Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет

Понятие и суть

Возрастной кризис — особый этап развития личности, который при неблагоприятном развитии может стать негативным переломом в жизни. Впервые этот термин ввел Выготский

Для каждого возраста в психологии есть ряд норм, на которые обращают внимание специалисты при обследовании отдельных людей. При наличии отклонений от норм разрабатывается методика их исправления

Считается, что возрастные кризисы необходимы для изменения психики человека, но многие психологи с этим не согласны. Мнение ученых по этому поводу разделилось на 2 типа:

  1. Эриксон, Выготский, Фрейд считали, что возрастные кризисы — неотъемлемый этап развития человека.
  2. Запорожец, Рубинштейн предполагали, что возрастные кризисы возникают индивидуально у каждого человека.

Большинство кризисных ситуаций случается не только на фоне взросления, но и под действием окружающих факторов.

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
    Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Чем можно помочь крохе

Детскому организму в период активного развития может помочь грамотно составленный список занятий, которые организует мама:

  • Увлекательные игры помогут малышу отвлечься от приключившейся неудачи. Мама может активнее проводить обучение ребенка цветам, формам или звукам, в зависимости от его возрастных особенностей.
  • Помощь в совершении трюков добавит малышу уверенности. Если мама будет придерживать за руку или подталкивать, когда это необходимо, обеспечивая успешное завершение трюка, у грудничка не будет поводов для расстройства.
  • Ежедневная гимнастика, направленная на тренировку мышечного скелета, поможет снять физическую боль, возникающую из-за стремительного роста костей и тканей. Отличным вариантом педиатры считают занятия на фитболе.
  • Своевременный отдых – это то, чем должна заканчиваться каждая тренировка.

Занятия на фитболе

Дети до года устают уже через 10 минут после начала занятий. Поэтому необходимо делать перерывы каждые 5 минут, если занятие не очень заинтересовало малыша, и через каждые 10 минут, если игра увлекла младенца.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

Чаще спрашивайте у ребенка совет

Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу

Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

  • Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
  • Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

  • Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
  • Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности

Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка

Когда возникают кризисы?

В этой статье мы сосредоточимся на кризисах детского и подросткового возрастов. Выделяют следующие возрастные кризисы – кризис 1-го года, кризис 3 лет, 7 лет и подростковый кризис. Цифра возраста дает лишь ориентир, так как начаться кризис может как чуть раньше, так и позже, иногда намного позже.

Протекают эти сложные периоды в целом сходным образом. Ребенок упрямится, настаивает на своем, иногда агрессивно, могут появляться эмоци­ональные взрывы. Взрослому необходимо с пониманием отнестись к упрямству и настойчивости, ведь и ребенку с этим самому нелегко.

Предлагайте ему альтернативу, ищите с малышом вместе подходящие варианты, показывайте, что вы уважаете волю ребенка, но также подчеркивайте, что в этом мире есть и разумные ограничения, которые необходимы для безопасности и социализации.

Родителю необходимо ясно, четко и однозначно обозначать эти границы и быть последовательным в их соблюдении. При этом нужно обеспечить ребенку достаточно жиз­ненного пространства, где он сможет реализовывать свою волю без угрозы для его безопасности и не нарушая границы других людей.

Поведение родителей и ребенка во время кризиса

Один из самых трудных для родителей моментов — это эмоциональные взрывы ребенка, вплоть до гипобулического припадка, когда ребенок падает на пол или землю и бьется в истерике

Очень важно уметь это выдерживать. Нельзя удовлетворять требование ребенка, если он пытается добиться своего через подобный взрыв

Идя на поводу, вы закрепите у него подобное поведение, и в дальнейшем всякий раз, натыкаясь на отказ или ограничение, он будет впадать в истерику, шантажируя вас таким образом. Закрепившись, истерика и шантаж могут стать способом поведения, а точнее, манипуляцией и во взрослом возрасте.

Также хочу предостеречь вас и от криков, упреков и прочих деструктивных реакций в адрес ребенка, когда он эмоционально взвинчен. Подобное ваше поведение, скорее всего, лишь усилит его сопротивление, и вы зайдете в тупик.

Гипобулический припадок

Во время взрыва или гипобулическогр припадка ребенку нужно ваше спокойное и уверенное присутствие. Не стоит ребенка игнорировать и оставлять одного. Это может быть воспринято им как отвержение и ненадеж­ность ваших отношений.

Во время такого сложного состояния, в моменты, когда малыш может вас услышать, воспринять, вы можете сказать ребенку, что понимаете, как ему хочется, например, машинку или как он расстроен из-за того-то и того-то, что вы верите, что он сможет справиться со своим состоянием, преодолеть свое разочарование, что вы будете рядом с ним, подождете, пока он сможет успокоиться, и когда , это произойдет, попробуете вместе что-нибудь придумать хорошее для него, найти какую-нибудь альтернативу.

Когда ребенок будет успокаиваться, не нужно его упрекать, говоря в духе «Я же тебе говорила/предупреждала…», «Как ты себя ведешь…», «Мы же договорились, а ты…» и т.п.- это может спровоцировать усиление или возобнов­ление истерики.

Хочу отметить еще один момент. Не всегда сложное поведение ребенка является следствием кризиса, даже если это и происходит в «подходящем» возрасте. Иногда это бывает реакцией на актуальную жизненную ситуацию, в которой ребенок находится.

Например, непослушанием или намеренным неправильным действием он может выражать свою злость на маму или другого близкого за что- то. Часто в таких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, чтобы разобраться в том, что происходит и как с этим лучше обойтись, с учетом всех индиви­дуальных обстоятельств.

Итак, дальше я немного опишу специфику каждого воз­растного кризиса, чтобы вам было легче понимать, что происходит.

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности

В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям

Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах

Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Как вести себя родителям

Резкие изменения в поведении малыша застают родителей врасплох, несмотря на всеобщую осведомленность о кризисе первого года жизни. Некоторые пытаются игнорировать происходящее, другие стараются силой вернуть все на свои места. Выход находится в области понимания, что изменения неизбежны и не только ребенку предстоит адаптироваться и изучать новые правила и требования, но и взрослые должны учитывать этапы развития и потребности психики.

Чтобы снизить количество конфликтных моментов необходимо максимально исключить запреты. Естественно правила безопасности никто не отменял, поэтому все предметы, контакт с которыми опасен для детей, необходимо переставить в недоступные места – это лучше, чем регулярно запрещать к ним прикасаться. В моменты проявления самостоятельности следует проявлять терпение – пусть оденет то, что хочет и сделает это сам, поможет вам с домашней работой и прочее. Даже если потом придется все исправлять – это лучше, поскольку сам малыш учится новым действиям, со временем поймет свои ошибки. Познание мира, как ведущую деятельность нельзя усмирить запретами или попытками сделать все за ребенка, зато можно отбить охоту к деятельности или вызвать приступ истерики.

В детском возрасте организм еще сохраняет чувствительность, поэтому нельзя заставлять кушать, пить или спать, когда он этого не хочет. Именно тогда, когда он проголодается, попросив покормить, можно давать еду.

Желательно, предоставляя выбор – так развивается ощущение самостоятельности и чувства, что родители прислушиваются к потребностям.

Не прекращайте общения, помните, что в данном возрасте даже потерять родителей из виду является огромным стрессом для ребенка. А игнорирование может серьезно нарушить баланс детской психики. Кроме того в процессе активного взаимодействия вы можете удовлетворять его любопытство относительно внешнего мира под присмотром и обучая правильной линии поведения.

Обходитесь без насилия и давления, ребенок и так понимает, кто тут главный. Все, что он делает, продиктовано его собственным стремлением и потребностью в развитии – задача родителей помочь в этом, сотрудничать, а не препятствовать. Желательное поведение можно получить, используя собственный пример. В столь раннем возрасте дети транслируют взрослым их же поведение без задержки, поэтому, если вы моете руки, едите здоровую пищу, гуляете в договоренное время, то и ребенок будет выполнять все эти действия. На данном этапе ему еще неоткуда брать другие стратегии поведения, соответственно, если родителей что-то не устраивает, следует начинать с собственных изменений.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел

Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого

Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Детские кризисы и периоды становления личности ребенка

На основе трудов советских психологов можно сделать вывод о периодичности развития ребенка и временных кризисах.

Новорожденность

Первый в жизни ребенка кризис который приводит от эмбрионального периода к младенческому возрасту. В этот период происходят важные физические изменения: перестройка питания, дыхания, знакомство с окружающей средой. При этом у младенца появляется множество внешних раздражителей, уязвимость иммунитета и обособленность от матери. Центральная нервная система начинает усиленно развиваться, при этом ребенок большое количество времени проводит во сне.

Первый год

Период, когда ребенок учится воспринимать окружающий мир. В этот год ребенок начинает ходить и произносит первые слова. По мнению психологов, именно ходьба становится катализатором изменения отношения к внешнему миру. Ему все интересно, поэтому новые предметы, которыми пользуются взрослые, становятся притягательными.

Помимо физических изменений ребенок начинает проявлять собственный характер в отношениях со взрослыми. Это стремление к независимости проявляется в упрямстве, агрессии и обидчивости.

Третий год

Период, когда ребенок переходит к раннему детству и начинает воспринимать себя в качестве самостоятельной личности. Именно в этот период маленький человек проявляет:

  • негативизм,
  • упрямство,
  • строптивость,
  • своеволие,
  • деспотизм,
  • протест,
  • обесценивание.

Ребенок владеет базовыми физическими способностями. Он видит, слышит, ходит, разговаривает. Поэтому он начинает меньше зависеть от родителей и больше проявляет свое Я. В этот период может начаться кризис взаимоотношений в семье, если родители проявляют авторитарные методы воспитания, наказывают и ругают ребенка за малейшую провинность.

Кризис может протекать незаметно для ребенка и для окружающего мира.

Седьмой год

Этот кризис обусловлен переходом ребенка от детства к школьному периоду. Ребенок теряет часть своей наивности и непосредственности, при этом начинает копировать поведение взрослых. Он уверен, что теперь взрослый и может поступать так, как считает нужным. Повышается уровень противостояния и протеста ребенка.

В первом классе маленькая личность в первый раз становится объектом учебной деятельности. Все дети хотят пойти в школу, но не все хотят учиться. Находясь в социуме, где нет родителей, но появляется новый авторитет учитель, ребенок подвержен внешним социальным факторам. Проявляя протест дома, ребенок слушается учителя, желая стать взрослым.

Предподростковый кризис

В возрасте 9-11 лет у ребенка могут проявляться первые признаки переходного возраста. Они могут быть не явно выражены. При этом маленький человек начинает по-новому воспринимать окружающий мир, поступки взрослых и события вокруг.

Кризис 12-15 лет

Этот период часто называю пубертатным периодом или переходным возрастом. Кризис может затянуться на несколько лет, так как именно здесь связаны физические и психологические изменения. К физическим можно отнести гормональный рост: мальчики и девочки наблюдают у себя внешние признаки взросления. Психологические — это становление характера, попытка найти свое место в обществе, завоевать авторитет и стать независимым от родителей.

Кризис может протекать с позитивными и негативными проявлениями.

Ребенок, считая себя взрослым, участвует в делах родителей, учителей, помогает им на работе и дома, проявляет общественную активность — все это является позитивными проявлениями.

Негативные проявления — это желание показать свое Я. Оно может привести не только к активным протестам, но и асоциальному поведению: школьным дракам, принципиальным протестам, употреблению наркотиков и алкоголя. Так даже дети известных личностей в пубертатный период попадали в полицию, пробовали наркотики или вели асоциальный образ жизни.

Пубертатный период отражен не только в трудах известных психологов. Многие писатели, кинематографисты, музыканты и художники воплотили кризис переходного возраста в своих произведениях.

Почему скачки роста называют кризисами?

Такой вопрос мне когда-то задал дедушка. Если и вам не по душе это слово, вы скоро ощутите, что иначе как кризисом подобный этап не назовешь. Малыши на самом деле — настоящие консерваторы. Поэтому каждое изменение внешних условий (смена часовых поясов, другой режим, перемена погоды, новое место) им дается нелегко. А изучение нового навыка вообще переворачивает все с ног на голову! Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на другой планете. Примерно так себя может чувствовать малыш во время скачка роста.

Поэтому ребенок начинает показывать свое недовольство. Еще бы, ведь он только привык к своим ощущениям, к заведенному распорядку — и снова ничего не понятно. А еще ему очень тяжело — и физически, и психически. Каждый скачок роста несет в себе кардинальное изменение мировоззрения малыша. Тогда он начинает больше плакать, ныть, капризничать и хвататься за спасительную соломинку — за маму. Только она осталась неизменной, только она может помочь, утешить, приласкать. Именно поэтому во время кризисов ребенок постоянно просится на ручки, чем вызывает мамино негодование: «Как? Ведь он только научился сам играть/спать/ползать!». Что ж, придется потерпеть. Весь секрет в том, что с каждым таким скачком роста малыш совершает «откат», но лишь на время, чтобы потом удивить вас еще большей самостоятельностью. Два шага вперед — один назад.

Да, это нелегкое время, как для ребенка, так и для родителей. Все, что нужно — немножко потерпеть. Скоро жизнь наладится! Но лишь на время…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector