Детский логопедический массаж для развития речи

Основные причины логоневроза

Заикание – это расстройство плавности речи. Во время болезни главное, чтобы у ребенка не появилась логофобия (страх высказывать свое мнение), поскольку она усилит тяжесть заболевания и затруднит лечение. Наследственная предрасположенность также влияет на развитие логоневроза.  Дефекты речи специалисты диагностируют в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Причины заикания:

  • острый или хронический стресс;
  • генетическая предрасположенность;
  • поражение центральной нервной системы;
  • осложнения после эндокринных и инфекционных заболеваний;
  • предрасположенность к эпиактивности;
  • раннее развитие либо задержка психомоторного развития;
  • передразнивание заикающегося ребенка (из-за таких «игр» у здоровых детей может сформироваться устойчивый дефект речи);
  • пребывание ребенка в постоянном страхе, непонимание со стороны родителей, недостаток любви и ласки.

Врачи, занимающиеся лечением речевого невроза

Терапию речевого невроза в детском возрасте следует проводить сразу с четырьмя специалистами: логопедом, психологом, психотерапевтом и педиатром.

Педиатр занимается лечением сопутствующих патологических процессов, уделяет внимание укреплению иммунной системы, профилактическим мерам, консультирует родителей, если их дети жалуются на самочувствие. Эффективными при заболевании являются физиотерапевтические манипуляции (электросон и массаж). Нередко врачи рекомендуют действенный логомассаж при заикании, дыхательные упражнения, психологические тренинги

Нередко врачи рекомендуют действенный логомассаж при заикании, дыхательные упражнения, психологические тренинги.

Психолог ищет подход к ребенку, узнает о его страхах. Только врач может изучить психическое здоровье пациента и выяснить причины заикания. В раннем возрасте консультации у психолога проводятся под присмотром родителей.

Логопед предлагает ребенку пройти ряд тестов и сделать несколько тестовых упражнений. Занятия с этим специалистом позволят за короткий промежуток времени уменьшить количество судорог гортанной и артикуляционной мускулатуры.

Прием у психотерапевта нужен для того, чтобы малыш смог избавиться от страха и дискомфорта во время общения со своими сверстниками (из-за заикания у ребенка зачастую развиваются комплексы). Консультации у доктора помогут избавиться от комплексов и чувства неполноценности.

Массаж ложками

Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:

  • Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
  • Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
  • Делаются круговые поглаживания щек.
  • Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
  • Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
  • Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
  • Кончиком изделия растирается носогубная область.
  • Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
  • Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.

Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.

Что понадобится

Для проведения логопедического массажа языка ребенка уложить на прямой поверхности (под шею тугой валик) или удобно усадить. Накрыть лицо чистой плотной тканью, отжатой в теплой воде, на 5 минут. Набор инструментов в домашних условиях минимальный:

  1. Щетка.
  2. Одноразовые перчатки.
  3. Стерильные салфетки или венчик для фиксации язычка.

Его удерживают аккуратно, не надавливая, не вызывая дискомфорт. Следите, чтобы ребенок смог сглатывать. Нельзя забывать про гигиену. Каждое упражнение выполняется минимум 10 раз. Особенно показан массаж языка логопедический ребенку дома при дизартрии, усиленном слюноотделении и функциональных нарушениях голоса.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн

Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype

Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда

Разминка

Чтобы расслабить спастичность артикуляционной мускулатуры, нужно тыльной стороной щетки провести по язычку от корня к кончику. Массаж расслабляющий, и поэтому все движения должны быть медленными и плавными. Упражнение нужно проделать 10 раз. Также, надо помнить о сглатывании.

Солнышко

Его проводим с помощью щетки и ее щетинок. Это движение делается о середину язычка в разные стороны, словно вырисовывая лучики

Важно соблюдать аккуратность. Не нужно давить щетинками об язык, чтобы не травмировать его

Ёлочка

Упражнение делается просто: вырисовывается силуэт дерева, от корня к кончику, и веточки, от середины язычка к периферии. Все манипуляции должны быть медленными.

Ветерок

Делаем движения сначала слева, далее по направлению от корня язычка к кончику, не надавливая и повторяя ещё раз. Также, щетку слишком глубоко засовывать не нужно, чтобы не вызвать у ребенка рвотный рефлекс. А также, не надо забывать о том, что все движения повторяются по 10 раз. Теперь движемся уже в другом направлении, с права налево. Спускаясь ниже, от корня нужно двигаться к самому кончику.

Дождик

Это упражнение проделывается также, с помощью щетинок, медленно и осторожно, по направлению от корня к кончику. Не нужно сильно бить язычок и забывать про кончик, который надо обработать в самом конце.
Для следующего действия, нужно использовать тыльную сторону щеточки

Производятся такие же движения как и при дождике, но уже тыльной, гладкой стороной.

Большие лужи

Это последнее, расслабляющее и завершающее упражнение. Рисуют большие лужицы, тыльной стороной щетки, круговыми движениями, от середины к краям. В завершение сделать поглаживающие движения и на этом закончить.
Предлагаем посмотреть видео для лучшего понимания техники выполнения. Повтор в логопедическом массаже языка минимум 10 раз.

Показания и противопоказания

Специалист порекомендует логопедический массаж, если у ребёнка:

  • проблемы с дикцией;
  • неврологические нарушения;
  • нарушения голоса;
  • проблемы с сокращением мышц лица;
  • заикание;
  • непроизвольное повышенное слюноотделение;
  • дизартрия;
  • повышенный тонус артикуляционных мышц.

Врачи назначают этот вид процедур детям, не начавшим говорить в два-три года, т.к. он проводится и для развития речи.

После обращения к специалисту станет понятно, почему возникли дефекты речи. При сложных случаях нарушений необходима консультация невропатолога. Обследование покажет, стоит ли назначать массаж, нет ли противопоказаний, таких как:

  • заболевания ротовой полости (стоматит, воспаления дёсен);
  • воспалительные, инфекционные болезни (в т.ч. простуда, грипп, герпес, конъюнктивит);
  • проблемы с сердцем, сосудами;
  • эпилепсия;
  • увеличение лимфоузлов.

Могут возникнуть другие противопоказания, поэтому окончательное решение по вопросу, назначать массаж или нет, принимает врач.

Польза массажа при дизартрии и заикании

Дизартрией называют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отражаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба. Заикание — это патология, для которой характерно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.

Лечение дизартрии всегда комплексное, и состоит из медикаментов, имеющих седативное действие, лечебной физкультуры, водной терапии, массажных процедур и занятий с педагогом или психологом, если заболевание прогрессирующее. Для избавления от заикания также используют медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, а если лечение не дает результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.

https://youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Полезные свойства массажа при заикании и дизартрии у детей объясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К основным целям процедур относят:

  • нормализация произношения слов;
  • эмоциональное оздоровление;
  • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
  • улучшение глотательного рефлекса;
  • стимулирование зон головного мозга, отвечающих за речь.

Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

  • улучшается состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
  • устраняется патология голосовых связок;
  • укрепляется капиллярная сеть;
  • улучшается движение биологических жидкостей;
  • нормализуется работа кожных клеток;
  • увеличивается амплитуда артикуляционных движений;
  • снижаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
  • формируются скоординированные артикуляционные движения.

Обычно логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, но после прохождения обучающего курса родители могут выполнять простые процедуры и дома. Массаж затрагивает голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний. Научиться делать его несложно, но консультация с врачом обязательна: логопед должен определить тип процедур исходя из вида и стадии заболевания, частоту, продолжительность и интенсивность сеансов.

Особенности массажа при алалии и ринолалии

К группе речевых нарушений, называемых алалиями, относят состояния, при которых у ребенка речь возникает с сильной задержкой (не формируется). Стимуляции речевых зон эффективно помогут приемы ЛМ. Для этого массируются лицо и руки пациента для развития мелкой моторики, связанной с речевой функцией и активностью мозга.

Логопедический массаж при алалии начинается проработкой лица с применением классических приемов: лобная часть – глазные впадины – щеки – межбровное пространство. Затем массируются зоны носа, рта и язык. После этого разминаются кисти рук, начиная с тыльной стороны ладони снизу вверх по фалангам с переходом на внутреннюю сторону.

При изменениях тембра голоса с искажением звукопроизношения, вызванное нарушениями резонаторной функции полости носа, также назначаются массажные процедуры. Логопедический массаж при ринолалии направлен на активизацию мягкого неба. Для этого с помощью указательного пальца на границе мягкого и твердого неба выполняют поглаживания и растирания для рефлекторного сокращения мышц неба и глотки. Далее проделывают зигзагообразные и точечные движения по небу справа налево и обратно.

Понятие

При помощи рук, пальцев и специальных приспособлений (зондом, шпателем, зубной щеткой с мягкой щетиной) проводится воздействие на нужную область щек, зубов, языка. При помощи регулярного массажа удается за короткий срок улучшить состояние нервной системы, кровеносных сосудов речевого аппарата. Снимаются артикуляционные спазмы, нормализуется тонус мышц.

Требования к проведению речевого массажа

Массаж для развития речевого аппарата должен проводить логопед. Врач проходит специальный курс обучения, в результате которого получает знания в области детской анатомии и физиологии. Это помогает специалисту без вреда для здоровья детей выполнять манипуляции и улучшать речевые и коммуникативные показатели.

Логопедический кабинет для массажа обустраивается таким образом, чтобы ребенку там было приятно находиться. Чтобы отвлечь малыша и помочь ему расслабиться, в помещении расставляют игрушки, погремушки, располагают его в удобном мягком кресле.

При назначении курса логопедического массажа его выполняют ежедневно до тех пор, пока не достригутся положительные результаты. Некоторые элементы массажа можно проводить родителям самостоятельно дома. Специалист дает рекомендации по выбору техники воздействия, продолжительности и числу подходов.

Какой специалист назначает

К логопедическим манипуляциям можно приступать только после консультации у врача невролога. Именно он рассматривает возникшую проблему с развитием речи со всех сторон и назначает определенный курс лечебных мероприятий, в число которых и входит массаж. Невролог может назначить процедуру как самостоятельно, так и по рекомендации логопеда, который осматривает ребенка.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж назначается детям раннего возраста при обнаружении у них следующих нарушений:

  • задержка речевого развития, а также отставание по возрасту в произношении определенных слогов (как правило, это распространяется на ребятишек до 3 лет);
  • неправильное произношение звуков (дислалия);
  • замедленность в движении артикуляционных мышц, зажимы речевых нервов (дизартрия);
  • задержка психического развития, при котором нарушается память, мышление, внимательность и, как следствие, затормаживается речь.

Логопедический массаж нельзя проводить ребятишкам раннего возраста при наличии у них следующих заболеваний:

  • грибковые или гнойные поражения кожи;
  • гематомы в ротовой полости, на губах;
  • инфекционные раны на кожных покровах;
  • эпилепсия;
  • онкология любой стадии;
  • туберкулез;
  • сосудные болезни;
  • проблемы с капиллярами (замедленная проходимость кровотока, слабая капиллярная сетка);
  • аллергические проявления.

Как массажировать язычок?

Логопедический массаж языка уже требует некоторой подготовки массажиста. Сначала необходимо расслабить мышцы шейного, нижнечелюстного отдела, плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы мышцы корня языка также стали расслабленными. Все они тесно связаны между собой. Все движения должны быть направлены от кончика языка к его корню.

Иногда можно столкнуться со спазмами в горле при массировании. В этом случае логопедический массаж языка для детей начинается с массирования только кончика, чтобы он находился внутри ротовой полости. Затем можно постепенно выводить язычок за пределы губ, увеличивая площадь массирования.

Основные движения:

  • взять кончик языка и покачивать его в разные стороны, вперед, назад;
  • большим пальцем поглаживать язык, при этом указательным пальцем другой руки поддерживать его снизу, все движения идут от центра к периферии и от кончика к корню;
  • сверху захватить язык большим пальцем, указательным и средним укрепить его снизу, в таком положении потирать поверхность по обе стороны от центра;
  • затем переходят к вибрации: захватывается кончик, немного потряхивается вверх и вниз, немножко похлопывается поверхность языка.

Логопедический массаж языка делается при условии устранения проблемы со слюноотделением. Для этого существует также несколько приемов.

  1. Жевание с запрокинутой головой.
  2. Ребенок должен научиться глотать слюну с первого раза, не накапливая ее во рту.
  3. Вращать язычок в районе губ с открытым и закрытым ртом, потом с первого раза сглатывать слюну.

Логоневроз (Заикание) — Все о массаже..

Логоневроз — является видом речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания.

Речь ребенка при таком расстройстве замедлена, и зачастую характеризуется частыми длительными паузами, растянутым произнесением или повторением звуков, слогов и слов.

Помимо речевых расстройств логоневроз также проявляется в сопровождающих движениях лица: дрожание челюсти и губ, быстрое моргание, напряжение всех мимических мышц при попытке произнести слово или слог.

  • Этиологический фактор.
  • Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.
  • Более распространенными причинами логоневроза считаются:
  • Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты.
  • Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство.
  • Наследственная предрасположенность. Замечено, что у детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. При этом для каждого возраста выделяют отдельные причины. Так у маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата. А вот у подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.
  • Нарушение речи проявляется как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Когда обстановка в доме напряженная, то соответственно имеют место постоянные конфликты, тогда ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.

Последствия заикания

В тех случаях, когда логоневроз не исчезает и усиливается, то существует вероятность того, что он может привести к тяжелой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь.

Особенно тяжело дети переживают данный недуг в подростковом возрасте, когда подросток, чтобы избежать насмешек со стороны окружающих сверстников, начнет избегать общения и случаев, когда требуется изложить информацию устно.

В случае тяжелой стадии логоневроза ребенок будет бояться произносить слова и звуки, начнет отказываться говорить и выступать на публике, у него может начать  формироваться состояние неполноценности.

Запинки в речи будут становится более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в других ситуациях, вызывающих психологическое давление.

И в итоге стресс, который испытывает человек, страдающий логоневрозом, приведет к еще большему ухудшению состояния речи, и как следствие к изменениям личности – появляется молчаливость, замкнутость, депрессия.

Причины заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста.

Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.

Вот эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети довольно часто, воспринимая на слух различные звуки и слова, но не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу.

Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут попросту перенять эту манеру разговора.

Эффективность и задачи

Логопедический массаж, помимо выше обозначенной стимуляции проводимости нервных волокон, способствует улучшению эластичности мышц, их сократительной способности. В зависимости от характера движений, решаются разные задачи. Часто неврологическая патология предполагает наличие спазма в одних участках и гипотонуса — в других. В таких случаях необходимо комбинированное воздействие. Для этого специалист ощупывает руками различные участки речевого аппарата, мышцы воротниковой зоны и определяет их состояние.

Задачи массажа:

  1. Нормализация тонуса — укрепление мышц артикуляционного аппарата или снятие спазма.
  2. Улучшение сократительных функций тех мышц, которые должны участвовать в построении звуков.
  3. Стимулирование проприорицепции — ощущений в заданной области. Пациент с помощью логопедического массажа учится прислушиваться к ощущениям в области губ, щёк, языка и различать разные состояния. Это важный этап перед научением контролировать их работу, управлять ими.
  4. Уменьшение слюноотделения — гиперсаливации, возникающей при заболеваниях ЦНС.
  5. Укрепление глоточного рефлекса — сократительной способности мышц гортани, глотки.

Пониженный тонус

Делать логопедический массаж ребёнку нужно изначально с шейной области затрагивая плечи. Тело поглаживают мягкими и лёгкими движениями. Оказывая действие на данную область, активизируется мускулатура имеющая связь с мышцами языка.
При массаже обязательно надо затрагивать дно ротовой полости, так как данные мышцы имеют непосредственную связь с корневой областью языка.

Также надо проводить активные действия на артикуляционных мышцах. К ним относятся жевательные, скуловые, щёчные. Все действия начинают от центральной области и доводят до крайней точки.

Применяют в приёмах классический массаж с поэтапным нарастанием в давлении. При этом в области воздействия не должна ощущаться боль.

Методы проведения

  1. поглаживаем лоб вдоль и поперёк;
  2. поглаживаем верх глаза;
  3. движение от носовых крыльев до уха;
  4. поглаживаем подбородок к уху, затрагивая его нижнюю челюсть;
  5. спиральными движениями разминаем скуловые мышцы;
  6. делаем пощипывающие и в виде спирали действия на щеках;
  7. разминаем обе стороны мышц щёк, массируя внутри одним пальцем, остальные задействованы снаружи;
  8. массажируем отдельно каждую губу. Двигаемся поглаживая и пощипывая от средней точки к углам;
  9. обработка складки в области губы.

Виды логопедического массажа

В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

  1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
  2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
  3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
  4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
  5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома

Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей

Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Условия проведения

Логопедический массаж проводится после медицинской диагностики с осмотром. Логопед устанавливает форму и структуру речевого дефекта и назначает процедуры

При этом уделяется внимание состоянию мышечного тонуса верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных мышц

Проводится в теплом, хорошо проветренном чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут. При этом существует градация длительности в зависимости от возрастной группы: у грудничков продолжительность не превышает 10-12 минут, на начальном этапе составляет 1-2 минуты;  детей дошкольного возраста продолжительность составляет до 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут.

Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев, при серьезных поражениях воздействие может выполняться в течение года и более.

Логопедический массаж детей подразумевает осознанность необходимости его проведения родителями малыша — логопед разъясняет результативность массажа, настраивает на положительный результат. Они в свою очередь подготавливают малыша к проводимым действиям, успокаивают. Для устранения страха перед процедурой можно показать движения на другом ребенке, который уже проходил такие процедуры.

Воздействие не должно вызывать болевые ощущения, если ребенок негативно настроен к этой процедуре, на начальных этапах стоит выполнять только поглаживания. Наиболее пораженные участки прорабатываются не сразу, а в середине или ближе к концу процедуры, тем самым расслабляя малыша и устраняя страх пред возможной болью.  Постепенно, процедура за процедурой наблюдается снижение боли и страха во время воздейстивя и малыш хорошо принимает все движения. Для проведения вам понадобятся:

  • массажное масло;
  • стерильные медицинские перчатки;
  • защитная маска;
  • нашатырный спирт (в случае необходимости оказания медицинской помощи).

Техника проведения делится на этап классического массирования наружных покровов кожи, на этом этапе используется масло, и логопедическое массирование слизистых оболочек ротовой полости, где массаж выполняется в перчатках и медицинской маске. Общим правилом для обеих случаев является выполнение теплыми руками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector