Логопедические стихи (звуки б, в, г, д)

Содержание:

«Лечебные» стихотворения

Для детей 4-5 лет подойдут следующие логопедические стишки.

Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма!

*****************

Дождик, дождик не дожди, Дождик, дождик подожди. Дай дойти до дома Дедушке седому.

*****************

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень ворочаться. Вот лежит себе и ждет — может миска приползет?..

*****************

Веник пол подметал, Веник очень устал, Он чихнул, он зевнул, И тихонько лег под стул.

*****************

Как-то раз сороконожку Пригласили на обед. Ждут жучки, букашки, мошки, А ее все нет и нет. Наконец сороконожка Появилась у стола. — Опоздала я немножко, Еле-еле приползла. Ведь такое невезенье, Как же мне не опоздать? Там у входа объявленье: «Просьба ноги вытирать!»

*****************

— Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! — Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи! Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана! — Как! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно. — Чтож вы раньше не сказали?! Каррраул! Карррман укрррали!

*****************

К Чебурашке в чашку Шлепнулась букашка, Добрый Чебурашка Вытащил букашку, Положил букашку Сохнуть на бумажку. Высохла букашка, Поднялась с бумажки И снова чебурахнулась В чашку к Чебурашке.

*****************

Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. Завела их с улицы Пестренькая курица. Миленькая курица, ты ошиблась улицей, Это детский сад. Но не для цыплят!

*****************

Чтобы ядро из ореха добыть,

Нужно его скорлупу раскусить.

*****************

Лески в силках, силки — в лесках, В силках — ласки, в лесках — лиски.

*****************

С осины осенней Слетел лист последний.

*****************

Апельсин делю на дольки Для Алины и для Кольки.

Логопедические стишки для детей 5-6 лет можно использовать такие же, как и для малышей 4-5-летнего возраста. Но их необходимо дополнить упражнениями, включающими чередование звуков.

сы — зы сы — зы стало скучно без козы. се — зе се — зе я нарвал травы козе. ри — ли ри — ли прилетели журавли. ша — жа ша — жа мы нашли в траве ежа.

*****************

ще-че ще — че грязь у мишки на плече. жи — ши жи — ши как конфетки хороши. зу — су зу — су не пускают в дом лису. ла — ра ла — ра на горе стоит гора.

*****************

пу — бу — пу — бу сидит филин на дубу, па — ба па — ба а под дубом есть изба. пы — бы пы — бы курьи ножки у избы, пе — бе пе — бе та изба идет к тебе.

*****************

ты — ды ты — ды я нашел твои следы. те — де те — де только нет тебя нигде. ту — ду ту — ду а я с дудочкой иду. ти — ди ти — ди поскорее приходи.

Логопедические стишки для детей 3-4 лет — самые простые.

Ежик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на бpюшке. И сказал еноту еж: «Ты мне спинку не потpешь?».

*****************

Кукушка кукушонку купила капюшон, Hадел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон!

*****************

На чайничке крышечка,  На крышечке шишечка.  Ручечкой за шишечку Поднимаем крышечку.

*****************

Сшили штанишки  Плюшевому мишке.  На штанах кармашки,  На кармашках — пряжки.

*****************

Мышка весело жила, На пуху в углу спала, Ела мышка хлеб и сало, Но все мышке было мало.

*****************

Злые крысы грызли крышу,

Но пришел котенок рыжий.

Крысы в дыры убежали

И от страха там дрожали.

*****************

Мы расселись по порядку, Дружно делаем зарядку, Не ногами, не руками, А своими язычками.

*****************

Ехал Гpека чеpез pеку,

Видит Гpека: в pеке — pак.

Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку «цап»!

*****************

Соблюдается совой Распорядок часовой, Все по расписанию,  По согласованию.

*****************

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел… А вот белка не бела — Белой даже не была.

Старшая группа (5-6 лет)

Здравствуй, Дедушка Мороз!Что сегодня нам принес?Может быть, в мешке игрушки,Разноцветные зверушки?Может, много там конфет?Их мы скушаем в обед.Дедушка, открой мешокЗа рассказ или стишок!

По сугробам в красной шубе,С посохом, с большим мешкомДед Мороз спешит на праздник.Он заглянет в каждый дом!Он подарит всем подаркиИ послушает стихи,Огоньки зажжет на елкеИ исполнит все мечты!

Что такое Новый год?Это дружный хороводЗайки, котики и мишки.Где ж девчонки и мальчишки?Как отметим Новый год?Ёлку Дед Мороз зажжет,За весёлый мой стишокЗаглянуть даст в свой мешок!

Встречаем Новый год,К нам Дед Мороз придетПодарки нам красивыеВ коробках принесет.Мы будем — веселиться,Под елочкой кружиться,И петь, и танцевать.С Снегурочкой — играть.

Дед Мороз пришел к нам в сад.Он поздравил всех ребяОн зажег нам елку ярко,Подарил нам всем подарки,Попрощался и ушел —Поздравлять других пошел!

Высокая и стройная,В блестящей мишуре,Стоит она, довольная,На радость детворе!Ребята пляшут веселоИ песенки поют,И в Новый годС подаркамиВсе Дед Мороза ждут!

Кто-то за окном шуршит.Это Дед Мороз спешит.Сам — в костюме красном, ярком.А в мешке его — подарки!Он недаром к нам идет:Нынче — праздник Новый год!

Ярко елочка сияет,Тоже Новый год встречает«С Новым годом! С Новым годом!», —Поздравляет Дед Мороз.Из страны далекой снежнойОн подарки нам принес.Он загадки загадает,С нами спляшет и споет.Всех закружит возле елкиНовогодний хоровод.

Дружно в хоровод встаем,Новый год встречаем.И на елке огонькиДружно зажигаем.Скоро Дед Мороз придет,Принесет подарки,Чтобы был наш Новый годСамым-самым сладким!

Ярко огоньки сверкают,Громко музыка поетПо тропинкам и полянкамДедушка Мороз идет.На плече мешок огромный —Нам подарки он несет.Будут танцы и веселье,Ведь сегодня Новый год!

Очень ярко и красивоНаша елочка горитСверху звездочка игривоВсех детишек веселит.Вместе с Дедушкой МорозомВсе танцуют и поют,Новый год — веселый праздник,Смех и счастье к нам придут!

На санях и в теплой шубкеМчится в гости Дед Мороз,От мороза у ДедулиПокраснели щеки, нос.Весело его мы встретим,Скажем: «Елочка гори»!Ждут нас хоровод, подарки,Смех, веселье от души!

Снегурочка — красавица,Она всем очень нравитсяС ней рядом Дед Мороз:Он рад зиме до слез!А рядом с ними детвора,Кричит «ура» уже с утра,И водит дружный хоровод,Под славный праздник — Новый год!

За окном снежок блестит,Дед Мороз уже спешит,Скоро будут чудеса.Новый год, я жду тебя!Жду подарки, волшебство,Жду уж очень я давно,Жду веселый хоровод.Скоро Новый год придет!

Новый год так долго ждали,Наконец-то он пришелДед Мороз, тебе мы рады.Ты Снегурочку привел?Мы хотим сегодня елкуТак красиво нарядить,Песни петь под елкой громко,

Хоровод с тобой водить!

Веселимся мы на елке,С нами дедушка Мороз.Мы ему стишки расскажем,Он себе почешет нос.Дед Мороз — он настоящийИ с огромной бородой.Он пришел из снежной чащи,Рады видеть мы его.

Новогодние стихи для детей 4-6 лет для изучения в логопедических группах будут хорошим помощником педагогам и родителям.

Новогодний праздник — это самый яркий праздник. Это праздник детства, праздник мандаринов, игр, песен и отличного настроения. И именно от взрослых зависит настроение малышей в этот светлый день.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация звука Л
  4. Дифференциация звуков
  5. Автоматизация свистящих звуков
  6. Автоматизация шипящих звуков
  7. Развитие речи
  8. Обучение грамоте
  9. Дидактические игры
  10. Презентации

Всем успехов и позитивного настроения!!!

10 условий успеха

Перед тем как начинать учить с малышом полезные стихи, обязательно нужно запомнить 10 правил, которые помогут справиться с задачей. Общение с ребенком имеет свои особенности, и подарить крохе хорошую речь удается лишь тем родителям, которые с готовностью обретают нужные знания.

Первые занятия должны занимать не более 2-3 минут. Постепенно увеличивайте продолжительность урока (максимально — до 15-20 минут).
Количество занятий – 2-3 раза в день. Специалисты советуют проводить их после завтрака и после дневного сна.
Занимайтесь понемногу, но часто – выполнение одного и того же упражнения формирует навык. Чтобы малыш не утратил интереса к стишку, можете незначительно менять текст.
Учите дитя в специально отведенном месте, где ничего не отвлекает, подкрепляйте объяснения наглядным материалом и собственным примером.
Игровая форма занятий обязательна. Чтобы заинтересовать чадо, используйте мимику, жесты (покажи, как ворона летает, как кошечка умывается), шутки, смех, тематические уроки (о временах года, животных, погоде и т. д.). По большому счету, любой стишок можно превратить в логопедическую распевку

Если малыш сам вспомнит какое-то из упражнений, поддержите его инициативу.
Хвалите ученика даже за небольшие достижения.
Акцентируйте внимание на том, что ребенок делает правильно, а не на ошибках.
Будьте союзником маленького члена семьи. Если у него упорно что-то не получается, улыбнитесь и вместе выясните, «почему язычок такой непослушный» и как это исправить.
Не заставляйте ребенка заниматься

Отмените урок, если сын или доченька чувствует себя недостаточно хорошо. А если исчезло желание учиться, найдите, в чем причина потери интереса, и устраните ее.
Не отчаивайтесь, если результаты не видны. Поговорите с логопедом, чтобы понять, в чем ваша недоработка.

Упражнения для общего развития речи в домашних условиях

Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.

Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь

Все упражнения делаются по 8-10 повторов:

  1. «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
  2. Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
  3. Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
  4. Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.

Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки

Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь

При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.

Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.

Игры для развития фонематического звука

Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.

  • «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
  • «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
  • «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.

Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры

Требования к детской литературе

Яркость книг позволяет сделать чтение более увлекательным. Картинки показывают ребенку, как выглядят персонажи сказки или стихотворения, облегчают восприятие информации. Они необходимы также для мотивации к обучению.

Литература для речевого развития не должна содержать зла, агрессии. Она должна учить ребенка звуковоспроизведению, воображению, мышлению. Стихи, потешки и скороговорки должны подходить по возрасту, это поможет предупредить сильную загруженность внимания ребенка. Сложный материал сильно утомляет малыша, что может привести к отказу от обучения.

Популярные авторы детской литературы:

  • Агния Барто.
  • Корней Чуковский.
  • Самуил Маршак.
  • Владимир Маяковский.
  • Ирина Гурина.
  • Кирилл Авдеенко.
  • Эдуард Успенский и другие.

Существуют также стихи, написанные логопедами. Основными авторами таких сочинений являются: Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. и другие. Издания этих авторов очень популярны сегодня. Стоимость книжек находится в пределах 200-250 рублей. Литература выпускается для разных возрастов, что очень удобно для родителей и малышей.

Методика Акименко В. М.

Пособие В.М. Акименко «логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» представляет систему обследования детей, начиная с пятого года жизни

Особое внимание уделяется простоте применения техник, надежным и высоким итогам. В помощь логопедам в книге собрано много таблиц для фиксации результата

В настоящее время в дополнение к пособию идет специальный диагностический чемоданчик с методическими материалами и диском компьютерной программы, которые упрощают процесс обследования.

Диагностический чемоданчик для логопеда

Порядок проведения обследования

Обследование проходит за компьютером. Ребенок, глядя на экран, выполняет задания, которые оформлены в ярком цвете. Одновременно логопед может фиксировать успехи и писать комментарии.

По своему желанию специалист может использовать предметы из методического набора.

Вся информация в программе фиксируется автоматически.

Структура

В структуре обследования выделяются разделы:

  • Произношение звуков,
  • Общая, артикуляционная и мелкая моторика,
  • Мимика, мускулатура,
  • Восприятие фонем,
  • Понимание речи,
  • Лексика,
  • Связность речи.

В каждом разделе есть свои задания.

Анализ полученных результатов

После обследования логопед может провести анализ и обосновать свое заключение. После специалист составляет план индивидуальной работы, схему коррекционных мероприятий.

С помощью таблиц есть возможность отслеживать последующий успехи ребенка.

Возможности программы и область применения

У программы много возможностей:

  • Вести индивидуальные карточки с данными и последующей работой,
  • База данных и сортировка заданий происходят автоматически,
  • Логопедическая диагностика проходит поэтапно,
  • Формируются речевые карты,

Дополнительная информация. По желанию можно создавать групповые протоколы с результатами обследования и печатать речевые карты.

Данное пособие могут применять в своей практике:

  • Логопеды,
  • Дефектологи,
  • Психологи,
  • Воспитатели ДОУ.

Диагностика речевого развития детей 3-4 лет

В диагностике речевого развития детей 3-4 лет выделяют следующие этапы:

  • Проверку слуха,
  • Состояние артикуляционного аппарата,
  • Проверку произношения отдельных звуков,
  • Обследуется уровень психического развития.

Чистая, четкая речь ребенка – во многом итог работы с ним его родителей и выполнения упражнений. Если ежедневно и планомерно проводить логопедические занятия дома, то проблем с произношением трудных звуков у малыша не будет.

Стишки о детях


Стишки о детях1. Все Алешины ладошки Рассказали про Алешку. Стали белыми немножко – Значит, красили окошко.

С мамой чистили картошку И немного почернели, Прибивали гвоздь ладошки И пораниться успели. А под вечер рассказали Нам ладошки по секрету, Что они без спросу взяли Шоколадные конфеты

2. Сдвинув облако немножко, Солнца луч проник в окошко. Всю квартиру осветил И девчушку разбудил. Села Настенька в кроватке. Лучик с ней играет в прятки: Вспыхнул, в зеркале мелькнул И тихонько ускользнул

3. Маша утром рано встала, » Так я маме обещала». Стала Маша одеваться, Стала в школу собираться:

«Где колготки? На полу, Платье где? Но нет в шкафу. Все, нашла, а где же шапка? Там валяется, где тряпка.

А где книжки? На диване, Их вчера вернула Таня. А тетрадки, где же, где? Да они же, на окне.

Уже восемь, все собрала, но опять я опоздала».

4

Сашенька Сашуля – Большая вображуля! Перед зеркалом весь день Ей жеманничать не лень! Туфли мамины обула, Губки бантиком надула, Важно ходит как индюк, Потешая всех вокруг. 5

Я Маринке обещала Подружиться с ней вчера. Будем с нею мы кружиться На площадке у двора

5. Я Маринке обещала Подружиться с ней вчера. Будем с нею мы кружиться На площадке у двора.

Вышли вечером из сада, Сразу думать стали с ней, Что для дружбы нашей надо, Чтоб начАть дружить скорей.

И Маринка мне сказала, Что нужны для дружбы куклы, Что давно о них мечтала И мой обруч нужен круглый.

Ей для дружбы еще надо Мои ролики, скакалку, Много-много шоколада, Карандаш и подстругалку.

Мне делиться с ней не жалко, Но не хочется никак. Подружусь я лучше с Алькой, Аля дружит просто так!

Логопедическое занятия в старшей группе на постановку звука «в»

Логопедическое занятие в старшей группе звук начинается с артикуляционной гимнастики. Основной акцент делается на выдыхаемом воздухе через щель между губами

Важно уловить звучание звука «в» – предложить малышу представить, как дует ветер

Логопедические занятия с зеркалом

Постановка звука состоит из:

  • Метода подражания. Ребенок повторяет за взрослым, подражая ему.
  • Механического метода. Ребенок произносит «у», а пальцем поднимает нижнюю губу к верхним зубам-резцам. Должен получиться звук «в».
  • С помощью звука «ф». Ребенок произносит «ф», словно выдыхает воздух. Не прекращая выдоха, он подключает голосовые связки, словно «подавая голос» – получается «в».

После правильной постановки буквы и хорошего результата, дети переходят к закреплению звука в:

  • Слогах: ва-во-ву-вы и другие.
  • В словах: Иван, вот, ивы.
  • В словосочетаниях и фразах.

В самом конце происходит автоматизация звука с помощью скороговорок, рассказов, стихотворений.

для развития мелкой моторики

С 2-месячного возраста

Сорока. Русская народная потешка. 

Сорока, сорока,

Сорока — белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой

Этому дала,

По очереди загибают пальцы, начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Мизинец не загибать.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

Братья. Русская народная потешка.

Ивану-большаку — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить.

Мишке-середке — печку топить.

Тришке-сиротке — кашу варить.

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.

(с 9-месячного возраста)

Ладушки. Русская народная потешка.

— Ладушки, ладушки! Где были?

— У бабушки.

 — Что ели?

 — Кашку.

 — Что пили?

 — Бражку.

Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки

Кашку поели,

Бражку попили.

Шу-у-у… Полетели!

Нa головку сели,

Петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

Поднимают рук вверх и опускают на голову

Братцы.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

 — Здравствуй, большак! —– говорят.

 — Здорово, Васька — указка,

Гришка – сиротка

Мишка – середка.

Да крошка Тимошка.

Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.

Кто приехал. Болгарская народная потешка 

Кто приехал?

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают

Мама, мама, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать копчиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопать кончиками безымянных пальцев

Ох, сестричка, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать кончиками мизинцами.

Все мы вместе,

Хлопать всеми пальцами

Дa, да, да!

Апельсин. Л. В. Зубкова

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька — для ежа.

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра

По очереди загибают пальцы, начиная с большого.

А для волка — кожура.

Сжимают пальцы обеих рук в кулаки

Он сердит на нас — беда;

Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки

Пять малышей.  По мотивам английского фольклора

Один малыш

качается в саду,

Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак

Два малыша

купаются в пруду,

Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.

Три малыша

ползут к дверям в квартире,

Выпрямить еще и безымянный палец.

А в эту дверь

стучат еще четыре.

Выпрямлены все пальцы, кроме большого

С пятью другими

тоже все в порядке:

Раскрыть всю ладонь

Им весело,

они играют в прятки.

Закрыть лицо руками.

Где притаились, ясно и ежу,

Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть глаза рукой.

«Один, два, три, четы ре, пять…

По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой

Ну, берегитесь: я иду искать!»

Погрозить указательным пальцем.

Котята. По мотивам английского фольклора

Вот пятеро котят.

Один ушел — и нет его.

Ладонь правой руки раскрыта

Ну, нет его и нет.

Котят осталось четверо.

Загните большой палец.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез

котят осталось трое.

Загнуть мизинец

Но где-то запищал

мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал —

осталось два котенка.

Загнуть безымянный палец

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно,

Загнуть средний палец.

А самый умный — тот,

оставшийся, последний,

Указательный палец приложите ко лбу

Он к миске подошел

и, как и должно киске,

Лакать за пятерых

стал молоко из миски.

Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.

Варежка

Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

Все пальцы разжать, кроме большого.

В свой домишко не попал».

Разогнуть оставшийся согнутым палец

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Сжать пальцы в кулачок

Дом и ворота. Т. А. Ткаченко

На поляне дом стоит,

Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом

Ну, а к дому путь закрыт.

Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом

Мы ворота открываем,

Развернуть ладони параллельно друг другу

В тот домик приглашаем.

Изобразить крышу дома

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Звук (буква) Ц

Стихотворения со звуком

Цветёт у птичника цветок — Цветёт на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок… — Цветок, ты кто? — Цыплёнок!

Цапля – царственная птица, В цирке цапля как царица. Но однажды у крыльца, Цаплю цапнула овца.

це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце, цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла яйцо, цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к яйцу.

ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котёнок, от яйца! цу-цу-цу, цу-цу-цу Не пускать его к яйцу!

цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим яйцо, цы-цы-цы, цы-цы-цы Отогнали? Молодцы!

це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о яйце.

Целый день царёва дочка Водит цаплю на цепочке.

Цапля цапнула девицу: «Не хочу с тобой водиться. Я тебе не пёс цепной, На цепи ходить с тобой».

Цирковых борцов за лица В цирке цапали лисицы. И за это на лисиц Все борцы кричали: «цыц»!

Скороговорки со звуком

У кольца нет конца, нет конца у любого кольца.

Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льётся.

Белая цапля в корытце не может водицы напиться.

Куцая лисица в платьице из ситца мучицу из пшеницы сеет через ситце.

На цветке пыльца у цветка овца На носу овцы целый слой пыльцы.

Стихотворения для малышей до 1 годика

Малышам до 1 годика подходят короткие стишки, потешки

Очень важно чтобы во время прочтения стишка мама показывала ребенку движения пальчиками, руками, проводила массаж

Эти движения активизируют мозг ребенка, тренируют органы артикуляции (язык, щеки, небо), формируют мышление, восприятие, внимание, память. Короткие рифмы позволяют малышу запоминать произношение слов, артикуляцию

Для малышей от 2-месячного возраста подходят короткие потешки. Во время прочтения стиха мама проводит пальчиковую гимнастику или массаж ручек. Знаменитыми потешками являются: «Сорока-ворона», «Братья».

Для грудничков 9-месячного возраста хорошо подойдут другие потешки-стишки. Наиболее известными из них являются: «Ладушки», «Братцы», «Апельсин», «Кто приехал» и другие.

— Ладушки, ладушки! Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

«Ладушки» также являются одной из распространенных потешек, которую можно использовать с раннего возраста. Ребенок при прочтении «Ладушек» улыбается, учится хлопать в ладоши. Движения должны быть четкие и ритмичные. Сначала мама или папа берут своими руками ладошки малыша, показывают ему, как нужно хлопать. Со временем ребенок будет сам пробовать это делать.

Полезно малышам читать стишки. Очень хорошо подойдут стихотворения Агнии Барто: «Грузовик», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Слон», «Козленок», «Кораблик». Произведения для самых маленьких коротенькие, не утомляют ребенка. Во время прочтения нужно стоять или сидеть лицом к ребенку, чтобы он видел артикуляцию.

Развитие речи у детей 4-6-летнего возраста

В старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) ребенка нужно уже готовить к школе, увеличивать его словесный багаж. Детская поэзия позволяет тренировать память, а также развивать речевую функцию. Разучивая стихи, малыш оттачивает мастерство ораторства.

Примеры детских стихов для развития речи:

А. Барто − «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Блинчики», «Катя», «Совесть», «Мама или я», «На уроке», «Лялечка», «Королева».
К. Чуковский – «Бутерброд», «Обжора», «Радость».
С. Михалков – «Андрюшка», «Мой щенок», «Бараны», «Если».
Э

Успенский – «Маленькая школьница», «Берегите игрушки», «Тигр вышел погулять», «Что у мальчиков в карманах».
Даниил Хармс – «Буря мчится, снег летит», «Кошки», «Лиса и петух», «Удивительная кошка».
Кирилл Авдеенко – «Важное совещание», «Домовята и каша», «Капельки дождя», «Кот Маркиз», «Крот Егор», «Кряк и бряк».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector