Как научиться правильно играть в шашки

Ходы в русских шашках

Первый ход делают белые

Правила игры в русские шашки говорят о том, что первый ход в партии делает играющий белыми шашками, в отличии от английских шашек, где игру открывают черные. Ход — это передвижение шашки с одного поля доски на другое. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.

Простая шашка ходит только вперед на соседнее поле по диагонали и только на не занятые другими шашками поля.

Если шашка находится на одной диагонали рядом с шаш­кой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перене­сена через эту шашку на свободное поле. И в таком случае шашка соперника снимается с доски — этот процесс называется взятием. Если в процессе взятия шашка вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свобод­ное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.

Правила игры в русские шашки четко регламентируют то, что взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад
. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.

Обязательное взятие шашки соперника назад

Дамка, в отличие от простой шашки, может ходить в любом направлении, как вперед, так и назад и на любое из свободных полей по диагонали. Но становиться может, как и простая шашка, лишь на свободные поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

Если дамка находится на одной диагонали с шашкой соперника, за которой имеется одно или несколько свобод­ных полей, то она должна взять ее, то есть быть перенесена через эту шашку на любое свобод­ное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

В процессе последовательного взятия разрешается проходить не­сколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.

Если взятие возможно по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор что именно брать, вне зависимости от количества или качества снимае­мых шашек (дамки или простые), предоставляется берущему, в отличии от , где игрок должен брать по-максимуму.

Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда она превращается в дамку. И если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек соперника, то она обязана тем же ходом сделать это.

Если же шашка достигает последнего горизонтального ряда без взятия, то на этом ход заканчивается.

Нотация[править]

Общие принципыправить

Официальные партии в шашки ведутся под запись — каждый игрок записывает ходы в бланк по правилам шашечной нотации. Ходом считается пара из двух последовательных полуходов — хода белых и хода чёрных, эти пары и записываются, по два полухода под одним номером. Например:

 1. e3-d4 d6-c5
 2. g3-f4?? c5:e3:g5
 3. ...

Обозначения полейправить

При записи партий на доске 8×8 используются обозначения клеток, аналогичные шахматным — вертикали доски нумеруются латинскими буквами A-H слева направо, горизонтали — цифрами 1-8 снизу вверх, клетка обозначается парой «буква-цифра». В стоклеточных шашках применяют другой способ обозначения: все чёрные поля доски последовательно пронумерованы числами от 1 до 50. Верхнее левое чёрное поле имеет номер 1, второе слева на этой же горизонтали — 2, первое поле второй сверху горизонтали — 6, и так далее. Белые поля никак не обозначаются, поскольку в игре не участвуют, и записывать их не требуется.

Запись ходовправить

  • Тихий ход записывается в виде двух обозначений полей, разделённых знаком «-», например, f4-g5 означает ход с поля f4 на поле g5, а 5-10 — ход с пятого поля на десятое в стоклеточных шашках.
  • Ход со взятием записывается в виде обозначений полей, по которым проходит бьющая шашка, разделённых двоеточием, например: f4:h6 означает ход с поля f4 на h6 со взятием шашки, стоящей на поле g5, а f4:h6:f8:c5:g1 — сложный «цепной» ход со взятием четырёх шашек.
  • Допускается сокращённая запись ходов, когда не ставится номер горизонтали и обозначение типа хода (тихий или взятие). Например, запись fh6 означает ход со взятием с вертикали f на поле h6. Сокращённая запись хода допускается, если она в данной позиции однозначна, то есть ход данного типа для данного игрока возможен только с одного поля. Если это не так (например, если шашка находится под боем двух шашек противника, стоящих на одной вертикали), ход должен быть записан полностью.

Характеристики ходовправить

Как и в шахматах, в записях партий применяется дополнительные условные знаки, позволяющие характеризовать записанные ходы. Они ставятся в записи после обозначения того хода (полухода), который характеризуют.

Знак Значение
! хороший ход.
!! очень хороший, неожиданный, красивый ход.
? ошибка, если ошибочный ход вынужденный — знак не ставится.
?? грубейший просмотр, зевок.
х или + выигрыш; очевидная выигрышная позиция.
= ничья; очевидная ничейная позиция.
!? авантюрный, азартный ход, все последствия которого сложно просчитать.
± или + — позиционное преимущество белых.
или — + позиционное преимущество черных.
±± или ++ — огромное позиционное преимущество белых.
∓∓ или — ++ огромное позиционное преимущество черных.
или ~ любой ход.
# блокировка шашки (шашек).

Дополнительные знаки применяются в анализе позиций, в шашечной композиции.

Русские шашки онлайн — правила игры

Игра ведется на 64-клеточной доске с чередующимися белыми и черными полями. Исходная позиция шашек (у каждого из противников их по 12) — на первых трех рядах от игрока, только на черных клетках. При правильной ориентации доски в левом нижнем углу всегда будет черное поле. Белые ходят первыми. Фигуры расставили? Теперь пора узнать, как играть в шашки онлайн по порядку:

  • простые шашки ходят по диагонали и только вперед — на свободные от «вражеских» фигур поля;
  • ходы выполняются поочередно, после достижения последнего (первого у противника) ряда простая шашка превращается в дамку, в отличие от обычной фигуры она может перемещаться сразу на одну или несколько клеток, двигаться — вперед и назад;
  • если в диагональном направлении за «вражеской» шашкой пустое поле, игрок перемещает на него свою фишку, а саму фигуру убирает с доски, то есть, «съедает» («убивает»);
  • побеждает игрок, сумевший уничтожить все шашки соперника.

Теперь вы узнали, как ходят шашки, но это еще не все. В игре существуют определенные правила по взятию фигур, расскажем о них подробнее:

  • дамка может «убивать» фигуры, расположенные на одной диагонали с ней, если за ней имеется одно и более свободных полей, при этом она может занять любое из них, а также «брать» шашки не только спереди, но и сзади;
  • если сделан ход, в результате которого «съедена» шашка противника и есть возможность взять еще одну фигуру, это следует сделать обязательно, аналогичное правило действует и в отношении дамки — она может занять одно из полей за последней из «убитых» фишек;
  • допускается только однократное перемещение над «вражеской» фигурой;
  • при наличии нескольких вариантов взятия шашек противника игрок выбирает тот, который для него предпочтительнее.

Если сделан ход, в результате которого простая шашка стала дамкой, и у нее появилось право «съесть» фигуру противника, она может им воспользоваться только во время следующего хода. Если это был «боевой» ход с побитием фигуры противника, шашка берет следующую фигуру этим же ходов, но уже в статусе дамки. Как выиграть в шашки? Победителем становится тот, кто первым уничтожит все фигуры противника или добьется, чтобы он признал поражение.

Если в результате игры не удалось добиться победы ни одному из игроков, признается ничья. Также она наступает после многократного повторения одних и тех же ходов или ситуации, в которой никто не может выиграть.

Международные шашки — правила игры

Игровая доска состоит из 100 черных и белых клеток, фигуры расставляют не на трех (как в русских), а на четырех рядах и их — по 20 у каждого игрока. Правила шашек этого вида имеют принципиальное отличие: если под ударом находятся фигуры противника и есть несколько способов их взятия, обязателен тот вариант, при котором будет поражено больше шашек, при этом не имеет значения статус фигуры — обычная или дамка. Еще одно отличие от русских шашек: если простая пешка имеет возможность взять несколько фигур противника и она при этом попадает «транзитом» на последнее поле, ей следует продолжить бой, но статус дамки она не получает.

Стратегия игры

Каждый игрок мечтает узнать, как выигрывать в шашки, у нас нет волшебного рецепта, но некоторыми рекомендациями мы поделимся:

  • следует постепенно развивать свою позицию, чтобы у противника оставалось как можно меньше сильных ходов;
  • надо смотреть не только со своей стороны, но и с точки зрения соперника — как бы походили в сложившейся ситуации вы, каким образом ответите на тот или иной ход;
  • самая успешная тактика игры в шашки онлайн — думать на несколько ходов вперед, просчитывать действия другого игрока, нарушать его планы.

И, конечно же, развивать свои навыки. Это удобнее делать онлайн, на нашем сайте. Регулярно тренируясь в игре с компьютером, вы сможете разработать собственную стратегию игры в шашки, научитесь сразу распознавать задумку противника, после чего в реальной жизни у ваших соперников просто не будет шансов. И еще, шашки — это совсем не такая простая и бесполезная игра, как кажется на первый взгляд, она развивает умение логически мыслить, рассматривать несколько вариантов, выбирать из них лучший.

Как играть в китайские шашки?

Как говорилось ранее, игра в шашки имеет десятки разновидностей, и быть мастером в каждой из них у вас вряд ли получится. Поэтому стоит выбрать один вид, в котором вы со временем станете настоящим доком.

Среди всех разновидностей игры самыми экзотическими и необычными считаются китайские и японские шашки. Необычная форма поля и довольно нетипичные правила делают их уникальными.

Китайские шашки, как бы это парадоксально ни звучало, не имеют ничего общего ни с шашками в классическом понимании, ни с Китаем, так как их родиной считается Германия. Игровое поле имеет форму шестиконечной звезды, что позволяет шести игрокам играть одновременно

Правила игры просты: в противоположных углах поля размещаются шашки-соперники, которые двигаются на одну клетку вперед (неважно прямо или по диагонали). Цель игры — перевести все шашки в противоположную сторону быстрее, чем это сделает ваш соперник

Захватывать и бить шашки противника в этом варианте игры не нужно.

В японских шашках хоть и используют четырехугольное поле, однако цель игры не выбить всех «солдат» противника, а захватить как можно большую территорию.

Правила игры в международные шашки немногим отличаются от тех, что используются в русских шашках. Однако они все же имеют свою индивидуальную особенность — стоклеточное игровое поле. А вот в бразильские шашки нужно играть в привычном для нас поле размером 8×8, но по правилам, которые используют в международных шашках. Такое разнообразие правил и условий, делают обучение данной игре весьма увлекательным и интересным. Это поможет вам не только разнообразить досуг, но и хорошенечко потренировать ваш мозг (что весьма полезно в любом возрасте).

Полезные советы

  • Как бы парадоксально это не звучало, но обучение должно проходить в форме игры. Обычное зачитывание правил ни к какому результату не приведет. Превратите все фигуры в воинов и упражняйтесь в стратегии захвата в плен чужаков или коронуйте на царствование самых достойных рыцарей. Придумывайте каждый день новые истории, участниками которых станут ваши знакомые, друзья, любимые герои мультфильмов или сказок.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку, перекус или небольшую прогулку обязательно. Это не только сохранит здоровье, но и не даст игре стать скучной и неинтересной.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения. Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее. Покажите своему чаду интересный и понятный видеоматериал с великими гроссмейстерами.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

    Достаточно лишь изредка дать ему фору, чтобы прибавить уверенности в своих силах. Конечно, проигрыш расстроит малыша, могут даже появиться слезы, но это послужит стимулом для следующих побед. Просто объясните, что проиграть не стыдно и не страшно, стыдно ничего не пробовать, а страшно не стараться сделать лучше в следующий раз.

  • Когда игра в русские шашки будет понятна и доступна, можно сыграть в «Поддавки», «Чапаева», «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны. Когда осилите эти забавы – значит пришло время обучать ребенка играть в шахматы.

1.9. Ничейные окончания

1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в таких случаях:

— по взаимному согласию оппонентов (один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение);

— при невозможности выигрыша ни одного из соперников;

— если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15 ходом (считая с момента установления соотношения сил) не возьмет дамку противника;

— если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:

* в 2-х и 3-х фигурных окончаниях — 5 ходов,* в 4-х и 5-и фигурных окончаниях — 30 ходов,* в 6-и и 7-и фигурных окончаниях — 60 ходов.

— если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции;

— если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;

— если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

1.9.2. Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:

— если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью;

— если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью. Если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции;

— не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим;

Требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т. е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода;

— правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление. Если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается

— если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение.

1.9.3. Участник может предложить ничью в тот момент, когда он только что передвинул шашку или дамку. Предложив ничью, он пускает часы партнера. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: «предлагаю ничью», «согласен», «не согласен»,- и не оговариваются никакими условиями. Последний может принять предложение или отклонить его словесно либо ответным ходом.

1.9.4. Если игрок предлагает ничью, когда идут часы его партнера, обдумывающего свой ход, последний может согласиться или отклонить его предложение. Игрок, предлагающий ничью, таким образом, должен быть предупрежден арбитром.

1.9.5. Если игрок предлагает ничью, когда идут его часы, партнер может принять предложение, отклонить его или отсрочить свое решение, пока он не увидит ход играющего.

1.9.6. Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может вторично предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.

Разновидности шашек

В каждой стране правила игры немного отличаются, но основа остается неизменной. Ведя партию, 2 соперника сражаются с помощью белых и черных фишек, которые необходимо передвигать по клеточной доске согласно установленным правилам. Победителем станет тот, кто первым вытеснит все фишки противника с поля.

Вариативность шашек, которая сегодня насчитывает десятки видов, определяется либо количеством клеток на поверхности доски, либо особыми требованиями к ведению боя.

Существует множество видов шашек:

  • канадские;
  • бразильские;
  • английские;
  • испанские;
  • турецкие;
  • ставропольские;
  • алтайские;
  • пул;
  • столбовые;
  • поддавки и др.

Отдельно выделяют категорию настольных развлечений шашечного типа – нарды, го. Но в них привнесены элементы, которые отсутствуют в традиционных шашках. Например, в нардах, помимо расчерченного поля и фишек, используются кости.

Среди разновидностей шашек сегодня наиболее популярны международные и русские. Они отличаются только размером доски – в первом случае величина поля составляет 10х10 клеток, во втором – 8х8.

Шашечная нотация и запись партии

Совершая ходы, участник ориентируется на поля. В русском варианте игры позиции боевых единиц принято обозначать с помощью алгебраической нотации – записи. С этой целью используется метод координат, введенный французским математиком и философом Рене Декартом.

Каждое поле является точкой пересечения вертикального и горизонтального рядов, которым присвоены собственные обозначения:

  • вертикаль помечается буквой латинского алфавита из диапазона a, b, c, d, e, f, g, h;
  • горизонталь помечается номером из диапазона: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Таким образом, каждое поле может быть идентифицировано с помощью короткой записи, состоящей из адреса вертикали и горизонтали. Например, в зависимости от положения доски, угловая темная клетка для играющего может иметь нотацию a1 либо h8.

Запомните нотацию всех клеток.

При ведении партии следует записывать каждый ход, соблюдая следующий пошаговый алгоритм:

  1. Указать порядковый номер шага.
  2. Обозначить поле, на котором стояла фишка.
  3. При совершении тихого хода поставить тире, а при ударной атаке – двоеточие.
  4. Обозначить место, на которое перемещена фигура.
  5. Записать ответный ход, повторив действия пунктов 2-4.

Например, стандартная запись хода может выглядеть следующим образом:

Приведенная нотация означает, что игрок совершил тихий ход из позиции a3 в b4, а соперник в свою очередь ответил ударом с поля c5 на a3.

При записи партии могут использоваться дополнительные типы обозначений. Наиболее часто применяют следующие:

  • ! – сильный ход;
  • !! – сильный ход, который трудно найти;
  • ? – слабый ход;
  • ?? – ход, который явно ведет к поражению;
  • !? – ход с неясной оценкой;
  • Х – победа;
  • = – ничья.

Обучаем дошкольника

Как научить ребенка игре в шашки? Самое простое и понятное – в процессе самой игры (если родители умеют играть). Пусть малыш сам расставит фигурки на доске, попробует ходить. Взрослые делают ответные ходы. Малыш дошел до вашей фишки – объясняйте, что ее нужно бить (переступить и убрать шашку с поля); перебрался в конец вашего поля – переворачивайте его фишку и объясняйте, что теперь это – дамка.

Для новичков можно с изнанки наклеить на шашки яркие картинки – так будет нагляднее. Также новичкам будет проще, если игру начинать с малого количества шашек (например, играть в два ряда вместо трех). Если возникает ситуация, когда можно убить несколько шашек, покажите это ребенку.

Помимо основных правил, необходимо учить ребенка видеть все поле, просчитывать возможные ловушки противника, предвидеть развитие ситуации после каждого хода.

Все это по силам родителям, умеющим играть в шашки. Но если они сами не сильны в этом, можно поучиться вместе с ребенком, предварительно прочитав книги об этой игре, разбирать вместе с малышом спорные ситуации, обращаясь к самоучителям.

Можно поступить по-другому:

  • показать дошкольнику обучающее тематическое видео, разобрать его вместе на практике;
  • закрепить навыки ребенок и взрослый могут, играя с компьютером (а затем – друг с другом);
  • оптимальный вариант, если родители не профи в шашках, – отдать малыша в специализированную секцию, где с ним будет работать профессиональный тренер.

Освоив классические правила, можно изучить игру в поддавки, в уголки, в Чапаева, перейти к изучению шахмат. Главное – быть мудрым наставником: не принуждать, не высмеивать или не ругать за поражение, хвалить за успех, не поддаваться (разве что иногда), объясняя, что проигрыш нужен для работы над ошибками и для будущих побед. И еще – не переутомлять ребенка: даже самое интересное занятие, если посвящать ему все свободное время, в конце концов просто надоест, не говоря уже о нагрузке на нервную систему, от которой внимательность, память, логика и усидчивость зависят напрямую.

https://youtube.com/watch?v=XvhZw4pYAyc

1.2. Наименование диагоналей шашечной доски

картинка

Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ.

Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край — верхними диагоналями.

Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.

Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги, и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют тройник. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые — нижним и верхним тройничком.

Две диагонали, пересекающие большую дорогу и тройник (по 7 полей в каждой), составляет двойник. Они называются нижним и верхним двойником.

Следующие за двойником две диагонали (по 5 нолей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют косяк. Соответственно они носят названия нижний и верхний косяк, нижний и верхний косячок.

Описание

“Международные (стоклеточные) шашки” – один из вариантов игры в “Шашки”. Распространены в Нидерландах, Бельгии, Польше, Франции, Израиле, в России и других странах бывшего СССР, в Африке, Монголии, Китае, Суринаме. Правила игры сходны с правилами “Русских шашек”, отличия заключаются в размере доски, количестве шашек в исходном положении, шашечной нотации, некоторых правилах боя и признания окончаний ничейными. Цель игры – уничтожить все шашки противника или лишить их возможности хода (“запереть”).

Отличие от правил в русских шашках:

  • Простая шашка превращается в дамку только тогда, когда она заканчивает свой ход на любом поле последней горизонтали. При бое простой шашки через поле на последней горизонтали она продолжает бой как простая шашка, не превращаясь в дамку. Если после поля превращения “простая” может бить только как дамка, то она остаётся на поле превращения и становится дамкой. Право хода переходит к сопернику. Продолжать бить как дамка она сможет только со следующего хода.
  • При возможности нескольких вариантов взятия обязательно бить максимально возможное количество шашек.
  • Для записи ходов используется цифровая нотация: каждой чёрной клетке присваивается номер.

Как играть в поддавки

Игра в поддавки похожа на традиционные шашки с тем отличием, что имеет противоположную цель: быстрее избавиться от своих фигур. Победителем объявляется соперник, который первым потерял или запер все боевые единицы.

Тактическая схема выстраивается на поиске ходов, которые бы подставляли фигуры под удар. Такие правила для начинающих шашистов кажутся чрезвычайно простыми, но в действительности здесь содержится не меньше возможностей для маневрирования. Оказывается, что научиться игре в поддавки сложнее, чем в классические русские шашки.

Для поддавков шашки расставляют так же, как для обычной игры.

Необходимо отметить, что меньшее количество шашек по отношению к сопернику не всегда является преимуществом. Часто обладатель единственной фигуры против полностью укомплектованной армии противника становится победителем. Причина в том, что единственная шашка не имеет широкого выбора вариантов для совершения хода и подставиться под удар ей гораздо легче.

Игрок должен стремиться к тому, чтобы находить такие комбинации, которые бы ставили под удар сразу несколько шашек, а желательно все. В этом случае требуется намного больше расчета, чем в классическом варианте.

Необходимо как можно более тщательно продумывать тактику, выстраивая хитрый и надежный план. Например, в начале партии желательно стремиться брать вражеские фигуры и иногда придерживать свои. Это необходимо, чтобы обеспечить себе больше возможностей для тактических шагов. Однако во второй части игры ситуация кардинально меняется, и здесь уже преимущества нужно добиваться поиском комбинаций, способствующих потере своих фигур. Тщательно продумать и реализовать такой хитроумный план бывает непросто.

Играть как в шашки, так и в поддавки, намного сложнее, чем может показаться с первого взгляда. Всегда нужно продумывать свои действия на несколько шагов вперед, и пытаться разгадать стратегию соперника. Такие навыки появятся только с опытом, когда вы будете играть с хорошими игроками или с компьютером.

Шашечные термины[править]

Основная статья: Список шашечных терминов

Большая, или главная дорога— самая большая диагональ на шашечной доске(a1-h8).

Двойник — две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.

Тройник — диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.

Косяк — связанные между собой диагонали e1-a5-d8-h4-e1.

Бортовые поля — крайние вертикальные поля шашечной доски.

Простая — обычная шашка (не дамка).

Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.

Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.

Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.

Тихий ход или темп — простое перемещение шашки.

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.

Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.

Рожон — белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника, если у него нет возможности её атаковать.

Цугцванг — позиция в шашечной партии, когда любой ход одного из противников ведёт к ухудшению его позиции или поражению.

Дебют — первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Миттельшпиль — серединная часть партии (после 7-12 ходов), в которую переходит её дебютная часть.

Эндшпиль — 1.заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остаётся не более, чем по шесть шашек.2.позиция с малым числом шашек.

Жертва — умышленная поддача шашки (иногда двух и более) под удар.

Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.

Оппозиция — противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали.

Отсталая (слабая) шашка — шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции в русских шашках).

Петля — приём ловли дамки.

Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.

Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.

Распутье — положение, в котором простая, достигшая преддамочного ряда, должна следующим ходом избрать поле превращения в дамку. Обычно термин употребляется в том смысле, что любое превращение не спасает от поражения.

Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.

Роздых — позиция со свободным темпом. Возникает, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода принадлежит другой стороне.

Самообложение — положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил, что часто оказывается причиной поражения.

Связка — положение, в котором одна из сторон сковывает силы противника.

Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.

Треугольник Петрова — расположение на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.

Турецкий удар — правило взятия, при котором уже сбитая, но не снятая с доски до окончания взятия, шашка останавливает бьющую шашку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector