Картина панно рисунок граттаж граттография или граттаж работы студии «акварель» мини мастер-класс бумага воск парафин гуашь

Известные художники, работавшие в технике граттажа

Имена известных художников-граттажистов хорошо знакомы ценителям современного искусства. Наибольший вклад в развитие этой техники внесли следующие мастера:

  • Макс Эрнст. Знаменитый немецкий художник недолго оставался ярым приверженцем граттажа. Впоследствии он переключился на другие техники и на протяжении всей своей жизни не уставал экспериментировать. Но именно Эрнсту принадлежит авторство изобретения граттажа.
  • Жоан Миро (Joan Miró). Испанский авангардист также оставил яркий след в истории граттажа. Он всю свою жизнь пытался уйти от традиционных методов живописи и найти новые формы самовыражения.
  • Ганс Хартунг (Hans Hartung). Французский художник немецкого происхождения модифицировал живописные кисти и валики, чтобы создать на их основе удобные инструменты для выцарапывания рисунков. С их помощью он писал свои картины широкими и решительными линиями.
  • Джованни Гуйда (Giovanni Guida). Молодой итальянский художник по праву относится к лучшим мастерам граттажа XXI века. Он активно работает в этой технике и добился широкой известности в возрасте всего 25 лет.

Способы подготовки листа для рисунка Граттаж

Можно купить готовые наборы альбомов или блокнотов для рисунков Граттаж. Но есть и технологии изготовления гравюры своими руками. Самое главное для новой картины — это подготовить базовый лист для процарапывания рисунков. Лист необходимо сделать гладким и скользящим, а на скользящую поверхность нанести темный толстый слой краски или туши, который и будет процарапываться. В наших мастер-классах с фото вы найдете пошаговые инструкции этих несложных процессов.

Граттаж 1: с помощью свечи и черной туши

Это самый простой вид граттажа, в котором получается белый рисунок на черном фоне. Для него понадобятся белый картон, восковая или парафиновая свеча, черная тушь, хозяйственное мыло, мягкая кисточка и инструмент для процарапывания. Сначала лист натирается свечкой, а затем покрывается черной тушью. Мыло необходимо для того, чтобы намыливать кисть перед тем, как макнуть ее в тушь. Это нужно для лучшего закрепления туши. Когда она просохнет, можно процарапывать картину.

Граттаж 2: с масляной пастелью

Эта картинка уже будет более красочной, потому что вместо свечи лист бумаги натирается цветными мелками из масляной пастели. Можно использовать сочетание многих цветов и наносить их на листе в любом порядке: хаотичными пятнами, полосками или квадратиками. Все остальные шаги точно такие же, как в варианте со свечой. Когда процарапается рисунок, под черным фоном проступит яркий разноцветный слой, что придаст картине необычный эффект.

Граттаж 3: с помощью свечи и гуаши

В этом способе для создания скользящего слоя используется парафиновая свеча. Но перед тем, как обработать ею лист, его разукрашивают радужными полосками из разноцветной гуаши. Сверху же, на слой парафина снова наносится гуашь, только уже черного цвета. Когда черный слой высохнет, можно процарапывать свой шедевр. Он тоже будет создан красочными разноцветными линиями на черном фоне.

Граттаж 4: С разноцветными восковыми мелками и гуашью

Белый лист картона заполняется пятнами или квадратиками с помощью разноцветных восковых мелков. Получается яркое панно из «заплаток». Правило нанесения цвета мелками одно: главное, чтобы не было пробелов. Затем лист покрывается черной или темно-синей гуашью. А когда фон просохнет, можно процарапывать свой чудо-рисунок.

Граттаж 5: С фломастерами, скотчем и акриловым фоном

Для выполнения такого рисунка в технике граттаж понадобятся акриловая темная краска, скотч, ножницы, разноцветные яркие маркеры или фломастеры, мягкая кисть, любое моющее средство для посуды и, конечно же, острый предмет — инструмент для нанесения рисунка.

Сначала лист бумаги заполняется цветными пятнами, полосками или квадратиками с помощью маркеров. После этого поверхность листа ламинируется скотчем (равномерно, без заломов и пузырей). Когда разноцветная гладкая поверхность готова, ее покрывают фоном. Для этого в пропорции 1 к 1 смешивают моющее средство с акрилом темного цвета. Для ускорения процесса сушки также можно воспользоваться феном. Теперь можно приступить к процарапыванию рисунка.

Идеи для гравюр

Формы

Когда вам (или вашим детям) надоест процарапывать простые пейзажи и салюты на прямоугольниках, попробуйте вырезать формы и украшать их в технике граттаж.

Фотобумага

Распечатайте фотографию на бумаге, нанесите ее воском и покройте краской для гравюр. Таким образом вы можете сделать удивительные поздравительные открытки и обрадовать своих родителей, бабушек и дедушек или друзей таким подарком.

Экспериментируйте с цветом: помимо черного, хорошо смотрятся золотые и серебряные оттенки.

Шаблон

Распечатайте красивый шаблон и наложите его поверх подготовленного листа для граттаж. Обведите все линии карандашом,  следуя всем контурным линиям

Важно давить достаточно сильно, тогда ажурный рисунок проявится на листе

Ход занятия

1.

На мольбертах представлена экспозиция иллюстраций и муляжей различных видов античных ваз.

Античные вазы.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему- то не сразу.

“Подумаешь вазы!” подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала мы на них взглянули,скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз. …

То вазы – гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза – с рисунком – рассказом!

… герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает медузу горгона.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – одиссей, падающий советы.

А это – кентавр…

А это…

А это…

Но мы описать не попробуем в раз,

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Грецией, но тема нашего путешествия сегодня будет называться «Мастерская греческой вазописи». Мы с вами узнаем не только много интересного, но и сами побудем художниками и вазописцами.

Древнейшим видом изобразительного искусства в Древней Греции была роспись на вазах — вазопись. Вазописью обычно называют античную — греческую живопись на вазах. Античный значит древний или древнегреческий.

Вазопись — роспись керамических (от греческого “керамос” — глина) сосудов. Ваза — сосуд, посуда — бытовой художественный сосуд имеющий не только повседневно- бытовое но и декоративное (служащее для украшения) значение.

Этот вид искусства, его произведения сохранились в большом количестве до наших дней.

Форма сосудов зависила от предназначения. Самой рапространеной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения вина.Существовали и многие другие: килик – плоская чаща на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин — лекиф, в который наливали масло и благовония. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой, их форма давала простор для росписей. (показ слайдов)

Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков. (показ слайдов)

Роспись по вазам была краснофигурной и черно фигурной.

Черно фигурный стиль — черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда.

Красно фигурный стиль — изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда.

Изображения на вазах были насыщены сценками из жизни древних греков,

Рисунки на вазах изображали жизнь древних греков и могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов. Знаменитый кратер, так называемая ваза “ваза Франсуса”, покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла – героя Троянской войны. (Демонстрация детям слайдов и натуральных ваз и амфор малой формы)

К сожалению время не пощадило античную вазопись — многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными блесками черного лака. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а так же в русском художественном музее имени А. С. Пушкин. (Показ слайдов)

Сюжеты отличались широким разнообразием, поэтому мы с вами, ребята, можем подобно древним грекам немного почувствовать себя художниками — гончарами и расписать вазы.

2.

Воспитатель раздает ученикам иллюстрации с изображением сюжетов рисунков и орнамента древнегреческих ваз.

Итак, ребята сейчас мы с вами продолжим знакомиться с техникой «граттаж». Как вы помните, рисунок процарапывается различными острыми предметами. Это может быть и полочка в виде заточенного карандаша, зубочистка, деревянная спица, любой острый предмет. (показывает)

Берем заготовку амфоры. Подбираем образец орнамента, которым вы решили украсить свой горшок. Затем, берём специальную палочку и начинаем процарапывать рисунок, сдувая стружку с листа

Обратите внимание орнамент находится в полосе и его элементы повторяются, вспоминайте,как вы рисовали такой орнамент на листе карандашами. Торопиться не нужно, ведь исправить работу не возможно

(дети выполняют работу, воспитатель помогает детям советами)

3. В конце занятия все работы вывешиваются

Педагог обращает внимание на удачные детали, композицию и содержание работ

Устраивается выставка лучших работ.

Создание рисунка в технике граттаж

Прежде чем приступить к созданию изображения с помощью граттажа, зафиксируйте лист на фанере или столе, приклеив его скотчем. Далее руководствуйтесь поэтапной инструкцией:

  1. Перед началом работы полностью просушите поверхность. На «нерабочие» участки положите салфетку или чистый лист бумаги.
  2. Закрасьте поверхность, используя масляную пастель разных цветов. Например, для осеннего пейзажа возьмите красные и желтые тона, для изображения подводного мира – фиолетовые и синие.
  3. Чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга, возьмите бумажку и потрите ею поверхность. Масляная поверхность хорошо размазывается, поэтому у вас получится цельное разноцветное пятно.
  4. Закрасьте всю поверхность, воспользовавшись черной тушью или гуашью. Не забудьте добавить в пигмент немного жидкого мыла или шампуня.
  5. Наметьте основные контуры белым карандашом или мелком. Обозначьте только главные очертания, т.к. стереть карандаш с такой поверхности, не нанеся ей повреждения, будет сложно.
  6. Начинайте процарапывать обозначенный контур острым предметом. Давить слишком сильно не стоит – делайте это с таким давлением, чтобы снять черный слой. Перед процарапыванием убедитесь в том, что темный пигмент высушен.
  7. Процарапав основные контуры, займитесь проработкой деталей и завершите свой рисунок.

Граттаж можно сделать негативным или позитивным. В первом случае подложку делают темной, а фон светлым, а во втором (самом распространенном) – светлый рисунок выцарапывается на темном фоне. После покрытия воскового слоя с использованием туши у вас получится полуматовая поверхность черного цвета, с которой нужно обращаться очень аккуратно – не брызгать водой, не трогать руками. На ней сразу остаются отпечатки пальцев, которые потом не получится чем-либо удалить. Полезные советы:

Если не досушить восковой картон, то вы не сможете процарапать ровную линию, т.к

материал начнет крошиться.
Очень важно работать на абсолютно ровной поверхности, чтобы картон не переламывался и не сгибался. Лучше зафиксируйте рабочий лист на фанере при помощи скотча.
Вы можете подобрать материалы для техники граттаж на свое усмотрение

Это может быть плотная бумага, картон, пластик, дерево, старый календарь и даже металл. В случае с металлической и деревянной поверхностью основу можете не тонировать – просто покройте ее воском и процарапайте изображение.
Наносить краску необходимо плоской кистью с мягким ворсом – так слой получится равномерным. Если вы будете использовать жесткий ворс, то он «травмирует» восковой слой. Проводить кистью рекомендуется только один раз, в противном случае поверхность переувлажнится и просто набухнет.
Промежуточный слой можно будет сделать парафиновой свечкой, яичным желтком или восковыми мелками.
Последний красочный слой создается при помощи цветной гуаши или черной туши. Финишный цвет в целом бывает любым – все зависит от вашей композиционной идеи.
Чтобы при выцарапывании рисунка гуашь не окрашивала руки, добавьте в краску немного ПВА.
Чтобы во время нанесения финишного слоя краска не скатывалась на парафине или воске, покройте поверхность мелом.
Если тушь или гуашь скатывается со слоя, обработанного восковыми мелками, то можете сначала обезжирить основу тальком.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Я познакомлю Вас с техникой рисования граттаж.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова— скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

Граттаж-это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

В технике «граттаж»используется следующие материалы и инструменты: листы формата А5 (заранее покрытые слоем свечи или восковыми мелками и затонированные черной гуашью, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, блёстки, стразы и ленты (для декорирования,паспарту (для оформления готовых работ).

Посмотрите работы, выполненные в этой технике. Здесь применяются различные выразительные средства — линия, штрих, пятно, контраст.

2. Практическая часть

Этапы работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка.

Следующий этап:

Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка.

Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я подготовила ихзаранее. (Показываю технику процарапывания)

И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

И так творите!

Возьмите в руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник — царапкой

Рисунок вы создайте свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то я предлагаю распечатанные образцы или шаблоны. Дети по шаблону обводят форму, а затем уже начинают дорисовывать детали и процарапывают. Общую картинку, все линии процарапывают зубачистками, для того чтобы предать рисунку особую живость добавляем детали более тонкими и толстыми линиями, делаем это с помощью различных резаков и стеков. Готовую открытку декорируем блёстками и стразами, оформляем в паспарту.

Подведение итогов.

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Подведем итог. Ребята и уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?

Продемонстрируйте свои работы.

Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные открытки в технике «граттаж» останутся Вам на память.

Вывод: Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала ребятам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать интересные работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично.

Техника граттаж — как сделать: советы мастера


Советы по работе

  • Если вы плохо просушите картон, то ваши картины будут получаться неровными, а точнее, будут цепляться краешки
  • Поверхность работы должна быть ровной, чтобы рисунок не прогибался. Для неподвижности можно его зафиксировать скотчем
  • Материалы для рисования можно использовать такие, которые вам больше нравятся, тут все зависит от вашего желания и предпочтений
  • Если ваша основа металлическая или деревянная, то гуашь делать не обязательно. Достаточно нанести на нее воск и сделать изображение
  • Краска наносится мягкой и плоской кистью, чтобы слой был равномерный. Жесткая кисть вредит воску
  • Кисточкой провести достаточно всего лишь раз, чтобы бумага или картон не разбухали
  • Промежуточные слои делаются воском, мелками или желтком, а верхний покрывается гуашью или тушью
  • Чтобы во время выцарапывания не замарать руки, рекомендуется налить в краску немного ПВА клея
  • Когда вы наносите последний слой, чтобы краска не скаталась, нанесите мел сверху

Нанесение рисунка

Это третий и завершающий этап. Здесь ребенок процарапывает любым острым предметом рисунок, который изначально был ним задуман. В качестве инструмента для изображения можно выбрать любой предмет:

  • Палочки для суши. Для рисования ими один конец необходимо заострить. Они легкие и удобные для детских ручек.
  • Обыкновенная шариковая ручка – это более удобный предмет для детей, поэтому ее можно использовать для рисования. Техника граттаж подразумевает использование ручки с закончившейся пастой. Тогда не останется следов, и рисунок будет иметь необходимые тона.
  • Зубочистки можно использовать, но для маленьких детских ручек это не очень удобный предмет для рисунка, выполненного в технике граттаж.
  • Спицы для вязания также подходят для детей более старшего возраста, так как металлическая поверхность этого предмета может скользить в руках, и не очень удобна для использования.

Техника граттаж подразумевает два вида нанесения изображения. Выполнять рисунок можно самостоятельно, придумывая его и выцарапывая. Это очень хорошо развивает фантазию у малыша. Он просто рисует то, что ему хочется, и позволяют имеющиеся навыки.

Можно воспользоваться и готовым эскизом. Для этого на листе бумаге делается заготовка рисунка. Это может быть сделано и взрослым, и малышом.

После подготовки листок с рисунком накладывается на готовую основу, закрепляется скрепками, и ручкой наносят изображение, слегка надавливая по контурам эскиза. В результате этого на картоне становятся видны очертания, по которым ребенок и выцарапывает рисунок.

Таким образом, у ребенка получается картина, которая похожа на гравюру и смотрится очень эффектно.

Для детей техника граттаж очень интересна и полезна, поэтому стоит научить их этому способу изображения.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Виды и особенности граттажа

Граттаж — это интересная и разнообразная графическая техника, которая предоставляет художнику множество возможностей для самовыражения. Готовые произведения могут различаться между собой по следующим параметрам:

  • Типу основы (бумага или картон).
  • Цвету основы (черная, белая, разноцветная).
  • Типу рисунка (линейный или фактурный, с использованием штрихования).
  • Типу используемого в работе инструмента (резака).
  • Типу верхнего слоя (тушь, масляные краски или гуашь).
  • Типу грунтовочного слоя (воск, мел, глина, яичный желток).

Для создания четкого детализированного изображения профессиональный художник использует резаки различных видов: ромбовидные, в форме зубила или ножа. В детском творчестве рисунки могут выцарапываться всевозможными подручными средствами: зубочистками, заостренными палочками, скрепками, гвоздиками.

Шаг второй – нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый – втереть в основу восковую свечу.

Вариант второй – натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий – зажечь чайную свечу (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу восковые мелки, шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Подготовительные этапы рисования

Перед началом работы техникой граттаж необходимо подготовить инвентарь. Для занятия понадобится:

  • картон (предпочтительнее белый);
  • свечка или воск;
  • кисточка (желательно толстая натуральная);
  • восковые мелки;
  • туш или гуашь;
  • кусочек поролона;
  • острый предмет (зубочистки, крючок для вязания, ручка с закончившейся пастой).

Первый этап рисования выполняется ребенком. С помощью цветных мелков или красок картон закрашивается. Сделать это можно одним цветом, а можно разукрасить разноцветными пятнами. Во многом выбор цвета и количество пятен зависит от того, какой рисунок будет выцарапываться.

Поэтому конечный вариант должен быть обдуман еще на начальном этапе.Желательно выбирать контрастные и яркие цвета, которые в дальнейшем будут гармонировать с черным. Если на этом этапе взять цветной картон, то этот этап рисования может быть опущен, так как основа уже имеет необходимый оттенок.

Этот этап можно пропустить, и тогда в результате получится черно-белое изображение, которое также смотрится очень красиво.

Следующий шаг в технике граттаж – это покрытие разрисованного картона воском. Для этого берется обыкновенная свеча или кусок парафина (воска) и натирается вся поверхность

Очень важно это действие выполнить тщательно, и за этим нужно проследить

Последний подготовительный этап – это нанесение гуаши на восковой слой. Здесь есть маленький секрет, который позволяет краске хорошо впитаться и в дальнейшем не тянуться за рукой юного художника и не пачкать его.

В отдельной посуде разведите необходимое количество гуаши с шампунем или мыльной водой.

Подготовленную краску наносим широкой кистью в одном направлении. Гуашь может скатываться. Если такое происходит, то после высыхания первого слоя наносится второй.

Даже если подготовительные процессы осуществляются взрослым, очень важно для детей объяснить, что и для чего делается, чтобы в последующем они сами могли легко и правильно сделать основу под рисунок, выполненный техникой граттаж

История граттажа

История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Пик ее популярности приходится на эпоху раннего Возрождения, до сих пор в разных городах Европы можно встретить дома, декорированные в технике сграффито.

Начало ХХ века ознаменовалось в изобразительном искусстве появлением многочисленных авангардистских течений. Художники активно искали альтернативные формы и средства для творчества, новые возможности для реализации своих идей.

Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано гениальному немецкому авангардисту Максу Эрнсту (Max Ernst). Ему первому в 1925 году при случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы. Уже через год в Париже был напечатан его сборник граттажных рисунков «Естественная история», а чуть позже состоялась первая персональная выставка работ, выполненных в новой технике.

В последующие годы к граттажу в своем творчестве обращались многие выдающиеся деятели авангардного искусства. Они постепенно усовершенствовали эту технику при создании своих смелых новаторских работ.

В наши дни граттаж широко используется в системе детского образования. Но лишь небольшая часть профессиональных художников применяет эту оригинальную технику на постоянной основе в повседневной работе.

Граттаж поэтапно

Нюансы создания рисунка в технике граттаж следует рассмотреть поэтапно на примере композиции «Попугай на ветке».

Сначала лист бумаги закрашивается восковыми мелками разных цветов. Поскольку изображаться будет попугай, то цвета выбираются яркие и контрастные.

Цвета желательно выбирать яркие и контрастные согласно окраске попугая

Далее можно применить небольшую хитрость: взять кусочек бумаги и потереть им поверхность. Это обеспечит плавное перетекание цветов. Однако же иногда резкие цветовые перепады, наоборот, делают изображение более оригинальным. В любом случае не нужно бояться экспериментов.

За счёт растирания цветовые переходы будут более плавными

После этих манипуляций основа густо закрашивается чёрной гуашью или тушью. Для однородности и предотвращения скатывания в краску следует добавить пару капель жидкого мыла. Далее лист бумаги нужно оставить до его полного высыхания.

В краску лучше добавить немного жидкого мыла, чтобы покрытие получилось однородным

Основной контур попугая нужно наметить белым карандашом (простой карандаш также можно использовать — он будет заметен на чёрном фоне). Обозначаются только главные моменты, не стоит мельчить, ведь стереть линии с поверхности будет проблематично.

Карандашом обозначаются только главные очертания, без мелких деталей

После этого ключевые линии рисунка процарапывается острым инструментом, например, зубочисткой. Не нужно давить на бумагу слишком сильно, а так, чтобы только снять чёрный гуашевый слой.

Не нужно давить зубочисткой слишком сильно, ведь сняться должен только чёрный слой

После обозначения основного контура следует прорисовать более мелкие детали, закрасить отдельные фрагменты (то есть удалить чёрный пигмент на довольно большом участке, например, это будет ветка дерева, на которой сидит птица, а также её голова).

После проработки мелких деталей рисунок готов

Граттаж как нетрадиционный способ рисования

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

Рисунки в технике граттаж оригинальны за счёт своей контрастности

Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.

М. Добужинский первым в России использовал граттографию

В современной живописи граттаж также используется, хотя и не слишком активно. Так, истинные шедевры творит американская художница (по происхождению румынка) Кристина Пенеску. Методом процарапывания она очень реалистично изображает животных (картины можно сравнить с фотографиями).

Американская художница кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике граттаж

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector