Организация правильного питания в детском саду

Меню детского сада: таблица

Понедельник
1-й завтрак Каша пшённая, батон с маслом, какао с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Осень»
полдник Молоко, булочка веснушка
ужин Вермишель молочная, яйцо варёное, напиток смородиновый, хлеб пшеничный
вторник
1-й завтрак Омлет натуральный с кукурузой, батон с маслом и сыром, хлеб пшеничный
2-й завтрак сок
обед Салат из капусты с морковью, борщ на м\б со сметаной, рыба припущенная с овощами и сметанным соусом, рис отварной с маслом, компот из кураги, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, манник
ужин Тефтели мясные, макароны с маслом, чай с лимоном, хлеб
среда
1-й завтрак Каша ячневая, батон с маслом, чай с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Чиполлино» из лука, уха с зеленью, капуста тушённая с мясом, кисель из клюквы, хлеб ржаной
полдник Сок, рогалик сахарный
ужин Ленивые вареники, напиток из плодов шиповника, хлеб
четверг
1-й завтрак Каша «Солнышко» ( рис, пшено); батон с маслом и сыром, какао с молоком
2-й завтрак сок
обед Салат «Свёкла»(кусочками), суп с клецками, печень по-строгановски в сметанном соусе, гречка отварная рассыпчатая, компот из брусники, хлеб ржаной
полдник Чай с сахаром, мармелад
ужин Рыбные фрикадельки в сметано-томатном соусе, картофельное пюре, напиток из лимонов, хлеб
пятница
1-й завтрак Творожные сырники с изюмом и сгущённым молоком, батон с маслом, чай с лимоном
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Морковный» с чесноком, суп щи со сметаной, биточки мясные, горошница с маслом, кисель черничный, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, оладьи с джемом
ужин Каша пшеничная, компот из яблок, хлеб

Картотека блюд: каша молочная «Дружба»

Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Рис 8 8
Крупа пшеничная 51.5 10
Молоко 51.5 51.5
Вода питьевая 34.5 34.5
Сахар 2.5 2.5
Масло сливочное 2.5 2.5

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя, рассчитываемого в соответствии с новым СанПиН Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда
Белки, г 3.1
Жиры, г 4.3
Углеводы, г 16.2
Калорийность, ккал 116
B1, мг 0.05
B2, мг 0.07
C, мг 0.1
Ca, мг 61.49
Fe, мг 0.39

Рекомендуемый выход блюда для кормления детей за 1 приём пищи (грамм):

Количество часов содержания детей в ДОУ Дети 1–3 лет (ясли) Дети 3–7 лет (детский сад)
8–10 часов 150/4 200/5
12 часов 150/4 200/5
24 часа 150/4 200/5

Карта приготовления каши в ДОУ:

Сначала нужно перебрать и промыть крупу, потом вскипятить воду, подсолить, засыпать в нее рис, перемешать и варить 10–15 минут. Затем доливают кипящее молоко и добавляют пшено, сахар, перемешивают и варят до готовности, помешивая периодически.

После подачи добавляют кусочек сливочного масла.

Салаты с яйцом

Салаты с яйцом пользуются большой популярностью в ДОУ, наиболее часто потребляемые — редис с огурцами и яйцом, а также салат «Летний»

Редис с огурцами и яйцом

Рецепт на 100 грамм салата:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Редис красный обрезной 54.8 50
Огурцы свежие
Яйца 10 10
Сметана 20 20

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда Потери питательных веществ продуктов при обработке, %
Белки, г 2.38
Жиры, г 5.05
Углеводы, г 2.88
Калорийность, ккал 66.67
B1, мг 0.0224
B2, мг 0.0867
C, мг 13.795
Ca, мг 45.346
Fe, мг 0.8441

Рекомендуемый выход блюда для кормления за 1 приём пищи (грамм):

Тип довольствующихся / Количество часов содержания детей в ДОУ 8–10 часов 12 часов 24 часа
Дети 1–3 лет 45 45 45
Дети 3–7 лет 60 60 60

Рецепт приготовления этого салата:

Нарезать все ингредиенты на мелкие кусочки, заправить сметаной, укладывать горкой.

Салат «Летний»

Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Картофель 26.6 20
Огурцы свежие
Помидоры 23.5 20
Лук зелёный 12.5 10
Яйца
Сметана 20 20

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда Потери питательных веществ продуктов при обработке, %
Белки, г 2.39
Жиры, г 5.05
Углеводы, г 5.14
Калорийность, ккал 75.74
B1, мг 0.0451
B2, мг 0.0934
C, мг 11.95
Ca, мг 38.921
Fe, мг 0.7497

Рекомендуемый выход блюда для кормления за 1 прием пищи (грамм):

Тип довольствующихся / Количество часов содержания детей в ДОУ 8–10 часов 12 часов 24 часа
Дети 1–3 лет 45 45 45
Дети 3–7 лет 60 60 60

Технологическая карта приготовления блюда в столовой (кафе), организации питания:

Очистить картошку, потом отварить и нарубить вместе с огурцом, помидоры нарезаются кубиками, как и фасоль. Нашинковать зелёный лук. Все перемешать, полить сметаной. Красиво выложить нарезанные яйца и посыпать луком.

Ход занятия:

— Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилось беда, я заболел. Говорят,чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался,ел все только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

-Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

-Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире неподверженным к простудам. Если все – таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправится.

Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А,В,С.

Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (ответы детей)

— Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты.Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.

— А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.

-Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов.

Витамин А

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин В

Очень важно спозоранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный надо пить

Он спасет от болезней,

Без болезней – лучше жить!

Витамин С

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Но а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Ты попробуй –кА решить не хитрую задачку:

Что полезнее жевать – репку или жвачку?

— Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.

— Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содрежиться витамины А,В,С,Д.

Витамин А содержит в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпенат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень, трески, говяжья печень, сливочное масло.

Физкультминутка «Обжорка»

Один пузатый здоровяк (округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком (изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар (изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).

Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержится витамин А,Б,С,Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.

Дети рисуют продукты.

Итог: Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (ответы детей). Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.

Законодательное регулирование вопроса

Организация питания в детском дошкольном учреждении регулируется с помощью норм, которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.03.2013 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Этим документом установлены следующие обязательные требования:

  1. Категории продуктов, которые не допускаются к употреблению в детском дошкольном учреждении – Приложение №9;
  2. Наборы продуктов, которым должен быть обеспечен каждый ребенок в течение учебного дня – Приложение № 10;
  3. Перечень продуктов, которые должны быть включены в меню в течение недели – Приложение № 11.

Пример конспекта: подготовка к завтраку, завтрак, подготовка к обеду

Далее вы сможете увидеть пример конспекта о подготовке к завтраку, завтраку и подготовке к обеду

Тема «Подготовка к завтраку»

Вид деятельности: дежурство

Воспитательно-образовательные задачи:

  1. Укрепить навыки о том, как правильно накрывать стол и сервировать столовые приборы(ложка справа от тарелки, вилка слева), обращаться к няне и воспитателям по имени и отчеству;
  2. Закреплять знания о необходимости мыть руки перед едой, КГН.

Необходимое оборудование:

  1. Фартучки для дежурных;
  2. Столовая посуда;
  3. Салфетницы.

План работы:

Назначаю ребят, которые дежурят, они надевают специальные фартучки и начинают накрывать столы.

Для лучшего выполнения дежурными своих обязанностей предлагаю им сопровождать сервировку стихами:

Остальные малыши моют руки. Напоминаю детям о том, что в ванной комнате запрещается бегать, шуметь, руки моются обязательно с мылом, кран закрываем плотно, после мытья вытираем руки полотенцем.Перед тем как зайти в умывальную, читаю детям стихотворение, чтобы поднять им настроение:

Тема «Завтрак»

Воспитательно-образовательные задачи:

закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не чавкать, пищу брать небольшими кусочками, вытирать рот салфеткой, полоскать его после еды; закреплять КГН.

План работы:

Пока дети едят, напоминаю им о том, как себя следует вести: не ставить локти на стол,жевать тихо, не разговаривать. Можно сыграть с детьми в игру, которая потребует использование воображения: пусть каждый придумает, что на хлебе намазано не обычное масло, а шоколадное или в тарелке не простая каша, а каша волшебников. Мотивирую детей докушать все, что лежит на их тарелке. Чтобы привить детям эстетику питания и улучшить аппетит, зачитываю стихотворение:

После еды обязательно напоминаю о необходимости вытереть руки, прополоснуть рот. После еды советую тем, кто не устал — помочь дежурным с уборкой со столов.

Тема «Подготовка к обеду»

Воспитательно-образовательные задачи:

Закрепить знания о КГН ( тщательно мыть руки с мылом перед едой, вытирать насухо их полотенцем).

План работы:

Сначала для улучшения аппетита и обмена веществ выполняем психофизический комплекс Руденко А.С:

  1. Потянуться вверх (ладони соединить «замком» над головой).
  2. Погладить живот (по часовой стрелке).
  3. Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступы стоят на полу.
  4. Пощёлкать зубами 24 раза.
  5. Понюхать пищу. Вращать языком во рту.
  6. Накопленную слюну проглотить медленно.
  7. Есть медленно, чувствуя вкус, тщательно пережёвывая пищу.

После проведения комплекса играю с ребятами в игру : «А ну-ка в очередь!»: дети становятся во столько колон, сколько умывальников в ванной комнате, количество человек в каждой колоне должно быть одинаковым. После того как дети помыли руки, предлагаю вспомнить им правила поведения за столом в стихотворной форме, пока дежурные накрывают на стол:

После еды вытираем руки салфетками, рот нужно прополоскать.

Порядок проведения контроля

Контроль над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов.

Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества.

После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно.

Субъектами такого контроля являются:

  1. Руководитель детского сада;
  2. Медицинский работник учреждения;
  3. Комиссия, состоящая из родителей.

Руководитель и медицинский работник проверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ.

Комиссия, состоящая из родителей, может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи.

Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.

Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор.

Им осуществляется проверка соответствия всем нормам:

  1. Санитарного состояния пищеблоков;
  2. Рациона питания, разрабатываемого в учреждении;
  3. Качества и безопасности используемой пищи.

При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколы о привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.

О проведении родительского контроля в ДОУ смотрите в следующем видеосюжете:

❇ Хорошие привычки

Правильное питание для дошкольников – залог детского здоровья. Прививать ребенку любовь к полезным продуктам нужно с раннего возраста, причем на собственном примере. Именно родители, а не воспитатели детского сада, обязаны сформировать у него правильные привычки.

 Дробный режим. Вся еда за день должна поступать в организм за 5-6 приемов. Три из них полноценные, сюда входит завтрак, обед и ужин, все остальные – перекусы между ними. Нельзя допускать обильных приемов пищи и переедания, кушать надо небольшими порциями.

 Без спешки

Важно научить дошкольника тщательно пережевывать пищу, чтобы попадающие в желудок кусочки были мелкими и хорошо смоченными слюной. Органам пищеварения проще переваривать измельченную пищу и извлекать из нее полезные вещества

 Как в садике. Если чадо посещает детский сад, тогда его рацион на выходные должен быть таким же, как в дошкольном учреждении, где его разрабатывают специалисты. Что именно готовить, можно узнать в группе. Если дома готовить те же супы, каши и запеканки, сыну или дочери будет легче привыкнуть к здоровому питанию.

 Нет фаст-фудам. Ленивые мамочки и папочки часто водят своих детей на обед в ближайшее заведение общепита. Особой популярностью пользуются разрекламированные Макдональдсы, походы в которые зачастую становятся семейной традицией. Так ребенок постепенно привыкает к нездоровой пище, а еда, приготовленная дома, становится для него неприемлемой. Нельзя подсаживать молодой организм на картошку фри и гамбургеры. Лучше отдать предпочтение домашней кухне в каком-нибудь семейном кафе.

 Пример родителей. Все дети похожи на своих мам и пап. Кто-то внешне, а кто-то привычками в еде. Если вы являетесь сторонником здорового питания, ваше чадо тоже научится выбирать вкусную и полезную пищу.

 Замена вместо уговоров. Если дошкольник упорно отказывается от кислой смородины, богатой витамином С, не стоит заставлять его есть ненавистную ягоду. Так можно вообще отбить охоту к правильному питанию. Любой продукт можно заменить другим, равноценным по содержанию полезных веществ.

 Привлекательный вид. На тарелке все должно выглядеть аппетитно. Малышу практически невозможно впихнуть что-то насильно, поэтому лучше проявить смекалку и подать ему необычное блюдо. Например, «противную» вареную свеклу он будет уплетать с огромным удовольствием, если вырезать из нее фигурки животных. А из запеченных яблок можно выстроить крепость и предложить разобрать ее с одним условием: каждый снятый «кирпичик» должен быть съеден.

Запрещенные продукты

Молочные продукты, такие как молоко, кефир, ряженка и «снежок», не должны превышать 3,2% жирности. Творог и творожная масса допускается не более 9% жирности. Запрещены продукты из непастеризованного молока, например, некоторые виды сыров. Сардельки и сосиски не рекомендуется включать в рацион чаще 1-2 раз в неделю. Куриные яйца можно подавать лишь в отварном виде или в форме омлета.

Также особый критерий при выборе продуктов для детского меню – это жирность мясных продуктов. Все блюда готовятся на пару или с минимальным количеством растительного масла. Запрещается использовать в детском меню говядину на кости и жирную свинину. В качестве животного белка в рацион добавляется курица, индейка, нежирная баранина, крольчатина.

Не допускается включать в рацион детей в дошкольных учреждениях блюда, готовящиеся с большим количеством растительного масла, например, жареная картошка, попкорн и т. д. А растительное масло может использоваться только в качестве заправки к овощным салатам.

Не рекомендуется давать детям большое количество сладостей. Шоколадные конфеты, зефир и сливочное мороженое рекомендуется заменять на желе, пастилу, мармелад, сдобу. А из напитков запрещены газировки и натуральный кофе. Зато кофейные напитки, такие как цикорий, полезны и зачастую нравятся детям.

Ежедневный рацион ребенка обязательно должен включать свежие фрукты и овощи – полезный источник клетчатки. Но учитывая тот факт, что цитрусовые фрукты могут вызывать аллергию, в детском саду предлагают детям яблоки, бананы, груши и сезонные ягоды. В зимний период рацион может быть разнообразен сухофруктами: черносливом, курагой, финиками.

Время обеда в детском дошкольном учреждении

А теперь разберемся, во сколько обед в детском саду.

Итак, после окончания прогулки воспитательница с няней помогают снять верхнюю одежду малышам. Потом детки моют ручки и рассаживаются за столики на свои места. Помощник воспитателя уже принесла в группу еду. Обеденное время в садике ориентировочно с половины первого до часу. Надо отметить, что прием пищи днем чуть дольше, нежели утром, во время завтрака. В меню обеда входит первое, второе и третье блюда.

Деткам предлагают салаты с термической обработкой либо нарезка из свежих овощей. Первое блюдо — горячее — овощной суп, борщ, щи, рассольник, то есть все первые блюда должны быть с мясом. На второе деткам предлагают рыбное, мясное, блюдо из птицы, из печени и гарнир. Третье блюдо, как правило, — компот из свежих фруктов или сухофруктов. Также полагается хлеб.

Обед в детском саду может для каждого малыша проходить по-разному. Одни детки уже самостоятельно кушают все предложенные блюда, другие — либо не умеют, либо не желают этого делать, так как привыкли, что дома их кормят родители. К тому же, не все детки кушают все, что перед ними стоит в тарелочках. Кто-то не есть свекольную икру, манную кашу или рагу. Кто-то не переносит котлеты и супы. Обычно воспитатель не заставляет детишек кушать те продукты, которые они отвергают. Но и родители со своей стороны заранее должны предупредить воспитателя о том, что малыш категорически не приемлет, либо по состоянию здоровья какие-то продукты ему не подходят.

Что делать с избытком сахара в меню детского сада

На самом деле все началось еще с детского сада. Ровно с того момента, как его двери приветливо распахнулись для нашего сына, я узнала, что готовлю в общем-то невкусно. Именно об этом ребенок мне сообщил спустя буквально неделю посещений. И в следующие несколько лет его мнение больше не менялось.

Чтобы разобраться, в чем повар обошел меня на повороте, даже пришлось анализировать меню в детском саду. Приглашаю разгадать этот ребус вместе, для чего приведу пример стандартного дневного рациона в детском саду.

Завтрак 1

Запеканка из творога (творог 9%, крупа манная, сахар-песок, яйцо диетическое, масло сливочное, соль, сухари панировочные, сметана)

Соус клюквенный (клюква б/к, крахмал картофельный, сахар-песок)

Какао на молоке (какао-порошок, сахар-песок, молоко)

Масло коровье сладкосливочное несоленое

Сыр полутвердый для детского (дошкольного и школьного) питания с жирностью до 45%

Хлеб из муки пшеничной первого сорта

Завтрак 2

Плоды и ягоды свежие (апельсин)

Обед

Салат «Мозаика» (картофель свежий, горошек зеленый консервированный, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, сметана, масло сливочное, соль)

Суп из овощей на курином бульоне (капуста белокочанная свежая очищенная п/ф, картофель свежий, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, соль)

Гуляш из отварной птицы (мясо кур (п/ф бедро, голень, грудка) с/м, масло сливочное, мука пшеничная, томат-паста, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, сахар-песок, соль)

Изделия макаронные отварные (макаронные изделия, соль, масло сливочное)

Напиток вишневый (вишня б/к, сахар-песок)

Полдник

Запеканка овощная (горошек зеленый консервированный, картофель свежий, капуста белокочанная свежая очищенная п/ф, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, яйцо диетическое, крупа манная, сухари панировочные, масло растительное, сметана, сыр с м.д.ж. 45%, соль)

Булочка «Городская» (мука пшеничная, сахар-песок, масло сливочное, молоко, яйцо диетическое, дрожжи сухие, соль, сахар-песок, ванилин, яйцо диетическое, масло растительное)

Биойогурт фруктовый питьевой (молоко, фруктово-ягодный наполнитель, сахар, загуститель-пектин, регулятор кислотности — сок лимонный концентрированный, натуральный ароматизатор, йогуртная закваска, бифидобактерии)

Ужин

Тефтели мясные с соусом собственного производства (говядина котлетная часть с/м, хлеб пшеничный в нарезке, молоко, лук репчатый свежий очищенный п/ф, соль, масло растительное, мука пшеничная, томат-паста, морковь свежая очищенная п/ф, лук репчатый свежий очищенный п/ф, сахар-песок, соль)

Рис отварной (крупа рисовая, масло сливочное, соль)

Компот из плодов свежих (апельсин, сахар-песок)

Хлеб из муки пшеничной первого сорта

Я посчитала, сколько раз в меню встретилось слово «сахар-песок», и почувствовала себя детективом, разгадавшим тайну века.

Секретный ингредиент был найден. Правда, что с этим делать — непонятно. Устраивать состязание с поваром за первое место в сердце сына путем добавления сахара в каждый домашний прием пищи желания не было. Изменить ситуацию в садике тоже не представлялось возможным.

Врачи уже начали бить тревогу об избытке простых углеводов и хлебобулочных изделий из белой муки в питании детей. Одновременно говорится о недостатке свежих овощей и фруктов. В 2019 году даже была создана петиция, в которой требуют:

  • изменить СанПиН 2.4.1.3049-13 в части количества сахара, добавляемого в рацион детей в ДОУ;
  • установить максимальное количество сахара, которое дают детям в ДОУ по рекомендациям ВОЗ: 15 г сахара в день для детей 2–3 лет и 35 г сахара для детей 4–6 лет.

Однако о выпуске приказа с соответствующими изменениями пока ничего не слышно.

Новый стандарт

Новый стандарт детского питания в детских садах был утвержден в 2006 году. Базовые требования остались теми же, но были пересмотрены требования к калорийности и набору продуктов. Теперь меню детсадовца рекомендуется составлять на 20 дней, и ни одно блюдо в нем не должно повторяться.

Родители могут быть спокойны – с разнообразием на столе в садике сейчас все в порядке. Меню на каждый день, согласно новым стандартам, составляют с соблюдением следующей энергетической ценности:

  • детям от 1,5 до 3 лет – 1540 Ккал;
  • детям от 4 до 6 лет – 1900 Ккал.

Четырехразовый прием пищи теперь обязателен для всех садиков. Это не означает, что ребенка будут кормить больше. Просто введено такое понятие, как «второй завтрак», на который ребенку могут дать яблоко или банан в промежутке между первым завтраком (основным) и обедом.

Что касается перечня продуктов, которые обязательно должны быть в рационе дошколят, то он расширен. Теперь документально регламентирован такой суточный рацион:

  • молоко, кисломолочные продукты – не менее 390 мл на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет и не менее 450 мл на ребенка в возрасте от 4 до 6 лет;
  • творог – детям от 1,5 до 3 лет не менее 30 граммов в день, детям старше – не менее 40 граммов;
  • сметана – малышам положено не менее 9 граммов в день, детям от 4 до 6 лет – 11 граммов;
  • – малышам должны давать 4,3 грамма в день, большим деткам – 6,4 грамма;
  • говядина – не менее 50 граммов детям ясельных и младших групп в день, не менее 60 граммов детям средних и старших групп в день;
  • мясо птицы (курица, индейка) – не менее 20 граммов в день для малышей и не менее 24 граммов для детей от 4 до 6 лет;
  • рыба (филе) – малышам не менее 32 граммов, детям постарше – 37 граммов;
  • яйца – детям до 3 лет в день положена половинка яйца, а детям от 4 до 6 лет – чуть более половинки (1,6);
  • картофель – 120 граммов малышам и 140 граммов «большим», но это осенняя норма, зимой она несколько увеличивается;
  • овощи и фрукты – детям от 1,5 до 3 лет – 174 грамма, детям от 4 до 6 лет – 221 грамм.

Рекомендации к новым стандартам предписывают садикам готовить из говядины первой категории (без костей), телятины, нежирной свинины и баранины, курятины и крольчатины. Сосиски и сардельки разрешено давать не чаще 1-2 раза в неделю после тщательной тепловой обработки.

Яйца можно давать вареными или в форме омлета. Молоко должно иметь жирность от 2,5 до 3,2%, а творог – жирность не более 9%. Сливочное масло должно быть настоящим, иметь жирность 82,5%, растительное масло допускается только в случае необходимости заправки салата или винегрета.

Не стоит думать, что принципы питания в садике не учитывают великой любви детей к сладкому. Документы разрешают раз в неделю давать воспитанникам шоколадные конфеты. Чуть чаще можно давать зефир, пастилу или мармелад. Джемы и варенье могут быть допустимы только в том случае, если они фабричного производства, а бисквитные торты можно давать только тогда, когда они приготовлены без крема.

Больше всего вопросов возникает относительно фруктов, ведь не все они хорошо переносятся детьми дошкольного возраста. Всем детям разрешены груши, бананы, сливы, яблоки, ягоды (исключая клубнику). Цитрусовые в перечне есть, но давать их рекомендуется только с учетом индивидуальной переносимости. Есть в новых стандартах даже невиданные для советских садиков киви и манго. Но эти тропические плоды разрешается давать только детям, не склонным к пищевой аллергии.

Есть в перечне, рекомендованном для питания детей и продукты, которые вызывают недоумение и вопросы. Например, консервы рыбные, тушенка, кофе натуральный. Здравомыслящие родители стараются не кормить своего ребенка такими продуктами. Однако жалоба в надзорный орган о том, что ребенка в садике покормили супом с консервами, не будет эффективной, ведь такое разрешение на нормативном уровне у организаторов детского питания существует.

Немало вопросов могут вызвать консервированные овощи, сгущенка. Правила не запрещают давать дошкольникам сливочное мороженое. На практике, как правило, на него не хватает бюджетных средств, как и на два последних пункта – икру красную и рыбу слабосоленую красную (кету). Такие деликатесы не относятся к обязательным, но числятся в списке рекомендованных при условии наличия достаточного финансирования.

В каком объеме ребенку должны поступать пищевые вещества?

Не правильно составленное питание, являющееся недостаточным, приводит к плохому набору массы тела, понижению физических способностей, понижает иммунную систему, что открывает доступ к патологиям и тяжелым их формам.

Именно поэтому, составляя рацион питания нужно ответственно с повышенным вниманием и с контролем за правильным соотношением пищевых веществ. Оптимальный их баланс позволит поддерживать организм ребенка в здоровой форме

Оптимальный их баланс позволит поддерживать организм ребенка в здоровой форме.

Пищевые вещества 1-3 года 3-7 лет
Белки, г 53 68
Животные белки 37 45
Жиры, г 53 68
Растительные жиры 7 9
Углеводы, г 212 272
Минеральные вещества, мг
Кальций 800 900
Фосфор 800 1350
Магний 150 200
Железо 10 10
Витамины
Bi, мг 0.8 0.9
В2, мг 0.9 1
Be, мг 0.9 1.3
В12, мкг 1 1.5
РР, мг 10 11
С, мг 45 50
А, мкг 450 500
Е, ME 5 7
D, мкг 10 2.5
Энергетическая ценность, ккал 1540 1970

Меню на день в детском саду: какие продукты используются?

Примерное меню обязательно содержит отсылки к рецептам той или иной готовой пищи из сборников рецептур для питания детей.

При этом названия должны соответствовать в обоих документах. Повторное приготовление одного и того же блюда в один день не допускается.

Производство еды осуществляется согласно технологическим картам. Последние включают рецептуру, а также технологию.

Рацион для несовершеннолетних должен соответствовать примерному меню по факту.

Согласно п. 15.6 в зависимости от времени приема еды малышам рекомендуется предлагать:

  • запеканку (яичную, творожную) и каши, напиток с бутербродом – на завтрак;
  • салаты, овощи в качестве закуски, суп, гарниры с мясной или рыбной
    продукцией, напиток – на обед;
  • булочку, запеканку с соком или чаем – на полдник;
  • творожные продукты, салаты, мясо (рыбу), горячий напиток – на ужин. 

Loading…

Taking too long?

Reload document
|

Open in new tab

Энергетическая ценность блюд в детских садах.

Суммарная ценность блюд по приемам пищи должна приравниваться к установленным СанПиН нормам.

Если в ДОУ предусмотрено восьмичасовое пребывание детей, то в примерном меню обязательно должны найти отражение:

  • молочная продукция;
  • мясо (рыба);
  • фрукты;
  • хлебобулочные изделия;
  • картофель;
  • сливочное и растительное масла;
  • овощные культуры;
  • сахар;
  • соль.

При формировании меню для групп, кратковременно пребывающих в дошкольных организациях, в рацион вводится продукция с учетом фактора кратковременного посещения ДОУ.

Отсутствие продукции, необходимой для предоставления малышам сбалансированного питания, предоставляет возможность осуществить замену на аналогичные по составу.

Процедура осуществляется с учетом таблицы калорийности и содержания белков (углеводов).

Свежие овощи, фрукты можно поменять на соки либо быстрозамороженную продукцию.

Примерного меню, утвержденное руководителем образовательной организации, является основой для формирования меню-раскладки.

Последнее содержит показатели выхода блюд для несовершеннолетних разных возрастных групп.

Раскладка может формироваться в электронном виде. При заказе продуктов ДОУ рекомендовано составлять дополнительное меню-требование.

Данный шаг позволит организовать правильную логистику детского сада.

Питание аллергиков в детском саду.

Так, в специализированных учреждениях или классах для детей с хроническими проявлениями (аллергия на продукты питания, предрасположенность к инфекционным болезням, диабет) питание организуется согласно принятым принципам лечебного рациона.

Последний подбирается в зависимости от недуга ребенка и включается в меню.

Как подготовить ребенка к питанию в детском саду?

К питанию малышей, которые только-только идут в детский сад, нужно относиться с особым вниманием. Примечательно, что привыкание к еде в детсаду во многом зависит от родителей

Несколько советов для них:

  • Поинтересуйтесь примерным меню заранее, чтобы давать ребенку подобную пищу дома.
  • Полностью откажитесь от продуктов, которые имеют кардинальные вкусовые и составные отличия от питания в ДОУ.
  • Откажитесь от жирных, копченых, соленых и слишком экзотических блюд. Откажитесь от майонезов и кетчупов, чипсов и сухариков.
  • Меню дома должно быть простым, но разнообразным.
  • Ребенку будет намного проще привыкнуть к графику питания в детском саду, если дома приучить его к 5-разовому приему пищи.
  • Не давайте ребенку двойные или тройные порции с мыслью, что в садике он недоедает. Объем порции должен соответствовать возрастной норме.
  • Отучивайте ребенка от «перекусов», подготавливая его к питанию по расписанию.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector