Как научить ребенка читать быстро и правильно

Не совершайте эти ошибки

Начиная учить ребенка скорочтению, родители совершают некоторые ошибки. Впоследствии, логопеды и детские психологи, тратят много времени на их исправление. Специалисты разработали некоторые самые распространённые ошибки, которых можно избежать.

Дети сталкиваются со следующими проблемами:

  • Артикуляция при чтении «про себя». Происходит шевеление губ, языка. Это встречается у 80% взрослых, они проговаривают читаемую информацию, глаза при этом подолгу остаются на одном месте. Артикуляция сильно снижает скорость чтения. Техника скорочтения позволяет «сканировать текст».
  • Многие люди полагаются на слух, когда зрение позволяет читать материал в десятки раз быстрее.
  • Недостаточное поле зрения.
  • Во время чтения, человек самопроизвольно совершает движения головой, шеей. Все это также снижает скорость чтения.

Практически все методики призваны устранить эти явления либо существенно сократить их проявления.

Называют малышу букву, а не звук

Малыш должен понять конкретный звук и представить его как букву.  Чтобы «познакомиться» со звуком, родителю нужно многократно проговорит его. Можно использовать стишки, скороговорки, песенки, в которых встречается этот звук. Соответственно, показать букву, которая означает этот звук.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн

Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype

Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда

Складывают слоги из отдельных букв

Некоторые методики не содержат изучение букв. Они начинают процесс со слов, как в методике Домана. Методика по Зайцеву предполагает изучение складов по специальным кубикам. Прежде чем начать учить чтению, малыш должен хорошо знать все буквы и только потом приступать к их сложению в слоги и слова.

Долго читают тексты

Родители читают один текст по многу раз, так пропадает к нему интерес. Нужно использовать разные книги или разные отрывки для чтения, чтобы этого не происходило.

Как научиться читать быстрее самому

 

Большинство современных авторских методик скорочтения основаны на одних и тех же принципах, которые были открыты и сформулированы несколько десятков лет назад. Следование нижеизложенным принципам позволит в кратчайшие сроки освоить основы скорочтения без чтения специализированной литературы.

Структура. Первое, с чем необходимо научиться работать. Большинство людей воспринимает информацию чересчур линейно и одномерно. Из-за этого представление об изучаемом вопросе становится не целостным, а полученные знания – не структурированными.

Обращайте больше внимания на названия, заголовки и подзаголовки, имеющиеся в тексте. Быстрое изучения оглавления и структуры книги позволяет усвоить довольно большой процент ее содержимого еще до прочтения. Смысл всего абзаца чаще всего заключается в его первых предложениях. Существует даже специальная техника чтения, которая заключается в качественном изучении оглавления и последующим быстрым просмотром содержимого страниц. Таким образом среднюю книгу (250 страниц) можно изучить за 20-30 минут.

Информация. Иллюстрации, фотографии, графики, таблицы и другие графические способы передачи информации являются более емкими и запоминающимися, чем обычный текст. Визуальные образы гораздо быстрее и проще воспринимаются мозгом, а также запоминаются и воспроизводятся в последствии легче. Иногда вместо чтения нескольких абзацев или даже страниц текста достаточно посмотреть на одну схему.

Начинайте изучение текста с названий и заголовков, затем переходите к просмотру иллюстраций, после читайте содержимое параграфа. Если значение графики трудно для восприятия или требует специальных знаний, тогда придется вернуться к тексту и усвоить необходимую терминологию или иную информацию

Кстати, если имеется задача в максимально качественном запоминании (например, при подготовке к экзамену), то стоит заострять свое внимание именно на графической информации, так как она будет сохранена гораздо лучше. Существуют даже специальные способы запоминания (мнемотехники), которые основаны на переводе текстовой и цифровой информации в визуальные образы.

Зрение. Скорочтение воспринимается большинством людей как работа над офтальмологической составляющей чтения

Работа со зрением при обучении скорочтению сводится к двум задачам – увеличить полезный угол зрения и избавиться от регрессии.

Увеличение угла зрения необходимо, чтобы уменьшить количество движений глаз и перейти от чтения по слогам к восприятию всего слова целиком. Исследования показали: поле зрения обычного человека позволяет одновременно захватить не более 12 букв (4 слева и 8 справа). Этого достаточно для первых попыток чтения по словам, для достижения более серьезных результатов будет мало. Известные личности (например, тот же Максим Горький) обладали способностью читать тексты по специфической траектории, захватывая взглядом целые предложения.

Восприятие. Главная проблема быстрого чтения часто не в скорости, а в качестве. Коэффициент восприятия всегда являлся неизменным спутником быстрого чтения и его увеличению необходимо уделять особое внимание.

Регрессия является самым главным врагом скорочтения. Под ней понимается осознанное или неосознанное возвращение к уже прочитанным, но плохо понятым словам или строкам. Наиболее эффективным и простым методом борьбы с регрессией является простая закладка или любой другой предмет, которым можно закрыть прочитанные строки. Когда происходит возврат на предыдущие слова, необходимо уменьшить скорость чтения до комфортного уровня.

Понимание. Результатом чтения технических, научно-популярных и иных подобных текстов должна быть качественно усвоенная информация. Чтение ради чтения применимо только к художественной литературе.

Для лучшего понимания помечайте интересные места, наиболее ценные мысли или проблемные понятия. После прочтения у вас будет ценный, обработанный текст, который можно в кратчайшие сроки пересмотреть и освежить изученную ранее информацию. Также можно пробовать пересказывать содержимое текста, используя в качестве навигационной карты созданные отметки, многие люди гораздо лучше понимают и запоминают информацию, объясняя ее кому-либо (в данном случае себе).
 

Когда метод скорочтения будет полезен?

Суть скорочтения заключается как раз в том, чтобы повысить скорость чтения, сохранив понимание и запоминаемость прочитанного на прежнем уровне. Проблема в том, что на практике это удается далеко не всем.

Тренировки и создание идеальных условий позволяют довести скорость чтения примерно до 500-600 слов в минуту, не теряя при этом в качестве восприятия. Однако более высокие показатели неизбежно отразятся на полноте понимания и запоминания информации.

Полезно скорочтение будет в первую очередь студентам, которым приходиться перечитывать объемные тексты, и научным сотрудникам, обрабатывающим большие объемы информации. Также это касается представителей бизнеса, например, готовящимся к переговорам с партнерами или работающим над новым проектом.

В таких случаях часто стоит цель вычленить из большого объема текста нужную информацию, уловить основную мысль, и скорочтение подходит для этого идеально.

Причины плохой техники чтения

Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.

Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов. Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном

Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.

Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.

Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

Обучиться читать абзацами самостоятельно — это реально

Как читать по вертикали. Объяснение
методики. Первоклассник читает по буквам. Постепенно он приобретает навык чтения
и начинает читать словами. На этом успехи в освоении техник чтения почти всегда
прекращается. А кто сказал, что невозможно читать строками, абзацами и страницами?

Чтение по буквам существенно снижает понимание текста. Вы, наверняка,
не сможете выйти за пределы детской литературы, применяя стратегии чтения первоклассника.
Если вы будете читать по буквам, то вы освоитесь только с предложениями типа мама
мыла раму, а толстый пласт мировой литературы останется для вас закрытым.

Читать словами — не предел ваших возможностей. Вы можете научиться
читать быстрее. И это доказывает методика быстрого чтения Андреева — Хромова data.ru/andreev.
Смотрите ссылки на статьи в интернете, посвященные скорочтению…

Читать абзацами возможно, в чтении по вертикали (как иногда называют
методы скорочтения) нет ни чего мудрого

Важно научить мозг предугадывать содержимое
текста и научиться видеть всю страницу сразу

Читать по вертикали, отмечать в тесте ключевые слова, подавлять
артикуляцию — вот почти все, чем вам нужно овладеть для приобретения навыков скорочтения.

Особенности фоточтения
Фоточтение — это следующий эволюционный этап развития скорочтения. Фоточтение
включает некоторые этапы быстрого чтения, однако этот вид чтения, включает
и другие пукнты, которые позволяют лучше понять содержание текста, а так
же понять выгоды следует извлечь .
Последовательность этапов при фото-скорочтении :

Подготовка к вхождению в режим фоточтения — (необходимо ,
Освободить подсознание от навязчивых мыслей, расслабиться и войти в
особое состояниесесть прямо ).

Предварительный просмотр книги и уяснение цели фоточтения.
Необходимо уяснить структуру книги. На этом этапе необходимо прочитать
оглавление, заключение книги, первую страницу книги, .

«Photoreading». Книга перелистывается со скоростью 1 секунда
на разворот.

Быстрое чтение. На этом этапе читающий углубленно просматривает
интересные моменты в книге. Читатель составляет общее представление
о тексте, а также сформулировать вопросы к автору и книге в целом.

Во время фоточтения подсознание фотографирует образ книги в памяти.
Фоточтение — это не только перелистывание книг, а нечто
большее. Большинство видео роликов по фоточтению в интернете включают только
третий этап процесса фоточтения — перелистывание страниц. Преподаватель
при этом сообщает, что это и есть фоточтение
Обратите внимание на то, что после фоточтения требуется
сформулировать отношение к прочитанному, а так же перечитать некоторые моменты
из текста. Особое внимание обратите на то, что перед чтением нужно
образом подготовиться
Освободить мозг от посторонних мыслей. Полностью
сконцентрироваться на деле. Чем больше навязчивых мыслей крутится в голове,
тем хуже подключается подсознание.
Настоящее быстрое чтение подразумевает раскачивание —
подсознание бессознательно выбирает объект сосредоточения — а сознание углубленно
читает полученную информацию. Поэтому, если подсознание не включено , то
ни о каком эффективном его управлении не возможно говорить.
Усовершенствования
методики фоточтения:
Я, как и многие методики фоточтения предполагают просмотреть книгу
несколько раз , а не один раз, как рекомендуется в классическом варианте.

Так же я рекомендую не только просматривать текст, но и читать фрагменты
с нужными ключевыми словами. Такой способ чтения позволяет лучше настроиться
на содержание книги и войти в творческий режим.
Трудности новичков фоточитателей:
Истинное чтение состоит не в том, чтобы быстрее прочитать текст
(эта цель тешит эго человека), а в том, чтобы как можно быстрее справиться
с затруднением

При спешке скорочитатель упускает много важной информации.

Читатель не имеет цели чтения. Читатель увлечен скоростью чтения,
а не поиском смысла

Читатель спешит.
Обычно начинающие не могут понять, как можно не читая текст получать
из текста смысл.

Замечание.

Тренинги — не легкое чтиво, не детектив и не анекдоты. Во время
занятий мозг переучивается, ему трудно. Преодолейте лень и занимайтесь по десять
минут в день и через месяц вы заметите двукратное расширение угла зрения.

Тренировка диагонального чтения

Разорванный текст

Перемешанные буквы в словах воспринимайте текст блоками

Вращающийся текст

Чтение без гласных

Чтение без пропусков между слов

Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»

  • Метод фоточтения
  • Скорочтение для детей
  • Скорочтения
  • Тренажер для скорочтения
  • Память скорочтение
  • Андреев Хромов скорочтение

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами

Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс. 

«Разорви текст на полоски и читай» — упражнение из курса быстрого чтения

Возьмите книгу и режете одну страницу на три вертикальные полосы. Сдвиньте полоски
относительно друг друга вверх — вниз или влево и вправо. Читайте!

Скорее всего вы удивитесь, что текст можно понимать если читать его на определенной,
достаточно высокой скорости! Хотя это, кажется на первый взгляд невозможным.

Это связано с тем, что обычный текст содержит большую долю избыточной информации,
а так же связано с тем, что человек в общем то знакомые тексты воспринимает как
единое целое.

Теперь вам незачем портить страницы книг. Перед вами онлайн
тренажер, который может порезать на куски любую страницу. Тренируясь этим тренингом
вы за одно осваиваете навык быстрого чтения (скорочтения).

Эта страница сделана на
Flash технологиях.
Новая версия тренинговскорочтения вот здесь:

//magicspeedreading.com/r/

//magicspeedreading.com/rus/strips.html//magicspeedreading.com/rus/strips.swf

Суть компьютерного тренинга:

Логика — плохая модель
для причины и следствия
(Г. Бейтсон)

Распечатайте текст, или возьмите такай текст, который можно порывать. Порвите
текст на узкие полоски вдоль текста. Положите полоски перед собой. Сделайте небольшое
расстояние между полосками, или наложите полоски друг на друга. Начните читать.
Вызовите чувство радости от того, что вам удается понять содержание текста.
Ключевое слово в предыдущем предложении — испытать радость — это ваш психологический
ресурс, на который вы будете опираться в будущем.

Читайте.

Экспериментируйте с расстоянием между полосками. Сдвигайте полоски по вертикали,
надвигайте, делайте больше расстояние между полосками. Нагрузите мозг. Он любит
решать ребусы и находить ответ из задач с неполными данными. Скоро вы перестанете
замечать расстояние между полосками. Как это произошло?

Читайте текст. Что вы чувствуете? Есть ли легкость? Если да, то запомните это
состояние. В конце тренинга похвалите себя! Ведь вы приобрели важную жизненную
стратегию чтения!

Другие онлайн тренинги для овладения навыком скорочтения.

Читайте группами слов и ваша скорость возрастет! Когда человек читает, то
его глаза делают короткие скачки в вдоль строчек. Медленно читающие люди делают
глазами много мелких скачков. Быстро читающие люди делают минимум движений. Кроме
того, быстро читающие люди концентрируют взгляд на группах слов. Быстро читающие
люди читают наиболее важные участки текста. Как это им удается? Все просто — практика,
навык предугадывания текста и чтение группами слов.

Попробуйте читать сразу по четыре слова. Это можно сделать, если вдоль текста
провести несколько вертикальных линий, затем при чтении концентрировать взгляд на
пересечении линий и строк.

Вы все еще сомневаетесь в успехе? тогда этот тренинг как раз для вас.

Убедите себя, что можно читать быстро прямо сейчас при помощи
этого тренинга

Многое зависит от психологической установки. Когда человек сонный, то он не может
ни бегать ни быстро читать. Когда, человек, предварительно взвинтил себя, то труд,
который раньше был невозможным, становится легким. Вы можете читать быстро прямо
сейчас
. Без курсов и дополнительных занятий. Нужно лишь убедить себя в этом.
Все что вы узнали до сих пор, вполне годится для того чтобы сделать последний шаг.

Используйте этот тренинг как затравку. Анализируйте как вы читаете. Понимание
процесса чтения — это первый этап в освоении быстрого чтения. Сначала идет анализ.
Потом определение частей, с которыми можно поэкспериментировать. Потом придумывание
своих особых тренингов. Ну, а потом… непрерывный поток тренировок. Как нет пределу
совершенствования, так и для пытливого саморазвивающегося человека нет конца личных
тренингов.

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо «позвать» этим словом: барабан! зонтик? кошка!

Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово «сок» сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и «прочтите» схему. Все ли звуки «выстроились»? Произнесите третий звук и достройте схему. «Прочтите» схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный «у» всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным «у» без ударения или с «ы» в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове «нос» на конце слышим звук «с» и пишем букву «с», в отличие от слова «дуб», при произнесении которого слышим звук «п», но пишем букву «б».

Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector