Что такое синдром дефицита внимания у детей

Диагностика синдрома дефицита внимания

СДВГ – это заболевание, неврологическое нарушение. Его нужно лечить, но сначала правильно диагностировать.

Как определить и диагностировать СДВГ? Диагноз СДВГ ставится в том случае, если три ключевых симптома (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) или хотя бы один из них проявляются постоянно на протяжении минимум полугода в разных ситуациях и при разных условиях, а также мешают социализации, адаптации, жизни человека.

Для того чтобы поставить диагноз, нужно внимательно наблюдать за ребенком. Лучше доверить это психологу, психиатру или неврологу. Только он может точно определить сдвиги, смещение в развитии, поведении ребенка, подростка или взрослого.

Диагноз ставится на основе наблюдения за ребенком и общения с его ближайшим окружением. Специалист собирает полный анамнез всей семьи. Кроме этого, проводится дифференцированная диагностика, то есть психолог отделяет СДВГ от схожих патологий и состояний.

Многие люди интересуются: «Как понять, что у тебя заболевание СДВГ?». Самостоятельно это заподозрить непросто, особенно в случае с детьми. У взрослых к тревожным признакам относятся: рассеянность внимания, забывчивость, нервозность и повышенная возбудимость. Если вы подозреваете у себя синдром, то стоит обратиться к детским воспоминаниям. Возможно, определенные трудности были всегда, но вы не придавали этому значения.

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок: • не учитывает детали или постоянно делает ошибки; • трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания; • не слушает, когда с ним ведут беседу; • не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое; • отличается неорганизованностью; • не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения; • постоянно отвлекается на сторонние стимулы; • в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок: • постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение; • не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу; • лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо; • находится в постоянном движении; • не в меру болтлив; • не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок: • вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего; • пристает к другим или мешает им выполнять дела; • с трудом ждет своей очереди; • не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое. Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания. Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения. Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

Факторы, вызывающие возникновение СДВГ

Точно назвать причину возникновения СДВГ невозможно. Врачи сходятся во мнении что проявление симптомов обусловлены совокупностью ряда факторов:

Наследственность. СДВГ может передаваться на генетическом уровне.

  • Преждевременные роды. У недоношенных детей вероятность возникновения СВДГ выше.
  • Кислородная недостаточность у плода. Микротравмы, вызванные кислородным голоданием, могут стать причиной возникновение симптомов.
  • Угроза выкидыша.
  • Осложнения во время родов, которые могут привести к внутреннему кровоизлиянию мозга или к травме позвоночника у плода.
  • Инфекционные заболевания или травма головного мозга у детей.
  • Астма, диабет, проблемы с жизнедеятельностью сердца и другие факторы, приводящие к нарушению работы мозга.
  • Курение и чрезмерное потребления алкоголя, стрессовое состояние будущей матери в период беременности.
  • Сложная обстановка в семье. Частые ссоры родителей и крики могут только усугубить симптомы у ребенка.
  • Неправильное воспитание. Чрезмерная строгость к ребенку со стороны родителей. Или, наоборот, излишняя вседозволенность.
  • Недостаток витаминов и минералов в рационе.
  • Отравление свинцом или другими токсинами в раннем детстве

Наличие нескольких из этих факторов увеличивает риск развития этого психологического расстройства у ребенка.

Профилактика заболевания

Заметив у малыша описанные выше признаки нарушения нервной системы, сразу нужно включаться в программу по коррекции диагноза. Профилактический комплекс состоит из нескольких методик.

Мультимодальная терапия

Направленность Рекомендации
Двигательная активность • физические нагрузки систематического характера;
• равномерные упражнения средней интенсивности без ярко выраженных эмоциональных компонентов
Психолого-педагогическое влияние • подбор деятельности, где бы ребенок чувствовал себя комфортно;
• занятия на развитие памяти и внимания;
• логопедические упражнения
Домашняя терапия • налаживание доверительного взаимопонимания с ребенком;
• формирование психологического микроклимата;
• использование позитивных моментов в воспитании;
• организация режима

Хорошо зарекомендовали себя упражнения на расслабление мышц. Они помогают наладить функцию ЦНС, задействовать резервные возможности мозга, повысить уровень регуляции всех систем организма.

Вариант поведенческого управления

Корректируя поведение ребенка в позитивном русле, можно снизить импульсивную активность. Дети с диагнозом СДВГ чувствительны к отрицательным методам воспитания (наказаниям, выговорам), поэтому негативное воздействие эффекта не даст. Похвалами, вознаграждениями, психологической поддержкой можно повысить уровень развития ребенка.

Симптомы

Проявляется синдром у взрослых очень заметно. Иногда со стороны может показаться, что человек просто устал, не выспался или столкнулся с жизненными трудностями. Но близким известно, что он такой всегда, а его необычное поведение и состояние связаны с болезнью. Симптоматику при СДВГ можно разделить на несколько составляющих, каждая из которых включает особые признаки.

Концентрация

Первым симптомом синдрома является нарушение концентрации, проявляющееся во всех повседневных делах, работе и общении. Вместе с ним зачастую происходит полная потеря интереса ко многим явлениям, которые ранее привлекали больного. Нарушения включают следующие проявления:

  • Резкое отключение мозга от разговора или выполнения работы;
  • Частое отвлечение от выполняемых действий;
  • Отсутствие возможности нормально сфокусироваться на одном явлении или действии;
  • Нехватка внимания по отношению к малозначимым деталям;
  • Редкое завершение задач на 100%;
  • Невнимательность в разговоре, неспособность пересказать диалог.

В некоторых случаях этот симптом становится обратным. Тогда больной начнет испытывать сверхконцентрацию

Он будет погружаться в выполняемую работу так глубоко, что потеряет счет времени и перестанет обращать внимание на все происходящее вокруг

Организация

Признаки дефицита внимания у взрослых приносят много проблем, в чем немаловажную роль играет неорганизованность. Она возникает практически у всех больных, оказывая негативное влияние на эффективность работы и успешность выполнения поставленных задач. Проявляться симптом может так:

Отсутствие времени на домашние дела;
Регулярное откладывание «на потом»;
Сложность начать или завершить дело;
Неспособность рассчитать время;
Забывчивость, потеря из головы даже важной информации;
Частый и вынужденный поиск мелких вещей (ключи, пульт и т.п.).

Такие люди всегда о чем-то забывают, не могут найти вещи, которые 5 минут назад сами держали в руках, опаздывают на важные встречи и страдают от постоянной нехватки времени.

Эмоции

Зачастую СДВГ сопровождается неприятными эмоциями. Взрослые испытывают чувство злости или расстройство, что связано с постоянными переживаниями. Они могут проявляться в виде следующих симптомов:

  • Неспособность контролировать эмоции;
  • Частое переутомление;
  • Раздражительность, перепады настроения, вспыльчивость;
  • Пониженная самооценка, обидчивость;
  • Ожидание плохих результатов;
  • Постоянная нехватка мотивации для выполнения разных задач.

Многие больные становятся закрытыми людьми, т.к. общение зачастую доставляет им эмоциональные трудности, а работа приводит к разочарованию. Они постоянно грустят, их мышление депрессивное, ожиданий положительных изменений нет.

Гиперактивность

Повышенная активность и энергичность становятся настоящей проблемой, т.к. человеку не удается сосредоточиться на одном деле, при этом он не способен сохранять спокойствие или сидеть на месте. Больной столкнется со следующими признаками синдрома:

  • Постоянная возбужденность, желание что-то делать;
  • Двигательное беспокойство, отсутствие усидчивости;
  • Тяга к рискованным поступкам и ярким впечатлениям;
  • Частая смена мыслей, стремление к многозадачности;
  • Быстрое наступление скуки при монотонной работе;
  • Сильная разговорчивость, надоедливость.

Человек с СДВГ практически не способен сидеть на месте. Он старается постоянно двигаться, берется за много дел сразу, часто разговаривает, а мысли в его голове очень быстро сменяются одна другой.

Импульсивность

Под импульсивностью понимают неумение контролировать свои слова и действия. Она является частью симптоматики при СДВГ и может доставлять массу неудобств, а также портить отношения с окружающими людьми. Зачастую больные даже не замечают неправильности своего поведения. Симптомы следующие:

  • Неспособность контролировать себя;
  • Резкие высказывания мыслей;
  • Перебивание собеседника;
  • Спонтанность опасных действий.

Некоторые больные ведут себя асоциально, из-за чего не принимаются другими людьми. Возможно развитие наркомании или алкоголизма, что связано с тягой к зависимостям и риску.

Особенности лечения

Специалисты, осуществляющие лечение СДВГ у детей, должны в своей работе использовать биопсихосоциальный подход. То есть терапия должна быть комплексной и затрагивать разные аспекты. В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:

  • психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
  • медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
  • социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.

В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.

По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются. В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни. Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

Симптомы

Симптомы СДВГ подразделяются на признаки дефицита внимания, двигательные нарушения, импульсивность, дезорганизацию, нарушения социальных навыков, эмоциональные дефекты, низкую стрессоустойчивость.

Признаки дефицита внимания

у детей

у взрослых

невозможность сосредоточиться на чем-либо длительное время

неспособность длительно выслушивать родственников, друзей, коллег

переключение с одного занятия на другое

проблемы при чтении

будучи школьником, не может сидеть на одном месте

невыполнение просьб

потеря вещей

сложности при планировании действий

Признаки двигательных нарушений

у детей

у взрослых

нарушение мелкой моторики рук

дискомфорт в одном положении (постельный режим, длительные перелеты, поездки)

нарушение координации при выполнении сложных движений

повторяющиеся движения, “барабанные удары” пальцами рук по столу

Признаки импульсивности

у детей

у взрослых

плохое поведение в детском саду или в школе

совершение необдуманных поступков

склонность к необдуманному риску

частая смена работы, беспорядочные половые связи

Признаки дезорганизации

у детей

у взрослых

сложности в следовании правилам, содержании личных вещей в порядке

хаос в личной жизни, на работе, проблемы в ведении домашних дел, сложности в окончании начатой работы

Признаки нарушения социальных навыков

у детей

у взрослых

оппозиционное проявление в поведении

асоциальное поведение, склонность к конфликтам

Признаки эмоциональных дефектов

у детей

у взрослых

психическая неустойчивость

неудовлетворенность от повседневных событий и дел

сниженная самооценка

опасные формы поведения (превышение скорости, опасные виды спорта)

Признаки низкой  стрессоустойчивости

у детей

у взрослых

эмоциональная реакция на ограничение или запрет

низкий уровень самоконтроля, импульсивное поведение, отрицательные последствия при общении с окружающими

СДВГ у взрослых лечение не проводится практически нигде, кроме клиники доктора медицинских наук В.Л. Минутко.

При СДВГ часто наблюдаются:

  •  панические расстройства;
  •  депрессии;
  •  биполярное расстройство;
  •  трудности при обучении (невозможность провести арифметический счет, письмо, путаница в буквах и цифрах);
  •  злоупотребление психоактивными препаратами;
  •  нарушение сна.

Комментарий эксперта

Коновалова Ольга Вячеславовна, семейный психолог:
«Дети, имеющие диагноз СДВГ, необычные, поэтому требуют к себе особенного отношения. Уже само название синдрома указывает на то, что таким детям действительно необходимо больше внимания, чем остальным. С ними нужно больше заниматься, и, соответственно, вкладывать в них больше сил. Они часто вызывают раздражение у воспитателей и учителей, так как не вписываются в стандарты и требуют индивидуального подхода. А поскольку педагоги не всегда готовы это принять и стать более гибкими, то они пытаются сломать этих детей и своими криками сделать их такими, «как все». Эффект получается противоположный: вместо послушания возникает агрессия, что усугубляет ситуацию, усиливает непослушание и, как следствие, нелюбовь к школе и нежелание учиться. Тем не менее, эти дети обладают пытливым умом и высокой познавательной активностью. Им все интересно. У них обычно хорошая память, и, несмотря на то, что они вертятся во время урока, все слышат и запоминают.
Чаще всего СДВГ вызвано недостаточным развитием стволовых структур головного мозга, которые отвечают за энергообеспечение вышестоящих отделов, тем самым, способствуя их развитию. Если «ствол» дисфункционален, то вышестоящим структурам не хватает энергии для полного развития. Чаще всего страдают переднелобные отделы мозга, которые отвечают за контроль поведения.
Когда мы выполняем какое-то задание, например, пишем, в этот момент задействовано большое число мозговых структур. Процесс интенсивный, поэтому через 15-20 минут мозг устает, что вполне нормально и закономерно. Затем включаются подкорковые структуры, которые подают импульсы к утомившимся отделам, и те снова включаются в работу

Так вот, у гиперактивных детей этого не происходит – после утомления, внимание рассеивается, и они начинают отвлекаться. Исправить ситуацию можно с помощью двигательной активности – это своеобразная компенсация, способ отдохнуть, разгрузить утомленный мозг

Через некоторое время мозговые структуры опять включаются в работу, хотя у детей с СДВГ им нужно чуть больше времени, чем у обычных.
Если взрослые будут знать все эти особенности, такой ребенок станет благодарным помощником воспитателю и учителю.
Рекомендации родителям, чьим детям поставлен диагноз СДВГ:
1) Понаблюдайте за ребенком и отметьте, через какое время он начинает отвлекаться. В этот момент ему нужно сменить вид деятельности – с решения задач на чтение, с чтения на работу руками и т. д. Можно использовать дыхательные упражнения (по Стрельниковой), которые способствуют насыщению крови кислородом, а значит, улучшают питание мозга.
2) Три-четыре раза в год следует проводить массаж воротниковой зоны. Это улучшает приток крови к головному мозгу.
3) Замечательно, если ребенок будет ходить в бассейн. Вода, с одной стороны, успокаивает, а с другой – тонизирует. Кроме того, плавание способствует улучшению координации движений.
4) Не пытайтесь окриками заставить ребенка сидеть спокойно – получите обратный эффект, восстановите его против себя, потеряете доверие. Попробуйте поиграть вместе с ним или выполнить какие-либо упражнения совместно, это доставит радость как ему, так и вам.
5) Очень важны занятия с нейропсихологом, поскольку это помогает отследить динамику и вовремя внести коррективы.
И главное – любите своего ребенка! Ведь он у вас – уникальный».

Воздействие взрослого СДВГ

Когда обнаруживается взрослый СДВГ, скорее всего, вы страдали годами из-за непризнанной проблемы. Люди, возможно, назвали вас «ленивыми» или «глупыми» из-за вашей забывчивости или трудностей при выполнении заданий, и вы, возможно, тоже начали думать о себе в этих отрицательных терминах.

Нелеченный СДВГ имеет широкомасштабные эффекты

СДВГ, который не диагностируется и не лечится, может вызвать проблемы практически во всех областях жизни.

Проблемы физического и психического здоровья

Симптомы СДВГ способствуют возникновению целого ряда проблем со здоровьем, включая компульсивное питание, злоупотребление психоактивными веществами, тревогу, хронический стресс, напряжение, низкую самооценку.

Можете столкнуться с проблемами из-за пренебрежения важными проверками, пропущенными назначениями врача, игнорированием медицинских инструкций, забыванием приема жизненно важных лекарств.

Рабочие и финансовые трудности

Взрослые с СДВГ испытывают трудности с карьерой и сильное чувство постоянных неудач. Возможно, есть проблемы с работой, соблюдением корпоративных правил, сроков, рабочего графика.

Управление финансами становится проблемой: вечная борьба с неоплаченными счетами, потерянными документами, несвоевременными платежами, долгами из-за импульсивных расходов.

Проблемы взаимоотношений

Симптомы ADHD влияют на работу, любовь, семейные отношения. Вы можете быть сыты по горло постоянным ворчанием близких, чтобы прибраться, слушать более внимательно, лучше организовываться.

Те, кто рядом, с другой стороны, чувствуют обиду от вашей «безответственности» или «нечувствительности».

Широкомасштабные последствия СДВГ приводят к смущению, разочарованию, безнадежности, потере доверия. Вы можете почувствовать, что никогда не сможете контролировать свою жизнь. Вот почему диагноз взрослого СДВГ становится огромным источником облегчения и надежды.

Он помогает понять, с чем столкнулись, что вы не виноваты. Трудности, которые были, – это симптомы расстройства дефицита внимания, а не результат личной слабости или недостатка характера.

Взрослый СДВГ не должен пугать

Когда есть диагноз СДВГ, легко понять, что с вами что-то не так. Он не является показателем интеллекта или способностей. Некоторые вещи становятся труднее, но это не значит, что вы не можете найти свою нишу и добиться успеха. Надо выяснить, каковы ваши сильные стороны и использовать их.

Может быть полезно подумать о расстройстве дефицита внимания как совокупности признаков, которые являются как положительными, так и отрицательными.

Так же, как и любой другой набор качеств, которыми вы могли бы обладать. Наряду с импульсивностью и дезорганизацией СДВГ, например, часто появляются невероятные творческие способности, страсть, энергия, креативное мышление, постоянный поток оригинальных идей.

Диагностика СДВГ

При постановке диагноза СДВГ важную роль играет возраст. Определить симптомы этого заболевания у малышей младше 3 лет не представляется возможным, поскольку рассеянность для них — признак нормы. Отклонения зачастую становятся явными лишь в школьном возрасте. В большинстве случаев о наличии заболевания начинают подозревать школьные педагоги или психологи, родители же особенности развития склонны списывать на переходный возраст ребенка.

При подозрении на СДВГ маленького пациента нужно показать одному из перечисленных выше специалистов. Врач должен обладать достаточной квалификацией и опытом работы. Согласно утвержденным критериям, указанный диагноз ставится ребенку в том случае, когда у него сохраняется 6 признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение 6 месяцев. При первичном обращении к врачу проводится наблюдение и обследование маленького непоседы, которое включает такие методы, как:

  • интервью;
  • беседа;
  • непосредственное наблюдение;
  • получение информации от воспитателей, учителей и родителей с помощью диагностических опросников;
  • нейропсихологическое тестирование.

Необходимость применения указанных мер обусловлена тем, что за СДВГ могут скрываться различные заболевания соматической и неврологической природы, например, гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея. Для уточнения диагноза врач назначает консультацию узких детских специалистов:

  • эндокринолога;
  • лор-врача;
  • офтальмолога;
  • эпилептолога;
  • логопеда.

Кроме того, для подтверждения заключения может понадобиться лабораторное обследование, к методам которого относятся:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • общий и биохимический анализ крови.

При нарушении мелкой моторики в программу исследования включается методика NESS.

Наряду с этим, врачи для выяснения фактора, спровоцировавшего заболевание, нередко прибегают к генетическому обследованию родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector