8 выразительных средств языка, которые разнообразят твою речь

Фонетика

Здесь главное — звукопись, особый художественный приём, основанный на создании звуковых образов путём звуковых повторов. Можно даже имитировать звуки реального мира — щебет, посвист, шум дождя и т.д., для того чтобы вызвать ассоциации с теми чувствами и мыслями, которые необходимо вызвать у слушателя или читателя. Это основная цель, которую должны достичь средства художественной выразительности. Примеры звукоподражания содержит большая часть литературной лирики: здесь особенно хорош Бальмонт «Полночной порою…».

Практически все поэты серебряного века пользовались звукописью. Прекрасные строки оставили Лермонтов, Пушкин, Боратынский. Символисты же научились вызывать и слуховые, и зрительные, даже обонятельные, вкусовые, осязательные представления, чтобы подвинуть воображение читателя к переживанию определённых чувств и эмоций.

Существуют два основных вида, наиболее полно раскрывающие звукописные средства художественной выразительности. Примеры у Блока и Андрея Белого, они исключительно часто использовали ассонанс — повторение одинаковых гласных или похожих по звучанию. Второй вид — аллитерация, которая часто встречается уже у Пушкина и Тютчева, — это повтор согласных звуков — одинаковых либо похожих.

Лексические средства

Выразительные средства

, работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.

Разновидности тропов

Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами

объединила наиболее употребляемые:


Тропы
Пояснения к термину
Примеры
1
Аллегория
Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
«В руках Фемиды», что означает: у правосудия
2
Метафора
Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой.
Журчащий голос (голос словно журчит).
3
Метонимия
Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий.
Класс зашумел
4
Сравнение
Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку

Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью.
Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
5
Олицетворение
Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.
Зашептали листья деревьев
6
Гипербола
Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя.
Море работы.
7
Литота
Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Мужичок с ноготок.
8
Синекдоха
Замена одних слов другими касательно количественных отношений.
Пригласить на судака.
9
Окказионализмы
Художественные средства, образованные автором.
Плоды образования.
10
Ирония
Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения.
Что скажешь, умник?
11
Сарказм
Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
12
Перифраз
Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Царь зверей
13
Лексический повтор
С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз.
Озера кругом, озера глубокие.

В статье приведены основные тропы,

известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.

Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это лексические средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.

Специализированные средства выразительности


Архаизмы – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал). И архаизмы, и историзмы – средства выразительности

, которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).

Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.

Диалектизмы – слова или грамматические формы, употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).

Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.

Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста

о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.

Эпитет и сравнение

Эпитет — приложение или прибавление в переводе с греческого. Отмечает существенную черту, важную в данном контексте, используя образное определение, в основе которого скрытое сравнение. Чаще это прилагательное: чёрная тоска, утро седое и т.д., но может быть эпитетом существительное, наречие, деепричастие, местоимение и любая другая часть речи. Можно поделить используемые эпитеты на общеязыковые, народнопоэтические и индивидуально-авторские средства художественной выразительности. Примеры всех трёх видов: гробовое молчание, добрый молодец, кудрявый сумрак. Можно поделить иначе — на изобразительные и выразительные: в тумане голубом, ночи безумные. Но всякое деление, конечно же, весьма условно.

Сравнение — это сопоставление одного явления, понятия или предмета с другим. Не путать с метафорой, где названия взаимозаменяемы, в сравнении должны быть названы оба предмета, признака, действия и т.д. Например: зарево, как метеор. Сравнивать можно различными способами.

  • творительный падеж (юность соловьём пролетела);
  • сравнительная степень наречия или прилагательного (глаза зеленее моря);
  • союзы словно, как, будто и т.д. (как зверь скрипела дверь);
  • слова похожий на, подобный и т.д. (твои глаза похожи на два тумана);
  • сравнительные придаточные предложения (золотая листва закружилась в пруду, точно стая бабочек летит на звезду).

В народной поэзии часто используются отрицательные сравнения: То не конский топ…, поэты же часто строят довольно большие по объёму произведения, используя одно это средство художественной выразительности. В литературе классиков это можно увидеть, например, в стихотворениях Кольцова, Тютчева, Северянина, прозе Гоголя, Пришвина и многих других. Им пользовались многие. Это, наверное, самое востребованное средство художественной выразительности. В литературе оно присутствует повсеместно. Помимо этого, служит и научному, и публицистическому, и разговорному тексту с тем же усердием и успехом.

Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева

Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.

Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.

Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).

Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.

Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов

Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.

Что такое средства выразительности?

Средство выразительности речи – это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.

Выделяют:

Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В

Маяковского – краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений — афоризмов.
Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
Тропы

Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.

Виды стилистических фигур

Название синтаксического построения
Описание
Анафора
Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.
Эпифора
Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.
Параллелизм
Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
Эллипсис
Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
Градация
Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.
Инверсия
Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.
Умолчание
Сознательная недосказанность в тексте

Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.
Риторическое обращение
Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.
Риторический вопрос
Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.
Риторическое восклицание
Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным

Привлекают внимание читателя или слушателя.
Многосоюзие
Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.
Бессоюзие
Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.
Антитеза
Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.

Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии.  «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фонетика

Тексты не существуют исключительно в письменном виде – их можно прочесть или произнести вслух. Тогда появляется звук, и он делает текст красивее, эффектнее или наоборот. Так действуют фонетические средства выразительности. Не каждый автор стремится их использовать. Но помнит о них каждый, иначе получившиеся сочетания могут оказаться неблагозвучными или даже странными, так как на стыках слов будут появляться другие слова. (сер камыш – серка мышь).

Вот список языковых средств выразительности в фонетике.

Аллитерация – повторение одного и того же согласного звука (и нескольких звуков, похожих по своим характеристикам). Надо иметь в виду, что мы обозначаем на письме твердые и мягкие согласные одной и той же буквой, но это разные звуки!

Примером аллитерации могут служить строчки стихотворения Анны Ахматовой:

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз.

В первой строке повторяется трижды , во второй – .

Ассонанс – тоже повтор звука, но только гласного.

Гласные звуки в безударной позиции подвергаются редукции, поэтому «учитываются» обычно только ударные гласные.

Приведем пример из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Здесь мы видим инструментовку на звук У. Причем этот звук не подвергается качественной редукции (он всегда «похож на себя»), поэтому можно засчитывать и безударные У.

Звукопись – это подражание звукам природы с помощью подбора слов с определенным звуковым составом.

Приведем в пример отрывок из стихотворения В. Инбер:

Вверху рычат германские моторы:

— Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы…

Гудение мотора передано с помощью повторения звука Р.

Тропы

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­пов Значение тер­ми­на Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка. Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,Где льва сра­зив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер. Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, люби­мый небесами,Уж пел бес­смерт­ны­ми стихамиНесчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Литота Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе). Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Со сно­пом волос тво­их овсяныхОтоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Олицетворение Такое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сету­ешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза) Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи. «Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
Синекдоха Вид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Мы все гля­дим в Напoлео­ны.

Эпитет Образное опре­де­ле­ние; сло­во, опре­де­ля­ю­щее пред­мет и под­чёр­ки­ва­ю­щее его свойства. Но люб­лю я, вес­на золо­тая,Твой сплош­ной, чуд­но сме­шан­ный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золо­тая Берёзовым весё­лым языком.
Сравнение Приём, осно­ван­ный на сопо­став­ле­нии явле­ния или поня­тия с дру­гим явлением.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя. (А.Твардовский)

Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов. Таблица

Троп — это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении:

  • Его грыз червь сомнения (метафора)
  • Солнце весело улыбалось (олицетворение)
  • Седой туман (эпитет)

Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος — оборот, поворот.

Литературные тропы — это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.

Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.

Виды тропов и их примеры. Таблица

Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).

Литературный троп Пример
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества)
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)
Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)
Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)
Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное. Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)Крылатые качели (Ю. Энтин)
Гипербола — это художественное преувеличение. Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)
Литота — это художественное преуменьшение, умаление. Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)Море — смеялось. (М. Горький)
Ирония — это использование слова в противоположном значении. Просто обожаю работать в выходные!Ну спасибо, удружил!
Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)
Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом. Женщина легкого поведения (проститутка)Припудрить носик (сходить в туалет)
Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом.
  1. Отбросить коньки (умереть)
  2. Дать в репу (ударить по голове)
  3. Бухать (пить алкоголь)
Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию. Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)
Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам. голубая планета (Земля)царь зверей (лев)творец Макбета (Шекспир)

Литературные тропы в стихотворении. Пример

Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.

Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.

Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):

  • Вот и лето прошло,
  • Словно и не бывало.
  • На пригреве тепло.
  • Только этого мало.
  • Все, что сбыться могло,Мне, как лист пятипалый,Прямо в руки легло,
  • Только этого мало.
  • Понапрасну ни зло,Ни добро не пропало,Все горело светло,
  • Только этого мало.
  • Жизнь брала под крыло,Берегла и спасала,Мне и вправду везло.
  • Только этого мало.
  • Листьев не обожгло,Веток не обломало…День промыт, как стекло,
  • Только этого мало.
  • Арсений Тарковский, 1967

Разновидности тропов

Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.

Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.

Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.

Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.

В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.

Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.

Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос.
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце.
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья.
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение).
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин.
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом.
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике.
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок.

Основные языковые средства: тропы

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

  1. Эпитет — самый известный и распространенный троп. Часто встречается в поэтических произведениях. Эпитет — это красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. Подчеркивает особенности описываемого объекта, его самые выразительные черты. Примеры: «румяная заря», «легкий характер», «золотые руки», «серебряный голос».
  2. Сравнение — слово или выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета с другим. Чаще всего оформляется оно в виде сравнительного оборота. Узнать можно по использованию характерных для этого приема союзов: будто, как будто, словно, как, точно, что. Рассмотрим примеры: «прозрачная, как роса», «белая, словно снег», «прямая, будто тростинка».
  3. Метафора — средство выразительности, в основе которого лежит скрытое сравнение. Но, в отличие от сравнительного оборота, оно не оформляется союзами. Метафора строится, полагаясь на сходство двух предметов речи. Например: «луковки церквей», «шепот травы», «слезы неба».
  4. Синонимы — слова близкие по значению, но отличающиеся в написании. Помимо классических синонимов, существуют контекстуальные. Они принимают определенное значение в рамках конкретного текста. Познакомимся с примерами: «прыгать – скакать», «смотреть – видеть».
  5. Антонимы – слова, имеющие прямо противоположное друг другу значение. Как и синонимы, бывают контекстуальными. Пример: «белый – черный», «кричать – шептать», «спокойствие – волнение».
  6. Олицетворение — передача неодушевленному объекту признаков, характерных черт одушевленного. Для примера: «ива качала ветками», «солнышко ярко улыбалось», «дождь стучал по крышам», «на кухне щебетал радиоприемник».

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 10,
Полякова, Учебник

Упражнение 156,
Полякова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 177,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 83,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 64,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 90,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 156,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 232,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 235,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 239,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 245,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 30,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 36,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 210,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 37,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 40,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 180,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 244,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 170,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 30,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 20,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 23,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 114,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 20,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 62,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 65,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 173,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 14,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 260,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 401,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 456,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 524,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 719,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 720,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 759,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 760,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 761,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 37,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 329,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 349,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 469,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 483,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 485,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 577,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 656,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 735,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 358,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 392,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 492,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 494,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 496,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 576,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 584,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 595,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 606,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 353,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 26,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 53,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 175,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 209,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 361,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 371,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Лексика

Разумеется, любая фраза и в итоге каждый текст состоит из слов. Именно слово – инструмент писателя.

Слова с их значением изучает лексикология, а все они вместе составляют словарный состав языка, иначе называемый лексикой. Лексика дает автору самую широкую палитру изобразительных средств. Ведь слова с их оттенками значений позволяют тексту раскрыться во всем многообразии смыслов. Для этого используются переносные значения многозначных слов (метафоры, эпитеты и т.п.)

Словарный состав языка неисчерпаем; при желании всегда можно подобрать подходящее слово. Но если все-таки кажется, что слов не хватает, можно придумать свое. Такие слова называются окказионализмами (авторскими неологизмами). Второе название менее точно, так как не все такие слова входят в язык.

Ниже приведена таблица с примерами лексических средств выразительности.

Термин

Пример

Метафора

Башни деревьев

Эпитет

Сияющие глаза

Олицетворение

Дождик шепчет

Метонимия

Съел пол-ложки

Гипербола

Сто лет тебя не видел!

Литота

Подождите секундочку!

Сравнение

Камнем упал

Синекдоха

Нам нужны любые руки

Ирония

Опять двойку схватил, умник?

Перифраз

Мы прибываем в город на Неве

Аллегория (сложный троп)

В тексте дорога может быть аллегорией жизни

Символ (сложный троп)

В притче отец может быть символом Бога

Лексические средства выразительности всегда есть в художественном произведении, но и в обыденной речи они не редкость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector