Что должен ребенок уметь в 1 год и 4 месяца, особенности развития
Содержание:
- Моторика
- Развитие малыша в 8 месяцев
- Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца
- Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка
- Физиология
- Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша
- Физиологическое и психомоторное развитие новорожденного
- Физиологические изменения
- Развитие детей полутора лет
- Развивающие игры и занятия
- Частые проблемы
- Советы родителям
- Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год 4 месяца
- 22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)
- Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
- Чем заниматься и как развивать и развлекать малыша во время бодрствования
- Как малыш развивается к 2 месяцам
- Физическое развитие ребенка в 1 год и 4 месяца
Моторика
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
- Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
- Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
- Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
- Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
- Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
- Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
- Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
- Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
- Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
- Лепить из соленого теста.
- Приклеивать наклейки на себя или на листок.
- Рисовать пальчиковыми красками.
- Играть со шнуровками.
- Наматывать нитки на клубок.
- Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
- Закручивать и откручивать крышечки.
- Играть с сортером и рамками-вкладышами.
- Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
- Играть с прищепками.
- Заниматься с сенсорной коробкой.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца
Данные о развитии ребенка — нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения.
Девочки
- Рост — 74,8-80,2 см
- Вес — 8,5-10,9 кг
- Окружность головы — 44,3-47,0 см
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок становится всё более самостоятельным, и всё больше разных дел стремится делать сам.
Не нужно препятствовать инициативам крохи, тем более в тех делах, с которыми ему по силам справиться. Хочет держать ложку и самостоятельно отправлять в рот пищу — пожалуйста. Просто нужно запастись терпением, хорошим фартуком и дополнительной порцией еды. Держать кружку и пить из нее — тоже уже можно и нужно. Кружку лучше использовать пластмассовую, она более легкая, и не разобьётся при падении.
Очень сильно в этом возрасте стремление к подражанию окружающим взрослым: услышал, как кашляет папа — кашляет тоже, мама читает — и мы полистаем книжку.
Простые действия ручками — «пока-пока», «ладушки» — разучите, если еще не сделали это.
Ходьба всё более совершенствуется, малыш может одновременно идти и нести предмет, идти и толкать или тянуть игрушку. Стоя на ногах можно потянуться и взять с полки что-либо.
Сложности, которые могут возникнуть
Малыш еще не дорос до совместных игр со сверстниками. Он может заниматься своими делами, сидя рядышком в песочнице, наблюдать за игрой соседа, но к большему взаимодействию ребенок пока не готов. Не сформировались понятия «моя» и «чужая» игрушка, поэтому нередки ситуации, когда один карапуз хватает игрушку другого или начинает её «перетягивать»
Объяснять пока бесполезно, лучше отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
Многие ребятки изначально не боятся темноты и прочих вещей. Но взрослые, припугивая детей разными страшилками из разряда: «Если ты не будешь кушать, тебя заберет бука (бяка, чужая тетя и др.), сами дают повод для страхов
Нельзя использовать страх как способ достижения воспитательных целей, иначе вы рискуете получить часто пугающегося ребенка, вздрагивающего при малейшем шуме. Дальше может развиться невроз.
Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка
Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.
В остальном всё, как обычно:
- утреннее умывание;
- чистка зубов;
- вечерние водные процедуры.
Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:
- дневной сон — 2-3 часа;
- обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.
Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.
Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.
Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.
Примерный размер порций на каждый прием пищи
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Каша — 150 гр Чай с молоком или молоко — 150 мл Хлеб с маслом -40 гр/5 гр |
Салат овощной — 10гр Суп — 100 мл Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл |
Творог — 50 гр Фрукты — 100гр Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр |
Каша или овощное пюре — 150 гр Чай с молоком — 150 мл |
Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.
Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.
Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.
Физиология
- Рост мальчиков в возрасте 1 год 8 месяцев в среднем колеблется от 80 до 85 см. У девочек — 78-83 см.
- Вес мальчиков в это время составляет около 11-12,5 кг, а девочек — 10-12 кг.
- Окружность головы: 48-50 см у мальчиков и 46,5-49 см у девочек.
- Зубы у всех крох прорезываются по-разному, поэтому к году и 8 месяцам у одних может быть 13-14 зубиков, а у других уже все 18.
ВАЖНО! Многие родители часто беспокоятся о том, что у их чада прорезаются зубки, но врачи утверждают, что волноваться не стоит. 20 зубов к 2-м годам — показатель очень средний
Если столько же зубиков будет не к 2-м, а к 2,5 или даже к 3-м годам — это тоже в рамках нормы.
Чтобы ребенок физиологически нормально развивался, ему необходим здоровый сон. В этом возрасте в идеале малыш должен спать около 13-ти часов в сутки (с учетом ночного и дневного сна). Если днем он никак не хочет засыпать, то надо устроить его распорядок таким образом, чтобы он хотя бы просто отдыхал в середине дня.
Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша
Внимание:
В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон
Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет
Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.
Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.
Развитие речи
Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:
- описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
- называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
- описывайте, что видите на рисунке;
- можно начать учить стишки, одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).
Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:
- начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
- изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся зубки и желание все попробовать на вкус;
- рисуйте. Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.
Общение. Тут тоже есть свои приемы:
- начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
- учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).
Крупная моторика. Надо делать так:
- закрепляйте навыки ходьбы, учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
- ходите по ступенькам за ручку, залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
- собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!
Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:
играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.. Ребенок в год и два месяца очень любознателен
Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо
Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.
Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам
- 1 год 1 месяц
- 1 год 2 месяца
- 1 год 3 месяца
- 1 год 4 месяца
- 1 год 5 месяцев
- 1 год 6 месяцев
- 1 год 7 месяцев
- 1 год 8 месяцев
- 1 год 9 месяцев
- 1 год 10 месяцев
- 1 год 11 месяцев
- 2 года
Физиологическое и психомоторное развитие новорожденного
В первый год жизни, развитие ребенка очень интенсивное, его организм полностью перестраивается и приспосабливается к условиям окружающего мира. Изменение температурного режима, режима питания и пищеварения, кровообращения и т.д. — огромный стресс для организма ребенка (как с физиологической, так и с психологической точки зрения). От того, насколько ответственно относятся родители к ребенку в этот период, зависит его физическое и психическое здоровье. У новорожденного в этот период одним из основных «видов деятельности» являются безусловные рефлексы:
- Сосательный рефлекс. Первый и самый основной. Данный рефлекс позволяет ребенку питаться. Проходит такой рефлекс примерно к 1 году.
- Хватательный рефлекс. Ребенок способен схватить и удерживать вложенный в его ладошку палец, причем так сильно, что его можно приподнять над пеленальным столиком или другой опорой.
- Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. Если новорожденного держать за подмышки, то он опирается на всю стопу и передвигает, имитируя ходьбу, ноги.
- Защитный рефлекс. Если ребенка положить на живот вниз головой, он никогда не задохнется, потому как немедленно повернет голову набок.
- Рефлекс ползания. Если положить ребенка на живот, он начинает движения, напоминающие ползание, а если под его пяточки в этот момент подставить ладонь — ребенок активно начинает отталкиваться от «препятствия», при этом в процесс включаются ручки.
Физиологические изменения
- Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
- Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
- Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год. Прорезывание зубов может омрачать жизнь малыша и его родителей плохим сном, снижением аппетита, капризами и плачем малыша, связанными с болевыми ощущениями во рту.
Для облегчения симптомов прорезывания зубов может применяться стоматологический гель тройного действия Холисал. При местном применении действующие вещества препарата всасываются через слизистую оболочку полости рта, помогая снимать боль и воспаление, а также воздействуя на вирусы, грибы и болезнетворные бактерии. Гелевая адгезивная основа помогает удерживать на слизистой оболочке действующие вещества, продлевая их действие¹. Стоит отметить, что гель Холисал не содержит лидокаин, и может быть рекомендован пациентам с непереносимостью лидокаина. В отличие от некоторых других местных антисептических и противовоспалительных средств, Холисал может применяться как у взрослых, так и у детей
Важно соблюдать осторожность при применении у детей до года и предварительно проконсультироваться с врачом
Развитие детей полутора лет
Ребенок в полтора года продолжает активно изучать окружающее его пространство, причем, как на улице, так и дома.
Этому способствует улучшенная координация движений, а также уровень интеллекта, который существенно превышает тот, что был у крохи в годик.
Физическое развитие ребенка 1 год 6 месяцев несколько замедляется, зато происходит активное становление личности и формирование характера.
Физическое
Достаточный уровень физической активности для полуторагодовалого малыша — залог того, что он научится правильно управлять своим телом, будет совершенствовать координацию движений и приобретенные ранее навыки. Задача родителей — не ограничивать, а обеспечить безопасное пространство, в котором ребенок мог бы развиваться гармонично.
Физические навыки малыша в 18 месяцев:
- уверенно ходит во всех направлениях, минуя препятствия, осваивает бег. При этом, начинает смотреть под ноги, меньше спотыкается и падает, чем несколькими месяцами ранее;
- способен взбираться на мебель, а затем спускаться с нее (стулья, диваны, кровати);
- умеет пинать ножкой мяч;
- сам ест сидя на детском стульчике, пьет из чашки изредка обливаясь;
- отлично ходит по лестнице с поддержкой;
- может бросить мяч рукой;
- чтобы поднять упавший предмет, просто наклоняется, а не садится с ним рядом, как это было ранее;
- активно открывает дверцы шкафов и все оттуда вытряхивает;
- открывает двери в комнаты;
- садится на корточки.
Вес и рост ребенка в полтора года зависит от массы при рождении, особенностей питания, уровня активности и прочих факторов. Средние показатели для мальчиков: 11,7 кг и 82 см, соответственно, для девочек — 11 кг и 80,3 см.
Нервно-психическое
Мамина кастрюля с крышкой может оказаться куда более интересной, чем целый мешок ярких развивающих игрушек. Эмоциональная сфера становится более развитой: малыш радуется при встрече с родными, может попытаться успокоить если рядом кто-то заплачет, огорчается когда что-то не получается и т.д.
Крохи способны легко «переключаться», то есть, рыдания по поводу запрета мамы на попытки потрогать горячий утюг, уже через 20 секунд могут смениться задорным смехом. Почти все дети в полтора года обожают танцевать под музыку.
Самый большой страх полуторагодовалого крохи — расставание с близкими. Психологическая уязвимость в этом возрасте крайне высока. Малыш в 18 месяцев с удовольствием рисует на листе бумаги каракули при помощи карандаша, фломастера или ручки.
Основная трудность указанного периода жизни — активное проявление негативных эмоций, к которому далеко не все родители готовы.
Причины могут быть банальными: не дали что-то запретное, не получается построить башенку
Психологи в такой ситуации советуют родителям находить способы быстро отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то другое
Интеллектуальное
В 18 месяцев происходит большой скачок в развитии речевых навыков. Малыш уже совершает попытки строить словосочетания, понимает смысл почти всех сказанных ему фраз. Выполняет простые просьбы, например: «дай яблоко со стола» или «открой крышку у коробки».
Ребенок в 1,5 года также умеет:
- играть в сортер, правильно подбирая фигурки;
- знает, где кубик, а где — мячик или кирпичик;
- собирает пирамидку;
- показывает предметы по просьбе взрослого;
- знает 2-3 цвета, может отличить понятия «большой-маленький»;
- использует предметы в игре, согласно их назначению;
- умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку;
- проявляет сообразительность, например, если нужно достать предмет на высоте, подставляет стульчик;
- говорит до 40 простых слов;
- пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.
Возраст 18 месяцев идеален для приучения к туалету — если раньше малыш пользовался этим аксессуаром больше интуитивно или вообще не умел этого делать, то сейчас он начинает понимать связь: «хочу в туалет — использую горшок».
Развивающие игры и занятия
Особенностью данного возраста является практически полное подражание взрослым.
- стаканчики, вставляющиеся один в один, пирамидки;
- пуговицы, бусинки, конструкторы, мозаики (во время таких занятий ребенок обязательно должен находиться под присмотром взрослых);
- игрушечные предметы мебели, бытовой и кухонной утвари, детская посудка, фрукты и овощи.
Мальчики и девочки постепенно начинают проявлять интересы к разным играм. Мальчишки становятся более активными, отдают предпочтение мячам и машинкам. А вот девочки любят подражать маме в уборке дома, играть куклами и устраивать чаепития.
Но не стоит переживать если малыш отдает предпочтения игрушкам противоположного пола, как правило, при попадании в общество детей, ребенок начинает менять свои интересы.
Полезными будут игры в «шершавый-гладкий», «низкий-высокий»,« большой-маленький», «далеко-близко», это нужно для развития сравнительных и ориентировочных навыков.
Кукольная мебель
Педиатры рекомендуют как можно чаще давать ребенку рисовать, пусть пока у него не получится изобразить солнышко или домик, но это поможет научиться держать рукой карандаш или кисточку и осваивать творческие навыки. Сейчас есть огромный выбор красок для самых маленьких, в том числе и пальчиковые краски. Но для занятий последними, малыша лучше раздеть и что-нибудь постелить, чтобы он не разукрасил весь дом.
Нередко родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание делиться игрушками с другими детьми или взрослыми
В данной ситуации стоит сразу переключать внимание, чтобы не укоренить в характере такую черту как жадность
Вес также может повлиять на физическое развитие, так худенькие детки обычно более активны по сравнению с пухленькими.
Но не стоит переживать если ребенок не соответствует этим параметрам или опережает их. Все дети индивидуальны, большую роль в способностях малыша играет и генетическая предрасположенность.
Частые проблемы
Трудности в засыпании. Их причиной является высокая активность в течение дня, ведь годовалый ребенок много ходит. Облегчить засыпание крохи поможет ежедневно повторяющийся ритуал, к которому малыш привыкнет. Целью его выполнения является настраивание ребенка на ночной отдых.
Падения
Их не удается избежать практически ни одному малышу, поскольку падение является важной частью обучения самостоятельной ходьбе. Когда ребенок упал, не спешите к нему подбежать, а дайте возможность крохе подняться самостоятельно
Но обязательно помогите малышу, если у него не получается подняться, а также если ребенок ударился и плачет.
Кризис первого года. В возрасте 1 года у деток наступает сложный переходный момент, который называют кризисом первого года. Карапуз становится упрямым, непослушным, отказывается от помощи, ведет себя противоречиво, раздражается, очень плаксивый и обидчивый. Такое поведение свидетельствует о формировании у малыша самостоятельности, собственной воли и изменения мироощущения. Важно помнить, что это лишь временное изменение в поведении крохи.
Советы родителям
- Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
- Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
- Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
- Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
- Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.
Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.
Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год 4 месяца
Память малыша все больше развивается, давая ребенку новые навыки и ощущения. Кроха начинает иногда подражать своим родителям в процессе игры, имитируя уборку или приготовление еды. Это происходит не всегда, а лишь в те моменты, когда ребенок подвержен воспоминаниям. В возрасте 1 год и 4 месяца ребенок учится играть, что является очень важным шагом в его развитии и становлении будущей личности.
Денис ВУ
(просто нажмите на временное обозначение периода для перехода в соответствующую статью) |
|
В 1 год и 7 месяцев | |
В 1 год и 2 месяца | В 1 год и 8 месяцев |
В 1 год и 3 месяца | В 1 год и 9 месяцев |
В 1 год и 4 месяца | В 1 год и 10 месяцев |
В 1 год и 5 месяцев | В 1 год и 11 месяцев |
Развитие ребенка в 1,5 года | Развитие ребенка в 2 года |
22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)
После 1 года и 10 месяцев ребёнок сильно привязан к родителям, он болезненно переживает их отсутствие. Игрушки его не сильно интересуют, ему больше нравится возня со «взрослыми» предметами. Есть самостоятельно малыш не так любит, как в компании. Его можно постепенно приучать к горшку. Он сможет самостоятельно одеть на себя что-нибудь, подолгу изучает заинтересовавший его объект или предмет.
В 22 месяца надо предлагать игры на развитие моторики
Родителям нужно постараться, чтобы у ребёнка была возможность утолять жажду познания.
Для развития воображения рекомендую поиграть с ним в игру «Наоборот», построенную на антонимах. Взрослый называет явление или предмет, а ребёнок должен придумать и назвать нечто противоположно. Например, «огонь — вода», «темно-светло» и т. д. Он усваивает повелительное наклонение, употребление множественного числа, склонение. Девочки начинают разговаривать немного раньше мальчиков, быстрее соединяют слова во фразы.
В два года ребенок активно пользуется жестами и словами
Заниматься с ребёнком до двух лет лучше только в форме игры. Он бессознательно оттачивает свои моторные навыки и потому помногу раз повторяет одно и то же действие. Перебирает кубики и с удивлением познаёт, что их ставят не только один на другой, но и в ряд, их можно положить куда-нибудь, переложить с одного места на другое. Современные исследования показали, что в этот период, независимо от пола ребёнка, нужно купить куклу средних размеров, до 40 см. Хорошо, если у неё двигаются ручки — ножки, закрываются глаза, чтобы её можно было сажать, укладывать спать, переодевать. Куклу используют тогда, когда с ребёнком нужно договориться о чём-то, объяснить, избежать каприз и др.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Чем заниматься и как развивать и развлекать малыша во время бодрствования
Когда малышу исполнился 1 месяц, можно начинать делать лёгкий массаж всего тела. Температура в помещении должна быть около 22 градусов, ребёнок должен быть здоров, без признаков ОРЗ. До трёх месяцев массаж в основном заключается в поглаживаниях. Лёгкие поглаживания можно производить в любом направлении. Животик массируют с небольшим усилием, руку нужно вести по часовой стрелке и от боков к пупку. Также выполняют встречные поглаживания живота, при этом левая рука идёт вверх, а правая вниз. Полезно прижимать согнутые в коленях ножки к животику. Во время занятий можно использовать упражнения: рефлекторная ходьба, рефлекторное ползание, рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Если у малыша есть какие-либо заболевания, массаж делается специалистом по показаниям.
Каждый день мама может:
Выкладывать малыша на животик. Во-первых, это стимулирует малыша к самостоятельному поднятию головки, во-вторых, способствует отхождению газов, скопившихся в кишечнике.
Устраивать «воздушные ванны». Это предотвращает появление опрелостей и потницы. В это время можно сделать массаж ребёнку.
Держать грудничка «столбиком». В такой позе ребёнок меньше срыгивает после еды и старается удержать головку без помощи мамы.
Производить массаж пальчиков и ладоней. Это расслабит ручки и способствует раскрытию кулачков.
Включать музыку, петь песенки малышу. Звуковые раздражители благотворно сказываются на слуховом восприятии грудничка.
Издавать звуки с разных сторон. У малыша возникает интерес, заставляющий его повернуть головку в сторону источника звука.
Вкладывать в руки ребёнка свои пальчики или игрушки. Это поддерживает хватательный рефлекс, который чуть позже преобразиться в осознанный захват предметов.
Покачивать малыша, танцевать с ним. Для развития вестибулярного аппарата необходима тренировка.
Повесить яркие игрушки с разных сторон от ребёнка
Тем самым стимулируется зрительное восприятие и желание малыша поднять головку, дотянуться до привлёкшего внимание предмета.
Включать мобиль. Медленно движущиеся предметы заинтересовывают грудничка
Он старается удержать их в поле зрения и рассмотреть.
Строить гримаски. Такая игра развивает мыслительную деятельность.
Упражнение «Вот подарок малышу» для раннего физического развития — видео
Необходимо обратить внимание, чтобы малыш активно и с интересом поворачивал голову в одну и другую сторону. Это предотвратит развитие установочной кривошеи
Установочная кривошея приводит к деформации позвоночника, поэтому важно вовремя её диагностировать
Мама должна постоянно общаться с ребёнком, пытаться учить его, рассказывая и показывая ему что-либо. Слыша речь матери, малыш чувствует себя в безопасности, при этом развиваются и его речевые центры.
Как развивается ребёнок на втором месяце жизни — видео
Родители видят, как подрос малыш, как изменилось выражение его личика за прошедшее время. Когда в доме появляется маленький член семьи, всё преображается: меняются обстановка, режим дня и даже мысли взрослых. Мама и папа привыкают к новой роли, а ребёнок к окружающему его миру. Главное в этот период для родителей и малыша — разумный подход, уверенность в своих силах, любовь и понимание близких.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
- Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
- Переворачивается с бока на спинку;
- В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
- Следит глазами за перемещающимися предметами;
- Поворачивает голову в сторону звука;
- Исчезает гипертонус рук;
- Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).
Психоэмоциональное развитие:
- Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
- Замирает, прислушиваясь к звукам;
- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
- Реагирует на знакомые голоса;
- Гулит, пропевает некоторые звуки.
Физическое развитие ребенка в 1 год и 4 месяца
Вне зависимости от пола, все дети в 1 год и 4 месяца должны уметь самостоятельно вставать, ходить, держась за опору и делать несколько шагов самостоятельно. Большинство детей в этом возрасте уже уверенно ходят и даже бегают, если ребенок еще даже не делает попыток самостоятельно вставать и ходить, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром или невропатологом, возможно, ему не хватает витаминов, кальция или нужно заниматься укреплением мышц нижних конечностей.
Среди других физических навыков малышей в 1 год и 4 месяца можно отметить умение подниматься и спускаться по лестнице, держась за руку взрослого или перила, попытки самостоятельно залезать и слезать со стульев, дивана и так далее. В этом возрасте сильно увеличивается риск травматизации ребенка, поэтому его нельзя оставлять без присмотра даже на несколько минут – у детей в 16 месяцев еще не очень хорошо скоординированы движения, отсутствует страх перед падением, и они еще не понимают, какие их действия могут привести к травме.
В этом возрасте малыши активно пробуют есть самостоятельно, они зажимают ложку в кулачке и не всегда точно попадают ее в рот, но не стоит пытаться переучивать маленького непоседу или заставлять его есть аккуратно – он просто не может этого сделать из-за несовершенства координации движений. Лучше запастись терпением и большим слюнявчиком и дать ребенку возможность самостоятельно есть кашу, пюре, творожок и другие густые продукты.