Какие бывают расстройства речи. основные симптомы и причины заболевания
Содержание:
- Причины и факторы риска
- Упражнения для дикции и голоса
- Особенности диагностики
- Общие принципы лечения нарушений речи
- Причины ОНР
- Методы лечения
- Симптомы у детей
- Как проявляется дизартрия
- Правила формирования речи
- Основные речевые симптомы
- Лечение и коррекция
- Восстановление речи
- Причины расстройства речи
- Для информации
- Признаки и симптомы
- Классификация речевых нарушений
- Симптомы Расстройства рецептивной речи:
Причины и факторы риска
Классификация патологического состояния подразумевает деление на органическое и функциональное. Расстройство может являться следствием дисфункций ЦНС, ухудшения слуха. Также его возникновение обуславливают травмы и ушибы головы, повреждение органов речи. Это может быть новообразование мозга, инсульт, тромбоз. У пожилых людей отмечается связь с болезнью Альцгеймера, Паркинсона. В таком случае параллельно происходят патологические расстройства памяти и нарушения психики. Реже дисфункции способствуют эпилепсия, злоупотребление спиртными напитками, ДЦП, инфекционные заболевания головного мозга.
Функциональными причинами речевого расстройства считаются внешние факторы, например, стресс, испуг, истерия, нелеченая патология с детства. Под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы) может снижаться слуховое восприятие, что усугубляет нарушения речи. Немаловажная роль отводится и наследственному фактору. При наличии предрасположенности необходимо наблюдать за состоянием человека в динамике.
Коммуникативные функции у человека страдают и при неправильной установке зубных протезов. Глубокое стрессовое состояние и перенапряжение может привести к дисфонии спастического характера. При этом отмечается напряженность голоса или его исчезновение.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О»
При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы
Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».
Особенности диагностики
Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.
Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:
- отоларингологу;
- ортодонту;
- неврологу;
- дефектологу.
После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.
Общие принципы лечения нарушений речи
Любое нарушение речи требует работы со специалистом. Только он определит форму расстройства речи и сможет выяснить ее причину. Тактика лечения зависит от результатов диагностики и индивидуальных особенностей пациента.
Если есть такая возможность, то необходимо устранить причину, вызвавшую нарушение речи. Для этого может потребовать участие невролога, психолога, психиатра.
Независимо от причины и формы расстройства во время лечения важно придерживаться следующих рекомендаций:
- исключить вредные привычки;
- избегать стресса;
- больше читать;
- общаться с разными людьми.
Для лечения нарушений речи у ребенка может потребоваться посещение специализированного детского сада или школы, логопедической группы или просто дополнительные занятия с логопедом. Кардинальность необходимых мер зависит от тяжести патологии.
Логопедические занятия подразумевают специальную программу, особенность которой связана со спецификой нарушений. Их коррекция обычно состоит из речевых упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, логоритмики. Логопедическая коррекция подразумевает также и домашнюю работу.
Дополнительно к логопедическим занятиям может применяться медикаментозная терапия, физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, а иногда и хирургическое вмешательство.
Причины ОНР
Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
- токсикоз;
- родовая травма;
- асфиксия, гипоксия;
- несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
- нарушения в центральной нервной системе;
- травмы головы малыша в первые его годы жизни;
- влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
- депривация.
Важны также и социальные причины. Это могут быть недостаточное общение с ребенком. Часто такая форма ОНР встречается у детей, проживающих вместе с родителями, имеющие проблемы со слухом
Заметно влияет на речевые навыки внимание взрослых к нему, должно уделяться много времени.
Патогенез
ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:
- фонетико-фонематическую;
- грамматику;
- лексическую;
- семантику.
ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.
Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.
Таким образом страдают речепроизношение и ее восприятие. Если имеются анатомические пороки, недостаточность развития речевого аппарата, происходит распад слоговой структуры слов, нарушается лексико-грамматическая основа высказываний.
Методы лечения
При обнаружении речевых нарушений необходимо корректировать состояние ребенка, со временем их проявления только усилятся. Дефекты речи подразделяются на ОНР, фонетические и фонетико-фонематические. Диагностикой отклонения занимаются медицинские специалисты и педагоги. Если первичной является умственная отсталость вследствие тяжелых заболеваний неврологического характера, ребенку могут оформить инвалидность.
Наиболее положительных результатов удается добиться при раннем выявлении проблемы у детей дошкольного возраста. В основе терапии всегда лежит комплексный подход: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, занятия у логопеда и дефектолога
Наиболее эффективны лазеро- и магнитотерапия, кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, способствуя гармонизации процессов в головном мозге
В зависимости от степени тяжести проявлений нарушения речи и наличия сопутствующих патологий дети обучаются по обычной школьной программе или в специальных учреждениях. В общеобразовательных заведениях обучение проводится по двум направлениям: в первом обучаются дети с тяжелыми нарушениями развития речи, во втором с выраженным заиканием. Для коррекции патологий программа начальной школы составляется отдельно, в дальнейшем переходят на общее обучение. В процессе терапии необходимо регулярно посещать логопеда.
Тяжелое нарушение речи у детей лечится по определенной схеме:
- развивают дыхание и голос;
- учат различать между собой звуки;
- тренируют мышцы;
- закрепляют правильное звукопроизношение;
- формируют коммуникативные навыки.
Этого добиваются с помощью проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой, развития мелкой моторики на уроках по рисованию, складыванию мозаики. Наглядный метод обучения помогает легче усвоить материал. Также связную речь развивают с помощью логопедических дидактических игр. Педагог разучивает с детьми информацию в виде стихотворения, сопровождая свое действие движениями рук. Кроме того, в процессе обучения у ребенка увеличивается словарный запас, уменьшается скованность при общении. Танцевальные движения и отработка мимики способствуют стимуляции координации.
На дому родители должны обеспечить ребенку полноценное питание, нормализовать его режим дня. Недостаточно просто занятий по логопедии, ему нужно общение с друзьями, полезной будет культурная программа.
Терапия конкретных видов расстройства
Способы терапии отличаются в зависимости от характеристики отклонения. Чтобы вылечить заикание, необходимо создать комфортную и спокойную обстановку. Нельзя делать на этом дефекте акцент, ребенку нужна психологическая поддержка. Старайтесь его не торопить, пусть говорит громко и четко.
При диагностированной сенсорной алалии ребенка, напротив, ограждают от чрезмерного общения с окружающими, исключают просмотр телевизора. Только после наступления «зрительного голода» логопед может приступать к коррекционной работе. Дизартрия лечится с помощью развития моторики, необходимо следить за режимом ребенка. Двигательная активность формируется посредством поощрения малыша к самообслуживанию (он должен самостоятельно одеваться, причесываться, есть).
Нарушение тембра голоса и звукопроизношения называют закрытой ринолалией. Она вызвана дефектами носовой перегородки, после устранения которых исчезает дефект речи. Открытая форма возникает из-за расщелин твердого и мягкого неба. Для ее лечения проводят операцию восстановления, также потребуются логопедические занятия.
Занимаясь с ребенком в домашних условиях, помните о том, что многое зависит от вашего положительного настроя. Вы должны заверить ребенка в успехе лечения и помочь ему избавиться от комплексов. В дошкольном возрасте шансы успешной коррекции выше, в сравнении со старшими детьми.
Симптомы у детей
Дизартрия может быть как первичным дефектом, так и вторичным на фоне алалии, ринолалии, афазии, заикания, ДЦП, олигофрении, гидроцефалии, ЗПР, нарушения слуха и зрения. Наиболее часто встречается дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Наряду с недостаточно четким произношением и нарушением просодики наблюдаются такие симптомы, как не резко выраженные нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, страдает пальцевая моторика, захватывают мелкие предметы кистью. Может быть замедлено формирование ряда психических функций: некоторые движения сокращаются или могут отсутствовать. Например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, не умеет захватывать мяч, спускаться по лестнице, прыгать. Часто у таких детей отсутствовала или была слабой стадия ползания, благодаря которой работа мозга активно разделяется на правое и левое полушария, образуя речевые зоны.
Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят. Выявляется предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезам, расстройствам ЖКТ, отказываются сосать грудь, наблюдается подтекание молока во время сосания из-под одного или обоих уголков рта, плохо приспосабливаются к изменениям погоды, метеозависимы.
В дошкольном и школьном возрасте симптомы следующие: дети двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, колебаниям настроения или апатии, в отношениях со взрослыми или сверстниками проявляют грубость, непослушание. При утомлении двигательные беспокойства усиливаются. Склонны к реакции истероидного типа, особенно, если добиваются желаемого. Артикуляционная моторика при всех формах дизартрии нарушается в разной степени, наблюдается обильное слюнотечение (саливация).
Вверх
Формы дизартрии
Современная классификация болезни основана на принципе локализации нарушения. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, подкорковую или экстрапирамидную, псевдобульбарную и стертую формы дизартрии.
Как проявляется дизартрия
Еще один вид нарушения речи – дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно – при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.
Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность
Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики
Существует также и стертая форма дизартрии – нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.
Правила формирования речи
Немаловажная роль родителей в процессе исправления невнятной речи. Логопед помогает «поставить» проблемные звуки, начинает работу по автоматизации проблемных фонем. Вся остальная работа ложится на плечи родителей.
Они должны следить за собственным произношением, помнить о том, что ребенок копирует их поведение и произношение
Заострять внимание на ошибках и запинках не стоит, как и ругать за голосовые неточности
Нужно аккуратно исправлять ошибки и время от времени показывать простые упражнения на развитие органов артикуляции. Позитивный настрой на занятия с логопедом также ложится на плечи родителей.
Основные речевые симптомы
Основными речевыми синдромами являются:
- моторная алалия – недоразвитие экспрессивной речи, (затруднение овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка) при достаточно сохранном понимании речи, нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причина моторной алалии – поражение центра Брока (корковый конец рече-двигательного анализатора) и его проводящих путей;
- сенсорная алалия – нарушение понимания речи и фонетической ее стороны вследствие нарушения работы центрального отдела речеслухового анализатора и его проводящих путей при сохранном элементарном слухе;
- афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением речевых зон коры головного мозга в результате мозговых травм, нарушения мозгового кровообращения (инсульты), нейроинфекций, объемных образований и других заболеваний центральной нервной системы; до 3 лет диагноз «афазия» не выставляется;
- заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (син.: логоневроз);
- дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
- ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата и характеризующееся своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств;
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы и расстройствами иннервации речевого аппарата вследствие поражения корково-ядерных связей, периферических нервов, черепно-мозговых нервов (VII, IX, X, XII пары), мозжечка, подкорковых ядер.
Лечение и коррекция
На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.
Принципы коррекции:
Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.
Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.
Устранение аграмматизма.
Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики.
Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.
Повышение уровня понимания чужой речи.
Педагог может использовать инструкции, чтение, игры
Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием
Развитие внимания, памяти, концентрации.
Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.
Развитие коммуникативных навыков.
Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.
В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.
Задачи | Методы коррекции, упражнения | Варианты игр |
---|---|---|
Формирование слухового внимания | Используйте речевые и неречевые звуки, расширяйте словарный запас ребенка с помощью изучения одной темы в течение недели. | «Отгадай, что звучит», (музыкальный инструмент, дождь, ветер и др.), «Эхо», Узнай по описанию овощ, транспорт, игрушку». |
Развитие зрительного внимания | Используйте картинки, предметы для запоминания ряда, убирайте или прячьте один-два, просите восстановить цепочку. | «Делай, как я» (движения, выкладка по образцу), «Чего не стало». |
Расширение словарного запаса | Ребенок должен больше узнавать и говорить. Используйте темы с учетом календаря. Подробно описывайте предмет, пересказывайте тексты, отвечайте на вопросы по картинкам, играйте куклами в сюжетные игры. | «Признаки времен года» (можно угадывать по картинкам, одежде на куклах), «Животные», «Профессии», «Что, где растет», «Из чего приготовим суп», «Магазин». |
Развитие коммуникативных навыков (групповые занятия). | Контролируйте, как общаются между собой дети на заданную тему. Просите задать вопросы, ответить на них, предложить варианты игр. | «Кто я?» (знакомство детей), «Я скажу, а ты продолжи», «У на вчера…(рассказ о семье или событии), «Я хочу быть» (профессии). |
Коррекция грамматических нарушений в речи | Составление фраз, предложений с учетом категории числа, падежа и рода слов. | «Какой он(а)? (описывайте фрукты, овощи, животных, людей — лимон кислый, желтый, овальный…), «Кто что делает? (мама пришла, приехала, спела, помыла, папа пришел, приехал, помыл). |
Отработка навыков словообразования | Прибавляйте к словам суффиксы, приставки, подыскивайте однокоренные. | «Маленький-большой (слон-слоник), «Скажи ласково (вода-водичка, карандаш-карандашик). «Прибавь приставку» (шел-пошел, пришел, ушел). |
Развитие мелкой моторики | Используйте лепку, рисование, штриховку, раскрашивание, прописи. | «Нарисуй по образцу», «Обведи кружочки», «Кукольный театр» (лепка). |
Развитие артикуляционного дыхания, контроль за интонацией, высотой голоса. | В качестве разминки используйте артикуляционную гимнастику, песни, подвижные игры с декламацией стихотворений. | «Кто громче (тише)», «Что чувствуешь (отработка выражений эмоций с помощью радостных, грустных восклицаний). |
Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.
Восстановление речи
Вне зависимости от прогнозов и мнения людей, речевой аппарат нужно восстанавливать. Ведь благодаря этому, человек может безболезненно общаться в социуме с другими людьми. Но заниматься самолечением не рекомендуется, ведь можно сделать себе только хуже, ухудшить ситуацию.
Как восстановить речь после инсульта
Программу восстановления в целом составляет лечащий доктор, в которую входит врач-логопед. Именно этот медицинский работник будет заниматься восстановлением речи больного. В зависимости от разновидности дисфункции речевого аппарата, будет зависеть лечение. Обычно это массаж, упражнение на мышцы, помогающие разговаривать, лекарства и другие процедуры.
Скорость восстановления речи
Как уже не раз было написано выше, скорость восстановления речи напрямую зависит от степени поражения мозга и особенностей организма больного. Поэтому сроки восстановления речевого аппарата после инсульта у всех разные: несколько месяцев, год, несколько лет или в самом худшем случае – никогда. Тем не менее, не стоит опускать руки, необходимо верить в лучшее. Ведь многие люди восстанавливают речь в первые несколько месяцев
Важно только соблюдать все рекомендации врача
Причины расстройства речи
Причины расстройства речи разнообразны и достаточно многочисленны. Так расстройство речи у ребенка может возникнуть из-за воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на плод во время беременности. К таким факторам можно отнести:
- Вредные привычки матери;
- Перенесенные инфекционные заболевания матерью во время беременности;
- Родовые травмы;
- Частые стрессовые ситуации, которые приходится переживать беременной женщине.
Кроме таких причин, существуют и другие, которые могут способствовать развитию расстройства речи у ребенка. А именно:
- Рождение недоношенного ребенка;
- Перенесенные ребенком тяжелые инфекционные заболевания;
- Перенесенный энцефалит, менингит;
- Стресс, психоэмоциональная травма ребенка;
- Эмоциональная лабильность ребенка.
Все вышеперечисленные факторы, и многие другие, могут привести к появлению расстройства речи у ребенка.
Чтобы по возможности избежать этого, создайте своему ребенку максимально комфортные условия для его развития, охраняйте его от стресса, плохих эмоций и переживаний, заботьтесь о его психоэмоциональном развитии.
Для информации
Основные этапы развития языка в первые 5 лет жизни
- К концу 2-го года жизни ребенок должен говорить предложениями из 2-3 слов, а также выполнять простые словесные просьбы и повторять услышанные слова.
- К концу 3-го года жизни ребенок должен выполнять словесную просьбу, включающую 2-3 следующих друг за другом действия, понимать названия большинства бытовых предметов и обращенную к нему речь. Он должен говорить достаточно хорошо, чтобы его понимали посторонние люди.
- К концу 4-го года жизни ребенок задает абстрактные вопросы («почему?»), понимает, что такое сходство и различие. Он говорит достаточно грамотно, если грамотно говорят его родные. Хотя к этому возрасту ребенок должен говорить вполне членораздельно, он может не выговаривать до половины звуков; это не повод для беспокойства.
- К концу 5-го года жизни ребенок должен пересказывать историю своими словами и составлять предложения не меньше чем из 5 слов.
Признаки и симптомы
Речевые отклонения могут выражаться одним или несколькими симптомами. По их сочетанию ставят окончательный диагноз. Ребенок с ТНР плохо воспринимает учебный материал, отстает в интеллекте от своих сверстников. Из-за нарушения моторики он выглядит неуклюжим, психическое состояние неустойчиво (импульсивность сменяется замкнутостью). Раздражение по мелочам приводит к трудностям в общении со сверстниками.
Коррекция дефекта необходима, потому что дисфункция речевого аппарата приводит к нарушениям фонетического, грамматического и лексического характера. Кроме проблем с мыслительными процессами, у ребенка возникают сложности в общении с окружающими. При использовании детьми аморфных слов-корней («тя бах» — чашка упала), простой фразовой речи, аграмматичных высказываний постороннему человеку непонятен их смысл.
Интеллект страдает вторично на фоне тяжелой недостаточности развития речи
Дети не могут сконцентрировать внимание на новом материале, тяжело переключаются с одной темы на другую. Изученная тема быстро забывается, особенно, связанная с сюжетом, последовательностью событий
Часто они не умеют обобщать и делать выводы. Им легче работать с наглядным материалом. Имеющееся двигательное расстройство приводит к быстрой общей утомляемости и пониженному тонусу. Все вышеуказанные признаки вызывают отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям с ТНР свойственны пассивность, обидчивость и отсутствие мотивации для достижения результата.
Отклонение от нормального темпа речи также является патологией. Ребенок, имеющий подобные дефекты, может разговаривать фразами из мультфильмов или теми, что услышал накануне от родителей. Из-за трудностей с пережевыванием пищи он может подавиться даже маленьким кусочком
Также следует обращать внимание на такой симптом, как постоянно открытый рот и повышенное слюноотделение
Классификация речевых нарушений
В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.
Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.
Нарушения средств общения:
- Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
- Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
- Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.
В логопедии существует три уровня речевого развития:
- 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
- 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
- 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.
Нарушения использования средств общения:
Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.
Медицинская классификация
В этой группе опираются на медицинские критерии.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:
- Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
- Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
- Нарушение силы голоса – фонастения.
- Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.
Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Нарушения темпа и ритма речи
Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи
Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:
- Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
- Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
- Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.
Структурно-семантические расстройства
Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.
Нарушения письма и чтения
- Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
- Аграфия − полная невозможность освоения письма.
- Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.
Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.
Симптомы Расстройства рецептивной речи:
Расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. Ранние признаки — неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с раннего возраста, неспособность идентифицировать несколько предметов к 18 месяцам, неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2 лет. Поздние нарушения — неспособность к пониманию грамматических структур — отрицаний, сравнений, вопросов; непонимание паралингвистических составляющих речи — тон голоса, жесты и т. д. Нарушается восприятие просодических характеристик речи. Отличие таких детей в нормальной подражательной речи — «милая речь с обилием литеральных парафазии» — что-то слышит, но отражает близкими по звучанию словами. Однако характерно нормальное использование жестов, нормальные ролевые игры и отношение к родителям. Часты компенсаторные эмоциональные реакции, гиперактивность, невнимательность, социальная неприспособленность, тревога, чувствительность и застенчивость, изоляция от сверстников. Менее часты энурез, расстройство развития координации.