Автоматизация звука ш
Содержание:
- Звук Ш в середине слова в ряду слов
- Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:
- Возможные отклонения
- Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):
- Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»
- Автоматизация звука [Ш] в середине слов:
- Автоматизация звука [Ш] в начале слов:
- Особенности работы
- Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):
- Постановка и автоматизация звука
- Количество занятий
- Работа с предложениями и текстом
- Когда не обойтись без логопеда
- Варианты игр:
Звук Ш в середине слова в ряду слов
Перечень слов: Кошка, подушка, пушка, девчушка, ложка, матрешка, лягушка, катушка.
Упражнение «Павлушкины игрушки»
Мама купила Павлушке игрушки,
Эти игрушки любит Павлушка.
Кукла-малышка и плюшевый мишка,
Желтый домишко для кулы и мишки.
Шумная пушка оглушит ушко,
Потешный котишка – шалун и плутишка,
Вот неваляшка – шатун и дурашка,
Вот черепашка – большая рубашка,
Лошадка-игрушка катает Павлушку,
Матрешка-игрушка прячет подружку,
Вот кошка Машка, кошка-милашка,
Игрушка-рыбешка ныряет немножко.
Иванушка пляшет да ручками машет,
Машина для мишки и куклы-малышки.
Игра «Угадай, что в мешке?»
Предметы: мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, губная гармошка, мышка, погремушка и др.
Упражнение «В шкафу»
У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.
У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.
У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.
У маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка,
У Маши в шкафу грушка, а у Паши ватрушка.
У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.
У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.
в) в конце слов:
ваш наш душ тушь мышь тишь
камыш малыш голыш гуляш финиш мякиш ландыш
пьёшь идёшь поёшь даёшь льёшь поёшь
видишь пилишь купишь копишь валишь делишь
шьёшь пишешь шалишь шумишь мешаешь пляшешь
Звук Ш в различных позициях в ряду слов
Перечень слов: Шляпа, машина, дедушка, книжки, нож, петушок, мышка, штанишки. (звук ж в словах оглушается и произносится как звук Ш)Перечень слов: Груша, домишко, малышка, рубашка.Шапка, лошадка, коровушка, чашка.
Упражнение «Что у кого?»
Крылышки у мошки, пушинки у кошки.
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
Кошка у Луши, мышка у Танюши.
Уши у мишки, ушки у малышки.
Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.
Шейка у мышки, шея у мартышки.
Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.
Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:
1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.
ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шоша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши
аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — ешаш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш
2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШИ»У- …; мы- …; гало- …; камы- …;каранда- …; гру- …; кры- …; малы- …;
3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ША»Ма- …; Да- …; Алё- …; Ната- …;Гри- …; гру-…; кры- …; ни- …; лап- …;
4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШКА»Пу- …; мо- …; поду- …; вы- …;лягу- …; бабу- …; деду- …; игру- …;
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука проводим 2-3 упражнения .
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук . Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления .
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.
Возможные отклонения
Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:
- Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
- Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
- При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
- Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
- При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
- Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.
Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.
Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):
Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.
Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.
Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.
Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.
Шрам, шрапнель, шрифт.
Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.
Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.
Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.
Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»
Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции
Нужно обратить внимание на следующие правила:
зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
корневую часть языка важно приподнять;
чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
в области голосовых связок нужно создать вибрацию.
Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.
Автоматизация звука [Ш] в середине слов:
ШаКаша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка,
ШоКапюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок,
ШуПишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра,
ШиМалыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили,
ШеМишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.
Автоматизация звука [Ш] в начале слов:
ШаШа, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шатёр.
ШоШоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.
ШуШум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.
ШиШик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.
ШеШевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.
Особенности работы
Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.
Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:
- взрослый проговаривает чистоговорку;
- повторяют вместе с ребенком;
- ребенок проговаривает ее самостоятельно.
Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.
Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.
Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.
Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.
Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.
Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):
Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.
Постановка и автоматизация звука
С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык — процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:
Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
Контролируйте собственное произношение.
Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник — пусть читает вслух с верным произношением.. Старайтесь почаще обращаться к новому навыку
Старайтесь почаще обращаться к новому навыку.
Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:
- Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.
- Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.
- Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши.
- Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.
Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка», «Волчишко-хвостишко».
Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку
Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее
Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.
Количество занятий
Количество логопедических занятий зависит от степени тяжести дефекта. Чаще всего – 3 занятия в неделю, 2 индивидуальных урока, одно – групповое или подгрупповое. Но чистоговорки можно проговаривать каждый день, что ускоряет процесс автоматизации фонемы.
Однако родителям следует помнить, что ограничиваться одним упражнением не стоит: для достижения результата следует использовать комбинации заданий, направленных на закрепление артикуляционного уклада.
Все занятия рекомендуют проводить в первой половине дня. Индивидуальные уроки нужно стараться проводить чаще, с учетом речевого развития ребенка.
Перед повторением взрослый говорит ребенку с каким звуком они будут работать. Обязательно перед этим произнести его изолированно и в слогах. Если нет возможности заниматься перед зеркалом, взрослый и ребенок занимаются друг напротив друга.
Работа с предложениями и текстом
На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.
Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.
Примеры заданий
- Повторение предложений.
- На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
- На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
- Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
- Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
- На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
- Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
- На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.
Задания со стихотворениями
Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:
«В кладовой играла мышка,
Под сосной лежала…(шишка)»;
«В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский…(жук)».
Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.
Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом
Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.
Начинают с коротких стишков:
«Две букашки на опушке
Отдыхают на подушке».
«Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет».
Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:
«Мышонку шепчет мышь:
− Ты все шумишь, не спишь.
Мышонок шепчет мыши:
− Шуметь я буду тише».
«Жук жужжит: Жу-жу-жу!
Я живу и не тужу,
Я на веточке сижу,
И жужжу, жужжу, жужжу!».
Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления
Задания для работы с текстом
Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.
- Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
- Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
- Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.
Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.
Когда не обойтись без логопеда
Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:
- уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
- уровень психического развития в соответствии с возрастом.
Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.
Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы.
Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.
Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.
Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.
К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.
В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.
Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.
Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3. «Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4. «Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного
Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов
Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.
Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.
Вам также будет интересно:
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация звука Л
- Дифференциация звуков
- Автоматизация свистящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!