Общее недоразвитие речи (онр)

Характеристика особенностей развития патологии

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики

Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание

Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.

При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.

У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.

У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.

Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.

Лечение и коррекция

На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

Принципы коррекции:

Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.

Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.

Устранение аграмматизма.

Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики.

Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.

Повышение уровня понимания чужой речи.

Педагог может использовать инструкции, чтение, игры

Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием

Развитие внимания, памяти, концентрации.

Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.

Развитие коммуникативных навыков.

Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.

В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.

Задачи Методы коррекции, упражнения Варианты игр
Формирование слухового внимания Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку».
Развитие зрительного внимания Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу),
«Чего не стало».
Расширение словарного запаса Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин».
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии).
Коррекция грамматических нарушений в речи Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл).
Отработка навыков словообразования Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел).
Развитие мелкой моторики Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка).
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний).

Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.

Группы общего недоразвития речи

Согласно Т.В. Тумановой, ОНР нужно рассматривать как нарушение многомодального типа. Оно проявляется на разных уровнях организации речи. При ОНР в структуре дефекта можно отметить плохую сформированность речевой деятельности и других функций психики.

Специальные исследования показали, что у ОНР существует большое клиническое разнообразие. Можно выделить три группы ОНР.

Первая группа – это несложный вариант нарушений речи, который включает в себя признаки ОНР. У дошкольников с этим вариантом не наблюдается каких-либо локальных дефектов в работе ЦНС. Анамнез этих дошкольников обычно не содержит патологических проблем в беременности и родах. И только иногда можно обнаружить неявный токсикоз во время беременности и непродолжительную асфиксию.

На постнатальном этапе у этих дошкольников иногда наблюдалась озлобленность, частая заболеваемость. С точки зрения психологии эти дети имеют эмоциональную незрелость, нарушена их волевая сфера, плохо сформирована их регуляция произвольной деятельности.

У дошкольников с первой группой ОНР можно наблюдать дефекты в движениях пальцев руки, они испытывают затруднения в динамической организации моторики.

У детей со второй группой наблюдается более сложный вариант общей недостаточности речи. Эти дети обладают более проблемной симптоматикой. Часто дефект развития речи сопровождается неврологическими заболеваниями или даже психопатическими.

У этих дошкольников не только ЦНС находится в незрелом состоянии, но и наблюдаются грубые повреждения некоторых мозговых структур. Для этих детей также характерны дефекты гнозиса и праксиса.

То, что волевая и эмоциональная сфера у дошкольников этой группы незрелая, проявляется в том, что их эмоции носят достаточно поверхностный характер. У них недостаточно сильно развиты волевые процессы. У этих дошкольников помимо нарушений в письме и чтении можно выявить трудности в овладении терминами «число», «счет» и т.п.

Существует еще одна группа детей с ОНР – третья. У них наблюдается алалия, в частности моторного характера.

Сегодня этиологию алалии соотносят с дефектами в речевых зонах обоих полушарий. У дошкольников, имеющих моторную алалию, наблюдаются сложные нарушения речи. Согласно проведенным многочисленным исследованиям, у этих детей заметны не только локальные дефекты коры мозга, но и поражения некоторых подкорковых мозговых систем.

Более того, если подробно изучать дошкольников с ОНР, то можно заметить, что эта группа очень разнородная по степени выраженности речевых дефектов. Поэтому у них можно выделить дополнительных три подгруппы, основанные на уровнях развития речи.

Комплексное коррекционное воздействие

Педагогический подход к исправлению ОНР — процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий. К коррекционному воздействию может добавляться медикаментозное лечение. Здесь участие должен принимать невролог. Специальные учреждения, центры своей целью ставят исправление недостатков развития интеллектуальных функций и коррекцию недостатков коммуникативных навыков.

Причины общего недоразвития речи

Обычно причинами развития данной патологии являются различные провоцирующие факторы, которые могут воздействовать на организм ребенка в различные периоды его жизни.

К таким факторам относят:

  • наследственная предрасположенность — вероятность развития ОНР возрастает, если у родителей имеются гормональные расстройства, психические заболевания, умственная отсталость, резкие нарушения метаболизма;
  • проблемы во время беременности — резус конфликт организма матери и плода, вирусные заболевания матери, угрозы выкидыша, падения на живот, наличие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, табакокурение), сильные стрессы, прием некоторых лекарственных препаратов во время беременности;
  • осложнения при родах (затяжные или слишком быстрые роды, кесарево сечение, асфиксия плода, механические травмы, полученные малышом во время прохождения по дыхательным путям и так далее);
  • некоторые болезни, перенесенные ребенком в первые годы жизни (менингит, пневмония, дизентерия, хронический отит, ушибы и сотрясения мозга, интоксикация организма в результате отравления и ряд других);
  • влияние социальных факторов (раннее начало изучения второго языка, неправильное воспитание, сильные длительные стрессы, психические травмы, плохие бытовые условия и так далее).

В чистом виде ОНР наблюдается нечасто. Обычно заболевание сопровождается нервно-психическими нарушениями, а также соматическими проблемами.

Неполноценная речь или ее полное отсутствие оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, формирование его коммуникативных навыков, интеллекта.

Причины

Формирование ОНР может произойти под влиянием различных факторов. Нередко причина кроется во внутреннем воздействии, когда нарушения произошли еще во время беременности или родов. Это относится к следующим факторам:

  • ранний токсикоз;
  • инфекционные заболевания у женщины;
  • наличие вредных привычек (в том числе во время кормления грудью);
  • резус-конфликт;
  • перенесенное переливание крови;
  • предшествующее лечение от бесплодия (особенно если до беременности прошло мало времени);
  • перенесенные ранее аборты;
  • родовая травма, осложнения во время родов;
  • слишком юный или зрелый возраст женщины;
  • гипоксия плода;
  • порок развития;
  • наследственные патологии.

Выделяют также внешние причины ОНР, то есть определенные условия роста и развития человека:

  • ослабленный организм из-за различных патологий: нарушенного вещественного обмена, астении, поражений внутренних органов, рахита, заболеваний ЦНС, тяжело протекающих болезней;
  • обстановка в семье: эмоционально-отрицательный уровень, психические травмы, продолжительное расставание с близкими людьми, наличие любого нервно-психического заболевания или травмы;
  • наличие речевых нарушений у людей в зоне постоянного общения: нечеткость произношение, нарушение темпа, заикание, подражание детскому лепету;
  • отсутствующее речевое общение на первом году жизни – некоторые считают, что ребенок их еще не понимает, поэтому и разговаривать с ним не надо.

Причины ОНР

Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • асфиксия, гипоксия;
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • нарушения в центральной нервной системе;
  • травмы головы малыша в первые его годы жизни;
  • влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
  • депривация.

Важны также и социальные причины. Это могут быть недостаточное общение с ребенком. Часто такая форма ОНР встречается у детей, проживающих вместе с родителями, имеющие проблемы со слухом

Заметно влияет на речевые навыки внимание взрослых к нему, должно уделяться много времени.

Патогенез

ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

  • фонетико-фонематическую;
  • грамматику;
  • лексическую;
  • семантику.

ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

Таким образом страдают речепроизношение и ее восприятие. Если имеются анатомические пороки, недостаточность развития речевого аппарата, происходит распад слоговой структуры слов, нарушается лексико-грамматическая основа высказываний.

Симптомы общего недоразвития речи

При ОНР ребенок начинает говорить поздно. Первые слова можно услышать только на 3-4 году, а иногда и еще позже. Характерно понижение активности речи – она малопонятна, неправильно оформлена в фонетическом и грамматическом смысле.

Неполноценная речевая деятельность отрицательно сказывается на других способностях и навыках – внимании, памяти, мыслительных операциях, познавательной деятельности. Пациенты с ОНР часто отличаются плохо развитой моторикой и координацией движений.

Клинические особенности патологии связаны со степенью развития речи. Первый уровень ОНР отличается отсутствием фразовой речи. Дети общаются с помощью лепета и предложений из одного слова, подкрепляя их мимико-жестикулярным языком, который нельзя понять в отдельности.

Для патологии этого уровня характерна резкая ограниченность запаса слов. Обычно прибегают к отдельным обиходными словам и звуковым комплексам, подражают звукам. ОНР отрицательно отражается также на импрессивной речи, поэтому многие слова и грамматические категории ребенку недоступны.

Для патологии 1 уровня характерны также следующие особенности:

  • грубо нарушенный слоговый состав слова – воспроизводится только звукокомплекс из 1-2 слогов;
  • неразборчивое звукопроизношение;
  • невозможность произношения многих звуков (неустойчивость в произношении);
  • зачаточный уровень фонематических процессов – грубое расстройство фонетического слуха, фонематический анализ не доступен.

ОНР 2 уровня также подразумевает использование жестов и лепет, но вкупе с простыми предложениями в 2-3 слова. Наблюдаются также следующие особенности:

  • бедность и однотипность высказываний;
  • качественный и количественный состав словаря отклонен от нормы – непонятны значения многих слов, на фоне чего происходит их замена доступными словами;
  • проблемы с грамматическим строем речи – неправильное применение падежей, предлогов, грамматических чисел, затруднения с согласованием основных грамматических категорий;
  • многочисленные искажения в произношении звуков, замены и смешения фонем;
  • выраженное нарушение способности восприятия звукового состава слов;
  • недоступность звукового анализа и синтеза.

Для ОНР 3 уровня характерна развернутость фразовой речи, но сложные предложения строятся с трудом, потому они мало применяются. Выделяют также следующие особенности:

  • сложные грамматические формы и логические связи понимаются и усваиваются трудно;
  • словарный запас достаточно объемный – используется большинство частей речи, но предпочтение отдается существительным и глаголам;
  • предметы называются неточно;
  • грамматический строй речи ошибочен – это затрагивает предлоги, окончания в соответствии с падежом, ударения, согласованность частей речи;
  • нарушение (менее выражено) произношения звуков и восприятия звуковой структуры слова.

ОНР 4 уровня характеризуется специфическими проблемами в произношении звуков и повторении слов, имеющих сложную слоговую структуру. Такая степень патологии выражается и другими особенностями:

  • низкий уровень восприятия звуковой структуры слов;
  • ошибки при образовании и изменении слов;
  • достаточно богатый запас слов, но знание и понимание значений некоторых из них отсутствует;
  • затруднено построение логической цепочки событий – пропуск главных моментов, повтор уже сказанного, остановка на второстепенных элементах.

Характеристику патологии и описание симптоматики каждого ее уровня дает логопед Светлана Зябликова:

Коррекция

Для обучения грамоте детей с ОНР первостепенной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Если удалить основное препятствие, успеваемость непременно возрастет.

Коррекция ОНР производится посредством проведения курса упражнений:

  • Крохе завязывают глаза или отворачивают, прячут что-нибудь со стола. Задача – найти спрятанный предмет и верно назвать его.
  • Заучивать стишки и потешки наизусть.
  • Показать вещь в книжке с картинками.
  • «Съедобное-несъедобное»: кидается мяч, произносятся наименования еды вперемешку с другими словами. Если названный объект съедобен – мяч ловится, иначе откидывается назад.
  • Складывать в ящичек предметы определенного типа: все квадраты, всё зеленое, игрушки в форме животных и т.д.
  • Изображение диких зверей с проговариванием их свойств. «Покажи зайчика. Он скачет вот так – прыг-скок. У зайки длинные уши – покажи мамуле, какие ушки у заеньки».
  • Артикуляционная гимнастика – вращение язычком, разжатие и сжатие губ.
  • Проговаривание скороговорок на проблемные звуки.
  • Пальчиковое и стандартное рисование.
  • Полезен и массаж лицевых мышц. Его лучше проводить у опытного логопеда.

Будет ли лечение ОНР успешным, зависит от коллективных и последовательных усилий врача-логопеда, педагогов и, в первую очередь, семьи. Любовь и искренняя поддержка – лучшее лекарство, помогающее подчас сильнее всего. Не держите наследника «на коротком поводке», давая социализироваться – и, поверьте, проблема вскоре решится.

Диагностика

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.

если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

Принципы терапии

Коррекция и лечение данной патологии проводится несколькими специалистами, которые используют различные методы и методики:

  • Начинать работать логопеду следует с развития понимания речи окружающих.
  • Постепенно накапливать средства общения (увеличение словарного запаса, расширение значений слов, формирование правильного звукопроизношения).
  • Усвоение различных форм общения.

Коррекционная логопедическая работа должна сочетаться с сопутствующим лечением – приемом лекарственных препаратов, физиотерапией, которые будут способствовать и стимулировать созревание центральной нервной системы.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике, так как тренировка мышечного тонуса пальцев рук способствует активизации центров головного мозга, ответственных за речь. Доказали свою эффективность пальчиковая гимнастика, игры со льдом, с тестом, наждачной бумагой, контрастные ванны для рук, аппликатор Кузнецова и др

Благоприятный прогноз в том случае, когда патология выявлена вовремя и начато своевременное лечение и логокоррекционное воздействие. Если же родители не заинтересованы, то последствия будут печальными.

Методика Т.А. Ткаченко

Т.А. Ткаченко разработала методику преподавания грамоты дошкольникам, страдающим ОНР. В ней за основу взята принятая всем сообществом исследователей последовательность освоения букв и звуков, предложенная Г.А. Каше. Грамота при этом осваивается в течении двух лет: начиная в старшей группе и заканчивая подготовительной.

На первых этапах коррекционной практики дети дошкольного возраста, страдающие ОНР, получают ясные представления обо всех звуках, формируется способность их анализа и синтеза.

На втором году проводится работа по следующим направлениям:

  • на первых же занятиях дети работают с буквенным изображением осваиваемых звуков, что помогает более быстр запоминать их;
  • ведется работа по освоению структуры слов, которая проводится с помощью синтеза и анализа звукобуквенного состава;
  • дети учатся читать по слогам;
  • буквы называются в соответствии с тем, как произносятся звуки.

Стоит обратить внимание на авторскую программу по работе с шестилетними детьми, страдающими ОНР, разработанную Т.Б. Филичевой

Эта методика предполагает активное использование материалов звуков, которые предварительно отрабатываются в произношении.

Основой этой программы является определенная последовательность работы с буквами. Эта последовательность, в свою очередь, основана на артикуляционной сложности в произношении. Обучение распределяется на периоды.

Период первый: развитие готовности к усвоению грамоты.

Период второй: первые занятия по обучению грамоте. Дети знакомятся с гласными буквами. Также они изучают согласные буквы. Учатся из разрезной азбуки складывать слоги. Учатся анализировать и синтезировать звуки. Учатся преобразовывать слова с помощью добавления разных звуков, их перестановки и чтения.

Период третий: изучение грамоты. Нужно расширять объем изучаемых букв и звуков более сложными. Дети учатся проводить работу со словами, в которых наблюдается стечение согласных. Они выполняют задания по определению того, какая буква пропущена в слове.

Они учатся читать слоги, составлять слова, переходят к слитному чтению, объяснению смысла прочитанного. Также они учатся разделять предложения на слова, определять их количество и порядок.

Содержание изучения грамоты основано на выполнении множества упражнений, которые имеют увлекательную игровую форму и содержат элементы соревнования.

Главное отличие системы преподавания грамоты дошкольникам, страдающим ОНР – это то, что процесс начинается во втором квартале средней группы.

Согласно Н. В. Нищевой ,детей учить грамоте нужно с подготовительной группы. Уже в этот период нужно выучить с ними весь алфавит русского языка.

Дети с ОНР уже в среднем дошкольном возрасте могут читать слова, которые состоят из двух слогов открытого типа.

Процесс изучения грамоты распределен согласно кварталам. Звуки изучаются одновременно с буквами, которые им соответствуют.

Во время всего периода обучения формируются навыки фонематического анализа.

Сегодня все описанные выше методики преподавания грамоты дошкольникам с ОНР широко применяются логопедами в нашей стране.

Оцени-ка страничку!

Диагностика

Определить ОНР 3 уровня у ребенка 3 лет сложно. Обычно диагноз устанавливается на ПМПК в возрасте 4-5 лет, когда задержки развития речи выражены более ярко. Но работа консилиума обязательно строиться на дифференцированном подходе

Важно учитывать наличие заболеваний у ребенка, например, тугоухость, ЗРР, олигофрению

В процессе диагностики комиссия из психиатра, невролога, логопеда и воспитателя ДОУ может использовать следующие методы исследования всех сторон развития речи ребенка:

  1. Ответы на вопросы.

Ребенок может выполнять задания по картинки, описывая ее, или отвечать на вопросы специалистов напрямую.

  1. Выполнение задания по инструкции.

Проверяется понимание речи, словарный запас, уровень развития моторики, если задание направлено на действие руками.

  1. Проговаривание скороговорок, чистоговорок.

Диагностируются артикуляционные умения.

  1. Проверка кругозора, уровня развития интеллекта.

Педагоги задают вопросы о времени года, дне недели, возрасте ребенка, родителей, месте его проживания, просят классифицировать предметы, убрать лишнее. Такие тесты необходимы для оценки уровня общего развития ребенка и исключения умственных задержек.

  1. Задания на проверку устной речи.

Дошкольника могут попросить рассказать сказку или описать вчерашний день в саду

В момент говорения, логопеды, неврологи обращают внимание на особенности слоговой структуры слов, которые употребляет малыш, сложность предложений и фраз, способность сохранять последовательность повествования

Заседание ПМПК — необходимая процедура для помещения ребенка в специализированную логопедическую группу детского сада, составления индивидуальной программы занятий по лечению ОНР. Диагностика проводится в присутствии родителя или опекуна. С собой желательно иметь характеристику из ДОУ или от логопеда.

Родителям рекомендуют посетить невролога, психиатра в поликлинике, чтобы установить причину недоразвития речи, получить медикаментозное лечение и другую терапевтическую помощь. При наличии показаний может потребоваться дополнительное аппаратное исследование: МРТ мозга, ЭЭГ.

Уровни ОНР

Работа с логопедом

Для детей с общим нарушением речи характерно отставание в произношении первых слов. Обычно отклонения становятся заметными к 4 годам. Но в некоторых случаях дефект проявляется к 5-летнему возрасту. Ребенок неразговорчив, нечетко произносит слова и путает звуки. Из-за таких признаков возникают проблемы с памятью. Познавательная деятельность плохо развивается. Мыслительный процесс затрудняется. У некоторых детей могут возникать патологии с координацией движений.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Уровни ОНР зависят от способностей ребенка к формированию и произношению предложений. Определить степень речевого расстройства способен логопед.

Дети с 1 уровнем ОНР

Словарный запас ребенка ограничен. Он не способен составить предложения. Для общения использует лепет. Предложения состоят из одного слова и могут быть дополнены жестами. В некоторых ситуациях смысл сказанного непонятен взрослому.

Выделяют еще такие признаки:

  • недоразвитие импрессивной речи (ребенок не понимает значение многих слов);
  • неправильное построение слова;
  • нарушения в произношении звуков;
  • фонематические отклонения.

Дети с таким диагнозом склонны к звукоподражанию. Они стараются заменять сложные слова на более легкие, состоящие из простых слогов.

2 уровень ОНР

Такие дети общаются более развернуто. Они способны составлять простые предложения, в которых задействованы 3 слова. Но высказывания схожи между собой и просты. Таким образом они могут лишь указать на предмет или что-либо попросить.

Словарный запас намного меньше, чем у сверстников с нормальным развитием речевых умений. Также он отличается и качественной характеристикой. Ребенок не понимает многие слова. Поэтому заменяет их близкими по смыслу.

Наблюдаются нарушения в грамматическом построении слов. Возникает путаница с падежами, множественным и единственным числом. Ребенок неправильно согласовывает морфологические и синтаксические конструкции.

Произношение звуков смешанное и нечеткое. Трудно выговариваемые буквы заменяются на более легкие. Фонематическое восприятие практически не сформировано.

3 уровень ОНР

Ребенок с таким диагнозом может построить простое предложение и общаться фразами. Он способен понимать смысл сказанного в свой адрес. Трудности возникают с усвоением грамматических конструкций предложения. Наблюдается недоразвитие логических связей (пространственных, причинных, временных и других).

Словарный запас в этом случае более совершенен. Ребенок может применять в разговоре все части речи. Но больше склонен говорить существительными и глаголами. Неправильное произношение окончаний слов сохраняется. Названия некоторых предметов не соответствуют действительности.

Звукопроизношение и фонематическое восприятие оформлены немного лучше, но ошибки допускаются.

4 уровень ОНР

Детям с таким видом нарушения трудно выговаривают слова со сложной структурой. Звукопроизношение и фонематическое восприятие плохо развиты.

Словарный запас намного разнообразнее, чем в первых трех уровнях. Но ребенок плохо понимает значение многих слов, употребляя их не по назначению. Часто возникают трудности с пересказом произошедших событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector