Что такое раздвоение личности, его причины и терапия?
Содержание:
Что такое диссоциативное расстройство идентичности?
В науке раздвоение личности называется диссоциативным расстройством идентичности и является одним из самых тяжелых видов, входящих в диссоциативную группу психических заболеваний.
Возникает расстройство вследствие какой-либо разрушительной психологической травмы, сильнейшего стресса, с которым человек не может справиться самостоятельно.
Для того, чтобы снизить интенсивность гнетущих переживаний, в нашем организме предусмотрен механизм психологической защиты — диссоциация.
В норме он функционирует таким образом, что позволяет нам как бы посмотреть на критическую ситуацию со стороны, как будто это происходит с кем-то другим. Это помогает не поддаться эмоциям и оставаться хладнокровным в момент принятия важных решений.
Однако данный механизм, действующий в избытке, может способствовать и развитию психических расстройств.
Одним из них выступает деперсонализация, когда человек может ощущать себя как будто вне собственного тела, не до конца осознавать кто он, что сейчас происходит. При этом понимает, что с ним что-то не так, сохраняется критичность к своему состоянию.
Так же как и при дереализации — состоянии, когда ставится под сомнение реальность происходящих событий, нарушается восприятие окружающего мира. Все может представляться каким-то странным, плоским, неестественным, фотографичным.
Кроме того, может возникнуть диссоциативная амнезия, то есть из сознания и памяти выпадает тот отрезок событий, который непосредственно связан со стрессом. Например, если женщина теряет ребенка, она вообще может забыть, что когда-либо была беременна и рожала.
Все эти состояния возможны при диссоциативном расстройстве идентичности. Чтобы справиться с тяжелыми жизненными ситуациями личность человека расщепляется еще на несколько субличностей.
Причем самое поразительное то, что созданные собственным сознанием «персонажи» могут иметь абсолютно разный пол, возраст, характер, уровень интеллекта. Даже разговаривать способны на разных языках.
Бывает так, что эти личности знают о существовании друг друга, а могут быть и совсем незнакомы. Для специалистов это бесконечно интересная почва для исследований и наблюдений.
Такие случаи позволяют понять, насколько запредельны возможности человеческого мозга и сознания, до конца еще не изученного.
Как это происходит? «Переключение» множества личностей случается внезапно, человек не может это контролировать, а каждая следующая личность не помнит, что только что говорила и делала предыдущая.
Пациента будто бы «засасывает» куда-то, поглощает, но остановить этот процесс он не в силах.
Симптомы и признаки
Рассмотрим признаки раздвоения личности. Как и каждая болезнь, раздвоение личности имеет ряд характерных особенностей. Вот некоторые из них:
- Поступки у пациента выглядят довольно глупо и нелепо. Его слова ничем не аргументированы, а сам вид демонстрирует своенравное воображение. В рассказах проскакивает множество выдумок, природа которых строится на неком героическом образе. Чаще, это сущности обладающие мудростью, силой, гениальностью и незыблемым величием;
- Больной ничего никому не доказывает, в нем попросту происходит активная смена разнообразных личностных характеристик, сопровождающихся резким изменением мировоззрения, а также возникновением изменения событий в памяти. Каждая личность будет помнить момент своего появления, однако одна может вспоминать больше, а другая меньше. Такое проявление зависит от их связи между собой. Субъект будет утверждать, что он не является человеком, которым на данный момент он приходится, а также не будет узнавать ни места, где он находился, ни окружающих его людей. Обычно раздвоение личности с таким эффектом наблюдается в случае, когда одной из сущностей удалось подавить другую. В определенном состоянии стабильность связи с окружающим миром будет сохраняться.
- У больного наблюдается отсутствие контроля над своим телом (дрожь и извивание), человек при этом кричит не своим голосом, проявляется резкий переход от одного сознания к другому. Пациент принимает все действия и слова субличности за собственные, и не понимает, что на самом деле в данный момент с ним происходит.
Раздвоение личности с протеканием такой формы недуга начинается с заполнения разума чужими идеями и мыслями. После чего этот процесс перерастает в более тяжелую стадию и сопровождается стремлением вытеснить полностью доминирующее сознание из своего тела.
Как вывод, имеем следующее – раздвоение личности, симптомы которого проявляются в возникновении у пациента одной субличности либо большего их числа. Заболевший часто не осознает этого расстройства и не замечает ухудшения психического состояния.
Как лечить раздвоение личности
Процесс терапии пациентов, как правило, сложный и длительный. В большинстве случаев требуется наблюдение до конца жизни человека. Получить положительный и желаемый результат от лечения можно только при правильном приеме медикаментов. Препараты, дозировки должны назначать исключительно врачом на основании проведенных исследований и анализов. Современные схемы лечения включают такие типы препаратов:
- антидепрессанты;
- транквилизаторы;
- нейролептики.
Кроме медикаментозных средств используются и другие методы терапии, которые направлены на решение проблем расщепления сознания. Не все они обладают быстрым эффектом, но являются частью комплексного лечения:
- электросудорожная терапия;
- психотерапия, которую могут проводить только врачи, прошедшие специализированную дополнительную практику после окончания медицинского института;
- допускается применение гипноза;
- часть ответственности за лечение ложиться на плечи окружающих, они не должны разговаривать с человеком, как с больным.
Психотерапевтическое лечение
Диссоциативное расстройство требует психотерапевтической терапии. Проводить ее должны специалисты, которые имеют опыт в этой сфере и прошли дополнительное обучение. Это направление используется для достижения двух основных целей:
- облегчение симптомов;
- реинтеграция всех альтер эго человека в одну полноценно функционирующую идентичность.
Для достижения этих целей используют две основные методики:
- Когнитивная психотерапия. Работа врача направлена на исправление стереотипов мышления, нецелесообразных мыслей при помощи убеждения структурированного обучения, тренировок поведения, ментального состояния, эксперимента.
- Семейная психотерапия. Заключается в работе с семьей для оптимизации их взаимодействия с человек, чтобы снизить дисфункциональное влияние на всех членов.
Электросудорожная терапия
Впервые метод лечения был применен в 30-х года 20 века, тогда активно развивалось учение о шизофрении. Основанием для применение такой методики лечения была идея, что мозг не может выдавать локализованные вспышки электрических потенциалов, поэтому их нужно создать в искусственных условиях, что поможет добиться ремиссии. Процедура выполняется следующим образом:
- К голове пациента крепли 2 электрода.
- Через них подавалось напряжение 70-120 В.
- Прибор пускал ток на протяжении доли секунды, которой хватало для воздействия на мозг человека.
- Проводили манипуляцию 2-3 раза за неделю в течение 2-3 месяцев.
В качестве терапии шизофрении этот метод не прижился, но в области терапии множественного раскола сознания может применяться. Для организма степень риска от методики снижается благодаря постоянному наблюдению со стороны врачей, анестезии, релаксации мышц. Это помогает избежать всех неприятных ощущений, которые могли бы возникнуть при создании нервных импульсов в веществе головного мозга.
Применение гипноза
Люди, испытывающие множественные расколы сознания, не всегда осознают присутствие других альтер эго. Клинический гипноз помогает достичь интеграции пациенту, чтобы облегчить проявления болезни, что способствует изменению характера больного. Это направление сильно отличается от обычных методов лечения, потому что само гипнотическое состояние может спровоцировать появление множественной личности. Практика направлена на достижение следующих целей:
- укрепление эго;
- облегчение симптомов;
- снижение тревоги;
- создание раппорт (контакт с проводящим гипноз).
Причины появления
Раздвоение личности возникает не спонтанно, оно имеет достаточно сложный и долгий процесс развития. В результате защитной реакции психики на какое-либо травматическое событие или же действие со стороны другого человека происходит отделение некоторых функций и мыслей, которые в нормальном состоянии происходят в сознании единой личности. При этом данные мысли или же действия не стираются из памяти насовсем, и могут всплыть на поверхность в любое время.
Их появление часто бывает спонтанным и происходит при активизации пускового механизма – триггера. Им может быть вещь, событие, любой объект, который в момент травмы находился рядом с человеком. То есть, если один из членов семьи, который совершал насилие, любил определенные фильмы, то их просмотр может вызвать у человека с диссоциативным расстройством появление образов и мыслей о тяжелом детстве.
В практике принято, что причиной возникновения расщепления личности являются такие факторы, как:
- очень сильный стресс, вызванный моральным и физическим насилием;
- имеющиеся способности к диссоциативным расстройствам;
- чрезмерная активизация механизмов защиты.
Особое значение имеют защитные реакции организма в юном возрасте. Недостаточное количество участия и заботы, а также отказ предоставить ребенку защиту в тот момент, когда он в ней нуждается, – все это может стать причиной расстройства, симптомы которого проявятся значительно позже. Родителям и воспитателям следует учитывать, что унификация личности – это не врожденная способность, а приобретенная. И зависит ее формирование от многих факторов, которые не следует упускать из виду при воспитании.
Формирование такого расстройства, как раздвоение личности, происходит длительное время, однако само по себе диссоциативное расстройство не обязательно будет свидетельствовать о наличии психического заболевания.
Диссоциация – это механизм, который срабатывает в стрессовой ситуации у каждого человека. Такие случаи, как авто- или авиакатастрофа, долгое лишение сна, длительное пребывание под действием «веселящего» газа, некоторые виды стоматологического вмешательства могут приводить к тому, что у человека происходит дезориентация и диссоциация. Также ощущение потерянности могут испытывать люди, которые любят глубоко погружаться в книги и фильмы. Во время чтения или просмотра окружающая действительность на время просто перестает существовать.
Отличить именно психическое заболевание помогает знание основных симптомов.
https://youtube.com/watch?v=80qYQe4RVw0
Дорис Фишер
Когда врачи говорили о Дорис Фишер, они имели в виду пять её личностей. Настоящая Дорис, Вялая Дорис, Болезненная Дорис, Маргарита и Спящая Маргарита. В общем, эдакий киндер-сюрприз или даже матрёшка. Самой крутой “матрешкой” считалась Маргарита. Она постоянно творила пакости, но сваливала вину на Настоящую Дорис. Именно Маргарита вырывала из книг страницы, пачкала одежду в грязи и могла специально порезаться ножом. Но вину, обиду и боль при этом чувствовала только Настоящая Дорис. Психиатры долго пытались излечить бедняжку, но у них ничего не получалось. Лекарства, терапия, гипноз – всё зря. Тогда врачи решились на последний шанс и пригласили… медиума. После его посещения все “лишние люди” исчезли, а в живых осталась только Дорис Настоящая. Вот и верь после этого в официальную медицину.
Причины диссоциативного расстройства
Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие индивида во время возникновения травматического события.
Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.
Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.
Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.
Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.
Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.
Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.
Патогенез
Как получить раздвоение личности? Одним из механизмов, с помощью которого психика пытается справиться со стрессом и неконтролируемыми воспоминаниями, является диссоциация (отделение). Травма действует на психику ребенка, раскалывая ее на несколько автономных частичек, которые становятся почвой для субличностей в будущем. Диссоциация активизируется при соответствующих условиях и имеет сугубо бессознательную природу. Она играет охранительную роль и постепенно приобретает комплексный характер, а это влечет разрушение целостной структуры личности.
Диссоциация уберегает личность от травмы, расщепляя переживания на части. Субличности формируются от пяти до двадцати пяти лет и в среднем может формироваться от 6 до 16 субличностей. Чем раньше происходит повторная травматизация, тем больше риск того, что разовьется диссоциативное расстройство и сформируются личности. Альтер-личности берут на себя травматическое прошлое, поэтому они и формируются. Новая Альтер-личность освобождается от переживаний, формируется новая биография, новая история личности.
Расщепление происходит по бессознательному желанию человека как стремление отгородиться и изолироваться от негативных воспоминаний. Но не каждое тревожное событие способно спровоцировать «трещину» Я — триггер (пусковой механизм) должен быть очень серьезным. Различные эго-состояния в организме индивидуума изменчивые и существует одна личность — «хозяин»
Важно подчеркнуть особенность: личность-хозяина и альтер-эго страдают диссоциативной амнезией, если кто-то из них «захватывает» сознание человека. Остальные части сознания «бездействуют»
Иногда встречаются случаи, когда одна из частей, приходит к врачам за помощью.
Согласно второму механизму развития диссоциаций у ребенка при рождении отсутствует цельность личности, и она формируется под влиянием опыта и внешних факторов. При благоприятных условиях происходит интеграция личности в единое целое, а тяжелые травмы разграничивают формирование личности — возникают две независимые личности до и после психологической травмы. Также важным для психической эволюции является процесс дифференциации — благодаря ему вычленяется индивидуальное «Я» личности, а множественные парциальные личности переходят в сферу бессознательного и функционируют в сновидениях, в пограничных состояниях, в невротических и психотических расстройствах.
«Я – позиция»
Наряду с диссоциацией обычно идет ассоциация. Ассоциации и диссоциации – это две стороны одной медали. Ассоциация – точно такой же способ существования. Различие в том, что, когда вы становитесь участником ситуации, вы получаете удовлетворение, то есть ассоциируетесь.
Вы либо вспоминаете некие события и полностью погружаетесь в те эмоции, которые тогда испытывали; либо же ваше сознание полностью захватывает чей-то рассказ, и вы будто наяву переживаете все рассказываемое. Этот психологический прием и в том и в другом случае не может быть хуже или лучше. Человек сам выбирает, отстраниться ему от ситуации или же влиться в неё.
Рекомендуем: Эмпатия в психологии
Ассоциации и диссоциации – это разновидности состояния человека в зависимости от сложившихся обстоятельств. Другими словами, ассоциативный человек – это человек, который принимает все близко к сердцу. Он довольно глубоко проникается чужими ситуациями, которые вызывают в нем различные чувства.
Иногда, если погружение в чужие обстоятельства слишком глубоко, человек начинает испытывать бессилие или даже нетерпеливость. Диссоциативный человек, напротив, пытается оградиться не то что от чужих эмоций, но даже от своих. В первую очередь от своих. Такой индивид теряет некую целостность, эмоции у него постепенно прекращают проявляться, он становится холодным и бесчувственным.
Причины диссоциации уходят корнями далеко в детство. Обычно там берет свое начало склонность диссоциировать различные ситуации. Дети весьма чувствительны, и если ребенок наблюдал это состояние у кого-либо, он начинает перенимать подобные действия.
Однако не всегда это состояние является результатом наблюдения. Оно может развиться и у людей, которые пережили некую тяжелую физическую или моральную травму, были свидетелями жестокости или сами подверглись жестокому обращению. Крайне редко диссоциативное расстройство возникает у людей, склонных к психическим заболеваниям. Можно выделить несколько диссоциативных отклонений:
- Психогенная диссоциативная амнезия. Она проявляется в виде внезапной потери памяти у человека, когда он сталкивается с неприятной ситуацией. Стоит отметить, что человек остается адекватным, весьма правильно анализирует ситуацию. После всего он осознает, что была частичная потеря памяти. Такое случается во время стихийных бедствий или же войн.
- Диссоциативная фуга. Она заключается в обязательном бегстве. Человеку необходимо срочно уйти от раздражающих предметов, людей или обстоятельств. В этот момент человек может воспринимать себя со стороны, как отдельную от себя самого личность.
- Диссоциативное расстройство (транс). В этом случае происходит полное расстройство сознания, пропадает реакция на внешние раздражители. Человек просто «отсоединяется» от действительности. Изредка личность меняется до неузнаваемости, перенимая чужие привычки и манеры поведения. Это первый шаг на пути к раздвоению личности.
Рекомендуем: Ассоциативная психология
Техники диссоциации позволяют человеку контролировать это состояние. Благодаря им человек может быть ассоциированным или диссоциированным вполне осознанно и в зависимости от обстоятельств. Самой распространенной техникой является гипноз. Благодаря гипнотическому влиянию наш мозг быстрее находит связь с реальностью, помогая избежать неприятных последствий или вовремя применить тот или иной психологический прием.
1 Причины заболевания
Диссоциация представляет собой сложный механизм, вследствие которого разум человека может разделять события, моменты из жизни и мысли. Разобщенные воспоминания при этом не стираются и могут всплывать спонтанно в подсознании больного. Этому способствуют различные спусковые механизмы, которые носят название триггер. В качестве них выступают трагические события или объекты, окружающие индивида в повседневной жизни.
Специалисты утверждают, что основными причинами возникновения раздвоения личности являются сильный стресс, предрасположенность человека к диссоциативному расстройству и защитная реакция организма на происходящие негативные ситуации. Формирование этой патологии зачастую обусловлено детскими переживаниями, при которых ребенок не может противостоять определенным травмирующим психику событиям в его жизни. Примерами этого фактора могут выступать насилие и отсутствие любви со стороны родителей.
Диссоциация не является врожденным заболеванием, она формируется под действием различных переживаний и событий.
По статистике, у всех больных, страдающих этим недугом, причина его возникновения связана с:
- физическим насилием;
- внезапной потерей близкого человека;
- сильным стрессом;
- выявлением серьезного заболевания;
- глобальным природным бедствием или войной.
Иногда появление диссоциативного расстройства принято считать признаком психического заболевания. Возможна умеренная диссоциация в виде кратковременного отключения сознания. В умеренной степени она зачастую наступает при стрессе и у людей, которые по тем или иным причинам были на протяжении длительного времени лишены сна. Возникает диссоциация также при получении дозы «веселящего газа», при проведении стоматологического оперативного вмешательства или при незначительной аварии. Такое явление соответствует следующим реальным случаям из жизни:
- 1. Диссоциация возникает при просмотре захватывающего фильма или в период прочтения книги, при этом человек не обращает внимания на окружающий мир.
- 2. Воздействие гипноза, когда пациент погружается во временное изменение состояния.
- 3. В моменты религиозных исповеданий или медитаций, когда человеку свойственно находиться в трансе.
Как можно диагностировать две или более личностей в одном теле?
Как взрослым, так и детям диагноз расстройства ставится с использованием критериев из диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Врач также спросит человека или воспитателя ребенка о симптомах, которые он испытывает, и направит их к специалисту по психическому здоровью.
Чтобы диагностировать диссоциативное расстройство личности, человек должен:
- Отображать два или более изменений личностей, которые нарушают поведение, осознание, память, восприятие, познание или чувства;
- У него могут быть пробелы в памяти личной информации и повседневных событий, а также прошлых травматических событий;
- Имеет симптомы, которые причиняют значительный дистресс в работе и социальной окружающей среде;
- У человека может быть амнезия или хаотическое поведение, которое не вызвано употреблением алкоголя или наркотиков.
Метод Роршаха
Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.
Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:
- Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
- Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
- Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
- Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
- Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.
Причины
Тяжелая патология моделей восприятия индивидов и их реагирования на различные условия, которые делают субъекта не способным к социальному приспособлению, представляет собой заболевание расстройство личности. Данный недуг может проявляться спонтанно или быть признаком других нарушений психики.
Описывая причины возникновения личностных патологий, прежде всего, необходимо акцентировать функциональные отклонения на основных сферах личности: мыслительной деятельности, восприятии, отношениях с окружением, эмоциях.
Как правило, личностные дефекты являются врожденными и проявляются всю жизнь. Кроме того, описываемое расстройство может зародиться в пубертатном периоде или более старшем возрасте. В случае подобного рода недуг может быть спровоцирован перенесением сильного стрессового воздействия, другими отклонениями в психических процессах, заболеваниями головного мозга.
Также расстройство личности может возникнуть вследствие перенесения ребенком насилия, надругательства интимного характера, пренебрежения его интересами и чувствами, проживание крохи в условиях алкоголизма родителей и их равнодушия.
Многочисленные эксперименты свидетельствуют о том, что в легких проявлениях личностное расстройство наблюдается у десяти процентов взрослых лиц. У сорока процентов пациентов психиатрических учреждений данное отклонение проявляется либо в качестве самостоятельного заболевания, либо в качестве составного элемента другой патологии психики. Сегодня не выяснены до конца причины, провоцирующие развитие личностных отклонений.
Также многочисленные научные изыскания демонстрируют, что мужская часть населения более подвержена патологии личности. Кроме того, данный недуг распространен в большей степени среди неблагополучных семей и малообеспеченных слоев населения. Личностное расстройство являет собой фактор риска для совершения суицидальной попытки, умышленного членовредительства, наркотической или алкогольной зависимости, в ряде случаев, провоцирует прогрессирование специфических патологий психики, таких как депрессивные состояния, шизофрения, обсессивно-компульсивное расстройство. Вопреки тому, что проявления агрессивности и импульсивности ослабевают с возрастом, неспособность выстраивать и поддерживать близкие контакты характеризуется большей стойкостью.
Диагностика расстройств личности характеризуется особенной спецификой вследствие двух причин. Первая причина состоит в необходимости выяснения периода возникновения расстройства, то есть, возникло ли оно на раннем этапе формирования или сохранялось в старшем возрасте. Выяснить это возможно лишь при общении с близким родственником больного, который знает его с рождения. Общение с родственником дает возможность составить полную картину характера и модели взаимоотношений.
Вторая причина состоит в сложности оценки факторов, провоцирующих нарушение приспособления личности и степени выраженности отклонений от нормы в поведенческом реагировании. Также, нередко, трудно прочертить четкую пограничную линию между нормой и отклонением.
Обычно диагноз расстройство личности выставляется, когда в поведенческом реагировании индивида наблюдается существенное несоответствие его социокультурному уровню либо оно причиняет ощутимые страдания окружению и самому больному, а также осложняют его социальную и трудовую деятельность.