Как правильно поощрять ребенка?
Содержание:
- Откажитесь от финансового поощрения
- Как нельзя поощрять ребёнка?
- Могут ли поощрения навредить?
- Финансовое вознаграждение
- Как сделать коробки для подарков
- Вот, чем нужно руководствоваться:
- Правила применения метода
- Можно ли часто хвалить ребенка?
- Финансы, сладости, незаслуженная похвала…
- Как правильно поощрять детей?
- Как правильно поощрять?
- Похвала
- Каких правил необходимо придерживаться при применении системы одобрений?
- Причины:
- Поощрение как метод воспитания детей
Откажитесь от финансового поощрения
Можно придумать тысячу разных способов, которыми можно, как поощрять ребенка за хорошую учебу, так и за положительные поступки и помощь по дому, но только не прибегайте к финансовому поощрению. Ребенок должен испытывать радость и удовольствие от самого процесса обучения в школе, постепенно у него будет приходить осмысление и понимание для чего он учится.
Если же родители введут прайс-лист — сколько денег чадо станет получать за хорошие оценки, то сам процесс обучения в школе сведется к такому вот «зарабатыванию» денег. Кроме того, любая помощь по дому, просьба со стороны близких людей, вполне вероятно вызовет у ребенка желание делать это за определенную плату. Вы спросите, а как же тогда научить ребенка обращаться с деньгами?
Этим вопросом безусловно стоит заняться вместе с подрастающим поколением, обсудить и выбрать способы зарабатывания денег для подростка, обговорить еженедельную сумму карманных расходов, но это совсем другая история. Не стоит сводить обучение в школе и оказание помощи близким людям к денежным отношениям.
Акцентируйте внимание на самом процессе
Научите ребенка получать удовольствие от самого процесса обучения в школе, а не только от конечного результата. Если чадо прикладывает много сил ежедневно, сидит за учебниками, старается учиться хорошо, то помогите ему в этом. Поинтересуйтесь вечером какую тему по географии он сегодня изучал, не поленитесь открыть географическую карту и послушать рассказ сына или дочки о знаменитом мореплавателе. Попробуйте найти дополнительную информацию по теме, которую ребенок изучал к грядущему уроку.
Чаще всего, в учебниках размещается сжатая информация по определенной теме урока, там нет красочного повествования и даны лишь краткие, но необходимые ученику знания. Постарайтесь расширить кругозор ребенка, посещайте вместе с ним выставки, музеи, смотрите фильмы по пройденным темам, приобретайте красочную литературу. Поиск интересной дополнительной информации нестандартным способом, поможет вам, как поощрять ребенка за хорошую учебу, так и мотивировать его к дальнейшему обучению.
Лучше реже, чем чаще
Самое лучшее, что вы можете сделать для своих детей в качестве поощрения за учебу — вознаграждать их за это лишь иногда! Чем больше и чаще взрослые начинают «задаривать» собственных отпрысков, тем хуже они делают. Лучше, если поощрение будет проводиться, например, по окончанию четверти, полугодия или в конце учебного года.
За какие-либо значимые для ребенка контрольные и самостоятельные работы достаточно будет словестной похвалы или совместного похода в кино. Частыми подарками, мамы и папы отбивают у ребенка желание учиться во имя знаний и для самого себя, все сводится к «зарабатыванию презентов».
Как нельзя поощрять ребёнка?
Нельзя
поощрять ребёнка деньгами. Вознаграждение родителями детей за их хорошее поведение
или хорошую учёбу или выполнение каких-либо домашних обязанностей наносит огромный
вред развитию их личности.
Если постоянно награждать ребёнка деньгами, за выполнение его обязанностей,
которые он и так ОБЯЗАН выполнять, то он перестанет уважать и эти обязанности
и требования родителей, если они не подкреплены деньгами. Получается, ребёнка
нельзя ни о чём попросить. Его можно только купить. Вряд ли кто-либо из родителей
желает такой «участи» для своего ребёнка.
На самом деле, почему ребёнок должен получать вознаграждение за выполнение
домашних обязанностей? Он живёт в этом доме, пользуется удобствами и питается.
Дети должны быть равноправны со своими родителями, в том числе и в вопросе выполнения
семейных обязанностей. Если же дети не будут выполнять то, что им нужно
делать, то у них, вряд ли, разовьётся чувство ответственности.
Далее приведём диалог отца с девятилетним Кириллом, происходивший в одной из
семей после того, как ребёнок отказался сходить в магазин и купить хлеба. Отец
позвал сына и начал с ним разговор:
— Кирилл, ты отказываешься сходить в магазин, почему?
— Я не хочу.
— Ну, хорошо. А кто должен идти?
— Ты. Или мама.
— Но мама гладит бельё, она не может. А я ремонтирую кран в ванной. Слушай,
Кирилл, мы же одна семья, или нет?
— Да, одна.
— А должны ли родители и дети в семье помогать друг другу?
— Да, должны.
— Я тоже так считаю. Смотри, я для семьи зарабатываю деньги, покупаю продукты
в магазине, ремонтирую, если что-нибудь сломается. Мама кушать нам приготовила,
дом красиво оформила сегодня и вещи сейчас гладит тебе к школе. Понимаешь, мы
все работаем на благо семьи, все приносим пользу, а не только пользуемся всем,
что есть. Если человек не приносит пользу окружающим, а только живёт за счёт
них, значит, он нахлебник, и таких людей никто не любит. Ты хочешь быть нахлебником?
— Нет, не хочу. Только я маленький пока.
— Да ты маленький, верно. Т.е. ты не сможешь зарабатывать деньги и семью обеспечивать?
— Нет.
— Так, ладно. А кушать приготовить и бельё погладить? Тоже вряд ли. Ну, хорошо.
Давай посмотрим, что ты можешь сделать.
И дальше отец с сыном выяснили, что Кирилл может вынести мусор, сможет купить
молока и хлеба и забрать младшего брата из садика. И отныне эти действия стали
обязанностями мальчика, и он больше не отказывался их выполнять. Приведённый
пример показал, насколько грамотно мужчина
в этой семье исполнил свою роль
отца в воспитании сына.
Но, стоит отметить, что дети должны быть полноправными участниками во всех
направлениях жизни семьи. В том числе и в расходовании денег. Поэтому, необходимо
рез в неделю или раз в две недели выделять им какую-либо сумму денег на личные
расходы. Но, при этом, эти деньги никак не должны быть привязаны к выполнению
ребёнком его домашних обязанностей или поведения. Это не должно быть поощрением.
Дети выполняют свои обязанности, потому что должны вносить свой вклад в семью.
А получают немного денег на свои расходы, потому что являются членами этой семьи.
Вредно поощрять ребёнка не только деньгами, но и игрушками, сладостями или
другими вещами. Они также формируют в ребёнке зависимость от награды за выполненные
просьбы.
Могут ли поощрения навредить?
Любимое чадо ведет себя хорошо и не капризничает – родители в восторге от послушного сына или дочки. Мама покупает малышу мороженое, папа ведет его в цирк, думая о том, какое счастье, что у них растет положительный ребенок
Но во всем важно знать меру, награда может пойти во вред:
Похвала нередко заставляет малыша искать одобрения со стороны взрослых. Дети перестают радоваться тому, что они узнают что-то новое, они перестают получать удовольствие от творческого процесса, их основной целью становится – произвести впечатление на окружающих.
Малыш, который постоянно слышит восклицания бабушек и дедушек: «Молодец! Ты самый лучший!» часто растет настоящим эгоистом.
Не следует детей подкупать за «хорошее» поведение, желая получить легкое вознаграждение, маленькие мальчики и девочки быстро понимают, какую роль им следует играть, и в результате легко манипулируют родителями. Малыши кажутся идеальными, они послушные и скромные, но на самом деле, это только поверхностно.
Никогда не принижайте достоинства других детей, говоря: «Твоя поделка лучше, чем у Маши». Пусть малыш соревнуется, но не со сверстниками, а с самим собой, тогда он каждый раз будет улучшать свои результаты.
Финансовое вознаграждение
Современные родители используют этот вид поощрения чаще всего. Вместо карманных денег ребенку выдается определенная сумма денег за положительные действия или поступки. Например, за уборку в доме или хорошую учебу.
Здесь психологи особенно активно стучат себя пятками в грудь, доказывая, что так делать нельзя! Но давайте уже посмотрим правде в глаза: без денег сейчас никуда и нигде. Особенно, если родители друзей или одноклассников просто дают своим детям деньги без повода. Вам нужна зависть вашего ребенка по отношению к окружающим? Нет? Значит, идем в ногу со временем, и поощряем отпрыска материально.
Но есть некоторое важные нюансы, которые следует соблюдать, используя денежный эквивалент похвалы:
- Сумма должна быть соразмерна поступку. Нельзя давать за мытье посуды 500 рублей, а за уборку комнаты 50.
- Об этих деньгах родители должны забыть. Ребенок имеет полное право воспользоваться ими по собственному усмотрению. Нельзя говорить, к примеру: «Это тебе на новые ботинки.»
- Установите ограничение. Например, за пятерку 10 рублей, но не более 100 рублей в неделю. Иначе чадо замучает учителей желанием отвечать у доски. Или вообще возьмет педагога в долю.
Вообще, рекомендуется использовать материальный вид поощрения как можно реже, либо за серьезные действия или дела, требующие длительного выполнения. Может быть окончание учебного года?
В противном случае, если платить ребенку за любую мелочь (надевание колготок или подметание пола), то можно добиться совершенно противоположного эффекта. Чадо будет требовать законное денежное вознаграждение постоянно и в возрастающих объемах.
Совет. Вот только не надо сейчас про ценность учебы и багаж знаний. Нынешняя реальность не позволит быть сытым и одетым, опираясь только на знания. И в магазинах за учебу не продают еду
Просто подходите к финансовому поощрению с осторожностью и тщательно все обдумав. Но не исключайте полностью
Как сделать коробки для подарков
После того как доска для «Поощрительного календаря» готова, необходимо будет сделать коробки для подарков. К работе по изготовлению коробок можно подключить детей. Это занятие, несомненно будет для них полезным. Изготовление коробочек для подарков не только доставит им радость, но, несомненно, станет для них хорошим уроком ручного труда.
Для начала нужно будет сделать одну общую выкройку куба, который станет образцом для нанесения ее на плотную бумагу. Проблема с коробками в том, что они должны легко открываться и закрываться, но при этом сохранять свою форму и содержимое, помещенное внутрь. Коробка должна быть сделана в виде куба, и он должен быть достаточно большой и плотный, чтобы мелкие предметы из него не выпадали, а крупные (например, игрушечные машинки) свободно помещались внутрь. Примерный размер коробки — 5х5х5 см. Она не должна спонтанно открываться, поэтому бумага, из которой она изготовлена, должна быть достаточно плотной.
После того как схема для всех коробок (25 штук) нанесена на плотную бумагу, их следует аккуратно вырезать. После того как все коробки вырезаны из плотной бумаги, их нужно будет собрать.
Никакого макияжа: подписчики очарованы “честным селфи” Ксении Бородиной
Самая мясная колбаса – моя домашняя: без угрызения совести даю самым младшим
«Должны расти самостоятельно»: Джордж Клуни рассказал о воспитании детей
Приклейте ваши коробки к доске по пять штук в ряд. Расстояние между коробок должно быть 1 см. Также необходимо отступить от каждого края 1 см. Прежде чем приклеивать каждую коробку, убедитесь, что она свободно открывается с передней стороны. Можно использовать линейку или ровный отрезок доски толщиной 1 см для того, чтобы ряды коробок были ровными.
Вот, чем нужно руководствоваться:
Похвала
Она обязательно должна быть заслуженной, продуктивной и иметь четкую направленность на конкретные поступки ребенка, но никак ни на его личность. Как это работает? Во-первых, ребенок в очередной раз убеждается в том, что его ценят, любят и уважают. Во-вторых, у малыша повышается самооценка. В-третьих, пробуя свои силы в новом для себя деле, ребенок, который раньше часто слышал похвалу, будет гораздо увереннее развиваться в данном направлении.
С другой стороны, непродуктивная похвала может сформировать у него чувство нарциссизма и нездоровую зависимость от мнения окружающих. Поэтому лучше хвалить не самого ребенка как личность, а его определенные поступки. Не ограничивайтесь заштампованными фразами «хорошо», «ты молодец» и пр. Скажите ему, что на данный момент он стал лучше учиться (рисовать, танцевать), чем раньше.
Хвалите ребенка за его упорство, стремление к конкретной цели, настойчивость и трудолюбие. Это важные качества характера, которые необходимо развивать, а заслуженная похвала ускорит этот процесс.
Совместный досуг
Постоянная занятость и бытовые проблемы практически не оставляют времени для совместного времяпровождения представителей старшего поколения с детьми
Родительское же внимание необходимо ребенку в любом возрасте. Общие дела и увлечения, игры развивают чувство родства и доверия
Такой метод наказания, как лишение совместной деятельности, должен иметь реальные причины и применяться только при конкретных поступкам. Ребенок должен понимать, что он сделал неправильно и стараться не допускать таких ошибок впредь.
Делегирование «взрослых» прав
Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решение в некоторых вопросах. Он должен знать, что ваше доверие он заслужил. Например, разрешите поиграть на детской площадке на час больше. Как и предыдущие, этот метод должен иметь привязку к конкретным поступкам. Чем больше ребенок прилагает усилий для собственного самосовершенствования, тем больше вы должны доверять ему.
Как нельзя поощрять ребенка?
В некоторых ситуациях поощрение может сыграть злую шутку. Профилактикой таких случаев может послужить соблюдение следующих рекомендаций:
- не «покупайте» хорошее поведение ребенка игрушками, сладостями и деньгами. Иначе он быстро приучится вами манипулировать;
- не принижайте в присутствии малыша достоинств его друзей. «Ты сегодня выглядишь лучше, чем Степан», «ты справился с задачей намного быстрее других». Вы должны настраивать ребенка не равняться на успехи других, а постоянно заниматься самосовершенствованием. Соревнования с собой являются хорошим стимулом для улучшения своих предыдущих результатов.
Помните, что поощрение должно быть грамотным. Не превращайте похвалу в свою прямую обязанность. Учитывайте особенности характера ребенка. Следите за тем, чтобы ваши лучшие намерения не стали причиной развития у него нарциссизма и эгоизма.
Правила применения метода
Поощрение должно быть заслуженным, и использовать его надо, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий – физических, умственных, нравственных. Например, за то, что ребенок смог отказаться от своих желаний ради удобства других: уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п. В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению – к тому, чтобы поступить так же в другой раз.
Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий. Расстроенный взволнованный мальчик подходит к воспитателю:
Расстроенный взволнованный мальчик подходит к воспитателю:
– Я нечаянно опрокинул цветок. Его приготовили, чтобы пересадить, а я задел.
– Хорошо, что сказал об этом, – говорит педагог. – Сейчас мы вместе приведем все в порядок.
Прибегая к поощрениям как к корректировке поведения дошкольника, не следует забывать о чувстве меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. В одном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания, в другом – начинают многое делать напоказ, хотя в сущности выполняют свои повседневные обязанности. Захваливание детей, не обладающих в достаточной степени сдержанностью и скромностью, приводит к самолюбованию, позерству, «примерному» поведению лишь в присутствии взрослых.
Следует также предостеречь родителей от мнения, будто в воспитании ребенка можно многого добиться одними поощрениями.
Лена привыкла, что дома ее всегда и за всё хвалят. Раскрасит рисунок и идет к соседям показывать, уберет свои игрушки на место и бежит к маме:
– Правда, я молодец?
– Молодец! Ты ж ведь у меня самая лучшая!
И так изо дня в день. Девочка настолько привыкла к похвалам, что даже замечания в мягкой форме вызывали у нее слезы. Особенно трудно было ей первое время в детском саду. Нелегко оставаться незамеченной, усидеть на занятиях и, например, не выскакивать с ответом, ожидая, когда тебя вызовут. Обидно, когда не хвалят за то, что помогла малышу завязать шарф, убрала свою постель, т. е. поступила так, как все дети. Ведь дома подобные дела расценивались как что-то необыкновенное, а здесь ни у кого не вызывали восторгов.
Немало пройдет времени, прежде чем девочка поймет, что похвалу надо заслужить. Так, поощрение, применяемое непродуманно, наносит ущерб воспитанию положительного поведения.
Есть еще одно условие, которое нельзя не учитывать: поощрение всегда должно сочетаться с требовательностью.
Для того чтобы закрепить у шестилетнего сына желание чистить зубы на ночь без напоминания взрослых, мать иногда говорила бабушке так, чтобы слышал мальчик:
– Виталик все делает, как папа. Теперь ему и напоминать не приходится, чтобы он чистил зубы.
Это имело успех – сын ведь очень хотел быть похожим на папу. Но… день ото дня процедура с чисткой зубов стала у родителей занимать все больше и больше времени, так как мальчик не хотел ложиться спать. Однако мать не торопила сына, хотя и понимала его уловку. Будучи требовательной в одном, она проявляла снисходительность и другом, в результате режим у ребенка был нарушен.
В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании со всевозрастающими требованиями они приносят желаемый результат.
Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.
Можно ли часто хвалить ребенка?
Безусловно, абсолютно любой человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в похвале и добрых словах. Это стимулирует человека к новым свершениям, дарит положительные эмоции.
Но не стоит забывать о том, что все хорошо в меру. Не нужно бросаться в крайности, бесконечно расхваливая ребенка, либо, наоборот, совсем не делая этого. И первый, и второй вариант могут навредить малышу.
Если ребёнка не хвалить, то он начнёт понимать, что бы он не сделал — это все бесполезно и старания ни к чему не приведут, никто не оценит и не порадуется. Такие дети вырастают неуверенными, с низкой самооценкой, не верят в собственные успехи и достижения.
Если хвалить ребенка без меры, то скоро он начнет нуждаться в постоянном одобрении и не сможет что-то делать без добрых слов, а стремление развивать свои достоинства и таланты может исчезнуть.
Если поощрять и хвалить ребёнка слишком часто, то в конце концов это станет обычной формальностью, без какого-либо смысла. Также захваленные в детстве люди не воспринимают критику в свой адрес, считая, что все должны быть к ним доброжелательны и положительно оценивать каждый поступок.
Финансы, сладости, незаслуженная похвала…
Нельзя выражать родительское одобрение только в эквиваленте финансов. Не надо поощрять ребенка деньгами, если он помог по дому или правильно выполнил домашнее задание. Дети успешно занимаются тем, что искренне выбирают, но если они поймут, что за действием их будет ожидать оплата, творчество закончится, и начнется обычное зарабатывание денег.
Поощрять шоколадкой, тортом, конфетами и иными сладостями недопустимо! Нельзя создавать из еды культ. Для родителей купить печенье проще, чем заниматься с ребенком, но лучше от этого ему не будет.
Не надо хвалить ребенка за обычные, естественные вещи. Если он оделся сам, помыл за собой посуду или покормил домашнее животное, не надо выражать восторг. Ребенок должен понять, что по своей природе он способен на многие действия, причем особенных усилий ему для этого прилагать не стоит. Поэтому похвала в данном случае будет просто неуместной.
Если в семье несколько детей, мама и папа должны убедиться, что другие дети не испытывают чувства зависти или обиды, когда одного из них хвалят и поощряют.
Не стоит незаслуженно хвалить ребенка, чтобы расположить его к себе, потому что итогом может стать абсолютно невыносимое его поведение. А все потому, что дети, почувствовав неискренность, жаждут проявить свою истинную натуру, опровергая похвалу своим поведением.
Ребенок обязательно оценит похвалу, если она искренняя. В следующий раз он будет рад сделать приятное родителям.
Надо научить ребенка быть благодарным даже за минимальный знак внимания, который к нему проявлен, не обращая внимание на денежную сумму, которая на него была затрачена. Нельзя анализировать вместе с ним стоимость подарков, потому что это приведет к серьезным проблемам, которые касаются вопросов нравственности
Как правильно поощрять детей?
Существуют несложные правила, как хвалить ребенка:
Хвалите не малыша, а те поступки, которые он совершил
Чрезмерные восхваления могут только навредить, у ребенка появляется завышенная самооценка, достаточно быстро у любимого отпрыска сформируется высокое самомнение. К примеру, сын или дочка убрали детскую, не торопитесь с личной похвалой: «Молодец! Умница!».
Лучше сказать: «Теперь комната полностью убрана, она чистая, и в ней приятно находиться». Ребенок сможет по достоинству оценить вашу похвалу и будет стараться заслужить ее снова.
Советы для правильного поощрения ребенка помогут избегать давать оценки личности и при этом не ранить чувства малыша. Когда дочка приносит вам свой очередной рисунок, покажите искренний интерес к творческой работе, отметьте в рисунке особенно понравившиеся моменты: «Какое красивое у тебя получилось дерево, похоже на живое, ты прорисовала каждый листочек, а рядом забавные зайчата».
Хотите похвалить – тщательно подбирайте слова: важно, чтобы ребенок мог делать выводы самостоятельно о собственных умениях. Когда сын помогает отцу донести коробку до ворот, не нужно утверждать, что он самый сильный
Просто скажите сыну, что тяжелую коробку нелегко поднять, и мальчик поймет сам, что он сильный, и его родители нуждаются в его помощи.
Укажите ребенку на чувства, которые он сам испытывает, достигнув желаемого результата
Не следует просто хвалить малыша, когда хорошо справился с работой, лучше обратить внимание ребенка на его удовольствие от процесса выполнения. Маленькие девочки и мальчики от природы испытывают интерес к творческой деятельности, любое достижение для них – это новая победа, которая приводит их в восторг
Нельзя хвалить ребенка за обыденные вещи
Польза мер поощрения детей будет неоспоримой, если вы не станете удивляться всякий раз, когда замечаете социальные навыки у малышей. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что он может совершать поступки и без похвалы.
Откажитесь от поощрения деньгами
Если детям дают деньги за то, что они помыли посуду или вынесли мусор, то они сосредотачиваются исключительно на внешнем результате. Ребенок не старается качественно мыть тарелки, он может выбросить мешок с мусором за угол дома, главное для него завершить процесс, чтобы получить обещанную денежную сумму от родителей.
Мама и папа должны обращать внимание ребенка на его собственные ощущения, малышу должен нравиться сам процесс, необходимо, чтобы он испытывал радость от получения новых знаний и счастье от того, что он может помочь родителям.
Основные формы поощрения основываются на доверии, взрослые не должны бояться, что у любимого чада может что-то не получиться. Поддерживайте любимое чадо в его творческих начинаниях, которые не опасны для здоровья малыша.
Как правильно поощрять?
Поощрения и наказания в воспитании детей должны быть строго регламентированы. Нельзя перегибать палку, ибо итог может оказаться совершенно не таким, которого ожидают родители.
Поощрительные действия можно назвать великим искусством воспитания. Причем стать для ребенка и взрослых оно может не только «полезным», но и «вредным». Есть простые правила обучения этому искусству, благодаря которым многие ошибки не будут допущены.
Обязательно направлять похвалу не на личность ребенка, а на совершенный им поступок. Например, если постоянно говорить дочери: «Ты такая чудесная!», ребенок со временем станет ощущать тревогу, что он не настолько идеален, как о нем говорят. Ситуация в дальнейшем может развиваться по двум направлениям:
— не дожидаясь так называемого разоблачения, ребенок сознательно плохим поведением будет стараться доказать, что он (или она) не идеал;
— ребенок перестает быть искренним, начнет подстраиваться под похвалу, будет стараться попадать только в те ситуации, в которых он сможет покрасоваться наиболее выгодной своей стороной.
Поощрение не может быть обещано заранее мамой или папой. Оно должно логически следовать за хорошим поступком со стороны ребенка. Малыша надо научить радоваться своему труду и получать от этого удовольствие, а не ожидать награду.
Похвала
Психологи рекомендуют не хвалить самого ребенка, вынося одобрение только поступкам или действиям. Но давайте поставим себя на место отпрыска. Представьте ситуацию: стремясь угодить родителям, малыш убрался в комнате или вымыл посуду.
Основные рекомендации — это фразы типа: «Какая чистая стала комната! В ней так приятно находиться!» или: «Посуда просто засверкала!»
Что будет чувствовать ребенок, если не похвалить его самого? Правильно, горечь и обиду. Ведь комната или посуда не стали чистыми по мановению волшебной палочки. Кто-то же приложил для этого усилия? Он сам! А заслуженной награды не получил.
Поэтому оставляем психологов самих копаться в своих рекомендациях, и от души хвалим своего отпрыска за каждое положительное действие.
Важно! Ребенка невозможно перехвалить. Он будет рад любым добрым словам со стороны родителей
Особенно, если заслужил.
Каких правил необходимо придерживаться при применении системы одобрений?
Для того чтобы приведенная выше схема разнообразных видов поощрений была эффективна, необходимо научиться правильно использовать эти методы. Только в таком случае воспитание будет полным и достаточно эффективным. К таким правилам их применения можно отнести:
Никогда не пытайтесь применять чрезмерно преувеличенную похвалу. Чем чаще вы будете ее применять, тем невыносимее будет становиться поведение вашего малыша. При этом вы всегда должны использовать ее только тогда, когда дитя ее честно заслужило. В обязательном порядке ваша похвала должна быть только искренней, так как дети очень тонкие натуры и чувствуют всю ложь со стороны родителей.
Если вы решили применять одобрение, то оно должно быть направлено только на поступок ребенка, а не на его индивидуальность. Ни в коем случае нельзя говорить малышу, к примеру, такие фразы: «Ты настоящий помощник!», «Как бы без тебя справлялась?» и т.д. В таких словах он очень быстро может засомневаться, так как он сам знает, что не настолько идеален, как его расхваливают
Здесь лучше всего обратить внимание на сам поступок.
Не нужно применять похвалу относительно к естественным вещам.
Не старайтесь очень часто употреблять так называемую финансовую похвалу. В особенности не давайте ему деньги за его личные творческие преуспевания и за помощь именно вам по хозяйству
В таких случаях он поймет, что за каждое его действие вы в дальнейшем будете давать деньги, и самостоятельно он не захочет выполнять никаких действий.
Если у вас в семье не один, а несколько детей, то в обязательном порядке следите за тем, чтобы похвала одного не вызывала чувство оскорбления и унижения другого.
Старайтесь в качестве одобрений практически никогда не давать шоколадные конфеты или же обычные шоколадки. Чрезмерное употребление этого метода может воспитать у вашего дитя культ еды.
Ни в коем случае не обещайте заранее никаких подарков, так как они должны последовать только после того, как будет выполнен соответствующий поступок.
Старайтесь воспитывать у вашего ребенка чувство благодарности за малейшее одобрение.
https://youtube.com/watch?v=sYdjBq3vhDY
В том случае, если вы активно используете целую систему одобрений, следите за тем, чтобы приемлемость применения этих способов была оправдана. В иных же вариантах старайтесь чрезмерно не злоупотреблять подобными способами.
Причины:
1.Психологический тип ребенка. Более эмоциональные, гиперактивные и импульсивные дети чаще отличаются непослушанием, всплесками эмоций, молниеносной сменой настроения, излишней обидчивостью, болтливостью. Поведение гиперактивного ребенка характеризуется неусидчивостью, тревожностью, недостатком внимания, совершением опасных действий, отсутствием контроля двигательной активности.
Дети-интроверты, напротив, страдают угнетением внешней активности, тревогой, страхами, склонностью таить в себе многочисленные переживания.
Совет: давать детям эмоциональную разрядку, на переменах позволять принимать участие в активных играх. Вне школы обязательно посещение спортивных секций, бассейна, танцевальных студий. Дома как можно больше разговаривать и заниматься совместно уроками с ребенком, постепенно формировать усидчивость с помощью настольных игр.
2.Освоение территории. Своим поведением (негативным как нам кажется) ребенок для себя познает:- что можно, а что нельзя, т.е. границы дозволенного;- проверяет реакцию взрослых, учителей, одноклассников на его выходки, шалости и «подвиги».
Совет: пытаться с первого раза пресечь попытки «озорства», сразу ограничить круг разрешенных действий.
3.Отсутствие должного воспитания, культуры общения: ребенок- перебивает учителя, не выполняет его просьбы,- «подворовывает» у одноклассников,- не признается в содеянном, сваливая вину на других,- ужасно ведет себя в столовой,- на рабочем месте (парте) беспорядок, вещи разбросаны по всему классу.
Совет: ежедневное кропотливое воспитание в ребенке правил хорошего тона, навыков самообслуживания, правил поведения детей в школе.
4.Лидерские качества ребенка. В этом случае, плохое поведение – это своеобразный бунт ребенка на различные запреты, указания, приказы, попытки нравоучений со стороны взрослых. Подобным образом ребенок пытается самоутвердиться, показать собственное «я», что он «личность», отличная от других.
Совет: прислушиваться к ребенку, развивать его задатки, проявления характера в лучшую сторону, поощрять инициативу, быть другом и советчиком.
5.Попытка привлечь внимание. Порой для ребенка плохое поведение в школе — единственный способ привлечь внимание родителей, занятых другими детьми в семье, собственной карьерой, внутренними проблемами между собой и т.д
Совет: как можно больше уделять времени ребенку, предлагать совместные игры и отдых с другими братьями и сестрами, чаще выбираться вместе на природу, пикник; обсуждать дела в школе, отношения со сверстниками, приглашать друзей в гости.
6.Низкая самооценка ребенка. Неуверенность в себе, в собственных достижениях порождают отсутствие мотива к учебе («Зачем стараться и пытаться что-то делать, все равно ничего не получится»).
Совет: чаще одобрять положительные поступки, добрые слова и отношения к кому-либо, хвалить за попытки исправиться, за успех в любой сфере деятельности ребенка.
7.Подражание. Это присуще больше всего ребятам в подростковом возрасте 11-16 лет, когда в классе существует неформальный (или формальный) лидер с заработанным авторитетом, который может диктовать свои правила. Ребенок неосознанно пытается ему подражать, чтобы его признали за «своего», за «крутого», самостоятельного. Прежде всего, это касается курения (в т.ч. электронных сигарет), употребления энергетических напитков, наркотиков, алкоголя, посещения различных тусовок, компаний.
Совет: — быть ближе к ребенку, — объяснять, что сила и мощь человека в знаниях, образовании, — рассказать о последствиях употребления вредных веществ, тем более в детском возрасте.
Поощрение как метод воспитания детей
Поощрение — одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.
Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.
Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:
— Лева! — умоляет мать плачущего малыша, — ну замолчи, я дам тебе конфетку.
В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:
— Мама, — спрашивает он, — будут мне подарки ко дню рождения?
— Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
— Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
— А для чего тебе?
— Если не будут, зачем хорошо себя вести?
Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.