Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет
Содержание:
- Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду
- Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
- Возрастные рамки
- План проведения занятий
- Где и как заниматься?
- Пальчиковая гимнастика для детей 6-7
- Комплекс упражнений
- Виды упражнений
- Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
- Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
- Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет
- Цель пальчиковых игр
- Игры про тело ребенка
- Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Шары
Много шаров мне вчера подарили.
Я сосчитал их — всего их четыре.
(Дети попеременно стучат кулачками и хлопают в ладоши. Показывают по четыре пальца на обеих руках.)
Много шаров одному мне не надо.
(Вновь ритмично стучат кулачками и хлопают в ладоши.)
Будут друзья мои шарикам рады.
Первый достался другу Илье,
(Сжаты в кулачки по четыре пальца на каждой руке.)
В космос слона он понес на заре.
(Разжимают указательные пальцы на слово «первый».)
Шарик второй пригодился Маришке,
(Разжимают средние пальцы на слово «второй».)
Чтобы не плакал Маришкин братишка.
Третий отдал я другу Андрюше,
(Разжимают безымянные пальцы на слово «третий».)
С ним мы, наверно, сто лет уже дружим.
Шарик четвертый — Светке Петровой,
(Разжимают мизинцы на слово «четвертый».)
Светке, обиженной Резником Вовой.
И все хорошо бы, но вдруг оказалось,
(Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Что много друзей, а шаров не осталось.
Назови зверей
Раз, два, три, четыре, пять,
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Будем мы в зверей играть.
Ежик.
(Показывают ладони с переплетенными и растопыренными пальцами.)
Зайка.
(Показывают кулачок с выпрямленными указательным и средним пальчиками.)
Серый волк,
(Горизонтально держат ладонь с поднятым вверх большим пальцем.)
Серый волк — зубами щелк.
(Разводят пары пальчиков — волк открывает пасть.)
Лось с ветвистыми рогами,
(Показывают ладони с растопыренными пальцами.)
Лось со стройными ногами.
(Показывают опущенные вниз указательный и средний пальцы на обеих руках.)
И медведь зубастый, бурый,
(Двумя ладонями показывают зубастую пасть.)
И медведь с лохматой шкурой.
(Резко разжимают сжатые кулачки.)
Раз, два, три,
По порядку назови:
Ежик, зайка, волк, лось, медведь.
Любит он в кустах реветь.
На прогулку
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор идем гулять,
(Дети сжимают и разжимают кулаки.)
Мы во двор идем гулять.
Что с собой мы будем брать?
(Пожимают плечами.)
Раз — лопатка, два — ведерко,
Три — ушастый пес Трезорка,
(Загибают по одному пальцу на каждое название игрушки.)
А четыре — грузовик,
В нем возить я все привык.
Пять — любимый красный мячик,
Он катается и скачет,
Шесть — сестренкина скакалка,
Что порвал ее я — жалко.
Семь — резиновый котенок,
Восемь — розовый утенок,
Девять — формочек гора,
Десять — новая игра.
Я хочу тебя спросить:
(Вновь пожимают пленами.)
«Как все это выносить?»
Когда дождик плачет
Дети выполняют упражнение «Пальчики здороваются», начиная с больших, заканчивая мизинцами, а потом в обратном направлении и так до окончания текста.
Дождик, дождик — кап-кап-кап
По траве, по крыше.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
Как стучишь ты, слышу.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
В синей луже мячик.
Дождик, дождик — кап-кап-кап,
Почему ты плачешь?
Котенок и щенок
По забору кот шагает,
Он шагает и не знает —
(Дети шагают по кругу на носочках, руки на поясе.)
На него щенок глядит,
За котом давно следит.
Только спрыгнул кот с забора,
(Поворачиваются лицом в круг. Совершают прыжок на месте.)
Началась тотчас умора.
(На каждое действие котенка загибают по одному пальцу.)
Кот вперед помчался пулей,
Налетел на старый улей,
Потревожил рой пчелиный,
Перепачкал лапы глиной,
Угодил в большую яму,
Напугал у клумбы маму,
Снова прыгнул на забор,
Угодил в соседский двор,
Искупался там в тазу,
С ног чуть-чуть не сбил козу.
Я возьму котенка Васю,
(Вновь идут по кругу, прижав воображаемого котенка к груди.)
И пойдем мы восвояси.
Кто б подумать только мог,
Что виной всему щенок!
Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
Чтобы пальчиковая гимнастика привела к положительному результату, рекомендуем проводить их на ежедневной основе. Не нужно заставлять ребенка. Серьезный характер занятий быстро надоедает. Общение должно проходить в игровой форме.
Корзинка с овощами.
Повторяем овощи
Считаем
Как грибочки
Сдобная считалочка.
Муку в тесто замесили
(Двумя руками поочередно разжимает и сжимаем кулачки).
А из теста мы слепили:
(Собираем кончики пальцев в одну точку, затем выполняем хлопок ладошками. Быстро чередуем движения).
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.
(Из двух кулачков поэтапно раскрываем ладошку).
Очень вкусно!
(Поглаживаем ладошками животик).
Считаем мебель.
Предметы в комнате начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(На каждый предмет мебели зажимает пальчик).
Много мебели назвал
Десять пальчиков зажал!
(Показать два кулачка).
Зимняя спячка.
Про мишку
Пальчиковая гимнастика для мальчиков.
Мальчишкам
Мамина профессия.
Так вы выучите и профессии
Поздоровайся со мной.
Доброе утро, котенок!
Добрый день, козленок!
Добрый вечер, щенок!
Привет, утенок!
Здравствуй веселый смешной поросенок!
(На каждую строчку разгибаем по пальчику, затем машем ладошкой).
Мир под водой.
Посмотри скорей вокруг!
(Приставляем ладошку по линии бровей).
Что ты видишь, милый друг?
(Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).
Цветочки.
О цветах
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
План проведения занятий
Возрастная группа: 6-7 лет
Задачи:
- Развить двигательные способности пальчиков;
- Дать возможность, самостоятельно сочинять сценарии и сюжеты для пальчиковых игр;
- Развить двигательные способности пальцев;
- Сделать акцент на развитие памяти и на сосредоточенности внимания.
Игра-песенка «Осенние листочки»
Конспект для проведения занятий
Тема занятия: Пальчиковая гимнастика «Лягушки»
Цель задачи:
- развивать координацию движений рук и глаз;
- развивать осязательные эмоции;
- развивать моторику;
- развивать цветное восприятие;
- развитие разговорной речи.
Образовательные:
Знакомство с новым упражнением «Лягушки»
Воспитательные:
- Воспитывать умение подчинять собственные указания.
- Воспитывать почтение к товарищам.
- Воспитывать понимание, дружелюбность
Ход урока
- Начало занятия (приветствие)
- Следующим этапом, будет развитие мелкой моторики. Тут необходимо использовать различные материалы. В летние периоды можно проводить занятия на улице. Подручными материалами могут быть палки, камни. Зимой, в холодные месяцы начиная с ноября — февраль месяц, необходимо также проводить гимнастику на улице. Проводить упражнения можно с помощью липкого снега, сосулек и многое другое.
Где и как заниматься?
Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно когда угодно и где угодно: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в садике. Довольно часто в детских дошкольных образовательных учреждениях элементы пальчиковой гимнастики сочетают с артикуляционной гимнастикой
Особенно это важно для дошкольников 4–5 лет и 6–7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы
Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают ребята дошкольного возраста от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и стоящих на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и специалисты ЛФК, но и мама вполне может играть с ребенком самостоятельно.
Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые малыш получает при соприкосновении с новыми предметами, игрушками, во время ежедневного массажа, если мама не забывает массировать пальчики и ладошки крохи.
Особого дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того чтобы сделать занятия интересными и максимально полезными, потребуется все, что вы сможете обнаружить у себя в кладовке или на балконе: пуговицы, скорлупа от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера, различные колпачки, пластилин, бельевые прищепки, веревка и так далее. Все, что имеет фактуру на ощупь, — отличный материал для занятий.
Начинать каждое занятие лучше с легкой разминки для кистей. Помассируйте ребенку ручки своими пальцами, погладьте каждый пальчик, круговыми движениями погладьте ладони. Ручки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы — более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже более 3 лет, он вполне может сделать самомассаж — размять свои пальчики и ладошки самостоятельно.
Пальчиковая гимнастика для детей 6-7
Выполнение пальчиковых упражнений с детьми старшей группы положительно влияет:
- на процесс подготовки кисти к письму;
- на развитие творческих способностей ребенка;
- на проявление способности быть целеустремленным, выполнять целенаправленные действия;
- на стимуляцию процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.
Сколько птиц
Слова | Действия |
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем |
Кулаки ритмично сжимаются и разжимаются |
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках |
При произношении названия птиц поочередно загибаются пальцы |
Всем хватило зернышек | Кулаки снова сжимаются и разжимаются |
Замок
Текст | Действия |
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? |
Пальцы переплетены и сложены в замок. Во время прочтения строчек руки ритмично раскачиваются |
Постучали | Основания ладоней постукивают друг об друга |
Покрутили | Одна рука тянется к себе, другая от себя, и наоборот. Пальцы при этом не расцепляются |
Потянули | Руки тянутся в разные стороны. Пальцы выпрямляются, но замок не открывается |
И открыли | Замок резко открывается, а руки широко разводятся в стороны |
Дом
Слова | Движения |
Я хочу построить дом | Руки поднять над головой и сложить домиком, соединив пальцы двух рук |
Чтобы окошко было в нем | При помощи 10 пальцев создать круг |
Чтобы у дома дверь была | Соединить ладони |
Рядом чтобы сосна росла | Правую руку поднять над собой и растопырить пальцы |
Чтобы вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял |
Соединить руки в замок и сделать круговое движение перед собой |
Солнце было, дождик шел | Поднять руки над головой. Растопырить, а затем согнуть пальцы и сделать движение, будто что-то стряхивается с кистей |
И тюльпан в саду расцвел! | Соединить ладони и медленно развести пальцы. Так изображается расцветающий бутон |
Друзья-садоводы
Текст | Действия |
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел |
Собрать ладонь в кулак, отогнуть большой палец, затем выпрямить и согнуть наполовину. Выполнить такое движение несколько раз |
Указательный с порога
Указал ему дорогу |
Отогнуть указательный палец, а потом согнуть и разогнуть несколько раз |
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки |
Выполнить аналогичное движение. При этом большой и указательный пальцы сгибаться не должны |
Безымянный подбирает | Повторить движение с безымянным пальцем |
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! |
Задействовать мизинец |
Шарик
Слова | Действия |
Надуваем быстро шарик | Сложить пальцы в замочек, а затем медленно развести ладони |
Он становится большой | Развести кисти так, чтобы пальцы рук соприкасались только подушечками |
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел |
Соединить ладони обеих рук |
Стал он тонкий и худой! | Сложить пальцы в замочек |
Сидит белка на тележке
Слова | Движения |
Сидит белка на тележке | Энергично сжать и разжать пальцы в кулак несколько раз |
Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку |
По очереди загнуть каждый палец |
Береза
Текст | Движения |
Береза моя, березонька | Выполняется плавное движение левой рукой в сторону и вверх |
Береза моя кудрявая | Действие повторяется с правой рукой |
Стоишь ты, березонька | Поднять руки над собой и сделать вдох |
Посреди долинушки | Опустить руки, сделать выдох |
На тебе, березонька | Поднять руки, вдохнуть воздух |
Листья зеленые | Опустить руки, выдохнуть |
Под тобой, березонька | Поднять, вдохнуть |
Трава шелковая | Опустить, выдохнуть |
Близ тебя, березонька | Поднять руки, вдохнуть и задержать воздух |
Красны девушки венки плетут | Опустить кисти и сделать длительный выдох |
Медузы
Слова | Движения |
Две большущие медузы
Прилепились пузом к пузу |
Ладони соединяются, пальцы растопыриваются |
Выгнем щупальца сильнее –
Видишь, гнуться мы умеем! |
Ладони отрываются друг от друга, а подушечки пальцев соединяются |
Во время игры в ДОУ или в домашних условиях взрослым следует помнить, что зарядка для пальчиков – это веселое развлечение, а не утомительная обязанность.
Комплекс упражнений
- Пассивный. Данные процедуры являются массажем. Эти упражнения можно начинать делать с трёх летнего возраста. Выполнять эти упражнения можно следующим образом: Взрослый человек, осуществляет все манипуляции, массажируя пальчики детей, при этом можно приговаривать различные потешки.
- Сгибание и разгибание пальцев. Задачи этой категории подходят абсолютно всем детям. Для начала необходимо показать своему воспитаннику технику выполнения задания. Ребёнок должен сам выполнять все задания под присмотром взрослого человека.
- Статическая зарядка для пальцев кисти. Данные тренировки заключаются в использование любых предметов или рисунков. То есть, задания должны быть показаны или схематически, или в виде рисунков на карточках.
- Динамические движения или инсценировка сюжетов. Сюда можно отнести и пальчиковый театр. Данная техника выполнения, даёт возможность зарядить малыша отличным настроением. Цель родителей — уместить спектакль на ладони у малышей. Познавательные занятия с небольшими героями сказок, развивают также и речевую активность.
Виды пальчиковой гимнастики
Виды упражнений
Все игры делятся на три группы.
- Упражнения, которые воздействуют на кисти рук. Что мы получаем от данного вида занятий:
- Развивается навык расслабления и напряжения мышц;
- Развивается подражательная способность;
- Развитие навыка сохранять пальцы в одном положение на некоторое время;
- Переключатся с определённого предмета на другой.
- Статистическая работа для пальцев. Эти упражнения помогают осуществить ранний опыт в определённом направлении, на высоком уровне.
- Динамическая работа для пальцев. Что будет, если следовать этим упражнениям:
- Будет происходить развитие координации движений;
- Противопоставлять большие пальцы к другим.
Нетрадиционные пальчиковые игры
«Нетрадиционные» пальчиковые игры — это игры с разными предметами. То есть, можно взять любой предмет в поле зрения ребенка. К примеру, это будет карандаш.
На заметку! Желательно чтобы и родители, и дети, взяли в руки карандаш и начали тереть его ладошку об ладошку, между пальцев при этом самое главное приговаривать либо стихотворения, либо потешки.
Тут можно использовать специальный «ёжик-шарик», песок и многие другие предметы.
Как правильно проводить гимнастику
Сюда можно отнести следующие тренировки:
- Массаж рук и пальчиков с грецкими орехами;
- Специальными массажными щетками;
- Воздушными шариками. К данным видам развлечений можно применять различные материалы:
- природный,
- хозяйственно-бытовые,
- бросовый.
Нетрадиционные игры — это универсальное, дидактическое развивающее занятие. Главная цель данного развлечения заключается в том, что нервные окончания в пальчиках влияю на разум детей. То есть мозговая деятельность малыша начинает хорошо работать.
На что влияют нетрадиционные формы гимнастики пальцев:
- Развитие речи;
- Развитие сосредоточенности;
- Подготовка детей к письму;
- Развитие координации.
Для большей пользы этих игр нужно применять и стишки, потешки, песенки, считалки. Вследствие этого малыш получит разнообразное сенсорное впечатление.
Внимание! При занятии с малышом таким видом игр многое зависит от родителей. Родителям необходимо создать уютную и приятную обстановку
Такой вид развлечений формирует хорошие отношения между детьми и взрослыми.
Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет
Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников средней группы (4-5 лет) заключается в следующем:
- гимнастика стимулирует запоминание и внимательность;
- во время игры происходит тренировка мелких движений;
- ребенок учится слушать и понимать, делить слова на слоги и чувствовать ритм;
- формируются образное мышление и “речевые зоны”;
- упражнения способствуют снижению напряжения с мышц верхних конечностей.
Имена для пальчиков
В ходе игры ребенку предлагается поочередно поднимать пальцы, сложенные в кулак, в соответствии с текстом:
“Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец, боковой,
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
И называют его указательным.
Третий твой палец как раз посередине,
Поэтому средний дано ему имя.
Этот, четвертый, зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье братец младший – любимец,
По счету он пятый, зовется мизинец”.
На прогулку
Слова | Движения |
Пошли пальчики гулять | Ладони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену |
А вторые догонять | Указательные быстро перемещаются сверху вниз |
Третьи пальчики бегом | Средние ритмично передвигаются по ноге |
А четвертые пешком | Безымянные медленно двигаются от бедер к коленям |
Пятый пальчик поскакал | Мизинцами имитируются прыжки |
И в конце пути упал | Выполняются хлопки ладонями по коленям |
Что я делала
Текст | Действия |
Топором дрова колю | Ладони соединяются и имитируются действия с топором, руки резко поднимаются и опускаются |
А потом пилой пилю | Руки двигаются назад и вперед, ладони при этом сложены вместе |
Отнесу их бабушке | Ладони открываются |
Чтобы испечь оладушки | Ребенок хлопает в ладоши |
Лодочка
При произношении первых четырех строчек потешки ладони нужно соединить лодочкой и выполнить движения, напоминающие прилив волны. Со словами “паруса подниму” следует расположить выпрямленные ладони над головой и изобразить движение волн и рыб, отдельно каждой рукой:
“Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там”.
Мы делили апельсин
Слова | Действия |
Мы делили апельсин | Пальцы рук сжимаются в кулак при произношении каждого слога, а затем разжимаются |
Много нас, а он один | Пальцы загибаются поочередно, начиная с большого |
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа, Эта долька – для котят, Эта долька – для утят, Эта долька – для бобра |
Выполняются бросательные движения одной рукой |
А для волка – кожура,
Он сердит на нас. Беда! |
Ладони обеих рук сжимаются в кулаки и прижимаются к груди |
Разбегайтесь кто куда | Пальцы бегут по столу или другой поверхности |
Наша семья
Слова | Действия |
1, 2, 3, 4 | Выполняются хлопки в ладоши |
Кто живет у нас в квартире? | Дети поворачивают корпус из стороны в сторону. При этом поднимаются плечи |
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я |
Указательным пальцем пересчитываются названные члены семьи |
Это вся наша семья! | При произношении фразы по очереди загибаются пальцы рук |
Паучок
Слова | Действия |
Паучок ходил по ветке,
А за ним и его дети |
Руки скрещиваются, а пальцы бегают по предплечьям и плечам другой руки |
Дождик с неба вдруг полил | Кисти опускаются, выполняются стряхивающие движения, как будто льет дождь |
Паучков на землю смыл | Ладони хлопают по коленям или поверхности стола, стула |
Солнце стало пригревать | Ребро левой ладони прижимается к ребру правой, пальцы растопыриваются, выполняются покачивающие движения |
Паучок ползет опять | Повторяются движения при скрещенных руках |
А за ним ползут все дети,
Чтобы погулять на ветке. |
Пальцы бегают по голове |
Шла кукушка
Слова | Действия |
Шла кукушка мимо рынка | Указательный и средний пальцы двух рук выпрямляются, а затем выполняются шаги по столу или любой другой поверхности |
У нее была корзинка | При помощи двух ладоней формируется ковш |
А корзинка на пол – бух! | Ладони смыкаются, затем производится легкий удар по поверхности |
Полетело десять (девять, восемь, семь…) мух! | Прямые руки разводятся в стороны, пальцы шевелятся и изображают летящих мух (количество разогнутых пальцев соответствует тексту) |
В понедельник я стирала
Слова | Действия |
В понедельник я стирала | Потереть кулаки друг о друга |
Пол во вторник подметала | Обе кисти расслабить и имитировать движение веника |
В среду я пекла калач | Изобразить процесс лепки из теста |
Весь четверг искала мяч | Правую руку поднести ко лбу и сделать козырек |
Чашки в пятницу помыла | Ладонь левой руки поставить на ребро и округлить. Указательным пальцем правой руки водить по кругу внутри согнутой ладони |
А в субботу торт купила | Раскрыть ладони и сложить ребрами друг к другу |
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения |
Помахать ладонями, пригласить людей к себе |
Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет
Игровая пальчиковая гимнастика оказывает стимулирующее действие на речевые функции ребенка и развитие в целом. Детям старшего дошкольного возраста, у которых по разным причинам не сформирована качественна речь, рекомендованы пальчиковые игры. Наша подборка игр поможет ребенку улучшить память, усовершенствовать аналитические способности, улучшить координацию движений.
Полезно для письма
Пятнышки и складочки.
Про животных
Мамины помощники
О помощи
Старушка в избушке.
Для деток
Летящие листочки.
Ветер по лесу гулял,
(Поднять руки вверх и показать, как ветер гуляет волнами)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый, резной,
Вот с березки золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Пальчиковые игры с загибанием на каждый листочек).
Веселая дудочка.
Песенка
Мышка в перчатке.
Проворная мышка
Перчатку нашла.
(Растопырить пальчики как перчатки)
Гнездо в ней устроив, мышат позвала,
(Сложить ладошки лодочкой)
Им хлебные крошки дала покусать,
Погладила всех и отправила спать.
(Показать, как кушают, провести одной ладошкой по второй руке, сложить две ладошки под каждое ушко).
Рыбки в реке.
О рыбках
Муркины котята.
У Мурочки нашей есть десять котят,
Сейчас все детишки по парам стоят:
(Начинается пальчиковая игра двумя пальчиками)
Два толстячка, два бодрячка,
(Показатель два больших пальца)
Два длиннющих, два хитрющих,
(Показать сначала два средних потом два безымянных)
Два маленьких самых и самых смазливых.
(Пальчиковая игра двумя мизинчиками).
История про лилипута.
Жил да был веселый гном
(Показать маленький рост человечка)
С огромными ушами.
(Прорисовать большие уши)
Он на сладкой горе
Дремал под воротами.
(Наклонить голову на ручки)
Вдруг, откуда ни возьмись,
Великан подкрался,
(Приподнять руки высоко над головой)
Отведать гору захотел,
Но только подавился!
(Покашлять и прикрыть ладошкой рот)
Ну а что ж веселый гном?
Спит и спит глубоким сном!
Стишочки
Мы также расскажем вам:
Цель пальчиковых игр
Пальчиковая гимнастика – это целый комплекс упражнений для кистей и пальцев рук, который подбирается на основе данных о возрасте учеников. Занятия проводятся в игровой форме, что, в свою очередь, помогает педагогу создать комфортную обстановку, заинтересовать ребенка, отвлечь и приобщить его к процессу обучения.
Кроме того, пальчиковые упражнения используются:
- для развития воображения и творческого потенциала;
- для стимулирования умственных процессов: мышления, памяти, внимания, интеллекта;
- для тренировки мелких движений, гибкости и ловкости рук;
- для развития способности концентрироваться на одной задаче;
- для активизации центров письма и речи, расположенных в коре головного мозга.
При этом благодаря телесному контакту во время упражнений ребенок успокаивается и получает положительные эмоции.
Применение рассматриваемых игр доступно не только педагогам, но и родителям. Для того чтобы процесс обучения в домашних условиях был комфортным, интересным и результативным, специалисты советуют использовать некоторые рекомендации:
перед гимнастикой следует разогреть детские ладони при помощи разминающих упражнений;
прежде чем приступить к зарядке, необходимо рассказать ребенку об игре, показать ряд жестов и комбинаций;
во время занятий маме или папе необходимо проявлять фантазию, при прочтении стишков использовать разную интонацию и мимику;
упражнения лучше выполнять не торопясь, сначала задействовать одну руку, а потом обе;
важно массировать каждый палец в отдельности, а также сочетать растяжение, напряжение, сжатие и расслабление кистей;
в процессе игры родителям следует корректировать движения ребенка;
занятия должны быть регулярными и длиться от 3 (пальчиковые игры для детей до года ) до 15 (упражнения для дошкольников старшего возраста) минут.
Игры про тело ребенка
Гармонь
Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
— Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
— Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
— Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)
Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)
Лицо
Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Улитка
Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).