Всем сорока сорок раз
Повторила свой рассказ.
Как гнездо в лесу свила
Как яйцо в гнездо снесла.логопедические песенки скачать

По материалам книги «Логопедические песенки» С.В. Крупа-Шушарина
серия «Любимые мелодии»
Где есть оптовая продажа детской одежды Москва? Любая детская одежда: нарядные платья, шапочки — недорого из США.

< Предыдущая   Следующая >

Для добавления комментария необходима регистрация и авторизация.

Звук (буква) Ц

Стихотворения со звуком

Цветёт у птичника цветок — Цветёт на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок… — Цветок, ты кто? — Цыплёнок!

Цапля – царственная птица, В цирке цапля как царица. Но однажды у крыльца, Цаплю цапнула овца.

це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце, цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла яйцо, цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к яйцу.

ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котёнок, от яйца! цу-цу-цу, цу-цу-цу Не пускать его к яйцу!

цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим яйцо, цы-цы-цы, цы-цы-цы Отогнали? Молодцы!

це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце.

Целый день царёва дочка Водит цаплю на цепочке.

Цапля цапнула девицу: «Не хочу с тобой водиться. Я тебе не пёс цепной, На цепи ходить с тобой».

Цирковых борцов за лица В цирке цапали лисицы. И за это на лисиц Все борцы кричали: «цыц»!

Скороговорки со звуком

У кольца нет конца, нет конца у любого кольца.

Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льётся.

Белая цапля в корытце не может водицы напиться.

Куцая лисица в платьице из ситца мучицу из пшеницы сеет через ситце.

На цветке пыльца у цветка овца На носу овцы целый слой пыльцы.

Автоматизация звука р в более сложных слогах.

Используются уже описанные игры, но с другими слогами.

Бра – гра- пра

Бры-тры-дры

Тра-тру-тро

Дро-дро-дро

Дра-дры-дру-дро

Вра-вры-вро-вру

Тра-тро-тры-тру и т.д.

4.Дополнительная игра – «Четвертый лишний».

Вы говорите 4 слога, а ребенок определяет из них лишний. Например, ру-ро-ру-ру  или  ла-ра-ра-ра. Другие примеры заданий: дру-дру-тру-дру, атр-утр- атр-атр.

После упражнений со слогами, вспомните слова, начинающиеся с тру, дру, тра, дра. В этом видео Вы встретите картинки слов, начинающиеся с сочетания буква тр или с др: трап, трава, трапеза, тройка, тропка, труд, трутень, труба, трубка, драп, драка, дракон, дрожь, дрозд, дрожжи, друг. Не забывайте, что всегда можно выключить звук при просмотре видео и дать задание ребенку отгадать, какое слово, начинающееся с тр или с др на слайде было спрятано? А потом дать возможность прослушать запись со звуком и услышать отгадки.

Готовы идти дальше?

Скороговорки со звуками «Л»- «ЛЬ»:

Скороговорки на звук «Л»:

Маланья — болтунья языком болтала — болтала, болтала — болтала, да не выболтала!

Иван молоко болтал — болтал, болтал-болтал, да не выболтал.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Мал, да удал

Мыла Мила мылом пол,Половину не домыла,Мила мыло уронила!И вторую половинуМила вымыла без мыла!

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.

Около кола — колокола.

Камбала болтала без умолку о белых балканах.

Колпак на колпаке, под колпаком — колпак.

Палку толкал лапкой Полкан.

Ходят волки возле ёлки.

Какова Маланья, таковы у нее и оладьи!

В Луку Клим луком кинул.

Галдела галка на елке.

Вкусна халва, халве хвала!

У клуба на клумбе клубок.

Всякое дело делай умело.

Наш Полкан попал в капкан.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

На плато полно палаток, платок в палатке, на платке заплатки.

Сел сокол на голый ствол.

Вол попал в логово волка.

Голубь, гусь и галка —Вот и вся считалка.

Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Нынче волчата галдят, как галчата,И, как волчата, галчата молчат. (Автор — М. Бородицкая)

Няня на ночь Милу мыла,Мила мыло не любила.Но не ныла Мила,Мила — молодчина.

У быка бела губа была тупа.

Почему возникает неправильное произношение

Звук Р − сонорный, звонкий, согласный, относится к самым сложным в русском языке. Дети начинают проговаривать его позже остальных. Иногда патология затягивается на долгие годы из-за неправильного подхода к проблеме. Длительное бездействие приводит к ухудшению ситуации, человек с возрастом привыкает говорить «картаво», переучить тяжелее, чем откорректировать в раннем возрасте.

Неправильная артикуляция может возникнуть в результате:

  • закрепившейся привычки неверного произношения с детства;
  • дефекта речевого аппарата: короткая уздечка, длинный или толстый язык, неправильный прикус, высокий свод нёба;
  • гиподинамии артикуляционных органов, когда мышцы работают слабо, у человека не получается поставить их в нужную позицию;
  • неправильного восприятия речи, снижения слуха;
  • логопедических нарушений (дислалия, алалия, ротацизм и т. д.);
  • неправильное расположение зубов.

Определять причины неправильного говорения нужно с детства, чтобы облегчить коррекцию. Проблемами дефекта речевого аппарата занимается ортодонт, стоматолог. Гиподинамия может быть исправлена логопедом, либо в тяжелом случае совместно с неврологом. Когда есть проблема со слухом, включается в работу сурдолог и отоларинголог.

Помощь школе

Длинные стихи – более сложный уровень. Они могут использоваться для детей, уже умеющих говорить, но все еще коверкающих слова. Это подготовка к школе. В любом случае, подобные стихотворения так же неплохо чеканят дикцию взрослого человека. Так что на досуге оказывается полезным выучить один такой вирш наизусть и прочесть.

ЖАДНЫЙ ЖУК
Стишок-жужжалка развивает произношение звука

Жёлтый жук нёс старый жёлудь.
Жёлудь очень был тяжёлый.
Жёлтый жук был жутко жадным,
Даже листик было жалко.
Жук свой путь держал под гору,
Жёлудь же терял опору.
Жук сердито гнал всех прочь,
Кто желал ему помочь.
Жёлудь вдруг с жука свалился,
С горки живо укатился.
Жук теперь вздыхает сложно.
Жёлудь он сжевать не сможет.

ПЧЕЛКА
Стишок-жужжалка развивает произношение звука

С медом коржик я сжую,
И про пчелку расскажу.
Пчелка в улее живет
И нам жалует свой мед.
Пчелку надо уважать
И никак не обижать.
Есть у пчелки тоже жало.
Обижать же пчелку жалко.
Потому я с ней дружу
И, как пчелка, все жужжу.

МОХНАТЫЙ МИШКА
Стишок-шумелка для развития произношения шумного звука

В школу шел мохнатый мишка.
У него под мышкой книжка.
Мишка шумным был мальчишкой,
Забиякой и врунишкой.
И грустила мама мишки, 
Что шалит ее сынишка.
Но любил он маму слишком –
Обижать ее не вышло.
Стал хорошим и послушным,
Собирал свои игрушки.
И теперь поет кукушка,
Что он лучший на опушке. 

ПОЧЕМУЧКА
Стишок развивает произношение звука

Почемучка, между прочим,
Почемучать любит очень.
Почемучает он маму,
Почемучает упрямо.
— Почему?! – вопит он звучно. – 
Колет пальчики колючка?
Почему на небе тучка?
Почему у деда внучка?
Почему я Почемучка?!!!
Маме с папой будет взбучка –
Не отстанет Почемучка.

Автор текста и стихов
Маргарита Герасименко

Уважаемые читатели! У вашего малыша были проблемы с произношением букв Р, Ж, Ч, Ш и др.? Вы прибегали к помощи логопедов? Ждем ваши комментарии!

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.byЕще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector