Как научиться выговаривать буквы «р» и «л»: упражнения на каждый день
Содержание:
- Домашние занятия
- Подготовка артикуляционного аппарата
- Говорить — не наговориться
- Работа логопеда
- Что является причиной неправильного произношения
- Другие логопедические упражнения для буквы р
- Причины появления нарушений
- Упражнения для развития речи детей
- Как ребенок может коверкать «Р»
- 7 заданий для формирования правильного произношения
- Артикуляционная гимнастика
- Почему не шипит буква «Ш»
- Почему не получается звук «р»?
- Виды нарушений
- Когда нужна коррекция
- Причина картавости
- Упражнения для постановки звука «р»
- Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
- Логопедические занятия дома на букву «р»
- Как научиться выговаривать букву р
- Логоритмические упражнения
- Варианты неправильной буквы р (по наблюдениям логопеда)
- Дыхательная гимнастика
- Дифференциация звуков
- Автоматизация звука «Р» в слогах
- Когда не обойтись без логопеда
- Полезные игры
- Упражнения для закрепления
Домашние занятия
Очень в редких случаях малыши начинают произносить «р» до 3-х лет, но начиная уже с этого возраста, рекомендуется проводить определенные занятия с ним. Тренировки в домашних условиях:
- Вымыть с мылом руки малыша, попросить вставить большой палец в рот под язык. Делать движения со стороны в сторону.
- Полезно цокать языком, имитируя лошадку.
- Предложите своему чаду почистить зубы языком. Для этого нужно широко улыбнуться и слегка приоткрыть губы. Зафиксировать в одном положении челюсть и начать делать чистящие движения вверх/вниз и со стороны в сторону кончиком языка.
- Проводить по нёбу язычком изнутри наружу так, чтобы создавалось впечатление, что происходит присасывание.
- Кончик языка установить на угол одной губы, провести им по кругу несколько раз, чередуя направление (по часовой и против часовой стрелки).
- Создавать плевательные движения при высунутом и полностью расслабленном языке.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Говорить — не наговориться
Первое, что предлагают при дефектах речи педагоги и логопеды, — это скороговорки. Труднопроизносимые фразы, знакомые нам еще из детства, способны заметно улучшить ваше произношение: «Три дроворуба рубят дрова», «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали», «На горе Арарат рвала Варвара виноград» и др. Повторять их нужно постоянно, не забывая и не ленясь.
Вообще, почаще употребляйте звук «р» в своей речи. Даже если вы комплексуете по поводу своего произношения и хитрите, стараясь заменять сложнопроизносимые слова их простыми синонимами, помните, что чем чаще вы будете тренироваться, тем скорее научитесь
Записывайте свою речь на диктофон, переслушивайте, обращая внимание на свои ошибки, которые, возможно, вы не замечаете при разговоре
Работа логопеда
С дикционными проблемами поможет справиться квалифицированный логопед, который определяет причину неправильного произношения, изучает характер говора, распознает структуру нарушений. Для постановки точного диагноза он направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к невропатологу, который может выявить проблему в головном мозге (ребенок может не говорить «р» при дислалии, дизартрии, брадилалии).
Доктор проводит занятия с малышом на протяжении минимум 2-х месяцев. Он обязательно проконсультирует родителей о правилах развития речи:
- разъяснение точности расположения артикуляционных органов;
- демонстрация правильности произношения;
- объяснение необходимости вибрации языка;
- использование дополнительных приспособлений (ватных палочек, зондов, сосок и т. д.).
Что является причиной неправильного произношения
Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.
К ним относятся:
- Дефекты органов артикуляционного аппарата
- неправильное строение зубного ряда,
- неверный прикус,
- слишком высокое или слишком низкое нёбо,
- короткая подъязычная связка,
- малоподвижная верхняя губа,
- слишком большой или слишком маленький узкий язык.
- Физиологические
- недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
- общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
- снижение слуха,
- неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
- Педагогические
Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению
Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать
В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С
Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.
Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.
Другие логопедические упражнения для буквы р
Логопедические упражнения на букву Р включают в себя и упражнения на различение буквы Р на письме и звука Р на слух среди других похожих букв и звуков. Эти упражнения можно подобрать самостоятельно.
- Покажи картинку, где спрятался звук или буква Р.
- Придумай слова, где звук или буква Р находятся в разных частях слова.
- Поймай звук. Рома – дома, Марина — малина, ложки — рожки, рак — лак.
- Хорошо заучивать стишки со звуком или буквой Р.
Их можно подобрать из произведений А. Барто, С. Маршака и других детских писателей.
Логопедические занятия на букву Р должны проводиться специалистом в оборудованном кабинете не менее 2 раз в неделю. Обязательно дается задание на дом. Необходимо нацелить родителей на то, чтобы они контролировали произнесение этого звука с целью автоматизации его в речи ребенка. Надо использовать как можно больше речевого материала с этой буквой; стишки, сказки, песенки, скороговорки, загадки.
Причины появления нарушений
Упражнения для развития речи детей
Индюк
Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.
Грибок
Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.
Лошадка
Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.
Маляр
Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.
Вкусное варенье
Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.
Скороговорки для объединения звуков Л и Р
Лара и Валя играют на рояле. Пал град на пять гряд. Король – орел, орел – король. Враль клал в ларь. Малина – не Марина. Марина малину перебирала, а Арина грибы мариновала.
Скороговорки для постановки звуков Рь и Р
Добры бобры идут а боры. У редьки и репки корень крепкий. Три вороны на воротах. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пирог. Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.
Как ребенок может коверкать «Р»
Неправильные звуки «р» называют ротацизм – это те звуки, которые заменяются вместо этой буквы. Прежде чем определить упражнения на постановку звука Р, необходимо понять, как именно ребенок проговаривает этот звук. Это происходит следующим образом:
- Картавость или проговаривание через горло. При произношении вибрирует небо, вместо кончика языка. Подобное явление более характерно для французского, но не для русского.
- Боковое «Р». Такое происходит если сторона прижимается к верхней челюсти, противоположная сторона свисает. В этом случае кончик не может вибрировать, а сам звук Р более похож «рль».
- Одноударное «р». Вместо дрожания, кончик ударяется о нёбо. Так проговаривается английская буква «R».
- Произношение через нос. Воздушный поток должен проходить через рот.
- Кучерское Р. Язык вибрирует на прижатых губах, в итоге получается звук «тпр», а не чистое Р.
- Параротацизм. Это явление замены звука Р на другой, например Г.Л,В.
- Пропуск. Ребенок просто не проговаривает этот звук вовсе и пропускает его в своей речи.
7 заданий для формирования правильного произношения
Что можно порекомендовать родителям, у которых малыши только начинают произносить первые слова? Выполнять упражнения, которые помогут предотвратить возможные проблемы с буквой р.
1. «Часы с кукушкой»
Можно научить ребенка выговаривать р и с применением такого упражнения. Попросите кроху открыть рот пошире. После этого кончик языка нужно выкладывать на верхнюю губу, а потом прятать его за центральные верхние зубы, касаясь бугорков. Внешне это напоминает, будто кукушка выглядывает из часов и прячется обратно.
2. «Дрожалка»
Если вы попробуете произнести звук р, то почувствуете дрожь на кончике языка. Чтобы научить своего ребенка правильному формированию этого звука, можно применить такое упражнение. Кончиком языка нужно попеременно касаться то верхней, то нижней губы. Одновременно ртом надо выпускать воздух. Получится, что язык начнет дрожать. А это нам и нужно.
3. «Смешная рожица»
Для стимулирования мышц, которые отвечают за дрожание языка, нужно выполнить такие действия. Предложите сыну или дочке растянуть губы в улыбке (максимально). При этом, улыбаясь, ребенку необходимо слегка покусывать кончик своего языка. Такое задание нужно делать 12 раз.
4. «Маленькая лошадка»
Эффективный метод растягивания подъязычной связки – цокать языком. Звук, издаваемый при выполнении этого упражнения для буквы р, будет напоминать цоканье копыт лошади. Кончик языка прижимается к небу и производится пощелкивание. Можно выполнять по 25 раз.
5. «Барабанщик»
Когда ребенок не говорит пресловутую букву р, проблема может быть связана с недостаточной гибкостью языка. Предотвратить такое явление поможет следующее упражнение. Предложите малышу немного приоткрыть рот и произнести звук д. Он должен ударить языком по альвеолам.
6. «Зубная щетка»
Поможет выговаривать вашему ребенку букву р и такое простое упражнение. Нужно водить кончиком языка по внутренней стороне зубов, словно их чистят щеткой.
7. «Присоска»
Язык следует поднять к небу и «приклеить» так, как будто бы на нем есть присоска. При этом, не меняя положение языка, нужно открывать и закрывать рот.
Перечисленные упражнения помогут детям правильно произносить букву р, поскольку принесут пользу для развития речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика
Способствует правильному развитию мышц лица.
Упражнения постановки от звука Д
Барабан
Твердо и четко произносят «д», постепенно ускоряя темп. Во время непрерывного произношения добавляют голос. Получается «р».
Чередование
Произносят поочередно «д» и «т». После того, как язык привыкнет к движениям, получится«р».
Упражнения постановки от звука Ж
Произносят «ж», постепенно заводя кончик языка глубже в полость рта. После нескольких повторений получается слабовибрирующий «р».
Во время следующих упражнений стараются добиться большей четкости произношения.
Упражнения постановки от звука З
Необходимо много раз повторять «ззза». Многократное повторение заставляет язык вибрировать.
После того, как ребенок привыкнет, во время произношения необходимо поменять положение кончика.
Упражнения постановки от звука С
Малыш много раз повторяет звук «с». После чего на вдохе «заглатывает» язык, кончиком касаясь неба. Упражнения повторяют до 5 раз.
Постановка звука Рь
Твердый и мягкий звуки произносятся по-разному. При произнесении мягкого язык касается зубов.
Для постановки мягкого звука «р» ребенка просят прижать кончик языка к передним зубам, набрать как можно больше воздуха в легкие и резко его выдохнуть.
Сильный поток воздуха заставит язык вибрировать, ребенок произнесет мягкую «р».
Почему не шипит буква «Ш»
Речевой аппарат и непосредственно речь ребенка требуют времени для развития. Если ребенок впервые применяет звук «ш», то несовершенство произношения — нормальное явление. Единственное, что нужно сделать, это вовремя скорректировать детский навык.
- Другие возможные причины неправильного звучания могут составить рейтинг, в котором на первом месте окажутся физиологические особенности: строение прикуса, языка, неба, заболевания полости рта.
- Прямую взаимосвязь с первым местом имеет второе: слишком длительное сосание пустышки. Уже давно замечено, что прикус чувствителен к присутствию соски, а в речи страдают именно шипящие и свистящие звуки.
-
Родительским ошибкам можно отдать почетное третье место. Задумайтесь, не слишком ли вы «заколыхали» и «засюсюкали» ребенка, и не пытается ли он подражать вашей манере звукопроизношения. Любые нарушения речи взрослых могут быть причиной детских логопедических ошибок.
Подражание и копирование для детей — такие же способы познания опыта взрослых, как и игры или направленное обучение. Следите за собственной артикуляцией.
- Только в пятой части случаев речь идет о действительно значимых затруднениях по двум причинам: общее недоразвитие, тормозящее становление речи; нарушения слуха и аппарата воспроизведения звуков.
Почему не получается звук «р»?
Здесь мы рассмотрим возможные причины возникновения проблемы с произношением:
- Прононс. Буква проговаривается как-бы в нос, будто при рините. Это происходит из-за отсутствия тонуса мягкого нёба, которое должно перекрывать поток воздуха в нос.
- Окрик ямщика. Здесь звук «р» деформируется с помощью губ в кучерское понукание «тпру!». Хвала Авиценне, этот дефект речи довольно редкий.
- В произношении участвуют боковые части языка.
При попытке проговаривания вредной буквы «р» человек выпускает воздух не прямо перед собой, а сбоку.
- Английский одноударный «R». Язык один раз касается твердого нёба, вместо раскатистого многократного треньканья.
- Французское произношение. Картавое горловое произношение. Это возникает из-за вибрации маленького горлового язычка или же самого мягкого нёба.
- Полный игнор этого противного звука. Например, вместо «кровать» выходит «ковать».
Виды нарушений
Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом, а их замена в речи на другие звуки – параротацизмом. Существует несколько вариантов искажения произношения этой фонемы:
- Отсутствие звука в речи – ребенок не заменяет его на другую фонему.
- При произношении задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом, в результате получается щель. При выдохе к образуемой вибрации добавляется шум, который придает Р специфичное звучание. Это нарушение называют велярным.
- При вибрации маленького язычка получается рокочущий звук – это увулярное или горловое произношение.
- Редко встречающееся искажение – это образование вибрации при помощи губ. Слышится звук, как в английском слове «that».
- Если при произнесении образуется щель между языком и щекой, возникает щечное произношение Р. К такому звучанию добавляется «хлюпающий» эффект.
- При боковом ротацизме щель образуется в результате создания вибрации между боковым краем языка и верхними зубами. В речи он слышится как нечто среднее между Р и Л.
- Часто встречающийся ротацизм – одноударный Р.
Чаще всего этот звук в речи заменяют на его мягкий вариант, Л, В. Ребенок выбирает для замены фонемы наиболее простые по артикуляции.
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
- Увулярный.Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
- Носовой.Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
- Двугубный.В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
- Щелевой.Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
- Межзубный.Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Причина картавости
Выделяют несколько причин неспособности правильно произносить звук «р», на наличие которых стоит обратить внимание для последующего устранения проблемы:
Низкий уровень подвижности речевого аппарата. Что это значит? Такое состояние может возникать при низком или, наоборот, чрезмерном тонусе лицевых мышц. Скорее всего, вы не наблюдали, чтобы ваш малыш сильно гримасничал. И в таком случае данное занятие как раз поможет вам! Кривляния послужат своего рода «гимнастикой» для лица – поскручивайте с ним губы и язык трубочкой, широко растяните улыбку «до ушей», проверьте, насколько длинны ваши языки, попробовав достать ими до своего носа и подбородка, подвигайте челюстями, да и просто побалуйтесь друг перед другом или перед зеркалом.
- Короткая подъязычная уздечка. Из-за нее язык просто не дотягивается до неба, чтобы иметь возможность производить рычание. Это явление диагностирует логопед или хирург. Для устранения проблемы могут назначить специальную гимнастику для языка, которая поможет растянуть ее, или же немного ее подрезают.
- Фонематический слух, а именно – его нарушение. Неправильное восприятие ребенком взрослой речи приводит к ее искажению в собственном исполнении. Как пример, слово «любовь» на слух воспринимается как «любофь», «палка» как «балка» и наоборот, ну и т. д. Также этому может способствовать намеренное неправильное произношение взрослых, когда они «смягчают» твердые звуки, как бы копируя смешное и нелепое произношение малыша.
- Неправильное речевое дыхание. Этот тип дыхания нарушается при насморке, увеличенных аденоидах, иммунных заболеваниях и болезнях сердечно-сосудистой системы. В таком случае, помимо логопедических упражнений, назначаются индивидуальные физические упражнения.
- Горловое «р». При попытках правильно произносить слова у малыша мог получиться более легкий вариант произношения через дрожание гортанного язычка (на французский манер). В этом случае необходимо переучивание.
Разобравшись с причиной неправильного произношения и выяснив, что она не имеет серьезных истоков, требующих обязательного врачебного вмешательства, вы можете попробовать помочь малышу самостоятельно, следуя определенной схеме действий.
- Не ставьте перед крохой сразу сложновыполнимую задачу. Для начала тренируйтесь выговаривать саму букву, предварительно проделав так называемую артикуляционную гимнастику, описанную ниже. Когда первый этап будет закреплен, переходите к следующему – произносите букву в слогах, затем в словах, и после можете учить скороговорки для тренировки речи.
- Занятия со своим чадом проводите регулярные, иначе эффект проделанной работы будет равен нулю.
Маленьких детей трудно заставить что-то выполнять против их воли, особенно систематически. Превратите ваши тренировки в игру, тогда и достигнете положительного результата гораздо быстрее, так как малыш будет учиться с энтузиазмом. Пусть также кривляется перед зеркалом.
Будьте терпимы. В данной кропотливой работе к вам придет успех не сразу. Для его достижения могут понадобиться многие недели и месяцы
Важно не отбить у ребенка желание вовсе что-то делать своим нетерпением и раздражительностью. И тем более, не дай Бог запугать его!
Упражнения для постановки звука «р»
Для постановки «р» используются совершенно другие звуки, благодаря чему ребенок учится не только правильно выдувать воздух и ставить язык, но и самопроизвольно «выскакивает» «р-р-р-р»:
- На мощном выдохе произносить «ж-ж-ж-ж». На этом звуке положить ребенку под язык деревянную палочку (шпатель, как на мороженом). При жужжании нужно колебать палочкой, благодаря чему создается нужное вибрирование.
- Произносить «за-а-а», но при условии, что язык будет находиться сзади.
- Слог «зи-зи» поможет произносить мягкое «р». Делать это нужно при помощи той же деревянной палочки (можно использовать обратный конец чайной ложки).
- Каждый произносимый слог дополнять окончанием «р-р-р».
Некоторые способы постановки звука «р» вы найдете в следующем видео:
Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.
Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
Обязательно хвалите малыша
Ему важно ощущать свои достижения.
Логопедические занятия дома на букву «р»
В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.
Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.
Артикуляционная гимнастика дома
Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать
Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.
Логопедические занятия дома:
- Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
- Затем следует разминка языка.
- И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.
Советы логопеда
Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.
Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух
Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.
Как научиться выговаривать букву р
Всё, как везде, детский организм проще поддаётся перевоспитанию рефлексов, лечению каких-либо заболеваний, и мышление, в общем-то, достаточно гибче взрослого. При благоприятном развитии, малыш пробует произносить отдельные слоги, предложения уже в год, но по человеческой природе, это весьма раннее время
Именно по этому, в юности необходимо особе внимание, не путает ли ребёнок буквы, нет ли каких-то других дефектов. И самое сложно, это произношение именно «Р»
Родители должны понимать, зачастую, причиной служит форма языка, маленькая уздечка, слабые мышцы вокруг рта, всё это вызывают осложнения с различными звуками. Ещё бывает, влияет на произношение расположение зубов, тут необходима помощь врача, который порекомендует специальную пластину на время. Если не разобраться с этой проблемой в юном возрасте, будет крайне проблематично решить её более взрослому. Для устранения картавости, нужно знать причину, и только потом, с ней бороться. Обычно этим занимается логопед, он поможет родителям без хирургического вмешательства улучшить речь ребёнка.
Логоритмические упражнения
Опираясь на произнесение близких по артикуляции звуков, можно подвести ребенка к правильному произнесению звука Р.
- Играем в баскетбол. Произносим сочетание слогов, ритмично постукивая по столу рукой: та-та-та-так; ты-ты-ты-тык; то-то-то-ток; ту-ту-ту-тук.
- Играем в теннис. Ритмичное движение кистью вперед и назад с проговариванием слогов та-ту, та-ту, то-ты, то-ты.
- Забиваем гвоздь в стену. Спрятать язык за верхние зубы, упереться в бугорки (альвеолы) и постукивать им, произнося звуки Т и Д, или их сочетание. Нижней челюстью при этом не двигать.
- Мы на параде. Ды-да, ды-да, ду-до-да, да-ду-ды. Проговаривать слоги, рисуя в воздухе или на бумаге ломаные линии.
Варианты неправильной буквы р (по наблюдениям логопеда)
Если перефразировать классика, то можно сказать: «Правильное произношение буквы р у всех одинаковое, а при неправильном – у каждого ребенка звук р звучит по-своему». Более двадцати проблемных вариантов произношения буквы р насчитали логопеды. Самые распространенные – следующие:
- Звук просто пропадает. Ребенок говорит не «дорога», а «доога».
- Горловое звучание. Такое произношение буквы р вашим ребенком не считалось бы проблемой, будь он жителем Германии или Франции. Возникает этот неправильный звук, если происходит колебание мягкого язычка (мягкого неба), а не собственно кончика языка. Если широко открыть рот и долго тянуть «р-р-р-р-р», то в итоге и будет звучать тот самый горловой звук. Правильно выговорить букву р таким образом невозможно.
- Буква р произносится в нос. Создается впечатление, что так говорить букву р может ребенок, у которого насморк.
- Выходит «рль», потому что дети выговаривают по-своему букву р – происходит боковая вибрация языка.
Дыхательная гимнастика
Известно, что все звуки произносятся на выдохе, но особенно важно научиться правильному дыханию для выговаривания «р». Поэтому дыхательная гимнастика должна выполняться по 3-4 раза в день
Что можно предложить малышу:
- зажгите свечу и попросите её задуть (чтобы упражнение было более увлекательным, испеките небольшой тортик или купите пирожное);
- смастерите бумажный кораблик и запускайте его в водоеме или ванной;
- надувайте воздушные шары;
- остужайте горячий чай;
- уложите на стол перо, кусочек ваты или пенопласта, попросите малыша дуть на них, пока предметы не переместятся на другую сторону поверхности.
Дифференциация звуков
Звук «Р» можно путать с такими звуками, как мягкий «Р», звук «Л»,и мягкий «Л». Для того, чтобы научить ребенка различать данные звуки используются слова, которые отличаются только одним интересующим нас звуком. Например:
- Раз – лаз рад — ряд
- Ложь – рожь шар — шарь
- Укол – укор брак — бряк
- Рак – лак жар — жарь
В данной статье мы подробно описали работу по постановке звука «Р» в домашних условиях. Очень надеемся, что данная информация принесет реальную пользу тем, кто заботится о полноценном и всестороннем развитии своего ребенка. А в следующем видеоролике опытный логопед расскажет, как научить ребенка выговаривать букву Р.
В следующем видеоролике опытный логопед расскажет, как научить ребенка выговаривать букву Р.
Автоматизация звука «Р» в слогах
После того как ребёнок научился правильно и отчётливо произносить изолированный Р, звук необходимо закрепить (автоматизировать) сначала в различных слогах. Автоматизация по-прежнему должна проходить в непринуждённой игровой форме, продолжаться не более 15 минут, если возраст малыша до 5 лет и не более получаса, если ребёнку 5 или 6 лет.
Закреплять поставленный звук правильнее всего с открытого слога. Это сочетание согласный+гласный. Для этого хорошо подходит игра «Эхо»: логопед называет серию открытых слогов рра-рро-рру, рра-рро-рры, а ребёнок их повторяет. Вначале Р должен звучать у малыша раскатисто, а после можно поставить акцент на более непринуждённом произношении. Чередовать гласные в этом случае можно в любых вариациях, но пока не затрагивая «ю», «я», «е» и «и».
Ещё одна лёгкая и полезная игра «Продолжи словечко»: ребёнку называют коротенькие предложения со словами, в которых присутствует Р в открытом слоге. Например – Ты приехал на мет-… (ро). У Наташи есть сест-… (ра). Мы купили синие и жёлтые воздушные ша.. (ры) и т.д.
По такому же принципу через 2-3 занятия начинается работа над закрытыми слогами. Во время игры «Эхо» малыш повторяет уже слоги арр, орр, урр и эрр, ырр, арр. Не спеша можно подключать гласные «и» и «е»; арр-орр-ирр, урр-ирр-ерр.
В игре «Продолжи словечко» ребёнку предлагается закончить уже такие слова: Сегодня дует сильный ве-… (тер). На нашем перекрёстке новый свето..(фор). Папа смотрит телеви-… (зор).
И только в последнюю очередь можно переходить к слогам со стечением согласных. Для повторения ребёнку можно предлагать как отдельные слоги, так и коротенькие рифмованные чистоговорки:
Дро-дро-дро – уволок медведь ведро.
Тра-тра-тра – мы гуляли до утра.
Тры-тры-тры – белки хитры и быстры.
Когда не обойтись без логопеда
Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:
- уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
- уровень психического развития в соответствии с возрастом.
Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.
Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы.
Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.
Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.
Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.
К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.
В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.
Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.
Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Полезные игры
Поскольку любое обучение лучше воспринимается малышом в игровой форме, учить выговаривать букву «Р» лучше тоже играя. Существует ряд игр, направленных на изучение звуков, но вы можете придумывать их и самостоятельно.
Особой популярностью у детей и родителей пользуется игра в злого волка. В роли серого разбойника должен выступать ребенок, а родители должны быть трусливыми зайками. Помните, что детям очень нравится, когда вы их хвалите, а искренний испуг зайки (вас), услышавшего рык злого волка (ребенка), будет настоящей наградой и стимулом для продолжения обучения для вашего крохи.
Если малыш уже начал периодически правильно произносить «вредный» звук, займитесь произнесением скороговорок. Коротенькие и очень смешные стишки любят все дети. А если вы покажите ребенку, что тоже любите скороговорки и устроите с ним соревнования, то успех в обучении просто обеспечен.
Как научиться выговаривать букву «Р» — советы специалиста:
Упражнения для закрепления
Когда у малыша получится произнести долгожданную букву, обязательно продолжайте тренировки на закрепление. Они должны проводиться минимум 3 раза в день.
Что нужно делать:
- Произносить слоги с участием «р». Например: «ра-ра-ра», «ру-ру-ру», «ро-ро-ро», «ры-ры-ры». Далее соединяем разные слоги: «ру-ра-ры», «ра-ре-ро» и т. д.
- Для усложнения задачи используются чистоговорки:
- «ра-ра-ра, ра-ра-ра, у ребят я был вчера»;
- «ре-ре-ре, ре-ре-ре, все играли во дворе»;
- «ру-ру-ру, ру-ру-ру, мыша вырыла нору»;
- «ро-ро-ро, ро-ро-ро, потерялось вдруг перо»;
- «ур-ур-ур, ур-ур-ур, мы вчера гоняли кур».
- Играйте в животных. Например, можно рычать, как собака и тигр, мурчать, как кошка, каркать, как ворона.