Раскраски для самых маленьких

Суть методики

Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.

Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.

В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:

1. Стимуляция физического развития с рождения

Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.

2. Развитие чувства баланса, равновесия

Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.

3. Интеллектуальные занятия с рождения

Глен Доман считал, что мозг человека — это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей — снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.

4. Уроки по чтению и счету

Это базовые умения. Доман говорил, что чтение по слогам дети усваивают гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.

Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.

Распечатать настольные игры со всего света

Распечатать настольные игры со всего света и играть на бумаге великолепными стратегиями, которыми увлекались еще 1000 лет назад люди в разных уголках Земли – что может быть интереснее?

Какой ребенок не сыграл миллион раундов в крестики-нолики? Что ж, отложите карандаши, потому что у нас есть старая, но новая для вас замена этой классической игре. Шисима – это традиционная абстрактная стратегия, игра «три в ряд» из Кении, в которую вы играете с подвижными жетонами вместо карандаша и бумаги. Шисима вносит новый поворот в мир игр «3 в ряд» благодаря своей восьмиугольной доске.

Тигр и леопарды или Лен чоа – традиционная игра из Таиланда, в которой тигр (охотник) сражается с шестью леопардами (жертвами). Игры про охоту на леопарда, такие как len choa, являются абстрактными стратегическими играми (что означает отсутствие фактора удачи, как в покере). 

Настольная игра Тапатан –  игра “три в ряд” из Филиппин. Она очень простая, похожа на крестики-нолики, но гораздо веселее.

Абстрактная стратегия Коно из Кореи известна с английским названием Five Field Kono. По-корейски это называется о-пат-ко-но. Если вы когда-либо играли в китайские шашки, игра будет вам знакома.

Лисица и гуси – традиционная настольная северноевропейская игра. Это вариация Halatafl, настольной игры викингов, упоминаемой в ранних исландских сагах.

Игра Дара – крутая игра «три в ряд» из Северо-Западной Африки. Все остальные традиционные игры «три в ряд» имеют одну общую черту. Игра заканчивается, когда игрок выстраивает ряд из трех своих жетонов. Но Дара не заканчивается первыми тремя подряд! Дара – это абстрактная стратегическая игра. Она улучшает наблюдательность, критическое мышление, перспективное планирование, пространственное восприятие и чувство чисел, предматематические навыки, логическое мышление и даже мелкую моторику.

Как развивать ребёнка по методике Домана

Прежде всего следует обозначить общие принципы методики Домана:

Начинать обучение следует как можно раньше — это упростит процесс и увеличит эффективность.
Самое главное в занятиях — регулярность.
Весьма важно хвалить своё чадо.
Учить чему-либо малыша нужно лишь тогда, когда он к этому расположен. Если кроха капризничает, ни в коему случае не нужно его принуждать к занятиям

Мама также должна быть в приподнятом настроении, чтобы ребёнок это чувствовал.
Не нужно стремиться постоянно проверять знания ребёнка.
Почаще вводить новый материал.

Главное в занятиях — желание ребёнка и позитивный настрой мамы, также очень важно чаще хвалить своё чадо

Основная суть методики Домана — это многократный показ ребёнку карточек. Система учёного этим не ограничивается, но всё же занятия с карточками получили наибольшее распространение.

С какого возраста работать с маленьким ребёнком

В процессе наблюдений Доман пришёл к выводу что максимум информации дети узнают за первые 6 лет жизни. К познанию мира малыш готов с рождения, его интересует буквально всё вокруг. И у родителей нет особой необходимости мотивировать ребёнка.

По мнению доктора, приступать к обучению можно уже с 3-х месяцев. Именно в этом возрасте младенец уже хорошо реагирует на предметы. В этом возрасте ему нужно показывать энциклопедические карточки (изображение самых разных объектов). Обучение же чтению и математике начинают чуть позже (ближе к году).

Как часто устраивать занятия

Демонстрировать ребёнку карточки можно до 10–15 раз в день.

Приступать к обучению следует, когда малыш сытый, отдохнувший

Само́й маме не нужно воспринимать показ карточек как ежедневную рутину — важно превратить всё это в увлекательную игру, быть эмоциональной, радоваться вместе с крохой

Обучение чтению

Суть обучения — ребёнку несколько раз в день демонстрируются карточки со словами, которые проговаривает взрослый. Конкретные варианты здесь могут быть разными (каждый родитель подбирает себе подходящую систему).

Например, ключевым элементом может быть набор из пяти слов, объединённых по смыслу. Схема обучения чтению будет следующей (по дням):

  1. Ребёнку показывается один набор. Мама озвучивает все слова громко и чётко, повторяя каждое примерно 15 секунд. В день будут 3 занятия.
  2. К данному набору добавляется ещё один. Получается 6 занятий в день с двумя наборами.
  3. 3 набора и 9 занятий.
  4. 4 набора и 12 занятий.
  5. Добавляется 5-й набор (получается 15 занятий). При этом из предыдущих наборов исключается по одному слову, но добавляется по новому слову. Так и останется впоследствии: 15 занятий в день с удалением 5 изученных слов и добавлением 5 новых.

Вначале целесообразно знакомить ребёнка с существительными, причём, обозначающими знакомые ему понятия

Начинать обучение лучше всего с самых простых слов, которые кроха хорошо знает (мама, папа, бабушка, дедушка, также это могут быть знакомые названия одежды, блюд, домашних питомцев).

Обучение счёту

Занятия начинаются примерно с года. Вначале мама обучает ребёнка счёту до двадцати. Для этого ему демонстрируются соответствующие карточки с точками: 3 сеанса в день по 5 карточек (мама опять-таки чётко проговаривает название каждого числа). Каждый день добавляются 2 новые карточки и, соответственно, убираются 2 изученных.

С помощью точек также нужно осваивать основные математические действия. Например, карточка с тремя точками, знак «минус», карточка с двумя точками, знак «равно» и карточка с одной точкой. На последнем этапе ребёнок учится решать цифровые уравнения (конечно же, с объяснением родителя, а не интуитивно).

С помощью карточек можно не только учить с малышом числа, но и осваивать математические действия

Самые популярные карточки — энциклопедические

Аналогично малышу ежедневно быстро демонстрируются карточки с каким-либо предметами и объектами. При этом взрослый называет то, что изображено, и произносит о нём определённый факт (например, что это за животное, что оно ест, где живёт и пр.). Первые дни занятий включают в себя 3 сеанса по 10 карточек, постепенно количество карточек за один показ увеличивается. Картинки, которые демонстрировались 30 раз, убираются из комплекта и заменяются новыми.

Естественно, здесь многое зависит от возраста ребёнка. Например, трёхмесячному малышу будет достаточно просто называния животного, растения, овоща и т. д. Малышу же после года уже стоит сообщать конкретные факты и предмете или объекте.

Как научить ребенка читать по ВИДЕО карточкам Домана

Поскольку я увидела результат, нам хотелось продолжать дальше. Но когда дело дошло до словосочетаний и предложений, расклеивать
карточки по стенам стало очень утомительным занятием, занимающим у меня по вечерам массу времени. Я знала, что для любого малыша то,
что двигается и мелькает, всегда представляет больший интерес, и я решила изготавливать ВИДЕО карточки Домана по методике Гленна Домана и выкладывать
их в интернет для тех занятых мам, у которых нет времени на подготовку к занятиям, но есть огромное желание развивать своего ребенка. Теперь для того,
чтобы научить Вашего малыша читать, достаточно показывать в день по 3 видеоурока (с интервалом от получаса до 8 часов). Каждый видеоурок длится
около 2 минут и состоит из 25 слов с видеосюжетом. Ежедневно в каждом видеоуроке добавляется 5 новых слов, 5 старых убирается, каждое слово
демонстрируется не более 15 раз в течение 5 дней. Вначале Ваш малыш просто запоминает написанное, потом анализирует, затем самостоятельно выходит
в чтение, минуя этап послогового проговаривания. Постоянный анализ поступаемой информации активно стимулирует мозговую деятельность Вашего малыша,
развивает словарный запас, память и интеллект в самый важный период активного роста мозга, что подтверждено более чем 70-летним опытом института
Гленна Домана (DOMAN INTERNATIONAL Institute).

Полный видеокурс «Как научить ребенка читать по методике Гленна Домана» 1 этап «Слова» состоящий из 60 видеоуроков Вы можете скачать здесь бесплатно.

Ваш малыш легко и с удовольствием научится читать, расширит свой кругозор, разовьет интеллект и память!

Елена Разницына

Окружающая природа

Это очень богатая и плодотворная тема для ребенка. Сюда включаются следующие разделы:

  1. — времена года (зима, осень, весна, лето);
  2. — цветы, листья и деревья;
  3. — птицы, бабочки, рыбки;
  4. — дикие и домашние животные;
  5. — грибы, овощи и фрукты.

В 3-4 года ребенок уже может определять времена года (зима, осень, лето, весна). На основе картинок можно построить целый рассказ о природе.

Например, покажите, малышу цветные карточки на тему «Времена года. Зима». Спросите, что происходит зимой: куда улетают птицы, как ведут себя рыбки, бабочки, дикие и домашние животные. Покажите детям раскраски, где нарисованы домашние и дикие животные, попросите разграничить представителей фауны по этим двум видам. Прекрасно подойдут и картинки этих животных для детей.

Зима – удивительное время года для ребят. Спросите, какие они знают зимние игры, какие праздники нам приносит зима. Веселые карточки «Времена года. Зима» помогут представить это время в полном объеме.

Также поступаем с карточками «Времена года. Осень». Спросите, чем богата осень (овощи, фрукты, грибы). Осень приносит холода, опадают листья с деревьев. Попросите ребенка назвать, какие овощи и грибы, растущие осенью, он знает. Веселые карточки «Времена года (зима, осень, весна, лето)» можно успешно применять на уроках в детском саду и школе.

У родителей многих ребят есть огороды и дачные участки. Спросите, какие овощи у них растут, какие они знают съедобные грибы. Кстати, дети часто путают овощи и корнеплоды. Многие родители также выращивают цветы на приусадебных участках. Это может стать еще одной темой для разговора. Попросите ребят назвать цветы, которые им известны, а также какие у них самые любимые цветы.

На школьных уроках природоведения в начальных классах успешно будут действовать красочные картинки и веселые раскраски «Птицы», «Рыбки», «Бабочки», «Цветы», «Грибы», «Овощи» и др. Они подойдут как материал для открытого урока. Их легко можно скачать на нашем сайте.

У многих детей дома есть домашние питомцы, рыбки или птицы, некоторые увлекаются собранием картинок, где нарисованы бабочки. Попросите их рассказать о своих питомцах или коллекции: какие рыбки живут в аквариуме, какие птицы могут жить дома, какие бабочки самые красивые или большие. Наверняка птицы, бабочки и рыбки живо заинтересуют ребят.

Как научить ребенка читать по карточкам Домана

Чтобы научить читать по методике Домана нужно:

  • 3 раза в день Вашему малышу демонстрировать и озвучивать 25 карточек с различными словами (5 комплектов по 5 слов) примерно по 1 секунде, что в среднем занимает 25 секунд.
  • Перерыв между занятиями должен составлять от получаса до 8 часов (это связано с особенностями мозга, в результате научных исследований были выявлены наилучшие условия для повтора запоминаемой информации).
  • Каждый день 5 старых карточек менять на 5 новых. Каждое слово должно быть продемонстрировано не более 15 раз в течение 5 дней, т.е. максимум 3 раза в день, чтобы не наскучить ребенку.

Дополнительно мы показывали карточки Домана по энциклопедическим знаниям для расширения кругозора, тренировки навыка чтения и общего развития ребенка.

Раздел 1. Игры с карточками для детей: развитие воображения

Игра «Колдун»

Это игра для детей с пяти лет, в самом простом варианте можно играть с детьми с четырех лет

Игра развивает фантазию детей, что очень важно не только само по себе, но и для развития творческих игр дошкольников (сюжетно — ролевой и режиссерской)

Автор игры — Е.Е. Кравцова, известный детский психолог.

Подготовка к игре: перемешайте карточки на разные темы в одной коробке. Можно туда же положить и детские кубики с буквами, и картинки из лото или из домино на разные темы. Закройте коробку. Это наши «сокровища», которые мы будем брать с закрытыми глазами в ходе игры из этой коробки.

Ход игры:

Первый уровень игры.

Шаг 1. Рассмотрите с детьми картинку с изображением колдуна (или игрушку — колдуна). В качестве игрушки — колдуна можно использовать самую обычную пластиковую бутылку от воды, если приклеить к ней детали лица и обмотать в «волшебный плащ» — лоскуток ткани.

Расскажите ребенку сказку об этом колдуне: «Жил — был в одной пещере колдун. Она умел заколдовывать разные вещи: заколдует — и унесет к себе в пещеру. Но колдун мог заколдовать только   те картинки, у которых не было пары. Если картинки становились парами — то колдун не мог их взять».

Шаг 2. После этого дайте ребенку в руки коробку и предложите с закрытыми глазами достать из нее две карточки (две картинки). Нужно объединить эти две картинки одной историей.

Например, если выпадет картинка «снеговик» и «корзина», то можно придумать, что снеговик в корзину положил подарки и пошел поздравлять своих друзей с Днем рождения или с Новым годом. Придумайте сначала такую историю сами по тем картинкам, которые вытащил ребенок из коробки. Затем предложите ребенку придумать свою историю по новым двум картинкам.

Некоторым детям легко дается эта игра, другим — трудно. Если ребенку трудно придумать — придумывайте сначала вместе с ним. Предлагайте малышу вариант: «Как ты думаешь, куда пошел снеговик с корзиной — в магазин или в лес? Нет? А куда? А что он в корзину положил? Ты бы что положил бы?»

Второй уровень игры. Ко второму уровню игры можно переходить, если Ваш ребенок очень легко связывает в одной истории два объекта (две карточки). Предлагайте ребенку вытащить из коробки сначала три картинки, потом четыре- пять картинок. И связать их в один сюжет. Если ребенку трудно самому придумать  историю — сочиняйте вместе!

Третий уровень игры. Нужно построить целую цепочку из 15-20 случайно выбранных из нашей коробки картинок и сочинить  рассказ по ней.

Как играть с карточками:

Берем из коробки по очереди с закрытыми глазами карточки и сочиняем общую историю. Например, начинаете Вы как взрослый. Вы берете карточку и придумываете по ней начало истории: «Жил-был.. И был он очень… Однажды …». На этом Вы прерываете свою историю и передаете ход ребенку.  Ребенок вытаскивает вторую карточку и придумывает продолжение. Затем снова Ваша очередь — берем третью карточку и продолжаем нашу историю. И так до 15- 20 карточек.  Карточки выкладываем в ряд друг за другом слева направа. В заключении этапа ребенок сам может объединить картинки в общий сюжет.

Варианты проведения игры:

Эту игру можно проводить и  с 2-3 детьми одновременно, сочиняя общую историю. А можно соревноваться: у кого история длиннее: у команды папы с мамой или у разновозрастной команды детей? Побеждает в игре тот, кто смог объединить наибольшее количество картинок. .

Массаж пальцев.

Массаж пальцев стимулирует многие важные зоны головного мозга!

Дайте ребенку круглую щетку для волос, колючие бигуди, массажный мячик, шишку или любой другой предмет с «колючей» поверхностью.

Вкладываем предмет в руки малыша и, обняв его ладошки своими руками, показываем, как можно катать предмет между ладонями, приговаривая:

«Маленький колючий еж!

До чего же ты хорош!

Я люблю твои иголки!

Хоть они и очень колки!».

Если ребенок не против — можно продолжить массаж и помассировать таким же образом пяточки.

Музыкальное развитие.

Для танца понадобится платочек, маленькое полотенце или яркий лоскут любой материи. Желательно, чтобы свой платочек был и у мамы (она показывает движения), и у малыша.

Включаем песенку Железновых «Танец с платком» — прослушать песенку можно по этой ссылке.

Выполняем движения, о которых поется в песне (машем платочком под музыку, крутимся и т.п.).

Биография Глена Домана

Знаменитый физиотерапевт родился в 19-ом году прошлого века в окрестностях Филадельфии. В 40-х годах того же столетия он поступил на должность практиканта в клинику. В то время он активно изучал нюансы работы головного мозга у маленьких детей. Однако война прервала его занятие наукой и вынудила отправиться на фронт.

После завершения второй мировой войны Глен продолжил заниматься исследованием детей с повреждениями коры мозговых полушарий и поражениями ЦНС.

В 60-ом году эксперт написал статью о проделанной работе. После этого к нему пришла слава среди ученых. С тех пор система детского развития по Доману начала применяться не только экспертами, но и многими родителями в обыкновенных семьях.

На территории РФ систему Домана адаптировал Андрей Маниченко.

Методика Домана

Немного об авторе

Глен Доман — врач-нейрофизиолог, родился в 1920 году в Филадельфии, США. Стал известен миру разработкой методики раннего развития детей. Но начинал свой путь Доман с изучения детского мозга в Университете Пенсильвании. Там получил ученую степень по физиотерапии и предполагал продолжать научную деятельность, но помешала Вторая мировая война. Молодой перспективный врач Глен Доман ушел добровольцем в пехотные войска США, решив возобновить изыскания в нейрофизиологии после окончания войны.

Возвращение к медицинской практике Глен Доман начал с разработки курса реабилитации детей с повреждениями головного мозга, ЦНС — с ДЦП, синдромом Дауна, аутичным поведением. И заметил, что между уровнем физического и интеллектуального развития прямая взаимосвязь. Больным детям предлагались следующие задания: взмахи руками, ногами, ползание.

Вслед за активацией работы мышц происходил прогресс в работе мозга. Таким образом, устранялась первопричина детских дефектов, а не ее следствие.

Далее для малышей с особенностями развития разрабатывалась программа по стимуляции зрительной, слуховой, тактильной активности. Уроки распределялись в течение суток, были очень насыщенными и продолжительными. Курс реабилитации длился много месяцев. В результате большинство больных детей показывали хорошие результаты в умственной и физической сфере развития.

В 1955 году вместе с коллегами-нейрофизиологами основал Институт развития человеческого потенциала. Базой исследований стала новейшая для своего времени методика Домана. В 1960 году была написана статья о результатах работы группы нейрофизиологов по реабилитации детей с параличами, отставанием в психическом и интеллектуальном развитии по авторской методике, а также в целом о деятельности института. Результаты поразили общественность.

Через несколько лет Доман решил апробировать свои педагогические и медицинские разработки на здоровых детях. Малыши занимались по той же реабилитационной программе и показали следующие результаты:

  • Читали в раннем дошкольном возрасте.
  • Считали до сотен и тысяч.
  • Были очень эрудированными, обладали обширными знаниями по географии, биологии, математике, зоологии.
  • Эффективно повышали уровень физического развития.

После публикации описания авторской методики в научных журналах, выпуска книг Глена Домана, методикой раннего развития заинтересовались не только педагоги, врачи, но и родители.

Самыми популярными в России и США стали следующие дидактические технологии:

  1. Как научить ребенка читать.
  2. Как научить дошкольника считать.
  3. Как дать энциклопедические знания в раннем возрасте.

Занятия по любому из перечисленных блоков по методике Глена Домана строятся на демонстрации карточек с картинками, точками, словами. Методика проста. Специальных знаний, навыков в педагогической работе от родителей не требуется. Достаточно уделять урокам много времени, сил, быть заинтересованными в результате и не ждать успехов слишком быстро.

Основные принципы и правила обучения

Воспитывать особенного ребенка, эффективно обучать его непросто. Родителям пригодятся следующие советы по организации занятий:

  1. Не ждите, что время расставит все на свои места. При обнаружении первых признаков нарушений умственного, интеллектуального развития у новорожденных начинайте решать проблему. Чем раньше ввести в ежедневное расписание малыша развивающие занятия, тем выше будет результат.
  2. Занимайтесь систематически, регулярно. Не бросайте использование метода Домана при первых разочарованиях.
  3. Продолжайте урок, пока кроха хочет заниматься. Проявление негативизма — сигнал к перерыву.
  4. Доверяйте своему ребенку. Уважайте его интересы, желания. Не стоит действовать методом тирании, заставлять заниматься силой. Действуйте хитростью, мягко.
  5. Верьте в успех.
  6. Радуйтесь проявлению инициативы. Хвалите кроху, даже за мелкие достижения.
  7. Создавайте подходящую обстановку для обучения особенного ребенка.
  8. Готовьтесь к урокам заранее. Не начинайте скачивание, распечатку карточек и таблиц в спешке. Продумайте расписание занятий на несколько недель вперед.
  9. Не зацикливайтесь на уже пройденном материале. Чаще предлагайте новую информацию. О пройденном говорите кратко.

Схема разработки карточек

Весь процесс разбит на четыре этапа: идея, контент, согласование, дизайн.

Идея. В SMMplanner «карточки» — это стандартная единица контента, поэтому сначала нужно подобрать, что будет «внутри». Переупаковка статьи, реклама курса, новая заметка, может быть, какая-нибудь инструкция? Самый простой вариант — найти хорошую статью, вытащить из неё основные тезисы и поместить на карточки.

Контент. После того как идея «нашлась», её надо упаковать. Обычно я готовлю «черновик» (карточки с контентом) в гугл-презентациях. Для этого в настройках страницы я задаю свои размеры.

Черновик должен быть (хотя бы в голове)

Я пользуюсь шрифтом Arial 18 кегля. Это идеальный размер для будущей карточки размера 900×900px. Размер шрифта получается достаточно читабельным даже на телефоне.

Согласование. После того как черновики готовы, их проверяет корректор, а затем они отправляются на согласование.

Дизайн. С созданием «красивых» карточек проблем обычно нет. В Фотошопе или в любом альтернативном редакторе создается квадратная картинка и заполняется согласованным текстом.

В Фотошопе я активно использую монтажные слои и смарт-объекты. Монтажные слои позволяют создавать сразу несколько карточек в одном документе, а смарт-объекты позволяют «одним разом» видоизменять те вещи, которые используются на нескольких карточках.

Я предпочитаю делать карточки в монтажны слоях фотошопа.

Советы по развитию речи

Карточки хорошо помогают в развитии речи ребенка. Но не стоит забывать, что пользоваться ими нужно правильно

Также важно помнить, что развитие речи зависит от многих факторов.

Специалисты дают такие советы родителям:

  • чаще общаться и играть с малышом;
  • если у ребенка плохая генетика, он может начать разговаривать с запозданием. Чтобы ускорить речевое развитие, нужно проводить специальные занятия;
  • если у малыша наблюдается задержка речи, то надо выяснить и устранить причину этого явления. Ребенка в обязательном порядке следует показать специалисту;
  • о развитии младенца стоит побеспокоиться еще тогда, когда он находится в утробе. Беременной женщине рекомендуется разговаривать с ребенком, слушать классическую музыку.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector