Что такое потешка: определение. потешки и прибаутки для детей

Содержание:

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Потешки про части тела

Изучая с малышом его самого, одевая или купая его,  почитайте ему ритмичные потешки про части тела:

Вот глаза у нас какие… 

Вот глаза у нас какие:
Голубые, голубые.
Носик пуговкой у нас,
Бровки ниточкой у глаз.
Ушки маленькие,
Губки аленькие.
Шейка, щечки, лобик, ротик
И наш пухленький животик.

Ножки, ножки, где вы были?

— Ножки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили.
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Раз зубок, два зубок

Раз зубок, два зубок —
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку —
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!

Расти коса до пояса  

Расти  коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

Целый день играл Кирюшка   

Целый день играл Кирюшка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Кирюшку.

Про мишку

Сначала показываем с помощью мишки:
«Мишка лапки подними!
Мишка лапки опусти!
Покружись, покружись!
А теперь земли коснись,
И животик свой потри — раз-два-три, раз-два-три!»

Потом ребенок про себя: «Сынок ручки подними…»
Ладушки-ладошки
Моем мылом ручки,(Трем рука об руку)
Моем мылом ножки. (Трем ладошками ножки)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)

Наварили кашки, (Одна ладонь лодочкой)
Помешали ложкой. (Пальчиком другой руки мешаем)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)

Замесили тесто, (Ладошки друг на друге, круговые движения)
Испекли лепешки. (Дуем на ладошки)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)

Строили ладошки
Домик для матрешки. (Ручки домиком над головой)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)

Спать лежать ладушки,
Отдохнуть немножко. (Ладошки под щёчку)
Ах какие ладушки,
Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши)

Части тела

Голова одна видна,
Шейка одна тоже,
Ручки есть,
И ножки есть —
на твои похожи.
Есть два глаза у меня,
И два ушка тоже,
Нос один,
И рот один —
На твои похожи.
Два мизинца у меня,
И две пятки тоже,
Две коленки,
Два мыска —
на твои похожи.По ходу чтения на себе показываем называемые части тела.

* * *

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки — все хватать-хватать.

* * *

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.

Умывание с потешкой

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. 

***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

***
Топики, топики, 
По водичке хлопики, 
Хлопики ладошками,  
Да босыми ножками!

***

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!  

Потешки про дождик

* * *

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

* * *

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

* * *

Дождик, лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей по ложке,

На меня по плошке,
А на Бабу Ягу —
Лей по целому ведру!

* * *

Радуга-дуга,
ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Первые потешки врезаются в память на всю жизнь

Каждый человек даже в глубокой старости способен воспроизвести в памяти веселые потешки:

  • Водичка, водичка, умой мое личико.
  • С гуся вода, с тебя вся худоба.
  • Ой, качи-качи-качи, глянь — баранки, калачи.
  • Тушки, тутушки, на столе пампушки.

Первые строчки сразу подсказывают продолжение. Сколько же им веков, этим пестушкам, небылицам?

Печатная техника помогала сберечь эти шедевры, рассказать современным людям, что такое потешка. Память при рождении детей и внуков сама возвращает их, даже нет необходимости в книгу заглядывать. Уже к трем годам дети сами проигрывают и приговаривают шутейные стишки, радуя этим родителей, бабушек и самих себя.

С интересом слушают ребята колыбельные потешки. В умиротворенной обстановке, в тишине, где напевно звучит знакомый голос, малыш в своем воображении уходит с героями песенки в далекое придуманное им путешествие.

В моменты игры хорошо запоминаются считалочки. Проговаривая их, дети набираются опыта в произношении отдельных звуков, труднопроизносимых слов. Логопеды делают специальные подборки, которые предлагают детям и взрослым для занятий. Развитие речи дает обратную связь. Родные лучше понимают друг друга, обогащая словарный запас ребенка. Потешки и прибаутки легко запоминаются.

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, — это прибаутки.

«А чем отличаются пестушки и потешки для малышей от прибауток?» – спросите вы. Все дело в том, что прибаутки не подразумевают каких-то игровых движений, и в них обязательно присутствует определенный сказочный сюжет. Такие произведения народного творчества ориентированы на деток 2-3 лет, имеющих определенное представление о мире. В этом возрасте все знания малыша об окружающих его явлениях и предметах напрямую связаны с его познаниями о людях и их деятельности. Именно поэтому в народных произведениях животные действуют и совершают такие же поступки, как и люди:

Кошечка на кухне пироги печет.А пес в углу сухари толчет.Мышка в окошке платье шьет.А уточка в сапожках избушку метет.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания

Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту

Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Путаница

Корней Чуковский

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

 
***

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.

 
***

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.

 
***

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.

 
***

Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.

 
***

Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?

 
***

Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.

Небылицы

Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:

Вырос кабак важный,Ему дивился каждый: Не обойти кругомЗа ночь вместе с днем.Сорвали еле-елеИ всей деревней ели,И целую неделюЖивоты болели.

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении

Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность

Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Потешки про животных

Детей всегда интересуют животные. Будь то кошка во дворе, или стадо лошадей в поле. Расскажите им потешки про животных — малыш и много нового узнает, и память укрепит, внесет значимый вклад в развитие речи и ритм прочувствует.

Такие потешки становятся еще полезнее, если читать их, как бы от имени игрушки-животного. Если у вас есть дома такие игрушки, обязательно воспользуйтесь ими! Малышу будет интереснее!

На лугу паслась корова

На лугу паслась корова (Говорит мама) Му-му-му (говорит ребенок)
Полосатый шмель летел З-з-з-
Летний ветерок подул Ф-ф-ф-ф (дует)
колокольчик зазвенел Динь-динь-динь
Стрекотал в траве кузнечик Тр-тр-тц
Еж колючий пробегал Пх-пх-пх
Птичка маленькая пела Тиль-тиль-тиль
и сердитый жук жужал Ж-ж-ж

* * *

У козы растёт ребёнок-
Белый маленький козлёнок.
Пьёт козлёнок молоко
И не бродит далеко:
Не окрепли ножки,
Не пробились рожки.

* * *

Встали дети на рассвете,
Помогают маме дети.
Помогают белке-маме
Запастись к зиме грибами.

* * *

Как у нашей у наседки
Замечательные детки:
Маня, Ваня и Петруша…
Вот какая наша клуша!

* * *

Как у мышки, у полёвки
Целых 33 кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат для малышат.

Детки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, вволю:
Много зёрен в поле.

* * *

Приятно хрюшке-маме
Смотреть на поросят,
Как землю пятачками
Они в саду рыхлят,
А после моют носики,
Пыхтя, как паравозики.

* * *

Хорошо ягнёнку с мамой,
С самой доброй,
С тёплой самой,
К ней бочком прижмётся он
И увидит тёплый сон.
Сон в колечках шерстяных,
Тёплых, маминых, родных.

* * *

Я телёночка ласкала: был он маленький.
Свежей травкой угощала у завалинки.
Я телёночка любила: был он нежненький.
Я водичкою поила самой свеженькой.

Ворон  

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную,
Труба точеная,
Позолоченая,
Песня ладная,
Сказка складная.

Утром он в трубу трубит,
А к ночи сказки говорит.
Сбегаются зверушки-
Ушки на макушке
Ворона послушать,
Пряничка покушать.

Ветер елками шумит  

Ветер елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами — щелк.
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.

Вышла кошка за кота  

Тра – та – та, тра – та – та,
Вышла кошка за кота,
За кота – котовича,
За Ивана Петровича
Он усат, полосат,
Ну не кот, а просто клад!

Гуси вы, гуси  

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!

Ласточка касатка  

— Ласточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

У мамы — сынок

У кошки — котёнок,
У утки — утёнок,
У медведя — медвежонок,
У лошадки — жеребёнок,
У свиньи — поросёнок,
У овечки — ягнёнок,
У коровки — телёнок,
У курочки — цыплёнок,
У собачки — щенок,
А у мамы — сынок.

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит
и ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Люли

Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.

Вася

Коми-пермяцкая народная песенка

Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!

Сто серебряных коней

Коми-пермяцкая народная песенка  
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов

Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.

У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.
 
А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!

Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.

Как придумать потешку или прибаутку

Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.

  • Для потешки важны игровые движения. Возьмите за основу любую пальчиковую игру или известную потешку. Поменяйте в ней персонажей и текст, а движения оставьте. Например: не сорока, а белка, варила не кашу, а суп… И т.д.
  • Вообще потешкой может считаться любой короткий стишок. Главное — сохранить бодрый ритм, лаконичность, упоминать характерных для фольклора персонажей: зверей, птиц, членов семьи и детей с русскими именами.
  • Прибаутку написать еще проще. Главное, чтобы в ней было больше действий, чем описания, и законченный веселый сюжет. Прибаутка может быть и без рифмы (в этом случае хорошо сделать ее в виде диалога).
  • Как достичь комического эффекта? Сочетайте несочетаемое, переверните привычный ход вещей с ног на голову, заставьте героев делать то, что они никогда не делали. Эти приемы у народной прибаутки широко заимствует и детская поэзия («В огороде-то на грядке вырастают шоколадки…»).
  • Частые сюжеты прибауток: звери выполняют работу по хозяйству; все едут на странном транспорте (на курице, на клюке и т.д.); все играют на разных музыкальных инструментах; один персонаж выясняет у другого подробности какой-то странной ситуации.

Tonje

25.09.2020

  
  Стихи, Школа  Другие статьи автора

Загадка

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа).
Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например:
«Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).
Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Пестовать – значит любить

Самые первые малышовые стишки и песенки называются пестушками. Это сейчас мы говорим «нянчить, растить, любить, ласкать, ухаживать». А раньше все это называлось одним емким словом «пестовать». От него-то и пошло название «пестушка». Их приговаривают или поют малышу в первые месяцы жизни, сопровождая повседневные заботы: переодевание, купание, игру, самые первые движения. Интересно, что наши предки вкладывали в пестушки несколько иной смысл, чем мы сейчас. Они считали, что подобные ритмичные напевы — магическая и лечебная процедура для малыша. Происходит как бы синхронизация маминых и деткиных биоритмов с биоритмами Природы. Этакие заговоры на здоровье, силу, счастье. И даже если вы относитесь к подобной теории скептически, попробуйте начинать утро малыша с простой пестушки. Это доставит массу приятных минут и вам, и крохе (бабушка тоже может участвовать). Вот увидите, как будет радоваться малыш веселым и ритмичным строкам, как будет узнавать знакомые стишки. А для вас это еще один дополнительный способ выразить малышу свою ласку и любовь.

Итак, просыпаемся. Малыш потягивается после сна, а мы гладим его бочка и животик, чуть потягивая и приговаривая:

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись!

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

Сразу захотелось и самому улыбнуться солнышку, порадоваться приходу нового дня! А можно приговаривать и так:

Потягушки, потягушечки!

От носочков до макушечки!

Мы потянемся, потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем, растем…

Ну, разве могут не сбыться такие замечательные и добрые мамины (или бабушкины) слова?

Массаж спины для деток постарше

Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами
ладоней)
Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками
пальцев) 
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения
пальцами) 
Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения
ладонями)

***
Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

***
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии
вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона 
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами
обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными
пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, потоптал («идём» по спине тыльной
стороной кулаков)
Прошла слониха, потоптала («идём» кулаками, но с
меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами,
сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя
пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину
ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке, 
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем
бочок)
Шлю вам чулочки, 
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем
спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил, 
Отправил. («кладем письмо» за шоворот)

Контрольные вопросы

   1. Почему после колыбельных песен начинают исполнять потешки и пестушки?   2. Почему пестушки играют особую роль в развитии ребенка?   3. Что такое «поэзия пестования»?   4. Каково содержание пестушек?   5. Почему пестушки близки к заговорам?   6. Чем пестушки отличаются от потешек?   7. Чему и как обучают потешки?   8. Каковы особенности потешек?   9. Зачем в потешках используют приговоры?   10. Почему прибаутки имеют стихотворную форму?   11. Как прибаутки и песенки соотносятся с «взрослым» фольклором?   12. Каковы особенности прибауток?   13. На основании каких признаков проведена классификация прибауток М.Н. Мельниковым?   14. Почему в песенках ограничен круг действующих лиц?

4. Словесные игры

   Большинство исследователей относят к потешному фольклору группу жанров, имеющих общее развлекательное назначение. Словесные игры отличаются от других полным отсутствием внешнего действия, движения. Игровой сюжет проявляется в них только в словесной форме. В нем сохраняется главная цель игры – превзойти партнеров в сообразительности и быстроте реакции. Как в любой игре, для этого надо проявить определенные способности, навыки и умения.   На Руси издавна существовали разные формы словесных игр. Одной из древнейших и наиболее распространенных считается игра «Курилка». Она восходит к древнему ритуалу гадания по пламени, известному по записям этнографов у многих народов мира. Первобытный человек считал пламя источником жизни и его угасание воспринимал как знак близкой смерти. Суть гадания заключается в том, что собравшиеся передавали друг другу источник огня (горящую ветку, уголек, факел, свечу). Угасание огня означало дурное предзнаменование. После утраты магического смысла ритуальное действо превратилось в развлечение, а затем и в детскую игру.   Название игры – «Курилка» восходит к древнему корню кур – уголь и связано с тем, что главным атрибутом гадания у европейских народов являлся горящий уголек.   В первом описании игры, сделанном Е.А. Авдеевой, четко просматривается связь с огнем: «Садились все в кружок, зажигали лучинку и, потушивши, передавали один другому, приговаривая: «Жил-был Курилка, ножки тоненьки, душа коротенька. Не умри, Курилка, не оставь печали, не заставь плясати». Всякий старался скорее передать Курилку другому, приговаривая: «Жив, Курилка!» У кого лучинка гасла, с того брали фант».   Постепенно связь с ритуалом утратилась, но словесное оформление игры– сохранилось. Вместо лучины появился человечек с именем Курилка. Позже его стали называть Захаркой. А.В. Терещенко приводит запись игры с приговором: «Гори, гори жарко, приедет Захарка!». В тексте проявляется сходство с приговором из игры в горелки: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».   Параллельно с развлекательной словесные игры выполняли и важную педагогическую функцию. В процессе игры дети постепенно обучались искусству участия в беседе, вовремя вступать в диалог и выходить из него. Словесные игры предполагают обязательную импровизацию, требующую от ребенка быстрой реакции. Несмотря на большое разнообразие словесных игр и четкость их развлекательной функции, они являются важным средством воспитания. С помощью словесных игр ребенок продолжает познание мира, учится речевому общению, умению приспосабливаться к требованиям социума, тренирует память.   В широко распространенной игре «Барыня» общим является только постоянное вступление, которое произносит ведущий:   Остальной текст создается в процессе игры. Сравнение текстов и умение их составить с соблюдением всех ограничений свидетельствует об умении пользоваться словом. Играющие должны подчинить эмоции рассудку, воле, не теряться при неожиданном повороте игры, не попадать в ловушки, которые им расставляет ведущий.   Для всех словесных игр характерна ролевая обусловленность поведения играющих, ограниченная строгими рамками правил. Этнографы показали, что данная особенность моделирует отношения внутри социума, членами которого должны стать играющие в будущем. Время игры и тематические рамки диалогов не ограничиваются. Подобная «разомкнутость» структуры позволяет играющим полностью проявить свои способности. Важным стимулирующим фактором является непосредственная реакция сверстников, приветствующих удачные находки и активно подыгрывающих соперникам.

Народная мудрость

Фольклорная поэзия для малышей впитала в себя многовековую народную мудрость. Не может быть бессмыслицей то, что любовно передавалось из поколения в поколение, что дошло почти в неизменном виде до наших дней. Как еще иначе объяснить феномен «Ладушек» иди «Сороки-вороны»? Ведь при всем разнообразии малышовых игр и игрушек, современных авторских стихов и разработок, трудно отыскать что-либо более полезное и развивающее для полугодовалого крохи, чем подобные незамысловатые народные игры. Так забавляли нас мамы и бабушки, так забавлялась детвора на Руси много веков назад. И точно так же теперь играем мы со своими малышами.

Пословицы и поговорки

Основные статьи: пословица, поговорка

Поучают чему-то.

  • Дорога ложка к обеду.
  • Волка бояться — в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • У страха глаза велики.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не надобен клад, коли в семье лад.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друзья познаются в беде.
  • Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
  • Мягко стелет, да жёстко спать.
  • Родина — мать, умей за неё постоять.
  • Семеро одного не ждут.
  • За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
  • Пчела мала, но и та работает.
  • Хлеб всему голова.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Волка ноги кормят.
  • Дело мастера боится.

Всему свое время

Говорят, что груднички растут не по дням, а по часам. Да, в таком малыше происходит интенсивная перемена каждые три месяца. И поэтому каждый раз перед ним ставятся новые, все более сложные задачи в освоении двигательных умений, речевых навыков, эмоциональных проявлений, познавательных реакций по отношению к окружающему миру и, конечно же, коммуникативных способностей в общении со взрослыми.

Поэтому принято раннее детство делить на микропериоды (0-3 мес., 3-6 мес., 9-12 мес.). Для каждого из таких периодов, а также и для периодов 2-го и 3-го годов жизни, существуют народные произведения, соответствующие их генетически обусловленным задачам. Все стишки и потешки для малышей, пестушки, прибаутки, небылицы, скороговорки и перевертыши различаются между собой педагогической направленностью и появляются в жизни малыша в определенном возрасте согласно возложенным на них задачам.

Отличие прибаутки от потешки и пестушки

Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:

Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:

  • Русские народные потешки
  • Потешки для умывания
  • Потешки для одевания
  • Частушки и потешки про масленицу
  • Пальчиковые игры

И это далеко не все!

Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Подробнее по этой теме см. Колыбельная песня.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Примеры

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?

«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector