Скороговорки на звук л: автоматизация звука л в скороговорках при помощи мнемодорожек

Артикуляционные упражнения

При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

  1. «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
  2. «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
  4. «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
  5. «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
  6. «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.

Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

Полезные советы:

Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Л» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут .
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Л», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звуков «Л», «ЛЬ» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам

Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции

Нужно обратить внимание на следующие правила:

зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
корневую часть языка важно приподнять;
чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

Количество занятий

Количество логопедических занятий зависит от степени тяжести дефекта. Чаще всего – 3 занятия в неделю, 2 индивидуальных урока, одно – групповое или подгрупповое. Но чистоговорки можно проговаривать каждый день, что ускоряет процесс автоматизации фонемы.

Однако родителям следует помнить, что ограничиваться одним упражнением не стоит: для достижения результата следует использовать комбинации заданий, направленных на закрепление артикуляционного уклада.

Все занятия рекомендуют проводить в первой половине дня. Индивидуальные уроки нужно стараться проводить чаще, с учетом речевого развития ребенка.

Перед повторением взрослый говорит ребенку с каким звуком они будут работать. Обязательно перед этим произнести его изолированно и в слогах. Если нет возможности заниматься перед зеркалом, взрослый и ребенок занимаются друг напротив друга.

Чистоговорки на звук «т»

Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.

Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:

  • ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
  • ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
  • ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
  • ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.

Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:

  • АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
  • АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
  • ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
  • ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.

Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .

У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.

ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в
чистоговорках

  • СА – СА – СА   длинная коса;
  • СА – СА – СА  хитрая лиса;
  • СА – СА – СА   вот летит оса;

  • СА – СА – СА   укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы;

  • СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ  новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы;

  • СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ   воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу;

  • СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО   у Сони колесо;
  • СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС  дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС  дети пили квас;
  • АС – АС – АС  свет у нас погас;

  • АС – АС – АС  я корову пас;
  • АС – АС – АС  вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС  на поляне много коз;

  • ОС – ОС – ОС  я несу поднос;
  • УС – УС – УС  я несу арбуз;
  • УС – УС – УС  у Сони много бус;

  • ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис;

  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  заплетали косы;

  • УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист;

  • ОСТ – ОСТ – ОСТ  у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска;

  • АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка;

  • ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску;

  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста;

  • УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы;

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  У Сони два листа;

  • СТА – СТА – СТА стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА сели на места;

  • СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту;

  • СКИ – СКИ – СКИ новые носки;
  • СКА – СКА – СКА длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску;

  • СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА  на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Раскраски на автоматизацию звука Л в чистоговорках:

ЮлаЛа-Ла-Ла – веселая юла.Лу-Лу-Лу– купили мы юлу.Лу-Лу-Лу – новую юлу.

Мила- помощницаЛа-ла-ла – как-то Мила пол мела.Ло-ло-ло – видит, на полу стекло.Лу-лу-лу – сто осколков на полу.Лы-лы-лы – Мила подмела полы.Ла-ла-ла – Мила маме помогла.

О футболеОл-ол-ол – очень любим мы футбол.Лы-лы-лы – забиваем мы голы.Ол-ол-ол – вот какой забили гол!Ол-ол-ол – забил я гол.

Про Клаву и АллуКла-кла-кла- Клава булки испекла.Эла-эла-эла-Алла булки съела.

Еловая чистоговоркаОл-ол-ол – с ёлки улетел щегол.Ал-ал-ал – мимо ёлки конь скакал.Ул-ул-ул – волк под ёлкою уснул.Ил-ил-ил – лось у ёлочки ходил.Эл-эл-эл – голубь к ёлки подлетел.

СкалаЛа-ла-ла – вот стоит скала.Лу-лу-лу – заберемся на скалу.Ло-ло-ло – ой, куда нас занесло!Лы-лы-лы – как слезем со скалы?

ЛушаЛа-ла-ла — цветы Луша полила.Ло-ло-ло — на улице тепло.Ла-ла-ла — девочка мала.Ала-ала-ала — бабочка летала.

Школьная историяОла-ола-ола – за вокзалом наша школаАла-ала-ала – шла из школы Алла.Ила-ила-ила – Алла двойку получила.Ала-ала-ала – Алла книжки не читала.Ула-ула-ула – только Алла в класс шагнула.Ала-ала-ала – нашей Алле стыдно стало!

ВеликанИл-ил-ил – великан в пещере жил.Ыл-ыл-ыл – он большущий очень был.Ал-ал-ал – стал ему костюмчик мал.Ол-ол-ол – и к портному он пошел.Ел-ел-ел – сшить костюм портной сумел.

СкакалкаАлка-алка-алка — у девочки скакалка.Алку-алку-алку — купили ей скакалку.Алка-алка-алка — новая скакалка.

СамосвалАл- ал- ал — мне купили самосвал.Ал- ал- ал — новый самосвал.Ал- ал- ал — едет самосвал.Ала- ала- ала — кузов есть у самосвала.

Скороговорки со звуками «Л»- «ЛЬ»:

Лиса по лесу ходила,Лиса голосом вопила.Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.

Что за колокольня без колоколов?

Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.

На мели мы налима ловили.

Коля под тополем пил топленое молоко.

Волк-то на воле, да и воет доволе.

Лом ломает толстый лед, лом ломать не устает.

Над лугом летели белые лебеди.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!

В уголок Аленка села. У Алёнки много дела.

Юленька, Юленька, Юла!Юля юркая была.Усидеть на месте ЮляНи минуты не могла.

Юля маленькой была, и вертелась как юла.

Няня на ночь Милу мыла,Мила мыло не любила.Но не ныла Мила,Мила — молодчина.

Клади в угол уголь.

Скороговорки на звук «Л». Автоматизация звука «Л» в скороговорках при помощи мнемодорожек — это веселая и безобидная игра, четкое проговаривание и повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Кроме скороговорок на звук «Л» на сайте вы найдете много другого интересного материала.

Особенности работы

Чистоговорки нужно проговаривать по определенной схеме, чтобы они были эффективными. Они относятся к основной части логопедического занятия, и проговаривать их можно только после артикуляционной гимнастики.

Если упражнение используют для автоматизации в слогах, выполнять его следует по такой схеме:

  • взрослый проговаривает чистоговорку;
  • повторяют вместе с ребенком;
  • ребенок проговаривает ее самостоятельно.

Чтобы дошкольнику было легче повторить чистоговорку, ее можно проиллюстрировать. Все упражнения выполняют перед зеркалом, чтобы ученик видел правильную артикуляцию. Также логопеды советуют объяснять положение органов артикуляции, чтобы процесс автоматизации проходил эффективнее.

Взрослый должен четко проговаривать все звуки в чистоговорке четко, чтобы ребенок слышал правильное произношение фонемы в слогах и слове. Не рекомендуется одновременно закреплять несколько звуков, иначе ученик начнет их путать. Их можно сочетать только тогда, когда одна фонема автоматизирована.

Если это упражнение логопед использует для автоматизации звука в связной речи, он видоизменяет задание. Ребенок не просто повторяет чистоговорку за взрослым, а самостоятельно заканчивает предложение. В подготовительной группе дети могут прочитать чистоговорки, что положительно влияет на формирование навыка чтения.

Из материалов логопеды часто используют картинки, слоговые дорожки. Можно на каждый слог хлопать в ладоши или выполнять другое физическое упражнение.

Чистоговорки для детей 5 лет остаются актуальными, потому что это обязательное задание на начальных этапах автоматизации. На этапе дифференциации можно чередовать два звука, например, «р» и «л» или звонкий-глухой. Это улучшает не только просодическую сторону речи, но и фонетико-фонематические процессы.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Автоматизация звука [Л] в слогах и словах со стечением согласных звуков:

АЛКА –  ОЛКА –  УЛКА – ЫЛКА –  ЭЛКА      ЕЛКА –  ИЛКА – ЁЛКА –  ЮЛКА –  ЯЛКА

Палка, галка, фиалка, скакалка, балка, скалка, свалка, жалко, балкон; сеялка; белка, стрелка, сделка, мелко; иголка, полка, волки, полковник, толк, полк, волк; посылка, бутылка; ёлка, чёлка, пчёлка, щёлкать, метёлка, щёлк; булка, вулкан, чулки; носилки, косилка, пилка, жилка, вилка.

ПЛА – ПЛЫ – ПЛЭ – ПЛО – ПЛУ           ЛПА – ЛПЫ – ЛПЭ – ЛПО – ЛПУ

План, плач, платье, плавать, пламя, плавно, платок, плавник, планета, пластилин, плакат, заплатка, поплавок; плыть, заплыв; плод, плов, плотно, пломба, плохо, пловец, оплошность, тепло, дупло; плут, плуг; колпак.

БЛА – БЛЫ – БЛЭ – БЛО – БЛУ             ЛБА – ЛБЫ – ЛБЭ – ЛБО – ЛБУ

Бланк, вобла, область, облако; блоха, блокнот, обломок; блузка; столб, столбы, лбы, колба.

ФЛА – ФЛЫ – ФЛЭ – ФЛО – ФЛУ           ЛФА – ЛФЫ – ЛФЭ – ЛФО – ЛФУ

Флаг, флакон, флажки; флот, флоксы, флотилия; алфавит, салфетка, шалфей.

ВЛА – ВЛЫ – ВЛЭ – ВЛО – ВЛУ            ЛВА – ЛВЫ – ЛВЭ – ЛВО – ЛВУ

Власть, владение, владыка, седовласый; в луже, в ловушке; халва, молва.

ТЛА – ТЛЫ – ТЛЭ – ТЛО – ТЛУ              ЛТА – ЛТЫ – ЛТЭ – ЛТО – ЛТУ

ДЛА – ДЛЫ – ДЛЭ – ДЛО – ДЛУ            ЛДА – ДЛЫ – ДЛЭ – ДЛО – ДЛУ

Метла, котлы, котлован; болт, султан; седло, надлом, повидло; Молдавия, солдат, колдун, колдунья, колдовать, полдник, щеколда.

МЛА – МЛЫ – МЛЭ – МЛО – МЛУ           ЛМА – ЛМЫ – ЛМЭ – ЛМО – ЛМУ

НЛА – НЛЫ – НЛЭ – НЛО – НЛУ             ЛНА – ЛНЫ – ЛНЭ – ЛНО – ЛНУ

Младший, младенец; чалма; волна, волны, молния, полночь, челнок.

КЛА – КЛЫ – КЛЭ – КЛО – КЛУ               ЛКА – ЛКЫ – ЛКЭ – ЛКО – ЛКУ

ГЛА – ГЛЫ – ГЛЭ – ГЛО – ГЛУ                 ЛГА – ЛГЫ – ЛГЭ – ЛГО – ЛГУ

ХЛА – ХЛЫ – ХЛЭ – ХЛО – ХЛУ              ЛХА – ЛХЫ – ЛХЭ – ЛХО – ЛХУ

Клава, класть, клавиши, клад, клапан, класс, кладовка,  закладка, свёкла, кукла, клык, мотоцикл, клок, клоп, клоун, наклон, стекло, поклон, клуб,  клумба,  клубни, клубника; гладкий, гладить, глаза, игла, помогла, могла, глупый, глубокий, глухота, глубина, глобус, смуглый; лгать, лгун, лгунья, долг, долго; хлопок, хлопоты, хлопать, охладить.

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ – СЛЭ

ЛСА – ЛСО – ЛСУ – ЛСЫ – ЛСЭ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ – ЗЛЭ

ЛЗА – ЛЗО – ЛЗУ – ЛЗЫ – ЛЗЭ

Слава, слабый, сладкий, послание, послать, вёсла, наслаждение; слышать, послы, ослы; служба, слух, слушать, слуга, послушный, заслуга; слово, слой, слон, слойка, условие, пословица, кресло; злой, злость; злаки; узлы, козлы; ползает, ползунки.

ЛЧА – ЛЧУ – ЛЧИ – ЛЧЕ             ЧЛА – ЧЛУ – ЧЛЫ – ЧЛЭ

Молча, молчание, молчун, молчаливый; прочла.

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ – ЛШЭ

ЛША – ЛШО – ЛШУ – ЛШИ – ЛШЕ

ЖЛА – ЖЛО – ЖЛУ – ЖЛЫ – ЖЛЭ

ЛЖА – ЛЖО – ЛЖУ – ЛЖИ – ЛЖЕ

Шла, шланг, вошла, ушла, подошла, отошла, обошла, нашла, вышла; волшебник, волшебница, волшебники, волшебный, волшебство; лжец.

СКЛА – СКЛО – СКЛУ – СКЛЫ – СКЛЭ

СПЛА – СПЛО – СПЛУ – СПЛЫ – СПЛЭ

СТЛА – СТЛО – СТЛУ – СТЛЫ – СТЛЭ

Склад, складывать, склон; сплошной, сплутовать; стлать.

Повторить словосочетания и предложения:

Шёлковый платок, улыбка младенца, клок сена, обложка блокнота, белое облако, спелая клубника,  голодный волк,  мелкая лужа, волшебная палочка, сладкое яблоко, голубые глаза, складной стул, гладкие волосы, пологие склоны

Павел поймал галку.

Папа купил ёлку.

Я вышел на балкон.

На столе вилки.

Мила ела халву.

Клава играла на лужайке.

На складе много игрушек.

На склоне горы паслось стадо.

Луша гладила юбку в складку.

Мила гладила платье для куклы.

Клава полола гладиолусы на клумбе.

Володя склонил голову над столом.

Алла ела булку с маслом.

Элла сломала лыжную палку.

Светлана слушала звон колоколов.

Павел заблудился в глухом лесу.

На балконе лопнуло стекло.

Володя запивал клубнику холодным молоком.

Алла заколола волосы золотой заколкой.

Элла полоскала горло.

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук :

Кла – кла – кла — мама пироги пекла.

Пла – пла – пла — зимой все ждут тепла.

Кло – кло – кло — будет чистым стекло.

Пло – пло – пло — на улице тепло.

Гла – гла – гла — Лана маме помогла.

Глу – глу – глу — нитку вдену я  в иглу.

Тло – тло – тло — стало вдруг светло.

Сла – сла – сла — гусей на улице пасла.

Сло – сло – сло — лодке нужно весло.

Чистоговорки на звук «р»

Чистоговорки на звук «р» не подходят для детей младшего дошкольного возраста, потому что соноры появляются в детской речи, начиная с 5 лет. До этого времени артикуляционный аппарат не готов к их произношению.

Слоги Чистоговорки
РА
  1. Пришла осенняя пора.
  2. В снежки играет детвора.
  3. Снег идет с утра.
  4. Кошек нам кормить пора.
  5. Налетела мошкара.
  6. Урожай собрать пора.
  7. У Вани младшая сестра.
  8. Апельсина кожура.
РО
  1. Мы поедем на метро.
  2. Овощи соберем в ведро.
РУ
  1. Осенью хоти жару.
  2. Машина едет по двору.
  3. Я позвал гулять сестру.
РЫ
  1. Осенью метем дворы.
  2. Весело съезжать с горы.
  3. На елочке висят шары.
  4. Кошки не едят сыры.
  5. Прилетели комары.
РИ Прилетели снегири.
АР
  1. Мы слепили снежный шар.
  2. Залетел в окно комар.
ОР
  1. Загорелся светофор.
  2. Красный помидор.
УР Сходим мы покормим кур.
РОД Мы копаем огород.
ОРЫ
  1. Большие помидоры.
  2. Мы нашли зайки норы.

В чистоговорках на звук «р» нужно стараться не использовать слова со звуком «л». На логопедических занятиях подбирают материал с учетом отрабатываемого звука. Если автоматизируется фонема в прямых слогах, то и чистоговорки должны содержать этот вид слогов.

Чистоговорки на звук (буква) Л

Чистоговорки на Л

Некоторые слова потребуют пояснения смысла из-а ограниченного словарного запаса или небольшого возраста малыша. Но это только на пользу.

Лось лежал около леса и весело пел: ля-ля-ля.

Луша купила лук в лавке.

Луна лениво плыла по небосклону и сияла.

Лыжи весело скользили по лыжне.

Лена ловко лепила пластилиновую лошадку.

Лётчик на самолёте отправляется в полёт.

Ливень льёт, наливает большие лужи.

Лёня и Лена шлёпали по лужам.

Ловкий лупатый лягушонок ловил сладкие капли дождя.

Лев лапой ловил моль.

Леший – лесное страшилище.

На лугу летают милые мотыльки.

Лисёнок и лягушонок лепили из глины поделки.

Кораблик плывёт по волнам.

Злюка любит злить людей.

Лесник Лизе плетёт лукошко из лыка.

Колесо лежит около телеги.

Лёля мыла полы и колотила половики.

Волосы отлично выглядят.

Сокол легко летит вдаль.

Лара сильно ушибла колено.

Лёва колол колуном поленья.

Рассказы на звук (букву) Л

Если малыш читает, то читаем рассказики с вопросами.

Люда спросила:

— Бабуля, зачем у лося на голове вешалка?

О чём говорила Люда?

***

Лягушонок жил в болоте. По болоту, бывало, прогуливалась цапля. Лягушки боялись цапли и ловко прыгали в болото. Цапля не успевала их ловить и огорчалась. Легче всех от длинного клюва цапли уворачивался лягушонок Ловкач.

  1. О ком идёт речь в рассказе?
  2. Как назвали лягушонка?
  3.  За что его так назвали?

***

Дедуля сплёл из лыка лукошко и дал Лёле: — Прогуляйся, Лёля, в лес за малиной. Лёля набрала полное лукошко. Она встретила Валю. Та спросила: — Лёля, где собирала малину? — Недалеко на поляне большой малинник.

Игры со словами на звук (букву) Л

Задание 1

Инструкция. Повтори за мамой, чётко проговаривая Л. Что из перечисленного можно есть?

ЛОЗА, ЛЯГУШКА, САЛАТ, ЛУК, ЛЕС, БУЛОЧКИ, КОЛБАСА, ЛАПОТЬ, ЛИСА, ЛОШАДКА, ШЛЯПА, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛАПША, ЛОПАТА, ЛИМОН, ЛЕПЁШКА, ЛОЖКА, КОЛОБОК.

Задание 2

Инструкция. Повтори за мамой, чётко произноси Л. Что здесь живое?

ЛЁША, ЛЕНА, ЛОКОМОТИВ, СТУЛ, ЛЕС, ЛИПА, ЛОДКА, КЛУБНИКА, МАЛИНА, ГОЛОС, ЛОТОС, КОЛОС, СОЛЬ, ЛОПУХИ, ЛОПАТА, ГРАБЛИ, ЛОСЬ, ЛИНЬ, КОЛЬЦО.

Задание 3

Инструкция. Повтори за мамой, чётко проговаривая Л. Что летает, что не летает? Если предмет летает, произнося его название подпрыгни. Если не летает – хлопни в ладоши.

ТЕЛЕФОН, СОКОЛ, ЛАПА, ОРЁЛ, САМОЛЁТ, БУТЫЛКА, ВЕРТОЛЁТ, ОДЕЯЛО, КОЛПАК, ЛИСТИК, КОЗЛИК, ШКАТУЛКА, ЛАСТОЧКА, МОЛОКО, ПЧЕЛА. ЛЁД, ЛИСТОПАД.

Чистоговорки на звук «л»

Звук «л» появляется раньше, чем «р», но его постановкой и автоматизацией не занимаются до 4,5 лет. Поэтому предложенные чистоговорки подходят для дошкольников старшей и подготовительной групп.

Слоги Чистоговорки
ЛА
  • Осень в гости к нам пришла;
  • В декабре зима пришла;
  • Кошка воду попила;
  • Соберем травку для козла;
  • На цветке сидит пчела;
  • Мама с улицы пришла.
ЛО
  • В сентябре у нас тепло;
  • Все дороги замело.
УЛ
  • Теплый ветерок подул;
  • Папа чинит стул.
ЕЛА
  • Листва по воздуху летела;
  • Бабочка на цветочек села.
АЛИ
  • Под дождь осенний мы попали;
  • В снежки зимой играли;
  • Картошку все копали.
АЛ
  • Ветер громко завывал;
  • Щенок за кошкой побежал;
  • Ехал самосвал.
ОЛ
  • Утром сильный снег пошел;
  • На луг пришел осел;
  • Зеленый богомол.
ЕЛЬ
  • На улице метет метель;
  • В лесу стоит большая ель.
ЕЛ
  • Самолет прилетел;
  • Папа вкусный ужин съел.
ЫЛ Пароход приплыл
ИЛЬ Стоит автомобиль
УЛ
  • Стоит пчелиный гул;
  • Папа чинит стул.
УЛЯ
  • Милая бабуля;
  • Добрый наш дедуля.
ЛЮ
  • Я свою семью люблю;
  • Я снеговика леплю;
  • Фруктов много я куплю.
ЛИ
  • Мы рисуем корабли;
  • В гости к бабушке пришли;
  • На самолет билет купили;
  • Папе пуговку пришили;
  • Фруктов дедушке купили.

В чистоговорках на начальных этапах автоматизации звуков не рекомендуют использовать слова с другими фонемами. Поэтому «л» не стоит автоматизировать одновременно со звуком «р». Такой звуковой материал подойдет для этапа дифференциации.

Ламбдацизм

Логопеды называют неумение произнести верно звук «Л» и «Ль» термином ламбдацизм. Это означает, что звук не только произносится неправильно, но и пропускается. Это может быть врожденным дефектом речи и просто неправильным произношением. Ламбдацизм, в свою очередь, делится на несколько видов:

  1. Двугубный. В таком варианте ребенок заменяет «л» звуком «у». Например, говорит «уошадь» вместо «лошадь». В произношении участвуют губы, кончик языка опущен, покоится внизу ротовой полости.
  2. Носовой. В этом случае вместо «л» произносится «нг». Например, вместо «лес» получается «нгес». Корень языка задевает мягкое нёбо, и воздух направляется в нос, что способствует замене звука.
  3. Межзубный. Во время произношения кончик языка уходит в пространство между зубами.
  4. Звук не произносится вовсе. Например, вместо «ложка» выходит «ожка».

Стихи на звук (букву) Л

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это? … (Лиса.)

***

Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. (Г. Сатир)

*** 

Лисицы лают. Глухомань. Лежит в листве под липой Лань. Линь в глубине холодных вод Лениво, но легко плывет. Луна лучится, как латунь, Лягушкой лакомится лунь. Летит заблудшая пчела. Легла на лес ночная мгла. (В. Лунин)

***

— Кто вы? — Мы лисички, Дружные сестрички. Ну а вы-то кто же? — Мы лисички тоже! — Как, с одной-то лапкой? — Нет, еще со шляпкой… (А. Шибаев)

Чистая речь — обязательное условие для грамотного письма и чтения. Отрабатывайте правильное звукопроизношение с помощью чистоговорок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector