Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, диагностика, лечение и коррекция
Содержание:
- Re: Сенсорная интеграция 1 год назад#4
- Симптомы
- Оборудование для сенсорной интеграции
- Диагностика и коррекция аутизма в системно-векторной психологии Юрия Бурлана
- Когда стоит ожидать эффекта
- Проприоцептивная дисфункция
- Терапия сенсорной интеграции
- Вы здесь
- Сообщение об ошибке
- С Международным днём логопеда
- Специалисты программы «Сенсорная Интеграция. Инновация. Интервенция. Интерпретация»
- «Сенсорная интеграция: мировые практики»
- Обновление в списке специалистов сенсорной интеграции курса Хелен Грабушинг
- Вебинар Sue Trautman, в чем разница между сенсорной реактивностью и восприятием
- Ученые объяснили световую и звуковую чувствительность людей с аутизмом
- Аплодируйте на здоровье!
- Коронавирус и мозг
- диагностика
- Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
- Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы
- Характеристики сенсорной интеграции
- Игры с элементами сенсорной интеграции
Re: Сенсорная интеграция 1 год назад#4
Как понять, что у вашего ребенка проблемы с тактильными ощущениями.Характеристики тактильной дисфункции.Ребенок, равнодушный к сенсорным ощущениям, обладающий недостаточной чувствительностью, может демонстрировать атипичную реакцию на пассивное или активное прикосновение. Ребенок может:• Не замечать прикосновения до тех пор, пока оно не станет очень интенсивным.• Не обращать внимания на то, что его лицо запачкано, особенно пространство вокруг губ или носа: он может не замечать крошек на лице или сопливого носа.• Не замечать спутанных волос, а также не замечать грязь и песок в волосах.• Не замечать небрежности в одежде или того, что его манжеты или носки мокрые.• Не замечать жары холода или изменения температуры в помещении или на улице. • Ребенок может оставаться в теплой одежде, даже если он уже вспотел, и наоборот, не надевать ее в тот момент, когда начинает дрожать от холода.• Реагировать вяло или не реагировать вообще на боль, возникающую от царапин, синяков, порезов, ударов, он может не заметить сломанного пальца или сломанной ключицы. • Ходить босиком по острому гравию, горячему песку, удариться пальцем и не жаловаться на неудобства. • Не реагировать на пряную, острую, кислую или обжигающую пищу или, напротив, постоянно требовать такой пищи.• Не придавать значения погодным условиям (ветру, дождю) или комарам.• Не понимать, что он что-то уронил.• Не двигаться, когда его пугают или толкают.• Испытывать недостаток внутреннего стимула к тому, чтобы трогать, вертеть в руках и рассматривать игрушки и вещи, которые так нравятся остальным детям.• Нуждается в интенсивной тактильной стимуляции для того, чтобы быть вовлеченным в окружающий мир, потому что сам он не стремится к этому активно.• Ударять других детей и животных во время игры, по всей видимости, без угрызений совести, но в действительности не понимая, что причиняет боль окружающим.Кэрол Сток Крановиц. Разбалансированный ребенок. |
· |
ОТВЕТИТЬ ЦИТИРОВАТЬ |
Симптомы
Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:
Тактильная дисфункция
Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.
Вестибулярная дисфункция
Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.
Проприоцептивная дисфункция.
Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).
Аудиальная дисфункция
Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.
Оральные дисфункции
Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.
Обонятельная дисфункция
Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.
Визуальная дисфункция
Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.
Артикуляционная дисфункция
Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.
Социальная дисфункция
Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.
Эмоциональная дисфункция
Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.
Игровая дисфункция
Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.
Дисфункция саморегуляции
Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.
Интроцепция (внутренняя регуляция)
Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.
Оборудование для сенсорной интеграции
Занятия по сенсорной интеграции проводятся на специальном оборудовании, которое должно быть безопасным для ребенка, привлекательным и ярким. Сенсорная терапия и интеграция включает в себя использование следующего оборудования:
- тренажер для мозжечковой стимуляции (балансировка) – предназначен для детей, у которых есть проблемы с координацией, моторикой;
- тактильные дорожки – разная поверхность дорожек развивает чувство равновесия;
- сенсорные световые игрушки разных цветов – они светятся в темноте и способствуют стимуляции аудиальной, визуальной и тактильной систем ребенка.
- Бизиборды – разработаны по системе Монтессори, представляют собой доски с множеством разных кнопочек, замочков, прищепок, шнурков очень привлекательны для малышей, развивают воображение, мелкую моторику и сообразительность.
- утяжеленные одеяла и подушки для релаксации – помогают гиперактивным детям успокоиться и заснуть, ребенок чувствует эффект, что его обнимают.
Диагностика и коррекция аутизма в системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. По этой причине звуковая травма становится причиной лавинообразного нарушения в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку от рождения. Специалисты неслучайно определяют аутизм именно как первазивное, то есть всепроникающее нарушение.
В результате ребенок-аутист часто демонстрирует целую палитру разнообразных поведенческих отклонений. Например:
-
Если помимо звукового, ребенок обладает еще и кожным вектором, ему задана особая чувствительность кожных покровов. От природы это активные, подвижные дети. При аутизме развитие кожного вектора ребенка нарушается, и он может демонстрировать непереносимость тактильного контакта или, наоборот, навязчивую потребность в нем, вместо обычной подвижности формируется гиперактивность и «полевое поведение» и т. д.
-
Если помимо звукового, ребенок обладает также анальным вектором, ему от природы задана особая усидчивость и медлительность, консервативность, стремление к привычному укладу жизни. При аутизме мы наблюдаем нарушенную картину в развитии анального вектора, чрезмерную ригидность вплоть до ступора, «ритуальность», агрессию и аутоагрессию.
-
Если помимо звукового, ребенок наделен еще зрительным вектором, у него от природы особая восприимчивость к свету, цвету и форме, большой эмоциональный диапазон. При аутизме мы наблюдаем нарушенное развитие зрительного вектора: аутостимуляции (стереотипные игры) со светом и тенью (разглядывание пальцев или игрушек на просвет), природная эмоциональность превращается в истеричность и множественные страхи.
Это лишь несколько примеров того, насколько страдает целиком все развитие психики при детском аутизме. Системно-векторный подход к коррекции аутичных состояний дает точное понимание, какие методы будут эффективны для каждого конкретного ребенка, с учетом его природных свойств.
Когда стоит ожидать эффекта
Точных сроков, когда стоит ожидать эффекта от терапии сенсорной интеграции нет – все зависит от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Но для достижения результата занятия должны быть регулярными, а задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Иногда успехи могут появиться к концу первого месяца занятий – в зависимости от сложности задачи.
При коррекции сложных дефектов результат может появиться спустя 3 месяца после начала занятий. Для появления прогресса упражнения необходимо постепенно усложнять, а комплекс упражнений подбирать так, что они задействовали все органы чувств.
Сенсорная интеграция является одной из часто используемых методик в коррекционной работе. Это позволяет стимулировать работу органов чувств, чтобы в дальнейшем ребенок смог успешно овладел навыками письма и чтения, а также успешно социализировался в обществе. Преимущество данной методики в том, что ее можно использовать в домашних условиях.
Проприоцептивная дисфункция
При низкой проприоцептивной чувствительности
- Размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;
- Обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу;
- Прививайте правило «вытянутой руки» для других людей;
- Делайте упражнения на сдавливание и растягивание мышц, сухожилий и суставов с разной силой воздействия;
- Используйте все виды занятий для развития мелкой моторики: любые пальчиковые игры, игра в мяч (ловить его), хлопки в ладоши; собирание пирамидки, доставание предметов, нанизывание крупных бусин и колечек, можно рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание;
- обязательное изучение материалов различной фактуры;
- также можно использовать такие упражнения: – поочередные движения правой и левой руки; – синхронные движения обоих рук; – учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения; – учить детей осуществлять не синхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия
Терапия сенсорной интеграции
Терапия сенсорной интеграции приобрела свою популярность в нашей стране благодаря трудам Джин Айрес и Уллы Кислинг.
Сенсорная интеграция — это бессознательный процесс в головном мозге, который организует и фильтрует сенсорную информацию (полученную от органов чувств), и позволяет осознанно и адаптивно реагировать на эту информацию.
Успешная интеграция сенсорной информации формирует базу для социального поведения и овладения учебными навыками. Процесс сенсорной интеграции активно развивается с пренатального периода до конца дошкольного возраста.
По определенным причинам происходит нарушение обработки сенсорной информации. Такими причинами могут быть: особенности морфологического строения и функционирования мозговых структур.
Нарушение обработки сенсорной информации может проявляться в виде гипочувствительности или гиперчувствительности к определенным стимулам.
Проблемы обработки одной сенсорной информации часто связаны с другими системами, так, например, клиенты, у которых наблюдаются проблемы с работой вестибулярной системы, хуже обрабатывают проприоцептивную и тактильную информацию.
Сенсорная интеграция — предназначена улучшить способность клиента к упорядочению и модуляции сенсорных сигналов, способствует формированию адаптивных ответов, развитию моторного планирования и, как следствие, в дальнейшем улучшить функционирование клиента в повседневных ситуациях.
Кому рекомендуется терапия сенсорной интеграции:
Терапия сенсорной интеграции рекомендована детям с задержкой психоэмоционального развития, детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивностью), особенно детям с РАС (расстройством аутистического спектра), у которых часто наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации.
Сенсорная интеграция предлагает новое понимание причин поведенческих нарушений ребенка и знакомит с новыми стратегиями повышения концентрации внимания, мотивации и коммуникации.
Для занятий используют различное оборудование: роликовые доски, различные качели, балансиры, сенсорные чулки, утяжеленные сенсорные жилеты и тому подобное.
Благодаря терапии сенсорной интеграции человек способен создавать комфортные, для себя, условия, которые помогут ему в борьбе с проблемной ситуацией. Также терапия может способствовать преодолению нарушений сенсорного восприятия. Терапия проходит на основе сенсорной диагностики. Зачастую используют комплексный подход, для улучшения работы всех видов восприятия. Среде них:
- Упражнения для тактильной стимуляции: разработка стоп, кистей рук, поверхности тела, лица.
- Упражнения для зрительной стимуляции: упражнения с яркими предметами, либо наоборот, сеансы с приглушенным светом.
- Стимуляция обоняния: происходит данный вид терапии с помощью раздражителей разной силы, в зависимости от индивидуальных особенностей.
- Стимуляция вестибулярного аппарата: для такого вида терапии необходимо поместить пациента в движение, это могут быть кувырки, повороты, прыжки.
- Вкусовое – техника на основе различных вкусовых раздражителей, в зависимости от необходимости.
Стимуляционные занятия проходят несколько раз в день, в большинстве случаев 2-3 раза. Системные занятия происходят на протяжении одного сезона, после чего пересматриваются, возможны поправки в силу результативности методики.
Упражнения могут усложнять, могут вводить элементы тренингов для улучшения моторики и телесной координации, все в зависимости от индивидуального результата. Особенно хорошо методика работает для коррекции синдрома Дауна.
А именно, помогает ребенку постепенно интерпретировать свои сенсорные ощущения и адаптироваться к новым. Также эта методика обязательно применяется в лечении детей с ДЦП.
Важно помнить, что развитие сенсорики позволяет ребенку научиться лучше познавать мир и ощущать его, а именно с помощью этой методики мы формируем у ребенка необходимые для этого механизмы. Большинство экспертов склоняются к данной методике и рекомендуют ее применять, при наличии компетентного специалиста, способного выделить основные аспекты на базе индивидуального подхода
Большинство экспертов склоняются к данной методике и рекомендуют ее применять, при наличии компетентного специалиста, способного выделить основные аспекты на базе индивидуального подхода.
Вы здесь
Сообщение об ошибке
User error: Failed to connect to memcache server: 127.0.0.1:11211 in dmemcache_object() (line 415 of /home/asis/web/sensint.ru/public_html/sites/all/modules/memcache/dmemcache.inc).
С Международным днём логопеда
С Международным днём логопеда поздравляем славных специалистов, которые избавляют от комплексов и недостатков своей корректной и компетентной работой!
Желаем всегда быть счастливыми, успешными, радостными, добросовестными, отзывчивыми!
подробнее
Специалисты программы «Сенсорная Интеграция. Инновация. Интервенция. Интерпретация»
Информация с сайта:
«На данной страничке Вы найдете специалиста, работающего в Вашем городе, который закончил курс повышения квалификации по программе «Сенсорная Интеграция. Инновация. Интервенция. Интерпретация» и получил удостоверение государственного образца, защитив свою квалификационную работу.
подробнее
«Сенсорная интеграция: мировые практики»
1 — 2 АВГУСТА 2020
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ «Сенсорная интеграция: мировые практики»Конференция объединит практиков мира и окажет информационную поддержку специалистам,
которые заинтересованы расти профессионально .
Конференция пройдет в рамках повышения квалификации,
по программе Сенсорная интеграция: Мировые практики.
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УДОСТОВЕРЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ,
предстоит пройти итоговое тестирование.
подробнее
Обновление в списке специалистов сенсорной интеграции курса Хелен Грабушинг
На сайте обновилась информация в списке специалистов сенсорной интеграции обучающихся и закончивших Оригинальный обучающий курс сенсорной интеграции
(SI ORIGINAL) Хелен Грабушинг (Австрийская ассоциация сенсорной интеграции)
подробнее
Вебинар Sue Trautman, в чем разница между сенсорной реактивностью и восприятием
Сенсорная модуляция/реактивность и сенсорная дискриминация/восприятие? В чем разница? И почему важно нам знать про эту разницу? Есть много информации про сенсорную модуляцию/ реактивность, но мало, например, говорят про взаимосвязь восприятия тактильных стимулов с праксисом, как это влияет на освоение ребенком навыков. Есть точка зрения, что метод сенсорной интеграции Айрес сводится к работе с уровнем возбуждения ребенка и к работе с его способностью регулировать себя
Но это только лишь часть.
подробнее
Ученые объяснили световую и звуковую чувствительность людей с аутизмом
Найденная «поломка» нервного контура может стать мишенью для диагностики и лечения таких гиперсенситивных состояний.
Исследователи из Массачусетского технологического института и Университета Брауна предложили объяснение явлению повышенной сенсорной чувствительности у людей с аутизмом. По данным статьи, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, причиной этого может служить дефицит определенного белка, приводящий к дисфункции тормозящих нейронов в нервном контуре соматосенсорной коры.
подробнее
Специальность «Физическая и реабилитационная медицина» внесена в номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование. 16 января 2020 МинЮст утвердил документ о внесении правок в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование” (Обновленный приказ от 9 декабря 2019 года).
подробнее
Аплодируйте на здоровье!
Зачем мы хлопаем в ладоши, когда хотим выразить рвущиеся наружу положительные эмоции? Где и когда появились аплодисменты? Как нужно «правильно» аплодировать? И вообще, что такое «аплодисменты для здоровья»? На эти и другие вопросы попробуем ответить при помощи специалистов.
подробнее
Коронавирус и мозг
SARS-CoV-2 связывается с молекулами ангиотензин-превращающего фермента 2 (ACE2) на поверхности легочного эпителия и так проникает внутрь клеток. Известно, что АСЕ2 экспрессируются не только в клетках легких, но и, например, в нейронах и глиальных клетках, и для других коронавирусов показана возможность проникновения в центральную нервную систему (ЦНС). В статье, вышедшей в Acta Physiologica, авторы из Италии и Англии рассуждают о роли нейроинфекции в патофизиологии COVID-19.
подробнее
диагностика
В настоящее время существует много трудностей в диагностике этого состояния, так как многие медицинские работники не знают, как распознать сенсорный дефицит этого типа, и опережают его классификацию как еще одно другое расстройство, которое может представлять сходные симптомы..
Поэтому, есть другие эксперты, которые обнародуют это условие и требуют, чтобы оно было признано и исследовано более глубоко.
Одним из способов диагностики расстройства сенсорной интеграции является заполнение списков поведения, таких как Контрольный список сенсорных чувств Biel & Peske (2005) или Контрольный список расстройств сенсорной обработки Винни Данна (2014), в котором приведен список поведений и должен реагировать на них, если это происходит часто или нет, или если это то, чего человек избегает, ищет того или другого, или нейтрален.
Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».
То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.
Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.
То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.
Комментарий эксперта
Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции
Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребенка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.
Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.
Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы
Большинство коррекционных программ, призванных помочь ребенку-аутисту, основаны на поведенческой терапии. Она подразумевает поощрение ребенка за правильное, желаемое поведение и игнорирование неверного или нежелательного поведения. Предполагается, что ребенок будет стремится повторять именно тот опыт (применять ту поведенческую модель), за которую его поощряют.
Наиболее известны сегодня такие программы, по которым осуществляется коррекция аутизма у детей:
-
Программа «АВА». При этом подходе все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Например, ребенку-аутисту дается инструкция: «Подними руку». При необходимости педагог дает пример (сам поднимает руку ребенка), поощряя за верное действие каждый раз. После нескольких попыток «задание – пример – вознаграждение» от ребенка требуется самостоятельное выполнение инструкции. Если он выполняет ее верно, то получает награду. Когда количество усвоенных ребенком навыков становится достаточно велико, происходит их усложнение и генерализация.
Специалисты отмечают, что методика АВА, с ее пошаговым разучиванием огромного количества предметов и действий, требует колоссального времени и усилий (домашние занятия занимают 30 и больше часов в неделю). Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому коррекция аутизма с помощью программы АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком. С финансовой стороны это доступно очень небольшому проценту семей, воспитывающих ребенка-аутиста.
-
Программа «Игровое время». В отличие от АВА, эта программа, по мнению автора, не требует от родителей обязательных многочасовых занятий с ребенком. Однако консультации супервайзера все-таки требуются. Методика основана на шести основных стадиях развития, через которые, по мнению автора, проходит здоровый ребенок. У ребенка-аутиста эти стадии частично или полностью пропущены, и задача состоит в том, чтобы их наверстать, помочь ребенку их пройти.
Программа «Игровое время» не предполагает слишком жесткой «дрессуры», как при АВА-терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт.
-
Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, что у ребенка с РАС по неизвестной причине нарушена способность к эмпатийным связям, не возникает интерес к общению. Методика также опирается на некие вехи, стадии эмоционального развития, которые проходит здоровый ребенок (ответная улыбка, зрительный контакт, умение поддержать игру и т. д.). Задача – помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм пройти эти стадии и восстановить интерес к общению с людьми.
В отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок научается испытывать от контакта с людьми.
-
Эмоционально-уровневый подход. В ее рамках детский аутизм рассматривается авторами как первазивное нарушение, в результате которого в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Поэтому, аналогично программе «РМО», эмоционально-уровневый подход нацелен именно на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-аутиста.
Достигается это с помощью игр на эмоциональное заражение, осуществлять которые может как психолог, так и родитель ребенка.
-
Сенсорно-интегративная терапия. Основана на том, что детский аутизм часто сопровождается снижением у ребенка способности адекватно обрабатывать те потоки информации, которые он получает из различных сенсорных каналов. Это могут быть ярко выраженные сенсорные перегрузки (например, ребенок не переносит прикосновений, громких звуков или ярких цветов). А может быть и выраженный сенсорный дефицит (ребенок-аутист наблюдаемо пытается добрать недостающие ощущения через аутостимуляцию).
При методе сенсорной интеграции может использоваться комната Монтессори, «сухой бассейн», игры с неструктурированным материалом, тактильные игры и т. д.
Характеристики сенсорной интеграции
Это процессы неврологической организации, цель которых — дать адекватный ответ на стимулы, поступающие через органы чувств, их обработку и последующую интерпретацию сенсорными центрами мозга. Кроме того, чтобы реагировать на окружающую среду, чувства помогают нам выживать, учиться и наслаждаться.
Для сенсорной интеграции мозг должен собирать информацию, изолированную от каждого сенсорного органа, которая обрабатывается в разных частях нервной системы..
Однако связи между областями мозга, в дополнение к определенным областям, отвечающим за интеграцию, заставят нас воспринимать глобально; наилучшее объединение всех данных (Колева, Эфе, Атасой и Костова, 2015).
Теория сенсорной интеграции и ее терапия были разработаны в 1960 году американским психологом и нейробиологом по имени Жан Эйрес.
Игры с элементами сенсорной интеграции
Цели: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой. В перспективе это:
- развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
- развитие высших психических функций;
- совершенствование моторики;
- стимуляция познавательной активности;
- формирование и развитие всех компонентов речи;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
- совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
- помощь в адаптации ребенка к новым условиям.
Мы используем различные материалы, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.
Рассмотрим применяемое в этом методе оборудование и технологии.