Подготовка к школе
Содержание:
- Как психологически подготовить ребенка к школе?
- Домашняя подготовка детей к школе: развивающие игры
- Что означает готовность к школе?
- Развивающие занятия
- Подготовка к школе: развивающие задания для детей по чтению
- «Предшкольная пора»: год до школы. Подготовка руки к письму
- Что должен уметь будущий первоклассник
- Методики подготовки детей к школе
- Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей
- Как подготовить ребенка к обучению школе
- Правила проведения занятий в домашних условиях
- Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет
- Повседневное участие в подготовке детей к обучению в школе
- Общие рекомендации родителям
- Подготовительные занятия к школе
- Занятия математикой
- Важно
Как психологически подготовить ребенка к школе?
Немаловажным фактором является психологическая подготовка ребенка. Больше всего дети пугаются в школе большого количества людей. Как правило, тяжелее всего приспосабливаются крохи, проходящие домашнее обучение и не ходящие в детский сад.
Объясните заранее малышу, как надо общаться со сверстниками. Постарайтесь чаще бывать на детских площадках, где сын или дочь будут заводить знакомства. Именно общение с новыми людьми первое время может стать самым интересным во всей школьной деятельности.
Если ребенок плохо сходится с окружающими, не идет на контакт, то постарайтесь помочь ему в этом. До школы определите на дополнительные занятия. Например, рисование или вокал, где кроха сможет завести друзей и понять, что не стоит бояться окружающих.
Домашняя подготовка детей к школе: развивающие игры
Домашняя подготовка к школе подразумевает систематические занятия родителей с ребенком
Важно уделять дошкольнику хотя бы несколько часов в день, превращая обыденные дела и обычные совместные прогулки в увлекательные игры. Родителям следует проявить фантазию, найти индивидуальный подход к своему ребенку, действовать, согласно его интересам
Вот всего лишь несколько вариантов совместных развивающих игр с дошкольником:
«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.
«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).
«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.
«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.
«Сказка для бабушки». Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.
Регулярные занятия лепкой, рисованием, игра в пазлы и мозаику увлекут ребенка и, в то же время, поспособствуют развитию мелкой моторики пальцев.
Лепка из пластилина позволяет разработать мелкую моторику
Что означает готовность к школе?
В психологии принято выделять 4 уровня подготовки малыша к первому классу.
Наименование уровня готовности
Краткая характеристика
Физическая
Подразумевается общее состояние здоровья, рост и вес малыша (к 7 годам эти показатели составляют 116-130 см и 21-27 кг для мальчика, 116-125 см и 20-25 кг для девочки).
Интеллектуальная
У ребенка должен быть определенный словарный запас, сформированные умения и навыки.
Личностная
Будущий школьник должен понимать, что в его жизни открывается новая страница, что он приступает к постижению нового вида деятельности
Важно, чтобы ребенок осознавал специфику своего поведения, умел общаться со сверстниками и учителями.
Эмоционально-волевая
Малыш должен уметь ставить цель и прикладывать усилия к ее достижению.. Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться
Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться.
Развивающие занятия
Сами развивающие занятия необходимо построить таким образом, чтобы они были:
- интересные;
- системные;
- разнообразные;
- познавательные.
Например, один день вы лепите из пластилина. На второй день изучаете буквы. Получается, что в раннем возрасте закладывается отношение не только к учебе, но и к познанию окружающего мира.
Напором и усердием, криками и руганью эту познавательную деятельность можно испугать. Поэтому стоит действовать мягко, не давить на ребенка, а предлагать, направлять и тогда у вас получится именно вовлечь в процесс образовательный, а не заставить заниматься. От этого будет зависеть дальнейшая адаптация в школе и успехи.
Подготовка к школе: развивающие задания для детей по чтению
Чтение – одна из самых важных дисциплин. Чем лучше научится ребенок читать, тем легче ему будет учиться в школе. Цель обучения — объяснить ребенку принципы и правила чтения, добиться от дошкольника уверенного прочтения букв, слогов и коротких слов.
План обучения чтению ребенка достаточно прост:
- Заучите с ребенком буквы в таком порядке: все гласные, твердые звонкие согласные, глухие и шипящие согласные.
- Добейтесь быстрого и безошибочного определения букв.
- Научите ребенка читать звуки, то есть произносить уже знакомые ему буквы слитно. Начинайте с простых для прочтения и произношения слогов (на, ма, ла, да) и постепенно переходите к более сложным (жу, ку, гу, фо).
- Переходите к чтению коротких и состоящих из нескольких простых слогов слов (ма-ма, ба-ба, о-ля, кот, дом).
- Каждый день немного усложняйте задание, вводите несколько сложных слов.
- Когда ребенок научится читать слова, переходите к чтению коротких предложений.
- После того, как ребенок научится читать предложениями, можете использовать в обучении различные развивающие задания.
Карточки для обучения чтению
Игра «Найди слово». Предложите ребенку отыскать определенное слово в небольшом незнакомом тексте. Причем сделать это нужно за определенное время (например, за одну минуту).
«Громко, тихо, про себя». Попросите ребенка читать то тише, то громче, то про себя. По вашим указаниям он должен как можно быстрее переключаться от одного вида чтения к другому. Следите, чтобы при этом не менялся темп чтения.
«Слоги на карточках». Напишите на карточках слоги таким образом, чтобы из них можно было составить слова. Попросите ребенка помочь потерявшимся слогам отыскать своих друзей и собраться в слова. Играйте в игру ежедневно, постепенно добавляя новые слоги.
«Гласные – согласные». Пусть ребенок за 30 секунд назовет или напишет как можно больше согласных букв, а затем гласных.
«Ответы на вопросы». Заготовьте несколько простых вопросов по тексту. Предложите ребенку найти ответы на эти вопросы во время прочтения текста.
«Чтение с помехами». Научите ребенка читать независимо от окружающей обстановки. Включайте ненадолго во время чтения музыку или телевизор. Добейтесь того, чтобы ребенок не обращая внимания на изменение звукового фона, продолжал читать.
«Размер букв». Чтение текстов с разными шрифтами не должно быть проблемой для ребенка. Для этого ежедневно предлагайте ему самостоятельно печатать и читать буквы разного размера.
«Слова – перевертыши». Покажите ребенку слова, которые меняют смысл при прочтении их наоборот: «кот – ток», «воз – зов» и т.п. Объясните, что читать всегда нужно слева направо.
«Чтение сквозь зубы». Усложните привычное ежедневное чтение необычным веселым заданием: ребенок должен читать, не размыкая зубы. После прочтения текста, необходимо пересказать его.
«Пропустили букву». Напишите 5 – 10 знакомых ему слов, в каждом из которых пропустите по одной букве. Попросите будущего первоклассника вставить пропущенные буквы в слова.
«Похожие слова». Напишите несколько пар похожих по написанию, но различных по значению слов: «кот – кит», «рука – река», «дом – дым». Попросите ребенка прочитать пары и объяснить значение каждого слова.
«Чтение за минуту». Предлагайте ребенку ежедневно читать «на скорость» один и тот же текст
Обращайте внимание, что каждый день он читает все быстрее и четче, и за отведенную минуту продвигается все дальше. Для наглядности лучше использовать песочные часы
Обучение чтению при помощи кубиков
Иногда у детей возникают сложности при выполнении развивающих заданий по чтению. Это происходит по следующим причинам:
Неуверенность
Чтобы убедиться, что слог или слово прочитано правильно, ребенок перечитывает его несколько раз подряд.
Рассеянное внимание. Дошкольники быстро теряют интерес к скучным, по их мнению, занятиям.
Недостаточная концентрация внимания
Ребенок не может воспринять все слово, а концентрирует внимание только на нескольких первых буквах или слогах.
Маленький запас слов. Незнакомые слова ребенок произносит неуверенно при прочтении.
Плохая память. Ребенок не запоминает буквы, звуки, забывает принцип образования слогов и слов.
Нарушения речевого аппарата, хронические заболевания ЛОР органов (отиты, увеличенные миндалины).
Групповое обучение чтению
«Предшкольная пора»: год до школы. Подготовка руки к письму
Развитая моторика кисти ведущей руки — один из основных параметров школьной зрелости. Ловкость и мобильность руки — это те навыки, которые приобретаются при работе с графическими инструментами. А письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела.
Если наблюдать за первоклассником, который пишет или рисует, то мы увидим, что все его тело как будто задействовано: он весь в движении. Это говорит о высокой нагрузке и о полном погружении ребенка в деятельность.
Структура овладения навыками письма:
- Зрительный и слуховой анализ
- Артикуляция
- Формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента
- Механизмы координации и регуляции движений
Трудности детей при поступлении в школу
Если ребенок испытывает проблемы в усвоении важных навыков, можно подстраховать его — важно просто вовремя узнать, что ему нужна помощь и распознать, в чем именно
Как распознать трудности?
- Недостаточный уровень развития пространственных представлений, неумение ориентироваться на плоскости листа при использовании понятий «вправо-влево».
- Низкий уровень развития мелкой моторики. В этом случае нужно чаще давать ребенку графический материал.
- Недостаточная согласованность движений руки со зрительным контролем.
- Наличие тремора.
- Отсутствие навыков выполнения пошаговой инструкции.
Сегодняшние дети привыкли ко всему разнообразному, яркому, новому. Поэтому их бывает сложно занять чем-то «старым» — тем, что они уже выполняли, или тем, что когда-то не получилось и нужно выполнить повторно.
Если ребенка не вдохновляет «старый» материал, то наша задача — создать такую эмоциональную атмосферу, чтобы ребенок хотел творить, хотел выполнить задание. При оценке деятельности малыша важно воздерживаться от негатива. Можно разбить на части объемный материал или оказать поддержку ребенку
С какими затруднениями часто сталкиваются дошкольники старшего возраста?:
- Низкий темп письма. Может быть связан с тем, что ребенок медлительный, или у него недостаточно опыта.
- Сложности в воспроизведении формы графических элементов.
- Быстрая утомляемость при письме.
- Неровная, «дрожащая» линия при письме.
- Слишком сильный нажим на ручку или карандаш.
- Большое количество помарок и исправлений.
- Зеркальное написание букв и цифр.
- Плохое запоминание конфигурации букв при чтении.
Основные виды движений при письме, которые важно освоить ребенку перед школой:
начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;
различать, понимать, чувствовать, что рука движется в разных направлениях;
фиксировать внимание на правильном направлении движения и одинаковом размере графических изображений.
Перед тем как дать ребенку задания на отработку перечисленных навыков, нужно обязательно проговорить с ним все этапы упражнений
Важно рассказать о направлении, ощущениях, которые будет испытывать рука
Можно начать с небольшой разминки, где чувствуется, как будет двигаться рука
И еще: обязательно обращайте внимание на размер графических изображений. Тем, у кого получаются крупные формы, нужно рекомендовать повторить то же самое, но в уменьшенном виде
А тем, кто привык «мельчить», — наоборот.
«Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».
Перед каждым заданием объясняйте ребенку его цель: что будем делать, для чего и как. При этом используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите. Необходимо убедиться, что ребенок понял инструкцию. Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки».
Не переходите к следующему заданию, если не освоено предыдущее. Помните, что дети лучше запоминают информацию в игровых практиках, но не используйте тактику соревнований между воспитанниками, если занимаетесь с малышами в детском саду. Продолжительность выполнения каждого задания — 3-5 минут. И обязательно научите ребенка расслабляться после каждого движения.
Как надо сидеть при письме?
Стул стоит так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же отстоит на 7-10 см от линии стола. Расположение стула для леворукого ребенка зеркально симметричное. Свет падает слева, у леворукого ребенка — справа.
Что должен уметь будущий первоклассник
В современном мире происходит стремительное изменение образовательных стандартов. Из года в год требования к детям, которые поступают в первый класс, становятся все жестче.
Подготовка ребенка к школе
Согласно сегодняшним требованиям ФГОС, будущие первоклассники должны обладать следующими знаниями и умениями:
- заниматься каким-нибудь делом на протяжении не менее 20 минут;
- находить сходства и различия между предметами и картинками;
- играть в игры, в которых требуется проявлять быстроту реакции, внимательность и сообразительность;
- уметь писать цифры и печатные буквы;
- знать цифры от 1 до 10;
- уметь считать до 10 и обратно;
- понимать арифметические знаки;
- делить геометрические фигуры на части;
- определять где право, лево, верх, низ;
- запоминать до 10 картинок;
- рассказывать стихи, пословицы, скороговорки и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
- читать по слогам;
- отличать согласные буквы от гласных;
- складывать пазлы;
- заканчивать предложения;
- находить лишнее слово из представленной группы;
- раскрашивать рисунки, не выходя за контур;
- уметь пользоваться линейкой и ножницами;
- правильно держать карандаш и ручку;
- уметь из слов составлять предложения;
- по картинкам составлять рассказ;
- слушать и отвечать на вопросы;
- различать в словах звуки;
- знать животных, птиц, овощи и фрукты;
- различать геометрические фигуры и цвета;
- ориентироваться во времени;
- составлять небольшие рефераты;
- отличать неодушевленные предметы от одушевленных;
- называть дни недели и месяца, времена года и явления природы;
- называть свои ФИО, дату рождения, город, адрес и имена родителей.
Кроме всего перечисленного выше будущий первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться и шнуровать обувь, следить за чистотой рабочего места и знать правила поведения в общественных местах.
Важно! Чтобы малыш перед школой обладал всеми необходимыми знаниями и умениями, каждый родитель должен знать все о подготовке ребенка к школе
Что должен уметь будущий первоклассник
Методики подготовки детей к школе
Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:
- Зайцева;
- Монтессори;
- Никитиных.
Методика Зайцева
Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации
Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.
Методика Монтессори
Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори
В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия
Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.
Методика Никитиных
Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.
Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей
Легко и непринужденно развивать речь у ребенка можно при помощи веселых заданий и увлекательных игр.
«Экспромт». Подготовьте 5 – 7 карточек с изображенными на них знакомыми ребенку ситуациями или действиями. Разложите перед ребенком карточки рисунком вниз. Предложите ему выбрать любую карточку и попросите придумать по ней рассказ. Чтобы ребенку было интересно, можно привлечь к выполнению задания других членов семьи и устроить конкурс на лучший рассказ.
«Ассоциации». Покажите ребенку картинку, на которой изображено какое-либо знакомое ему действие (птицы улетают на юг, женщина покупает хлеб, дети идут в садик и т.п.). Попросите ребенка назвать слова, которые ассоциируются у него с изображением на картинке.
Игра в прилагательные. Попросите ребенка образовать прилагательные из предоставленных слов, ответив на вопросы: «какой», «какая», «какое»?
- Свет (светлый, светлая, светлое)
- Дом (домашний, домашняя, домашнее)
- Дерево (деревянный, деревянная, деревянное)
- Железо (железный, железная, железное)
- Снег (снежный, снежная, снежное)
- Песок (песчаный, песчаная, песчаное)
Синонимы и антонимы. Попросите ребенка подобрать похожие и противоположные по значению слова к произвольно взятым прилагательным.
Добиться чистоты произношения звуков поможет регулярное выполнение логопедических упражнений:
«Злая кошка». У ребенка открыт рот, в нижние зубы упирается язык, при этом выгнутый так, как кошка выгибает спину, когда злится.
«Карандаш». Карандаш положите перед ребенком, на уровне его губ, на любую твердую плоскую поверхность. Попросите ребенка установить край языка на нижнюю губу и в таком положении сильно подуть на карандаш. Упражнение считается выполненным, если карандаш покатится.
«Орех». Ребенок упирает язык то в правую щеку, то в левую. При этом рот закрыт, мышцы щек и языка напряжены.
«Змея». Рот открыт. Ребенок выдвигает и прячет язык таким образом, чтобы он не коснулся ни губ, ни зубов.
«Часы». Губы ребенка приоткрыты, улыбаются. Кончик языка касается то правого, то левого уголков губ.
«Зубная щетка». Кончиком языка имитировать действия зубной щетки. Таким образом необходимо «почистить» нижние и верхние зубки, внутри и снаружи
При этом важно, чтобы нижняя челюсть оставалась недвижимой
«Забор». Ребенок 10 – 15 секунд показывает «заборчик» из зубов, как можно шире улыбаясь для этого.
Развивающие задания для речевого развития детей
Как подготовить ребенка к обучению школе
Иногда родителям кажется, что эффективная подготовка ребенка в школе – это занятия в специальных группах под руководством педагога на протяжении нескольких месяцев непосредственно перед поступлением в школу. Такая подготовка важна, и выше уже говорилось о значимости занятий для детей дошкольного возраста в среде сверстников.
Но уровень психического развития нельзя подогнать к нужной планке за несколько месяцев. Даже в дошкольном детстве. Становление будущего школьника опирается на постоянное развитие всех познавательных процессов и способностей ребенка.
Роль игры в подготовке к школьному обучению
Как бы ни удивлялись родители, базовую подготовку к предстоящему школьному обучению дает ребенку полноценная сюжетно-ролевая игра. Психическое развитие в дошкольном возрасте стимулирует игровая деятельность. Она является ведущей деятельностью.
В игре дошкольники развивают воображение и связную речь, учатся логическим обоснованиям, формируют внутренний план действий, развивают аффективно-потребностную сферу. Каждый из перечисленных компонентов важен для успешного принятия роли ученика.
В сюжетно-ролевых играх дети учатся управлять своим поведением, придерживаться правил, поступать в соответствии с ролью. И в школе без этого никак. Маленькому ученику придется внимательно слушать учителя, сосредоточенно выписывать неподдающиеся буквы и выполнять множество других заданий, которые требуют волевых усилий.
Основы интеллектуальной подготовки
Касательно интеллектуальной подготовки, важно систематически заниматься с детьми, чтобы развивать логическое мышление и речевые навыки. Ориентиры следующие:
- Интеллектуальный уровень перед поступлением в школу должен быть таким, чтобы ребенок умел анализировать и обобщать. Необходимо учить ребенка находить существенные признаки, по которым объекты можно объединить в группы, или исключать лишнее. Примеры заданий приведены в статье о развитии словесно-логического мышления.
- Речевое развитие ребенка должно обеспечивать связное выражение им своих мыслей. Для этого нужно постоянно пополнять словарный запас, разъяснять ребенку значение новых слов, корректировать его высказывания в соответствии с грамматикой.
Эффективной подготовительной базой является чтение сказок и других детских произведений. Пока ребенок в состоянии только слушать, полезно вместе пересказывать сюжет, рассуждать о поступках героев, фантазировать об ином развитии событий. Но уже в 4-5 лет вполне доступно научить читать малыша. А это и прогресс в развитии, и актуализация познавательных мотивов.
Такая подготовка к школе нужна ребенку
С одной стороны, она естественна для любой семьи, где уделяют внимание развитию детей. И с другой, она аналогична тому же подходу, какой применяют психологи и педагоги, готовя дошкольников к обучению в школе
Правила проведения занятий в домашних условиях
Чтобы подготовить ребёнка к школе самостоятельно, составьте план учебных занятий. Можете приобрести настоящий дневник, в котором будет реальное расписание уроков.
Заполните для себя этот дневник, а также выставляйте малютке оценки. Они могут быть в виде смайлов различных цветов – это очень понравится крохе, и простимулирует его заниматься усерднее.
Также делайте перерывы в образовательном процессе, во время которых можно сделать гимнастику для глаз или выполнить несколько физических упражнений.
Чтобы приучить кроху к порядку, просите его складывать книжки, ручки, тетради после урока.
Подготовка к школе включает не только обучение счёту, чтению и письму
Важно научить малыша соблюдать распорядок дня, быть усидчивым, вежливым, внимательным, дружелюбным
От того, насколько позитивным и уверенным в себе будет ребёнок, зависит успешность его социализации. В первые дни будет нелегко, но постепенно ребёнок привыкнет и полюбит ваши совместные занятия.
Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет
Ясно, что для того, что-бы подготовиться к школе недостаточно просто выучить цифры и буквы
Важно всесторонне развивать ребенка, чтобы он мог общаться с одногодками на нужном уровне, но как правильно подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет и при этом не отбить желание учиться?. Зная что-то интересное будет намного легче хорошо зарекомендовать себя среди одноклассников
И наоборот: будучи слабо подготовленным в этом плане, ребенок может стать аутсайдером в коллективе. Конечно детям, из дошкольных учреждений легче привыкнуть к школе, чем тем, у кого эта подготовка проходит дома. Но если Вы все-таки приняли решение готовить ребенка к школе в домашних условиях, предлагаем Вашему вниманию наши рекомендации по этим занятиям
Зная что-то интересное будет намного легче хорошо зарекомендовать себя среди одноклассников. И наоборот: будучи слабо подготовленным в этом плане, ребенок может стать аутсайдером в коллективе. Конечно детям, из дошкольных учреждений легче привыкнуть к школе, чем тем, у кого эта подготовка проходит дома. Но если Вы все-таки приняли решение готовить ребенка к школе в домашних условиях, предлагаем Вашему вниманию наши рекомендации по этим занятиям.
Повседневное участие в подготовке детей к обучению в школе
Безусловно, начальный багаж знаний ребенок получает от своих близких
Еще раз подчеркнем, что многие родители уделяют большое внимание развитию интеллектуальных способностей ребенка: постоянно расширяют его знания об окружающем мире, решают логические задания, учат читать и считать, поощряют рассуждения
Все это способствует развитию познавательной мотивации дошкольника. И, как правило, дети с высоким интеллектуальным уровнем хотят идти в школу учиться.
Что касается стандартных семейных условий, то нельзя сказать, что родители уделяют пристальное внимание формированию у своих детей интереса к школьному обучению. Чаще эта задача перекладывается на сторонние плечи
Так как познавательная мотивация и интерес к школе зарождаются не в один момент, а исподволь, взрослым необходимо прикладывать хотя бы малейшие усилия.
В постоянном общении со своими детьми родители могут использовать элементарные приемы, способствующие формированию готовности к школьному обучению.
Полезно проводить занятия, задавая ребенку образец действий и ставя перед ним задачу самостоятельного выполнения. Это будет способствовать формированию произвольности поведения на любом этапе дошкольного детства. Например, выложив слово из счетных палочек, предложить ребенку повторить. Перечисляя несколько предметов, принадлежащих одной группе (фрукты, мебель, транспорт), побуждать дошкольника дополнить ряд.
Способствовать развитию внимания ребенка, применяя несложные упражнения
Приучать сосредотачивать зрительное и слуховое внимание можно и во время прогулки, и при чтении книг.
Уделять внимание развитию мелкой моторики
В школе на детские пальчики сразу же наваливается большая нагрузка – каждый день им предстоит писать буквы и цифры
Чтобы быть готовым к этой нагрузке, необходимо как можно чаще заниматься лепкой, рисованием, собирать мозаики и конструкторы с мелкими деталями.
Важно хвалить ребенка за проявление познавательного интереса, за увлечение полезным занятием.
Чего ни в коем случае нельзя допускать взрослым, хотя это нередко наблюдается в семьях:
- Не допустимо приструнивать расшалившегося малыша, не очень-то желающего заняться познавательным делом, словами «Вот пойдешь в школу, там нужно заниматься, а не бегать».
- Нельзя затягивать урок, переутомляя детскую психику и вызывая этим у дошкольника отторжение регламентированных занятий.
- Нельзя заставлять дошкольника выполнять задание, если оно вызывает отрицательные эмоции.
В основе психического развития ребенка лежит потребность в новых впечатлениях. У детей произвольные действия отличается непосредственностью и импульсивностью: появилось новое желание – оно немедленно должно быть удовлетворено. Поэтому произвольность дошкольника имеет импульсивный характер, что не сочетается с длительным удержанием внимания на каком-либо процессе. Нет вины ребенка в том, что ему еще непосильны даже 15-минутные занятия.
Если родители будут придерживаться изложенной в данной статье практики, они внесут существенный вклад в формирование психологической готовности к школьному обучению у своего ребенка. И старший дошкольник переступит порог школы с удовольствием, интересом и тягой к получению знаний.
Общие рекомендации родителям
Сейчас используются инновационные формы подготовки детей к школе в детсадах, в кружках, в самой школе. Однако влияние самих родителей на воспитание малышей очень велико. Здоровье крохи, такие его состояния, как эмоциональные, психологические — подготовка ребенка к школе должны учитывать все эти моменты. Атмосфера семьи формирует психоэмоциональное состояние.
В случаях, когда ребенок гиперактивен, легко возбудим, необходима консультация для родителей совместно с малышом у психолога и педиатра. При подготовке ребенка к школе советы родителям, данные педиатрами, психологами, позволят добиться оптимального результата.
Занятия с детьми проводить только в игровой форме. Таким образом у детишек будет сформирован интерес к накоплению знаний. Задания по подготовки детей к школе должны заинтересовать непосед.
По времени занятия не должны длиться более 15 — 20 минут для крохи 5 — 6 лет. Длительность упражнений, занятий зависит от возраста малыша, а также его физического состояния. Если кроха болен, капризничает, то занятия лучше просто перенести на другое время.
Чередуйте различные виды занятий. Между изучением цифр и букв обязательно устройте маленький урок физкультуры или рисования. Устраивайте физминутки, короткие разминки во время занятий. При долгом сидении на одном месте у детишек увеличивается нагрузка на позвоночник, возникает чувство усталости. Если чадо жалуется на боль в спине, необходима срочная консультация для родителей у ортопеда.
Для занятий лучше всего использовать учебные пособия с яркими материалами. Книги для чтения должны быть с красочными четким иллюстрациями. Сложность материала должна расти постепенно, по мере освоения предыдущей темы.
Подготовительные занятия к школе
Проводить образовательные занятия с сыном или дочерью необходимо ещё с раннего возраста. Идеальным вариантом станет постепенное приучение к образовательному процессу.
Уже с 2-3 лет можно усаживать ребенка и просить его порисовать вместе с вами, поучить буквы или цифры. При этом, подготовку стоит проводить ненавязчиво так, чтобы не испугать своего малыша.
Определенный набор знаний дети получают в садиках. Однако его недостаточно для того, чтобы с ним отправиться в школу. Необходимо укрепить все полученные знания и для этого подойдет как домашний репетитор, курсы, так и занятия с родителями.
Раньше абсолютно все дети занимались вместе со своими родителями. Сейчас подобная практика отходит на задний план, все чащи взрослые прибегают к помощи специальных детских центров или репетиторов.
Курсы подготовки к школе
В настоящее время пользуются огромной популярностью курсы, помогающие подготовиться к школе. Среди столь широкого ассортимента, пожалуй, легко растеряться. Многие взрослые основывают свой выбор на ценовой политике той или иной школе, отдаленности от дома.
На самом деле, основные критерии, по которым следует выбирать – методика, по которой происходит обучение и педагогический состав.
Самым лучшим и идеальным вариантом станет отправиться на курсы подготовки при той школе, в которую вы пойдете с ребенком. Это поможет вам заранее подготовиться с классным руководителем (как правило, именно они и проводят такие занятия).
Кроме того, вы будете уверены, что перед вами квалифицированный педагог с настоящим дипломом. Дополнительным преимуществом станет и невысокая цена. Ребенок быстрее адаптируется в школе с начала учебного года, ведь в неё он попадет гораздо раньше.
Что же касается негосударственных школ и курсов, то здесь вопрос гораздо сложнее. Необходимо подобрать ту школу, которая будет обладать проверенной лицензией, хорошим педагогическим составом и иметь за плечами немалый опыт работы.
Дошкольный репетитор
Хорош тем, что занимается лишь с одним учеником. Как правило, репетиторы приходят на дом к своим ученикам. Соответственно, ребенка не придется никуда возить. Знания усваиваются в большом объеме, ведь учитель занимается лишь с одним ребенком.
Однако за таким способом есть и свои минусы. Малыш не учиться быть в коллективе, общаться со сверстниками и понимать, как необходимо себя вести в школе.
Дошкольный репетитор подойдет в качестве дополнительной или усиленной меры подготовки к школе. Но все же идеальным вариантом может назвать специализированные курсы, где царит атмосфера школы, к которой необходимо приучаться ребенку.
Занятия математикой
- хорошо начинать эти занятия со счета простых, привычных предметов, таких как игрушки, конфеты, фрукты. Позже можно постепенно перейти на счетные палочки или специальные карточки. Учитесь считать целыми числами;
- эффективно изучать цифры парами. Например, 1 и 2, 5 и 6. Так ребенку будет легче понять, что если к пяти яблокам прибавить одно, то получится шесть яблок. За один урок нужно изучать одну числовую пару, а в начале следующего повторить изученное и только тогда приниматься за новые числа.
- •чтобы заинтересовать ребенка геометрией, можно изучать геометрические формы на примере печенья. Сегодня в магазинах Вы найдете и квадратное, и круглое, и треугольное печенье.
- когда простые фигуры изучены, можно приниматься за их чертеж с помощью линейки;
- все перечисленные виды деятельности полезно чередовать между собой.
Важно
Основной ведущей деятельностью дошкольника является игра. Об этом не следует забывать взрослым, которые хотят заниматься с детьми. Именно играя, малыши наиболее полно усваивают новые знания, причем это происходит добровольно. Во время игры у ребят велика заинтересованность в результате, они не устают даже от большого объема информации. Используйте в своей деятельности различные игры и игрушки. Учитывайте при этом предпочтения вашего малыша.
А также малыш учится мыслить, выстраивать логические цепочки, развивает мелкую моторику.
Процесс обучения должен быть организован по всем направлениям. Учите кроху четко выполнять поставленную перед ним задачу. Во время занятий обязательна смена вида деятельности и небольшой перерыв для отдыха. Повторять изученный материал необходимо постоянно, до тех пор, пока малыш все хорошо не запомнит.
Такие занятия помогут вам подготовить свое чадо к обучению в школе.
Одно из занятий по развитию внимания вы можете увидеть в следующем видео.
Занятие по развитию памяти смотрите далее.