Как выбрать букварь для обучения дошкольника чтению

Содержание:

«Букварь-читайка» В. Федиенко

Интересным изданием является «Букварь-читайка» В. Федиенко, предназначенное для детей 4-6 лет. Все будет зависеть от подготовленности ребенка. Книга интересна своей разноплановостью. Кроме представлений о звуках, буквах, ударении, слогах, словах, предложениях в букваре есть начальные сведения о планете Земля, космических объектах и так далее.

Почти на каждом развороте букваря есть методические рекомендации, помогающие при работе с учебным материалом, интересные развивающие игры для любознательных малышей.

Бесспорным достоинством «Букваря-читайки» является большой шрифт. Причем, наиболее крупный он в первой части. Именно там происходит обучение соединению букв в слоги и чтение первых слов.

В книге много веселых стишков, любимых детьми загадок, занимательных рисунков, которые гармонично дополняют содержание

Букварь ярко и красочно оформлен, его приятно взять в руки, что очень важно для первого учебника ребенка

От чего зависит выбор букваря

1. От возраста ребёнка. Чем он младше, тем проще и нагляднее букварь. Допускается до 3 лет учить отдельно алфавит, а потом только начинать складывать буквы в слоги. Нужно смотреть на очерёдность букв в букваре.

2. От выбранной методики обучения чтению. Например, есть буквари, построенные на методике Домана. По ней дети учатся читать целыми словами. В детских садах детей обучают аналитико-синтетическим методом. На нём построено большинство букварей.

Рекомендуется предоставить ребёнку возможность самому выбрать свой первый букварь.

Занятия по букварю в дальнейшем нужно разбавить другими развивающими пособиями для изучения алфавита. Ребёнок должен получать информацию из разных источников разными методами.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Буквы, алфавит» также читают

«Букварь для дошкольников» М. Л. Кусова

«Букварь для дошкольников» М. Л. Кусовой, составленный с учетом развития речи и психики детей, рассчитан на коллективную работу ребенка и взрослого. Книга помогает малышу знакомиться с буквами, а затем без особых трудностей научиться читать. В букваре много различных логических заданий, которые способствуют развитию мышления.

Целью такого учебника является, прежде всего, знакомство с правильным принципом чтения – по слогам. Вместе с этим формируется представление о главных языковых единицах. Все это нацелено на привитие интереса к познанию нового, что дает учеба.

Изложение материала построено так, что ребенок постепенно переходит от устной речи к письменной, понимая, что последняя (новая для него) является способом передачи звучащей речи определенным набором знаков (фишек, букв).

Чтение же озвучивает данные знаки. Это соответствует жизненному опыту ребенка, ведь детские рисунки – это практически всегда рассказ о том, что он увидел или услышал.

Данный букварь, начиная с яркой обложки с изображением Карлсона и любимых игрушек, привлекает внимание ребенка

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое

Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

Полезные советы

Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

  1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
  2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
  3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
  4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
  5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
  6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.

    На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.

  7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.

Игры

Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.

Игры на изучение букв

  • Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим.
    Используйте раскраски, готовьте трафареты сами.
  • Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
  • Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
  • Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

На развитие навыка чтения

Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить

Развивается внимание, зрительная память.
Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах

Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

Букварь – книга для обучения грамоте

Первый русский букварь появился в 1634 году. Его автор – Василий Бурцев. Создатель русской письменности Иван Фёдоров до этого также написал книгу для обучения грамоте. Она не была названа букварём, поэтому официальная дата появления первого букваря – 1634 год.

К.Д. Ушинский создал букварь по аналитико-синтетическому методу обучения чтению. Его учебник не раз редактировали и усовершенствовали. С тех пор книга для обучения грамоте претерпела множество изменений. В настоящее время выпускаются буквари даже для двухлетних детей. Букварю часто противопоставляют азбуку.

Азбука предполагает изучение алфавита. В ней нет текстов для чтения.

Буквари для детей до 5 лет могут различаться в зависимости от методики обучения. В ассортименте имеется богатый выбор книг для обучения чтению.

Важно! Перед покупкой рекомендуется полистать букварь и прочитать методические рекомендации.

Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.

Причины плохой техники чтения

Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.

Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов. Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном

Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.

Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.

Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)

Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Когда ребенку нужен букварь?

Мы разобрались, что такое букварь, чем он отличается от азбуки, и теперь стало ясно: именно это пособие сможет научить ребенка читать. А в каком возрасте знакомить дошкольника с букварем?

Возраст от 4 до 6 лет считается оптимальным для обучения чтению. Это вовсе не означает, что нельзя познакомить с буквами или научить читать ребенка младше. Просто большинство детей воспринимают буквы и понимают их суть только после 4 лет. Другие же к 4 годам успешно читают по слогам.

Букварь полезен для детей любого возраста, если он выбран правильно. Пользу от знакомства дошкольника с этой книгой сложно переоценить:

  • запоминание внешнего образа буквы и произношения звука;
  • формирование связи «буква — картинка», так как в дошкольном возрасте дети мыслят образами, а не словами или понятиями;
  • зрительное запоминание слогов, а не только отдельных букв;
  • понимание текста, прочитанного вслух самим ребенком.

Букварь – это не алфавит с картинками, а продуманное пособие по обучению чтению, разработанное с учетом возрастных особенностей.

Что это за книга?

Часто букварь ставят на одну ступень с азбукой, но это неверно. Эти пособия отличаются исполнением и выполняют разные функции.

Азбука – это собрание букв в алфавитном порядке, по которому можно выучить начертание и название букв, а также произношение звуков. По сути, это алфавит, иллюстрированный картинками. Азбука издается в виде книг, плакатов, бывает также «говорящая азбука» — звуковой плакат с динамиком и кнопками.

Букварь – это тоже собрание букв, но буквы могут идти не по алфавиту. Помимо знакомства ребенка с буквами и звуками, основное назначение букваря — научить дошкольника читать и понимать смысл прочитанного.

Основные требования к букварю

1. На каждую букву представлены реалистичные яркие картинки.

2. Буквы расположены не в алфавитном порядке, а в порядке последовательности изучения (от простых звуков к сложным или по частотности).

3. Крупный шрифт, который удобно читать детям.

Чем младше дошкольник, тем крупнее шрифт.

4. Слоги разделены чёрточками. Это нужно для облегчения восприятия.

5. Представлены тематические картинки для развития устной речи.

6. Высокое качество бумаги и обложки. Букварь будет активно эксплуатироваться в процессе обучения чтению. Лучше, если он выполнен из качественной плотной бумаги.

Для младших дошкольников подойдёт букварь в картинках. В нём основная часть – картинки. Эти буквари можно рассматривать с малышами ещё до обучения буквам – для первичного восприятия.

Букварь надо выбирать в соответствии с возрастом ребёнка.

Лучшие детские игры

  • Король Воришек
    4.75
  • НАБОР РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 3D
    4.82
  • Улитка Боб 5
    4.77
  • Красный шар 5
    4.85
  • АМ НЯМ:Перережь веревку
    4.71
  • ЛУНТИК: АЛФАВИТ
    4.71
  • Раскраска мелом
    4.71

Игры для Детей
Логические игры
Для 3 лет
Для 4 лет
Для 5 лет
Для 6 лет
Для 7 лет

Лабиринты

Игры свинка пеппа
Конфеты
Котенок Бубу

МиМишки
три кота

Главная

Развивающие игры для малышей
Дошкольникам
Познавательные для Детей
Пианино
Пазлы
Пазлы для Девочек

На память и внимание

Математика игры

Для детей 8-9-10-11-12 лет

Рисовалки
Азбука

Барбоскины

Игры для детей 5-6 лет

Игры Лунтик

Игры Смешарики
МУЛЬТИКИ
Раскраски

Раскраски для Девочек
Раскраски для Мальчиков

Игры Маша и медведь

Фиксики
Шарлотта Земляничка

Животные

Игры по персонажам

Тачки

Миньоны

Камазы

Защита башни

Игры Пони
Игры Уход за Животными

Улитка Боб
Смурфики
Лего

Кошка Анжела

Спанч Боб

Игры Пузыри

Говорящий кот Том
Крокодильчик Свомпи
Развивающие детские игры

Angry birds
Шоу Дельфинов
Красный шар
Барашек Шон
Король Лев

Игры 3 панды
Игры Ам Ням
Девушки Эквестрии
Щенячий Патруль
Игры Майнкрафт
Фризл Фраз

Даша путешественник
Машина Ест машину
Хелло Китти
Поу
Суши Кот
Марио

Гравити Фолс
Мадагаскар
Вспыш и Чудо Машинки

Девушки Супергерои
Фейри Тейл Хай
Мстители
Доктор Плюшева
Том и Джери
Робокар Поли
Тролли
Золушка
Счастливая Обезьянка

Город Героев

Шиммер и Шайн
Финес и Ферб
Лентяево
Гуппи и Пузырьки
Приветом По Планетам
Как Приручить Дракона
Вселенная Стивена

Русалки
Юные Титаны
Зверополис

Гамбол
София Прекрасная
Рапунцель

Лего Ниндзяго

Наруто
Масяня
Время Приключений

Троллфейс
Соник

Рейнджеры Самураи
Симпсоны
Бакуган
Халк
Ральф
Хлебоутки
Умизуми
Микки Маус
Лило и Стич
Аватар

Сказочный Патруль

ДЛЯ ДЕВОЧЕК НА ДВОИХ

Другие игры

Мини игры
Шашки
Для Маленьких
Зума
Фруктовый Ниндзя

Логические
Головоломки

про Новый Год

Смешные

Кликеры

Агарио

Игры Офисные
Флеш игры

Роботы

Драки

плохое мороженое

Еще игры для мальчиков
Слендермен
Парковка

Страшные
Трансформеры
ПОГРУЗЧИК
БЕН 10
Стикмен

Бильярд

Бродилки
Бешеная Бабка
Войнушки

Найди отличия

Прикольные

для Мальчиков 8 лет»
для Мальчиков 9 лет
Стратегии

Метание Ножей
РЫБАЛКА
Спортивные

Еще игры для девочек
Эвер Афтер Хай
Поцелуи
Бродилки Девочкам
Тесты

Аниме
Пицца

Ресторан
Уборка

Школа
Хейзел
Магазин
для Девочек 10 лет
Кошки
Собаки

Танцы
Для девочек 4-5-6-7-8 лет
Для мальчиков 4-5-6-7 лет

РАСКРАСКИ
Для 2 лет

Детям 1-2 года

Для детей 2-3 лет

для Девочек 8 лет
для Девочек 9 лет

Мода

Лошади
Покемоны

Одевалки
БРОДИЛКИ
ГОТОВИМ ЕДУ

На ноутбук

«Букварь для будущих отличников» О. С. Жукова

Особенной популярностью среди детей и родителей пользуется «Букварь для будущих отличников» О. С. Жуковой, стоящий особняком среди аналогичных изданий. Он является итогом двадцатилетнего труда одаренного педагога, настоящего знатока детского развития.

В этом букваре традиционные методики сочетаются с оригинальными авторскими находками, что дает невероятные результаты.

С помощью этой книги можно обучать чтению и письму даже малюток, только начинающих разговаривать. И что интересно: малыши в восторге от такого обучения. Согласитесь, что желание ребенка следует активно поддерживать. Удовольствие, судя по отзывам, получают и взрослые, и дети. Этому способствуют веселые иллюстрации, незамысловатые, но интересные рассказы. Это настоящее обучение с увлечением.

Первый букварь для ребенка – очень важная книга, к выбору которой нужно подходить с большой ответственностью. Ведь от нее, в частности, зависит, будет ли ребенку доставлять радость процесс обучения.

Букварь – книга для обучения грамоте

Первый русский букварь появился в 1634 году. Его автор – Василий Бурцев. Создатель русской письменности Иван Фёдоров до этого также написал книгу для обучения грамоте. Она не была названа букварём, поэтому официальная дата появления первого букваря – 1634 год.

К.Д. Ушинский создал букварь по аналитико-синтетическому методу обучения чтению. Его учебник не раз редактировали и усовершенствовали. С тех пор книга для обучения грамоте претерпела множество изменений. В настоящее время выпускаются буквари даже для двухлетних детей. Букварю часто противопоставляют азбуку.

Азбука предполагает изучение алфавита. В ней нет текстов для чтения.

Буквари для детей до 5 лет могут различаться в зависимости от методики обучения. В ассортименте имеется богатый выбор книг для обучения чтению.

Важно! Перед покупкой рекомендуется полистать букварь и прочитать методические рекомендации.

Основные требования к букварю

1. На каждую букву представлены реалистичные яркие картинки.

2. Буквы расположены не в алфавитном порядке, а в порядке последовательности изучения (от простых звуков к сложным или по частотности).

3. Крупный шрифт, который удобно читать детям.

Чем младше дошкольник, тем крупнее шрифт.

4. Слоги разделены чёрточками. Это нужно для облегчения восприятия.

5. Представлены тематические картинки для развития устной речи.

6. Высокое качество бумаги и обложки. Букварь будет активно эксплуатироваться в процессе обучения чтению. Лучше, если он выполнен из качественной плотной бумаги.

Для младших дошкольников подойдёт букварь в картинках. В нём основная часть – картинки. Эти буквари можно рассматривать с малышами ещё до обучения буквам – для первичного восприятия.

Букварь надо выбирать в соответствии с возрастом ребёнка.

Историческая справка

Первой печатной книгой для обучения чтению был вовсе не букварь. Это была азбука, а появилась она во времена Ивана Грозного. В 1574 году русский печатник Иван Федоров, вынужденный уехать из Московии во Львов (тогда еще на территории Польши), напечатал первую восточнославянскую азбуку. Сегодня в мире есть один экземпляр этой книги, который хранится в библиотеке Гарвардского университета (США).

Первая в мире книга с названием «Букварь» была издана в 1618 году в Великом княжестве Литовском. В 1634 году московским печатником был напечатан «Букварь языка Словенска». Буквари с тех пор составлялись по буквослагательному методу.

В 1864 году великий русский педагог К.Д. Ушинский ввел азбуку, построенную на аналитико-синтетическом звуковом методе обучения чтению и письму. Этот метод пришел на смену буквослагательному, но букварь Ушинского впоследствии был неоднократно усовершенствован и переработан.

Обзор известных букварей для дошкольников

Маргарита Львовна Кусова. Букварь для дошкольников

Книга рассчитана на детей до 7 лет. Предполагается совместная работа со взрослым. Работа с букварём начинается с развития устной речи. Сюжетные картинки, по которым ребёнок составляет несколько предложений и отвечает на вопросы. После этого блока начинается обучение буквам. Букварь содержит разнообразные логические задания для развития мышления.

Василий Витальевич Федиенко. Букварь-читайка

Книга рекомендуется для детей от 4 лет. Букварь содержит много интересной дополнительной информации. На каждой странице есть методические рекомендации по работе с материалом. Особого внимания заслуживает подобранный текстовый материал. Это не только стандартные рифмы и предложения, но и весёлые стихотворения, которые очень нравятся детям. Дополнительно представлены занимательные задания и загадки.

Олеся Сергеевна Жукова. Букварь для будущих отличников

Учебная литература этого автора хорошо зарекомендовала себя у родителей, педагогов и воспитателей. Букварь составлен в соответствии со всеми требованиями. Методические рекомендации к каждой странице помогут сориентироваться родителям, как правильно работать с книгой. Отличное качество бумаги, яркие картинки и буквы. Материал начинается с азов обучения грамоте. Постепенно задания усложняются.

Елена Бахтина. Букварь для малышей от 2 до 5

Эта книга подойдёт для самых маленьких. Каждая буква красочно нарисована на всю страницу. Вокруг – картинки, начинающиеся на эту букву. На каждую букву дан стихотворный текст, который читает взрослый. С малышами нужно рассматривать букварь, показывать буквы и картинки, читая при этом стихотворения. Слоги также нарисованы очень крупно и чётко. Буквы стилизованы под картинки. У них есть руки и ноги. Все нацелено на побуждение интереса ребёнка к обучению. На первых страницах даны рекомендации для родителей по работе с книгой. Букварь рассчитан на занятия с дошкольником дома.

Система обучения предполагает, что малыш сначала учит алфавит, а потом начинает складывать буквы в слоги. Эта методика немного отличается от классической, когда процессы идут параллельно. Для малышей 2-3 лет она подходит лучше.

Если ребёнок старше, нужно выбрать букварь по другой методике.

Коллектив авторов: Морозова, Юдина, Пушкарева, Морозов. Мой первый букварь в картинках

Книга основана на визуально-игровой методике.

Букварь ставит целью не только научить ребёнка буквам, но и предупредить возможные речевые нарушения в будущем.

Георгий Юдин. Букварёнок

Автор является художником, он сам нарисовал все картинки. В букваре буквы изучаются отдельно от слогов. Слияние в слоги начинается после того, как дошкольник выучит весь алфавит. Букварь переиздавался много раз. По этому букварю дети хорошо развивают ассоциативное мышление. Каждая буква нарисована в виде предмета, который с неё начинается. Буква А – это акробат, буква М – молния и т. д. В книге содержится много занимательной информации, которую можно читать малышу.

Юлия Клименкова. Букварь – пропись для дошкольников

В пособии сочетаются обучение буквам и обучение письму. Дети, не умеющие читать, могут тоже обводить буквы. Это будет способствовать запоминанию и развитию мелкой моторики. Те, кто уже знает буквы и умеет читать, обучаются именно письму.

Коллектив авторов: Соболев, Агафонов, Агафонова. Новый букварь для дошкольников и первоклассников

Букварь хорошо развивает творческие способности детей. Он отличается от традиционных букварей. Материал построен так, что в словах вдруг появляется незнакомая буква. Каждой букве уделено несколько страниц. Предлагается большое количество игр с буквами. В этом букваре нет привычного чтения по слогам.

Книга подойдёт как дополнительная, поскольку не все родители и дети привыкают к такому формату.

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись

Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Первый букварь для ребенка

Выбирая первое учебное пособие для ребенка, обратите внимание на трудности произношения звуков. Чаще всего это касается Р, Л, Ж, Ш

Если таковые имеются, то поищите букварь, в котором данные звуки располагаются в конце книги.

Это позволяет не произносить неправильно данные звуки и дает возможность обратиться к ним позже, когда ребенок будет их верно выговаривать.

Большое значение имеет художественное оформление букваря, которое безусловно должно быть красочно иллюстрированным, привлекающим внимание. Крупный, легко читаемый шрифт, понятные и логичные картинки – важные составляющие обучающей книги

Первый букварь должен понравиться ребенку, тогда и обучение чтению будет в радость и ему, и взрослым, которые причастны к процессу обучения чтению.

От чего зависит выбор букваря

1. От возраста ребёнка. Чем он младше, тем проще и нагляднее букварь. Допускается до 3 лет учить отдельно алфавит, а потом только начинать складывать буквы в слоги. Нужно смотреть на очерёдность букв в букваре.

2. От выбранной методики обучения чтению. Например, есть буквари, построенные на методике Домана. По ней дети учатся читать целыми словами. В детских садах детей обучают аналитико-синтетическим методом. На нём построено большинство букварей.

Рекомендуется предоставить ребёнку возможность самому выбрать свой первый букварь.

Занятия по букварю в дальнейшем нужно разбавить другими развивающими пособиями для изучения алфавита. Ребёнок должен получать информацию из разных источников разными методами.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Буквы, алфавит» также читают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector