Проблемы в школе: ребенка травят и унижают. советы детского психолога

Как понять, что ребенка обижают: основные признаки

Нежелание идти в школу. Ребенок ищет любые предлоги, чтобы не пойти в ненавистную ему школу и избежать общения с коллективом. Он начинает систематически прогуливать, искать причины, чтобы остаться дома, становится молчаливым и замкнутым, отказывается обсуждать школьную жизнь и своих друзей.

Нежелание идти в школу и подвергаться травмирующей ситуации может проявить себя на уровне соматики: у ребенка появляются систематические головные боли, расстройство пищеварения, он начинает часто болеть.

Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть. Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.

Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя

Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом

Помощь взрослых

Учителя

Учитель должен хорошо знать отношения между детьми в своей группе

Стоит обращать внимание на тех, кто новенький, кто чем-то отличается от других, на особо скромных детей

  • Одинаково, не предвзято относиться ко всем. Любимчики, дети из обеспеченных семей, отличники не лучше других детей сами по себе. Разница в успеваемости и достатке была всегда, но не стоит вносить дух соперничества среди одноклассников.
  • Больше хвалить. Похвала помогает детям стать позитивнее и счастливее, увидеть друг в друге что-то хорошее.
  • Учитель не даёт клички, не вешать ярлыки и не выставляет на позор кого-либо перед всем классом.
  • Заметив депрессивный настрой, стоит попробовать поговорить и выяснить причину. Потом сообщить о проблеме родителям (если они не знают) и совместно искать пути решения.
  • Если ребёнок подошёл с жалобой, не игнорировать, а выслушать и обсудить ситуацию.

Родители

Родителям нужно избегать двух крайностей:

1. Тотальный контроль

Тотальный контроль не избавит от насмешек, а иногда и будет способствовать неуверенности. Не реагируйте остро на любой синяк и ссадину, на любую потерю вещей и пропуск обеда в школьной столовой слишком остро. Не нужно кричать на учителя и других родителей по любому поводу. Возможно, единичные ссоры и драки провоцирует именно ваш отпрыск.

2. Безразличие.

С другой стороны, безразличие в семье ведёт к депрессии и психологическим травмам. Если признаки травли явны — не думайте, что время лечит и дети просто балуются.

Что делать?

  • Будьте уравновешенны. Наблюдайте и анализируйте.
  • Поддерживайте дружелюбные отношения с учителем и другими родителями и детьми.
  • Имейте телефоны учителей и некоторых родителей. Не стоит звонить часто и по любому поводу.
  • Следите за внешним видом вашего чада, чтобы не давать насмешникам обоснованного повода для травли.
    • Одежда должна быть чистой, опрятной (не рваной), уместной мероприятию и современной. У детей также бывает сильное потоотделение, поэтому желательна ежедневная смена нательного белья.
    • Помогайте малышу с личной гигиеной — напоминайте чистить зубы и мыться.
    • Проблемы в ротовой полости являются причиной запаха изо рта. Поэтому вовремя и регулярно проверяйтесь у всех специалистов.
  • Если сын или дочь вынуждены носить очки, найдите подходящую форму оправы. Старайтесь улучшить зрение с помощью гимнастики и других методов. Дети также встречают друг друга по одежке
  • Спрашивайте:
    • «Как прошёл твой день в школе?»,
    • «Есть ли у тебя друзья в группе?»,
    • «Чем ты обычно занимаешь на переменах?»,
    • «Что сегодня давали в столовой?».
    • Внимательно слушайте и наблюдайте за ответом.

  • Наблюдайте за пищевым поведением малыша, за его сном привычками.
  • Посмотрите на него со стороны во время совместных игр
    • «Умеет ли он сотрудничать или стремится к первенству?»,
    • «Обидчив ли он, остро ли воспринимает проигрыш?»,
    • «Способен ли постоять за себя или постоянно уступает и извиняется?» и т.д.
  • Объясните что буллинг — это проблема, а не шутки. Заверьте, что он может поделиться с вами своими чувствами в любой момент.
  • Обучайте правилам общения с разными людьми. Он должен понимать субординацию со взрослыми и младшими.
  • Он должен адекватно воспринимать разнообразие в обществе. Это поможет не стать агрессором или жертвой.
  • Хвалите. Здоровая самооценка возможна в здоровой семейной атмосфере любви и заботы. Однако хвалить лучше за усилия, а не за результат и способности.
  • Подавайте личный пример. Уберите сарказм, буллинг и газлайтинг у себя.
  • Учите сына или дочь отвечать обидчикам не насилием, а силой слова или игнорированием. Объясните, что задира часто выбирает жертву с отзывчивой нервной системой, чтобы увидеть ответную реакцию. Поэтому иногда лучший ответ для хулигана — это игнорирование его насмешек.
  • Объясните «что такое хорошо и что такое плохо». Высокие нравственные нормы помогают не поддаваться на провокации, иметь собственный стрежень и уметь отстаивать свою точку зрения.
  • Если проблема не решается не смотря на разумные меры, некоторые переходят в другой класс или школу.

Как помочь ребенку прекратить буллинг

Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.

Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь.

При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс.

Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций.

При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.

Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным.

Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.
 

Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика

Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки»

Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек.

Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы

Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места

Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.

Напутствие.

Ребёнок может замкнуться в себе, у него исчезнут друзья, появятся проблемы в будущем – всё это последствия издевательств в школе. Но у меня дома всё было хорошо, родители любили, с сёстрами были хорошие отношения. Это помогло мне справляться со школьным негативом. Уже в институте я нашла друзей, будущего мужа и сейчас я даже благодарна, что судьба мне послала такие испытания в школьное время. Теперь я знаю как себя вести при агрессии (игнорировать), как общаться с людьми (быть вежливым и благодарить за услугу — это очень располагает к общению), разные трудности теперь легче переживаются, потому что я поняла одну вещь – всему есть конец.Создайте вашему ребёнку здоровый климат в семье

Дарите ему любовь и внимание. Тогда переживать любые трудности подросткового возраста станет легче в разы

Если вам понравилась эта статья, может она поможет другим. Поделитесь с помощью кнопок соцсетей.

Удачи в решении школьных проблем.

Ребенка обижают в школе: что делать родителям, каковы признаки изгоя

Школьнику очень трудно сосредоточить свое внимание на занятиях, если он вдруг стал объектом насмешек в классе. А если такие обиды перерастают во что-то более серьезное, то их последствия могут сломать ребенка

Он в будущем не сможет принимать решения, озлобится на весь мир и не сможет никому доверять.

Как же родителям понять, что дело неладно, если чадо не признается? Есть несколько признаков, по которым это становится очевидным:

  1. Школьник всячески пытается остаться дома, не хочет идти на учебу, его успеваемость резко падает.
  2. Малыш находится по будням в подавленном состоянии, а в выходные настроение налаживается.
  3. Присутствуют внешние признаки — испорчены вещи, на теле есть следы побоев.
  4. Ребенок жалуется на головные боли, что может быть симптомом психологической проблемы.

Куда жаловаться и как поступить, если над вашим ребенком издеваются в школе?

Сначала необходимо обратиться к классному руководителю, поговорить с ним и обсудить меры для прекращения конфликта. Иногда бывает, что достаточно беседы с детьми, чтобы они поняли недопустимость издевательств над другим ребенком.
Далее, если нет результата, можно обратиться к завучу или директору. Если же в стенах школы проблема не решается, то обратиться в вышестоящие инстанции. Необходимо написать заявление инспектору по делам несовершеннолетних. Можно отправить письмо в Министерство образования. В общем, когда речь идет о серьезных нарушениях, то ничего не будет лишним, нужно бороться за здоровье своего ребенка.
Свяжитесь с родителями обидчиков на ранней стадии. Родители, как правило, не догадываются о поступках своего чада

Также важно быть максимально конкретным: какие меры лучше всего подходят для конкретного случая? Кто должен отвечать за принятие мер? Кто должен гарантировать, что это осуществляется на практическом уровне?
Если речь идет о серьезных постоянных издевательствах над ребенком, то необходимо действовать в сотрудничестве со школой. Школа, вовлеченные ученики и родители совместно должны создать план действий для прекращения запугиваний и издевательств одних детей другими

Школа должна документировать проделанную работу, и как выглядит нынешняя ситуация.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – , возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

Моего ребенка обижают! Что делать?

Дать сдачи

В первую очередь, все
зависит от того, насколько часто и как обижают вашего ребенка. Одно дело, когда
за ним закрепилось какое-то обидное прозвище, совсем другое дело – если его
периодически бьют.

В подавляющем
большинстве случаев все можно решить путем «тонкой перенастройки» ребенка. Во-первых,
ему необходимо объяснить простую мысль – он также может быть для кого-то
проблемой, такой же, какой проблемой для него являются обидчики. Что обижают
только тех, кто никак не отвечает: обидчикам проще найти другую жертву, чем
постоянно противостоять смелому человеку, даже если он один.

— Но их много, я не смогу всем ответить! Они меня все
побьют толпой! —  Скажет ребенок.

На этот аргумент
необходимо ответить, что толпа всегда сплачивается вокруг лидера. И если «нейтрализовать
лидера» — то никто ребенка гарантированно не тронет. Однако ответ должен быть
достаточно жестким, чтобы не спровоцировать новую волну издевательств. Увы, но
в подавляющем большинстве случаев, когда ребенок боится, что его побьют толпой,
избежать насилия (в том или иной виде) не удастся. Ребенок должен дать сдачи. Если
ответ будет жестким, конфликт решиться раз и навсегда. Под жестким ответом понимается
именно удар – рукой, портфелем, тяжелой книгой – и это должен быть удар, то
есть действие, направление на причинение боли. И если ответ будет недостаточно жестким
– то вы усилите проблему.

Насилие – это наиболее
простой и наиболее быстрый способ решить проблему того, что вашего ребенка
кто-то обижает в школе. Существуют и другие способы, но они, откровенно говоря,
менее эффективные и не способны решить проблему в моменте.

Повысить авторитет
и самооценку

Если путь насилия
вы не приемлете – то можно воспользоваться другим способом – это поднять
авторитет ребенка в глазах окружающих, а также его самооценку. Конечно, этот
способ не сработает в том случае, если вы самостоятельно унижаете ребенка и
всячески подвергаете сомнению его полноценность. Ничто так не снижает
самооценку, как постоянное давление со стороны родителей. Так что если вы
склонны постоянно критиковать ребенка и оскорблять его (пусть и по мелочи) то
не удивляйтесь тому, что одноклассники просто продолжают вашу линию поведения.

Если же вы уверены
в том, что ваше отношение к ребенку корректно, если вы цените своего ребенка –
то нужно и ребенку передать это ощущение. Если ребенок знает, что в чем-то он
по-настоящему хорош, то на оскорбления он не будет уже реагировать столь остро.
Маленький человек будет думать: «Ну и пусть я очкарик/длинный/косолапый/заика!
Зато я лучше всех в этом городе рисую/катаюсь на коньяках/играю на треугольнике».
Когда человек себя по-настоящему любит, то и на чужие оскорбления и давление он
не реагирует или реагирует достаточно слабо. А когда гордиться объективно и нечем,
то и любить себя сложно. Даже взрослому человеку.

Если же вашего ребенка обижают в школе потому, что он «бедный» — то наиболее правильное решение – это перевод ребенка в школу попроще. На качество образования это если и повлияет, то очень слабо, а вот на психику вашего ребенка – кардинально. Либо вам, как родителю, нужно больше зарабатывать, чтобы ребенок не чувствовал себя хуже остальных.

Вариант: «Куплю ему самый дорогой телефон, чтобы все его одноклассники обзавидовались» не подходит. Если вы, будучи взрослым человеком, собираетесь таким поступком что-то доказать чужим, посторонним, маленьким детям, то вы клинический идиот, и, пожалуйста, закройте этот сайт. Дорогой телефон разобьют или отберут, ваш ребенок так и останется забитым, а вы — с кредитом на телефон. А как тут не быть забитым, если его родитель поступает, как дурачок?

Любите своего
ребенка, как себя, и он станет уважать себя; и ему не нужно будет бить всем
морды, чтобы чувствовать себя человеком.

Возможные мотивы серийного обидчика

Чтобы с чем-то или кем-то эффективно бороться, нужно сначала узнать о «противниках» побольше. Поговорите с ребенком и попытайтесь понять — почему? Почему он обижает других детей?

«Все так делают»

Не ваше чадо положило начало травле. Конфликт сформировался без его непосредственного участия. Однако потом ребенок, не особенно задумываясь, присоединился к «развлечениям» сверстников, задирая жертву словами или действиями. Так было проще, чем принимать какое-то иное решение, противопоставлять себя коллективу, проявлять инициативу.

Ребенок, который оправдывает свои поступки фразой «Все так делают!», обычно не очень дружит с ситуациями, требующими самостоятельного принятия решения. Не имеет своего мнения, предпочитает просто подчиняться другим людям — родителям, учителям, неформальным лидерам из числа сверстников.

«Пусть лучше он, чем я»

Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.

Но страх снова оказаться в эпицентре оскорблений и насмешек иногда становится настолько силен, что ребенок готов на все, чтобы этого не случилось. Например, самостоятельно побыстрее найти другого козла отпущения. Чтобы над ним смеялись, его вещи портили. «Пусть лучше он, чем я».

«Он сам виноват!»

Обвинение жертвы, потому что она «неправильно» себя ведет или выглядит, явление не новое. Взрослые нередко позволяют себе заявлять, что чересчур короткая юбка оправдывает насильника, а оставленный на видном месте кошелек — вора. Считают себя вправе осуждать и выносить приговор. Такие суждения можно услышать по телевизору, от соседа по лестничной клетке… Да где угодно.

Неудивительно, что дети тоже иногда так делают, они ведь учатся именно на примере взрослых. Говорят, что их сверстник сам виноват и третируют его, наказывают за «неподобающее» поведение. У них, конечно, пока в ходу детские методы. Обзывательства, тычки, и дразнилки. Но суть от этого не меняется.

Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?

Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.

«Это весело»

Страшно, когда чадо, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.

Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.

«Он первый начал!»

«Во-первых, это не я. Во-вторых, все так и было. А в-третьих, он первый начал!» Вот триада, которой маленький ребенок способен оправдать любой свой проступок. Воспринимать такие заявления всерьез сложно.

Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода

И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.

Может быть, малыш и сам догадывается, как ему следовало поступать. Но он не смог справиться с гневом, и все-таки повел себя неправильно. Значит, пришла пора рассказать ребенку о паре-тройке методов борьбы со слишком сильными эмоциями. Ну или отдать его в спортивную секцию, чтобы он выплескивал негатив там.

Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия, и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно, если вы им немного поможете.

29.03.2019
 
Подготовила Надежда Лукашова
  
  о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет, ребенок и родители  Другие статьи автора

Ты защитишь меня? Разрешите детям жаловаться!

Я не знаю, когда и кто это придумал, но подобное убеждение прочно прижилось в детской субкультуре, и дошкольной, и школьной. Вариации убеждения: «ябедничать некрасиво», «стукач», «ябеда-корябеда». Причем транслируют эту мысль не только дети друг другу, но и некоторые родители: «Не надо мне жаловаться! Учись сам решать свои проблемы!».

Сколько психологических травм бывает из-за этого «нехорошо жаловаться». Ребенка обижают. Он сам не может себя защитить. И пожаловаться не может, потому что есть запрет на жалобу. Некоторые дети годами терпят издевательства одноклассников, но не жалуются. Пожалуйста, разрешите детям жаловаться!

Поскольку я являюсь хозяйкой маленькой собачки чихуахуа, я имею возможность наблюдать разные способы ее взаимодействия с миром во время прогулки. Она с громким лаем гоняет голубей, ликуя, что хоть кто-то ее боится. Она с любопытством обнюхивает йорка, потом виляет хвостом и скачет, приглашая его поиграть.

Настораживается и замирает, когда приближается ребенок, так как не понимает, чего от него ожидать: он просто пройдет мимо или полезет гладить? Поднимает на меня голову, как будто спрашивая взглядом: «Ты ведь защитишь меня?». Но если моя чихуахуа увидит крупную собаку, стремительно от нее убегает и просит защиты у меня на руках. То есть она демонстрирует разные модели реагирования: нападать, замирать, убегать, искать защиту — и все это про «защити себя».

Убежать и спрятаться — это тоже не дать себя в обиду. Мне бы в голову не пришло учить крохотную чихуахуа нападать на крупную собаку. Это кажется очевидным. Но почему тогда при воспитании детей мы так часто игнорируем факт того, что дети разные, в том числе и по росту, и по силе, и учим их универсальной модели поведения: «Не жалуйся. Умей за себя постоять. Дай сдачи».

Вы видели, как выглядит тот мальчик (обидчик), кому вы советуете дать сдачи? Инстинкт самосохранения подсказывает ребенку не давать сдачи. На уровне инстинктов у него тоже заложены разные модели реагирования. Идти за инстинктом или слушать родителей? Еще раз подойти к родителям со своей проблемой? Но он опять услышит: «Я же тебе уже сказал, дать ему как следует и больше не жаловаться».

Ребенок жаловаться перестает. Родитель убежден, что проблема решена. Но ребенок просто перестал жаловаться. Хотя по-прежнему не может дать сдачи. Терпит.

Так что же делать, если ребенка обижают в школе?

Каждый из родителей пытается самостоятельно найти решение этой проблемы. Одни считают, что нужно просто подождать и неприязнь к ребенку пройдет сама собой, другие сразу же бегут в школу и просят учителей разобраться с обидчиками.

Как правило, такие шаги только усугубляют ситуацию.

А что же правильнее сделать, если ребенка обижают в школе, какие шаги стоит предпринять, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону?

  • Cначала, естественно, попробуйте разобраться в причинах.
  • Попробуйте научить ребенка, как постоять за себя или как вести себя в той или иной ситуации.
  • Если, например, ребенка обижают из-за того, что он хуже одет, то  уже родителям стоит серьезно задуматься и позаботиться о своем ребенке, чтобы он хорошо выглядел.
  • Если ваш малыш немного полноват, запишите его на плавание или какую-нибудь спортивную секцию. Иногда этого вполне достаточно, чтобы проблема полностью исчезла.
  • Но если речь идет о физических недостатках, то, скорее всего, у ребенка сильно занижена самооценка и он не любит себя. Более того, он считает справедливым то, что его не любят и всячески обижают.
  • Попытайтесь помочь ребенку, объясните, что он такой один, вы любите его таким, какой он есть, скажите, что вы очень гордитесь своим ребенком.

А главное – никогда и ни в каком возрасте не говорите ребенку фраз типа «не будешь слушаться – я не буду тебя любить» или же при первых неудачах малыша в учебе «и в кого ты пошел, такая бездарь?».

Чтобы избежать проблемы с заниженной самооценкой, ребенком нужно заниматься еще с раннего детства. Хвалите его, поощряйте его интересы и увлечения, позвольте ему быль индивидуумом, а не серой мышкой.

Учите его высказывать свое мнение, иметь свои интересы и отстаивать их. Такой ребенок всегда сможет найти себе место в любом коллективе и будет твердо знать, что он не хуже, чем все, и никто не имеет права его унижать или оскорблять.

Не ругайте своего ребенка, а попробуйте разобраться в причинах, почему у него стали хуже отметки или он пришел в рваных штанах. Слушайте своих детей, присматривайтесь к ним, разговаривайте по душам вечерами и вам никогда не придётся сожалеть о том, что «я недосмотрела, недопоняла».

——
Автор – nastyafrau, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!

Необходимые меры с чутким сердцем и холодным разумом

Не спорю, первая реакция мам подобна защите своих детёнышей волчицами: готовы порвать всех. Но не стоит с праведным гневом сразу бежать и увольнять учителей и строчить заявления в полицию. Зачастую такая спешная реакция родителей приводит к отрицательному результату – ребёнка в отместку начинают обижать ещё сильнее и злее.

Восстанавливать справедливость и отвоёвывать место под солнцем нужно с умом и юридически грамотно.

  • Что делать родителям в первую очередь? Психологи советуют вывести ребёнка на откровенный разговор! Как часто такая проблема решается путём простого объяснения, что именно неправильное поведение школьника к своим окружающим служит причиной негативного к нему отношения. И не придётся никому угрожать, никого увольнять и краснеть за своё не совсем воспитанное чадо.
  • Если ваш ребёнок настоятельно просит не вмешиваться и уверен в собственных силах, дайте ему шанс. В конце концов, вы не сможете постоянно быть для него защитой. Договоритесь с ним о том, что при малейшей угрозе он даст вам об этом знать.
  • Когда ребёнок чувствует, что сам с ситуацией не справится, находим обидчика и пытаемся поговорить, чтобы понять, можно ли исправить ситуацию. Обычно, такой «взрослой стрелки» для младших школьников бывает достаточно, они даже иногда начинают уважать своего одноклассника за таких классных родителей.
  • Иногда требуется доверительная беседа с родителями задиристого отпрыска, тоже неплохо помогает. С подростками возрастом постарше такие разговоры могут не прокатить.
  • Убедились, что «дело – не уха»? Издёвки продолжаются, а педагоги стоят в стороне и молчат? Советы юриста: пишем официальное заявление на имя директора и идём смотреть «глаза в глаза». Нередко принятые руководителем административные меры приводят к настойчивой активности классного руководителя в наведении дисциплины в классе.
  • Директор школы не готов выносить сор из избы? Берём ручку и пишем неприятную бумажку в Департамент образования. Только тут вам придётся подготовить запасный выход: скорее всего, школу придётся поменять. Да и зачем вам такое учебное заведение, в котором правит подростковое хулиганьё, а не профессиональные педагоги?

Ребенка обижают одноклассники: 7 советов

Для некоторых младших школьников одной из серьезных проблем становится неприятие их одноклассниками в силу различных объективных и субъективных причин. Такая отверженность имеет массу негативных последствий: дети начинают хуже учиться, плохо вести себя в школе. Часто впадают в депрессии, нередко развивается комплекс неполноценности.

Обычно отвергнутыми оказываются чересчур агрессивные или же, напротив, слишком застенчивые и чувствительные дети. Часто это гиперопекаемые мальчики — с одной стороны, и девочки, которых не любят матери, с другой. Мальчики, которых мамы слишком оберегают, как правило, не могут похвастаться подвижностью, независимостью, умением идти на риск и адекватно воспринимать насмешки, то есть всеми теми качествами, которые вызывают уважение со стороны сверстников. У девочек же, отвергаемых в семье, плохо развиты социальные навыки сопереживания, сотрудничества, участия.

Первое, что может родитель (прежде всего мама) сделать, чтобы помочь своему ребенку, столкнувшемуся с проблемой неприятия, — изменить свое к нему отношение, а также вселить в него чувство уверенности в себе и способствовать развитию необходимых навыков общения.

Необходимо показать ребенку, что его проблемы вам небезразличны, что вы искренне сопереживаете ему. Можете сказать: «Представляю, как тебе неприятно» или «Естественно, тебя это очень злит». Неплохо будет, если вы вспомните (или придумаете) схожую историю из вашего детства: «Меня тоже не все любили в школе».
Обязательно спросите у ребенка, кто его унижает, один или несколько человек, давно ли это началось, как он себя ведет в этих ситуациях

Ответы на эти вопросы помогут вам лучше скорректировать поведение сына или дочери и решить, есть ли необходимость в посторонней помощи (в лице учителя или психолога).
С осторожностью следует рассматривать и вариант разговора с родителями детей, с которыми конфликтует ваш сын или дочь, хотя в ряде случаев, когда дело касается безопасности, это просто необходимо
Однако если речь идет об ученике младших классов, можно обратиться к учителю с просьбой время от времени хвалить его: другие обязательно обратят на это внимание и, возможно, изменят свое отношение к вашему ребенку, ведь для детей этого возраста авторитет педагога очень велик.
Ребенок может быть агрессивным или излишне застенчивым, но вряд ли сверстники будут его отвергать, если он сможет их заинтересовать чем-то, выходящим за рамки школьной программы. Поэтому еще одним способом решения проблемы отверженности может стать запись в секцию или кружок
Зачастую это помогает улучшить отношение одноклассников к ребенку и даже вызвать их уважение

Кроме того, у ребенка увеличивается круг общения, появляются новые друзья со схожими интересами, отношения с которыми могут в значительной степени сгладить травму отвержения в школе или во дворе.
Помните, что, обучив ребенка всего 2–3 эффективно работающим фразам, которые он мог бы использовать в горячей ситуации, вы значительно расширяете его навыки общения и увеличиваете способность противостоять обидчику.

Выяснив, что из себя представляет систематически повторяющаяся (а часто это именно так) травмирующая ситуация, придумайте вместе эти 2–3 волшебные фразы и отрепетируйте их в ролевой игре так, чтобы ребенок произносил их уверенно, даже несмотря на волнение и накал страстей.

  1. «Пойдем, расскажешь об этом поподробнее моим друзьям, они очень просили». Друзья — это старшеклассники, которых вы попросили взять шефство над сыном или дочкой. Выбирайте общительных отличников, пользующихся популярностью у сверстников. Если у вас получится — заодно решите и проблему с успеваемостью, если таковая имеется: ребенок будет их копировать, и вы не узнаете его через пару месяцев.
  2. Иногда отвержение связано с элементарным отсутствием у ребенка базовых навыков общения. Понаблюдав за тем, как он общается со сверстниками, вы сможете, действуя все тем же методом 2–3 фраз, научить ребенка знакомиться, присоединяться к группе играющих детей, поддерживать беседу и вообще вести себя так, чтобы к нему тянулись другие дети.

Много ли детей умеют поддерживать своих товарищей по игре, говоря, например: «Отличный бросок!», или «Вот это классно!», или «Как ты этому научился?!»? У детей, которые привыкли это делать, нет отбоя от друзей — такой источник укрепления самооценки встретишь редко. Почему бы и вашему ребенку не овладеть этими простыми приемами?

Как понять, что ребенка обижают в школе?

В самом начале следует отметить, что не каждый ребенок, терпящий издевательства со стороны одноклассников, расскажет об этом родителям. Понять, что проблема имеет место, можно по некоторым особенностям поведения.

К ним относятся:

️ Плохой сон ребенка.

️ Нежелание ходить в школу.

️ Плаксивость без видимого повода.

️ Агрессивность.

️ Постоянно пропадающие вещи (ручки, карандаши, учебники и т. д.)

Особенно внимательными следует быть родителям, чьи дети имеют нестандартную внешность (рыжие, слишком высокие или низенькие, страдающие лишним весом и т. д.) либо определенные физические особенности (к примеру, плохое зрение, оттопыренные уши, заикание). Они чаще других подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Также в группе риска ребята из бедных семей, не имеющие возможности похвастать новеньким айфоном или модной одеждой.

Как помочь ребенку, если его обижают сверстники?

Итак, если проблема выявлена, ее однозначно нужно решать. Закрывать глаза нельзя, ведь речь идет о детской психики. Как показывает практика, из тех, над кем издевались в школе, вырастают как маньяки-убийцы, так и успешные люди. И здесь очень многое зависит именно от родителей, чья поддержка необходима ребенку как воздух.

Но решать проблему – это совсем не обязательно бежать в школу и наказывать обидчиков. Такой вариант если и уместен, то только в младших классах, когда для малышей взрослый еще авторитет, и можно попробовать поговорить с забиякой или его родителями.

В случае же с подростками своим вмешательством подобного рода мама с папой только навредят. Одноклассники, узнав о том, что взрослые пришли защищать их жертву, будут еще сильнее унижать «маменькиного сынка».

Первое что нужно сделать в любом случае, это поговорить со своим ребенком по душам и узнать, хочет ли он, чтобы родители вмешались в ситуацию.

Возможно, речь идет о по-настоящему страшных вещах и потребуется помощь не только матери и отца, но еще и полиции. Если ответ «да», то необходимо узнать, как именно взрослые могут посодействовать в решении проблемы. И дальше действовать по ситуации.

Родителям «забитых» детей психологи советуют в любом случае:

️ Записать свое чадо на спортивную секцию, где ребенок научится не только постоять за себя, но и выстраивать отношения со сверстниками.

️ «Подбрасывать» ему поучительные книги и фильмы, где героев обижали, но в итоге они оказывались победителями.

️ Пообщаться с классным руководителем и рассказать ему о проблеме – педагог обязан принять определенные меры в данной ситуации.

️ Чаще разговаривать с ребенком, быть откровенными, рассказывать о собственной юности с ее поражениями и победами.

️ Всячески поддерживать стремление заводить друзей и создавать удобные ситуации (приглашать одноклассников ребенка домой, водить чадо на всяческие мероприятия, где он может познакомиться со сверстниками, и т. д.).

Детей обижают в школе? Ответы психолога

В самом крайнем случае, если совсем ничего не помогает, следует подумать о смене класса или даже школы

Но очень важно помнить и родителям, и детям, что от себя не убежишь. И, как правило, переход в новый коллектив ничего не дает – человек, не умеющий заставить себя уважать, снова станет «мальчиком для битья»

Тем более, что к новеньким обычно отношение подозрительное априори. Поэтому желательно все же постараться решить проблему менее кардинальными способами.

Любовь, уважение и поддержка родителей способны сделать лебедя из каждого гадкого утенка!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector