Потешки
Содержание:
- Потешки для стрижки ногтей
- Старинная гимнастика
- «Утешалочки» для малышей
- Потешки. Занятия и игры по мотивам потешек — Пальчиковые игры-потешки
- Потешки о погоде и природе
- Потешки для зарядки с малышом
- Массаж спины для деток постарше
- Потешки при массаже
- Приговариваем при умывании и купании
- Потешки про животных
- Обедаем, приговаривая
- Обучаемся
- Потешки про части тела
- Виды малых жанров фольклора
- Пестушки
- Роль фольклора в обучающих программах детских домов
- Небылицы
Потешки для стрижки ногтей
А вот потешки про пальчики. Их очень удобно применять во время стрижки ногтей. Они отвлекут малыша от неприятных ощущений и очень помогут маме:
* * *
Пальчик, пальчик!
Где ты был?
Милый мальчик,
Где бродил?
Покажи-ка ноготок!
Подстрижем его: цок-цок!
Стриг да стриг, цок да цок!
Аккуратный ноготок!
* * *
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
* * *
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
* * *
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
* * *
Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
* * *
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
В видео ниже посмотрите еще немного о пользе потешек и примеры их использования на практике:
Вот такая обширная коллекция потешек на каждый день у нас получилась! Пусть она украсит будни мамы и малыша, подарит чувство ритма и сплоченности, и много-много позитива! А интересные средства гигиены и помощники для мамы и деток в быту можно посмотреть на сайте http://kids-go.com.ua/igrushki.html.
Еще больше потешек для малышей смотрите в рубрике «Детские потешки».
С любовью,
Людмила Поцепун.
Старинная гимнастика
Тушки-татушки,
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)
***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)
«Утешалочки» для малышей
Потешки могут не только веселить и развлекать, но и утешать:
Уходите, боли, в поле, Уходите, боли, в лес. К лисе хитрющей, К волку в пущу, К вороне в гнездо, К рыбке на дно, К медведю в берлогу, Ко всем понемногу. Улетели боли, Не вернутся боле.
Наверняка и вас в детстве успокаивала мама или бабушка, если случалось упасть или удариться: «У кошки боли, у собачки боли, а у моей Катюши не боли, не боли, не боли…» И это действительно «работает» — успокаивает и снимает боль. Почему же так происходит? Это «магия» слов и интонаций, помноженная на добрую энергию родительской любви. Вот и весь секрет. И научиться пользоваться этой магией совсем не сложно. Просто старайтесь получать от игр и общения с малышом взаимную радость и удовольствие.
Потешки. Занятия и игры по мотивам потешек — Пальчиковые игры-потешки
Публикация «Пальчиковые…»
Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики все больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец,…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки»
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в…
Чтение потешки и её обыгрывание «Как по снегу, по метели трое саночек летели»
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе раннего возраста Чтение потешки и её обыгрывание «Как по снегу, по метели трое саночек летели» Цель: Продолжать знакомить малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. Задачи: 1. Раскрыть…
Использование малых форм фольклора потешек как средство формирования глагольного словаря у детей раннего возраста 2–3 лет
Использование малых форм фольклора (потешек) как средство формирования глагольного словаря у детей раннего возраста (2-3 лет) с задержкой речевого развития. Гулямова О.Н, учитель-логопед, МБУ детский сад № 41 «Огонек» Ранний возраст — это период наиболее интенсивного развития…
Потешки. Занятия и игры по мотивам потешек — Потешки. Колыбельная
Статья «Потешки….»
Физкультминутка Вот стоит домишко- Домик расписной. (складываем руки в форме домика над головой) В нём живёт зайчишка Серенький смешной( показываем «ушки» над головой) Он выходит погулять, Прыг-прыг-прыг. (прыгаем) Любит травку пощипать, Щип-щип-щип. ( руками «щиплем» воздух) А…
Проект по театрализованной деятельности «Красна сказка складом, а потешка ладом» (вторая группа раннего возраста)
Актуальность Потешка – замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить,…
Мастер-класс по изготовлению мини-макета к потешке «Пошел котик на торжок» (вторая группа раннего возраста)
Потешки — малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка. Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Краткость и небольшой…
Мастер-класс по рисованию «Наши любимые потешки» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для закрепления пройденного материала при помощи рисования. В нашей группе проходит проект «Русский народный фольклор – одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников». И в рамках данного проекта мы с ребятами закрепили пройденный материал…
Страницы:
…
Потешки о погоде и природе
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
***
Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
***
Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
***
Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!
***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Потешки для зарядки с малышом
Упражнения для ручек
Чушки, вьюшки, перевьюшки, (крутим кулочки друг вокруг друга,)Тимбирлим сидит в кадушке. (стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек)А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке)
Тушки-татушки, испекли ватрушки, (водим ручками вверх-вниз, какмузыкант, играющего на тарелках),На окно поставили, (руки с определённым усилием опускаются на животик)Остывать оставили. (машем ручками)А пшеничный пирожок —Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промятьот животика до плеч)Так высо-о-оконъко-высок! (ручки поднимаются к макушке)(гладим ручку ручкою и далее по тексту)
Ручку ручкою погладим,Пальчик пальчиком потрём,Отдохнём совсем немножко,А потом опять начнём
Зарядка для ножек
Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:Толкачики – рогачики, оп!Перевертушки!Ножками потопали:Топ-топ-топ!Ручками похлопали:Хлоп-хлоп-хлоп!
Ребенок лежит на спине, мама берет пяточки в руки и посткивает пяточками друг о друга:Топ-топ-топ-топКто топочет? Ну-ка стоп!Топ-топ-топ-топВ дом пробрался Топотоп!
Большие ногиШагали по дороге:ТОП, ТОП, ТОП!Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ-топ-топ-топ-топ
Зарядка «Велосипед»
Делаем велосепед:
Куда бежите, ножки?— Куда бежите, ножки?— По летней дорожке,С бугра на бугорЗа ягодой в бор.В зеленом боруТебе наберуЧерной черники,Алой земляники.
Зарядка с Буратино
Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.(Вместе с ребенком произносить стихотворение, выполняя все движения по тексту.)
Массаж спины для деток постарше
Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами
ладоней)
Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками
пальцев)
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения
пальцами)
Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения
ладонями)
***
Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)
***
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии
вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами
обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными
пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, потоптал («идём» по спине тыльной
стороной кулаков)
Прошла слониха, потоптала («идём» кулаками, но с
меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами,
сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя
пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину
ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем
бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем
спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шоворот)
Потешки при массаже
Хомка, хомка хомячок, (ножками двигаем)
Полосатенький бочок (проводим по бокам полосы)
Хомка раненько встает (подтягиваемся)
Щечки моет, шейку трет.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать (сжимаем кулачки, показываем силу)* * *
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише, никто больше не шумит.
(Загибаем пальчики, поглаживая)* * *
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.* * *
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.* * *
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.* * *
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать
Дадим крошек поклевать.
(Сопровождаем слова действиями: поглаживанием, пощипыванием).* * *
Рельсы, рельсы (проводим линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки (постукиваем по спине пальцами рук)
Пришли куры, поклевали (постукиваем одним пальцем)
Пришли гуси, пощипали (пощипываем спинку)
Пришла лисичка,
Хвостиком помахала (поглаживаем спинку)
Прошёл слон, (надавливаем тыльной стороной кулачков)
Прошла слониха, (применяем меньшее усилие)
Прошёл маленький слонёнок, (собираем три пальца в щепоть)
Пришёл директор магазина, (двигаем два пальца)
Всё разгладил, всё расчистил, (поглаживаем ладонями
вверх-вниз)
Поставил стол,
Стул,
Печатную машинку.
Стал печатать: (двигаем пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (поводить пальцем)
Помял, разгладил, (щипаем, поглаживаем)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.* * *
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он дров не носил, печку не топил!
Приговариваем при умывании и купании
Водичка, водичка,
Умой наше личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.* * *
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
….. (имя) умывается,
Солнцу улыбается!* * *
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Маша умывайся веселей!* * *
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!* * *
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С (имя) худоба.
Потешки про животных
Детей всегда интересуют животные. Будь то кошка во дворе, или стадо лошадей в поле. Расскажите им потешки про животных — малыш и много нового узнает, и память укрепит, внесет значимый вклад в развитие речи и ритм прочувствует.
Такие потешки становятся еще полезнее, если читать их, как бы от имени игрушки-животного. Если у вас есть дома такие игрушки, обязательно воспользуйтесь ими! Малышу будет интереснее!
На лугу паслась корова
На лугу паслась корова (Говорит мама) Му-му-му (говорит ребенок)
Полосатый шмель летел З-з-з-
Летний ветерок подул Ф-ф-ф-ф (дует)
колокольчик зазвенел Динь-динь-динь
Стрекотал в траве кузнечик Тр-тр-тц
Еж колючий пробегал Пх-пх-пх
Птичка маленькая пела Тиль-тиль-тиль
и сердитый жук жужал Ж-ж-ж
* * *
У козы растёт ребёнок-
Белый маленький козлёнок.
Пьёт козлёнок молоко
И не бродит далеко:
Не окрепли ножки,
Не пробились рожки.
* * *
Встали дети на рассвете,
Помогают маме дети.
Помогают белке-маме
Запастись к зиме грибами.
* * *
Как у нашей у наседки
Замечательные детки:
Маня, Ваня и Петруша…
Вот какая наша клуша!
* * *
Как у мышки, у полёвки
Целых 33 кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат для малышат.
Детки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, вволю:
Много зёрен в поле.
* * *
Приятно хрюшке-маме
Смотреть на поросят,
Как землю пятачками
Они в саду рыхлят,
А после моют носики,
Пыхтя, как паравозики.
* * *
Хорошо ягнёнку с мамой,
С самой доброй,
С тёплой самой,
К ней бочком прижмётся он
И увидит тёплый сон.
Сон в колечках шерстяных,
Тёплых, маминых, родных.
* * *
Я телёночка ласкала: был он маленький.
Свежей травкой угощала у завалинки.
Я телёночка любила: был он нежненький.
Я водичкою поила самой свеженькой.
Ворон
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную,
Труба точеная,
Позолоченая,
Песня ладная,
Сказка складная.
Утром он в трубу трубит,
А к ночи сказки говорит.
Сбегаются зверушки-
Ушки на макушке
Ворона послушать,
Пряничка покушать.
Ветер елками шумит
Ветер елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами — щелк.
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Вышла кошка за кота
Тра – та – та, тра – та – та,
Вышла кошка за кота,
За кота – котовича,
За Ивана Петровича
Он усат, полосат,
Ну не кот, а просто клад!
Гуси вы, гуси
Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!
Ласточка касатка
— Ласточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!
У мамы — сынок
У кошки — котёнок,
У утки — утёнок,
У медведя — медвежонок,
У лошадки — жеребёнок,
У свиньи — поросёнок,
У овечки — ягнёнок,
У коровки — телёнок,
У курочки — цыплёнок,
У собачки — щенок,
А у мамы — сынок.
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
и ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Люли
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.
Обедаем, приговаривая
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай немножечко!* * *
Утята поели,
Котята поели,
Мышата поели,
А ты еще нет?
А где наша ложечка?
Кушай на здоровечко.* * *
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил!* * *
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна!
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем Филиппика кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Второй – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».* * *
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!* * *
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Варим кашку круту,
Подливаем молочка,
И накормим казачка.
Обучаемся
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!* * *
Маленькая детка
Головушка – репка.
Носик – вопросик,
Щечки – колобочки,
Роток – говорок,
Зубок да зубок.
Глазик с глазком,
Бровки домком,
Ушко да ушко,
Выше всех – макушка!* * *
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — все хватать-хватать.* * *Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
(Называйте имя ребенка)* * *
Наша ляля маленька-маленька,
Ее щечки аленьки-аленьки,
Ее мысли чистые-чистые,
Глазоньки лучисто-лучистые.* * *
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это … нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это … (имя) ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок.* * *
Этот пальчик
маленький-маленький,
Этот пальчик
слабенький-слабенький,
Этот пальчик
длинненький-длинненький,
Этот пальчик
сильненький-сильненький,
Этот пальчик
толстячок-толстячок,
А все вместе
кулачок-кулачок!
Потешки про части тела
Изучая с малышом его самого, одевая или купая его, почитайте ему ритмичные потешки про части тела:
Вот глаза у нас какие…
Вот глаза у нас какие:
Голубые, голубые.
Носик пуговкой у нас,
Бровки ниточкой у глаз.
Ушки маленькие,
Губки аленькие.
Шейка, щечки, лобик, ротик
И наш пухленький животик.
Ножки, ножки, где вы были?
— Ножки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили.
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.
Раз зубок, два зубок
Раз зубок, два зубок —
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку —
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
Расти коса до пояса
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
Целый день играл Кирюшка
Целый день играл Кирюшка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Кирюшку.
Про мишку
Сначала показываем с помощью мишки:
«Мишка лапки подними!
Мишка лапки опусти!
Покружись, покружись!
А теперь земли коснись,
И животик свой потри — раз-два-три, раз-два-три!»
Потом ребенок про себя: «Сынок ручки подними…»
Ладушки-ладошки
Моем мылом ручки,(Трем рука об руку)
Моем мылом ножки. (Трем ладошками ножки)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)
Наварили кашки, (Одна ладонь лодочкой)
Помешали ложкой. (Пальчиком другой руки мешаем)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)
Замесили тесто, (Ладошки друг на друге, круговые движения)
Испекли лепешки. (Дуем на ладошки)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)
Строили ладошки
Домик для матрешки. (Ручки домиком над головой)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)
Спать лежать ладушки,
Отдохнуть немножко. (Ладошки под щёчку)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)
Части тела
Голова одна видна,
Шейка одна тоже,
Ручки есть,
И ножки есть —
на твои похожи.
Есть два глаза у меня,
И два ушка тоже,
Нос один,
И рот один —
На твои похожи.
Два мизинца у меня,
И две пятки тоже,
Две коленки,
Два мыска —
на твои похожи.По ходу чтения на себе показываем называемые части тела.
* * *
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — все хватать-хватать.
* * *
Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.
Виды малых жанров фольклора
Колыбельная песня
Подробнее по этой теме см. Колыбельная песня.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Пестушка
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
- Примеры
«Сорока» Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке) |
«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»): Сорока-ворона |
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши) Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! |
Пестушки
Первыми играми в жизни ребенка являются пестушки и потешки. Пестушки (от «пестовать», что означает «нянчить», «холить») — это не что иное, как игровое взаимодействие взрослого с ребенком, при котором взрослый проговаривает стишок и выполняет игровые движения ручками и ножками ребенка согласно проговоренному тексту. Актуальны пестушки в периоды, когда младенцу еще недоступны те или иные действия: повороты тела, контролируемые манипуляции руками, сидение, ползание, вставание у опоры, т. е. в течение 1-го жизненного года. Именно тогда мамы и пестуют младенцев: играют его ручками, поглаживают крошку по спинке или животику, делают ножками «топотушки» и т. д.
Когда ребенок научится хорошо сидеть, отличной игрой для него будут пестушки «на коленках». Задача взрослого — усадить малыша себе на коленки и, выразительно проговаривая пестушку, выполнять нехитрые действия, приводящие, как правило, дитя в восторг:
Едем, едем мы по кочкам (взрослый трясет коленкой, на которой сидит ребенок),По мосточку,Под мосточком -Бух! (ребенок опрокидывается на руку взрослому).
Аналогично «работает» и эта пестушка:
Поехали, приехалиС конфетами, с орехами,Поскакали, прискакалиС ватрушками да калачами!Вприпрыжку, вприскочку,По бугоркам, по кочкам —Бултых в ямку!
Роль фольклора в обучающих программах детских домов
Как правило, у детей, воспитываемых в домах малютки и детских домах и лишенных в младенчестве материнской заботы, отсутствует потребность в общении со взрослыми, интерес к окружающим. В этом случае нет основы для сотрудничества между ребенком и педагогом, что, естественно, негативно сказывается на общем развитии воспитанника.
Не допустить или же исправить эту ситуацию позволяют веселые потешки для малышей. Программные занятия во многих домах ребенка включают в себя произведения устного народного фольклора в разных его видах (потешки и прибаутки, загадки, считалочки), способствующие эмоциональному развитию детей, а также развитию у них навыков коммуникативного общения, тренировке памяти, развитию речи, чувства ритма, воспитания доброжелательности, заботы по отношению друг к другу и т. д.
Особый интерес у малышей вызывают потешки, содержащие подражание звучанию музыкальных инструментов, например колокольчику («Тирли – бом! Тирли – бом…»), дудочке («Ду-ду-ду, ду-ду-ду…») или свирели («Люли – люли – люли…»).Существуют игры-потешки для малышей, направленные на стимуляцию речевой активности:
Скажут утки нам с утра:- Кря, кря, кря.Скажут гуси у пруда:- Га-га-га!Скажут квочки нам в окно:- Ко, ко, ко!
Небылицы
Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:
Вырос кабак важный,Ему дивился каждый: Не обойти кругомЗа ночь вместе с днем.Сорвали еле-елеИ всей деревней ели,И целую неделюЖивоты болели.
Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении
Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность
Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.