141 красивая картина пастелью: портреты, пейзажи, натюрморты, описание техники

Как рисовать масляной пастелью

Познакомившись с сухими мелками, начинающие художники обычно не останавливаются на достигнутом. Рано или поздно в их руки попадёт коробка с масляной пастелью. Как рисовать удивительным материалом, таким не похожим на сухую сестрицу? Давайте вместе поближе познакомимся с нашей новой героиней. Посмотрим в чём её отличие и какими возможностями она обладает. Итак, приступим.

Как вы уже знаете, пастель в зависимости от скрепляющего компонента бывает трёх видов. Давайте напомним их себе:

  • Сухая. По сути это цветные мелки.
  • Восковая. Очень твердая и жирная. В основе воск, поэтому она похожа на цветные свечки.
  • Масляная. Наша героиня замешана на масле, поэтому очень эластична и красива.

В основу последнего вида входят различные цветные пигменты, мел и разные масляные соединители. Раз масло основа, значит такие мелки очень жирные и сочные. Это основное отличие такой пастели от других видов.

Она более яркая. Эта способность даёт больше возможностей для художественных приёмов. Например, применять этот материал в декоративном оформлении. Очень часто масляную пастель используют в сочетании с другими материалами.

Ещё нашу героиню отличает неприхотливость к поверхности, на которой ею рисуют. Она отлично ложится на любой материал. Однако, шероховатые плоскости для неё предпочтительнее гладких. Как бы там ни было, но пастель и в Африке пастель. Свойство осыпаться после высыхания у масляного аналога тоже есть, и от этого никуда не денешься.

Что ещё стоит знать о сегодняшней гостье? Существует тысячи цветовых оттенков таких мелков. Это разнообразие сглаживает один недостаток. Масляная пастель одного цвета очень плохо смешивается с другими цветами.

Но есть и преимущества перед сухими собратьями, точнее сосёстрами. Кроме штриховки и затушёвки с нею можно применять размывку. Да почти как с настоящими масляными красками.

Используя специальные разбавители, с помощью мастихина или бумажных стеков можно размазывать штрихи, получая удивительные цветовые эффекты. Теория это хорошо, но ближе к делу.

Учимся рисовать масляной пастелью

Для работы понадобится сам натюрморт. Установите его так, чтобы было хорошее контрастное освещение и достаточное расстояние от вашего мольберта. Приготовьте карандаш, сами краски, бумагу.

Лучше всего взять цветной шероховатый картон или бархатную бумагу. Кто-то предпочитает наждачную. В любом случае для чернового рисунка понадобится белый обычный ватман. Всё готово? Приступим:

  • Сделайте карандашом рисунок натюрморта на листе бумаги такого же размера, как вы собираетесь сотворить на своём холсте.
  • Обведите мелом все линии, полученного рисунка, с обратной стороны листа. Для этого можно воспользоваться оконным стеклом. Приложите лист рисунком к окну и он будет просвечиваться с другой стороны. Когда все линии обведёте мелом, рисунок исчезнет с виду.
  • Теперь перенесите рисунок на выбранную поверхность будущей картины. Для этого опять обводим карандашный рисунок, приложив его к поверхности меловой частью. Здесь можно использовать авторучку или цветной карандаш, чтобы не забыть обвести все линии.
  • Полученный отпечаток обводим белым масляным мелком.
  • Начинаем наносить основные цвета всех крупных поверхностей натюрморта. Чтобы видеть, как измениться цвет или как он будет смотреться на цветном полотне, используем клочок такого же материала в качестве палитры.
  • Наносим дополнительные оттенки и втираем их в поверхность. Кто-то делает это пальцем, кто-то мастихином, а кто-то кусочком обычной газеты.
  • Прорисовка деталей. Самый трудоёмкий и увлекательный процесс. Здесь в ход идут разные техники, в том числе и размывка разбавителем.
  • Закончив рисунок, не забудьте позаботиться о его сохранности. Закрепить и поместить под стекло – это просто необходимо сделать, если вы хотите, чтобы через несколько лет он висел в Эрмитаже.

Научившись рисовать пастелью, вы увеличите свой потенциал и расширите круг художественных приёмов для будущего творчества. Не бойтесь осваивать новое! Возможно, это то что вы так долго искали в изобразительном искусстве. Масляная пастель ждёт вас.

Разновидности

Следует заметить, что под современными мелками подразумевается вовсе не тот мел, которым до сих пор пользуются в общеобразовательных школах для письма на классной доске. Как правило, это смесь из нескольких ингредиентов, каждый из которых нацелен на придание веществу тех или иных необходимых свойств.

Сегодня мелки бывают нескольких видов, но чаще всего выделяют три основных.

Классический мел. Вопреки тому, что свое название он получил благодаря одноименному природному веществу, на самом деле процент мела в таких предметах обычно невелик. В любом случае используется тертый мел с добавлением наполнителей (гипс, глина, алебастр), связующих веществ (столярный клей, гуммиарабик, декстрин, овсяный клейстер и даже пивные дрожжи) и красителей. Для размягчения вещества возможно также незначительное добавление мыла. Такое решение считается примитивным и применяется для рисования исключительно на твердых поверхностях вроде доски или асфальта.

Для большей аккуратности работы производители нередко выпускают детскую пастель в специальных пластиковых корпусах, позволяющих защитить довольно мягкое изделие от поломки. В отличие от двух предыдущих видов мелков, бывает даже профессиональной и очень дорогой.

Четвертый прием-рисование носиком утюга

Наносим аккуратненько на кончик утюга нужный цвет и заканчиваем картину нарисовав птичку!

Конечно не у всех утюгов носик остренький, тут нужна сноровка и тренировка! Вот что на скорую руку у меня получилось!

Из личного опыта:

Воск наносить не жалея

Утюг ставьте на лист так, чтобы его «попа» находилась у края листа и ведите, не нажимая, скользя, как по воде

Для этого воска должно быть МНОГО

Лучше вытирать воск с утюга мокрой тряпкой и будьте осторожны, утюг ГОРЯЧИЙ, не обожгитесь

Когда вы считаете, что картинка закончена, дайте ей отдохнуть, пусть воск хорошо остынет, а потом возьмите кусочек мягкой ткани или мягкой бумаги осторожно и аккуратно отполируйте свою картинку и вы увидите, как она заиграет!

Будьте осторожны, не все воски натираются, можно испортить картину.
Сначала проверьте на образцах, как ведет себя ваш воск.

Особенности пастели

Пастель – один из интереснейших художественных материалов, который представляет собой особенные мелки для рисования.

Но мелками детским ручкам не всегда удобно пользоваться, поэтому часто можно встретить пастель и в виде небольших карандашей.

В целом этот материал достаточно удобный для детского рисования, но со своими особенностями, которые стоит изучить:

  1. Мягкость – эта особенность позволяет детям с легкостью пользоваться мелками. Любой ребенок без всякого надавливания может создавать свой рисунок;
  2. Простота растушевки, растирания и корректировки – любые штрихи наносятся без труда и удаляются при исправлении ластиком;
  3. Работа на фактурной поверхности – на глянцевой бумаге рисовать карандашами невозможно, поскольку пастель просто скатывается с нее. Поэтому поверхность должна быть слегка шероховатой и не слишком зернистой;
  4. Сыпучесть красочного слоя – пастель плохо закрепляется на поверхности, поэтому при резком обращении с рисунками материал осыпается;
  5. Яркость и сочность цветовой палитры – эта особенность дарит возможность детским картинкам оставаться насыщенными и живыми при бережном хранении.

А уроки рисования пастелью благодаря этим особенностям для детей не представляют больших трудностей. И в младшем, и в старшем возрасте заниматься живописью пастелью достаточно просто.

Кроме особенностей еще один важный момент в работе с пастелью – это изучение видов этого материала, между которыми будут небольшие отличия.

Производители

Для многих родителей, не разбирающихся в подобных товарах, только название компании может сказать что-то о качестве мелков.

Начать можно с продукции российских производителей. Бренды «Гамма» и «Луч» известны любым родителям. В ассортименте обеих фирм найдутся и мелки. Для детских потребностей подойдут также товары компаний «Аква-Колор», «Олки» и «Спектр», а для маленьких, но уже более серьезных художников можно приобрести мелки «Подольск-Арт-Центр» или «Сонет».

Если есть возможность заплатить чуть больше, стоит отдать предпочтение зарубежным производителям, например, знаменитому чешскому Koh-I-Noor. Более качественными считаются другие известные марки: ArtBerry, Faber-Castell, Conte, Lyra, Crayon, Maped, Silwerhof и Giotto. Если у ребенка наблюдается явный талант, стоит взять продукцию Talles или Mungyo, а вот Sennelier Rembrandt или Schminke – это уже подарок, достойный даже профессионала.

О том, как сделать цветные мелки для рисования в домашних условиях, смотрите в следующем видео.

Разновидности

Не стоит воспринимать восковые мелки как некий стандартный товар, который всегда одинаков, – в погоне за вниманием потребителя современные производители придумали десятки разновидностей данного продукта. Во-первых, рисунки, выполненные восковыми мелками, могут выглядеть по-разному – это зависит от типа используемых в них пигментов

Типичным ингредиентом в составе таких мелков является акварель, хотя наличие воска не способствует ее размыванию

Во-первых, рисунки, выполненные восковыми мелками, могут выглядеть по-разному – это зависит от типа используемых в них пигментов. Типичным ингредиентом в составе таких мелков является акварель, хотя наличие воска не способствует ее размыванию.

Для большинства родителей привычной формой выпуска восковых деталей являются палочки, однако и они могут различаться по форме: такие элементы бывают толстыми и тонкими. Также выпускаются трехгранные восковые для рисования на бумаге, и даже мелки-камушки, форму которых описать довольно сложно. Мелки треугольной формы очень хороши для тонировки больших однотонных поверхностей.

Выбирая набор, нужно обращать внимание и на количество цветов. В качестве первого такого подарка достаточно и 6 цветов, лишь бы они были достаточно яркими – вряд ли у малыша уже готовы творческие идеи, требующие использования полноценной палитры

Наборы из 12-24 цветов станут хорошим подарком для дошкольника, который полюбил рисование мелками, посвящает ему довольно много времени и даже достиг определенных успехов в своем хобби. Изредка попадаются и наборы из 36 цветов – они уже рассчитаны на детей, специально обучающихся техникам рисования пастелью.

Детские мелки обязательно должны быть надежно защищены от случайного пачкания любых поверхностей, несмотря на то, что отмыть их следы не составит большого труда. Некоторые производители в погоне за удешевлением товара выпускают наборы в картонных упаковках, но лучше приобретать комплект в пластмассовой коробке – он гарантирует еще и целостность каждой палочки. Альтернативным решением могут стать мелки в пластиковом корпусе с выкручивающимся механизмом, они конструктивно чем-то напоминают пальчиковый клей.

Наконец, бывают и восковые мелки сравнительно нетрадиционного назначения. Можно приобрести разновидность такого товара, предназначенную специально для маркировки – данное средство подойдет не так для рисования, как для выделения нужных мыслей в учебнике. Малышам обязательно понравятся флуоресцентные варианты, производимые на основе светящихся в темноте пигментов.

Материалы

«Не мое», – решила я про себя и забыла о существовании масляной пастели еще лет на 10… Спустя это время моя подруга подарила мне на день рождения набор мелков Сонет из 36 цветов. Я сказала : «Спасибо, надо будет попробовать!» Так мелки пролежали в ящике до февраля этого года.

Пастель

У меня два набора пастели. Первый – это вышеупомянутый Сонет, который я использую все реже и реже, а второй это Mungyo Gallery, набор мягкой пастели из 48 цветов от которого я в восторге.

Цена удовольствия – примерно 2 тысячи рублей, я считаю ее вполне оправданной, учитывая качество мелков.

Так, лидер рынка (насколько я поняла по отзывам) SENNELIER будет стоить в районе 5 тысяч за те же 48 цветов… Учитывая свой минимальный опыт работы с материалом я решила, что новичку нет смысла так траться, нужно набраться опыта,  и потом, может быть, когда-нибудь я позволю себе такую роскошь, но не сейчас.

Mungyo Gallery оправдала все мои надежды, после первого опыта рисования я была в восторге от мягкости и легкости нанесения мелков, от того, как она смешивается.  Количество цветов даже немного смутило меня, глаза разбегались, и я не понимала, чего хочу. Сейчас иногда тоже такое бывает, но с каждым разом мне все легче и легче)

Бумага

Ну, тут все зависит от вас, вашего кошелька и фантазии. Я использую самую простую акварельную (200гр, Гознак),  крафт-бумагу для эскизов (она конечно тонковата, но для маленьких зарисовок мне вполне подходит), а еще я купила набор бумаги для пастели от Palazzo (160 гр, тиснение «Холст», с содержанием  хлопка 40%). Тут я рекомендую вам самим поэкспериментировать и понять, что больше нравится именно вам, ведь одного и того же пути для всех не существует.

Дополнительные материалы

Сюда я отнесу наличие салфеток для протирки мелков (я отдала предпочтение простой ветоши, от нее не остается никаких ворсистых следов), разбавитель (у меня стандартный от Невской палитры, №4), кисти (синтетика, отмываются теплой водой и хозяйственным мылом), мастихины, палочки для растушевки, белила для бликов.

Основные приемы для работы с масляной пастелью

На самом деле, все интуитивно просто. Если вы хоть раз рисовали масляной пастелью, то большинство этих «приемов» вы сами использовали, не зная о том, что у них есть какие выдуманные классификации.

Я задумалась об этом, перевернув коробку и посмотрев, что написано сзади, а там была пара приемов с названиями, которые начинают мой список. Так же в подборку вошли несколько приемов, которые так или иначе  я наработала сама.

Точки и линии

Этот прием не для слабонервных, работая в таком духе нужно иметь терпение. Я очень люблю рисовать точками, мне нравится сияние, которое можно таким образом создать. Так же точки можно использовать для того, чтобы обогатить цветовое решение работы.

Не забываем местами помогать себе, используя полочку для растушевки. Эти два приема очень энергозатратные, руки и глаза устают от такой работы, но результат порой того стоит!

Разбавитель

Впервые прочитав вопрос, я подумала, что, скорее всего речь идет не о масляной, а о сухой пастели.

Но вопросы продолжали поступать и я решила покопать на эту тему. В интернете писали про льняное масло и скипидар. Скипидара у меня не оказалось, поэтому взяла пинен, он же Разбавитель 4.

Мне больше приглянулся Разбавитель 4, т.к. он сохнет намного быстрее + у него более удобная консистенция, схожа с водой. Когда используешь масло, оно слишком густое и сохнет в разы дольше, к тому же, со временем от масла остаются желтоватые разводы.

Закрашиваете пастелью определенный участок, кисть опускаете в разбавитель, и начинаете водить по участку. Все. Эффект интересный, техника отлично подойдёт для задних планов, фона, драпировок и т.п.

Мелкие детали

Надеюсь, что статья не стала для вас потерей времени, а открыла вам  что-то новое, может даже послужила небольшим толчком к творчеству! Я буду продолжать свои эксперименты, и как только узнаю что-то новое, то непременно продолжу свой список)  Если возникнут вопросы, то пишите их в х, буду рада ответить. Всем творческих успехов!

Мастер-классы по рисованию сухой пастелью

Сухая пастель напоминает обычные детские мелки, которыми ребята привыкли пользоваться на асфальте. Только вместо дорожного полотна мы учим ребенка рисовать на пастельной бумаге.

И эта бумага не обязательно будет белой, она может быть и голубой, и зеленой, и красной, и даже черной. А дети могут это использовать, чтобы скрыть любые огрехи при рисовании.

Малыши сумеют создать на такой поверхности пальчиковые рисунки поверх созданных пастельных линий, размазав их в хаотичном порядке. А более взрослые дети изобразят как натюрморты, так и пейзажи, например, космические.

И касаемо сюжетов, связанных с космосом, то они будут особенно полезны в практиковании детей работе с сухой пастелью. Ведь космическая картина может быть любой, наполненной звездами, планетами, космическими кораблями, черными дырами и другими галактическими объектами.

Поэтому выполнить любой мастер-класс по созданию космоса будет не трудно. Ну а простой рисунок можно нарисовать пошагово следующим образом:

  1. Берем черную бумагу для пастели;
  2. В центре композиции изобразим любую планету, нарисовав круг или воспользовавшись готовым трафаретом. Внутри землю раскрасим несколькими цветами пастели и сделаем растушевку;
  3. Создадим еще одну планету, но частично, заполнив цветным изображением большой угол на бумаге;
  4. Добавим млечный путь, прорисовав его вначале несколькими линиями, а затем растушевав их;
  5. Над млечным путем изобразим горящую звезду, похожую на солнце, с ореолом вокруг;
  6. Во втором углу бумаги также нарисуем угол крупной планеты и закрасим его яркими цветами с растушевкой;
  7. На рисунке центральной планеты дорисуем пояс из астероидов;
  8. А в оставшемся пространстве при помощи белого пастельного карандаша поставим множество точек-звезд.

И космический пейзаж будет готов!

Кроме этого мастер-класса самоучителем по рисованию сухой пастелью для детей могут стать и другие видео, например:


Второй прием — оттиск

Первый прием — разглаживание вы уже освоили.

Правда-здорово! Следующий прием -оттиск. Тут два вида оттиска.

Простой оттиск

Это очень нужный прием, без него — никуда. Он открывает еще больше возможностей в рисовании энкаустикой. С помощью этого приема вы научитесь без проблем рисовать
прожилки на поверхности листа, полей и т.п.

Для этого достаточно приложить утюг к поверхности картона, а потом резко приподнять его. Внешний вид прожилок будет зависеть от быстроты ваших движений.

Сначала применяем прием разглаживания.

Теперь применяем прием оттиска. Резко отрываем утюг от листа.

Повторю, воска не жалеем, наносим побольше, но, чтоб не стекало с подошвы.

Сложный оттиск

Для того, чтобы воспользоваться этим приемом, нужно просто приложить утюг к картону. Есть одно но…Тогда будет виден и оттиск подошвы утюга, а вернее, краев утюга. Иногда это заметно и портит замысел картины.

На этом образце очень заметно края утюга. Они нам здесь практически не нужны, как же победить этот минус. А очень просто!

Для образца берем два сочетающихся цвета, наносим приемом разглаживания на разные части картона. Далее, берем картон в левую руку, согнув его аккуратно и прикасаемся к середине подошвы утюга. Получается необычный эффект!

Применяя эти приемы, мы уже можем кое-что фантазийное изобразить!

Масляная пастель

Масляная пастель — графический материал, выпускаемый в виде цветных брусков круглой или квадратной формы или карандашей, с так называемым, пастельным стержнем. Иное название пастельных брусков – пастельные мелки.

В магазинах встречается три вида пастели – масляная пастель, сухая пастель и восковая пастель. В данной статье речь пойдет именно о масляном виде.

Прежде чем купить масляную пастель впервые, необходимо понять, чем она отличается от других видов и почему подойдет именно вам.

Такая пастель производится путем прессования пигмента и масла, как правило, льняного или другого минерального масла. Чаще всего масляная пастель предназначена для начинающих, но любят ее и опытные художники.

Преимущества масляной пастели:

  • Рисование масляной пастелью будет приятно для тех, кто любит яркие и насыщенные цвета, так как сухая пастель более матовая.
  • В отличие от сухой пастели, масляная дает возможность хранить готовые работы без использования фиксатива (закрепителя краски)
  • Яркость красок и свежесть тона
  • Возможность растушевки создает широкий диапазон возможностей: от создания рисунка до написания картины

Цена на масляную пастель варьируется – есть качественные, но недорогие варианты поштучно и в наборах. Такие варианты есть, например, у Сонета, Koh-i-noor и Mungyo.

Знаменитые пастели Sennelier  стоят дороже и позиционируются как профессиональные. Масляная пастель в наборе – хороший старт для тех, кто хочет попробовать рисование пастелью и сразу иметь готовый набор базовых цветов. Пастель продается в наборах по 12, 24, 36 цветов. Существуют и более расширенные палитры на 74 и 120 цветов.

На чем рисовать масляной пастелью

Пастелью можно рисовать по фактурной бумаге, наждачной, бархатистой или акварельной бумаге, а также по пастельной доске, изготавливаемой из пробки.

Поверхность пастельной бумаги должна быть фактурной, поскольку пастель не впитывается в ее поверхность и соответственно закрепляться должна в «ячейках» на поверхности бумаги. Это требование относится к пастели в целом, а не только к масляному виду. Еще одно требование к пастельной бумаге – это ее плотность.

Желательно, чтобы она начиналась от 160 г/ кв м. Но есть пастельная бумага плотностью 100 и 130 г/кв м.

Для пастели нужна достаточно плотная и прочная бумага, которая будет устойчива к механическому воздействию, поскольку техника рисования пастелью подразумевает постоянное трение листа, как на этапе рисунка, так и растушевки и корректировки изображения.

Поверхность, на которой создается рисунок или картина, ее цвет, также имеют влияние на то, каким будет рисунок. Например, бархатная бумага дает естественное «размытие», мягкость изображения.

Цвет поверхности влияет на выигрышность цвета, передачи оттенков и общего эффекта от рисунка. Поэтому многие художники тонируют пастельную бумагу кофе или чаем, чтобы получить коричневые и серые оттенки, на которых яркие цвета будут смотреться более эффектно. Или  же сразу покупают цветную бумагу для пастели.

Пастель – это компромисс между графикой и живописью. В зависимости от того, что вы хотите увидеть на готовой работе она становится и краской или графическим инструментом. Пастелью рисовали Дега, Левитан, Делакруа, Серов, Кустодиев. Попробуйте и вы! Откройте для себя яркий, приятный в работе материал!

Свойства и особенности пастели

У каждого вида пастельной техники существуют отличия, нюансы работы с изображением. При рисовании ею нельзя пользоваться графитным карандашом, так как он даёт блеск. Потом будет сложно наносить сверху пастель. Этот материал предполагает использование фактурной основы, на которой прочно держится пигмент.

Цвет бумаги выбирают индивидуально, исходя из цели написания картины. Если сравнивать с акварелью, то пастель крошится при рисовании. Но у неё насыщенные цвета и нет необходимости использовать воду. Есть стили, где мазки можно оставить в первозданном виде, тогда создаётся эффект мозаики.

Пастельные техники

Хотя техника рисования цветными мелками чаще ассоциируется с графикой, материал используют и для живописи

Здесь важно видеть цвета, правильно накладывать штрихи: необходимо наносить в одном направлении, а не хаотично. Выполняя это условие, можно добиться объёма рисуемого предмета

Большие пятна рекомендуется прокрашивать, держа карандаш горизонтально поверхности.

Работая с пастелью, следует помнить о правилах воздушной перспективы. Контуры дальних предметов объектов нужно выполнять более мягко, чем близких. Цвета далёких предметов пейзажа должны быть холоднее изображений переднего плана. Для регулирования резкости контуров, цвета, применяют метод растушёвки. Мелкие линии проще рисовать пастельными карандашами.

В технике пастели также используются линии, пятна. Они бывают в виде прерывистых, простых и сложных форм, разных объёмов.  Для рисования используют акварельную бумагу. Здесь может быть любая фактура, белая, бледно-кремовая. Если предполагается минимизировать присутствие светлых тонов, белый фон закрывают тонким слоем краски нужного цвета.

Изображение фиксируют специальным закрепителем, который не даёт материалу осыпаться. Самый доступный — водный раствор пчелиного мёда, сахара, клей ПВА. Для лучшей сохранности добавляют фунгицид (средство от грибка). Используют даже бесцветный лак для волос.

Особенности рисования сухой пастелью

Начинающим лучше сначала узнать, как научиться рисовать пастелью сухого типа, так как с ней проще обращаться в сравнении с другими видами. Следует сказать, что каких-то четких правил рисование пастелью не предполагает – художник волен экспериментировать с техниками. Однако есть определенные нюансы:

Предварительный набросок, контур будущего рисунка следует выполнять с помощью кусочка пастели не слишком заметного цвета – лучше подобрать его в тон бумаге. Для белой бумаги используйте серый мелок, либо уголь, которые потом можно просто стряхнуть, для цветной – мелок соответствующего или близкого оттенка.

Не делайте набросок обыкновенным графитным карандашом, иначе пастель на него будет очень плохо ложиться.

Рисовать мелком нужно «плашмя», нанося поначалу фон и все основные цвета, закрашивая площадь бумаги. Сначала лучше нанести и растушевать черные и белые цвета, если они присутствуют, а затем переходить к другим оттенкам. Если вид пастели позволяет, то не забывайте про смешивание – с его помощью можно добиться интересных градиентов и цветов, которых у вас в палитре и нет.

Определившись с цветовой схемой, можно наконец-то приступать к детализации рисунка: появлению объема, уточнению силуэтов, формы. На этом этапе можно рисовать, используя штриховку, нанося точки, отдельные мазки, линии и т. д. – в зависимости от того, какая задача перед вами поставлена и в каком стиле будет выполнен рисунок пастелью. Не бойтесь оставлять основные детали нерастушеванными, чтобы рисунок не выглядел «мыльным».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector