Что умеет новорожденный: безусловные рефлексы
Содержание:
- Спинальные рефлексы
- Что он собой представляет?
- Особенности проверки
- Таблица основных врожденных рефлексов
- Список рефлексов новорожденных детей
- Шаговый рефлекс
- Тестирование и результаты
- Балдуччи-Пейпера поднимательная реакция
- Слабые или нет совсем
- Как помочь развить ребенку рефлексы
- Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?
- Подробное описание
Спинальные рефлексы
Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.
Название рефлекса | Как проверяется | До какого возраста существует |
Хватательные рефлексы | ||
Янишевского и Робинсона | Если в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положении | До 3-4 месяцев |
Подошвенный (Бабинского) | При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно) | Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев) |
Другие двигательные рефлексы | ||
Моро (рефлекс «объятий») | Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставах | До 3-4 месяцев |
Кернига | Ногу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможно | До 2-3 месяцев |
Рефлекс «автоматической» походки | Если поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбу | До 1,5-2 месяцев |
Рефлекс опоры | Обычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стоя | До 1,5-2 месяцев |
Ползания (Бауэра) | Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползание | До 3-4 месяцев |
Галанта | При проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасания | До 3-4 месяцев |
Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна. Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика». Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.
Что он собой представляет?
В зависимости освещения зрачок человека изменяется: при слабом свете – расширяется, при сильном – сужается. Нормальная реакция зрачка на свет или фотореакция — это сужение зрачковой щели при обильном поступлении световых фотонов и расширение ее при слабом освещении. Пути зрачкового рефлекса начинаются на светопреломляющих структурах глазного яблока. Улавливаемые светочувствительными клетками сетчатки — палочками и колбочками — фотоны света фиксируются специфическими пигментами и в виде нервных импульсов поступают к зрительному нерву. Оттуда посредством нейромедиаторов по миелинизированным волокнам импульсация переходит в афферентную часть нервного пути. Афферентация заканчивается на уровне среднемозговых ядер Якубовича или Эдингера-Вестфаля. Их также называют добавочными ядерными структурами глазодвигательного нерва. Из покрышки мозгового ствола импульсация через проводящий участок поступает к мышечным волокнам, заставляющим зрачковую щель расширяться и сужаться.
Особенности проверки
Прежде чем приступить к проверке рефлекса Моро у малыша, стоит учесть некоторые факторы, которые могут повлиять на его состояние:
- состояние карапуза с точки зрения физиологических потребностей — насколько он сыт, здоров, сонный он или бодр и весел, устал от игр и активного времяпровождения или как раз находится на пике активности. Проводить процедуру желательно, когда кроха поел, но не сразу. Многие малыши засыпают сразу после кормления и от сытости испытывают сонную негу. Поэтому карапуз должен быть не голодным, но после кормления уже должно пройти какое-то время. Конечно же, малыш не должен быть сонным или уставшим, иначе рефлекс может просто не проявиться в полной мере из-за его усталого состояния;
- влияет и время суток, когда вы проводите проверку. К вечеру малыши уже больше устают, а рано утром ещё недостаточно проснулись. Поэтому лучше проверять реакцию примерно через пару часов после пробуждения;
- проверку реакции лучше всего проводить в динамике, во время массажа или игр;
- учитывайте особенности нервной деятельности малыша. У активных и легковозбудимых карапузов рефлекс будет проявляться активно, а вот у сонь с заторможенными реакциями результат будет более вялым, что не всегда является отклонением от нормы.
Знаете ли вы?У детей не только зубы, но и волосы временные. Первые волоски, с которыми рождается малыш, вскоре выпадут абсолютно все, и их сменят новые и постоянные.
Таблица основных врожденных рефлексов
Название рефлекса, возраст проявления |
Как вызвать и какая реакция нормальна |
Сосательный (с первых часов после родов до 3-4 месяцев) |
Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения. |
Защитный (с первых часов после родов до 1,5 месяцев) |
Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону. |
Хватательный (с рождения до 3-6 месяцев) |
Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы. |
Опоры (с рождения до 1-2 месяцев) |
Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе. |
Шаговый (с рождения до 1-2 месяцев) |
Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений. |
Поисковый (с рождения до 3-4 месяцев) |
Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти. |
Задержки дыхания (с рождения до 4-5 месяцев) |
Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки. |
Галанта (с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев) |
Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах. |
Хоботковый (с рождения до 2-3 месяцев) |
Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед. |
Бабинского (с рождения до 1-2 лет) |
Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся. |
Робинсона (с рождения до 3-6 месяцев) |
Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться. |
Переса (с рождения до 3-4 месяцев) |
Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки. |
Бабкина (с рождения до 2-3 месяцев) |
Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову. |
Моро (с первого дня после родов до 4 месяцев) |
Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает. |
Бауэра (с 3-4 дня жизни до 4 месяцев) |
Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»). |
Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.
Список рефлексов новорожденных детей
Оральные рефлексы
Оральные врожденные рефлексы помогают малышу сосать мамину грудь и не умереть от голода в первые часы жизни. Выделяют пять оральных реакций:
- Сосательная. Возникает при нахождении у новорожденных во рту предмета, например, соски, на расстоянии 1,5-3 см от десен. Развивается сразу при прикладывании новорожденного к материнской груди. Сосание играет важную роль для питания: при отсутствии сосательного рефлекса малыш не способен выжить.
- Глотательная. При поступлении пищи любой консистенции в ротовую полость ребенок автоматически ее глотает. С возрастом этот рефлекс не исчезает.
- Хоботковая. Если младенцу по верхней губке поводить пальцем, то губы вытягиваются в «бантик» из-за сокращения мышц рта. К трем месяцам рефлекс ослабевает.
- Реакция Бабкина. Нажимая на детскую ладошку, можно наблюдать поворот головки в сторону раздражителя. Через мгновение малыш открывает рот.
- Поисковая (реакция Куссмауля). Направлена на поиск пищи. Поглаживание щеки возле уголка рта влечет за собой автоматический поворот головки на раздражитель. Малыш начинает искать мамину грудь, открывая при этом ротик. Реакция постепенно ослабевает через четыре месяца. К этому возрасту малыш учится находить грудь визуально, с помощью зрения.
Спинальные рефлексы
Спинальные рефлексы новорожденных — это двигательные автоматизмы, заключающиеся в спонтанных движениях туловищем и конечностями. Главные спинальные автоматизмы:
- Защитный. При выкладывании на живот голова автоматически разворачивается в сторону. Это механизм защиты от возможного удушения. Запускается с рождения, направлен на поддержание функции дыхания. Младенец в этой позе не держит голову осознанно, это всего лишь мышечная реакция, которая пропадает спустя несколько месяцев.
- Автоматизм опоры и выпрямления. Малыш должен опираться о поверхность полной стопой. Ребенка поднимают вверх, а потом, удерживая под руки, опускают на поверхность стола ножками вниз. При этом в поднятом положении ножки притянуты к животу, а как только происходит касание к столу, малыш должен опереться на него обеими ступнями и выпрямить тело, т. е. как бы стать на ножки. Если у младенца нет автоматизма опоры, требуются курсы массажа и физиопроцедур.
- Стопная реакция Бабинского. При поглаживании снаружи стопы от пятки к пальцам малыш рефлекторно распрямляет пальчики ног, а сами стопы сгибает. Реакция должна идти симметрично — веерное разжимание пальцев. Одна из самых долгих реакций, сохраняющаяся до 18-24 месяцев.
- Реакция Галанта. Ответ позвоночного столба на провоцирующий фактор. Ребенка кладут на правый бок и проводят пальцами вдоль позвоночника. Малыш должен выгибать спинку дугой.
- Рефлекс Моро у новорожденных. Ребенок реагирует на испуг. Проверяется лежа на спине. Следует несильно ударить по поверхности, где лежит младенец, ближе к голове (можно громко хлопнуть в ладоши около лица). Грудничок пугается, резко раскидывает руки в стороны и вытягивает ножки, а затем принимает первоначальное положение. Реакция Моро максимально проявляется в первые месяцы.
- Рефлекс Переса. Негативная реакция малыша. Возникает при нажатии и проведении пальцами вдоль остистых отростков позвоночного столба снизу вверх, от поясничного к шейному отделу. Грудничок вскрикивает, приподнимает головку, начинает сгибать ручки, дергать ногами и заметно нервничать.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: массаж грудничку 3 месяца: уроки и видео с доктором Комаровским
Шаговый рефлекс
Нужно держать ребенка над столом или любой другой горизонтальной поверхностью, чтобы он мог касаться ее одной ногой. Когда ножка опирается на стол, она сразу поджимается, а другая вытягивается. Так малыш перебирает ногами, как будто шагает. Без стимуляции рефлекс угасает к 2-3 месяцам. Стимулировать его полезно, т. к. это разносторонне влияет на развитие ребенка. Такие дети не только научатся ходить раньше, но и обладают ранним развитием речи, а в дальнейшем могут похвастаться музыкальным слухом и способностью к языкам. Удивительная связь, не так ли? Но так работает непредсказуемый детский мозг.
Однако эти «магические» действия можно совершать лишь с детьми без ортопедических отклонений. При любых проблемах с ножками – косолапии, дисплазии тазобедренных суставов — вызывать шаговый рефлекс и стоп-рефлекс вредно и опасно.
Тестирование и результаты
Чтобы проверить наличие рефлекса Бабинского, врач использует тупой предмет, например шпатель. Перед тестом необходимо, чтобы человек находился в расслабленном состоянии. Можно предупредить человека об ощущении теста, которое может варьироваться от щекотливого до неудобного и неприятного. Затем врач будет твердо поглаживать нижнюю часть стопы с помощью предмета, двигаясь от пятки вверх к пальцам и далее к большому пальцу ноги. Стандартная реакция происходит автоматически, заставляя пальцы ног сгибаться вниз в направлении давления и стимуляции. Эта нормальная реакция подтверждает, что рефлекс Бабинского отсутствует.
Рефлекс Бабинского возникает, когда большой палец вытягивается вверх к верхней части стопы. Одновременно другие пальцы ног расходятся веером в разные стороны. Если это происходит, то это означает, что рефлекс Бабинского положительный.
Если ничего не происходит и нет никакой реакции, то это нейтральный результат. Тест, таким образом, не имеет никакого значения, и врачи перейдут к другим методам тестирования.
Невролог проведет тест на обеих ногах. Рефлекс, который присутствует на одной ноге и отсутствует на другой, может показать, какую сторону нервной системы поражает основное состояние.
Балдуччи-Пейпера поднимательная реакция
Положите
ребенка на живот и прикоснитесь к его
подошве
Обратите внимание, как он
выпрямляет эту ногу. Реакция является
вариантом рефлекса опоры и асимметрична
при парезах
9. Автоматической
походки рефлекс
Ребенка
ставят на опору, удерживая, в вертикальном
положении. При наклоне вперед ребенок
делает шаговые движения. Физиологичен
до 1,5 месяцев.
10. Тонический
лабиринтный рефлекс в положении на
спине
Положите
ребенка на спину так, чтобы голова его
была в срединном положении
Обратите
внимание на повышение тонуса разгибателей
спины и ног. Руки могут быть отведены
или полусогнуты и приведены к туловищу.
После этого подведите свою ладонь под
его голову и, приподнимая ее, попытайтесь
пригнуть к груди
При активном рефлексе
сгибание затруднено. Одновременно со
сгибанием шеи глаза непроизвольно
поднимаются вверх. Рефлекс выявляется
в. течение первого месяца жизни.
11. Тонический
лабиринтный рефлекс в положении на
животе
Положите
ребенка на живот, при этом его голова
и руки сгибаются к груди, а ноги — к
животу. Для определения степени
напряжении сгибателей туловища и
конечностей подведите свою ладонь
под лоб ребенка и разогните его голову,
отведите руки в плечевых суставах
и разогните в локтях. Затем разогните
ноги в тазобедренных и коленных суставах.
Рефлекс
определяется до 2-х месяцев и в последующем
формирует сгибательную установку
нижних конечностей.
12. Тонический
шейный симметричный рефлекс
Положите
новорожденного на спину, подложите
руку под голову и, наклоняя ее вперед,
попытайтесь присадить его. При этом
руки ребенка сгибаются и приводятся к
туловищу, ноги разгибаются, повышается
тонус в приводящих мышцах бедра. Рефлекс
выявляется в первые два месяца. Он
формирует разгибательную установку
для нижних конечностей.
13. Магнуса-Клейна
асимметричный шейный тонический рефлекс
При
повороте головы в сторону происходит
разгибание конечностей, к которым
обращено лицо и сгибание противоположных
(поза фехтовальщика). В норме встречается
непостоянно, при патологии центральной
нервной системы ярко выражен.
14. Установочные
шейные и туловищные рефлексы
(рефлексы
положения)
Положите
ребенка на спину и поверните его голову
в сторону.
1.
Вслед за поворотом головы одномоментно
и в ту же сторону поворачиваются плечи,
туловище и таз (поворот «блоком» в
первые 3-4 месяца).
2.
Вслед за поворотом головы происходит
изолированный поворот сначала грудного
отдела, а затем — тазового (поворот с
торсией). Выявляется с 5-6 месяцев до 2
лет.
При
детском церебральном параличе
рефлекторный поворот с торсией выявляется
с 3-5 лет.
15. Робинзона
хватательный рефлекс
(тонический
рефлекс сгибания)
Положите
ребенка на спину и вложите свои пальцы
в его ладонь. При этом он захватывает
и удерживает их. В таком положении
ребенка можно приподнять. Рефлекс
определяется до 2-3 месяцев, отсутствует
при дисфункции периферических нервов,
асимметричен при травме плечевого
сплетения. Обнаруживается после 4-6
месяцев при поражении центральной
нервной системы.
Патологические
рефлексыобнаруживаются при
поражении пирамидного пути. Наиболее
часто выявляются рефлексы Бабинского,
Россолимо, Бехтерева, Оппенгейма.
Следует помнить, что у детей до 1-1,5 лет
рефлекс Бабинского может быть
физиологическим.
При
оценки нарушений моторики ребенка
первых лет жизни важное значение
придается соответствию его двигательных
возможностей критериям моторного
развития. Выявление
расстройств координации движений у
детей раннего возраста представляет
немалые трудности
Дети, родившиеся с
нарушениями функций мозжечка, всегда
отстают в моторном развитии в связи
с утратой статических функций. Проверка
симптома Ромберга, пальце-носовой.
коленно-пяточной проб у детей раннего
возраста не удается. О состоянии
мозжечковой функции судят по устойчивости
при ходьбе, стоянии, сидении, по движению
ручки к игрушке, попытке взять игрушку,
дотронуться пальцем до той или иной
заданной части игрушки
Выявление
расстройств координации движений у
детей раннего возраста представляет
немалые трудности. Дети, родившиеся с
нарушениями функций мозжечка, всегда
отстают в моторном развитии в связи
с утратой статических функций. Проверка
симптома Ромберга, пальце-носовой.
коленно-пяточной проб у детей раннего
возраста не удается. О состоянии
мозжечковой функции судят по устойчивости
при ходьбе, стоянии, сидении, по движению
ручки к игрушке, попытке взять игрушку,
дотронуться пальцем до той или иной
заданной части игрушки.
Гиперкинезы
выявляются как при наблюдении за
ребенком, находящимся в покое, так и
при его активных движениях.
Слабые или нет совсем
У некоторых новорожденных они очень слабые, проявляются не отчетливо или включаются чуть позже. Виной тому могут быть родовые травмы, некоторые болезни и т. д. У недоношенных детей и малышей, переживших легкую асфиксию, слабо проявляются оральные и спинальные реакции.
А вот если их нет вообще, то крохе необходимо немедленно оказать реанимационную помощь, которая проводится только специалистами. Отсутствие реакций может говорить о самом неприятном — от внутриутробных пороков и тяжелых родовых травм до сильной асфиксии или удушении пуповиной. Чем быстрее будет устранена проблема, тем менее неприятными будут последствия. Правда, детский организм очень гибкий, резервы, которыми его наградила природа, огромны. Поэтому в большинстве случаев все обходится хорошо, и организм быстро восстанавливается.
Как помочь развить ребенку рефлексы
Существует несколько эффективных методик развития основных врожденных реакций у младенца. К таковым следует отнести специальные гимнастические упражнения:
- Ползание. Тренировку осуществляют так: кладут ребенка на ровную поверхность и подставляют под его подошвы свои ладони (малыш использует их в качестве опоры при движении).
- Автоматическая ходьба. Ребенка берут подмышки, слегка наклоняют вперед и дотрагиваются его пяточками до твердой поверхности. В результате кроха совершает достаточно активные движения, подобные ходьбе.
- Повороты за ножку. Младенца кладут на спину, сгибают одну ножку, прижимают ее к животу и заводят за другую ногу. Вследствие того, что таз ребенка закручивается в одну сторону, малыш автоматически переворачивается на живот.
- Подтягивания, приподнимания. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладони новорожденного. Последний крепко их схватывает, и тогда малыша можно слегка приподнять. Если перевернуть кроху на спинку, взять за запястье и слегка потянуть на себя, малыш начнет сгибать ручки в локтевом суставе.
- Доктор Комаровский также рекомендует чаще прикладывать детей к груди (тренируется сосательный и глотательный рефлексы). Кроме того, можно проверить и поисковую реакцию: слегка прикоснуться грудью к ротику младенца, чтобы тот сам потянулся за ней. Педиатр советует всячески стимулировать контакты ребенка с различными предметами, например, давать в руки малыша детские игрушки.
- Ежедневные купания (тренируется задержка дыхания).
Безусловные рефлексы новорожденного многообразны. Многие из них имеют важнейшее значение для защиты и выживания малыша даже в современных условиях жизни. Однако в большинстве случаев подобные реакции служат для проверки правильности работы центральной нервной системы ребенка.
Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?
Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно. Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра
Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома
Сделать это довольно просто:
Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы
При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.
Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать
Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.
Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.
Подробное описание
Ученые обнаружили огромное количество безусловных рефлексов, которые появляются у малыша после рождения и помогают ему приспособиться к новому миру. Из них только около 15 являются действительно важными для жизнедеятельности. Их разделяют на несколько групп.
Оральные рефлекторные реакции
- Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть — при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
- Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
-
Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.
- Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
- Поисковый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.
Хватательные рефлекторные движения
-
Рефлекс Робинсона-Янишевского. Проявляется крепким сжиманием пальцев взрослого. При этом ребенка можно даже приподнять. Сохраняется несколько месяцев, а потом исчезает. Если он присутствует у детей старше 5 — 6 месяцев, то у него скорей всего имеются неврологические нарушения.
- Рефлекс Бабинского (или подошвенный). Если погладить или легонько нажать на подошву стопы, то ребенок рефлекторно ее сожмет, а его пальцы на руках при этом разгибаются в виде веера. При оценивании учитывают симметричность и энергичность движений. Может сохраняться достаточно долгое время — до 1 или даже 2 лет.
Двигательные реакции
- Рефлекс Кернига. Проверяют его так — у лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. При положительном рефлексе это сделать не получится.
-
Рефлекс Моро. Эта реакция наблюдается при резком звуке (например, удар по поверхности, где лежит малыш). Проходит в 2 фазах:
- кроха выпрямляет ножки и раскидывает руки в стороны;
-
возвращение в обратное положение (при этом ребенок как бы обнимает себя).
Он сохраняется до 5-месячного возраста, а после исчезает.
Защитные реакции
Если младенца положить на живот, он инстинктивно приподнимает голову и поворачивает ее набок. Так он обеспечивает доступ воздуха, чтобы не задохнуться. Еще один пример — задержка дыхания на несколько секунд в случае, когда на лицо попадает вода или струя воздуха.