География для малышей: 2 игры с картой мира

Ход НОД:

В группу вносят посылку. Воспитатель открывает и видит письмо и конверты.

Воспитатель читает письмо: Добрый день! Пишут вам из общества географии! Мы предлагаем вам вступить в наши ряды любителей природы, планеты Земля и в целом географии! Для этого вам необходимо пройти все наши задания и тогда вы станете настоящими Юными Географами!

Воспитатель: Ребята ну что попробуем пройти испытания (ответы детей).

Достает первый конверт с загадками:

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками (Глобус)

Восп: Ребята, а что такое глобус? (ответы детей).

Воспитатель: Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно –

На одном листе бумажном. (Географическая карта)

Восп : Скажите пожалуйста чем отличается глобус от карты? (Ответы детей).

Воспитатель открывает второй конверт. Там вопрос. Скажите что на карте обозначено желто-коричневым цветом (ответы детей).

Восп : Какие материки вы знаете, назовите и покажите на макете? Как назывется самый холодный материк? Между какими материками он находится? Как называется самый большой материк? Самый маленький? Самый жаркий (Ответы детей).

Воспитатель открывает третий конверт: «Звуковое письмо». Дети слушают звуки природы и отгадывают. (Шум океана, дождь, гром)

Воспитатель открывает четвертый конверт

Там записка «Внимание на экран».На экране появляется природная карта мира

Восп: Ребята. а почему на этой карте материки окрашены в разные цветные пятна? (ответы детей).Расскажите, какие природные зоны есть в России? (ответы детей). Далее проводится игра «Найди природную зону».

Дети берут карточку, с изображением животного или растения и подходит к соответствующей природной зоне на картинке, называет что изображено на карточке.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте поиграем в игру «Земля, воздух, вода» .Проводится игра.

Физкультминутка «Кенгуру»(Под песню «Кенгуру» дети выполняют соответствующие движения)

Восп: Ой, ребята, у нас еще в этом конверте задание. Показывает «наложенные» картинки с изображение м животных леса и животных моря. Дети называют животных.

Воспитатель открывает последний конверт с загадками.

Состоит он из морей

Ну, давай ответь скорей,

Это –не воды стакан,

А огромный …. (океан)

Воспитатель: Молодцы! Расскажите, какие океаны есть на нашей планете и сколько их (ответы детей)Расположите океаны на нашем макете.Теперь еще одна загадка:

Эта лента голубая,

Неспокойная такая,

Меж лесами вьется

И о берег бьется.

Манит лента рыбака.

Что за лента? То (река)

Восп: Ребята, а какие водоемы вы еще знаете (ответы детей). А как называется место начала реки? Как называется углубление по которому течет река? Как называется место, где река впадает в море?Дети отвечают и располагают таблички на макете реки.

Восп: Ребята, мы справились со всеми заданиями! И надо произнести клятву Юного Географа!

Клянемся много книг читать,

Чтоб о планете много знать!

Дети: Клянемся.

В походы разные ходить,

Вершин побольше покорить!

Дети : Клянемся.

Быть дружбе преданным навек,

И помнить званье – Человек!

Клянемся Родину любить

Достойными географами быть»

Дети : Клянемся.

Воспитатель вручает каждому ребенку удостоверение Юного Географа.

Изучаем глобус и карты

«А в Африке, а в Африке, на черной Лимпопо…» — каждый ребенок знает про доброго доктора Айболита, который спешил на помощь больным зверушкам. Наверняка вы давно рассмотрели Африку на карте. А что такое карта?

Что общего у глобуса и апельсина?

Без глобуса и карт невозможно изучать географию. Чем отличается глобус от карты? Пусть маленький исследователь придет к выводу, что глобус – это объемный макет нашей планеты, а карта — ее плоское изображение. Как же получили это изображение, ведь шар нельзя просто взять и расплющить?

С помощью апельсина покажите, как из объемного глобуса можно получить плоскую карту. Догадались? Правильно, шкурку апельсина нужно аккуратно надрезать на «полюсах» по направлению воображаемых меридианов, снять и положить на лист бумаги. Края апельсиновой корки теперь совсем не сходятся, ребенок обязательно это заметит. Что же это за карта такая кривая?

Действительно, при переносе со сферы на плоскость изображение очень искажается, точки не совпадают, а расстояние между ними теперь заметно отличается. Именно поэтому ученые разработали разные способы переноса объемного изображения на плоскость, чтобы ничего не перепутать. И все же самая точная географическая карта – это глобус.

Какие бывают карты?

Теперь, когда ребенок понял назначение карты, можно рассказать о том, что карты бывают разные, а именно:

  • физические;
  • политические;
  • синоптические;
  • карты полезных ископаемых;
  • карты обитания животных и т. д.

Объясните, что означают эти понятия, и поговорите о том, для чего могут существовать эти карты, люди каких профессий могут ими пользоваться?

Не забудьте сказать, что карта – это не обязательно поверхность всей планеты. Бывают карты стран, городов, районов. Туристы покупают карты-путеводители, а из множества карт можно составить атлас автомобильных дорог.

Цветные моря

Наверное ваш кроха уже знает, что синим цветом на карте обозначаются реки, озера, моря и океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных» морей. Малышу будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море. Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.

А может быть кроха захочет нарисовать эти цветные моря? Возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно малыш уже побывал на каком-то из этих морей (например, на Черном или Красном) или вы вот-вот собираетесь отправиться в путешествие. Тогда ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях.

А потом находите на карте и рассматривайте и другие моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхождении их названий. Это не только расширит географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потом вместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверить свои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовут затруднения и, например, Японское и Южно-Китайское моря. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать.

Играем в «Города»

«Алапаевск — Краснодар — Рязань и т.д.» Это хоть и банально, но развивает не только географические представления, но и грамотность (на какую букву начинается – заканчивается название города), внимание (какой город уже называли, какой — нет), память. А главное, такая игра позволяет легко скоротать время в дороге или в очереди

Мне нравится играть еще и в географические названия. Тут по тому же принципу можно называть страны, континенты, моря, реки, горы и т.д. Естественно, при этом стоит уточнять, о каком именно объекте идет речь, чтобы у ребенка не вышло каши в голове из названий стран и городов.

Можно играть в страны — столицы. «Китай — Пекин», «Япония — Токио». Или задавать географические «задачки» — «Эта страна находится на юге Европы и по форме напоминает сапог», «Эта страна занимает целиком один континент» и т.д. Если найти отгадку для начала трудно, подскажите, каким цветом страна обозначена на карте. Причем пусть ребенок тоже задает вам вопросы, а не только вы ему. Чаду будет очень интересно наблюдать, как мама изо всех сил вглядывается в карту в поисках континента, похожего на перевернутое вверх ногами кресло. Ребенок и не такое в очертаниях может найти!

Нужны ли ребенку занятия по географии и истории в дошкольном возрасте

  • системными и глубокими знаниями, которые помогут освоить школьную программу;
  • психологическим спокойствием. Знания о том, почему идет дождь, как образуется молния и т.д. позволяют ему не бояться, смело идти навстречу новым знаниям;
  • патриотизмом, гуманизмом, толерантностью. Эти важные качества для людей не появляются на ровном месте. Они образуются через изучение разнообразия мира, народов, культур;
  • богатой речью, широтой взглядов, критичностью мышления. Благодаря разносторонним знаниям, малыши используют в обычной жизни широкий спектр информации, обладают умением утолять собственное любопытство через множество разнообразных приемов познания.

Какие цели и задачи решают занятия по истории и географии в дошкольном возрасте

  • получает достаточно знаний, чтобы справится с насыщенной школьной программой;
  • вырабатывает множество методов и способов обработки различной информации;
  • учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • осознает свое место в мире.
  • воспитания патриотических чувств;
  • формирование понимания необходимости сохранения природы;
  • выработки таких качеств как понимание, сопереживание, эмпатия и т.д.;
  • стимуляции любознательности, как главного стимула развития;
  • формирования первоначальной базы знаний, которая станет основой для успешного дальнейшего обучения.

Смотрим кино

В канун первого класса мы дочкой взялись смотреть «В поисках капитана Гранта». Сюжет, как и любой другой у Ж. Верна, захватывает. Но еще интереснее, когда под рукой есть карта, по которой можно после каждой серии следить за продвижением героев в их пути, полном приключений, строить свои догадки о нахождении Гранта, а заодно научиться определять долготу и широту.

Кадр из фильма «Дети капитана Гранта»

Спустя пару лет мы зачитывались повестями Дж. Даррелла — человека, собиравшего животных для своего зоопарка по всему миру. «Под пологом пьяного леса», «Земля шорохов», «Поймайте мне колобуса» и другие не только заставляют посмеяться и поплакать, учат бережному отношению ко всему живому, но и открывают простор для изучения многообразной природы нашей планеты. И снова мы водим пальчиком по карте, чтобы проследить маршрут путешествия Даррелла и его команды.

На самом деле и кино, и художественная литература могут быть удивительным учебным пособием.

Откуда к нам пришла еда

Оказывается, привычные нам продукты происходят из самых далеких мест. Огурцы, к которым мы так привыкли и выращиваем на даче, произошли от диких растений далекой Индии, а яблоки когда-то давно росли только в Центральной Азии. А чтобы поесть жареной картошки, несколько сот лет назад пришлось бы плыть в Южную Америку. Предлагаем всей семьей поиграть в игру «Откуда к нам пришла еда».

Вам понадобятся:

  • ламинированная карта мира
  • бумажный скотч и ножницы
  • глина, чтобы сделать игральный кубик
  • фломастер или наклейки в виде кружочков (я использовала самоклеющиеся круглые подкладки для мебели)
  • карточки с нарисованными блюдами
  • разная еда (помидор, огурец, чай, шоколад, сахар, мука, подсолнечное масло, ваниль, корица, яблоко, лимон, лук)

Цель игры: собрать с разных концов света все необходимые ингредиенты для приготовления того или иного блюда и вернуться домой. Какие блюда «готовить», вы можете решить сами. В нашей игре у нас было три карточки с едой, по одной на каждого участника:

  • чай с лимоном и шоколадом;
  • яблочный штрудель;
  • салат из помидоров, огурцов, лука и подсолнечного масла.

  1. Нарисуйте и подпишите на карточках блюда, которые будут участвовать в игре.
  2. Возьмите карту мира, расстелите ее на полу. С помощью бумажного скотча наметьте маршруты, по которым игроки будут путешествовать за едой (после игры бумажный скотч легко отделится от ламинированной поверхности).
    • Чай — из Китая
    • Пшеница — из Ирана
    • Сахар — из Индии и Юго-Восточной Азии
    • Шоколад — с берегов Мексиканского залива
    • Помидор — из Перу в Южной Америке
    • Огурец — из Индии
    • Подсолнечное масло — из Северной Америки
    • Лимон — из Индии
    • Яблоко — из Центральной Азии
    • Ваниль — из Мексики
    • Корица — из Китая
    • Репчатый лук — из Средней Азии

Если вы хотите, придумайте другие блюда, и привозите для них рис из Китая, макароны из Италии, бананы из Малайзии, оливки из Греции, гранат из Туниса, апельсины из Южного Китая, груши с гор Кавказа и т.д.

Кстати, в популярной аудиоэнциклопедии с Чевостиком и дядей Кузей есть целая аудиокнига про историю разных овощей и фруктов — «Путешествия растений». (Ольга Жаховская, Наталья Манушкина. Путешествия растений. М. : Детсткое издательство «Елена», 2005.)

  1. Сделайте на маршрутах деления, наклеив или нарисовав на бумажном скотче кружочки.
  2. Для игры вам понадобится игральный кубик. Слепите его из глины и нарисуйте на гранях: 1, 2 и 3 точки для обозначения количества ходов, перечеркнутый ноль, самолет и чайник.
    • Если выпал перечеркнутый ноль, то игрок пропускает ход.
    • Если выпал самолет, то игрок мгновенно переносится в любую нужную ему точку.
    • Если выпал чайник, то игрок возвращается на старт, так как он забыл дома выключить чайник.
    • Когда глина высохнет, кубик можно покрасить и покрыть бесцветным лаком для ногтей.

  1. Если хотите, до начала игры разложите настоящую еду на карте. Другой вариант —нарисовать карточки. В любом случае, ребенку должно быть видно, где какая еда находится.
  2. В начале игры каждый игрок вытягивает себе карточку с блюдом, для которого он будет собирать ингредиенты. Каждый участник по очереди бросает кубик и ходит. Выберите ваш город в качестве старта, туда же нужно вернуться, когда все ингредиенты будут собраны.
    Если вашему ребенку пока тяжело даются соревновательные игры, то собирайте вместе продукты для одного и того же блюда. Например, вы можете разделиться: пусть один отправится за помидорами и подсолнечным маслом, а другой — путешествует за огурцами и луком. И тогда в конце игры, когда вернетесь домой, вы соедините добытые ингредиенты, и у вас получится овощной салат.
  3. По окончании игры вы можете на самом деле приготовить то или иное блюдо вместе с ребенком.

Романтика и точный расчет, путешествия и строгие схемы… Все это — о географии

Дословно география переводится как землеописание. Эта наука была известна еще до нашей эры. Все дело в том, что представители древних цивилизаций нуждались в пространственном ориентировании, открытии и освоении новых земель, идентификации себя в мире. Человечество знает массу выдающихся географов и дерзких, революционных, смелых географических открытий. «Золотые века» этой науки пришлись на XV–XVII века. Это время было названо эпохой Великих географических открытий.

География неразрывно связана с путешествиями и путешественниками, благодаря этому мы знаем имена Колумба, Кука, Афанасия Никитина, Марко Поло и многих других. Романтика, жажда новых знаний привлекает и ребят, живущих в нашем городе. Для них открыли свои двери специализированные клубы, кружки и студии, в которых можно узнать много нового о географии, своем крае, туризме. Теоретические занятия нередко совмещаются с «полевыми», что идет только на пользу ребятам.

Пожалуй, география является одной из самых увлекательных наук естественного цикла. Она позволяет получить не только знания в «чистом» виде — например, названия столиц, площадь и население государств, но и практические умения — свободное ориентирование на местности, туристические навыки и многое другое. Это современно, увлекательно и актуально для всех представителей нового поколения.

География для дошкольников: несколько советов

Несмотря на то, что школьный предмет «География» появляется у ребят не ранее 5 класса, родители могут познакомить детей с этой наукой еще в раннем возрасте. Конечно, неправильно «пичкать» мальчиков и девочек сухими фактами, требовать заучивать названия столиц, рек, морей

Важно заинтересовать ребенка и проводить занятия в игровой форме. Например, читая сказки о Карлсоне и Чипполино, можно одновременно задействовать карту или глобус и найти Швецию и Италию, рассказав немного о расположении и истории стран

На прогулке малышей можно познакомить со сторонами света, используя компас. Песни и стихи, в которых встречаются географические названия, также помогут узнать и запомнить много нового.

Главное о географическом атласе

Изучение географии прежде всего ассоциируется с географическими картами. По сути, на картах представлены материки и страны в миниатюре. Они отражают особенности рельефа и климата, национальный состав стран, экономическое положение. Атлас представляет собой комплекс географических карт, объединенных определенной темой. Например, всем известный Атлас России содержит максимально полную информацию о нашей стране. В нем можно увидеть и карту по областям, и ознакомиться со всеми граничащими с Российской Федерацией государствами, и найти отдельные города и даже автодороги. В тех или иных изданиях Атласа России представлена разная информация. Но все карты любого атласа должны быть объединены одинаковыми условными обозначениями, примерно равным масштабом, общими особенностями оформления. Составителем первого в мире атласа был древнегреческий астроном, математик и географ Клавдий Птолемей. Он подготовил сборник карт еще во втором веке нашей эры.

Где находится линия перемены дат?

Как такового географического объекта, названного линией перемены дат, нет. Это воображаемая, местами «изломанная» линия, которая берет начало в Северном Ледовитом океане, продолжается в Тихом, а дальше — в Антарктиде. Если пересечь эту линию, то можно попасть в следующий день — скачок во времени составит сутки (или около суток). Поэтому так различается, например, время на российской Чукотке и американской Аляске.

Игры и полезные пособия

Школьнику пойдут на пользу географические игры, развивающие память, находчивость, внимание. В пробке или очереди за покупками можно играть в «Города», запоминать столицы и флаги разных стран, а затем устраивать викторину с вопросами: «На флаге какой страны изображен кленовый лист?», «Флаг какой страны имеет те же цвета, что и наш?»

Не обойтись, конечно, и без книг, которые захочется почитать даже взрослым. Вот только некоторые из них:

  • «Земля. Полная энциклопедия», Е. Ананьева, 6+;
  • «Занимательная география в вопросах и ответах», изд. «Робинс», карточки, 3+;
  • «География России. Полная энциклопедия», изд. «Эксмо», 6+;
  • «Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам мира», изд. «Самокат», 0+;
  • «Карты и география», Кен Дженнингс, 6+;
  • «Атлас животных», В. Аладжиди, изд. CLEVER, 7+;
  • «Космос и земля», изд. «Аванта», 6+.

Цель изучения

Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:

  • для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
  • для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
  • чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
  • чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.

Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Ищем клады

Любая карта — это схематическое изображение местности, ее план. Начните с того, что нарисуйте план вашей квартиры и отметьте на ней спрятанные для ребенка подарки — «клады», которые он должен отыскать, руководствуясь картой.

Потренироваться в умении ориентироваться по карте можно и во время шопинга. Предложите определить с помощью плана, размещенного на стенде информации в торговом центре, как добраться до любимого магазина вашего чада. Не торопитесь и пробуйте вместе с ребенком пройти по предложенному им маршруту, даже если он не сразу оказался верным.

Наверное, помните, как в школе изучали топографичекие знаки — «лес», «сад», «болото», «железная дорога», «река» и другие? Можно показать их ребенку, а потом попробовать попутешествовать по готовой карте где-нибудь за городом, в сельской местности. Еще интереснее нарисовать такую карту самим во время загородной поездки.

Собственно говоря, а зачем нам непременно стандартные топографические знаки? Мы можем придумать и свою систему условных обозначений объектов на местности, зарисовать ее и теперь придумывать свои карты близлежащих дворов. Вечером можно предложить папе определить, какой из дворов вашей округи вы изобразили (предварительно, познакомив его с вашими условными обозначениями, конечно). И, наконец, прячем «клад» (красивый камушек, например) в потайном дупле старой яблони, наносим его на карту. И играем в «Остров сокровищ»!

Наш дом — Земля

Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей — помочь крохе осознать, что каждый человек (в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего познакомьте кроху с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: «У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения». Можете вместе с малышом нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хоть чуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, так ее видят космонавты из далекого космоса. Вот такой же крошечной, будто мячик.

Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется, пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся «домой»?

Путешествуем

Способ, конечно, самый дорогостоящий, но и один из самых запоминающихся и приятных. Так или иначе, но сегодня многие семьи могут позволить себе куда-то выехать в отпуске. Отправляясь в другой город или страну, заранее определите ее географическое положение (те же широту и долготу). Обсудите, почему погода там отличается от погоды в вашем городе? Какие растения растут, какие животные водятся? Что там может быть особенно интересным, а что — опасным?

Соберите в отпуске гербарий, подписывая названия растений. Привезите домой красивые камушки, ракушки, желуди, орехи и т.д. Эти мелочи — не только приятные воспоминания и материал для поделок, но и еще один повод задуматься над загадками природы: почему в ракушке шумит море, а листья разных растений так не похожи друг на друга?

Школьники могут по итогам поездки сделать электронную презентацию, куда выберут самые необычные снимки и факты. По крайней мере, у нас в школе такие презентации на уроках окружающего мира очень приветствуются.

Наглядная подача информации

Ребенку нужно купить глобус и большую цветную географическую карту. Рассматривайте вместе эти интересные предметы. Сначала малыш познакомится с формой нашей планеты – она круглая.

Потом начнет рассматривать цвета. Расскажите ему, что синий цвет – это вода океанов, морей, рек, озер. Все остальные цвета – это суша. Если изучаете страны, нужна политическая карта.

Распечатайте на черно-белом принтере флаги государств и раскрашивайте вместе, прикрепляя потом к карте там, где находится страна флага. Помимо глобуса и карты, можно найти много детских журналов, книжек и игр с элементами обучения географии.

Где живет Карлсон

Чем раньше в комнате малыша появится географическая карта, тем лучше. Не стоит думать, что малыш ничего не поймет и не запомнит

Достаточно лишь время от времени обращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами

А разнообразная детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события. Для подобных игр удобнее всего, если карта висит прямо над детской кроватью. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину — Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Малыши очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий. А «развивающую» карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочными героями. Например, наклейку с героями мультфильма «Мадагаскар» поместим возле одноименного острова. А заодно найдем в энциклопедии и прочитаем вместе с малышом об этом острове что-нибудь интересное. И не забудем проследить путь зебры Марти и ее друзей от Нью-Йорка до Мадагаскара. Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, вместе с крохой наклеивайте их на карту. Подобные игры принесут крохе несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение.

Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны. Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда малыш немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на карте все места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте «Беда». А еще лучше, отмечайте карандашом его путь прямо по карте. Вообще, возьмите себе за правило обращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких-то географических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей. Это поможет малышу запомнить множество полезных сведений, научит пользоваться картой. И все это практически без усилий, как бы само собой.

Сказочная история

С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.

В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.

Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.

Как обучать дошкольника истории и географии

  • Карточки с изображением героев, предметов, событий;
  • Книги, содержащие сказки и рассказы об изучаемом предмете;
  • Карты, глобус, интерактивные пособия;
  • Природные материалы;
  • Предметы для творчества;
  • Дидактические игры для изучения эпох.
  • дидактическая игра. Легко рассказать во время игры об особенностях выбранного времени или географической области. Попробуйте поиграть в поездку. Предложите выбрать транспорт, на котором вы отправитесь в путешествие. Создав атмосферу расскажите крохе:
    • об историческом событии (путешествие во времени);
    • про животный и растительный мир (поездка в определенную страну);
    • о климате, ландшафта;
    • об особенностях нарядов, манере общения, устройстве быта.
  • прогулки по городу или поселению. Изучите истории родного края, рассказывая о зданиях, местах, людях, построивших ваш населенный пункт. Поясните названия улиц, рек, других природных объектов;
  • археологические раскопки в песочнице. Дети с удовольствием ищут спрятанные клады и слушают об их происхождении;
  • чтение книг. Через иллюстрированные подобранные по возрасту энциклопедии, сборники сказок и рассказов можно изучить много полезного материала из разных областей истории и географии;
  • путешествия и походы. Организуйте выезд или поход в лес, к водоему и по дороге изучайте местность, ее особенности;
  • мультфильмы, обучающие видео, интерактивные методички для дошкольников по выбранной тематике. Создано большое количество разнообразного материала доступного в сети Интернет для изучения. Если тема сложно поддается, то благодаря этому виду методических пособий легко достигнуть результата;
  • рассказ по ходу изучения других знаний. Мы часто сталкиваемся с вещами и событиями, которые затрагивают различные исторические или географические знания. Заметив название страны в сказке, предметы по дороге, необычное растение в лесу и т.д., воспользуйтесь моментом. Предложите карапузу изучить предмет или слово: найти страну на карте, послушать, как люди додумались создать предмет, в каком климате растут такие растения. Старайтесь использовать максимальное количество возможностей расширить кругозор малыша.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector