Учим детей делить слова на слоги правильно и эффективно

Содержание:

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо «позвать» этим словом: барабан! зонтик? кошка!

Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово «сок» сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и «прочтите» схему. Все ли звуки «выстроились»? Произнесите третий звук и достройте схему. «Прочтите» схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный «у» всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным «у» без ударения или с «ы» в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове «нос» на конце слышим звук «с» и пишем букву «с», в отличие от слова «дуб», при произнесении которого слышим звук «п», но пишем букву «б».

Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Основные правила слогораздела

После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.

Общие правила корректного слогоделения звучат так:

  • слогообразующими всегда являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука либо  комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.

Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух

Историческое предисловие

Звуковой метод был предложен великим педагогом Д.К. Ушинским более 150 лет назад взамен буквослагательного и поддержан Д. Тихомировым, Ф. Зелинским, Л. Толстым и др. Раньше дети сначала вызубривали названия букв: аз, буки, веди и так далее. Затем заучивали слоги: «буки» и «аз» в такой последовательности образуют «ба», «аз» и «веди» – «ав»… Далее складывались слова, и каждый незнакомый слог учителю приходилось пояснять, а ученику – запоминать. Т.е. ребёнок не понимал, как соединяются литеры в склады.

При обучении же чтению звуковым (или звукобуквенным, фонетическим, логопедическим) методом процесс сильно упростился: дети с самого начала учились осмысленно, понимая технику сложения звуков. Так осваивали грамоту наши родители, бабушки, прабабушки, и как показывает опыт, в 100% случаев удачно.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Еще один «проблемный» среди детей звук «Ш»

Важно начать обучение как можно раньше, что бы не упустить момент и вовремя скорректировать произношение. Начинаем с артикуляционной гимнастики

  1. «У стоматолога». Ребенок максимально широко открывает ротик, и фиксирует положение на 15 секунд. Повторяем 10 раз. Упражнение укрепляет нижнюю челюсть.
  2. «Забор». Улыбаемся, верхнюю челюсть ставим на нижнюю. Фиксируем на 20 секунд, мышцы лица стараемся расслабить.
  3. «Улыбка». Сомкнув зубы, пытаемся растянуть губы в улыбке на 5-10 секунд, повторяем 10 раз.
  4. «Хоботок». Губы вытягиваем в трубочку как можно дальше. Повторяем 10-15 раз

После разминки приступаем к языковому изучению:

  • «Лошадка». Язык прижимаем к небу и клацаем, имитируя лошадь.
  • «Часы».Поворачиваясь влево – вправо, повторяем «Тик-Так»
  • «Жабка» Делаем движения языком вперед – назад.
  • Придумайте свою словесную игру с шипящими звуками.
  • С малышом общайтесь без «сюсюкань» с грамотным произношением.

Четвертый этап обучения

На очередь простым предложениям приходят распространенные. Ваше чадо уже совершил первый важный шаг в своем развитии: узнавание отдельных слов и понимание их значения. Второй шаг, который происходит на этой ступени, — узнавание слов в предложениях и понимание их в совокупности, как более сложные понятия.

Итак, здесь действует тот же принцип, что и на третьей стадии. Вы постепенно увеличиваете количество слов в предложении. Например, начиная с «Собака лает» и заканчивая «Собака громко лает возле дома».

Постепенно продолжайте все также уменьшать шрифт и увеличивать количество слов. Также к концу четвертого этапа приходит время, чтобы сменить красный цвет фломастера на черный.

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

Чтение простых слов по слогам

Как научить ребёнка складывать буквы в слоги

После того как ребёнок будет знать хотя бы две буквы, можно начинать составлять слоги гласный + гласный (АУ, УА, ИА и т. д.), потом гласный + согласный. Слоги, типа Г + С называются закрытыми, С + Г – открытыми. Дети быстрее обучаются чтению закрытых слогов (АМ, УМ, ОН и др.). Некоторые программы меняют очерёдность. Для домашнего обучения чтению это непринципиальный момент. 

Важно научить детей не изолированно произносить звуки, а плавно. Хорошо способствует этому медленное пропевание слогов (АААААУУУУ)

У детей всё ещё преобладает наглядно-образное мышление, поэтому незаменимы будут слоговые и буквенные кассы, буквы на магнитах, вагончики с будками и т. д. 

Выпускается очень много интересных пособий для обучения чтению. С ними можно придумать различные дидактические игры. В них буква должна каким-то образом «встретиться» с другой.

Как научить ребёнка складывать буквы в слова: игры

  • Давай подружим букву А и букву У. Теперь они неразлучные друзья. Теперь они не просто две отдельные буквы, а целый слог! 
  • В депо приехал паровозик. К нему прицепился вагончик, в котором ехала буква А. В последний момент запрыгнула буква У. Что получилось? 
  • Буквы А и У взялись за руки и запели песенку. Буква А пела ААААА, буква У пела УУУУ. Они пытались перекричать друг друга и чуть не перессорились. Потом договорились петь по очереди. У них получилось АААУУУ. 

Дидактические игры-сказки не только помогают освоить чтение слогов, но и развивают воображение с мышлением. Дополнительно формируется позитивная учебная мотивация.

Начало обучения чтению

Дети, посещающие государственный детский сад, начинают изучать буквы в старшей группе. Она соответствует возрасту 5-6 лет. Родители часто начинают сами знакомить ребёнка с чтением. Это очень хорошо сказывается на его развитии и дальнейшем обучении. Однако не рекомендуется обучать детей чтению другими методами, например буквослагательным. В самом методе ничего плохого нет. Проблемы могут возникнуть, когда в саду начнут учить совершенно по другому принципу. Ребёнку, умеющему читать целыми словами, будет непонятно, зачем выделять отдельные звуки и соединять их в слоги. 

Лучше всего начинать домашнее обучение чтению теми же методами, которым следуют детские сады, а затем школы.

Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?

При обучении слогоделения малышу нужно напомнить  основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.

Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.

Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.

Составляем слова

Для этого этапа будут полезны разрезанные карточки со слогами. Сначала берите по 3–4 штуки, потом можно больше. Дайте задание составить слова из полученных карточек, лучше, если вариантов будет несколько. Например, на столе лежат слоги МА, РА, ЗИ, ПО. Пусть составит слова: ЗИМА, ПОРА, РАМА.

Следующий этап — составление слов с закрытыми слогами. Понадобятся отдельные буквы и карточки с открытыми слогами. Например, МА, ПА, СО и буквы на карточках К, Ж, М. Получится следующий набор: МАК, СОК, ПАЖ, СОМ.

Через 2–3 урока предложите составить слова из нескольких слогов. Выбирайте простые лексемы: ДОМИК, ТРАВА, ЛОПАТА.

После самостоятельного составления слов можно переходить к занятиям по книгам с небольшими текстами. Сначала малыш читает отдельные слова с одним слогом, потом с двумя–тремя. Торопить, ругать, подсказывать не нужно.

Произношение

Теперь, когда вы уже научили читать по слогам первые слова, внимательно следите за тем, как ребенок их произносит. И сразу исправляйте любые неточности, не оставляйте это на потом. Легче с самого начала повторить всё чуть больше раз, чем затем целенаправленно и не всегда удачно заниматься устранением ошибок.

На развитие навыка чтения

Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить

Развивается внимание, зрительная память.
Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах

Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

Обучающие игры и развлечения

Чтобы изучение материала проходило весело и легко есть несколько простых, но действенных методик. Некоторые из них мы уже упоминали выше:

  • Магнитные буквы на доске или холодильнике, где всегда можно потренировать новый навык.
  • Продолжить слово за родителем, папа или мама произносят начало, а малыш заканчивает. Делать такое можно как устно, так и при помощи специальных карточек.
  • Ассоциации. Демонстрируете наглядный пример на ту или иную букву, просите назвать нужное слово.

Тексты по слогам для начинающих читать детей

Используйте такие тексты по слогам для начинающих читать детей:

Тексты по слогам для начинающих читать детей

Тексты по слогам для чтения

Читаем первое слово

Чтобы чтение для дошкольников не превратилось в наказание, родителям важно не забывать хвалить малыша, а вот делать ему замечания следует как можно реже. Когда слоги уже хорошо прочитываются и составляются на магнитной доске, можно переходить к следующему заданию – прочесть свое первое слово

Оно должно быть простым и понятным, например «мама».

Для этого урока родитель готовит две карточки – на одной слово разделено на два слога – «ма» и «ма», а вторая карточка разрезана на эти слоги. Необходимо предложить ребенку прочитать слоги один за другим: ма-ма. Далее спросить, что получилось, какое слово? Сначала ему показывается первая карточка, затем – вторая. Малыш, скорее всего, ответит правильно, это будет его маленькое открытие – если прочитать слоги слитно, получится слово! Похожим образом строится последующая работа по чтению слов по слогам, ребенку даются пока самые простые комбинации: собака, дорога, рыбалка.

На этом этапе мы учимся не только читать, но и составлять слова из слогов, поэтому можно предложить ребенку всевозможные пазлы: сложи слово из отдельных слогов, отгадай загадку и сложи ответ из карточек.

Обучающие уроки

Что делать, если ребенку 2 года, а он не разговаривает, — вопрос, на который ответ один: прежде всего не отчаиваться, а заниматься. Программ, которые учат малышей говорить, сейчас достаточно много и выбрать одну из них для родителей не составит труда:

Работа с картинками. Эта методика заключается в том, что ребенку каждый день показывают одни и те же красочные иллюстрации, кратко рассказывая, кто на них изображен. Например, это – собака, это – корова и т.д. Все слова должны произноситься в правильной форме, четко и медленно. Для этих занятий можно использовать не только картинки, но и кубики или любимые книжки.

Пальчиковые игрушки. Всем известно, как малыши любят кукольные спектакли. Это очень интересно, как правило, даже подвижные дети с удовольствием принимают в этом участие. Можно инсценировать разные простые сказки: «Курочка Ряба», «Репка» и т.п. Главное, чтобы в них были несложные фразы и слова, которые периодически будут повторяться. Поставьте несколько, заранее выбранных сказок, текст которых каждый раз будет одинаковым. Возможно, именно такой подход позволит ребенку, который не хочет говорить в 2 года, научиться произносить слова.

Работа со стихами. Сейчас много обучающих стихотворений для малышей, которые в игровой форме позволят научить кроху простым словам

Здесь очень важно не просто озвучивать свою роль, а обучить ребенка диалогу. Для примера воспользуйтесь этими простыми четверостишиями:. ***

***

Мама: гуси, гуси,

Ребенок: га-га-га,

Мама: есть хотите?

Ребенок: Да, да, да.

***

Мама: Вот барашек.

Ребенок: Бе-бе-бе.

Мама: К нам он скачет.

Ребенок: Где, где, где?

***

Список мультфильмов:

  • «Как научить ребенка говорить? (популярные слова)». Состоит из трех частей и учит малышей словам, которые изображены на картинке.
  • «Как говорят животные?». Веселый музыкальный мультик, который знакомит детей с тем, как поют птички, разговаривают звери и т.п.
  • «Кухня». Он рассказывает об овощах и предметах на кухне, а также объясняет понятие «маленький – большой».
  • «Учим фрукты». Развивающий мультфильм про машинку, который знакомит малышей с названием фруктов, понятием «много — мало».

Как научить ребенка слогам: учим ребенка говорить слоги?

Существует два основных заблуждения при обучении чтению. Во-первых, ребенку не обязательно знать буквы алфавита, а во-вторых, изучение всего алфавита не требуется. Многие дети, уже выучив алфавит в 3 года, не могут научиться чтению по слогам даже в 5 лет, что вызывает усиленное беспокойство родителей.

Сложность этого этапа в том, что сами по себе буквы в алфавите произносятся различно в сравнении с употреблением их в разных слогах. Например, «А» и «Б» читаются отлично от слога «БА». Это составляет главную трудность для крохи в понимании, что может быть несколько вариантов произношения букв и слов с ними, например, в словах «аист», «губка» и «баба».

Как научить ребенка слогам: учимся делить слова на слоги

Научить делить на слоги можно по следующим принципам:

  • гласные + согласные;
  • гласные;
  • согласные + гласные.

Например: «ма-ши-на», «о-рех» и «об-ла-ко». Учите ребенка читать, а не запоминать буквы и слоги. Для облегчения процесса обучения приготовьте карточки со слогами, где на большой площади будут расположены одинакового размера и написания слоги, которые чаще всего встречаются в повседневной речи малыша.

Карточки можно приобрести в магазинах, сделать самостоятельно или скачать на сайте и распечатать. Для начала используйте простые слоги, состоящие из согласных и гласных букв. Применяйте карточки для составления простых слов, которые складываются в двух- или трехсложные слова.

Показ карточек должен сопровождаться вашим звуковым произношением, а далее просьбой малыша повторить. Далее, раскладывая карточки, повторяйте слово по слогам и показывайте поочередно карточки ребенку. Повторяя за вами, кроха начнет произносить простые слоги и слова, а после осознает значение слова, что сопровождается искренней радостью понимания прочитанного.

Обучение не должно утомлять ребенка, поэтому проводите его короткими 15-минутными курсами, но  повторяя материал в течение дня. В первый раз не давайте много материала, 3 слогов вполне достаточно. В последующие дни повторяйте уже изученное и давайте новое, так из 10 слогов можно выучить около 30 слов.

Рисуйте и лепите из пластилина буквы и слоги, играя, приучайте ребенка к опознаванию буквенных знаков. В начале обучения лучше придумывать слова-существительные, которые понятны ребенку и состоят из небольшого количества легко прочитываемых слогов. Если малыш капризничает, то значит, у него что-то не получается и стоит спокойно повторить материал, если же ему стало скучно, то стоит внести новый материал для привлечения его внимания.

Не рекомендуется объяснять ребенку на первых занятиях о видах букв, это его только утомит и отвлечет от главной цели занятия. Схемы, используемые в букварях также могут сбить с толку кроху, так как содержат много лишних знаков, в процессе ребенок сам заметит схожесть некоторых букв и сможет паровать слоги. Не стоит писать слоги через дефис, применяйте карточки, так ребенку будет намного проще, ведь он не будет отвлекаться на неизвестные знаки.

Что делать, если малыш не хочет учиться читать

Бывает, что дошкольник отказывается дома учится читать: занятие не вызывает у него интереса, а часто и сопровождается слезами. Ни в коем случае не нужно заставлять малыша.

Всё должно происходить в своё время. Часто бывает, что малыш отказывается постигать «науку» чтения, а через какое-то время сам проявляет к ней интерес и довольно быстро всё постигает.

Именно так было с моим сыном. Когда ему было четыре года, я пробовала обучать его чтению — показывала ему отдельные буквы (он их вроде запоминал), и побуждала складывать их в слоги. Процесс проходило тяжело, ребёнок нервничал, плохо понимал, что от него хотят, и я отказалась от своей «затеи». Но прошёл год, и в пять лет мальчик однажды сам подошёл ко мне и попросил посмотреть, как он умеет писать слова. К моему удивлению, он правильно написал слово «танк», затем последовали другие. Тогда я предложила попробовать почитать букварь, и у сына стало всё хорошо получаться, а уже наверное через месяц он вполне прилично читал.

Ни в коем случае нельзя учить ребёнка читать, если он не хочет этого — процесс должен доставлять радость, а не слёзы

Научить дошкольника читать — вполне посильная задача для родителей, если их ребёнок уже готов к этому. Опираясь на множество методик, взрослые могут выбрать для себя наиболее подходящие приёмы. Если обучение проходит в игровой форме, нравится малышу, то, несомненно, оно принесёт результаты.

Можно ли научить читать по слогам в 3-4 года и надо ли это делать

Возраст ребенка и его желание учиться являются главными факторами принятия решения о начале дошкольного образования. В зависимости от характера и индивидуальных особенностей малыша, вполне допустимо начинать такой процесс в возрасте 3-4 лет.

Плюсы и минусы раннего обучения

Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, как и когда начинать образование своего чада, но все же есть общие понятия пользы и вреда раннего обучения.

Из положительных факторов можно отметить такие:

  • обучение чтению в игровой форме помогает формировать разносторонне развитую личность малыша с одновременным приобретением полезного навыка;
  • в процессе общения с мамой, папой во время занятий укрепляется психологическая связь и выстраивается авторитет взрослого как знающего и умеющего научить;
  • во время занятий у малыша расширяется кругозор и он узнает новые слова, понятия;
  • обучение способствует развитию памяти, внимания, мышления, что поможет в школьные годы;
  • при условии, что малыш учится с интересом и радостью, такие занятия вырабатывают любовь к учебному процессу и улучшают его настроение, что в целом хорошо.

При неправильном и неумело организованном образовательном процессе ребенка дома возникает ряд негативных сторон такого раннего обучения:

  • нерациональное использование времени и методов вызывает негативное восприятие обучения у малышей, которое остается с ними и в школьные годы;
  • отсутствие результатов и огорчение из-за неправильно подобранной методики;
  • «прыжки» от одного материала к другому, которые не дают детям увидеть систему и понять основы чтения;
  • длительные и монотонные занятия, которые становятся неэффективными и вызывают протест.

В целом положительное или отрицательное воздействие раннего обучения напрямую зависит от компетентности и терпения взрослых, которые решили заняться образованием своего чада самостоятельно.

Лучшие методики для домашнего обучения

Для того, чтобы научить малыша читать в возрасте 3 года, можно применять разные способы и методы, самыми лучшими признаны:

кубики Зайцева, которые дают хорошие результаты и позволяют проводить занятия в форме игры, что важно в таком возрасте;

буквенные домики С. Полякова, систематическое использование и поэтапность метода дает высокие результаты;

система Монтессори позволяет обучаться с интересными заданиями и не дает заскучать;

методика Ольги Соболевой построена на ассоциативном запоминании, рассчитана на детей с разным типом восприятия информации, что является несомненным плюсом.. Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно

Для ребенка, которому уже исполнилось 4 года, все эти методики также применимы, кроме этого хорошо подойдет метод Домана с применением различных карточек, которые можно купить или изготовить самостоятельно.

Возможные трудности

Существует несколько проблем, с которыми в той или иной степени сталкиваются все родители

Исправить их не сложно, достаточно уделить внимание, потренироваться чуть дольше.

  • Слияние звуков. Ребенок не может прочитать слог слитно, выговаривает буквы отдельно. Есть простой визуальный способ: нарисуйте линию между двумя буковками и скажите, что они как бы стремятся друг к дружке. Повторите, отработайте звучание.
  • Регрессии. Хоть малыш и читает, но его глазки непроизвольно возвращаются назад, к уже пройденному. В этом случае, сбавьте темп занятий, проходите материал немного дольше.
  • Додумывание. Такое встречается даже у школьников, но появляется при в то время, когда ребенок только учится читать по слогам дома. Мальчик или девочка правильно произносят начало слова, но заканчивают неверно. Исправить это можно, только если постоянно указывать на ошибки.

Упражнения для развития внимания

Когда ребенок научится складывать слова без особых усилий, следует усложнить ему задачу.

Сложить слово, пропустив в нем одну букву. Ребенок должен найти пропажу. Для этого он должен внимательно прочитать слово по слогам. Иногда дети пытаются догадаться, что за слово перед ними. И из-за торопливости и невнимательности не видят ошибки. Например: та-ре-ка (тарелка). Пропущенную букву «л» ребенок может не заметить, если угадает слово целиком, не читая его

Следует обратить его внимание на необходимость прочтения каждого слога так, как он выглядит на самом деле, а не в его воображении.

Обратное задание — лишняя буква. Процесс аналогичный

Внимательно пропеть все слоги, в результате чего и обнаружится ошибка. Слова должны состоять не более чем из трех слогов. И лишней буквой лучше избрать согласную. Ее легче обнаружить, поскольку гласную ребенок попробует связать с последующей буквой. А ведь задача еще и в том, что бы ребенок оказался удовлетворен своей работой. Иначе учение быстро превратится в мучение. Например: кен-жгу-ру (кенгуру). При внимательном прочтении лишняя согласная будет резать ухо и сразу обнаружится.

Похожие слова. Здесь ребенку следует предложить прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой. Кит-кот, пар-жар, лес-лис. Обратить внимание на изменение смысла слова от замены одной буквы другой. Можно использовать картинки с перепутанными надписями. Под изображением кота написать «кит». И заострить задание именно на прочтении, а не на рисунке.

В каком возрасте пора учить ребенка чтению по слогам?

Оптимальным временем для обучения ребенка чтению считается возраст после 5-ти лет. К этому моменту у малыша уже достаточно хорошо развито мышление, память и внимательность, поэтому обучение будет более эффективным. Стоит ли учить ребенка чтению в более раннем возрасте и как научить ребенка слогам или чтению слов, если ему всего 2 или 3 годика?

Некоторые родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Ведь уже после 2 лет он умеет запоминать информацию, а значит, его можно учить буквам алфавита. Но если вы хотите начать обучение в таком раннем возрасте, необходимо проводить его в ненавязчивой игровой форме, не требовать от ребенка быстрых результатов и уделять урокам столько времени, сколько ему будет интересно этим заниматься.

Если малыш с увлечением изучает основы чтения, нет ничего страшного в том, чтобы учить его читать в раннем возрасте

Но важно учитывать, что если ребенок научится чтению к 3-м или 4-м годам, нужно будет регулярно закреплять его знания, причем делать это так, чтобы у малыша не пропал интерес. Иначе к моменту поступления в школу он все забудет, и обучение начнется заново

Складываем слоги

Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.

Покажите, как пропевать слоги

Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой

После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.

Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

Самолетики

Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги

Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector