Пальчиковая гимнастика для детей 2 — 3 лет картотека (младшая группа) на тему

Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?

После 4 лет большинство детей уже разговаривают, они развиты физически, имеют достаточно устойчивую психику. Казалось бы – зачем им гимнастика для пальчиков? Большинство ученых, изучающих деятельность мозга ребенка, отмечают тесную связь между двигательной активностью и речью. Поэтому для правильной работы речевых органов, что способствуют хорошему произношению, требуется постоянное развитие и усовершенствование мелкой моторики и двигательной функции.

Преимущества проведения упражнений для пальчиков для малышей 4-5 лет:

улучшение памяти;
развитие и тренировка способности концентрировать и удерживать внимание;
стимуляция воображения и творческого мышления;
эмоциональная наполненность речи;
освобождение от монотонности речи;
воспитание быстроты реакции;
развитие артикуляции;
разнообразие досуга;
сближение ребенка с родителями.

Кроме того, проведение пальчиковых игр между занятиями по математике или изучению букв помогает снизить умственную и психическую нагрузку, отвлечь и развеселить маленького ученика.

Правила проведения занятия

Помимо ненавязчивости со стороны родителей, существуют дополнительные правила проведения занятий. Здесь необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

перед упражнениями требуется подготовить руки – важно выполнить непродолжительные поглаживающие движения, которые разгонят кровь, заставив мышцы работать; выбирайте медленный темп выполнения упражнений, постепенно переходите на более быстрые действия с повторениями до 5 раз; в начале пальчиковой игры все действия рекомендуется выполнять одной рукой, потом второй, и только заканчивать двумя; доброжелательно поправляйте ребенка, если он выполнил движения неправильно; во время работы двух рук они должны нагружаться одинаково; после каждого упражнения требуется расслаблять кисти – встряхивать их или потирать ладошками; отследите, какие игры у ребенка любимые – их выполняйте каждый раз, остальные меняйте с определенной периодичностью; если малыш старается самостоятельно выполнить определенные действия, его необходимо хвалить

Рассмотренными упражнениями в большинстве случаев занимаются в детском садике с воспитателями. Но это не значит, что родители не должны проводить те же действия дома. Тактильный контакт с малышом стимулирует лучшее понимание детей и родителей. Поэтому занятия следует начинать еще в дошкольном возрасте, чтобы взрослея не возникало проблем недопонимания у членов семьи.

Простые упражнения

Прежде чем приступать к имитации потешек, следует провести подготовку – родители могут воспользоваться поглаживанием, легким массажем, сгибанием и разгибанием пальчиков и кистей рук. Далее следует приступать к имитации форм предметов и животных.

Здесь можно прибегнуть к простым приемам:

  • елка – ладошки друг к другу, затем основания кистей раздвинуть в стороны, оставляя совмещенными на верхушке пальчики, локти при этом висят в воздухе, максимально отодвинувшись от тела;
  • корзинка – ладошки смотрят на малыша, затем они соединяются и прогибаются, отправляя пальчики вверх (необходимо создать форму чашечки), локти также держатся на весу;
  • колокольчик – руки располагаем ладонями вниз, пальчики сцепливаются между собой, затем средний опускается вниз для вращательных движений (через некоторое время пальчики меняются);
  • домик – ладони друг к другу, расставить основание кистей, соединив большие пальцы (это домик с крышей), затем правый средний пальчик поднять вверх (это труба), а мизинцы сложить вместе (они должны образовать ровную линию для имитации балкона);
  • птичка – перекрестить на основании кистей руки тыльными сторонами, поднимаясь вверх, сгибать пальцы, создавая видимость летящей птицы.

Польза гимнастики для пальчиков с 6 месяцев

Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, который сопровождается веселыми рассказами и стишками. Гимнастика для самых маленьких детей (до года) дополняется массажными действиями со стороны взрослого.

Упражнения для пальчиков очень полезны, так как они:

Помогают переключить внимание. Если кроха капризничает, то его можно увлечь, рассказав несколько стишков, сопровождая свою речь массажем пальчиков на руках и ногах.
Улучшают координацию движений и мелкую моторику.
Устраняют эмоциональное напряжение.
Развивают память.
Способствуют согласованию движений и речи в будущем.
Дают впечатляющий эффект активного физического и интеллектуального развития.
Улучшают коммуникативные навыки

Ребенок с рождения требует общения.

Помогают развивать фантазию, творческую инициативу.
Являются средством начального эстетического воспитания.

Еще одно преимущество пальчиковых игр – воздействие на особые точки, расположенные на кистях рук, ладонях и стопах. Стимуляция таких акупунктурных зон улучшает работу внутренних органов, связанных с ними, а именно:

  • массаж большого пальца положительно влияет на головной мозг и центральную нервную систему;
  • массаж указательного улучшает деятельность желудка;
  • поглаживание среднего пальчика способствует налаживанию функционирования кишечника;
  • стимуляция нервных окончаний на безымянном пальце благоприятно влияет на почки и печень;
  • нажатия на точки, расположенные на мизинце, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы.

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Пальчиковые игры

Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.

Пример 1

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).

Пример 2

Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!

Пример 3

Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!

Пример 4

Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).  

Пример 5

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).

Пример 6

Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).

Пример 7

Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).

Пример 8

Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).

Пример 9

Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!

Пример 10

Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!

Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков —  фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка  металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до  блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1)   Рамки с застежками.  Делается деревянная рама, которая обтянута тканью  из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и  застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a)   большие пуговицы, b)   маленькие пуговки, c)   кнопки, d)   банты, e)   шнурок, который вдевается в дырочки, f)    шнурок, который наматывается на крючок, g)   крючки и петли, h)   застежки из ремешков, i)   застежки – липучки.

2)   Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3)  Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4)   Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5)   Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6)   Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Развитие малышей 2 лет

Малыши 2х лет сначала изучают свои руки и ноги, а затем пальцы рук и ног. Они не могут манипулировать пальцами рук и ног, пока не узнают, как управлять руками и ногами.  Итак, с малышами нужно сначала проводить гимнастику, включающую в себя движение рук и ног:  хлопать в ладоши, пожимать руки, касаться руками других частей тела – животика, коленей, топать ногами. Постепенно можно ввести движение большого пальца рук. Ближе к 3м годам, ребенок будет готов к пальчиковым упражнениям и играм.

Трехлетние дети могут управлять своими пальчиками

К тому времени, когда ребенку исполнится 4 года, пальчиковые игры займут важное место в развитии

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
Залог успеха – в систематических занятиях.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.

Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – комплексное заболевание нервной системы, которое развивается у детей с рождения или в первые несколько месяцев жизни. Ведущими нарушениями при такой патологии являются двигательные и сенсорные расстройства. При этом часто наблюдаются:

  • нарушение моторных навыков пальцев рук;
  • повышение или ослабление мышечного тонуса;
  • неловкость движений;
  • насильственные неприродные движения.

Такие нарушения провоцируют проблемы с приобретением необходимых навыков для самообслуживания, негативно влияют на речевую активность даже у психически здоровых детей с ДЦП. Поэтому главная задача врачей и родителей – развивать мелкую моторику, как одну из сторон двигательной сферы. При этом очень помогают пальчиковые упражнения. Чтобы они принесли малышу, больному ДЦП, пользу, нужно придерживаться таких правил:

  1. Выполнять гимнастические упражнения каждый день. При этом в день можно проводить 2-3 занятия.
  2. Следить за состоянием ребенка во время упражнений – сменой его позы, мышечным расслаблением, самочувствием.
    Совет!Движения через силу лучше не выполнять слишком часто, лучше поддерживать комфортный темп упражнений.
  3. Гимнастику следует постоянно дополнять новыми более сложными упражнениями.
  4. Сопровождать свои действия стишками, скороговорками и ласковыми словами.
  5. Иметь позитивный благожелательный настрой, улыбаться.
  6. Хвалить и поощрять малыша за любое достижение.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры с детьми младшего возраста помогают установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком

Увлекательные стишки привлекут внимание ребенка и выполнят обучающую функцию


Полезность

Наша семья.

Первый пальчик дедушка,
Второй пальчик бабулечка,
Третий пальчик папочка,
Четвертый пальчик мамулечка,
Пятый пальчик наш малыш
А вот и вся семья.

На одного человечка по одному пальцу. Затем ладошкой второй руки обволакиваем кулачок с пальчиками.

Машина каша.

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:

Первому дала,
Второму дала,
Третьему дала,
Четвертому дала,
А этому не дала.
Он немного пошалил.
И тарелочку разбил.

Показываем, как варится каша правой рукой по ладошке левой руки. С третьей и до шестой строчки начинаем загибать пальцы, начиная с большого. Последние три строчки проговариваем на мизинчик, раскачиваем его и не загибаем.  

Белка


Деткам

Встали пальчики

Сонный пальчик хочет спать,
Шустрый пальчик — прыг в кровать,
Ленивый пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Проснулись пальчики — «Ура!»
Веселиться всем пора!

На каждую новую строчку считалочки ребенок загибает пальчик. Возглас «Ура» сопровождается разгибанием кулачка и растопыриванием пальцев. Повторяем стишок дважды – по одной считалочке на каждую руку.

Поздоровайся с природой.

Привет, солнышко золотое!
Привет, небо голубое!
Привет, вольный ветерок,
Привет, маленький дубок!
Мы живем в одной стране —
Всем вам говорю привет!

На каждую строчку правой рукой поочередно обхватываем кончики пальцев левой руки.

Улиточка

У улитки-крошки выползают рожки.
Покажу ей как ходить, если будут ножки.

Пальцы присобрать в кулачок. Высунуть указательный и мизинец. Пошагать по столу двумя пальчиками.

Домик

Дом мы строим выше, выше!
Есть окошки в нем и крыша.

Группируем пальцы на руках. Соединяем две ладошки. Раздвинуть ладошки под небольшим углом, не отрывая кончики пальцев. Замыкаем треугольник большими пальцами, выстроенными в прямую линию. Руками до локтей выстраиваем стены домика.

Пересчитываем пальчики


Стишок

Начиная с большого пальца поглаживаем пять пальчиков подряд.

Ванины игрушки.


Как игрушки

Играем с пальчиками, как с игрушками.


Стишки

О взаимосвязи моторики с речью

Не все родители могут понять наличие взаимосвязи рук с речью. Чтобы разобрать вопрос, следует привести пользу развитой мелкой моторики:

  • Способность хватать мелкие предметы и совершать различные манипуляции, требующих кропотливых движений, помогает в дальнейшем быстро справиться с вопросами самообслуживания. Развитая моторика влияет на возможность держать ложку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  • Развитые мышцы рук позволяют быстро освоить письмо, дают возможность красиво рисовать.
  • Моторика взаимодействует с речевой функцией, что объясняется анатомическим строением мозга человека. Отработанные точные движения – это свободная речь крохи.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников предполагает выполнение следующих действий:

  • массаж рук, который проводится взрослыми;
  • работа с мелкими деталями – сборка пазла или конструктора;
  • задания с крупой или бусинами – к примеру, перемещение каждой бусины в бутылку с тонким горлышком;
  • работа с пластилином;
  • рисование карандашами и кистью;
  • вырезание простых предметов ножницами.

Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.

Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр

Тип Варианты материалов Примеры использования
Дидактический материал
  • Карточки;
  • таблицы — схематические изображения этапов игры/упражнения.
При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила.
Иллюстративный материал
  • Картинки, фотографии;
  • иллюстрированные книги;
  • тематические плакаты.
Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть.
Материалы ИКТ
  • Презентации — слайды с описанием правил игры и изображением действий;
  • мультипликационные сказки с музыкальным/песенным сопровождением по содержанию пальчиковой игры.
Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов.

Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.

Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector