Графические диктанты для дошкольников

Содержание:

Временные ограничения

На занятиях с детьми любого возраста следует делать перерывы раз в десять минут. Можно проводить разминку, почитать стишок «Наши пальчики устали», встать попрыгать или поиграть.

Временные рамки занятий зависят от возраста ребенка, его усидчивости и многих других факторов.

Обычно занятия с малышами 5 летнего возраста и младше идут не больше 15 минут. Графические диктанты с детьми 6 лет занимают 15-20 минут. С ребятами постарше не меньше 20 минут, но не более получаса.

Педагог должен сам контролировать успеваемость детей, меняя время в зависимости от этого. Слишком долгие уроки утомляют малышей и снижают их работоспособность, а слишком короткие не позволят усвоить весь запланированный материал.

Сложные графические диктанты

Ребята подготовительной группы достаточно быстро осваивают простые графические диктанты и не против усложнения самих рисунков. Поэтому переходим к более сложным вариантам с косыми линиями (не 90 градусов, больше или меньше). Сложный графический диктант не каждому старшекласснику по плечу. Тем более ценно, когда с ними справляются подготовишки.

Предметы со сложным шагом

Как нарисовать под диктовку линию, где требуется соединить углы наискосок, по диагонали? На самом деле не так просто. Эта работа сродни ориентировке в системе координат, уже этим очень полезна.

Нам потребуется сложный шаг. Предположим, надо провести линию из точки А в точку Б.

В первом случае инструкция.

Ставим точку А. Из неё делаем сложный шаг: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо. Ставим вторую точку. Соединяем начальную и конечную точку прямой линией. Получилась необходимая линия «наискосок». Называем так, потому что слово «диагональ» когда в школе появляется? Ещё проще, когда соединяемые точки внутри одной клетки (вариант 2 на образце)

Третий вариант инструкции.

Делаем сложный шаг: 4 клетки вверх, 2 клетки влево.

Отрабатывать сложные шаги с будущими школьниками, по опыту, полезнее индивидуально, особенно если ребёнок право/лево путает. Поначалу для многих ребят диктант со сложными шагами труден. Продвигаться надо потихоньку, постепенно, чтобы не отвратить их от такого полезного для школьного обучения дела.

Примеры сложного графического диктанта

Приводим три варианта графических диктантов со сложным шагом: крокодил, собака, цыплёнок с описанием диктовки. Аналогично выполняется рисование по клеткам любого другого рисунка.

 «Крокодил»

Описание диктовки.

«Собака»

Описание диктовки

 «Цыплёнок»

Описание диктовки

Примерно так взрослый диктует, а ребята рисуют по клеточкам. Сложный графический диктант полезен для учеников 1 — 4 класса, расширяя скорость ориентировки. Одно замечание: взрослый сам не должен путаться при диктовке.

Усложнение для читающих детей.

Для самостоятельной работы читающим ребятам дают только описание. Образец перевёрнут лицом вниз. Ребёнок выполняет ступень и вычёркивает её, чтобы не запутаться. Выполнив задание, сравнивает работу с образцом и отмечает ошибки (если они имеются). Графический диктант со сложными шагами – отличная тренировка сосредоточенности и самоконтроля.

Правила рисования по клеточкам

Задания выполняются по определенным правилам, это не математический урок, но он все же учит детей азам счета и понятиям направления в пространстве. В самом начале, вы ставите точку на бумаге на углу клеточки (это будет точка отсчета), она должна быть в таком месте, чтобы ребенок, повторяя узор смог его уместить на листке. Также эту точку ваше чадо может поставить самостоятельно, вам же следует сказать сколько он должен отступить от верха и бока листа.

Далее в вашем листе будут нарисованы стрелочки, обозначающие стороны направления пространства и цифры – указывающие сколько клеток нужно прочертить чтобы получить нужный узор. Пример: стрелочки по горизонтали «5←» — пять клеток влево, «1→» — одна клеточка вправо.

Стрелочки по вертикали «3» — три клеточки вверх, «6↓» — шесть клеточек вниз. Стрелочки по диагонали: «2» — две клеточки по диагонали вверх влево, «4» — четыре по диагонали вверх вправо, «» — вниз вправо «» — вниз влево.

Способы проведения графических диктантов

Провести графический диктант можно по-разному.

Для тех ребят, которые только начинают ими заниматься подойдет самый простой способ – под диктовку взрослого. В этом случае, педагог или родитель диктует малышу, на сколько клеток и в каком направлении необходимо двигаться.

Примером такого диктанта может служить диктант «Собака». Задание выполняется крохой под диктовку инструкции взрослым.

Второй способ – это предложить ребенку лист бумаги, на которому написана инструкция к выполнению задания и поставлена начальная точка, от которой ребенку необходимо двигаться. Ребенок сам смотрит количество клеток и направление движения.

В качестве примера посмотрите графический диктант

  • «Машина»
  • «Лошадка»
  • «Кораблик»

Третий способ – рисование по симметрии. В таких диктантах ребенку предлагается лист, на котором изображена половина рисунка и проведена линия симметрии. Ребенок заканчивает рисунок, симметрично отсчитывая необходимое количество клеток.

Здесь половину елочки рисует взрослый и проводит линию симметрии. Детям предлагается дорисовать вторую половину симметрично.

Четвертый способ подойдет уже для старших детей.
Здесь ребенку предлагается лист с образцом графического диктанта. Ребенок на своем листе должен нарисовать такую же картинку, как и в образце, самостоятельно отсчитывая необходимое количество клеток и определяя направление, в котором ему необходимо двигаться. Такие диктанты могут быть не только в виде проведения линий по клеточкам, но и с закрашиванием необходимого количества клеточек цветными карандашами полностью. В результате у малыша в тетради получается красочная, красивая картинка.

Кто сказал что у дошкольников не бывает диктантов? Вы слышали о диктантах, в результате которых на листке появляется картинка? Малыш в игре тренирует навыки счета. Настоящий графический диктант по клеточкам
понравится не только дошкольникам, но и учащимся начальных классов.

Рисование по клеточкам в тетради

Рисование по клеточкам в тетради стало любимым занятием многих школьников и ребят разного возраста. Твои друзья и одноклассники наверняка увлекаются этим. Красивые, забавные и необычные картинки рисуются легко. Ты поймёшь это, как только начнёшь самостоятельно осваивать искусство рисунка по клеткам.

Читай также:

маленькие рисунки по клеточкам

рисунки по клеточкам в тетради фото

Смелее берись за цветные карандаши или фломастеры. С их помощью клеточки в тетради начнут превращаться в оригинальный рисунок. Не хватайся сразу за сложные изображения, начни с простой схемы, понравившейся тебе картинки. Тренируй свои пальцы каждый день и со временем ты сможешь легко создавать захватывающие 3-D рисунки.

Рисунки по клеточкам в тетрадке — отличный способ отдохнуть

Рисунки по типам:

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Рисование по клеточкам в тетради развивает творческое мышление, координацию и оказывает отличное успокаивающее действие. Благодаря рисованию вы сможете увлечь себя во время скуки. Рисование по клеточкам — это не только увлекательно, но и полезно. Те, кто не имеет художественного опыта, могут получить его благодаря этому типу рисования.

Рисунки по клеточкам

Рисунки по уровню сложности

На нашем сайте представлены примеры рисунков разной сложности. У нас вы можете найти рисунки для начинающих (подойдут для детей и тех, кто хочет быстро и без лишних усилий создать красивый рисунок), а также более сложные варианты. Для начала вы можете попробовать создать самые простые рисунки, после чего переходить на более серьёзный уровень.

Неважно, какой сложности вы выбрали рисунок. Главное, что вы сможете приятно провести время и хорошо расслабиться

С такими рисунками могут справляться как взрослые, так и дети, которые никогда не занимались творчеством.

Польза для детей

Если взрослые могут просто скоротать время за этим интересным занятием, то дети извлекают из этого огромную пользу. Занимаясь рисованием по клеточкам, дети развивают воображение, математическое мышление и стратегию. Это даёт некоторый опыт, который способен помочь детям научиться рисовать более крупные и сложные рисунки.

Положительное действие такое рисование оказывает и на нервную систему. Это помогает успокоить нервы, снять психологическое напряжение и подавить гиперактивность. Рисование по клеточкам под спокойную музыку — отличный способ релаксации.

Что можно рисовать?

Рисовать по клеточкам можно что угодно: животных, растения, пейзажи, красивые надписи, смайлы, персонажей мультфильмов и т.д. На нашем сайте представлены разные варианты рисунков: как для девочек, так и для мальчиков. Вы можете выбрать любой из них и приступить к рисованию прямо сейчас.

Как рисовать?

Для рисования по клеточкам нужно запастись простой школьной тетрадкой (или более крупной, формата А4) и пишущими принадлежностями. Для закрашивания клеточек можно использовать простые ручки и карандаши, а также разноцветные фломастеры, мелки и ручки. Благодаря такому простому набору предметов можно создать по-настоящему красивые и необычные рисунки. Приступайте прямо сейчас.

Как научить

Для проведения занятия необходимо хорошо подготовленное рабочее место. Стол должен иметь гладкую и ровную поверхность. Мебель должна соответствовать росту малыша. На стуле ребенок должен сидеть прямо и ровно. Необходимо хорошее правильное освещение.

Подготовьте листы с графическими диктантами. На первых порах необходимо, чтобы кроха имел перед глазами образец выполненного задания. Также перед малышом должны лежать простой карандаш и ластик. Он необходим для удаления неправильно начерченных линий и возможности продолжить выполнение графического диктанта. Также, когда вы только начинаете учить ребенка выполнять такие задания, взрослому следует делать это вместе с ним на своем листочке и поправлять ребенка, показывая и объясняя на своем образце.

Приступайте к обучению. Для этого обозначьте на листе малыша точку отсчета или объясните ему, как он может это сделать самостоятельно. Расскажите ему о том, что именно с этой точки необходимо начинать движение в заданном направлении и отсчитывать то количество клеток, которое вы называете.

Теперь начинайте диктовку. У себя на листе с заданием ставьте отметку в том месте, где вы закончили. Это поможет не запутаться вам самим и не запутать ребенка.

Следите за тем, как кроха выполняет отсчет. Подсказывайте ему направление движения, если он еще путается в понятиях «право-лево». Если он допускает ошибки при отсчитывании необходимого количества клеток, то первое время делайте это вместе с ним.

Элементы для графического диктанта

Для начала обязательно попробуйте сделать с малышами несколько очень простых упражнений, чтобы они уловили суть игры.

Буквы

Отправная точка для небольших фигурок, таких как буквы, может быть любой, но не ближе, чем две клетки от верхней части тетрадки.

С (2 ←, 2 ↓, 2 →)

Квадратик

Для маленького квадратика начальная точка также не имеет особого значения. Конечно, ставить квадратик сильно близко к верхнему краю тетрадки не стоит.

Заяц

Слон

Кораблик

Получившийся домик можно дополнить с ребенком окошком и дверкой.

Дом

Утка

Собака

Медведь

Журавль

Для того, чтобы начать рисовать эту птичку вам нужно отступить три клетки слева и три клетки сверху и поставить начальную точку.

Журавль

Елочка

Елка

Мы подобрали для вас самые интересные идеи графических диктантов для деток дошкольного возраста. В интернете вы найдете еще много интересных диктантов. А если вдруг случится так, что животного, растения или предмета, которые любит ваш малыш среди них нет – вы с легкостью сможете придумать диктант для него вместе с вашим малышом.

Сделать это можно в несколько этапов:

Сделайте набросок изображения на листочке в клеточку.
Обведите рисунок по клеточкам, максимально близким к линиям наброска.
Вытрите линию наброска ластиком и определите отправную точку вашего рисунка.
От отправной точки рисунка описывайте рисунок, принимая во внимание описания рисунков, которые вы видели выше.

Также специалисты рекомендуют обсудить с ребенком результат диктанта – поговорить о получившемся животном или предмете, том, как получился рисунок. Возможно, вместе дорисовать детали – глаза, фары, окна или двери.

Правила и советы по выполнению

Графические рисунки по клеточкам стоит выполнять после вступительной речи учителя, разговора с классом (группой детей) и проведения подготовки:

  • Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и несколько раз подбросит его.
  • Далее на каждый слог скороговорки (чистоговорки) малыш должен поймать мяч. Так развивается чувство такта, понимание последовательности. Дети не будут спешить никуда.
  • Мяч можно заменить хлопками в ладоши – на каждый слог ребёнок делает хлопок.
  • Пальчиковая гимнастика позволяет подготовить детей к выполнению задания. Чтобы малыши не прерывались, во время чтения и рассказов скороговорок можно раздать листы и карандаши.
  • Далее нужно объяснить план игры, чтобы дети не боялись опоздать с выполнением работы.
  • Перед началом следует прочесть несколько раз условия игры, а затем на примере показать, что может получиться, если верно и последовательно выполнять все пункты.

Перед тем, как диктовать детям задачу, нужно попросить поставить точку – это начало, откуда будет «расти» рисунок

Важно, чтобы точка не оказалась с края или в середине рисунка, который занимает много места на рабочей поверхности

Графический диктант по клеточкам для 1 класса

Графический диктант по клеточкам, это ничто иное как умственная игра для развития мышления ребенка. Чаще всего ее используют в 1 классе либо при подготовке к школе

Этот вид обучения улучшает память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, поэтому его рекомендуют юным ученикам в 6 –7 лет

Еще одним плюсом является подготовка руки к письму, благодаря такому точечному диктанту, ученик вырабатывает координацию, формирует мышление, улучшается моторика пальцев. Рисунки по тетрадным клеточкам не просто вывести, для этого нужны графические умения, для этого нужно использовать в начальных этапах только крупную клетку.

Разумеется, такое обучение в некой степени становится веселым, ведь неизвестно что в итоге у вас получится, если первоначальные условия даны в цифрах. Сейчас такой вид работы очень популярен для занятий с детьми среди педагогов начальных классов.

Если ваш будущий ученик не ходит на подготовительные занятия в школу, возьмите на заметку этот вид упражнения для домашних условий. Спустя несколько месяцев вы заметите, как изменилось мышление, письмо и развитие малыша.

Что для этого надо

В первую очередь необходимо желание, стремление, умение держать ручку и усидчивость, чего у многих нет. Затем подготовьте рабочее место с хорошим освещением, дайте юному дошкольнику или школьнику тетрадь в клетку, обычный карандаш, стерку.

Первые занятия советую проводить не под диктовку, дайте возможность малышу наглядно видеть цифры. Поставьте точку, от которой он должен отталкиваться, затем объясните цель задачи. Цифры в этой математической задаче говорят о числе клеток, стрелочка указывает направление, в котором должна двигаться рука.

Плюсы такого обучения

Хочу вас уверить, плюсы такого обучения имеются, о них я писала немного выше, но все же напомню, почему многие педагоги применяют подобную технику в школах.

  1. Вырабатывается координация движения рук.
  2. Формируется письменность.
  3. Появляется внимательность и усидчивость.
  4. Усваивается ориентирование на слух.
  5. Развивается моторика пальцев.
  6. Запоминание чисел до 10.

На мой взгляд, это не плохие плюсы и польза для будущего первоклашки. Графические диктанты применяют на протяжении всех начальных классов, в основном на уроках математики. Советую подготовить сына или дочку к такому математическому упражнению.

Способы математического диктанта по клеткам

  1. В виде диктования. Таким образом, ребенок воспринимает на слух цифру и ее направление.
  2. Перерисовывание. Дайте школьнику образец, пусть попробует за определенное время его перерисовать.
  3. Цифры со стрелками. Положите перед учеником только цифры с направлениями, поставьте точку, дайте время выполнить работу.
  4. Предложите дорисовать вторую часть фигуры.

Картинки графических рисунков для первоклашек

Друзья, предлагаю скопировать, скачать или сохранить на компьютере данные образцы математического диктанта для юных школьников и дошкольников. В свободное время включите на экране картинку либо распечатайте, займите своего ребенка полезным делом.

Кран

Смотрите, сколько рисунков я для вас подготовила, а главное рассказала, как правильно выполнять графический диктант по клеточкам с детьми в 1 классе. Советую все – таки прислушаться и начинать эту с ребенком в дошкольном возрасте. Если у вас возникнут вопросы, задавайте в форме для комментариев.

Ваша Нина Кузьменко.

Симметричное (зеркальное) рисование по клеткам

В данном случае, представленном ниже, ребёнок видит недорисованный дом, который выполнен схематически. Клетки будут подсказывать, в каком направлении нужно двигаться, сколько клеток дорисовывать в ту или иную сторону.

Подобные занятия интересны детям постарше, которые уже понимают, что такое зеркальность и симметричность. То есть, если рисунок сложить пополам, то получится ½ всего изображения, а значит, нужно зеркально отобразить те линии, которые уже есть на листе.

Рисунки бывают разными, и здесь нет смысла указывать схема направления движения руки. Ребёнок понимает на каком расстоянии удалён квадрат, как выполнить его повторение в зеркальности, чтобы в итоге получился симметричный «аналог» того, что есть перед глазами.

Графические рисунки должны развивать мышления детей, помогать им лучше освоить школьную программу. Недаром подобные игры можно найти в интернете, заниматься всей семьёй. Если рисовать по клеткам не получается, возможно, у ребёнка появятся другие интересы – художественная интерпретация, влечение к музыке или неравнодушие к другим видам спорта/занятий.

Главное, чтобы школьный минимум не вызывал негативной реакции, тогда математика будет в радость не только в 1-ом, но и в 10 классе.

Рисунки по клеточкам, графический диктант

рисунки по клеточкам

Графический диктант (рисунки по клеточкам) хорошо помогает родителям и учителям подготовить ребенка к школе

Систематические занятия с графическими диктантами развивают у детей внимание, воображение, мелкую моторику пальчиков, усидчивость, координацию движений

Рисование по клеточкам – очень полезное и увлекательное занятие не только для малышей дошкольного возраста, но и для ребят постарше. Это игровой способ развития пространственного воображения. Графические диктанты можно проводить для детей от 5 лет.

Есть два варианта проведения графического диктанта:

  1. Ребенку дают образец геометрического рисунка и просят его повторить в тетрадке точно такой же рисунок.
  2. Взрослый диктует последовательность действий – называет количество клеточек и направление (вправо, влево, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а потом сравнивает свою работу с образцом.

Для графического диктанта понадобятся простой карандаш, ластик, тетрадь в клетку.

Длительность одного занятия не должна превышать 10 – 25 минут (зависит от возраста ребенка).

Я составила небольшие диктанты для деток от 5 лет. Начните с простых рисунков и двигайтесь к более сложным. В некоторых диктантах нужно отступить вниз или вправо, чтобы рисунки не наложились друг на друга или не вылезли за пределы тетрадки. Начало рисунка помечено точкой.

Графический диктант №1

Графический диктант №2

Графический диктант №3

Графический диктант №4

Графический диктант №5

Графический диктант №6

Графический диктант №7

Графический диктант №8

Графический диктант №9

Графический диктант №10

Графический диктант №11

Графический диктант №12

Графический диктант №13

Графический диктант №14

Графический диктант №15

Графический диктант №16

Графический диктант №17

Графический диктант №18

Графический диктант №19

Попробуйте также с ребенком рисование по клеточкам «закончи рисунок».

Пройдите с ребенком  тесты на готовность к школе .

Что нужно для графического диктанта

Если вы хотите провести графический диктант с группой детей или в классе на уроке, нужно подготовить всё заранее. Посадите детей за столы, вручите им карандаши (так легче исправить ошибку в диктанте), листочки в клеточку (можно использовать тетради с крупной клеткой) и ластик.

Затем следует объяснить деткам как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми что мы будем делать:

В первый раз можно попробовать рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели как им нужно работать, а второй и последующие диктанты маленькие ученики смогут выполнять уже без вашей подсказки.

После выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.

Что такое графический диктант по клеточкам

Графический диктант — это не совсем обычный диктант. Это больше игра для ребенка, чем обучение. Но интересные задания развивают у детей внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз-вверх. Кроме того, малыш должен уметь считать. Не думайте, что это трудно. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Малыш учится ровно рисовать линию, писать под диктовку взрослого и немножко считать.

Учитель говорит например: проведи линию вправо на 2 клеточки, теперь вверх на 1 клетку и вниз на 5 и т.д.

После окончания диктанта на тетрадном листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, домик, елка, песик или другое животное. Фигурка «появится» только, если диктант был выполнен правильно, если ребенок нигде не ошибся.

Детям очень нравятся такие упражнения. Они с удовольствием рисуют по клеточкам и просят повторить занятие еще и еще.

Что необходимо для графического диктанта?

Собрать материалы для графического диктанта очень просто. Вам необходимы только распечатка диктантов из интернета, тетрадка в клеточку, ластик, ручка или карандаш для вас и для вашего малыша. Вам карандаш или ручка помогут не запутаться в диктанте, так как многие из них очень объемные.

Просто отмечайте уже прочитанные строки. Обеспечьте также удобное и хорошо освещенное место для занятий

Хорошее освещение особенно важно так, как клетки в тетрадках бывают не особо четкими, и малыши будут напрягать зрение, отсчитывая их. Желательно, чтобы это был естественный дневной свет

На что нужно обратить внимание во время проведения графического диктанта:

Запаситесь терпением – у малышей получается не сразу. Не стоит ругать малыша, если у него не получилось. Расскажите ему, где он допустил ошибку в спокойных тонах. Все дети по-разному воспринимают новую информацию. У одних получится сразу, а другие будут постоянно путать лево и право. Чтобы облегчить задание последним, воспользуйтесь нашим советом и подпишите стороны в тетрадке. Через некоторое время малыш выучит стороны играя с вами.

Графический диктант не любит спешки
Старайтесь не слишком быстро читать и обращайте внимание на то, успевает ли кроха.

Каждые 5-10 мин делайте перерыв

Сделайте с ребенком гимнастику для пальчиков и глазок, поиграйте в мяч или другие подвижные игры, а потом продолжайте.
Важно, чтобы ребенок правильно сидел за столом, на его тетрадку не падала тень (источник света находился перед ребенком или над ним) и он держал ручку в руке правильно
Обращайте внимание на эти моменты и нежно и с любовью показывайте малышу, как правильно.
Радуйтесь результату вместе с ребенком, хвалите его за старание и усидчивость и благодарите за труд.

Развиваемся с ребенком

Ниже мы подобрали для вас много диктантов от самых простых до более сложных. С их помощью вы сможете разнообразить ваши занятия и порадовать малыша множеством новых фигурок и открытий, но для начала давайте разберемся с символикой и значениями. Жирной точкой на рисунке диктанта отмечают отправную точку.

Этапы проведения занятий

Любое отдельно взятое занятие должно состоять из нескольких этапов его проведения. Желательно. чтобы в него входили: сам графический диктант, беседа о получившемся изображении, скороговорки, чистоговорки, загадки, физминутка, пальчиковая гимнастика. Смысловая нагрузка обязательно должна присутствовать на всех этапах его проведения, последовательность которых может быть различной.

Проведите физминутку приблизительно в середине его выполнения. После того как ребенок увидел полученное изображение, необходимо провести обсуждение. Рассказать ему интересные факты о нем, попросить его самостоятельно составить рассказ. После проведения обсуждения загадайте ребенку загадки.

Возможно проведение занятия и в другом порядке. В начале проведения проводится гимнастика для пальчиков. Затем поработайте над самим графическим диктантом с физминуткой. А затем уже необходимо обсудить детали, проговорить чистоговорки и скороговорки, отгадать загадки.

Если хотите, чтобы занятие не стало скучным, вы можете разнообразить проведение работы над скороговорками и чистоговорками. Возможно использование мяча, который ребенок будет ритмично подкидывать на все отдельные слова или слоги. Можно перебрасывать его с руки на руку. Можно прохлопать ритм скороговорки или чистоговорки. Также можете попросить попробовать выговорить скороговорку несколько раз подряд и не запутаться при этом.

Как подготовить малыша к графическому диктанту?

Очень важно помнить, что предлагать ребенку диктант важно в игровой форме. Не стоит заставлять малыша – лучше попробуйте его заинтересовать

Чтобы в ребенке проснулось любопытство, можно начать диктант фразами – «Давай поиграем», «Давай нарисуем зверушку, а какую, узнаешь в конце рисунка».

Графические диктанты еще называют графическими загадками, поэтому можно сказать малышу: «У меня есть для тебя очень особенная загадка, давай разгадаем ее вместе». Чтобы малыш был рад каждому рисунку и заинтересовался еще больше старайтесь подбирать рисунки животных или предметов, которые он очень любит.

Полезно для ребенка

  • Перед диктантом убедитесь, что малыш помнит, где право и лево.
  • Расскажите ему о направлениях и сторонах, покажите где верх тетрадки, где низ, где право, а где лево. Если малыш еще не очень хорошо ориентируется в тетрадке и сторонах, можете подписать стороны тетрадки пока он не привыкнет и не будет ориентироваться в них самостоятельно.
  • Можно рассказать ребенку захватывающую историю о том, что, когда вы учились, парты имели наклон и именно поэтому верхний и нижний края тетрадки так назвали. Напомните ему также, как проводить линии по клеточкам и считать их, или расскажите ему, как, если он этого еще не знает.

Первое занятие

Первое занятие с графическими диктантами в 6 лет, да и для детей другого возраста несколько отличается от последующих. В первый раз лучше следовать четким инструкциям.

Необходимо все это четко и ясно объяснить, при этом подогревая интерес ребенка к заданию. Например, педагог может сказать: «Дети, сегодня мы будем рисовать интересные фигурки. Но пока я вам не скажу, что это будет. Вы должны внимательно слушать мои указания, в каком направлении и на сколько клеточек рисовать линию, и не путать право-лево. Проводим карандашом ровно, не отрываясь от бумаги. А потом посмотрим, что же за фигура у нас получится».

Лучше первый рисунок разобрать вместе с ребятами на доске. Провести так называемый мастер-класс для начинающих и детей.

Педагог должен отмечать все результаты работы, вести подробный дневник занятий, таким образом контролируя и поощряя успехи, разбирая и поясняя самые частые допускаемые ошибки.

В последующие занятия можно усложнять задания, сокращать время выполнения, устраивать соревнования между дошкольниками на скорость, давать боле сложные или даже неизвестные картинки, а после урока рассказывать про нарисованную фигуру.

Виды графических диктантов

  1. Заборчик
  2. Предметы
  3. Предметы со сложным шагом

Полезно учить графическому диктанту трёх видов. Обязательно слова сопровождайте показом. Сядьте рядом, чтобы рисунок не был перевёрнутым для ребёнка.

Заборчик

В строчке повторяется рисунок образца.

Все тоже знают

Но хочу обратить внимание: здесь полезно ввести понятие шага. Рисуя прямыми линиями под углом 90, говорим детям:

– Сейчас мы будем шагать по клеткам. У клетки четыре уголка. Проводя линию от уголка до другого уголка, мы делаем один шаг. Шагаем вверх, вниз, вправо или влево, куда я скажу. Если я скажу: две клетки вверх, то вы рисуете линию от уголка до другого уголка, а от него до третьего уголка. То есть делаете два шага.

Получается все известный рисунок из повторяющихся элементов. На начальном этапе ребёнку надо помогать, подсказывать, спрашивая: вправо – это куда, вверх – это куда. При появлении уверенности в рисовании графического диктанта по клеточкам усложните жизнь.

  1. Предложите: ты теперь диктуй, как рисовать дальше. Такое усложнение хорошо проходит при работе в группе. Появляется дополнительный интерес и осознание, что же мне делать в следующий момент (начало прогнозирования).
  2. Когда нарисована пара элементов под диктовку, предложим: продолжи самостоятельно до конца строчки.

Второе усложнение диагностическое

Хорошо видно обращает ли ребёнок внимание на уже нарисованный образец, сколько делает ошибок, видит ли их и исправляет. Очень хорошо, когда дети видят ошибки и пытаются их исправить: появился самоконтроль – важнейшее качество для будущего школьника

Предметы

Даже описывать не буду – его все знают. Интернет забит примерами. Рисуется замкнутый контур. Отмечу одно полезное усложнение для симметричных рисунков: половину рисуем под диктовку, а вторую достраиваем зеркально первой, как ёлочка на рисунке. Подойдут робот, бабочка и другие. главное, чтобы они были симметричные. Восприятие симметрии у современных детей не на уровне. Симметричные схемы будут полезны для учеников начальной школы 1 — 4 класса на уроках математики. Для разнообразия.

Этапы проведения занятий

Стоит отметить, что практически все диктанты дополняются расслабляющими играми, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой для отдыха.

В процессе занятий дети вырабатывают чёткую речь, развивают мелку моторику рук и отрабатывают концентрацию внимания на тех вещах, которые требуют повышенной вдумчивости – особенности предметов, пополнение словарного запаса (загадки для получившихся рисунков).

Задания построены так, чтобы ребёнок смог решать примеры «от простого к сложному». По принципу графического метода дети быстрее и легче запоминают последовательность цифр, развивают ориентацию в направлении движения.

Для проведения занятий нужно:

  1. Основной этап заключается в разговоре учителя с детьми. Нужно объяснить задачу, правила и особенности игры.
  2. Учитель просит оставить на парте только тетрадь в клетку, карандаш и ластик на случай, если ребёнок сбился или не успел закончить шаг.

Детям дошкольного возраста выдают тетради в клетку до 0,8 мм (крупная), чтобы было удобно сконцентрироваться на движении пальцев. Мелкие клетки слишком «сложны» для обводки и рисунков, поэтому малышам 5-6 лет нужно обеспечить комфорт самого процесса.

Ниже представлен пример графического диктанта для ребёнка 4-5 лет:

Этапы Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6 Шаг 7 Шаг 8
Блок 1 Вправо 1 Вверх 3 Вправо 2 Вверх 1 Вправо 1 Вниз 3 Вправо 6 Вверх 1
Блок 2 Вправо 1 Вверх 1 Вправо 1 Вниз 2 Влево 1 Вниз 4 Влево 1 Вниз 2
Блок 3 Влево 3 Вверх 1 Вправо 1 Вверх 1 Влево 2 Вниз 1 Влево 1 Вниз 1
Блок 4 Влево 2 Вверх 1 Вправо 1 Вверх 2 Влево 1 Верх 1 Влево 3 Вверх 1

В итоге должна получиться картинка собаки:

Продолжительность диктанта составляет не более 10 мин. для детей дошкольного возраста 4-5 лет. Для малышей 6-7 лет диктант длится 20 мин., так как задания сложнее, как правило. А в школе детям дают подобные занятия длинной в целый урок. При этом прерывать игру нельзя.

Если среди детей есть левши, стоит объяснить, что лево и право находятся в тех же сторонах, где обычно. Для некоторых малышей есть подсказка – можно ставить точки после отсчёта клеток.

Перед началом занятий нужно сделать пальчиковую гимнастику и параллельно объяснять детям следующие моменты:

Каждое животное имеет схематическую интерпретацию – схожесть с реальностью и тем, что будет в итоге на листе.
Фотографии могут отличаться друг от друга, как и цвета шерсти, размеры клювов

А схема фигуры – всегда одинаковая.
В графическом диктанте важно соблюдать порядок клеток – нельзя перепрыгивать через 1, сбиваться или дорисовывать «от себя», если кто-то что-то не успел сделать.

Схематические рисунки имеются отличительные черты:

  • зайцы имеют длинные уши;
  • слон – большие круглые уши;
  • страус обладает длинной шеей.

При этом формы круга или овала отображаются схематически с учётом квадратных клеток. В качестве примера можно привести мозаику, которая также показывает формообразование по некруглым очертаниям отверстий.

Возраст, с которого можно начинать заниматься

Начинать рисовать по клеточкам с ребенком можно уже с 4 лет.
Первые домашние занятия в таком возрасте должны быть легкими. На первых порах можно выполнять задание вместе с малышом на доске или листе бумаги так, чтобы он видел, как необходимо двигаться. Для начинающих вполне подойдет рисование несложных геометрических форм. Начинать можно с изображения квадрата, прямоугольника, несложных узоров. Учить двигаться по диагонали можно с рисунков треугольника, трапеции, ромба.

В 5 лет ребенок вполне может нарисовать под диктовку без зрительной опоры простые картинки
. Например, можно предложить ему изобразить на бумаге цветок. Также пятилетний дошкольник вполне может справиться с рисованием домика или самолета.

Для детей 6-7 лет задания можно начинать усложнять, внося в них проведение большего количества линий по диагонали.
Примером такого задания может быть рисунок ракеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector