Зпр: симптомы и признаки у детей

ЗПР церебрально-органического происхождения

Довольно часто встречается, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. Данный тип ЗПР может быть обусловлен наличием негрубой органической недостаточности нервной системы вследствие патологии беременности (инфекции, тяжелые токсикозы, интоксикации и травмы, несовместимость матери и плода по резус-фактору крови), асфиксии и травмы при родах, недоношенности, постнатальных нейроинфекций, токсикодистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

Зачастую у таких детей наблюдаются запаздывание формирования статистических функций речи, ходьбы, этапов игровой деятельности, навыков опрятности. В соматическом состоянии наряду с недоразвитием мускулатуры, недостаточностью мышечного и сосудистого тонуса, задержкой роста часто наблюдаются общая гипотрофия, различные виды диспластичности телосложения. Часто в неврологическом состоянии можно наблюдать явления вегетативно-сосудистой дистонии, гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением).

Эмоционально-волевую незрелость таких детей представляет органический инфантилизм, характеризующийся отсутствием типичных для здорового ребенка яркости эмоций и живости. Для детей подобного типа характерны низкий уровень притязаний и слабая заинтересованность в оценке. Внушаемость носит грубый оттенок и часто сопровождается отсутствием критики. Для игровой деятельности характерны монотонность и однообразие, бедность воображения и творчества. Самостремление к игре часто выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях.

По типу преобладания того или иного эмоционального фона выделяют $2$ основных вида органического инфантилизма:

  • неустойчивый, характеризующийся психомоторной расторможенностью, импульсивностью, эйфорическим оттенком настроения;
  • тормозимый, для которого характерны преобладание пониженного фона настроения, нерешительность, боязливость.

Замечание 3

Психолого-педагогическими исследованиями было доказано, что эти дети характеризуются неустойчивостью внимания, недостаточностью развития зрительного и тактильного восприятия, фонематического слуха, оптико-пространственного синтеза, долговременной и кратковременной памяти, моторной и сенсорной стороны речи, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий.

Почему важно вовремя выявить проблему

Если отставание не заметить и не скорректировать своевременно, с ростом малыша будет отставать психическое развитие, из-за чего ребенку будет нелегко налаживать общение с другими детьми в школе. Задержка речевого развития существенно затормаживает развитие мышления и, наоборот, если имеются врожденные психические и неврологические отклонения, они провоцируют речевую недоразвитость.

Чем раньше мама и папа заметят признаки ЗПР, тем выше шанс на полное выздоровление.

В 1,5 года:
  • не произносит простые слова, такие как «мама», «папа», «дай» и пр. и не воспринимает их;
  • не реагирует на свое имя и просьбы, обращенные к нему;
  • иногда даже не умеет пережевывать пищу.
В 2,5 года:
  • в лексиконе имеет не более 20 слов;
  • не в состоянии составить простую фразу из 2-3 слов;
  • не знает наименования частей тела и окружающих предметов.
В 3 года:
  • не составляет предложения самостоятельно;
  • не понимает простые рассказы.

Еще один признак для беспокойства: ребенок начал регрессировать, то есть совсем перестал делать то, что умел раньше или начал делать это значительно хуже.

У деток с ЗПР наблюдается чрезмерно быстрая речь с проглатыванием окончаний или, наоборот, слишком медленная с растягиванием отдельных слов. Они не могут дословно повторить простую фразу, сказанную в его адрес. У детей с ЗПР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и приоткрыт рот. Такие малыши гиперактивны, невнимательны, у них наблюдается быстрая утомляемость, плохая память и слабо развитое воображение. Они отличаются от других деток довольно ограниченным набором эмоциональных проявлений и серьезными трудностями в общении с детьми своего возраста. Слабо развиты физически.

Итак, основные признаки ЗПР:

  • недостаточный объем знаний для его возраста;
  • незрелость мышления (не может проанализировать, что видит вокруг);
  • нарушение механизма восприятия и анализа информации;
  • неспособность сосредоточиться;
  • невнимательность и плохая память;
  • слабое развитие речи.

Как правило, физически детки с ЗПР абсолютно здоровы, основная сложность для них — это социальная адаптация. При этом может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллектуальной.

Основные причины задержки развития

ЗПР не возникает самостоятельно, это всегда следствие появившихся отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:

  • перенесенные болезни матери во время вынашивания плода;
  • перенесенные инфекции в период беременности, отравления и травмы;
  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • стремительные или преждевременные роды;
  • серьезная травма крохи при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом;
  • заболевания, вызывающие нарушения структуры мозга;
  • некорректные методы воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, безразличие и жестокое обращение;
  • тяжелая психическая травма малыша;
  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней.

Как лечить ЗПР

При обнаружении задержки развития, рекомендуется не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам. Лечение необходимо начать как можно раньше и обязательно комплексно. В терапии должны принимать участие родители, невролог, логопед, дефектолог, психолог, рефлексотерапевт.

Если диагностировано, что отставание в развитии небольшое и лечение начато рано, можно смело рассчитывать на хорошие результаты. Чем позже начнутся лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и выстраивать нормальное общение со сверстниками.

Основная задача родителей: найти опытных специалистов, которые проведут профессиональную диагностику и назначат эффективное лечение, включающее разнообразные методы. В Москве данной проблемой занимается Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита». Его сотрудники регулярно принимают участие в научных конференциях, повышают свою квалификацию и имеют положительный практический опыт работы с детьми. Согласно отзывам пациентов, лечение у специалистов этого центра дает хорошие результаты. Более подробную информацию о центре можно посмотреть на сайте https://altera-vita.ru.

  • Электронное образование — 22.06.2020
  • Что можно беременным — 22.06.2020
  • Ребенок скрипит зубами — 22.06.2020
  • Ребенок не набирает вес — 22.06.2020
  • Первые месяцы грудного вскармливания — 22.06.2020

Симптомы, причины и лечение ЗПР у детей

Под задержкой психологического развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм. Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы.

Причины нарушения

Условно провоцирующие факторы можно разделить на биологические и социальные.

К первым относится:

  1. Поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития. Сюда относятся инфекции и травмы во время гестации, гипоксия плода, вредные привычки женщины при вынашивании;
  2. Признаки желтухи, недоношенность;
  3. Гидроцефалия;
  4. Новообразования и пороки развития головного мозга;
  5. Эпилепсия;
  6. Врожденные патологии эндокринной системы;
  7. Наследственные заболевания, к примеру, гомоцистинурия, фенилкетонурия, гистидинемия;
  8. Тяжелые инфекции, к примеру, сепсис, менингит, менингоэнцефалит;
  9. Болезни почек и сердца;
  10. Рахит;
  11. Нарушение слуха и зрения.

К социальным причинам относится: ограничение жизнедеятельности; педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания; Частые психические травмы у малыша.

Симптомы ЗПР у маленьких детей

Заподозрить задержку можно по особенностях психических функций:

Внимание: нестойкое, поверхностное, кратковременное. Внимание быстро переключается под воздействием любых внешних стимулов;
Восприятие: неточное, замедленное, отсутствует возможность формирования целостного образа

Дети с ЗПР лучше воспринимают зрительную информацию, а не слуховую;
Память: запоминание информации – мозаичное, мысленная активность при воспроизведении информации – низкая, преобладает наглядно-образная память;
Речь: ограниченный словарный запас, артикуляция звуков, нарушение слуховой дифференциации, трудности в построении высказываний, дислалия, дислексия, дисграфия, задержка речевого развития;
Мышление: образное мышление нарушено, логическое и абстрактное мышление возможно только с помощью родителей или педагога, дети не могут подытожить информацию, сделать выводы и заключение из услышанного.

5 Лечение

Лечение этого отклонения осуществляется с помощью педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов. Коррекция этого недуга должна осуществляться в дошкольном возрасте и проводиться долгое время. Дети с ЗПР должны посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) или группы, так называемые школы 7-го вида или коррекционные классы общеобразовательных школ, потому что у них существуют трудности в обучении, которые можно исправить при многократном повторении материала, частой смене видов деятельности, дозированности предоставляемой информации и использовании сберегающих здоровье технологий.

Коррекция этого расстройства осуществляется благодаря развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; эмоциональной, двигательной и сенсорной сферы с помощью игровой терапии, терапии с использованием сказок, детской арт-терапии (рисование, песочная терапия, танцы, музыка). Проводится коррекция нарушений речи логопедом. Кроме этого, для лечения детей прибегают к помощи социальных педагогов и психологов (с целью формирования навыков адаптации в социуме). В лечении этого расстройства применяются медикаменты, если у пациента обнаружены соматические или органические патологии, физиотерапия, лечебная физическая культура (ЛФК), массаж и водолечение (воздействие на кожу пациента с помощью воды).

Работа с логопедом и дефектологом

Для устранения дефектов речи требуется посещение занятий с логопедом. Комплекс специальных тренировок проходит поэтапно:

  1. Специалист выявляет патологии речи.
  2. Направляются усилия на воспроизведение некоторых звуков.
  3. Малыш учится составлять слова, воспроизводить их без ошибок.
  4. Слова формируются в короткие словосочетания, затем в длинные предложения.
  5. Одновременно с коррекцией разговорной речи применяются упражнения, улучшающие мышление, логику.

При необходимости применяется логопедический массаж. В особо сложных случаях медики назначают массаж воротниковой зоны, отвечающей за правильность произношения некоторых звуков.

Кто и когда проводит диагностику

Диагностирует задержку психического развития малыша комиссия. Состав: психолог, невропатолог, педагог, психиатр, логопед, дефектолог. Вовремя диагностики присутствуют родители, представители садика или школы. В их задачу входит:

  1. Дать заключение или отклонить диагноз ЗПР.
  2. Ребенок проходит проверку своих знаний. Проверяют чтение, письмо, счет, логику,малыш отвечает на определенные тесты.
  3. Специалисты изучают восприятие, память, мышление, внимательность, самосознание малыша.
  4. Комиссия устанавливает программу обучения, какие конкретно нужны занятия.

Диагностику проходят дошкольники до 6 лет. Дополнительно врач может назначить ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга.

Развитие детей с ЗПР

Примерно 50% неуспевающих детей-школьников составляют дети, имеющие в анамнезе диагноз ЗПР.

Особенности развития детей с ЗПР ведут их к школьной неуспеваемости. Именно поэтому для обучения таких детей создаются специализированные учебные учреждения-школы и особые классы выравнивания или коррекционно-развивающего направления классы.

Особенности детей с ЗПР чаще обнаруживаются после начала обучения в дошкольной организации или школе. Она характеризуются замедленной скоростью развития некоторых процессов психики, незрелостью личности, негрубыми расстройствами когнитивной сферы.

ЗПР у детей отличается устойчивой интеллектуальной недостаточностью легкой степени и обратимостью развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации, возможного только в обстоятельствах специализированного обучения и грамотного воспитания. Вследствие нарушений на протяжении довольно продолжительного периода у детей наблюдается незрелость нервной системы, функционального характера. Это, в свой черед, выражается в слабости таких процессов психики, как возбуждение и торможение, трудностях образования сложных связей.

Большинство функций психики (например, пространственные представления, когнитивные процессы и др.) характеризуется непростым комплексным строением и базируются на согласованности действий нескольких функциональных систем. Вследствие этого формирование подобного рода действий у малышей с ЗПР замедлено и проистекает иначе, если сравнивать с нормально развивающимися. В результате чего соответствующие функции психики формируются не таким образом, как у здоровых малышей.

Комплекс мероприятий и программа для детей с ЗПР, сконцентрирована на развитии и направлена на выработку умственных способностей детей, имеющих в анамнезе задержку развития психики, поддержку обучающего процесса в школе. Современная практика воспитания и специализированного обучения малышей с ЗПР предоставляет возможность получения положительного прогноза в усвоении детьми учебной программы общеобразовательного учреждения при надлежащей методической организации и психолого-педагогической работе.

Умственное развитие детей с ЗПР базируется на способствовании им в овладении собственной умственной деятельностью, ее стержневыми структурными элементами (например, регуляционным или мотивационно-ориентировочным). Общая направленность работы с малышами сводится изначально к групповой деятельности, в которой инициатива их организации принадлежит учителю, переходящей к действиям индивидуальным, где инициатива принадлежит ребенку; сводится к постановке цели педагогом и созданию им настроения для реализации.

Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем – навыка выработки индивидуального целеполагания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам. Вначале работа детей оценивается непосредственно педагогом. Задачей учителей является выработка навыка коллективного оценивания, а затем и индивидуального самооценивания.

Разнообразный труд детей, посильного характера, различные манипуляции с природной материей обеспечивают существенные возможности для систематизации, углубления и расширения детских знаний о ближнем окружении, выработки общих представлений и обычных житейских понятий.

Мыслительная деятельность с детьми с ЗПР формируется на фундаменте из практических действий. Большой акцент делается на подборе подвижных игр с постепенным их усложнением, которое происходит следующим образом. Вначале увеличивается число правил, затем правила усложняются. Сначала правила выполняет каждый член группы, а затем – только представитель группы.

Также немаловажным являются и творческие занятия для детей с ЗПР, на которых особый акцент делается на продуктивные виды искусства, например, на лепку, рисование, аппликацию и др. Базируясь на практической деятельности, при целенаправленной работе педагога, быстрее можно развить умственную деятельность, которая будет основываться на общих представлениях и рассуждениях словесно-логического характера.

Принципы лечебной терапии

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.

Классификация задержки развития

В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.

Параметры Задержка развития из-за психического инфантилизма ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием
Причины Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов Недостаточная функция нервной системы
Преобладающие факторы Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность

На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:

  • Конституциональное;
  • Соматогенное;
  • Психогенное;
  • Церебральное.

Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.

ЗПР конституционного вида

При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.

Для таких ребят присущи следующие черты:

  • Яркие эмоциональные всплески;
  • Наивность;
  • Желание проводить обучение в игровой форме;
  • Легкое внушение;
  • Доверчивость.

Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».

ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.

Соматогенная ЗПР

Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.

Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:

  • Отсутствие уверенности;
  • Капризность;
  • Вялость.

Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.

Психогенный вид ЗПР

Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.

Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.

Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий

Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят

Классификация церебральной задержки развития

ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:

  • осложненная беременность,
  • интоксикация плода в утробе,
  • заболевания на 1 году жизни.

Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:

  1. Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
  2. Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.

Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка,  то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое  и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев

Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама»

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета

Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector