Как поставить звук «с»: упражнения для правильной артикуляции

Содержание:

Замены звука [с] и работа по их преодолению.

Помимо искажения и отсутствия в речи, звук может также заменяться при произношении другими звуками. Наиболее часто встречаются замены — ( ребенок говорит “щанки» вместо «санки», «мащка» вместо «маска» и т.п.); — (“товок” вместо “совок”, “отень” вместо “осень”); — (“фтул” вместо “стул”, “нофок” вместо “носок”). Причиной подобных дефектов произношения очень часто является нарушение фонематического восприятия или даже незначительное снижение физического слуха

Не устраненные в дошкольном возрасте, они могут потом зафиксироваться и на письме, поэтому очень важно их своевременно исправить.

Замена звука звуком в логопедии называется призубным парасигматизмом.

Причиной данного нарушения, помимо снижения слуха, может являтся также дефект прикуса.

В момент произнесения звука органы речи занимают положение, характерное для звука : кончик языка поднят вверх и упирается в верхние передние зубы, желобок посередине языка не образуется; воздушная струя, выходящая изо рта, прерывистая, толчкообразная.

В процессе постановки правильного звука обязательно проводится работа по развитию фонематического восприятия, в ходе которой вырабатывается умение сопоставлять и различать звуки и в устной речи и на письме. Кроме того, с помощью специальных упражнений необходимо выработать длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка, а также умение удерживать язык широким, распластанным и перемещать его из позиции «за верхними зубами» в позицию «за нижними зубами».

Опорными звуками для являются в этом случае звуки и .

Замена звуком носит название губно-зубного сигматизма. Причиной данного нарушения также может являтся дефект прикуса, так называемый верхний открытый прикус или прогнатия, когда верхние зубы сильно выступают над нижними. В момент произнесения звука верхние зубы образуют с нижней губой узкую щель, через которую выходит широкая, рассеянная струя воздуха, в результате чего слышится звук

Язык в артикуляции не участвует, находясь в глубине рта.
Во время работы по преодолению губно-зубного сигматизма важно выработать умение сопоставлять и различать звуки и в устной и письменной речи. Для придания органам речи нужной артикуляционной позиции применяются комплексы упражнений для губ (отрабатываются умение удерживать губы в широкой улыбке, открывая верхние и нижние резцы, а также движения нижней губы вверх-вниз) и для языка (здесь важно научитьося удерживать широкий кончик языка за нижними зубами)

Опорным звуком для постановки служит звук . Иногда целесообразно использовать механическую помощь, придерживая пальцем подбородок непосредственно под нижней губой. Механическую помощь можно также использовать при автоматизации звука, но только на начальном этапе.

Шипящим парасигматизмом называют замену звука звуком («щ»). Такое нарушение может возникать при прогении (дефект прикуса, при котором нижние резцы выступают вперед), а также, как уже говорилось, вследствие нарушения фонематического восприятия или снижения физического слуха. В момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, широкий язык упирается в нижние десны. Желобок посередине языка не образуется, вследствие чего выдыхаемый воздух выходит изо рта рассеянной струей, теплой на ощупь.

Во время подготовительного этапа работы над правильным призношением звука ребенок учится различать звуки и в устной речи и на письме, а также, с помощью комплекса упражнений, удерживать широкий язык за нижними зубами и формировать узкую направленную струю воздуха, идущую посередине языка.

Опорным звуком для постановки при шипящем парасигматизме является звук . Ребенку предлагается призносить его, зажав широкий кончик языка между зубами. Постепенно язык переводится в зазубное положение, правильный звук автоматизируется и вводится в речь.

Внимание! Во всех случаях парасигматизма обязательно требуется работа по дифференциации смешиваемых звуков. Желаем удачи!

Желаем удачи!

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Автоматизация в словах и слогах

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем)

Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С»

Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен

Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

«Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.

«Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.

«Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.

«Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.

«Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.

«Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад

Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.

«Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы

Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.

Дальнейшие рекомендации детям, взрослым и родителям

Для того чтобы занятия были эффективными, необходимо помнить следующие правила:

Регулярность занятий и поэтапное выполнение необходимых упражнений.
Ежедневные занятия в домашних условиях 2 раза в день по 5-7 минут.
Начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным.
Гимнастику выполнять медленно, никуда не торопиться.
Если у малыша что-то не получается, не акцентировать свое внимание на этом, пытаться делать снова и ни в коем случае не реагировать отрицательным образом.
Если малыш устал, сделать небольшой перерыв и вернуться к заданиям.
Своевременно хвалить и поощрять за сделанные успехи.

Постановка звука С – творческое занятие, которое приносит не только пользу, но также может разнообразить ежедневные упражнения по формированию правильной речи

Причины неправильного произношения

Упражнения для постановки

Постановка звуков [Р], [РЬ]

Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:

  • «иголочка»,
  • «быстрая змейка»,
  • «индюшата»,
  • «ковшик»,
  • «лошадка»,
  • «маляр»,
  • «дятел»,
  • «ступеньки»,
  • «барабанщик»,
  • «балалайка».

Способы и приёмы постановки звуков , .

По подражанию.

Ребёнка просят выполнить упражнение «грибок». В момент присоса просят с силой подуть на кончик языка. К полученной глухой вибрации присоединяют голос.

При поставленном верхнем подъёме языка ребёнка просят произнести сочетания: джжж, жжж, либо д-д-д-д. В этот момент шпателем, шариковым зондом или чистым пальцем выполнять быстрые движения из стороны в сторону по нижней части языка ближе к кончику.

При спастичности корня языка этот приём используют лёжа.

Аналогичным способом можно вызвать от верхнего подъёма. Ребёнка просят удерживать язык у основания верхних зубов и длительно тянуть звук . Во время его произнесения кончик языка находится в более напряжённом состоянии и воздушная струя более форсированная. При этом полученный звук не является чётким, а скорее шумным. От получившегося звука механическим способом вызывают дрожащий .

При горловом произношении постановка проходит в 2 этапа.

Постановка одноударного от звука . При его протяжном произнесении без округления губ с перемещением языка несколько вперёд, к дёснам верхних зубов. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и дёснами. Затем постановку осуществляют с помощью зонда как в остальных случаях.

Наиболее распространённым приёмом является постановка от , повторяющегося на одном выдохе с последующим более форсированным произнесением последнего.

При многократном произнесении сочетания , при слегка открытом рте и при смыкании языка с дёснами возникает вибрация. Однако такой способ не подходит для исправления заднеязычного или велярного .

При закрытом рте с плотно сжатыми зубами иногда в сочетании слышен глухой (призубный). От него можно поставить звук, если произнося это сочетание постепенно открывать рот, просовывая между зубами шпатель.

Для удержания верхнего подъёма языка используют упражнение «индюшата». Во время быстрого произнесения сочетания сначала опускают нижнюю губу (язык движется по верхней), затем движения переносятся на верхние резцы, а потом на альвеолы. Такой звук получается слегка картавым. Для устранения этого дефекта следует попросить ребёнка фиксировать сильный выдох на звуке д.

Если ребёнок не удерживает верхнее положение языка, и звук выходит глухим и не раскатистым можно попросить ребёнка «продлить» звук – дрнь – дрнь («заведи машину»).

Закрепление

Чтобы проделанная работа была не напрасной необходимо автоматизировать произношение. Закрепление также проходит поэтапно:

  1. Автоматизация в слогах. Здесь используют специальные чистоговорки в которых делается упор на повторение звука «С» и «Сь».
  2. Автоматизация в словах. Применяют небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «С». Фонема должна присутствовать на разных местах в слове.
  3. Автоматизация в предложениях. Здесь подходит чтение текстов и пересказ услышанного. Также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.

Логопедами разработаны специальные тетради с домашними заданиями. В них содержаться: таблицы с поэтапными занятиями, специальные чистоговорки, скороговорки, стихотворения, изображения, тексты для чтения и многое другое необходимое для устранения дефектов в произношении звука.

Добиться результатов возможно и без обращения к специалисту регулярно выполняя с малышом артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения для правильной постановки звука.

Поэтапная отработка

Работать с крохой начинайте со слогов. Используйте сначала прямые (ца-ца-ца или цо-цо-цо). Далее проговаривайте обратные (ац-ац-ац или оц-оц-оц), а после звук «Ц» вставляйте в середину (аца-аца-аца или уцу-уцу-уцу). Произношение в слогах отрабатываем до автоматизма.

После выполняем упражнения со словами. Фонема должна стоять на разных позициях (в начале, середине и конце слова). Например, попросите кроху договорить букву (зая.., пиве.., гоне…). Можно использовать картинки. Показывать малышу и просить назвать, что на них изображено. Этап отрабатывается до безошибочного воспроизведения.

Изучение в словосочетаниях происходит с помощью чистоговорок и скороговорок. Просим малыша повторять за взрослым. Отрабатываем чистое звучание.

Далее переходим к предложениям. Здесь можно использовать стишки, загадки. Обязательно буква «Ц» должна присутствовать на разных позициях в стихах. Также читаем ребенку тексты, рассказы. Просим пересказать услышанное

Особенно уделяем внимание предложениям с присутствием «Ц»

Дифференциация звуков «Ц» от «С» происходит по такому же пути. Начинаем с произношения слов с наличием этих фонем (синица, спица и т.д.). После переходим к предложениям. Читаем и произносим вслух услышанное (синяя птица, целый стакан и т.д.).

Общие рекомендации

Последовательность постановки звуков в логопедии регламентируется определенными этапами.

При постановке и коррекции важное значение звуков имеет:

  • работа над развитием слухового восприятия, внимания и памяти; фонематического восприятия; артикуляции;
  • личный пример (взрослый и логопед должны верно произносить звуки);
  • своевременность коррекционной работы (для большинства звуков возрастная граница – 4-5 лет, только звук Р исправляют в 6 лет).

Примеры заданий для детей по автоматизации произношения проблемных звуков

Возможные задания для автоматизации проблемных звуков:

  • назвать то, что изображено на картинах;
  • рассказ по картине;
  • заучивание поговорок, чистоговорок, небольших стихов;
  • повторение или пересказывание коротких фраз, предложений, текстов.

Последовательность постановки звуков можно проводить самостоятельно, но лучше обратиться за помощью к профессионалу. В логопедии существуют несколько методик по коррекции звукопроизношению, которые должен осуществлять педагог-логопед, а в домашних условиях родители могут продолжить занятие.

Оформление статьи: Владимир Великий

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в волшебный город, где живут согласные звуки и буквы. В этом городе волшебном живёт мудрая птица. Как её называют? (сова). Правильно – это сова! И мы сегодня будем такие же мудрые как эта птица. С какого звука начинается слово сова? (с)

Прочитать стихотворение:

Мудрейшая птица на свете – сова

Всё слышит, но очень скупа на слова.

Всё взвесит, но редко-прередко болтает

Вот этого многим из нас не хватает. (Т. Таран)

2. Развитие фонематического слуха.

Что же такое звуки? Слушай и запоминай. «Звуки слушай внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно».Запомни: звуки мы слышим и произносим; звуки речи на письме обозначаются буквами; буквы мы пишем, видим и читаем.

Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом?Давай изобразим насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой и делай руками движения вверх-вниз.Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.

Игра «Выбери картинку». Выбрать картинки, которые начинаются на звук «с», где звук «с» в середине слова, в конце. Какой по счету звук «с», в слове «санки», «лиса», «нос». Перед каким звуком слышится звук «с» в слове «лиса».

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы выполнить зарядку,отгадайте загадку:

«Я землю копала,

Ничуть не устала,

А кто мне помогал,

Тот и устал».

Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.

Упражнение «Лопатка».

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Считая про себя до пяти.

А теперь выполняй языком такие движения: положи язык лопаткой, занеси лопатку в домик (в рот); опусти свою лопатку за нижние зубы, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

Сделаем упражнение «Чистим зубки».

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны.

Упражнение «Катушечка».

Выполнение: рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с».

4. Постановка звука.

Посмотреть в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык?

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончиком языка слегка нажать на резцы. Пропустить по языку «ветерок», слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок»ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)

5. Анализ артикуляции.

Давай проверим, правильно ли работают губы и язык?

— улыбнуться;

— кончик языка упереть в нижние резцы (зубы);

— боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам;

— по середине языка идёт сильная, холодная струя воздуха.

6. Закрепление изолированного звука.

Игра «Назови слово». С вами хочет поиграть мудрейшая сова.Она спрашивает: «с какого звука начинается слово «сова»?» Чтобы не ошибиться, произнеси слово потянув первый звук – СССова. Какой звук ты услышал? Звук «с». Это начало слова.

А теперь приготовься слушать конец слова. Какой звук вы слышите в конце слова «сова»? Произнеси медленно, выделяя последний звук. Это звук «а». приготовься внимательно слушать звуки, стоящие в середине слова.Произнеси прислушиваясь: СОВА. Есть ли в этом слове звук «о»? Где он стоит?

Назови звук, с которого начинается твоё имя? Какой первый звук слышится; в середине; последний звук твоего имени.

Вот теперь мы готовы к игре совы «Назови слово».

Назови фрукт, название которого начинается со звука «с». (слива)

Назови животное, в названии которого звук «с» стоит в середине слова (лиса).

Назови цветок, название которого заканчивается звуком «с». (нарцисс)

7. Закрепление звука в слогах.

Давай произнесём новый звук в слогах.

Повтори: са-са-са-са – какая хитрая лиса.

Ас-ас-ас-ас – аккуратный мальчик Влас.

Ос-ос-ос-ос – в дупле много диких ос.

Со-со-со-со – совы катят колесо.

Сы-сы-сы-сы – у сома растут усы.

Ыс-ыс-ыс-ыс – расплодилось много крыс.

8. Закрепление звука в словах.

Произнеси звук «с» в словах.

Сон – нос

Маска – касса

Сумка – мусс

Фасоль – Ассоль

Коса – оса

9. Закрепление звука в предложениях.

Повтори: Соня любит патиссоны. Солнце светит ласково.

10. Домашнее задание.

— общая артикуляционная гимнастика.

— раскрашивание сливы.

11. Итог занятия.

Сегодня мы узнали много нового о звуке «с». Какие органы артикуляции помогают нам произнести звук «с»? (губы, язык, зубы)

Произнеси звук «с» ещё раз. Молодец!

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Причины отсутствия «Р»

Проблемы с речевым дыханием

Прямая взаимосвязь между дыханием и правильной речью очень тесная. При отсутствии каких-либо проблем ребёнок делает вдох через нос. Но по ряду причин дыхание может стать ротовым или смешанным, что приводит к деформации носовой структуры, слабости круговой мышцы рта, неестественному смещению или опущению языка. Чаще всего варианты подобной проблемы проявляются следующим образом:

  • выдох прерывистый, короткий, с постепенным ускорением;
  • дыхание аритмичное и поверхностное;
  • при вдохе и выдохе ребёнок подёргивает плечами или головой, сильно напрягает лицевые и шейные мышцы;
  • дыхание происходит с задержкой или дополнительными вдохами;
  • ребёнок говорит как на выдохе, так и на вдохе;
  • ритм дыхания легко сбивается при эмоциональной или физической нагрузке;
  • струя воздуха очень слабая, проходит между краем языка и щекой, создавая таким образом хлюпающее звучание.

Неправильный прикус

У аномалий в соотношении верхнего и нижнего зубного ряда множество своих причин: от наследственности и вредных детских привычек до недоразвития челюстных мышц и внутриутробных патологий у матери. Основные виды патологического прикуса, из-за которого страдает звукопроизношение, это:

  • прогнатический – верхняя челюсть сильно смещена вперёд;
  • прогенический – вперёд чрезмерно смещается нижняя челюсть;
  • перекрёстный – зубы разного размера, формы и смещены в горизонтальной плоскости, верхняя или нижняя челюсть чрезмерно смещена влево или вправо;
  • открытый – даже при сомкнутых зубах между верхним и нижним рядами сохраняется щель.

 Приступить к исправлению прикуса не поздно в любом возрасте, однако не забывайте о том, что чем позже начнётся коррекция, тем она будет сложнее и продолжительней. 

Нарушения в речевом слухе

Под речевым слухом подразумеваются такие естественные способности ребёнка:

  • чувство темпа речи и способность его воспроизвести (ритмический);
  • умение безошибочно узнавать и различать речевые фонемы (фонематический);
  • восприятие речевой мелодики (звуковысотный);
  • восприятие звуков, разных по звучанию, громкости и высоте (физический);
  • умение правильно услышать и повторить изменения в голосовом тембре (тональный).

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата

Для постановки звука Р большое значение имеет физиология и состояние мышц языка, круговой мышцы рта, подвижность губ, щёк и даже нижней челюсти. Язык может быть или слишком большой и массивный, или наоборот очень маленький, а губы – короткие, толстые и малоподвижные. При помощи простых тестов в виде специальных упражнений логопед оценивает состояние артикуляционного аппарата малыша и подбирает наиболее оптимальные подготовительные упражнения для постановки Р в ближайшей перспективе.

Индивидуальное строение уздечки

Существенно укороченная подъязычная связка создаёт серьёзные препятствия для подвижности языка, тем самым автоматически приводя к дефектному произношению Р. Внимательные родители подобную патологию могут обнаружить самостоятельно по следующим признакам:

  • ребёнку крайне сложно дотягиваться кончиком языка до верхних передних зубов и нёба;
  • на просьбу показать язычок наблюдается раздвоенная, плоская или квадратная его форма;
  • у малыша большие трудности с быстрым перемещением языка во рту из стороны в сторону;
  • в процессе приёма твёрдой пищи у ребёнка нередко возникает рвотный рефлекс;
  • произношение Л, а также всех звонких и шипящих звуков – нечёткое.

Когда нужна коррекция звука ребенку?

Мамы часто лучше понимают то, что говорит ее ребенок. Однако речевые дефекты, которые многие родители долгое время не замечают, могут принести в будущем малышу проблемы в развитии и общении. Прежде, чем начать паниковать, что ребенок не говорит как-то звук и принимать меры, необходимо выяснить какие звуки должны быть сформированы в определенном возрасте:

  • До 3-х лет малыш верно произносит звуки – Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й. Возможное смягчение звуков – это считается нормой.
  • От 3-х до 4-х лет ребенок учится произносить С-СЬ, З-ЗЬ;
  • В возрасте 4-5 лет дошкольник осваивает Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
  • Примерно в 5-6 лет ребенок уже умеет правильно говорить Р-РЬ, Л-ЛЬ.

Теперь, когда известны возрастные нормы, можно произвести оценку: как дитя произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым. Если неправильно произносится звук, то необходимо проводить коррекцию звукопроизношения. С ребенком необходимо заниматься (родителям, логопеду), без занятий произношение будет еще хуже.

Работа логопеда делится на 3 этапа:

  1. Постановка звука.
  2. Автоматизация звука.
  3. Различие звуков.

Самостоятельно родителем не рекомендуется ставить звуки, это должен делать профессионал – логопед. А вот со 2-го этапа родители могут в домашних условиях продолжать процесс обучения.

Если имеются другие нарушения речевого аппарата, то ребенка обязательно показывают невропатологу. Будет назначено индивидуальное комплексное лечение.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть  “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки  “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.

Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector