Семейное образование детей дошкольного возраста: когда лучше начинать
Содержание:
- Формы получения образования вне организации
- ❗ Мнение эксперта: плюсы и минусы обучения в семье. Шансы поступить в вуз
- Особенности домашнего обучения: школа на дому
- Школа онлайн
- Хоумскулинг — это не проще. Это лучше
- Мой личный опыт семейного обучения
- Формы получения образования в организации
- Особенности семейного образования
- Качество дореволюционного семейного образования
- Классно-урочная революция
- Как перевести ребёнка на семейное обучение
- Когда подходит семейное образование, а когда нет
- Семь свободных искусств
- Как сделать домашнее обучение эффективным
- Семейное обучение
- Трудности и риски домашнего образования
- А как же у других родителей получается?
- Как организовать процесс обучения?
- Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?
- ? Переход на семейную форму обучения
- Репетиторы
- Как проверяют знания
- Часто задаваемые вопросы
- Как работает семейное образование и сколько это стоит
Формы получения образования вне организации
❗ Мнение эксперта: плюсы и минусы обучения в семье. Шансы поступить в вуз
Мнение эксперта
Елена Калита
Мама
Преимуществами семейного образования перед традиционным являются:
- Возможность самостоятельной разработки учебного плана с учетом потребностей семьи.
- Наличие возможности самостоятельно расставить приоритеты при обучении с учетом предрасположенности ребенка, его сильных и слабых сторон.
- Возможность подобрать учителей с неформальным подходом, качественной подачей материала.
- У родителей появляется больше возможностей для интерактивной подачи материала: они могут сводить ребенка в музей, в планетарий, ботанический сад, отправиться изучать птиц в лес и пр.
- У ребенка остается больше свободного времени на дополнительные занятия и увлечения: спорт, танцы, рисование и пр.
- Данный формат походит для семей, где родители часто меняют место жительства: спортсмены, артисты и пр.
Недостатками семейного обучения и рисками для родителей становятся:
- Дети находятся в отрыве от детского коллектива, что может вызвать проблему с социализацией (хотя, по отзывам детей на семейном обучении – это не так).
- Широкая свобода при обучении ребенка – весьма условна, родителям предстоит ориентироваться на учебный план, чтобы ребенок не «завалил» промежуточные аттестации.
- Нет духа соревновательности: дети в классе часто замотивированы лучше учиться, чтобы не отставать от сверстников. Дома им не на кого ориентироваться.
- Хорошее семейное обучение – это дорого и позволить его могут далеко не все.
- Родители зачастую не обладают должными знаниями для преподавания.
- Общественное давление, критика со стороны знакомых и родственников, с которыми сталкиваются родители.
- Возможные трудности при переводе ребенка в обычную школу.
Дети на семейном обучении не участвуют в Олимпиадах и не могут пользоваться соответствующими льготами при поступлении в вуз. В остальном у них равные возможности поступить в вуз со всеми остальными школьниками при условии успешной сдачи ЕГЭ.
Высшее образование в долг: когда лучше взять образовательный кредит, а когда – потребительский
Читать
Помощь безработным родителям в 2020 году. Какие выплаты положены
Подробнее
Новый учебный год. Что изменится в школах с 1 сентября 2020 года
Смотреть
Особенности домашнего обучения: школа на дому
Домашнее обучение – форма образования, предполагающая, что учителя школы, за которой ребенок закреплен, будут посещать школьника на дому, либо ребенок будет посещать школу по индивидуальному расписанию.
Подчеркнем, данная форма обучения доступна не каждому. Ее применяют преимущественно к ученикам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем (либо другие уважительные причины, по которым ребенок не может посещать уроки в школе). Основанием для перевода ребенка на домашнее обучение являются документы, подтверждающие невозможность посещения образовательной организации.
Обучение на дому или индивидуальное обучение имеет общие черты, как с очным, так и с семейным образованием. Ребенок числится в определенном классе, получает школьные учебники, делает домашнее задание и сдает контрольные работы в одинаковый с остальными школьниками период. То есть, по сути школьник живет по обычному школьному расписанию за одним исключением — он не ходит в школу. За ребенком закрепляются определенные учителя, которые в отведенное время по согласованному расписанию приходят к ученику домой, и проводят с подопечным индивидуальные занятия, объясняя новые темы с соблюдением установленной школьной программы обучения.
Еще одной отличительной особенностью домашнего обучения является отсутствие необходимости в прохождении программы по необязательным предметам. То есть, если учебным планом отведено определенное количество часов на точные и гуманитарные науки (физика, химия, математика, языки и литература, биология и т.д.), то школьник обязан пройти их полностью. Но изучать второстепенные предметы, такие как музыка, физическая культура, рисование и т.д., ему не нужно. Родители или ребенок могут также самостоятельно выбрать желаемый формат обучения: посещение ребенком школы в установленное время или посещение учителем ребенка на дому.
Домашнее обучение хорошо подходит для школьников, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выдерживать полную нагрузку в школе. Благодаря исключению дополнительных предметов у них появляется возможность уделять больше времени отдыху и изучению основных предметов.
Кроме того, родители могут быть абсолютно уверенными, что их ребенок занимается с квалифицированным педагогом, знающим свой предмет и умеющим донести эти знания до ребенка
Индивидуальное обучение также значительно улучшает подготовку, так как в этом случае учитель находится наедине с ребенком, и ему не нужно уделять внимание еще 30 школьникам. А это означает, что им удастся изучить больше материала за один урок и при необходимости остановиться на сложных темах
Другими словами, домашнее обучение – такая же ответственность школы за образование ребенка и такой же уровень подготовки, как и при очном обучении, но в более облегченной форме.
Школа онлайн
Дистанционные (онлайн) школы (distant schools) распространены в Америке и Европе и мало-помалу приобретают популярность в России
Ученики получают задания по интернету, имеют доступ к разнообразным учебным аудио- и видеоматериалам (что очень важно, расположенным в Сети), системе тестирования и контроля знаний, могут общаться с преподавателями в формате видеоконференций, форумов, личных сообщений и т.д. После прохождения учебного курса ученики пишут контрольные работы и диктанты при включенном Skype или с использованием аналогичных программ
«В дистанционной школе ребенок может выбрать, какие предметы он будет проходить углубленно, а какие по обычной программе, в какой последовательности и с какой интенсивностью, — говорит основатель онлайн-школы ArtiUm Ольга Орлова. — Да и саму программу можно выстраивать индивидуально, в зависимости от потребностей. Это очень гибкая форма обучения».
Для того чтобы обеспечить прикрепление к школе и возможность сдавать государственные аттестации на семейном обучении, дистанционные школы заключают договоры с образовательными учреждениями, имеющими лицензию и аккредитацию. При желании семья может аттестовываться и в своей школе, находясь на семейной или заочной форме образования — в этом случае специалисты онлайн-школы «Фоксфорд», например, помогают настроить индивидуальный учебный план в соответствии с локальными требованиями к сдаче аттестации.
Еще одна разновидность дистанционного образования — экстерн-офис. Ребенок прикрепляется к одной из московских, питерских или новосибирских школ (основатель экстерн-офиса Алексей Битнер живет и работает в Новосибирске), а учебный процесс проходит в онлайн-режиме. После оплаты доступа к специальному ресурсу вам дается возможность пользоваться интерактивными учебными материалами. Контрольные и экзаменационные работы учитель проверяет через интернет, а при необходимости педагоги проводят консультации по электронной почте.
Важный момент: прием промежуточных экзаменов в экстерн-офисе может быть как дистанционным, так и очным, а сдача экстерном государственных экзаменов по окончании девятого и одиннадцатого классов проводится только очно и непосредственно в Новосибирске.
У моей знакомой Натальи сын-семиклассник, и все эти годы он учится в режиме экстерн-офиса.
«Плюсов много. Во-первых, это четкая схема обучения. Даются вопросы и ответы на них, экзамен проходит по этим же вопросам, никаких сюрпризов. Во-вторых, отсутствие контактов с системой образования: мы общаемся только с куратором, спорные вопросы решаются в пользу ребенка. Отношение очень лояльное. В-третьих, предмет сдается раз в год, график составляется индивидуально, при этом сроки можно сдвигать в течение года. К минусам я отношу только то, что ребенок сдает экзамен под видеозапись, не контактируя с экзаменатором. Сложностей у нас не возникает, несколько раз слышала, что программа сложнее, чем в других школах, но Никита справляется легко».
Хоумскулинг — это не проще. Это лучше
Не стоит забирать ребенка на домашнее обучение, если мама наивно полагает, что ей станет легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный «бонус» домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.
Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник прикажет вам каждый день совершенно бесплатно учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете.
Ответьте себе честно: сможете ли вы это делать? Сможет ли кто-то из коллег или родных замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет. И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить.
В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против «двоечника» и прочие привычные советские методы воспитания.
Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.
Мой личный опыт семейного обучения
Формы получения образования в организации
В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения: очную, очно-заочную или заочную. Перейти на любую из них можно как в начальных классах, так и среднем и старшем звене.
Что такое очная форма обучения
На очной форме обучения ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».
В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.
Очная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
- вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
- ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.
Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы
Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения
Что такое очно-заочное обучение
На очно-заочном обучении ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»
Очно-заочная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнок легко осваивает программу по учебникам, без помощи педагогов;
- вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
- спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.
Заочная форма обучения
На заочной форме обучения ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.
Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.
Государственные школы неохотно переводят учеников на заочную форму обучения
Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.
Заочная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
- семья часто переезжает или много путешествует;
- ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.
Особенности семейного образования
В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.
Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.
Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.
Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:
- Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
- Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
- Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
- Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.
После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.
Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:
- проведение консультаций;
- осуществление аттестации ученика;
- использование школьной библиотеки;
- участие в общешкольных мероприятиях и пр.
Семейное образование по новому закону об образовании 2020 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.
Если ребенок идет в первый класс
В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.
Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.
Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.
Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:
- Изучить правила и Уставы местных школ.
- Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
- Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
- Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
- Согласовать все необходимые моменты с директором школы.
В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.
Качество дореволюционного семейного образования
До середины XVII века качество домашнего обучения было низким. Кандидаты социологических наук Константин Белоусов и Мария Яшина в статье о развитии семейного образования в России связывают это с тем, что не было «государственного запроса» на образованных граждан.
Петровские реформы изменили ситуацию. В 1737 году императрица Анна Иоановна издала указ об обязательном образовании дворянских детей.
Благодаря приглашённым иностранным педагогам, члены императорской фамилии и аристократической элиты в домашних условиях получали действительно блестящее образование.
Василий Жуковский — наставник Александра II
В провинции дела обстояли иначе. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — писал классик. На периферии качество семейного обучения напрямую зависело от уровня подготовленности и компетентности приглашённых наставников.
Далеко не все имели возможность нанять хорошего учителя. Мелкопоместные дворянские семьи часто пользовались услугами сельских священников, грамотных крестьян, случалось, что сами родители занимались обучением детей. Иногда семьи, живущие по соседству, нанимали одного гувернёра для нескольких детей.
Чтобы повысить качество домашнего обучения, в 1834 году было принято два важнейших документа: «Положение о домашних наставниках и учителях» и «О воспрещении принимать в должности по домашнему воспитанию иностранцев, не получивших аттестатов от русских университетов».
С правовой точки зрения семейное обучение стало частью образовательной системы в первой половине XIX века.
С принятием этих законов учителя должны были быть христианами и российскими подданными, обязательным стало наличие «Удостоверения о нравственных качествах».
Произошло разделение между процессами воспитания и образования, что отразилось в разграничении функций гувернёра и наставника. Звание наставника теперь считалось более высоким.
Классно-урочная революция
Чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский считал, что обучение детей нужно начинать с шести лет и осуществлять исключительно в школе. Должен быть общешкольный план, учебники и строгий запрет пропускать уроки. Один педагог должен преподавать большой группе учащихся. Знакомо, не так ли?
Классно-урочная система, придуманная Коменским, произвела революцию в европейском образовании. Обучать детей «пачками» с экономической точки зрения было выгодно государству.
В Российской Империи классно-урочная система закрепилась после школьной реформы Екатерины II. Но поскольку обязательным общее образование так не стало, большинство дворян и крестьян предпочитали обучать детей дома.
Мотивы, разумеется, у них были разные. Дворянские семьи нередко проживали в поместьях, далеко от учебных заведений. Некоторые не хотели, чтобы дети общались с отпрысками из других сословий. А главное, вариативность домашнего образования позволяла пройти обучение по ускоренной программе и быстро продвигаться по службе для получения чинов. Крестьяне же не отдавали детей в школу, потому что боялись оторвать от корней.
Семейное обучение в России — исторически первая и основная форма получения образования. Дореволюционные «хоумскулеры» в большинстве своём составляли цвет русской нации.
В 1918 году молодое советское государство принялось за ликвидацию безграмотности среди низших слоёв населения. Был принят Декрет «Об единой трудовой школе РСФСР», сделавший её посещение обязательным, а семейное обучение — незаконным.
Массовая школа была выгодна государству не только экономически (взрослые должны трудиться в полях и на заводах, а дети быть чем-то заняты), но и политически. Так было проще насаждать в умы новых поколений нужную идеологию.
В 1992 году семейное образование вернулось в правовое поле, а в 2012-м стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным.
Сегодня обучение в домашних условиях абсолютно легально и благодаря современным технологиям доступно всем. Любой родитель, которого не устраивает классно-урочная уравниловка, может перевести своёго ребёнка на семейное обучение и строить для него индивидуальный образовательный маршрут.
Как перевести ребёнка на семейное обучение
Когда подходит семейное образование, а когда нет
Семейное образование — не панацея, и утверждать, что оно на 100% лучше обычной школы, нельзя. Это просто один из способов организовать обучение ребёнка. Вот когда может подойти семейное обучение.
У родителей есть энергия и возможность выстраивать образовательный маршрут ребёнка. Даже если вы оплатите ребёнку обучение в онлайн-школе, всё равно придётся контролировать, увлекать, мотивировать учиться. Если вы планируете обучать ребёнка самостоятельно, то огромный запас энергии точно нужен.
Дети занимаются спортом или творчеством. Если у ребёнка частые сборы, репетиции, соревнования, то посещать школу ему некогда. Хороший вариант — обучение в подходящем ему темпе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. Иногда ребёнку нужно регулярно проходить курсы лечения, или у него слабый иммунитет. В таком случае ему может быть показано домашнее обучение. Но по желанию родителей можно перейти и на семейное образование.
Ребёнку требуется индивидуальный подход. Такое происходит, когда есть особенности развития. И здесь мы говорим как про детей с задержкой развития, так и про одарённых детей. На семейном образовании каждый ребёнок учится в удобном для него темпе.
«Мы узнали о семейной форме обучения из-за особенностей развития старшей дочери. Понимали, что система нам не подходит, нужен индивидуальный подход к ребёнку. Решили попробовать обучать самостоятельно программе начальной школы, а потом были готовы идти в школу. Но уже через пару лет мы увидели эффективность такого подхода — есть возможность идти ЗА ребёнком, за его возможностями, интересами. Поэтому решили оставаться дома и в школу не уходить.
Со средним сыном получилась обратная ситуация. Когда он дорос до школьного возраста, уровень его знаний уже был на уровне 2–3 класса. Причём я его образованием не занималась совсем. Дети просто играли в школу, и сын обучился многому через игру. Сейчас ему 9 лет, и он продолжает идти с опережением программы».
Родителей не устраивает система образования и качество знаний. Одним родителям не нравится набор школьных предметов, другие считают, что задания в школе слишком простые или, наоборот, сложные и нелогичные. Семейное обучение даёт свободу в выборе содержания и методов обучения. Например, можно учить физику по школьному учебнику, а можно — по лекциям из МФТИ.
Семья часто переезжает или путешествует. Есть семьи, которые на зиму уезжают в тёплые страны. Оставить ребёнка без обучения нельзя, а постоянно подстраиваться под пройдённое или непройдённое сложно. Как вариант — обучаться своими силами.
Семь свободных искусств
Классическое образование (classical education) — аналог античной и средневековой системы образования и изучения так называемых семи свободных искусств. Современные родители, обучающие детей дома, нередко ратуют за такой универсальный круг знаний, а не набор отдельных предметов, включенных в ФГОС Министерством образования.
Что ж, это возможно, но для аттестаций в школе хоумскулерам придется хоть бегло, но все же проходить учебные программы предметов, не входящих в систему классического образования. Хотя, если начистоту, мне и самой близок такой подход (особенно при воспитании мальчиков). Я сама узнала о нем не так давно и поняла, что многие принципы у нас в семье незримо соблюдаются: сын любит физику и астрономию, математика у нас изучается углубленно, а музыкальная школа — неотъемлемая часть нашей жизни.
Как сделать домашнее обучение эффективным
Семейное обучение
Трудности и риски домашнего образования
Эксперты выделяют две группы барьеров при хоумскулинге: формальные и психологические. К первым относятся организационные трудности: как оформить переход на домашнее образование, как выстроить процесс и найти подходящие ресурсы. Часто при таком обучении родители тратят больше времени, чем при очном в школе: как правило, один взрослый либо полностью посвящает себя детям, либо работает из дома и может помогать им с заданиями.
Но больше всего родителей тревожит психологический аспект хоумскулинга. Пожалуй, главными здесь являются две проблемы — как совмещать роль родитея и педагога и возможна ли полноценная социализация ребенка при домашнем образовании.
«Для младшего возраста опыт учебы в школе критически важен для формирования внутренней позиции ученика, саморегуляции и самооценки, — отмечает психолог Дарья Бухаленкова. — У подростков на первый план выходит общение со сверстниками, где одноклассники — один из коллективов для социализации. Но именно здесь, в отличие от кружков по интересам, ребенок учится взаимодействовать с разными людьми, даже если они ему не нравятся или кажутся странными. Умение договариваться — навык, который пригодится во взрослой жизни, например на той же работе. Но если ребенок испытывает слишком сильный стресс или стал жертвой буллинга, стоит задуматься, продолжать ли учебу в таком классе».
Родители же считают, что ребенка лучше приучать к самообразованию как можно раньше. В начальных классах он лучше адаптируется и привыкает сам планировать время на учебу. А вот в подростковом возрасте перейти от очной формы к надомной и наоборот зачастую сложно.
«С младшей дочерью мы тоже задумали эксперимент, — рассказывает Ольга Алексеева. — Она пять лет была на домашнем образовании, а в седьмом классе пошла в школу. Ей было очень тяжело, раздражал постоянный шум, она приходила домой выжатая как лимон. Попробовали год — не пошло».
А как же у других родителей получается?
Разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с семейным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.
Эти родители забирают ребенка из школы не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.
Думающие родители понимают, что школьная программа была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, и даже окна помыть можно с помощью автономной техники.
То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому — людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужда в мелких чиновниках и офисных клерках — рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Миллионы людей уже оказываются безработными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.
Как организовать процесс обучения?
Каждая отдельная семья подбирает стратегию, ориентируясь на свои потребности и ожидания от образования. Можно справляться своими силами, а можно нанять репетиторов, купить ребенку курсы или оплатить онлайн-школу.
Исследователи ВШЭ по результатам опроса выделили несколько стратегий, которых придерживаются хоумскулеры:
- выбирают школьную программу, используют учебники, методики, иногда даже расписание, принятые в конкретном классе или школе;
- используют учебники и методики альтернативной программы;
- сами подбирают материал из разных источников (интернет, современные и советские учебники и т.п.);
- большинство заданий берут с онлайн-платформ, к которым им предоставлен доступ;
- местом для получения знаний являются школы, клубы, кружки, не имеющие лицензии (аттестация на базе других школ).
Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?
Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.
До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).
Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.
Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.
Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.
Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.
? Переход на семейную форму обучения
Репетиторы
Как проверяют знания
Часто задаваемые вопросы
Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? | Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход. |
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? | В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.
В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности. |
Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? | Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися. |
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? | Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку. |
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? | Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата. |
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? | Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно. |
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? | Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно. |
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? | Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа. |
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? | Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет. |
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? | Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования. |