Что делать, если ребенок в 2-3 года не разговаривает?

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них

Важное требование — только на их «языке»!

Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».

Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.

Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».

Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает)

Перед сном обязательно пойте куклам песенки. Лучшие развивающие игрушки для детей 2-5 лет.

Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки. Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь

Также не стоит использовать слова-паразиты и уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Сайт Colady.ru предупреждает: информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Механизм формирования речи

Часто родители задаются вопросом о том, в каком же возрасте малыши начинают говорить? Процесс формирования речи начинается буквально с рождения и завершается примерно в 4 года, когда дошкольник уже умеет выговаривать все звуки родного языка, а также составлять слова и строить связные предложения. Позже происходит усовершенствование имеющихся коммуникативных навыков и расширение словарного запаса.

В специализированной литературе выделяют следующие этапы формирования речи:

Подготовительный (от рождения до года)

Плач, которым ребенок привлекает внимание к себе и сообщает о своих потребностях, а также гуление, лепет направлены на тренировку артикуляционного аппарата и являются характерными для полугодовалого крохи проявлениями речи. В возрасте 10-12 месяцев большинство малышей радуют своих близких первыми короткими, но уже осмысленными словами.
Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется активным усвоением артикуляции звуков, повторением слов за взрослыми

В этот период слова малышей еще неразборчивые, отрывистые. Тем не менее кроха двух-трех лет уже в состоянии донести до взрослого свои просьбы и выразить эмоции.
Дошкольный (от трех до семи лет) этап. До четырех лет у большинства детей полностью формируется звукопроизношение. В этом возрасте малыши уже умеют составлять связные небольшие рассказы, активно общаются с другими детьми и взрослыми. К пяти годам словарный запас детей составляет от 4000 до 6000 слов. Если ребенок 3-5 лет не разговаривает, необходимо обратить на это внимание и проконсультироваться со специалистами.
Школьный этап характеризуется усовершенствованием речи, углублением грамматических и морфологических знаний.

Возрастные нормы развития речи ребёнка

какой должна быть речь ребёнка в 2 года

Когда в семье появляется пополнение, особенно если это первый ребёнок, родители с нетерпением ожидают увидеть развитие своего чада. Каждая мама мечтает о том, что её малыш будет особенным: умным, сильным, талантливым. Каждое новое открытие малыша, любое его достижение рассматривается, как чудо, и вызывает восторг. В любом звуке детского лепета любящие мама и папа готовы слышать речи учёного. Но проходит год, полтора… Скоро ребёнку исполнится два года, а лепет так и остался лепетом. Такие ситуации бывают сплошь и рядом.

Что делать в таких случаях? Не впадать в панику. Вы можете испытывать чувство стыда перед родителями, дети которых уже разговаривают в этом возрасте, думать, что ваш малыш отстаёт в развитии. Но невнятная речь ребёнка или отсутствие таковой не обязательно показатель отсталости в двухлетнем возрасте. Когда мне говорят, насколько хорошо должен уметь говорить мой ребёнок к двум годам, я понимаю только одно: мой ребёнок никому ничего не должен. Это маленький человечек со своими особенностями развития.

Конечно, отсутствие речи в два года может быть показателем проблемы в области психологии, неврологии либо даже указывать на проблемы со слухом у ребёнка. Но в первую очередь, если есть явление задержки речи, нужно разобраться в том, насколько это серьёзно: выяснить причины, а затем помочь малышу справиться с трудностями. И как бы то ни было, паника только навредит вам в этом. Потому, напомните себе ещё раз, что вы любите своего ребёнка, не зависимо ни от чего, а затем приступим к исследованию вопроса задержки речи вместе.

Согласно нормам развития речи, в возрасте от двух до трёх лет речь ребёнка стремительно наполняется новыми словами. Такое явление объясняется тем, что деятельность малыша в этом возрасте становится намного разнообразнее: он копирует поведение взрослых, начинает понимать простейшие связи между предметами, действиями, изучает различные особенности окружающих предметов и испытывает потребность во взаимодействии с окружающими на уровне речи.

Из приведённых цитат можно понять нормы речи двухлетнего малыша, которые касаются произношения звуков. Что касается грамматического строя речи, то нормальным считается если к этому возрасту малыш:

  • Высказывает некоторые суждения о предметах. Например, увидев платье, ребёнок говорит: «Касивая» — красивое.
  • Высказывает просьбы: «Дай», «Акой» — открой.
  • Начинает высказываться предложениями, как односложными: «Айзя!» — нельзя, так и состоящими из нескольких слов: «Мама будит пать» — мама будет спать.
  • Пропускает в речи предлоги, союзы: «Хацю катаца кацели» — хочу кататься на качеле, «Папа сидит лаботат» — папа сидит и работает.
  • Путается в падежах: «Дай катета!» — дай конфету.
  • Неправильно использует род: «Вова села» — Вова сел.
  • Путается в числительных: «Белу мога гуска» — беру много игрушек.

Сейчас мы рассматривали нормы развития речи для двухлетнего малыша. Но, тем не менее вопрос о том, что подразумевают родители под фразой «мой ребёнок не говорит» остаётся открытым. У кого-то малыш не разговаривает вообще и не подаёт признаков того, что речь окружающих ему понятна. В других случаях ребёнок всё понимает, но сам не говорит либо говорит «по-китайски», то есть совершенно не понятно. Есть варианты, когда ребёнок может произносить отдельные слова, но при этом не связывать их в предложения. Как видите, вариантов много и между ними есть существенные различия.

Стоит обратить особое внимание на отсутствии речи, в том случае, если ребёнок:

  • Вообще не реагирует на вашу речь.
  • Не понимает того, что вы говорите.
  • Понимает, но издаёт только мычание либо общается только жестами.
  • Освоил в произношении все звуки, но в слова их не складывает.

В таких случаях отсутствие речи может говорить о нарушении со стороны лор органов, неврологии, психики ребёнка. В редких случаях это может быть связано с болезнью мозга.

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит

Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова

Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Когда ребенок должен начать разговаривать: нормы

Оценивая речевое развитие ребенка раннего возраста, специалисты отмечают не только способность малыша произносить звуки и слова, но и его эмоционально-речевой отклик, т.е. восприятие ребенком обращенной к нему речи. Реагирует ли ребенок эмоционально на обращенную к нему речь взрослых.

1 год

На первом году жизни малыш общается со взрослыми при помощи крика и мимики. При помощи них малыш может сообщить маме о том, что он голоден, у него что-то болит или, наоборот показать радость и удовольствие, которое он испытывает, когда его потребности удовлетворены в полной мере.

Развитие речи в первые месяцы жизни начинается с возникновения первых вокализаций малыша обращенных ко взрослому. Малыш при помощи растянутых длинных звуков «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у» обращается к маме, как бы давая ей сигнал, о том, что сейчас он чувствует себя хорошо.

К возрасту 5 месяцев у ребенка появляется случайный лепет «на-на-на», «да-да-да». К 9 месяцам кроха осваивает первые простые слова «ба-ба», «ма-ма». Годовалый малыш в норме должен понимать до 20 слов, обращенных к нему и произносить 5-10 простых слов.

На первом году жизни малыш общается с мамой при помощи звуков и мимики. При помощи лепета и выражения лица малыш может показать маме, чего он сейчас хочет.

2 года

В начале второго года жизни малыш имеет в активном словарном запасе около 15-20 слов и способен выполнить простую инструкцию взрослого: «Принеси мишку», «Дай мяч».

К полуторагодам ребенок способен выполнить уже двойную инструкцию взрослого: «Принеси куклу и положи ее в кроватку», «Возьми мяч и дай его мне».

К концу второго года жизни словарный запас малыша расширяется до 25 слов, он научается строить простые фразы, в его речи появляются первые глаголы: «иди», «бух». Пассивный словарный запас также расширяется, т.е. ребенок больше понимает обращенную к нему речь взрослых: показывает на предметах и картинках, те предметы и явления, которые ему уже известны.

3 года

В возрасте с 2 до 3 лет происходит активное развитие речи ребенка: расширяется активный словарный запас, появляются первые фразы.

В возрасте с 2 до 3 лет малыш осваивает гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х, понимает значение предлогов и обращенных к нему глаголов: «кто пришел?», «что под столом?».

В 2 с половиной годика предложения ребенка состоят из 3-4 слов. Он запоминает простые детские стишки и песенки, начинает понимать онтонимы «большой- маленький», «быстро-долго».

К трём годам в норме ребенок осваивает следующие речевые навыки:

  • Говорит более 250 слов.
  • Умеет составить небольшой рассказ по картинке, состоящий из 2-4 предложений.
  • Способен выполнить трехсложную инструкцию взрослого: «Возьми альбом, достань карандаши и садись за стол».
  • Знает и говорит свое имя, фамилию, возраст и пол.
  • Активно использует в речи глаголы, местоимения, предлоги.
  • Умеет составлять сложноподчиненные предложения.
  • Слушает сказки, способен понимать их суть, не рассматривая картинки книги.

К трем годам близкие малыша (мама, папа, сестра, брат, бабушка) полностью понимают его речь, посторонние люди примерно на 75%.

Что делать: обследования

Если ребенок не говорит необходимо обратится к специалистам: педиатру, неврологу, отоларингологу, логопеду, детскому психологу.

Если ребенку 3 года и у родителей есть подозрения на то, что причина отсутствия его речи кроется именно в физиологии, важно вовремя провести обследование ребенка и выявить патологии. К каким специалистам обратится:

К каким специалистам обратится:

  • Педиатр: оценит общее состояние здоровье малыша и направит к более узким специалистам.
  • Невролог: определит патологию на основании анализа пренатального периода развития ребенка, оценит текущее состояние развития высших психических функций, назначит необходимые дополнительные обследовании ( МРТ, ЭЭГ, УЗДГ) и необходимое медикаментозное лечение.
  • Отоларинголог (ЛОР): проверит состояние слуха, проведет необходимые обследования (сделает аудиограмму, проверит подъязычную уздечку ).
  • Логопед: проведет тестирование и определит уровень речевого развития.
  • Психолог: исключит наличие психических отклонений, определит, если ребенок не разговаривает в 3 года, могут ли быть тому причиной психологические факторы, составит коррекционную программу занятий.

Что могут назначит врачи:

  1. Лекарственные препараты. Если ребенок в 3 года молчит или плохо говорит, невролог может назначит лекарства, питающие нейроны мозга и стимулирующие речевые зоны головного мозга ( кортексин, когитум, энцефабол, нейромультивит).
  2. Физиолечение (микротоковую рефлексотерапию,светолечение, иглорефлексотерапию).
  3. Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек уха, ручек.
  4. Психокоррекционные занятия с нейропсихологом.

Мнение врачей

Доктор Комаровский – известный детский врач рекомендует родителям больше проводить времени с ребенком, а также ограничить использование детьми планшетов и телефонов.

Работа родителей

Если врачи не выявили серьезных патологий речевого развития ребенка, родители могут самостоятельно организовать коррекционную работу и занятия, которые помогут ребенку в возраст 3 лет заговорить.

Занятия, направленные на развитие речи малыша, включают развитие мелкой и крупной моторики, чтение и пересказ, артикуляционную гимнастику и массаж.

Рекомендации педагогов:

Развивайте мелкую моторику малышу

Занимайтесь вместе с ним пальчиковой гимнастикой, рисуйте, лепите из пластилина и кинетического песка.
Разучивайте детские стишки, потешки, скороговорки, песенки.
Учите ребенка пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
Играйте с малышом в театрализованные игры (разыгрывание известных сказок, пальчиковый театр, театр теней).
Выполняйте дыхательные упражнения.
Развивайте артикуляционный аппарат при помощи гимнастики.
Делайте общий и логопедический массаж.
Используйте развивающие игрушки (сортеры, музыкальные инструменты, игрушки, стимулирующие сенсорное развитие).
Больше общайтесь с ребенком, уделите внимание эмоциональному контакту с ним.
Оградите малыша от стрессов.
Стимулируйте общение крохи с другими сверстниками.
Поощряйте любые попытки малыша говорить (новые звуки и слова), хвалите его за это.. Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам

Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками

Помните, любая ситуация поправима, не бойтесь обращаться к специалистам. Вовремя диагностированная патология корректируется намного легче и проще. Если серьезных патологий нет, коррекционная работа специалиста и занятия дома помогут разговорить молчуна и сравнять его развитие со сверстниками.

Как отличить нарушение речи у детей с тугоухостью и при нормальном слухе

Проблемами расстройства речевой функции у детей с нарушенным слухом занимается наука сурдопедагогика. В современной логопедии выявить нарушение слуха не представляет большого труда. С этим легко справится аудиометрия. Это специальный метод исследования, широко используемый ЛОР-врачами. На пациента надевают наушники, в них подаются звуки разной частоты. Тот должен нажимать на кнопочку, если слышит звук.

Но и в домашних условиях можно диагностировать нарушение слуха. Для этого проводят опыт с шепотной речью. Обследующий становится на расстоянии 6 метров от ребенка, тот отворачивается спиной. Необходимо говорить шепотом знакомые слова, а малышу нужно их повторять. Дети младшего возраста показывают на соответствующие картинки.

Очень важно выявить нарушение слуха как можно раньше. Ведь тогда в корне меняется лечение отсутствия говорения

Упор необходимо делать на восстановление слуха, а не на речевые упражнения. Если глухоту или тугоухость ликвидировать не представляется возможным, малыша адаптируют в социуме при помощи обучения его и родителей языку глухонемых.

Рекомендации для родителей

Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха

Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.

Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях
Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.

Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами
Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать  речевые способности.

Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.

Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.

Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.

Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.

Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его,  делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.

Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать.  И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.

Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

Физиологические причины:

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

Ребенок обделен родительским вниманием.
Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно

Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
Пребывание вдали от матери.
В семье общаются на двух или более языках.
Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector