Конспект оод по обучению грамоте в подготовительной группе «звуки [н] и [н’], буква н»

Ход образовательной деятельности:

1. Ребята, здравствуйте

Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

2. Орг. момент

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

3. Ребята, у нас с вами сегодня необычный день. К нам в гости пришла принцесса, зовут ее Ната. Но сейчас она очень расстроена. Ната несла вам подарки в необычном чемоданчике, но пока она шла к нам в детский сад, забыла каким ключом можно открыть этот чемоданчик. Поможем Нате найти нужный ключ? (Ответы детей). Чтобы узнать какой ключ подходит, нам нужно выполнить задания. Вы хотите помочь принцессе выполнить задания? (ответы детей).

4. Предлагаю вам сначала размяться и подготовиться к трудным заданиям Наты. Будем с вами «боксировать». Внимательно слушайте и повторяйте за мной,четко произнося слоги: НА-НО-НУ-НЫ-НЭ.

5. «Сядет первым тот…»

— Ребята, предлагаю вам сесть за стол, но первым на место сядет тот,кто продолжит предложение:

произносим и слышим мы (звуки)

читаем и пишем? (буквы)

какой первый звук в слове Ната? ()

-Правильно!

6. «Поймай звук».

— Ребята, нам с вами нужно поймать звук . Я буду произносить разные звуки, слоги, а вы, когда услышите звук хлопните в ладоши. (Дети выполняют задание). Предлагаемые звуки: Д-К-Н-С-Т-П-Н-Л-Н*Предлагаемые слоги: ОН- ЛА- НУ- ДЫ- ТО- АМ- НЫ и т. д.

— Молодцы, вы поймали все звуки .

7. «Звук »

— А какой этот звук? Давайте расскажем Нате все, что мы можем знать об этом звуке. Произнесите звук перед зеркалом. У этого звука есть преграда, значит как он называется? (согласный). Его мы произносим твердо или мягко? (твердо). Выставить маркер твердого согласного звука. А как мы его произносим звонко или тихо? (звонко)

Звук — согласный, звонкий, твердый. Никита (Олеся, Соня, Катя.) – расскажите какой звук ? (Дети описывают)

Молодцы. Правильно!

6. «Найди звук!»

— В конверте картинки. Как вы думаете, какой звук мы с вами будем искать? — Звук .

— Правильно. Нужно выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук . (Дети выполняют задание, прикрепляя к доске правильно выбранные картинки).

7. «Звуковой поезд»

— Для этого задания нам с вами нужно подойти к доске. Что вы видите?

— Поезд.

— Все правильно это «звуковой» поезд.Поезд состоит из трех частей: есть начало, середина и конец. Так же как и в слове есть начало слова, середина слова и конец слова. Я буду называть слова, а ваша задача определить, где же спрятался звук в начале слова, в середине слова или в конце слова. И складывать синий круг в нужный кармашек. (Дети выполняют задание. Вкладывая в нужные кармашки символ звука )

8. Физкультминутка. «Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (Поднимание плеч)

Наша детвора?

Вот закончена игра, нам на стульчики пора.

9. Разрезные картинки с буквой Н.

Ребята, следующее задание для вас – собрать картинку. Что у вас получилось? (ответы детей)

Вы собрали букву Н. В алфавите ее произносят ЭН, а при чтении мы произносим звук .

Посмотрите, из каких элементов состоит буква Н. (состоит из трёх элементов.)

У вас на столе лежат счётные палочки, выложите из них букву Н (дети выкладывают букву Н).

10. Упражнение «Составь слог».

Перед вами лежат буквы. Я буду произносить слог, а вы попробуйте составить из этих букв слоги. НА-НО-НУ-НЫ-НЭ-ОН-УН-АН

Молодцы!

11. «Составь слово – составь схему»

Предлагаю перейти к самому сложному заданию. Давайте из букв составим слова.

Посмотрите на картинку. Что это?

— Нос.

Выложите на столе слово нос. Какая первая буква, вторая третья? А теперь под словом составим его схему (дети выполняют задание). Молодцы! Предлагаю еще одно слово- Ната. Так зовут нашу гостью. (дети выполняют задание).

Молодцы, ребята!

12. «Пластилиновая буква»

Ната предлагает написать букву Н пластилином. (Дети выполняют задание).

Итог.

Ребята, какой новый звук мы сегодня с вами узнали?

А с какой буквой познакомились?

Посмотрите теперь на ключи и догадайтесь, каким ключом мы сможем открыть дверь?

На какую букву похож этот ключ? (ответы детей)

А какие задания показались трудными?

Список имен на букву Н

Женские

Наала — сердечная
Набат — леденец
Навишта — записанная
Надежда — Надежная
Надежда (стар., слав.) — «надежда»
Надежда  — надежда
Наджия —  наперсница
Надира — редкая
Надия —  надежда
Надия (нар., от Надежда) — «надежда»
Назира  — веселая, цветущая
Назифа  — чистая, прямая
Наиля — добивающаяся
Наима — мир
Наима  — счастливая, богатая, спокойная
Наира — свободная
Найля  — получающая, достигающая своего; полезная; дар, подарок
Найрият  — освещающая, сияющая, испускающая свет
Накраса — Самая красивая
Нана — нежная
Наоми — приятная
Нара — довольная
Наргиз (Наргиза) — нарцисс
Наргиза  — способная преодолеть пламя
Наре — от названия древнего армянского селения Нарек
Нарима  — глубокоуважаемая, изящная, красивая, прелестная
Нарине — cветлая
Нармин — мягкая
Нарспи — красивая девушка
Нарчиса — нарцисс
Нарыйаана — нежная
Насима  — обаятельная, миловидная, мягкосердечная
Настасья — Статная
Настасья (нар., от Анастасия) — воскресшая
Натали — родная
Наталья / Наталия — родная
Наталья  — родная
Нателла — светлячок
Нативидади — Рождество
Натия — родная. См. Наталья
Нафиса  — изящная, красивая, знатная
Нафица — черноглазая
Нафын — светлая
Нацуко — летний ребенок
Наэма — поразительная
Наэр — змея
Нева — от названия реки
Невена — сербское название растения календула
Невия — родимое пятно
Негомила — Нежная и милая
Негомира — Нежная и мирная
Негослава — Нежная и славная
Нежана — Нежная
Неждана — нежданный ребенок
Неждана — Нежданная
Незвана — Незванная
Нела — правительница
Нелли — молодая
Нелли  — светлая
Нельг(д)а — Счастливая
Нелюба — нелюбимая
Ненагляда — Ненаглядная
Ненила — Нянька
Неонила — принципиальная
Несмеяна — грустная
Несса — горностай
Нехир — река, течение
Ниа — целеустремленная
Нив — святая
Нигара  — симпатичная, миловидная, привлекательная, красивая
Нигиг — выдра
Нигора — возлюбленная
Нигяр — красивая, верная
Низора — блеск
Ника — «богиня победы». Имя появилось от Богини победы Ники Самофракийской жившей в древней Греции.
Ники — победа
Никол — победительница народов
Николина — победительница народов
Николь  — победительница народов
Нилам — сапфир
Нилуфар — лотос
Нина — правительница
Нинг — спокойствие
Нинель — “Ленин” наоборот
Нино — от имени ассирийской богини плодородия Нин
Ноа — шатающаяся
Нова — бабочка
Новелла — новая
Новожея — Новый житель
Ноган — зеленая
Ноо — четвертая
Нора — милость. См. Элеонора
Ноябрина — рожденная в ноябре
Нояна — княгиня
Нуо — изящная
Нура — известняк
Нурай —  яркая луна
Нурания  — светлая, освещающая
Нурия — светящаяся
Нурсида  — молодой свет
Нурсия  — светлая, любимая
Нэле — молодая. См. Нэлли
Нюргуяна — подснежник

Мужские

Наби — пророк
Нага — достойный
Наганигабо — стоящий впереди
Нагим — живущий в достатке
Надир — редкий
Назар  — посвятивший себя Господу
Назар, Назарий — посвященный Богу
Назарий — посвященный Богу
Назим — строитель
Наиль  — приобретающий
Найджел — облако
Накар — черноглазый
Нану —  ребенок
Наоки — честное дерево
Наран — солнце
Нарек — от названия древнего армянского селения Нарек
Наримон — сильный духом
Насиф — справедливый
Натан — данный Богом
Наум — утешение
Нафтали — борящийся
Нахо — светлоглазый
Нейдуни — звезда
Нейт — Данный Богом
Нейтон — данный, подаренный
Нектарий — нектар
Неман — название реки
Неманя — не имеющий
Ненад — ненадобный, ненужный
Нео — подарок
Неон — блистающий
Неонил — принципиальный
Нестор — от «ностео»
Нианзу — думающий о предках
Нивен — святой
Никазий — побеждать
Никандр — победитель мужчин
Никанор — увидевший победу
Никита — побеждать
Никитас — победитель
Никифор — победоносец
Никифорос — победоносный
Никлас — победитель народов
Никодим — победа + страна
Никола — победитель народов
Николай — победа народа
Николаос — завоеватель
Николас — завоеватель
Николоз — завоеватель
Николя — победитель народов
Никон — Победоносец
Никос — завоеватель
Никхил — целый
Нил — от названия реки Нил
Нильс — победитель народов
Нифонт — разумный, рассудительный
Ноа (Ной) — умиротворяющий, успокаивающий. См. Ной
Ноам — приятный
Ноах — спокойный
Нобу —  вера
Нобуо — преданный
Новомир — новый мир
Нодир — редкостный
Нолан — победитель, чемпион
Номин — изумруд
Норд — север(ный)
Нохай — собака
Ноэ — покой
Нурасыл — светлый и драгоценный
Нурдин — свет веры
Нурислам — луч ислама
Нурлан — сверкающий
Нурсил — поток лучей
Нурсултан — свет султана
Нуто — огонь
Ньургун — самый лучший
Нэф — светлый
Ня — второй
Нягоэ — нежность

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж
 З  И  Й  К  Л  М  Н
 О  П  Р  С  Т  У  Ф
 Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 39,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Страница 48,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 28,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 103,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 108,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 28,
Полякова, Учебник

Упражнение 29,
Полякова, Учебник

Упражнение 30,
Полякова, Учебник

Упражнение 15,
Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 108,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 121,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 113,
Полякова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 90,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 9,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 264,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 27,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 31,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 18,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 32,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 313,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Автоматизация звука [Х] в середине слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:   

Уха          муха            папаха              эпоха 

ольха      пряха           помеха              рубаха 

засуха     мачеха         неряха              стряпуха             черепаха

хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта

Проговаривать слова по 2-3 раза.  При затруднениях —  произносить слова по слогам.

веха           бу-хан-ка            ахать            охапка

муха           махать                папаха         охота

уха             макуха                утеха           о-хот-ник

Михей        отдыхать             помеха         ма-хо-вик

Всегда объясняем все непонятные слова!

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» — счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха

Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух 

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:   

охать             сахар               махал               знахарь 

лихач             пахнет             ухабы               буханка                 шахматы 

ухо                уход                 сухо             охота 

поход            хохот                пехота         тихоня 

охотник        ледоход            вездеход       тихоход 

яхта          бухта              вахта         пихта 

тахта         шахта             кухня         вихрь 

Проговаривать слова по 2-3 раза:

махнуть            бухта           пухнуть         от-дох-нуть

тахта                вахта           пыхтеть         хвоя

пихта               хохма           яхта              хвост

Автоматизация звука [Х] в предложениях

Упражнение «Исправь предложение». Послушай предложение и скажи его правильно.

Хомяк духовка под пыхтит.                       Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.

дети ходят хоккей на — …

петух около сидит лопух — …

охотники пошли на охота — ..

Закончить предложения словом «петух» или «муха».

На банке сидит … (муха).                  В окно влетела … .

На заборе сидит … (петух).               Около дома гуляет ….

Громко кукарекает ….                       Петя на тарелке  увидел …

Вика рисует ….                                 Красивый гребень у ….

Предложения со звуками Х и Х». Повторять и запоминать.

Хата без хозяина.                     Ахнуло эхо.                            На грядках сеют горох.

Горох сахарный.                      В бухту вошёл пароход.          Охотник поехал на охоту.

Я ел ореховую халву.               Муха – горюха села на ухо.    Я купил буханку хлеба.

Михаил идёт в поход.               Михаил отдыхает.                  Хозяйка хочет приготовить уху.

Хитрая лиса охотится на петуха.                                           Духи хорошо пахнут.

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох).

На грядках сеют (горох).

По утрам поет (петух).

В воздухе летает тополиный (пух).

В квартире большая, уютная (кухня).

Машина дала обратный (ход).

Дети перестали шуметь, стало (тихо).

Стадо пасёт (пастух). 

Фразы со звуками , :

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на меня,повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре

Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Немое кино» мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки — догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки)- дети их озвучивают: а, у, о, и, ы.

Логопед: Ребята, какие это звуки?

Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии? (м, мь)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Знакомство со звуками «Н», «Нь». Характеристика звука.

Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки):

Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)

Ребята отгадайте 2-ю загадку:

Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)

Логопед: А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)

Логопед: Можно пропеть звук Н? Что участвует в произнесении звука Н? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)

В слове слон, последний звук Н согласный, твёрдый. А в слове конь — какой последний звук? (Нь). Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.

3. Игра «Какой звук?». Определить твердость и мягкость звуков «Н», «Нь»в словах: нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове, зеленый-мягкий)

4. Звуковой анализ слова кони. Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

5. Знакомство с буквой Н. Показ и рассматривание буквы.

Логопед: На что похожа буква Н? Выкладывание буквы из палочек, спичек, мазаики (на выбор)

5. Чтение слогов.

НА, НО, НУ, НИ, НЫ

АН, ОН, УН, ИН, ЫН

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»

6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24

Задание №4 «Заполни клетки по образцу».

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу».

7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа «Нос».

Логопед: Послушайте интересную информацию о разных носах.

У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие — свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы — трюфели.

Логопед: Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон).

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв — это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев).

8. Итог занятия.

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, в речи часто заменяется на . Это относится к дефекту, так как , приближенное к , считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – , прорубь – ,
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – .

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – .

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

https://youtube.com/watch?v=1fSTYkxOtfo

Обозначение на письме

Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:

  • Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя — , тётя — .
  • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый – , лист – , ни´тки – .
  • Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – , мель – , просьба – .

Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком

Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы

Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: . То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и , .

Историческая справка[править]

Лист азбуки с буквой Н

Происхождение буквыправить

Происхождение кириллической буквы — прописная уставная греческая буква ню (Ν, ν); глаголическую обычно возводят к одному из вариантов строчной курсивной формы этой же буквы. К XIV веку (хотя не повсеместно) перекладина в N-образной кириллической форме буквы Н несколько повернулась против часовой стрелки, и буква приобрела нынешний вид (с которым и вошла в гражданский шрифт, уподобившись латинской H). Поворот перекладины N → Н происходил одновременно с превращением H → И, так что конфликта из-за совпадения двух букв никогда не было; впрочем, в ряде почерков и даже типографских шрифтов различие между ними едва ощутимо. В остальном форма буквы Н была достаточно устойчивой, лишь в босанчице N-образное старое начертание «распрямилось», приобретя прямые углы вместо острых, и стало выглядеть похоже на ґ с верхним клювом столь же длинным, как и нижняя черта.

В диалектическом начертанииправить

Иногда в церковнославянских изданиях (особенно в вязи заголовков) и у южных славян (в стандартном рукописном шрифте сербов и черногорцев) сохраняется старое N-образное начертание.

Старославянская и церковная письменностьправить

В старо- и церковнославянской азбуках используется символьное наименование с соответствующим звучанию начальной буквы в слове «нашь» (ст.-сл.) или «на́шъ» (ц.-сл.). В кириллице является 15-й по счёту, выглядит как и имеет числовое значение 50; в глаголице по счёту 16-я, выглядит как и имеет числовое значение 70.

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими

Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Видео и презентации

Звук и буква Н присутствуют на видео и фото. Также на нашем сайте есть презентация с буквой Н. Презентация может быть использованы, как при обучении дошкольников, так и ребят, посещающих 1 класс.

Варианты презентаций:

  1. 1 вариант
  2. 2 вариант

Интересной для малышей может быть и мультфильм «Азбука малышка». Это видео ролики из серии «Уроки тетушки Совы». «Азбука малышка» представляет буквы в виде одушевленных героев, которые скачут на конях, ходят, бегают, смеются и т.д. Каждой букве в видео «Азбука малышка» соответствует мультфильм, где героем может быть животное или предмет, название которого начинается на эту букву. «Азбука малышка» хорошо нарисована, это красочный и поучительный мультик. Если вашему ребенку приглянулась «Азбука малышка» с комментариями мудрой Совы, обязательно ставьте ему этот мультик раз в день и посвящайте каждый показ отдельной букве. Есть в серии «Азбука малышка» и буква и звук Н.

Такое увлекательное изучение азбуки обязательно приведет ребенка в восторг и позволит быстро добиться результата.

Азбука-Малышка от тетушки Совы

Шишкина Школа

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют непар­ные соглас­ные, в обра­зо­ва­нии кото­рых голо­са боль­ше, чем шума. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через гор­тань и голо­со­вые связ­ки напря­га­ют­ся и виб­ри­ру­ют, то есть в их рож­де­нии участ­ву­ет голос.

Эти зву­ки отли­ча­ют­ся от звон­ких соглас­ных сво­ей осо­бой звуч­но­стью, поэто­му их назва­ли сонор­ны­ми. Это назва­ние вос­хо­дит к латин­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный».

В фор­ми­ро­ва­нии сонор­ных зву­ков шум тоже при­сут­ству­ет, но в мень­шей сте­пе­ни, чем у звон­ких согласных.

Например, воз­дух про­хо­дит через нос и обра­зу­ет зву­ки и , а при смы­ка­нии губ полу­ча­ют­ся зву­ки и .

Если воз­дух встре­ча­ет пре­пят­ствие в виде язы­ка и про­хо­дит в про­ход меж­ду кра­я­ми щёк, то появ­ля­ют­ся зву­ки и .

Кончик язы­ка под­ни­ма­ет­ся к аль­ве­о­лам и дро­жит под выхо­дя­щей стру­ей воз­ду­ха. Тогда рож­да­ют­ся зву­ки и .

Если рас­тя­нуть губы в улыб­ке, а кон­чик язы­ка при­жать к ниж­ним зубам, то про­из­не­сем звук .

Эти все­гда звон­кие зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, не соот­но­сят­ся ни с каки­ми  глу­хи­ми соглас­ны­ми. У них нет фоне­ти­че­ской пары по при­зна­ку глухости/звонкости.

Определение
Звуки , , , , , , , , — это непар­ные согласные.

Между собой они обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

Послушаем, как зву­чат мяг­кие и твер­дые сонор­ные зву­ки в словах:

  • бан­ка — банька;
  • рад — ряд;
  • мыс — миска;
  • лов — лев.

А звук непар­ный по всем характеристикам:

  • непар­ный звонкий;
  • непар­ный мягкий.

Буква «Н»

Веселые стихи

*   *   *Нос сует свой Игорек

То в варенье, то в медок.

Ой, боюсь я, как бы нос

К банке с медом не прирос.

*   *   *

Н – натянутая сетка.

Сетку стойки держат крепко.

Во дворе нам целый день

В бадминтон играть не лень.

*   *   *

Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

В. Степанов

На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

                                            Е. Тарлапан

*   *   *Н– натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

*   *   *

Нина шила маме платье,

Не вставала целый час.

Не годится маме платье,

Но… для куклы в самый раз.

*   *   *

Ниже планку ставлю я,

Прыгай, доченька моя.

Г. Виеру

Пословицы и поговорки

1. Не все то золото, что блестит.

2. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.

3. На ловца и зверь бежит.

4. Ни в сказке сказать, ни пером описать.

5. Нет никакого имущества дороже друга.

Игры

Игра   «Назовите антонимы».

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над),  верхний – (нижний), высушить – (намочить).

Игра  «Подбери слово».

Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).

Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

Игра  «Волшебная цепочка».

1. Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.

2. Как из ночи сделать день?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

Игра  «Доскажи словечко».

– Где купили вы, синьорЭтот красный помидор? Собаки, не троньте верблюда,Для вас это кончится худо:
– Вот невежливый вопрос,Это собственный мой…   (нос).*   *   *

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для…   (нас).

*   *   *

Кто один имеет рог?

Отгадайте! …   (Носорог).

Он ловко дерется с врагамиСвоими большими…   (ногами).*   *   *

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым…  (ножиком).

Игра  «Слоговой аукцион».

1. К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на…   (-сос, -род, -вес).

2. К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но…   (-чи, -жи, -ра).

Игра   «Слоговое лото».

Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

Игра  «Анаграммы».

Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).

Игра «Отгадай слова».

н –                                             – н –

н – –                                          – н – –

н – – –                                       – н – –

н – – – –                                    – н – – – –

н – – – – –                                 – н – – – –

н – – – – – –                              – н – – – – – –

О т в е т : 1. Но, нос, ноша, насос, ноготь, новости.

                2. Дно, снег, жнец, знание, индеец, институт

Игра   «Малышки-коротышки».

Мы – малышки-коротышки,Будем рады, если ты Поразмыслишь и отыщешьИ начала и хвосты.

О т в е т : поднос, носорог, носок, занос, сноска, перенос, разносить, носилки, обносчик и др.

Кроссворд

Прочитайте, что написано в таблице

О т в е т : С новым годом!

О т в е т ы : наука, Наташа, находка, надежда.

Перевертыши

На доме чемодан.     Наган.     На вилах ехал иван.

Нажал кабан на баклажан.

Шарады

С буквой Н,мои друзья,

Ничего не значу я,

Н на С перемените –

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой М –

Я пальто у вас поем.

(Ноль – соль – моль.)

Задачу ты решишь свободно:Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь что угодно.

(Нос – сон.)

Загадки

Если хорошо заточен,Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, рыбу, мясо,

Свеклу, яблоки и масло.

(Нож.)

Наши братья шили платье.

Был царем один из братьев

Он корону надевал,

Но в труде не отставал.

(Наперсток.) Г. Виеру

Мы на них стоим и пляшем,Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут.

Подскажи, как их зовут.

(Ноги.)

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

(Нос.)

Эту толстую игрушкуНе уложишь на подушку.Знать, пример взяла с лошадки:Стоя спать, а не в кроватке!

(Неваляшка.)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.

(Нос.)

У кого днем один глаз,

А ночью – много?

(Небо.) Г. Виеру

Пять ступенек – лесенка.

На ступеньках – песенка.

                               (Ноты.) Т. Белозеров

Есть очень много рогачейВ зоопарке и в лесу.У всех рога на голове,У одного лишь на носу.

(Носорог.)

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Голубая простыня

Весь свет покрывает.

                                              (Небо.)

Развивающие задания

  • Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Н».
  • Раскрасить большую и маленькую буквы ”Н” в синий цвет. Написать маленькую букву “н” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “н”. Обсудить, кто изображён на картинках?
  • На какую букву начинаются все эти слова?
  • Раскрасить картинки,  узнать, кто на ней изображен, вставить букву “Н” в слове ”Незнайка”. Учимся писать букву “Н”- нужно обвести буквы и разноцветными карандашами, а потом найти носкам пары и соединить их линиями между собой.
  • На какую букву начинается слово ”носок”.
  • Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Н” — обводим пунктирные линии.
  • Ищем пять букв «Н» там, где представлены картинки, и раскрашиваем их в синий цвет. (Игра в буквы на внимательность).
  • Помочь Нюше из мультфильма “Смешарики” собрать все буквы ”Н,” обвести аккуратно пунктирные линии, вставить букву “Н” в слове ”Нюша”.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

 Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

 Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

 Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

 Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

 Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector