Виды предложений по интонации

Содержание:

Вместо заключения

Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди

Но при этом они не делают ничего особенного.

Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.

Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться

То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.

Мелодика как основа интонации

Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных речевых ситуациях, нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.

Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.

Если немного повысить или понизить тон голоса во время процесса говорения, можно легко изменить цель высказывания: от сообщения к вопросу, от порицания к побуждению действовать.

Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» – выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.

Группы по цели высказывания

Выделяют три типа фраз по цели высказывания, у каждого из которых есть свои особенности и характеристики:

  • повествовательное;
  • побуждение;
  • вопрос.


Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные

Цель сообщения – проинформировать об определенном событии, явлении. Говорящий посредством выбора таких речевых средств передает собеседнику некие сведения. Констатация факта – это и есть повествовательное предложение.

Примеры:

  1. По статистике, результаты ЕГЭ по стране ежегодно улучшаются, что можно сказать и о качестве образования по каждому предмету.
  2. Погода в некоторых регионах России остается ветреной и дождливой на протяжении всех летних месяцев.
  3. В нашем городе построили две новые больницы, а также одну ветеринарную клинику.

В устной речи такое высказывание произносится ровно, спокойно. На одном из его членов голос повышается, а к окончанию – понижается. В конце ставится точка или восклицательный знак.

У повествовательных фраз есть несколько особенностей.

  1. Они бывают нераспространенными (только главные члены) и распространенными (главные члены плюс второстепенные). Примеры: Вернулся отец. Он принес с собой маленького щенка.
  2. Структура может быть двусоставной или односоставной. В двусоставных есть два главных члена, в односоставных – только один. Примеры: Кот лениво открыл глаза и потянулся. В дверь постучали.
  3. Рассматриваемые фразы делятся на простые и сложные. Простые состоят из одной грамматической основы, сложные – из двух и более. Пример: Ребенок грустно склонился над учебником. На улице палящее солнце, слышны голоса ребятишек, играющих в футбол.


Что такое повествовательные предложения

Побудительное высказывание

Побуждение выражает в себе некое волеизъявление говорящего. Оно произносится для того, чтобы адресат (тот, к кому обращаются) выполнил некоторое действие, которое от него требует адресант (тот, кто произносит речь). Побуждение используется в тех случаях, когда говорящий высказывает свои пожелания относительно чего-либо, приказывает или просит.

Также задачи побуждения в некоторых случаях достигаются посредством использования особых частиц «давай», «пускай» и форм повелительного наклонения сказуемых.

Примеры:

  1. Срочно собирайся и выходи, иначе мы опоздаем в аэропорт!
  2. Встреть меня вечером, пожалуйста, я сегодня допоздна задержусь на работе.
  3. Чтобы я больше таких слов от тебя никогда не слышал!


Примеры побудительных предложений

Вопрос

Посредством вопросительных предложений говорящий желает получить какие-либо сведения, которыми он не обладает.

Есть две разновидности рассматриваемых конструкций.

  1. Общий вопрос: задается для того, чтобы получить подтверждение некоторой информации или ее отрицание. На такой вопрос может быть дан односложный ответ: «да», «нет». Примеры: Ты выполнил домашнее задание? Ты видела вчера соседку? Когда ты возвращался вчера вечером домой, было еще светло?
  2. Частный вопрос: задается для того, чтобы получить сведения о явлении, событии, лице. Односложный ответ на такой вопрос дать не получится. Примеры: Почему ты сегодня так сильно опоздал? Чем вы кормите своего питомца? По какой причине он не хочет со мной разговаривать?

Характеристика вопроса в устной речи – особая интонация, на письме – вопросительный знак после окончания фразы.


Знаки препинания в конце предложения

Построение вопроса выглядит так: первым идет вопросительное слово, а затем – остальные слова, относящиеся к теме речи.

Интересные факты:

  1. На конце вопроса могут быть два знака препинания – вопросительный и восклицательный (пример: Как можно было быть таким невнимательным?!);
  2. Три восклицательных знака подряд ставятся, если степень эмоциональности особенно высокая (Пример: Тормози, впереди пешеход!!!).

Мы рассмотрели, какие бывают предложения по интонации и на какие группы они делятся по цели высказывания.

По эмоциональной окраске предложения подразделяются на восклицательные и невосклицательные, что зависит от душевного состояния и эмоций говорящего. Невосклицательные фразы чаще всего представляют собой повествование, но в исключительных случаях представляют собой побуждения.

Характеристика предложений

После того как детям станет понятно, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, стоит разобрать как можно больше примеров и охарактеризовать предложения.

Пушистая белочка прыгнула на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в школе? (Вопрос., невоскл.)

Принимайте пищу молча. (Побуд., невоскл.)

Сколько цветов на поляне! (Повеств., воскл.)

А вот предложения, которые можно предложить детям охарактеризовать самостоятельно:

Осенью падают разноцветные листья.

У моря дует холодный ветер.

Давай поиграем в футбол.

У тебя всё получится!

Какие тёплые деньки наступили!

Неужели эти все подарки для меня?!

Как красиво в лесу весной!

Пруд покрылся льдом.

Птички радуются тёплому ясному утру.

Какие чудесные грибы под деревьями!

Защищайте младших и слабых!

Мальчик, что у тебя случилось?

Дети смогут определить вид предложений и увидеть, какое предложение бывает по интонации. Также ребятам можно предложить самостоятельно построить не только повествовательные предложения, но и побудительные и вопросительные конструкции. Очень интересным заданием будет продолжить текст вопросительным и побудительным предложением. Вот пример начала текста:

Как быстро май пролетел! Скоро летние каникулы! Через несколько дней наступит долгожданное лето.

Нужно дописать этот текст и дать характеристику каждому предложению.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса

Громкая речь всегда обращает на себя внимание

Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Нисходящий тон

Нисходящий тон характерен для утвердительных законченных предложений, специальных вопросов, восклицательных и повелительных структур. Он состоит из высокого тона в начале и падения в конце (после ядра). Чтобы вам было легче, воспользуйтесь лестницей. Встаньте на верхнюю ступеньку и спускайтесь с каждым ударным слогом

Важно значь, что не все слова в предложении будут ударными: служебные части речи, такие как предлоги, неотрицательные формы глагола to be, личные местоимения не выделяются ударением без особой причины. Также следует помнить, что все слоги после ядра определяются как безударные

Don’t \ lookat me like that . (фраза, выделенная курсивом, идет после ядра и составляет хвост предложения, соответственно она является безударной).

Законченное утверждение:He will come \ tomorrow. Mary is her \ daughter.Специальные вопросы (формальный тон, не окрашенный эмоционально):What is your \ name? Do you have a \ credit card?Восклицания/ требования или приказы:

\ Great! Shut up and \ listen to me!

Приветствия/ прощания/ обращения:

Good \ evening! \ Bye! \ Liza, you look so \ fine.

Возражения дружелюбным тоном:

Will you come? — \ No, I \ won’t.

Общие вопросы (да/нет-вопросы) раздраженным, угрожающим тоном/ сарказм (в значении “да не может быть”):

Do you \ understand me? Are you \ bulling me? I’m so happy! — \ Are you?

В разделительных вопросах с хвостиком:

He is your brother, \ isn’t he? You don’t like red, \ do you?

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

  • вос­кли­ца­тель­ные
  • невос­кли­ца­тель­ные.

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Определение

Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невос­кли­ца­тель­ным.

Примеры невосклицательных предложений

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Виды предложений по интонации

По эмоциональной окраске предложения бывают невосклицательные и восклицательные.

Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:

  • Заканчивается учебный год.
  • Перед дождём низко летают ласточки.
  • Люблю Отчизну я.

В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.

Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.

Примеры:

  • Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
  • Подожди! Не уходи!

В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»

Сильные эмоции передаются:

  • интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
  • междометиями: ух, ах, ой, эх;
  • частицами: да, пускай, о, ну.

Примеры:

  • Какая красота вокруг!
  • Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
  • Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
  • Да здравствует наш союз!

В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:

  1. Повествовательные сообщают о чём-то.
  2. Вопросительные задают вопрос.
  3. Побудительные заставляют действовать.
  4. По эмоциональной окраске они бывают невосклицательные и восклицательные.
  5. Невосклицательные выражают спокойные чувства.
  6. Восклицательные передают сильные чувства.

Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.

В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных — восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).

Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.

Знаки препинания в предложениях различных видов

Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:

Предложения бывают:

  • Повествовательные невосклицательные — повествовательные восклицательные.
  • Вопросительные невосклицательные — вопросительные восклицательные.
  • Побудительные невосклицательные — побудительные восклицательные.

Знаки препинания:

  1. В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
  2. В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
  3. Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
  4. Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
  5. В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два знака: вопросительный и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
  6. В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
  7. В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
  8. Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль…)

Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.

Вопрос

Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется вопросительный знак. В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.

Когда вы пойдёте в музей?

Неужели вы пойдёте в музей?

Вы пойдёте в музей?

Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:

  • расспрашивать;
  • опрашивать;
  • выяснять;
  • выпрашивать;
  • разузнавать;
  • выпытывать;
  • разведывать;
  • выведывать.

Особенности и примеры типов текста

Описание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика внешности человека.

Повествование – совсем другое дело. Тема тут развивается как часть действия, события или состояния, то есть отличается динамичностью. Обычно в повествовательном типе текста много глаголов, а также наречий, которые указывают на последовательность происходящего.

Повествование противопоставляется описанию как динамика и статика, то есть антонимичными являются два их главных признака.

Наконец, рассуждение, – это рассказ, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом.

Для того, чтобы понять тему лучше, стоит рассмотреть примеры типов речи.

Описание:

Она была высокой брюнеткой с глазами, похожими на изумруды. Бледная кожа выгодно оттенялась голубым шелком платья, и вся она становилась будто прозрачной, прекрасной статуэткой из самого тонкого фарфора работы лучшего из мастеров.

Рассуждение:

Нет, не мог он этого сделать – все говорило против: и глаза, и то, как он смотрел на нее на балу, и искренняя улыбка. Маша знала – Николай был честен.

Повествование:

Дорога бежала между холмов, выходя прямо к реке. Бессильный смотреть на открывшийся простор, граф надвинул на лоб шляпу. Созерцание спокойной природы причиняло ему боль.

Виды предложений

  • Виды предложений по цели высказывания
  • Виды предложений по интонации

Каждое предложение произносится или пишется с какой-то целью: что-то рассказать, о чём-то спросить, попросить или приказать что-то сделать. По цели высказывания и интонации предложения делятся на виды:

Виды предложений по цели высказывания

Цель высказывания – это цель, с которой предложение произносится или пишется. Целью высказывания может быть сообщение, вопрос или просьба (приказ, побуждение к действию, совет).

Предложения с точки зрения выраженного в них содержания, то есть по цели высказывания, бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

  • Повествовательное предложение – это предложение, в котором что-либо сообщается, что-либо утверждается или что-либо отрицается: На улице плохая погода.Дельфин – млекопитающее.Дельфин – не рыба. В конце повествовательного предложения ставится точка, восклицательный знак или многоточие: Нам пора домой.Мы идём в кино!А вот и рассвет Повествовательные предложения произносятся с повествовательной интонацией – повышение голоса на одном из членов предложения и понижение его к концу предложения.
  • Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак: Что ты делаешь? Вопросительное предложение может содержать вопросительные слова: Какой это цвет?Где ты сегодня был? Иногда вопрос выражается с помощью вопросительных частиц  ли, ль, разве  и др.: Не хочешь ли тоже поехать?Тебе ль не знать?Разве тебе уже можно? Вопрос может выражаться только вопросительной интонацией, в этом случае вопросительных слов и частиц предложение содержать не будет. Повышение голоса будет падать на главное по смыслу слово в предложении: Поедешь с нами на дачу?Вы Иванова ждёте? Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией – повышение тона голоса на слове, с которым связан смысл вопроса, и к концу предложения: Вам нравится читать?Вам нравится читать?Вам нравится читать?
  • Побудительное предложение – это предложение, которое содержит повеление, просьбу или запрет. В конце повелительного предложения, в зависимости от того, произносится оно спокойным или повышенным тоном, ставится точка или восклицательный знак: Закройте дверь.Не входить! Побудительные предложения часто содержат обращения: Оля, закрой окно.Примечание: побудительные предложения часто имеют только один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении: Не ходите по мокрому полу. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряжённо.

Виды предложений по интонации

По эмоциональной окраске (интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные:

  • Восклицательное предложение – это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью и т. п.). Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак: Сегодня отличная погода! Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения: Отличный фильм! – предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – восклицательное.Что делать будем?! – предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.Собирайся скорей! – предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске – восклицательное.
  • Невосклицательное предложение – это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств). На конце невосклицательных предложений ставится точка: Как быстро прошло лето.
Новое на сайте | contact@izamorfix.ru
2018 − 2020 izamorfix.ru

Повествование

К первой группе относятся повествовательные предложения. В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Восходящий тон

Восходящий тон придает высказыванию эмоциональную окраску, часто одобрения или дружелюбного настроения. Так как предложения передают отношение говорящего к происходящему, восходящий тон используется для привлечения внимания:

/ Jack, do you / listen to me? / Hello! How / are you? / Don’t worry. I’ll be / fine. / Bye.

Общие вопросы:

Do you / love me? Are you / there?

Уточняющие вопросы/ вопросы-эхо:

What time is it now? — / Pardon? Can you rewrite it? — / Rewrite? Say it again. — / Again?

Вопросы с “неправильным”/ прямым порядком слов (такое часто можно встретить в разговорной речи):

You’ll / call him?

В специальных вопросах, выражающих эмоциональную заинтересованность (дружелюбие, сочувствие, ободрение):

What is your / name? What are you / reading?

Водные слова (обстоятельства), которые стоят после главного предложения:I don’t \ like it, / really. I forgot it, / actually.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 3,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 128,
Полякова, Учебник

Упражнение 130,
Полякова, Учебник

Упражнение 133,
Полякова, Учебник

Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 16,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 198,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 20,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 21,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 168,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 187,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 202,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 203,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 25,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 30,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 18,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 88,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 91,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 390,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 392,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 422,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 457,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 17,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 18,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 20,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 43,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 243,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 76,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

5 класс

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 419,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 420,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 421,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 422,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 423,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 631,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 90,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 250,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Определение

В русском языке есть обороты, знаки препинания и манера речи, чтобы правильно создать логическую конструкцию (по значению каждого элемента). В психологии интонация выражает истинный посыл: если словами люди врут, то их речь наиболее показательна. Для устной речи манера является важным инструментом. Тон голоса может меняться в слоге или отдельных словах, а тональность образовать правильный посыл.

Значение слова интонация включает синтаксические приемы, которые нужно использовать отдельно или в комплексе. Движение голоса характеризует мелодику и плавность речи: в интонационной методике важна тональность, протяжность, наличие пауз – это основа речевой конструкции.

Другие интонационные средства

Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.

Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.

Сильным или слабым голосом в момент речи также существенно меняется интонация. Примеры того испуг или неуверенность, которые выражаются очень тихо, либо злость, которая, наоборот, звучит очень громко.

От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.

Ну и, пожалуй, самые основные средства интонации – паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.

От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: «Казнить нельзя помиловать.» От места паузы зависит, выживет человек или нет.

Классификация по особенностям грамматической основы

По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое

Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка

По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

  • Светает.
  • Холодает.
  • Пришел, увидел, победил.

А вот примеры двусоставных полных:

  • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
  • Дед Мороз пришел на елку в школу.
  • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.


Классификация предложений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector