Психологическая готовность ребенка к школе
Содержание:
- Что должно насторожить родителей?
- Что представляет собой психологическая готовность ребенка к школе?
- Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?
- Особенности ребенка в этом возрасте
- Программа
- Структура
- Советы родителям
- Физическая готовность
- Со скольких лет начинать
- Психологический подход к пониманию готовности ребенка
- Общая характеристика
- Упражнения
- Занятия со специалистом педагогом-психологом
- Интеллектуальная готовность
Что должно насторожить родителей?
Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?
- По проявлениям его детской непосредственности.
- Не умеет слушать — перебивает.
- Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
- Нарушает общую дисциплину.
- Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
- Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
- Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.
Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.
Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:
- Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
- Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
- Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
- Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.
Что представляет собой психологическая готовность ребенка к школе?
Ребенок должен обладать мотивацией к обучению, способностью к регуляции своего поведении, интеллектуальной готовностью, речевым развитием. Если конкретнее, то дети должны уметь заниматься монотонной деятельностью, воспринимать и обобщать знания, различать различные звуки, пополнять словарный запас. У ребенка должна быть в достаточной мере развита память, нельзя упомянуть про процесс мышления, памяти, внимательности.
Часто происходит так, после окончания детского сада ребенок совершенно не подготовлен к обучению к школе. Многие родители перекладывают ответственность за воспитание на учителей, полагая, что именно они смогут обучить дошкольника основам чтения, грамотной письменной и устной речи.
Важно отметить, что появление в нашей жизни мобильных устройств, планшетов, отсутствие полноценного общения с родителями, которые вечно заняты работой, приводит к отсутствию развития речи ребенка. Специалисты считают, что именно в игровой деятельности, в процессе общения происходит развития спонтанной речи, фантазии
Немаловажный элемент психологической готовности к школьному обучению – самооценка ребенка. Она считается и основополагающим показателем развития его личности. Именно адекватная самооценка поможет с выбором в самых разных ситуациях, отношениям с другими людьми. Он будет понимать, какие ценности и стремления являются правильными. Можно построить более гармоничные отношения с окружающими.
В процессе проведения занятий с ребенком важно учитывать принципы безоценочного восприятия, безусловного принятия, важной безопасности и поддержки. Нужно всего лишь:
Нужно всего лишь:
- действительно позитивное подкрепление идеи, ответов и действий самого ребенка;
- использование ошибок в качестве возможности для исследования чего-то нового, неожиданного взгляда на привычные вещи;
- максимальная адаптация к высказываниям и действиям самих детей;
- создание эмоционально благоприятной атмосферы;
- ребенок имеет право делать выбор, принимать решения с возможность своими силами производить контроль собственных успехов.
На занятиях должен учитываться повседневных опыт ребенка
Благодаря этому, дети учатся чувствовать: что с ними происходит на данный момент, по-настоящему важно. Помните, что ребенку еще трудно мыслить категориями, которые относятся к далекому будущему
Нужно ориентировать его на сегодняшний и завтрашний день. Сравнивать детей позволительно только с их прошлыми успехами. То, что осуществляется здесь и сейчас, это и есть самое важное.
Дошкольный возраст – один из самых главных, ответственных периодов жизни человека. Именно до 7-летнего возраста можно заложить в ребенке основы нравственности, выстроить доверительные отношения, которые скажутся на его поведении в подростковом возрасте
Важно упомянуть про формирование наиболее фундаментальных способностей, благодаря которым удастся определить дальнейшее развитие детей
Данный возраст считается насыщенным, благодаря существенным достижениям, которые касаются процесса социализации ребенка
Важно обучить его контролю над своими эмоциями, помочь с развитием мотивационной сферы. Дети могут понять, как овладеть действиями и поведением
Дошкольникам близка позиция «Я и все окружающие».
Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?
На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций
Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.
Особенности ребенка в этом возрасте
Важно понимать, что в дошкольном возрасте ведущая деятельность именно игровая. Через игру ребенок занимается познанием мира, примеряет на себя самые разные роли, которые существуют во взрослом мире
Происходит развитие детской фантазии и воображения. Именно с их помощью можно добиться развития процесса мышления. К 7-летнему возрасту ребенок осознает, что игра – это все же занятие для маленьких детей. Ему важно понять, как наконец проникнуть во взрослый мир, чтобы осознать, насколько все грандиозно устроено. Это позволит встать на следующую ступеньку его психологического и психического развития.
Дошкольник будет прекрасно осознавать, что жизнь взрослых совершенно иная
Ему важно видеть и понимать, что мама не способна сварить кашу понарошку, так как семья будет на самом деле голодной. Не стоит ребенку бояться пробовать совершенно новые вещи
Важно, чтобы значимый взрослый его непрерывно поддерживал, давал проявлять инициативу.
При освоении совершенно новой деятельности, нам важно ощущать веру и поддержку близких. «Я рядом, я помогу, если у тебя что-то не получится»
В этом случае ребенок сможет совершенно спокойно воспринимать возможную неудачу. Он не будет опасаться, что рухнувший домик из кубиков – причина, чтобы не начать исследовать что-то новое. Ребенку очень важно видеть эмоциональную реакцию родителя. Нужно показывать свою радость, если у детей что-то получается. В этом случае у него существенно повышается самооценка, появляется желание новых свершений и достижений.
Представьте себе, что ребенок совершает определенные действия, благодаря игре. Он ощущает азарт, стремится активно тренироваться. Тот же самый процесс касается и учебной мотивации. Он будет стремиться к получению отметок.
Программа
Во многих школах при организации предварительных занятий будущих первоклассников реализуется программа психологической подготовки. Это отличный бонус, так как после неё ребёнок чувствует себя более комфортно в школьном коллективе и показывает хорошие учебные результаты.
Примерная подобная программа «Хочу учиться!», рассчитанная на год (по 2 часа в неделю), продемонстрирует, по какому плану занимается с будущими школьниками психолог.
Если психологическая подготовка будет своевременной и грамотной, ребёнок быстро адаптируется к школе и будет успешен в обучении. Обратная ситуация окажется чреватой нервными срывами, развитием внутренних комплексов и, несомненно, проблемами с успеваемостью.
Вам также может быть интересно:
Структура
Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.
Личностная готовность
Её составляющие:
- Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;
- Сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;
- Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
- Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических(чувство прекрасного), интеллектуальных(радость познания), нравственных.
Умственная готовность
Её составляющие:
- Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений.
- Речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи; становление и развитие различных форм речи(монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя).
- Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность восприятия, использование системы сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий; большая опосредованность памяти и внимания; развитие сенсо-моторной координации и мелкой мотортики.
Волевая готовность
Её составляющие:
- Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение мотивов.
- Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.
Советы родителям
Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:
Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.
Обязательно запишите его в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.
Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать начатое на полпути.
Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам про школьную жизнь.
Предоставьте его больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.
Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки
Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.
Дозировано развивайте когнитивную сферу: память, мышление, воображение, внимание.
Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка — это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
- Уровень биологического развития:
- рост;
- масса;
- работоспособность;
- утомляемость;
- система условных словесных реакций;
- зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении
Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
- ловкость;
- скорость;
- сила;
- скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
- бег;
- прыжки;
- наклоны;
- приседания;
- ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
- держать ручку или карандаш;
- проводить четкие линии;
- перекладывать мелкие предметы;
- складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
- умываться;
- чистить зубы;
- мыть руки;
- пользоваться туалетом;
- одеваться;
- застегиваться и завязывать шнурки;
- следить за своим внешним видом;
- пользоваться столовыми приборами;
- убирать за собой посуду;
- организовывать рабочее место;
- собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
важности быть здоровым;
необходимости беречь здоровье;
режиме дня;
значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
Со скольких лет начинать
Когда должна начинаться психологическая подготовка ребёнка-дошкольника? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые с сомнением ответят, что чуть пораньше — за 1,5-2 года. И наверняка все удивятся, когда услышат мнение детского психолога — с пелёнок.
Но это вовсе не значит, что все первые 6 лет жизнь дошкольника должны состоять исключительно из развивашек и постоянных занятий. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и ступенчатым. Никаких стрессов и перегрузок — иначе к 1 сентября бедный первоклассник потеряет всякое желание учиться.
Рекомендация родителям. Каждый год жизни дошкольника ознаменован развитием какой-либо психической акцентуации. Изучите их. В год, например, надо начинать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнять словарный запас. В 3 — знакомить с окружающим миром. В 4 — заняться его социальной адаптацией. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 это всё надо привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.
Психологический подход к пониманию готовности ребенка
Психологическая готовность ребенка к школе несколько отличается от педагогической – тут нет необходимости сформированности определенных качеств и умений, а лишь наличие предпосылок к их развитию. Получить необходимые новообразования психика может только в процессе выполнения новой деятельности, являющейся основной на данном этапе личностного развития, то есть потребность формирования психологических свойств отсутствует, а существует необходимость оценки ситуации возможности ребенка развить заложенные умения.
Учебная деятельность – определяющая в школьном процессе, поэтому на предшествующем этапе важно формирование интереса и мотивации к усвоению знаний. Наличие живого интереса и любопытства – главные моменты, помогающие достигать высоких результатов
Личная мотивированность ребенка в образовании является той внутренней опорой, которая поможет преодолевать возникающие трудности.
Мотивация эта должна быть очень устойчивой и стать частью внутренней картины мира ребенка, иначе после того, как естественный интерес к новой среде пропадет, возникнут первые трудности, исчезнет и старание, и выполнение требований школы.
Мотивы могут быть социальными и отражать желание нравиться окружающим, достигать нового, стремиться к выбранной профессии. Также это познавательные процессы – удовлетворение естественного для данного возраста любопытства к пониманию, как устроен мир. Социальные аспекты, основанные на потребности одобрения родителей, могут в скором времени дать сбой. А вот если эта направленность основывается на стремлении занять определенное положение (например, быть услышанным в споре с взрослыми), войти в другую социальную группу (общаться по интересам, уровню развития или отделиться от младших детей), тогда мотивация становится устойчивой.
Следующая психологическая составляющая готовности ребенка к школе – это умение ориентироваться в социальных нормах и корректировать свое поведение относительно реакции окружающих. Тут задействуются механизмы социальной иерархии, подчинения, структуризации – многие поведенческие аспекты, не поддающиеся коррекции в семье легко могут быть скорректированы коллективом. Происходит умение выделять главное, отстаивать свою позицию в принципиальных вопросах и подстраиваться по мнению окружающих в нормах, неподвластных изменению.
Поощрение самостоятельности на подготовительном этапе поможет школьнику лучше справляться с требованиями системы. Те дети, за кого все решения принимали родители, а при малейших затруднениях решали задачу вместо ребенка, рискуют оказаться абсолютно беспомощными впервые же дни обучения. Помимо внимательного выполнения инструкций есть большое количество заданий и ситуаций, где ребенку предстоит разбираться самостоятельно и развитие этого навыка заранее позволит окончательно им овладеть.
Эмоционально-волевые аспекты относятся к поведенческим проявлениям психологической готовности. Умение концентрироваться на речи учителя, находиться в определенном классе, сидеть на своем месте, выдерживать временное расписание занятий и перерывов непосредственно связано с уровнем сформированности способности самоконтроля.
Развитие мышления предполагает выполнение аналитико-синтетической деятельности, элементарных речевых и математических заданий. Базовые категории памяти и внимания, активности познавательных и мнестических процессов также относятся в психологической готовности, но их уровень развития можно установить, применив специальные диагностические методики или обратившись за диагностикой к психологу или дефектологу.
Общая характеристика
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:
- морфологических;
- психологических;
- личностных.
Степень их сформированности зависит от:
- правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
- уровня развития его психических процессов;
- социальной среды, в которой малыш воспитывался;
- личностных качеств, которые у него выработались;
- наличия основных универсальных учебных умений.
Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.
Физическая |
Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья. |
|
Психологическая |
Интеллектуальная |
Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию. |
Социальная |
Готовность взаимодействовать с окружающим социумом. |
|
Личностная |
Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника. |
|
Эмоционально-волевая |
Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок. |
|
Специальная |
Основные учебные умения |
По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.
Упражнения
Домашняя подготовительная работа к школе предполагает выполнение упражнений на развитие когнитивных способностей.
Развитие памяти и внимания
Разложите на столе разные вещи (лучше связанные со школьной тематикой — ручку, тетрадь, карандаши, альбом). Когда ребёнок выйдет из комнаты, поменяйте предметы местами или уберите что-нибудь. Вернувшись, он должен сказать, что изменилось.
Развитие воображения
Разложите картинки на школьную тему (как ёжик опоздал на урок, например). Без 5 минут первоклассник должен сочинить по ним связный рассказ.
Развитие мышления
Составьте ряд чисел (от 10 до 25), расположенных хаотически. Предложите дошкольнику вычеркнуть из него определённую цифру (2, например), сколько бы раз она не встречалась.
Развитие речи
Устраивайте праздники школьных вещей. Например, сегодня — праздник шариковой ручки. Расскажите, как она устроена, как работает, какие функции выполняет. Дайте задание сочинить про неё сказку. Так будет пополняться словарный запас, развиваться грамматический строй речи.
Развитие мотивации
Читайте сказки о том, как животным и детям, не посещающим школу, приходится трудно в жизни. И наоборот — как весело и полезно учиться в ней.
Ежедневное выполнение 1-2 упражнений такого рода — отличная психологическая подготовка к школьному обучению.
Занятия со специалистом педагогом-психологом
Подготовка ребенка к школе должна содержать следующие типы деятельности:
- чтение с детьми, обсуждение, рисование, инсценировка, чтение по ролям сказок, участие в пьесах, спектаклях;
- обсуждение чувств и интересов самого ребенка;
- обучению оригами, мозаикам по схеме, по образцу;
- копирование рисунков, узоров, шаблонов;
- работа с загадками, решением ребусов, головоломок;
- развитие пространственного мышления, как отыскать по карте спрятанные сокровища;
- взаимодействие друг с другом через групповые игры, последующее усвоение правил;
- развитие фантазии и воображения;
- интеллектуальные праздники на самые разные темы;
- логические игры с поиском закономерностей, продолжением последовательности, выделением лишних предметов;
- игры с правилами, в том числе, настольные, развивающие игры, благодаря которым общение и игровая деятельность существенно обогатятся. Этот и есть естественный для ребенка способ познания мира, обучения чему-то новому.
Лучше всего, если занятия по подготовке к школе будет проводить педагог-психолог с большим опытом работы. В процессе работы со специалистом должны происходить поддержка и развитие познавательного интереса детей с последующим формированием позитивного настроя.
Интеллектуальная готовность
Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.
Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.