Спартанское воспитание сегодня

Спартанские девушки

Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.

Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским

За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества

Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.

Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.

Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.

Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют. О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.

Воспитание спартанских мальчиков

Обучение мальчиков заключалось в том, что в них развивали в основном физическую силу. Их забирали у матерей в семилетнем возрасте и помещали в казармах. Детей плохо кормили и одевали. Обувь для спартанских мальчиков была непозволительной роскошью – они ходили босиком. Пищу спартанских детей в современном мире можно назвать помоями. Голодные и постоянно мёрзнущие мальчики промышляли воровством. Кражи поощрялись их воспитателями, так как считалось, что кражи учат будущих воинов скрытности. Если же маленького воришку ловили, то его строго наказывали не за кражу, а за неумение скрываться.

Умение быть незаметным – качество, которое помогает сохранить жизнь во время военных походов. Также поощрялись и драки среди детей. Часто взрослые специально провоцировали их для этого. Дурь из детей выбивали кнутом. Если родитель ребёнка узнавал, что его чадо подверглось порке, то он обязан был выпороть его ещё раз. Баловать и жалеть детей в Спарте было запрещено. Иногда среди мальчиков проводили соревнования. На алтарь богини Артемиды клали небольшой кусочек сыра. Мальчики боролись друг с другом за обладание едой. Взрослые подстёгивали их плетьми при этом. Мужчинам было весело смотреть, как дети в борьбе за сыр калечили друг друга.

Большое внимание уделялось гимнастике, борьбе и владению оружием. Исключая кражи, спартанцам прививали моральные качества

Дети должны были контролировать свой аппетит, уважать старших и своих родителей, стойко переносить страдания и лишения. Постыдным считалась потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Пьянство считалось недопустимым. Но не только военному искусству обучали молодых спартанцев. Жители Спарты очень любили музыку. В свободное время они развивали свои музыкальные навыки. Их песни были о войне и славных подвигах.

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4

Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

Особенности спартанского воспитания

Система спартанского воспитания сложилась в Спарте в VII-III вв. до н.э. Особенности данной системы воспитания связаны с историей государства, которое находилось в тот момент в состоянии постоянной и нескончаемой войны. От других античных государств Спарта отличалась большим военным потенциалом и стабильностью политической системы.

Замечание 1

Цель спартанского воспитания: подготовка сильного, выносливого и мужественного воина.

Основа спартанского воспитания – военная подготовка, воспитание мужчины, основным смыслом жизни которого была война. Все законы и принципы воспитания были рассчитаны на войну. Условия воспитания максимально приближены к военным. Система воспитания предполагала разделение мальчиков и девочек.

Система спартанского воспитания для мальчиков осуществлялась в несколько этапов:

  • 1 Этап. Первые 7 лет дети воспитывались в семье. Однако методы и формы семейного воспитания строго контролировались со стороны государства. Детей нельзя было пеленать, пища должна быть неприхотлива и проста. Пресекалось своенравие, боязнь темноты, одиночества и т.д.
  • 2 Этап. В возрасте от 7 до 15 лет. Дети передавали на обучение государству. На этом этапе детей обучали основам грамоты (письмо и чтению). Основой воспитания выступала физическая подготовка. Детей закаляли, учили драться, жить в общине, быть неприхотливыми в быту и пище, стойко переносить все тяготы и лишения.
  • 3 Этап. В возрасте от 15 до 20 лет в обучение добавляли пение и музыку (в основном пение военных песен, с целью поднятия боевого духа). На этом этапе значительно ужесточались методы физического воспитания. По итогам данного этапа воспитания юношу посвящали в воины.
  • 4 Этап. Заключительный. Молодые люди постепенно приобретали статус полноценных членов спартанского общества.

Целью воспитания девочек была подготовка здоровых, физически сильных и неприхотливых женщин, которые способны воспроизвести на свет крепкое потомство.

Девочки, девушки и женщины были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины. В процессе воспитания девочки помимо усвоения знаний о том, как вести домашнее хозяйство, так же проходили физическую подготовку. Физическое воспитание предусматривало бег, метание копья и диска. Для воспитания боевого духа часто проводились соревнования между девушками, а также между девушками и юношами.

Таким образом, особенностью спартанской системы воспитания является сильный перекос в сторону физической подготовки. Еще одной особенностью можно назвать то, что спартанское воспитание направлено на воспитание воина, весь процесс происходит в условиях, максимально приближенных к военным.

Злым стать легко

Если маленький спартанец оставался жив, то его отдавали обратно в семью. В семилетнем возрасте мальчишек отлучали от родителей, расселяли в самых настоящих воинских казармах. С этого момента жизнь маленького человека менялась на 180 градусов.

Спартанское воспитание заключалось в поощрении насилия и жестокости друг на другом. Дети решали споры с помощью кулаков и жестокого боя. Такое воспитание сказывалось на взрослой жизни человека: среди спартанцев не было мягких, добрых, сочувствующих людей.

Неудивительно, что Спарта не получила дальнейшего развития в мире. Хотя и существовала 700 лет! История доказывает: невозможно сохранить целостным общество, где главной ценностью является армия. В древнегреческом государстве избегали умных людей – философов, ученых, врачей.

Спартанцы умели воевать и собирать дань с покоренных государств, но при этом они не смогли сохранить целостность своего клочка земли. Война сделала их великими, война их и разрушила. Великая Спарта развалилась в результате Ахейской войны и подчинилась Римской империи.

2.4 Тоталитарная нравственность

Однако в этом солдатском образовании нравственной подготовке придавалось не меньше значения, чем технической. Спартанское образование целиком направлено на формирование характера по совершенно определенной модели, той самой, которую на глазах у нас, в Европе XX века, вновь вызвало к жизни во всем ее диком и бесчеловечном величии воскрешение тоталитарного идеала.

Все приносится в жертву интересам национальной общности: это идеал патриотизма, преданности государству не на жизнь, а на смерть. И поскольку единственным критерием добра является интерес государства, справедливым оказывается только то, что служит возвышению Спарты. Поэтому в международных отношениях макиавеллизм становится правилом. И в особенности в IV веке спартанские полководцы дадут тому скандальные примеры; ввиду этого молодежь тщательнейшим образом приучают к скрытности, обману и воровству.

Что до внутренней политики, развивать стараются чувство коллективизма и дух повиновения. «Ликург, — пишет Плутарх , — приучал граждан не желать и даже не уметь жить поодиночке, но быть всегда, словно пчелы, объединенными вокруг своих предводителей для общего блага» . В самом деле, основная и почти единственная добродетель гражданина тоталитарного государства— послушание; ребенка приучают к нему с особым тщанием: он никогда не бывает предоставлен самому себе, без присмотра старшего, он обязан повиноваться всем, кто стоит выше него в иерархии, от маленького до педонома (которому закон придает «розгоносцев» готовых исполнить его приговор) и просто всякому взрослому гражданину, который попадется ему навстречу.

Такая гражданская нравственность, состоящая в преданности родине и повиновении законам, воспитывается в суровой, аскетической атмосфере, равно характерной и для Спарты, и для современных государств, пошедших по ее пути: спартанская доблесть требует «суровой атмосферы», как говаривал Муссолини, — в ней есть явное пуританство, отказ от культуры и ее радостей . Спартанский воспитатель стремится сделать ребенка выносливым к боли, он требует от него, особенно после двенадцати лет, сурового образа жизни, в котором нарастают элементы жестокости и варварства.

Плохо одетый, с обритой непокрытой головой, босой, ребенок спит на подстилке из камыша, растущего у берегов Эврота, которую зимой устилают пухом чертополоха. Кормят его плохо в расчете на то, что он воровством пополнит свой рацион.

В ребенке развивают мужество и воинственность, приучая его к побоям. Поэтому такую роль играют потасовки между шайками мальчишек в Платановой роще и у жертвенника Орфии. При этом воспитательная ценность раздора, которой дорожила древняя рыцарская этика, понималась в самом прямом и грубом смысле. Этим обусловлена и роль криптий, которые изначально были не столько террористической вылазкой против илотов, сколько полевыми учениями, имевшими целью приучить будущего солдата к войне и разбою.

Спартанская система физического воспитания

Определение 1

Воспитание — это целенаправленный процесс по передаче подрастающему поколению накопленного опыта.

Основу спартанского воспитания составляло физическое развитие тела, в связи с чем обучению грамоте отводилось несколько меньшее внимание. Достаточным было сформировать у детей первичные элементарные навыки чтения и письма

Основным же было воспитание выносливости, терпимости, стойко переносить различные лишения, боль и холод. Именно закаленное тело спартанского воина являлось конечной целью всей системы воспитания.

Воспитание ребенка начиналось с того момента, когда отец приносил своего новорожденного сына на обозрение старейшин. В процессе осмотра ребенка старейшины решали, кем он будет, если ребенок был крепок физически, то ему позволяли стать полноправным гражданином Спарты, если же ребенок был хил, то его причисляли в ряды рабов. Вне зависимости от того, куда было принято решение отдать ребенка, до 7-ми лет он воспитывался в семье.

Данный обычай в настоящее время кажется диким, но в то время, когда каждый воин был опорой для сохранения свободы народа и суверенитета государства, именно он гарантировал формирование дееспособной армии.

С 7-ми лет мальчиков селили в казарму, где они воспитывались по особой спартанской системе физического и духовного воспитания.

Здоровье укреплялось холодом, дети спали на соломенных тюфяках и не носили теплой одежды вовсе. Смирение формировалось лишениями и голодом, а терпение посредством превозмогания боли. Не всем детям было суждено пройти такие испытания.

Каждый этап воспитания был сопряжен с этапами взросления детей, и соответственно, возрастала физическая нагрузка, а испытания ужесточались.

Для того, чтобы стимулировать молодых людей на тренировки и прохождение испытаний, проводили специальные турниры между воспитанниками. Победителей таких турниров и состязаний громко чествовали и прославляли. Во время соревнований перед воспитанниками ставилась задача – победить любой ценой. Не запрещалось, а напротив, поощрялось нанесений увечий во время борьбы.

В возрасте 15-16 лет, воспитанники получали звание криптиян. Такое звание позволяло юношам принимать участие в военных действиях. Этот период был наиболее ответственным в жизни каждого юноши, так как они все проходили своеобразное посвящение в воины, посредством тяжелых испытаний и участия в военных действий. Воспитанники не просто учились выживать в любых условиях, но и учились самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя необходимым пропитанием и одеждой.

Те воспитанники, которые успешно прошли весь процесс воспитания, имели право приступать к глубокому освоению военного искусства, которое преподавалось на дальнейших этапах воспитания. На последующих этапах воспитания, физические нагрузки являлись неотъемлемой частью жизни воспитанников.

Спартанская система воспитания была предусмотрена не только для мальчиков, но и для девочек. Согласное мнению старейшин, только лишь физически крепкие девочки могли вырасти в физически крепких женщин и родить здоровое и полноценное потомство.

Замечание 1

В Спарте было равноправие полов, которое заключалось в том, что при желании девушка могла вместе с юношами изучать военное искусство и даже принимать участие в военных действиях.

Спартанская система воспитания

Спартанская школа воспитания в настоящее является одной из известнейших систем воспитания. Это связано с тем, что процесс воспитания отличался особой строгостью и был доведен до совершенства.

Замечание 1

Основной целью спартанского воспитания являлось воспитание настоящего воина и гражданина своей страны.

Весь процесс воспитания был направлен на подготовку воина. Статус воина давал спартанцу особые привилегии, достичь его было дано не каждому мальчику.

Воспитание настоящего воина начиналось с самого детства, посредством специально разработанной методики воспитания. Если смотреть на данную методику взглядом современного человека, то она кажется чрезмерно жестокой. Однако в те древние времена, когда война была вполне обыденным явлением и охватывала большую часть жизни людей, данная система казалась вполне логичной и оправданной.

Система спартанского воспитания основывалась на строгой дисциплине, которая охватывала всю жизнь мальчика, начиная с раннего детства и до получения статуса воина.

Замечание 2

Таким образом, воспитание детей по спартанской системе отличается чрезвычайной строгостью и дисциплиной

Несмотря на то, что данная методика имеет как свои достоинства, так и недостатки, важно соблюдать между ними баланс, чтобы не нанести непоправимый вред психике ребенка

До 7 лет мальчики в Спарте воспитывались в семье, по достижению ими семилетнего возраста они поступали на воспитание государству. Воспитание предусматривало прохождение трех последовательных ступеней, в зависимости от возраста:

  1. В возрасте 7-15 лет мальчики осваивали азы военной науки, занимались физическим развитием (бег, прыжки, метание диска, молота и т.д.). Учились обращаться с оружием, правилам ведения боя и много другое. Из наук изучали немного письменность, чтение и музыку, формировалось общее представление о культуре. После первого этапа мальчики проходили посвящение в эйрены и становились молодыми воинами.
  2. 15-20 лет, на данном этапе совершенствовались знания и умения, полученные на первом этапе, так же осуществлялось физическое развитие и тренировка выносливости. Из наук добавлялось обучение игре на музыкальных инструментах. Спартанцы считали, что музыка имеет большое значение в ведении боя, так как она помогает поднимать боевой дух воинов. Именно поэтому все воины должны уметь не только петь, но и играть на музыкальных инструментах. По итогу воспитания на втором этапе юношей посвящали в эфебии, им выдавали полный комплект вооружения, и они становились уже настоящими воинами, которые поступали на службу в армию страны.
  3. 20-30 лет – участие в реальных боевых действия, только здесь воины имели возможность получить реальный опыт участия в боевых действиях и приобрести статус полноправных представителей воинской общины.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.


Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.


Храм Артемиды

По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Военно-физическое воспитание в Спарте

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан

Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: «…Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: «…Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать». Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием.

  • Назад

  • Вперёд

Физическое воспитание в Афинах. Палестры и палестрика

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием.

Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей должны были проявлять родители.

Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.

Прыгун в длину перед приземлением с альтерами в руках; перед ним педатриб (судья) с розгами (археологическая находка из Аттики, VI в. до н.э.)

В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др.

Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями — 600 ступней) — около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами. По свидетельству древнегреческого писателя Лукиана, бегуны состязались на глубоком песке, «…где трудно прочно стоять и нелегко упереться ногами, так как они вязнут в мягкой почве».

Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок, по мнению большинства историков, представлял собой 5-кратный мно-госкок с двух ног.

Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска — на дальность. Причем метание диска выполнялось так, что снаряд летел в вертикальной плоскости, поскольку способ этого движения был полностью заимствован из военного дела. В армии диск был боевым снарядом. Диски весом от 1,7 до 4,5 кг, диаметром от 14 до 21 см изготовлялись из камня, а позже — из металла.

Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.

Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой.

2.3 Довоинское обучение в Спарте

Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего— интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого» ,— пишет около 400 года, сразу после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.

Cпартанцы не были полностью неграмотны, Плутарх заверяет, что в отношении чтения и письма они обучались по крайней мере «необходимому» . Что-то от утонченности ума, присущей Алкману, сохранилось в практике «лаконизма» — речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; а от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактической направленностью.

Разумеется, менее чем когда-либо речь идет о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Технический уровень музыкального образования, судя по всему, сильно снизился по сравнению с блеском архаической эпохи. И речи не могло быть о следовании по изысканным путям «современной музыки»: рассказывали, будто эфоры приговорили к смерти Фриния (или Тимофея Милетского) за то, что тот добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в употреблении была только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров (известно, что в античности флейта играла роль нашей трубы и барабана, задавая ритм общему движению): «Величественно и жутко, — говорит Плутарх , — было зрелище спартанской армии, идущей в атаку под звуки флейты» .

Поскольку все усилия были направлены на военную подготовку, очевидно, что физическое воспитание стояло на первом месте. Но занятия спортом, как и охотой, уже не связываются с изысканным образом жизни, а строго подчинены развитию физической силы. Вероятно, к гимнастике в собственном смысле слова очень рано присоединялась непосредственно военная подготовка: к владению оружием, фехтованию, метанию копья добавлялись движения в сомкнутом строю. Спартанская армия (единственная профессиональная армия в Греции, которая до IV века знала только импровизированное ополчение граждан) восхищала всех своей маневренностью, перестраиваясь из походного в боевой порядок с безупречной быстротой и правильностью, на поле битвы так же, как на плацу.

Небольшая гендерная разница

Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.

Впрочем, вернёмся к воспитанию девушек

Государство обращало на них внимание в том же возрасте, что и на юношей — в 7 или 8 лет, когда начинались ежедневные занятия спортивными упражнениями, пишет Плутарх. Как и юноши девушки занимались обнажёнными, поэтому их «спортзалы» были отдельными и находились в довольно укромных местах

Встречались подростки обоего пола только на публичных состязаниях и играх, где демонстрировали свои умения. Слыша от девушек похвалы или насмешки, юноши ещё интенсивнее занимались спортом и воинской подготовкой. Вот и ещё одно отличие — спартанских женщин никто, разумеется, не учил владеть оружием и биться в составе фаланги.

Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней

Спарта, именуемая еще Лакедемоном – это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.

Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.

Система воспитания спартанцев

Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.

Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.

Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.

Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector