Голосовой аппарат человека: строение и функции
Содержание:
- Основные свойства акустических речевых сигналов
- Подготовка органов речи к работе
- Этапы формирования речи
- Лечение
- Определение и предназначение
- Особенности строения системы речи
- Речевой аппарат и дефекты
- Анатомия речи
- Возможные проблемы
- Возможные проблемы
- Нёбо.
- Строение речевого аппарата человека
- Структурные компоненты речи
- Поза релаксации
- Звуковой строй русского языка
- Выводы
Основные свойства акустических речевых сигналов
Из повседневного
опыта нам известно, что голоса разных
людей отличаются по «высоте». У мужчин,
например, они приблизительно на октаву
ниже, чем у женщин. Более того, высота
звучания речи и в еще большей степени
пения может сильно меняться у одного и
того же человека. Если спеть «ла-ла-ла»
на какой-нибудь мотив, гласный звук «а»
ясно выделяется в каждом слоге, хотя
высота его при пении может меняться. И,
напротив, если сохранять высоту тона,
но изменять гласные в последовательных
слогах (на «е», «о», «и», «у»), слушатель
прекрасно это заметит. Таким образом,
акустические сигналы, производимые
речью или пением и анализируемые слуховой
системой, должны обладать по крайней
мере, двумя независимыми параметрами,
один из которых обеспечивает информацию
о высоте звука, а другой — о фонемном
составе, например, передавая характеристики
звука «а». Так на самом деле и есть. Эти
два параметра обеспечиваются двумя
фундаментально различными механизмами.
Контролирующий высоту звука называется
фонацией и локализован в гортани; его
физическая основа — колебания голосовых
связок. Механизм, определяющий фонемную
структуру, называется артикуляцией.
Его физическая основа резонанс ротовой
полости (в некоторых случаях и носоглоточной
области). То, что два этих механизма
действительно различны, хорошо заметно
при шепоте. У него вообще нет высоты
тона, поскольку фонация отсутствует и
происходит только артикуляция.
Подготовка органов речи к работе
Чтобы речь была красивой и непринужденной, о ней нужно позаботиться. Обычно это имеет место в подготовке к публичным выступлениям, когда любая запинка и ошибка может стоить репутации. Речевые органы готовятся в работе с целью активации (настройки) основных мышечных волокон. А именно мышц, которые участвуют в речевом дыхании, резонаторов, отвечающих за звучность голоса, и активных органов, на плечи которых ложится внятное произношение звуков.
Первое, что нужно помнить, – речевой аппарат человека лучше функционирует при правильной осанке. Это простой, но важный принцип. Чтобы речь была более четкой, нужно держать голову прямо, а спину — ровно. Плечи должны быть расслаблены, а лопатки – слегка сведены. Теперь ничего не мешает вам произносить красивые слова. Привыкнув к правильной осанке, можно не только позаботиться о четкости речи, но и обрести более выгодный внешний вид.
Для тех, кто по роду своей деятельности много говорит, важным является навык расслаблять органы, отвечающие за качество речи и восстанавливать их полноценную работоспособность. Релаксация речевого аппарата обеспечивается выполнением специальных упражнений. Делать их рекомендуется сразу после продолжительного разговора, когда голосовые органы сильно устают.
Этапы формирования речи
Дыхательный отдел голосового аппарата ответственен за подачу воздуха, голосовой образует голос, функция артикуляционного — создание резонанса, необходимого для отчетливого звучания и громкости. Произнесение слова состоит из нескольких этапов. Сначала происходит отбор команд в коре головного мозга, то есть формирование определенной артикуляционной программы. Последующие стадии:
Реализация подготовленной программы в исполнительном отделе голосового аппарата. Участие принимают органы дыхания и резонаторная система. Именно они помогают произносить определенные фонемы.
Чтобы не возникало ошибок при произнесении, необходим кинестетический контроль, который позволяет сделать правку до момента произнесения фонемы.
В момент звучания звука осуществляется слуховой контроль, позволяющий человеку понять допущенную ошибку и исправить ее.
Проводящие пути образуют проводниковый отдел. Нервные пути подразделяются на два вида: центробежные (передают информацию от ЦНС к мышцам, связкам и сухожилиям) и центростремительные (информация движется в обратном направлении — от мышц, сухожилий и связок к ЦНС). Во втором случае пути называют также чувствительными.
Лечение
Лечение зависит от первопричины расстройства и состоит из следующих методов:
- отдых для голосовых связок;
- полоскание горла, ингаляция;
- приём антибиотиков при инфекциях;
- хирургическое вмешательство при необходимости, например, при узелках, полипах или опухолях гортани.
Медикаменты
Антибиотики назначают в том случае, если боль в горле вызвана бактериальной инфекцией, а не вирусной.
Препараты | Показания | Противопоказания |
Противовирусные | ||
Мирамистин | Антисептическое средство против стрептококков, стафилококков. | Индивидуальная непереносимость препарата |
Гексаэтидин | Антисептическое и дезинфицирующее средство | Беременность, дети до 8 лет, гиперчувствительность к компонентам препарата. |
Умифеновир | Противодействует инфекции, вызванной герпесвирусами, профилактическое средство при ОРВИ. | Беременность, дети до 3 лет, гиперчувствительность к компонентам препарата. |
Ибупрофен | Как вспомогательный препарат при воспалительных ЛОР-заболеваниях | Препарат не назначают при сердечной недостаточности, язвенной болезни, в III триместре беременности, колите, гастрите. |
Антибиотики | ||
Ципрофлоксацин | Препарат на основе фторхинолонов, применяется в качестве терапии и профилактики инфекционных заболеваний горла. | Беременность, лактация, дети до 18 лет, аллергия к компонентам препарата. |
Амоксициллин + клавулановая кислота | Инфекции дыхательных путей, | Нарушенная функция печени, почечная недостаточность, беременность и лактация, дети до 12 лет. |
Эритромицин | Назначается при инфекции верхних дыхательных путей | Гиперчувствительность к эритромицину, период лактации, почечная недостаточность. |
Антисептики местного применения
Ингалипт — натуральное средство от боли в горле |
||
Ингалипт | Применяется для орошения горла, при воспалительных заболеваниях. | Непереносимость эфирных масел, чувствительность к сульфаниламидам. |
Максиколд Лор | Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей, гортани, разрушающиеся опухоли, инфекции при травмах | Дети до 3 лет, непереносимость компонентов препарата. |
Для смягчения болезненных симптомов в горле применяются леденцы: Холлс, Эвкалипт-М, Доктор Мом, Фалиминт, Трависил.
При осипшем голосе хорошо помогают ингаляции с Амброксолом, Эуфиллином, минеральной водой Ессентуки. В течение дня делается 3–4 ингаляции по 10–20 мин.
Хирургия
Виды хирургических операций, которые выполняются на разных участках горла:
- Ларингэктомия, удаление раковой опухоли гортани.
- Аденоидэктомия, удаление миндалин и аденоидов.
- Тонзиллэктомия, Эта операция на горле выполняется самостоятельно или в сочетании с аденоидэктомией.
Если постоянное происходит обострение хронического тонзиллита, то можно прибегнуть к тонзиллэктомии
- Трахеостомии. Процедура, которая проводится в случаях чрезвычайной ситуации, например, при затрудненном дыхании, для удаления нежелательных жидкостей из горла или легких.
- Тиреоидэктомия. Операция удаления части или всей щитовидной железы. Выполняется в случаях увеличенной, сверхактивной или рака щитовидной железы.
Восстановление и укрепление голосовых складок
Голосовые связки расположены у человека внутри, и как любой другой орган, требуют тщательного ухода.
Немаловажным фактором восстановления связок являются коррекционные мероприятия:
- Защита от перенапряжения, особенно если профессия связана с использованием голоса (певцы, учителя).
- Частое увлажнение горла.
- Использование в сухих помещениях увлажнителя для предотвращения высыхания голосовых связок.
- Избегать курения, алкоголя, кофеина, острой пищи.
- Не пренебрегать лечением гастроэзофагеального рефлюкса.
- Практиковать преувеличенное жевательное действие, поскольку это ослабляет любое напряжение в челюсти и горле.
Определение и предназначение
Под речевым аппаратом в науке принято понимать совокупность человеческих органов, предназначенных для образования речи. Центральный отдел, представленный мозгом и отдельными образованиями центральной нервной системы, выполняет регулирующую функцию. Основное предназначение:
Чтобы сформировать устную речь, необходимы лобные извилины центра Брока, которые образуют двигательную область.
Речь собеседника люди воспринимают благодаря речеслуховой области, в которую входят височные извилины центра Вернике.
За понимание ответственна теменная доля.
Усвоение слов при восприятии письменной речи (при чтении либо письме) происходит благодаря зрительной зоне, расположенной в затылочной доле.
Особенности строения системы речи
Строение речевого аппарата – своеобразная система, в которой задействованы многие органы человека. Она включает органы дыхания, активные и пассивные составляющие речи, элементы головного мозга. Дыхательные органы играют важную роль, звуки не могут образовываться без выдоха. При сокращении диафрагмы взаимодействующей с межреберными мышцами, на которые опираются легкие, происходит вдох, при расслаблении – выдох. В итоге издается звук.
Пассивные органы не имеют особой подвижности. К ним относятся: челюстная область, носовая полость, гортанный орган, нёбо (твёрдое), глотка и альвеолы. Они являются опорной структурой для активных органов.
Активные элементы производят звук и производят одну из основных функций речи. Они представлены: областью губ, всеми частями языка, голосовыми связки, нёбом (мягким), надгортанником. Голосовые связки представлены двумя мускулистыми пучками, которые производят звуки при сокращении и расслаблении.
Головной мозг человека подает сигналы остальным органам и контролирует всю их работу, направляя речь согласно воле говорящего.
Строение речевого аппарата человека:
- Мозг
- Носоглотка
- Твёрдое небо и мягкое небо.
- Губы.
- Язык.
- Резцы.
- Область глотки.
- Гортань, надгортанник.
- Трахея.
- Бронх с правой стороны и легкое.
- Диафрагма.
- Позвоночник.
- Пищевод.
Перечисленные органы относятся к двум отделам, образующим речевой аппарат. Это центральный отдел периферический.
Речевой аппарат и дефекты
Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.
В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:
- органические нарушения строения отдельных структур;
- их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
- неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.
При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий. При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.
Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, голосовой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов. Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов. Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.
Анатомия речи
Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.
Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.
Дыхательный отдел
Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.
К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.
Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.
Голосовой отдел
В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.
Звукопроизносящий отдел
Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.
Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.
Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.
Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.
К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.
Возможные проблемы
Устройство голосового аппарата, а также функциональные особенности каждого из его отделов помогут работаться в том, какие проблемы могут возникнуть. В логопедии принято выделять несколько типов нарушений:
Неверное использование речевых органов.
Нарушение структуры органов или тканей.
Проблемы со стороны отделов нервной системы, функция которых — обеспечивать произнесение фонем.
Кроме того, у детей может наблюдаться задержка речевого развития (ЗРР), суть которой состоит в неумении произносить определенные звуки, неспособность к экспрессии (выражению эмоций), невладение интонацией. Также к ЗРР относятся недоразвитость словарного запаса, отсутствие в 2 года фразовой речи, а у трехлеток — связной речи. Эти дефекты следует как можно скорее устранять путем обращения к логопедам, в противном случае они могут стать причиной того, что ребенок не сможет нормально научиться писать и читать.
Голосовой аппарат выступает важнейшей частью человеческого тела, он помогает людям общаться между собой и находить свое место в социуме. По этой причине любая проблема, обнаруженная в раннем детстве, должна быть незамедлительно решена.
Предыдущая
АнатомияПроцесс пищеварения физиология пищеварительной системы человека, функции органов желудочно-кишечного тракта, последовательность процессов, значение для организма
Следующая
АнатомияАртериальное давление определение, виды, оптимальные показатели для человека, причины и признаки высокого и низкого кровяного АД, единицы измерения
Возможные проблемы
Устройство голосового аппарата, а также функциональные особенности каждого из его отделов помогут работаться в том, какие проблемы могут возникнуть. В логопедии принято выделять несколько типов нарушений:
- Неверное использование речевых органов.
- Нарушение структуры органов или тканей.
- Проблемы со стороны отделов нервной системы, функция которых — обеспечивать произнесение фонем.
Кроме того, у детей может наблюдаться задержка речевого развития (ЗРР), суть которой состоит в неумении произносить определенные звуки, неспособность к экспрессии (выражению эмоций), невладение интонацией. Также к ЗРР относятся недоразвитость словарного запаса, отсутствие в 2 года фразовой речи, а у трехлеток — связной речи. Эти дефекты следует как можно скорее устранять путем обращения к логопедам, в противном случае они могут стать причиной того, что ребенок не сможет нормально научиться писать и читать.
Голосовой аппарат выступает важнейшей частью человеческого тела, он помогает людям общаться между собой и находить свое место в социуме. По этой причине любая проблема, обнаруженная в раннем детстве, должна быть незамедлительно решена.
Нёбо.
Нёбо представляет собой перегородку между ротовой (оральной от англ. oral) и носовой (назальной от англ. nasal) полостями. Оно состоит из двух частей: твердого нёба (палатум от лат. palatum) и мягкого нёба (велум от лат. velum). Твердое нёбо — это куполообразное костное образование, обрамленное верхней челюстью. На границе между деснами и твердым нёбом находится ряд небольших бугорков — так называемые альвеолы (от лат. alveoli). Мягкое нёбо — это мышечное образование, задняя подвижная часть которого называется нёбной занавеской. Нёбная занавеска заканчивается маленьким язычком (увулой от лат. uvula), который можно наблюдать в зеркале. В результате действия мышц мягкое нёбо поднимается или опускается. В первом случае нёбная занавеска перекрывает проход в носовую полость, во втором случае проход в носовую полость открыт. Увула может выступать как отдельный активный артикулятор, контактирующий с задней частью языка.
Фонетически ориентированное членение нёба на компоненты представлено на рисунке 0.3.
Нёбо (с прилегающей спереди частью) делится на три основные артикуляционные зоны: зубно-альвеолярную, палатальную и велярную. Внутри них соответственно выделяются подзоны: зубная (или дентальная от лат. dentes), альвеолярная и постальвеолярная; препалатальная и палатальная; велярная и поствелярная (или увулярная). Существует тесная взаимосвязь между активной артикуляцией языка и ее нёбной ориентацией: лопатка или кончик языка может контактировать с зубной и альвеолярной зонами, средняя часть языка — с палатальной зоной, а задняя — с велярной. Следует отметить, что контакт задней части языка с увулой обычно предполагает ее прижатие к задней стенке глотки, т. е. соответствующие звуки можно квалифицировать либо как увулярные, либо как верхнефарингальные. Классификация язычных звуков может быть ориентирована как на активный орган (например, апикальный), так и на пассивный (дентальный), иногда используется комбинированная характеристика (апико-дентальный).
Рисунок 0.3. Артикуляционные зоны нёба
Строение речевого аппарата человека
Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными.
Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.
Речевой аппарат человека состоит из центрального отдела и периферического.
Строение речевого аппарата (периферический отдел)
Звуки речи являются результатом сложной работы (артикуляции) различных частей периферического артикуляторного (речевого) аппарата.
Структурные компоненты речи
За речевую функцию отвечают:
- Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
- Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.
В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.
В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:
- фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
- синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
- лексика (знание словарного состава языка)
- семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
- прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).
Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.
Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.
Поза релаксации
Возможно, вы уже сталкивались с такими понятиями, как поза и маска релаксации. Эти два упражнения нацелены на расслабление мышц или, как еще говорят, снятие мышечных зажимов. По сути, они не представляют собой ничего сложного. Итак, чтобы принять позу релаксации, нужно сесть на стул и слегка нагнуться вперед, склонив голову. При этом ноги должны стоять всей стопой и образовывать друг с другом прямой угол. Сгибаться они также должны под прямым углом. Достичь этого можно путем подбора подходящего стула. Руки свисают вниз, слегка опираясь предплечьями о бедра. Теперь нужно закрыть глаза и максимально расслабиться.
Чтобы отдых и релаксация были максимально полными, можно заняться некоторыми формами аутотренинга. На первый взгляд кажется, что это поза удрученного человека, но на самом деле она довольно эффективна для расслабления всего тела и в том числе речевого аппарата.
Звуковой строй русского языка
Русское письмо — звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак — своя графема.
Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.
Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е
являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» — фонемы в слабых позициях).
В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э — и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п’, б’, м’, ф’, е’, иг’, д’, с’, з’, л’, н’, р’, долгий ш’, долгий ж’, ч, и. Фонемы г, к, х выступают в своих мягких вариантах лишь перед гласными е, и. Сильные позиции для гласных фонем — стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме и) — находятся перед гласными а, о, у, и (для парных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости имеются дополнительные случаи, которые изложены в учебнике «Современный русский язык»). Фонема и перед ударными гласными стоит «В сильной позиции, в остальных случаях она выступает в слабой позиции (так называемый неслоговой и: мой — мой).
В слабых позициях фонемы выступают как варианты, звучащие недостаточно отчетливо (вода — о? а?) или переходящие в противоположный по парности (мороз — на конце с). Нетрудно убедиться, что фонем, выступающих в слабых позициях, т. е. звучащих неясно, неотчетливо, в речи встречается весьма много, и это не может не учитываться в обучении грамоте.
Важно:
Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 43 фонемы: . Иногда (звонкий эквивалент ) не выделяют в качестве отдельной фонемы, так как она практически вышла из употребления в литературном русском языке; в таком случае остаётся 42 фонемы.
Московская фонологическая школа не выделяет фонему , считая её равной фонеме ; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем , и . В таком случае получается 39 фонем.
Выводы
Теплообменный аппарат – это надежная, производительная и безопасная установка. Еще недавно считали импортное оборудование более безопасным и долговечным, но теперь пластинчатые теплообменники российского производства ничем не уступают аналогам зарубежного производства, но реализуются по разумным ценам.
Наша компания реализует теплообменные установки любого типа и производства. Поставки выполняются в любой регион России. Продукция сертифицирована, соответствует техническим нормативам РФ и сопровождается гарантиями. Наши менеджеры с помощью инженерных расчетов помогут вам грамотно подобрать модель для конкретных условий эксплуатации.